Как научиться правильно принимать решения. Как принять правильное решение, если сомневаешься

то делать, если вы руководитель и перед вами стоит сложный выбор? Помните, как в сказке: казнить нельзя помиловать, уволить нельзя оставить, и непонятно, где ставить запятую. В этой статье мы расскажем о нескольких способах принять правильное решение. Это поможет не только бизнесменам, но и обычным людям, попавшим в сложную ситуацию.

Если вы попали в западню

Обычно принятие трудного решения бывает необходимо в сложной жизненной ситуации. Стресс влияет на человека по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то тревожится и не спит ночами, кто-то истерит и срывается на близких. Неизменным остается одно: человек словно попадает в ловушку собственной психики, зачастую он не способен самостоятельно сделать выбор и действует под влиянием эмоций или близкого окружения. Время показывает, что импульсивные и непродуманные решения являются неэффективными и способны загубить ваш бизнес, карьеру, ваши отношения, в конце концов. Помните: все серьезные решения принимаются с холодной головой. Поэтому перед тем, как использовать на практике описанные ниже методы, сделайте вот что: выключите сердце и включите голову. Мы подскажем, как.

Есть несколько способов усмирить эмоции:

  • краткосрочный — правильно подышите. Сделайте 10 глубоких медленных вздохов — это поможет вам успокоиться;
  • среднесрочный — представьте, что в такую ситуацию попал ваш друг и спрашивает у вас совета. Что вы ему скажете? Наверняка отбросите все эмоции и постараетесь взглянуть на ситуацию отстраненно, объективно. Вот и попробуйте;
  • долгосрочный — возьмите тайм-аут. Просто отпустите ситуацию на время, займитесь другими делами, а спустя неделю или месяц вернитесь к ней. Так вы убьете двух зайцев: во-первых, отсечете импульсивные решения и не будете рубить сплеча. А во-вторых, нужное решение само созреет в вашей голове, как спелый плод — нужно только дать ему время.

Теперь, когда эмоции больше не влияют на ваш выбор, поговорим о восьми надежных методах принятия решения.

1. Метод плюсов и минусов

Воспользуйтесь старым добрым способом: возьмите лист бумаги и ручку, расчертите лист надвое. В левом столбце напишите все плюсы выбранного решения, в правом — соответственно, минусы. Не ограничивайтесь несколькими позициями: в списке должно быть по 15-20 пунктов. Затем подсчитайте, чего будет больше. Профит!

Суть метод а: даже если бесконечно прокручивать плюсы и минусы в голове, полной картины вы вряд ли увидите. Психологи советуют составлять письменные списки: это помогает упорядочить накопленную информацию, визуально увидеть соотношение плюсов и минусов и сделать вывод, основанный на чистой математике. Почему бы и нет?

2. Заводите себе привычки

Этот метод подходит, если вам сложно сделать выбор в бытовых вопросах. Например, повышать зарплату новому сотруднику или пока не стоит, ставить на сайт или другой компании. Что съесть на ужин, в конце концов, картошку фри или рыбу с овощами. Трудное решение, конечно, но все же не вопрос жизни и смерти. В этом случае полезно сознательно завести себе привычки и в дальнейшем следовать им. Например, введите железное правило: повышать зарплату работникам только по прошествии полугода работы в вашей компании. Покупать канцелярскую продукцию исключительно в фирме “Скрепка” — у них дешевле. Есть на ужин легкие и полезные блюда — сами вскоре спасибо скажете. Ну, с обратным звонком вы поняли, да.

Суть метода : следуя привычкам, вы будете принимать несложные решения на автомате, избавляя себя от ненужных раздумий, не тратя драгоценное время на ерунду. Зато потом, когда нужно сделать по-настоящему ответственный и важный выбор, вы будете во всеоружии.

3. Метод «Если - то»

Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии. Если инцидент повторится — уволите.

Суть метода: как и в первом случае, это создание условных границ, в рамках которых вы и будете действовать. С души сразу свалится груз, и жить станет значительно легче. А самое главное — не придется тратить время на размышления и думы о судьбе нерадивого работника.

Его придумала известный американский журналист Сьюзи Уэлч. Правило таково: прежде чем принять трудное решение, остановитесь и ответьте на три вопроса:

  • что вы будете думать об этом спустя 10 минут;
  • как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев;
  • а что скажете через 10 лет?

Приведем пример. Возьмем молодого мужчину, который работает менеджером, работу не любит, но терпит, потому что деньги-то нужны. Мечтает уволиться, взять кредит и открыть свое дело — небольшой паб, но при этом отчаянно боится прогореть и потерять все, что имеет. В общем, классический случай, когда синицу в руках предпочитают журавлю в небе.

Нашему герою сложно сделать первый шаг — уволиться с ненавистной работы. Допустим, он делает это. Через десять минут он вряд ли успеет пожалеть о принятом решении. Через 10 месяцев он уже успеет взять в аренду помещение, оборудовать паб и принимать клиентов. А если не получится — уж работу менеджера он найдет в любом случае — так о чем жалеть? Ну а через 10 лет этот выбор вряд ли будет иметь вообще какое-то значение: или бизнес будет продолжаться, или наш герой будет работать на другом месте — одно из двух. Получается, если следовать правилу 10/10/10, принять решение уже не становится такой сложной задачей, ведь человек ясно представляет, что ждет его в дальнейшем.

Суть метода : при принятии трудного решения нас, как правило, обуревают эмоции: страх, тревога, или наоборот, радость и возбуждение. Человек чувствует это прямо здесь и сейчас, чувства заслоняют перед ним перспективы будущего. Помните, как у Есенина: “лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Пока будущее представляется туманным и расплывчатым, выбор решения будет откладываться снова и снова. Составляя конкретные планы, представляя в деталях свои эмоции, человек рационализирует проблему и перестает пугаться неизвестного — ведь оно становится простым и понятным.

Читайте также: Три реальных истории.

5. Решайте в течение 15 минут

Как это ни парадоксально, но за 15 минут следует принимать самые важные, стратегические решения. Знакомая ситуация: в компании возникла серьезная проблема, которая требует немедленных действий, но суть в том, что правильного решения никто не знает. Например, конкуренты сделали гадость, и непонятно, что делать: ответить тем же или достойно выйти из ситуации. Или кризис ударил по вашей компании, и вы в замешательстве: переезжать в менее престижное место или сократить с десяток работников. Как тут сделать правильный выбор, да и есть ли он? И вы начинаете тянуть, не в силах принять решение, в надежде на то, что все само собой рассосется.

Если вы не знаете, какое решение верное — просто представьте, что правильного ответа в этой жизненной задачке нет. Дайте себе 15 минут и примите любое, вот абсолютно любое решение. Да, с первого взгляда это может показаться бредом. А как же планирование, а как же тестирование и проверка решений? Ок-ок, если вы можете быстро и с минимумом вложений проверить правильность решения — проверьте. Если для этого нужны месяцы времени и миллионы рублей — лучше откажитесь от этой идеи и сразу засекайте время.

Суть метода : стоит ли говорить, что если тянуть время, ничего не решается: кризисы не проходят, цена за аренду не снижаются, а конкуренты становятся еще зубастее. Одно непринятое решение тянет за собой другие, бизнес провисает и становится неэффективным. Как говорится, лучше сделать, чем пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

6. Не ограничивайтесь узкими рамками

То самое, о чем мы писали в начале. Казнить или помиловать, покупать машину или нет, расширяться или подождать лучших времен. Одно из двух, пан или пропал, эх, была не была! Но кто сказал, что проблема имеет только два решения? Выбирайтесь из узких рамок, попробуйте взглянуть на ситуацию шире. Не обязательно организовывать масштабное расширение производства — достаточно запустить пару новых позиций. Вместо дорогого авто можно приобрести более скромный вариант, к проштрафившемуся сотруднику применить на первый раз меры дисциплинарного взыскания.

Суть метода : когда вариантов решения только два, больше шанс выбрать верное решение, и многие сознательно упрощают себе жизнь, деля ситуацию на да и нет, черное и белое. Но жизнь намного многообразнее: не бойтесь взглянуть ей в глаза и принять все возможные варианты. Решением может стать компромисс, отказ от обеих крайностей в пользу третьего, совершенно неожиданного решения или удачное совмещение двух вариантов. Так часто бывает, когда владелец небольшого бизнеса не может определиться, что ему делать: сидеть на телефоне, развозить заказы или заниматься только управленческой деятельностью. Начните совмещать — а потом увидите, что получается лучше всего. Это и будет оптимальным решением проблемы.

Как часто мы думаем: "Знать бы где упасть...". Как порой жалеем о неиспользованных возможностях или ошибочных действиях. Каждый хотел бы знать и понимать, как принимать правильное решение, которое повело бы по нужному пути к намеченной цели. Однако мы забываем порой о самом важном. О том, что наша

личность находится в постоянном развитии. Решая все новые задачи, сталкиваясь с необычными и непривычными обстоятельствами, мы меняемся. А значит, цели, ценности, приоритеты также не стоят на месте. Они меняются вместе с нами. Именно поэтому вопрос о том, как принимать правильное решение, лучше ставить для "здесь и сейчас", а не забегая вперед и тем более

Автору доводилось беседовать со многими людьми, которые порой оказывались на сложных жизненных перекрестках. И вот что характерно для тех, кто производил впечатление уверенного в себе, состоявшегося человека - они не жалели о прошлом! Не даже если приходилось много раз менять жизненный уклад, страну, сферу деятельности. Не упивались жалостью к себе, если доводилось потерять всё имущество и начинать всё заново. Поэтому, чтобы понимать, как принимать правильное решение, нужно четко осознавать: от нас зависит многое, но не всё. То, что кажется в определенный момент верным, может обернуться ошибкой. Именно потому больше

всего страдают от неудач негибкие люди, которым сложно перестроиться и действовать по обстоятельствам. А путь наш далеко не всегда гладок и просторен. Поэтому первый совет: снимите с себя бремя чрезмерной ответственности. Человек устроен так, что в любой ситуации он может найти и радость, и разочарование. Даже если вы достигли своей "цели", всегда может казаться, что "дворец слишком мал, а патока чересчур сладка".

Итак, о котором вы не пожалеете? Прежде всего, постараться довериться судьбе и интуиции. Очень часто мы колеблемся и сомневаемся, если имеется некий например, между разумом и чувствами, между желаниями и долгом. Но такая ситуация является и стимулом к развитию. А интуиция, которую мы часто недооцениваем или заглушаем - это то, что помогает принять правильное решение. Не стоит думать, что это нечто сверхъестественное, "глас свыше". Это скорее ваше подсознание по-своему перерабатывает ситуацию. Наши элементарные, физиологические реакции часто подсказывают нам, где нам будет хорошо, а где не очень. К примеру, если вы ищете новую работу, прислушайтесь к интуиции. Если разговор с будущим шефом настраивает вас на позитивный лад - это хорошее начало. Но если само здание, атмосфера, там царящая, внешний вид и манера общения сотрудников вызывают напряжение и угнетают, если вы не чувствуете себя комфортно в данном месте - возможно, это предостережение.

А как принимать правильное решение в личной жизни? Совет тот же. Не пытайтесь рассуждать, планировать, думать возвышенными категориями. Просто прочувствуйте ситуацию, погрузитесь в свои ощущения. То, как сложится общение с тем или иным человеком, зачастую решают первые минуты. И если нам комфортно, мы чувствуем себя в безопасности, это значит, у этих отношений есть будущее. И наоборот, если нам трудно найти общие темы, если мы скованны, но, к примеру, в сознании засела мысль, что это отличная партия, постарайтесь довериться интуиции. Живем мы с человеком, а не с его статусом, деньгами или положением в обществе.

Еще одна техника подскажет, как научиться принимать правильные решения. Этот способ можно назвать "загляни в будущее". Суть в том, чтобы попробовать как можно более подробно представить себе возможное развитие событий,

которое последует за вашим выбором. Вам предлагают работу, но вы не знаете, браться ли за нее? Как можно более детально и в красках представьте себя на этом месте через год, два, пять. Как выглядит ваш обычный рабочий день, как вы одеваетесь, как отдыхаете? Приятно ли вам входить в офис или вы стараетесь придумать отговорки, чтобы как можно реже там появляться? Представив это, вы подсознательно подготавливаете себя к принятию решения.

А самый, пожалуй, известный и действенный метод - "переспать" с проблемой. Задав себе вечером перед сном вопрос, утром вы получите готовый ответ. Всю работу за вас проделает подсознание или интуиция. Иногда помогает и беседа с посторонним незаинтересованным человеком. Проговаривая вслух все свои доводы и сомнения, вы тем самым подходите к решению. Удачи вам!

Вся жизнь человека состоит из череды принимаемых решений – больших и маленьких. От некоторых из них зависит вся дальнейшая жизнь. Многие люди испытывают трудности, когда сталкиваются с необходимостью сделать выбор. Давайте разберемся, как сделать процесс принятия решений наиболее эффективным, и какими методами можно при этом пользоваться.

Каждый день жизнь ставит нас перед выбором, подкидывая разнообразные задачи. Что приготовить на завтрак? Какой костюм надеть на работу? Какой телефон купить? Куда поехать отдыхать во время отпуска? Соглашаться ли на предложение руки и сердца или подождать? Уволиться с работы или остаться? Есть решения, которые ни на что особо не влияют, а есть те, что кардинально меняют жизнь.

Все люди по-разному ведут себя, когда принимают решения. Есть категория людей, которых называют «пофигистами». Они никогда не мучаются выбором, потому что отдают предпочтение первому попавшемуся или наиболее простому варианту. Они надевают ту одежду, которую первой достанут из шкафа, идут на свидание с тем, кто первый пригласит, устраиваются на ту работу, на которую легче всего устроиться и т. д. Эти люди считают, что жизнь сама все расставит по местам, поэтому не стоит напрягаться.

Другая категория людей во время принятия важных решений руководствуется интуицией. Эти личности всегда прислушиваются к своему внутреннему голосу и не сомневаются в правильности принятых решений. Однако таких людей не очень много.

Большую часть людей составляют индивиды, испытывающие трудности во время выбора. Они мучаются, сомневаются, взвешивают каждый вариант, но все равно не могут принять окончательного решения. А когда решение принято, продолжают сомневаться в его правильности. Если вы относитесь к категории таких людей и не знаете, как принять решение, если сомневаешься, то вам будет полезно изучить несколько методов, облегчающих процесс выбора.

Метод 1. «Квадрат Декарта»

Суть метода состоит в том, чтобы рассмотреть стоящую перед вами проблему с четырех разных сторон. Для этого нужно задать себе 4 вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части в виде квадрата. В каждую часть впишите один из вопросов:

  1. Что хорошего я получу, если исполню задуманное?
  2. Что хорошего я получу, если откажусь от исполнения задуманного?
  3. Что плохого я получу, если исполню задуманное?
  4. Что плохого я получу, если откажусь от исполнения задуманного?

Подумайте и впишите в каждый квадрат ответ на вопрос. Перечислив все плюсы и минусы от реализации задуманного и от отказа от реализации, вы сможете понять, какое решение вам лучше принять.

Если не знаете, как поступить в той или иной ситуации и перестать сомневаться, расскажите о проблеме двум самым близким людям и спросите у них совета. Народная мудрость гласит, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который защищает и направляет на правильный путь. Ангел-хранитель дает подсказки через интуицию. Если же у человека плохо развита интуиция, то ангел может передать подсказку через близкого человека. Отсюда и вытекает рекомендация спросить совета у двух самых близких людей.

Метод 3. «Расширение рамок»

Проблема большинства людей состоит в том, что они загоняют себя в узкие рамки и не видят альтернатив. Они склонны зацикливаться на вариантах «Да» и «Нет», не осознавая, что существуют и другие варианты выбора. Допустим, вы хотите взять в кредит автомобиль. Вы видите только два варианта выбора – взять авто в кредит или продолжать ездить на общественном транспорте.

Расширив рамки выбора, вы увидите альтернативные варианты. Например: можно найти машину подешевле и купить ее уже не в кредит; можно отказаться от кредита и начать копить деньги на покупку машины; можно снять жилье поближе к работе и не ездить на общественном транспорте; можно вообще сменить работу, устроившись в другую компанию, расположенную близко к вашему дому; можно договориться с кем-нибудь из коллег, чтобы он подвозил вас на работу на своей машине за определенное вознаграждение. Как видите, вариантов может быть множество, главное, увидеть их.

Метод 4. «Исчезновение вариантов»

Представьте, что вариант, который вам больше всего нравится, недоступен. Например, компания, в которую вы хотите устроиться на работу, перестала существовать. Подумайте, что делать в этом случае. Размышляя в этом ключе, вы обнаружите другие, не менее интересные варианты относительно новой работы, которые вы раньше не видели, потому что зациклились на одном.

Метод 5. «Стакан воды»

Автором этой методики является американский парапсихолог Хосе Сильва – основатель «Метода Сильва», автор книг по нетрадиционной психологии. Он предлагает следующее: вечером перед сном налейте в стакан чистой, некипяченой воды. Возьмите стакан двумя руками, закройте глаза, сосредоточьтесь на волнующей вас проблеме и четко сформулируйте вопрос, требующий принятия решения. Затем, не торопясь, отпейте половину стакана, мысленно повторяя примерно такую фразу: «Это все, что мне нужно, чтобы принять правильное решение».

Стакан с оставшейся водой поставьте возле своей кровати и ложитесь спать. Утром после пробуждения первым делом допейте воду и поблагодарите свое подсознание за правильное решение. Решение может прийти сразу же после пробуждения или в течение дня. Люди, опробовавшие эту методику, утверждают, что она работает.

Метод 6. «Отсрочка»

Если вы никак не можете сделать выбор и принять решение, дайте себе отсрочку. Когда вы возбуждены, а мозг перегружен информацией, сделать правильный выбор очень трудно. Вспомните, как часто в спешке вы принимали неправильное решение, а потом жалели об этом? Чтобы этого не произошло, возьмите паузу, успокойтесь, еще раз тщательно проанализируйте сильные и слабые стороны вашего выбора. В жизни не так много ситуаций, требующих мгновенного принятия решения, поэтому не бойтесь отложить его на некоторое время.

Метод 7. «Владейте информацией»

Прежде чем сделать выбор, постарайтесь узнать как можно больше информации о варианте, которому собираетесь отдать предпочтение. Если речь идет о покупке какого-либо товара, почитайте в интернете отзывы о нем. Принимая решение о смене работы, узнайте все о должности, которую вам предстоит занять, и о людях, которые работали там до вас. Если есть возможность, разыщите этих людей, чтобы получить информацию из первых рук. Вы же понимаете, что работодатель может не рассказать вам обо всех трудностях, которые вас ждут, а человек, уже работавший раньше в этой компании, вряд ли станет утаивать такую информацию.

Чем важнее решение вы принимаете, тем более ответственным должен быть ваш подход к поиску нужной информации. Так вы убережете себя от обмана и подготовитесь к возможным трудностям.

Метод 8. «Отбросьте эмоции»

Эмоции очень мешают в принятии правильного решения, потому что они искажают видение ситуации. Эмоционально возбужденный человек не способен здраво мыслить. Поэтому возьмите себе за правило: никогда не принимайте решения, находясь на пике эмоций. Гнев, страх, злость, а также бурная радость, эйфория – плохие советчики в принятии решений.

Если вас одолевают эмоции, не делайте никакого выбора. Дайте себе время остыть, а затем трезвым взглядом взгляните на ситуацию. Так вы убережете себя от необдуманных поступков и их последствий.

Как избавиться от эмоций?

Даже когда вы понимаете, что эмоции мешают вам сделать правильный выбор, вы не всегда можете избавиться от них. Чтобы облегчить этот процесс, воспользуйтесь несложными способами.

10/10/10

Это способ позволяет вам отбросить сиюминутные импульсы и посмотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе. Суть метода состоит в том, чтобы перед принятием решения задать себе три вопроса:

  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 минут?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 месяцев?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 лет?

Допустим, вы хотите взять в кредит дорогую машину. Вы оформляете кредит и садитесь за руль новенького авто. Что вы подумаете через 10 минут после покупки? Наверняка будете находиться в эйфории, радуясь своему приобретению. Но уже через 10 месяцев радость поутихнет, и вы почувствуете всю тяжесть кредитного бремени, столкнетесь с необходимостью ограничивать себя во многих вещах. А через 10 лет, когда вы, наконец, расплатитесь с долгами, увидите, что ваша машина постарела и требует ремонта, а может она вам уже так надоела, что хочется ее продать.

Способ 10/10/10 можно применять в любой ситуации. Он отлично помогает усмирить эмоции и взглянуть на отдаленные последствия вашего выбора, чтобы не жалеть потом о содеянном.

Побудьте в темноте

Хороший способ усмирить эмоции – просто побыть в темноте. Психологи доказали, что полумрак или полная темнота успокаивает человека, помогают привести мысли в порядок. Обратите внимание, что в ювелирных магазинах всегда яркое освещение. Вы думаете, это сделано для того, чтобы золото и драгоценные камни лучше играли и переливались в лучах света? Не только для этого. Специалисты по маркетингу знают, что яркий свет чаще заставляет человека делать импульсивные покупки.

Если вам нужно успокоить эмоции, чтобы принять верное решение, посидите некоторое время в полутемной или темной комнате, обдумайте еще раз последствия вашего выбора.

Дышите глубоко

Еще один простой, но действенный метод, помогающий в борьбе с эмоциями – глубокое дыхание. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов и выдохов, а затем еще раз спросите себя: «Правильно ли я поступаю?».

Подумайте, что бы вы посоветовали другу

Чтобы убавить эмоции и охладить пыл, полезно взглянуть на ситуацию со стороны. Представьте, что перед необходимостью принятия решения стоите не вы, а ваш друг. Что бы вы посоветовали ему сделать в этой ситуации?

Многие люди замечают за собой такую особенность: они дают своим знакомым дельные и рациональные советы, но сами, попадая в похожие ситуации, ведут себя крайне глупо. Так происходит потому, что взглянув на проблему со стороны, мы видим только самое существенное. А когда сами оказываемся внутри проблемы, то всплывает множество всяких мелочей, которым мы придаем слишком большое значение.

Умение абстрагироваться и смотреть на ситуацию непредвзято дает весомое преимущество при необходимости сделать правильный выбор.

Метод 9. «Следование жизненным приоритетам»

У каждого человека есть свои жизненные ценности, правила и приоритеты, которые влияют на его выбор. Всегда придерживайтесь этих ценностей, и вы не прогадаете. Например, вам предлагают на выбор две должности: одна из них престижная и высокооплачиваемая, но требует большой отдачи от вас; вторая менее престижная и не с такой высокой зарплатой, зато вам не нужно работать сверхурочно и у вас остается много свободного времени. Какую выбрать?

Чтобы принимать решения без сомнений и стресса, руководствуйтесь своими жизненными приоритетами. Если у вас на первом месте стоит семья, то выбирайте должность, которая не так престижна и оплачиваема, зато не будет красть ваше личное время, которое вы сможете уделять близким людям. Если же вы мечтаете построить карьеру, отдайте предпочтение престижной и высокооплачиваемой должности, которая поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.

Метод 10. «Интуиция»

Интуиция – прекрасный инструмент, которым далеко не все умеют пользоваться. Она может подсказать вам выход в случае, когда рациональные методы не принесли желаемого результата. А зачастую бывает и так: вы делаете выбор на основе логики и рациональности, и этот выбор кажется вам самым правильным, а внутренний голос упорно протестует против него. Может, стоит прислушаться к нему?

Развивайте интуицию, и она станет отличным помощником в разных ситуациях, однако не переоценивайте ее роль и не забывайте о разуме и логике.

Оказавшись в ситуации выбора, воспользуйтесь каким-либо из перечисленных методов, а лучше примените сразу несколько. Со временем вы поймете, какой способ подходит вам больше всего, и сможете использовать его в самых разных жизненных ситуациях. Научившись принимать решения, вы существенно повысите качество своей жизни.

Жизнь каждого из нас – это нескончаемый поток решений. Постоянно приходится выбирать: что купить, как провести вечер, какую профессию выбрать, какую сделку принять, а какую отклонить и т.д.

К счастью, в большинстве случаев, принять правильное решение довольно просто. Нашему подсознанию не приходится тратить много времени на то, чтобы выбрать один из вариантов, так как он, однозначно, лучше. Но бывают ситуации, когда непонятно, какой из выбранных вариантов принесет больше пользы и меньше вреда.

Вспомните легендарный фильм “Матрица”, когда Морфиус предложил Нео выбрать одну из пилюль. Это со стороны может показаться, что выбрать свободу и жизнь в реальности было проще и правильнее, чем все забыть и продолжить свое существование в сказке. На самом деле, большинство людей в своей жизни выбирают другую сторону.

Но мы немного отвлеклись от темы. Итак, бывают ситуации, когда принять правильно решение непросто. Каждый из возможных вариантов имеет массу плюсов и еще больше минус, которые мы бы не хотели получить. Кроме того, у каждого из вариантов будет масса последствий о которых мы и предположить не могли.

2 подхода к принятию решений

Существует два способа, которые могут помочь нам с выбором. Каждый из них мы использовали в своей жизни, просто, кто-то чаще выбирает одни, кто-то чаще пользуется вторым.

1. Когда включать логику?

Тщательное обдумывание возможных вариантов и их последствий характерно для принятия логически обоснованных решений. Используя этот подход мы может взвесить все за и против, проанализировать возможные выгоды и потери каждого из возможных вариантов.

Логический подход лучше всего использовать в тех ситуациях, когда имеется много исходных данных и большая часть последствий легко прогнозируется. Как правило, такой подход лучше применять в бизнесе и в любых других деловых сферах жизни, в тех случаях, когда возможные риски очень велики.

2. Когда использовать интуицию?

Нередко мы попадаем в ситуацию, когда практически нереально представить дальнейшее развитие событий. Нет прошлого опыта, соответствующего подобным ситуациям, и нет возможности извлечь и проанализировать сведения из других источников. А принять решение нужно быстро, так как “промедление смерти подобно”.

В этом случае не остается ничего другого, кроме как послушать свою интуицию и не сделать быстрый и однозначный выбор. Все равно мы не сможем построить сколь-нибудь точные прогнозы.

Необходимость принимать такие решения почти всегда возникает в личной жизни и во всем, что связано с человеческими чувствами и эмоциями.

Независимо от того, к какому подходу вы склоняетесь чаще, я рекомендую вам придерживаться следующих пяти принципов, они помогут вам принять правильное решение:

Принцип 1. Никогда не надейтесь на “авось”. Всегда принимайте решение сами.

Не ждите, пока все решится само собой или кто-то другой сделает это за вас. Нерешительность – это тоже решение, но, в этом случае вы уже не контролируете ситуацию, соответственно не властны над своей жизнью. Часто люди откладывают решение до тех пор, пока равноценных вариантов, заслуживающих внимания уже нет, а это уже не решение.

Осознанное принятие, пусть и неприятного, решения заранее подготовит вас к принятию его последствий и, скорее всего, вам будет проще справиться с его негативными последствиями. А может быть вы сможете даже найти способ избавиться от какой-то части, связанных с этим проблем.

Принцип 2. Принимайте решение быстро.

Откладывание решение на потом мы, как правило, повышаем свою ставку в этой игре. Как правило, интуиция нам подсказывает наилучшие пути, но интуиция действует лишь непродолжительное время, дальше в дело вступает весь ваш прошлый опыт, страхи, сомнения и прочая ерунда, которой загружен мозг. Все это только захламляет наше сознание и подталкивает к ошибкам.

Чем раньше вы сможете определиться со своим выбором, тем больше времени у вас останется на подготовку к его негативным последствиям. Будет время “подстелить солому”, в результате, вы сможете извлечь из, выбранного вами, пути больше пользы.

Принцип 3. Приняв решение, начинайте действовать немедленно и не останавливайтесь.

Ничто так не отдаляет достижение целей, как промедление. Отложив однажды выполнение своих решений, вам не составит труда отложить и в дальнейшем, а это чревато тем, что вы никогда не достигнете тех целей, для которых решение принимали. Зачастую, то, что мы обдумали и решили сделать забывается через несколько дней. Долгий ящик еще никто не отменял – именно в нем хранятся все наши самые великие достижения.

Принцип 4. Не меняйте решение на пол пути к результату.

Достижение любого результата требует времени и сил. Нет смысла рассчитывать, что результат придет легко и быстро. И если вы будете постоянно менять свои решения, то все это будет похоже на броуновское движение (хаотичное движение молекул вещества, при котором само вещество никуда не движется) и никакого результата точно не придет.

Вбейте себе в голову – получить результат можно лишь дойдя до конца.

Если вы приняли решение стать богатым, то действуйте до конца. Если вы через неделю решите, что это сложно и лучше стать здоровым. Перестанете откладывать деньги и начнете правильно питаться. Еще через неделю вы перестанете есть овощи, т.к. хочется шашлык, и примете решение быть красивым, занимаясь спортом. Дальше можете продолжить сами.

Принцип 5. Самый важный. Никогда не жалейте о принятом решении.

Часто люди полагают, что приняли неверное решение. Нужно было действовать по-другому. Фишка в том, что вы никогда не сможете узнать, правильно ли поступили, т.к. проверить невозможно. Всегда считайте ваш выбор единственно правильным.

К примеру, вы купили автомобиль, а через неделю у него сломался двигатель. Первая мысль – надо было купить другой, но, на другом, в самый неподходящий момент, могли отказать тормоза. Что было бы лучше?

На самом деле, принять правильное решение несложно, намного сложнее взять на себя ответственность за его последствия! Следуйте указанным правилам, они помогут вам и получить выдающиеся результаты.

Успехов, Дмитрий Жилин

Полезные статьи:


  • Как заработать деньги в интернете новичку – 23…

  • Что такое блог, как его создать, раскрутить и как…

Принимать решения непросто. Когда вы стоите на перепутье, альтернативные варианты мешают сделать выбор. Если следовать разуму, правильное решение можно принять за считанные минуты. Дочитав статью до конца, вы узнаете о необычной технике, которая помогает тысячам бизнесменов и людей разных профессий и дают четкие методики, которые помогут понять, как принимать правильные решения в жизни.

Каждый момент нашей жизни зависит от решений, которые мы вынуждены принимать в той или иной ситуации. Принимать правильные решения важно, особенно в те минуты, когда необходимо дать новый импульс, направление и смысл своей жизни. Не важно, что это - работа или личная жизнь, развитие карьеры или бытовые вопросы. Эти решения меняют нашу жизнь, карьеру или отношения. Повернуть все на 360 градусов. Даже тогда, когда мы не выбираем, мы на самом деле принимаем решения. В той или иной степени.

С одной стороны, современное общество широко распространило мнение, что человек сам творец своего будущего, с другой же стороны - процесс выбора сопряжен с метаниями, головной болью и мыслями об ответственности при возможных последствиях. Иногда очень трудно сделать правильный выбор. Вас легко могут одолевать миллионы сомнений, которые тормозят процесс принятия решения. А внутренние конфликты, которые приходят извне, мешают разуму видеть верный путь. По этой причине люди скованы страхом - из-за возможных неудач и неправильного выбора.

Тем, кто хочет немедля взять свою жизнь в свои руки, повелевать ею, стоит взять на заметку несколько методов, которые помогут принимать решения в жизни.

Первый шаг заключается в том, чтобы войти в контакт со своим «я». Здесь важно «отключиться» от различных воздействий и влияний из внешнего мира - перестать слушать советы и рекомендации других людей.

Сердце подскажет правильный путь. Склонные к рационализации люди, конечно же, в минуты принятия важных решений будут бороться. Потому как чаще всего они предпочитают слушать мозг, анализировать преимущества и недостатки. В конечном итоге, это приводит к потере эмоционального импульса, который может оживить любой выбор. Выбирать, основываясь на рациональном подходе, полезно тогда, когда необходимо минимизировать риски.

Поэтому важно прислушиваться к внутреннему голосу, это дает возможность принимать правильные решения. Как правило, финансово обеспеченные и богатые люди всегда сталкивались со сложными ситуациями и выбором. Но они имели мужество и отвагу, принимая важные решения, идти против всех, но с улыбкой на лице и слушая свое сердце.

2. Прислушиваться к интуиции

Помимо сердца, есть часть собственной личности, которая называется интуиция.
Она дает нам бесконечное множество идей и информацию, которую можно использовать в дальнейших размышлениях. Например, вы замечали, когда вы встречаетесь с незнакомым человеком, неожиданно к вам будто бы приходит озарение и спонтанное решение. Здесь важно не упустить этот момент. Ведь это возможно, это тот знак, обозначающий, что вы идете по верному пути.

Даже когда вы не выбираете, все равно делаете выбор.

«Откладывать решение - это само по себе является решением.»

Фрэнк Баррон

Многие склонны полагать, что отказаться от принятия решения - это и есть выбор. Но на самом деле принимая решения и делая выбор, вы понимаете, что вы живы, только вы - хозяева своей судьбы. Поэтому важно взять на себя ответственность, преодолеть неуверенность и страхи и принять какое-то решение.

Даже в случае, когда у вас есть страх сделать неправильный выбор, в любом случае предпочтительнее его сделать. Это только ваш собственный накопленный опыт, который поможет в будущем принимать правильные решения.

3. Правильная постановка цели

Для того, чтобы сосредоточиться на своей цели и принимать решения правильно, необходимо заранее составить и разработать план для ее достижения. Отличным вариантом и упражнением для достижения своих целей является технология SMART. Так мысли быстрее упорядочатся, и вы сможете принять верное решение. Постарайтесь быть более конкретным и описывать все наиболее четко. Таким образом, четкая постановка цели, структурированный план помогут вам быстрее принять решение, которое является судьбоносным.

4. Составить список приоритетов

Прежде чем обратиться к другим за помощью, полезно попробовать разработать список и варианты выбора в виде иерархии. Например, первичные потребности - зарабатывать больше и менее значимые - близость места работы. Все это важно, когда вы принимаете решение бросить работу или поменять ее на другую.

Для принятия верного решения важно определить, какие вещи, вам мешают быть счастливым и, во-вторых, реализовать правильные стратегии, чтобы устранить барьеры. И если конечная цель - устранение этих внешних факторов, которые мешают нам спокойно жить, в таком случае, необходимо изменить способ думать, действовать.

5. Проанализировать плюсы и минусы

Как говорят мудрые: следуй своему сердцу. Однако, никогда не стоит забывать об аспектах рационального выбора. Необходимо правильно оценить возможные последствия. Поэтому необходимо расписать все «за» - «что вы получите, если сделаете тот или иной выбор» и все «против». Многие находят такое упражнения весьма полезным в поиске правильного решения. Так вы быстрее осознаете, какие препятствия и трудности перевешивают любые преимущества выбора и сможете принимать решения правильно.

7. Избегать поспешности в принятии решений

Следовать сердцу и интуиции, не значит принимать поспешные решения, руководствуясь сиюминутными эмоциями. Как правило, такие принятие таких решений продиктованы не разумом, а отчаянием, разочарованием, гневом или волнением. Важно принимать решения в моменты затишья, когда разум способен рассуждать спокойно и доходчиво.

Еще важно в такие моменты различать то, что действительно заслуживает ваших размышлений и то, что просто затуманивает ваши мысли.

Прислушиваться к чужому мнению хорошо, но в любом случае окончательное решение должно быть принято в полной автономии, ясном уме и сознании. Какой бы выбор вы ни сделали, всегда стоит помнить, что они не определяют весь ход жизни.

9. Техника «компас»

В этом поможет техника «компас». Об этой методике обычно рассказывают на курсах по бизнесу и менеджменту. Эта методика поможет взвесить все ваши решения, посмотреть на них иначе, нестандартно.

На самом деле метод «компаса» - это гораздо проще, чем может показаться. Для того, чтобы принять решение, вы должны:

  • Написать на бумаге пять простых вопросов.
  • Выбрать один из шести возможных вариантов альтернативных действий.

Для начала необходимо задать пять вопросов для принятия правильного решения.

Каждый раз, когда вам предстоит принять важное решение, возьмите лист бумаги, блокнот, цифровой или личный дневник. На чистой странице напишите следующие вопросы.

  1. Откуда вы? Здесь не имеет значение ваше место проживание, прописка и место жительства! Напишите на белом листе: Чем вы занимаетесь сегодня? Кем являетесь на данный момент? Где вы находитесь сейчас. Если вы на перепутье жизненных дорог - запишите некоторые решения и возможные события, которые могли бы изменить вашу жизнь.
  2. Что действительно для вас важно? Напишите в блокноте четыре вещи, которые никогда и не заставят сдаться. Какие ключевые моменты, переломные были в вашей жизни. Что помогло вам в жизни и из-за чего ваша жизнь больше не будет прежней.
  3. Что вас заставляет действовать и идти вперед? Что тебя мотивирует и для принятия конкретных решений?
  4. Кто те люди, которые важны для вас? Кто способен влиять на принятие жизненно важных решений? Кому вы доверяете? Кто заставляет идти на подвиги и действовать, творить, работать?
  5. Что вас останавливает? Что пугает в решении, которое следует предпринять? Какие препятствия, ситуации или люди мешают и держат по пути к намеченной цели?

Вы закончили отвечать на вопросы? Все расписали? Теперь переходим к следующему пункту - описание карты концепций. Для этого нам необходимо будет выделить ключевые слова, которые характеризуют все ваши ответы.

Следующий шаг - оценка числа вариантов действий. Для структуризации записей можно использовать как обычный блокнот, так и программу MindNode или приложение MindMeister.
Итак, записываем шесть альтернативных путей действий, предложенные модели принятия решений «компас». Ответы на все эти вопросы, помогут внести ясность и принять хорошо продуманное решение.

  • Решение, которое вас очаровывает и вдохновляет. Какое решение оказывает наибольшее влияние на вас? Допустим, в прошлом для вас самым главным были новые люди, полученный опыт. Вероятно и сегодня это правильный путь для вас. Знакомства с новыми людьми, расширение новых связей, нетворкинг, партнерства и поиск единомышленников.
  • Рациональный путь. Что вам предлагают люди, которым доверяете? Они более опытны и мудры?
  • Путь мечтателя. Это все про жизнь, которая очаровывает вас. Этот путь - не самый простой. Возможно, он соответствует вашим ценностям, устремлениям и убеждениям, но нужно учесть, что у вас должна быть мотивация, а ваши твердые убеждения помогут в достижении целей.
  • Решение, которое может быть наименее распространенным. Если ваши дни - скучны, они вас «душат» и дни напоминают «день сурка», тогда вам, возможно, стоит встать на нетрадиционный путь принятия решения.
  • Наиболее распространенное решение. Если вы - человек-консерватор, для вас главное обычаи и привычки, значит этот вариант для вас самый лучший. К примеру, вы состоите с кем-либо, к примеру, в отношениях (неважно личные, деловые, партнерские), вы понимаете, что должны сделать выбор: продолжать их или отправиться в новое приключение. Поэтому здесь важно оценить наши ценности и людей, которых мы любим. Если они никак не пересекаются, значит, возможно, пришло время разойтись. Такое происходит, когда необходимо идти на компромисс, делать выбор в пользу того, что действительно важно для нас, когда мы действуем из-за страха не оправдать ожидания человека, которого уважаем.
  • Обратный путь. Это своего рода шаг назад и редизайн ваших целей. Вам просто нужно свести счеты с прошлым, и тогда откроется новая ранее неизведанная дорога. К примеру, вы решаете вопрос: закрыть проект, который не дает ожидаемых результатов. В таком случае мы сталкиваемся с дилеммой? С одной стороны - как бросить, если уже один или два года мы живем и дышим любимым делом. С другой стороны - если проект не приносить результатов, мы вынуждены вкладывать время и другие ресурсы. Поэтому, когда нет достаточной мотивации, чтобы продолжать проект, нужно тщательно оценить обратные пути, то есть подумать о закрытии осуществляемого проекта.

Методика «компаса» помогает принять один или несколько вариантов правильного решения.

10. Метод «Квадрат Декарта»

Методика «Квадрат Декарта» позволит посмотреть на вопрос комплексно и поможет принять решение, не зацикливаясь на одном факторе.

Для того чтобы принимать решения по этому методу необходимо задать четыре вопроса, которые можно внести в матрицу для простоты восприятия. Вопросы:

  1. Что случится, если событие произойдет? (положительные стороны)
  2. Что случится, если событие не произойдет? (положительные стороны)
  3. Что не случится, если событие произойдет? (отрицательные стороны)
  4. Что не случится, если событие не произойдет? (отрицательные стороны, чего мы не получим)

Ответив на эти вопросы будет проще взвесить все за «за» и «против» и принимать правильные решение в важные моменты.

11. Метод «Стакан воды»

Этот метод разработал Хосе Сильва. Этот исследователь написал множество книг и изучал возможности управления разумом и судьбой, различные методы визуализаций и предсказаний.

Метод «Стакан воды» основан на утверждении, что вода «записывает» информацию. Последние исследования ученных это подтверждают. А поскольку человек состоит в основном из воды, то, вероятно, вода может помочь ответить на некоторые вопросы. Итак, рассмотрим метод.

Перед тем, как ложиться спать, нужно налить в стакан чистой воды. Затем взять стакан воды в руки, закрыть глаза, сконцентрироваться и задать вопрос, который требует принятия решения. Затем выпить пол стакана воды маленькими глотками, проговаривая «Это все, что потребуется, чтобы принять правильное решение». Затем открыть глаза, поставить стакан, в котором осталась вода недалеко от кровати и уснуть. После пробуждения нужно допить воду и поблагодарить за нахождение правильного решения. Ответ придет либо сразу, либо неожиданно в течение дня.

Итак, мы разобрали на примерах способы и методы, которые можно использовать при принятии важных решений.

Принимая важное решение, всегда учитывайте одну важную вещь: никогда не забывайте, кто вы и что вы хотите от жизни. Выбирайте, учитывая свои ценности и цели, не давайте нерешительности и страху лишить вас чего-то важного в жизни! И всегда помните: не бывает неправильных решений, вы всегда сможете найти способ исправить это! Теперь вы всего в одном шаге от принятия правильного решение, которое может быть поворотным в вашей жизни, так что не бойтесь принимать решения!