Как вернуть вдохновение к письму. Советы начинающим писателям: что делать, если нет вдохновения

С потерей интереса сталкивались, наверно, все писатели. Вчера от истории дух захватывало, сегодня ею живешь, но проходит неделя, месяц, два, и она тускнеет, теряет краски, не вызывает прежнего эмоционального отклика. Только удивление – чем зацепила-то? И сожаление с недоумением и раздражением – ведь нравилась же, почему интерес пропал? И книга перестает писаться, и вдохновение пропадает, и начатая история откладывается в сторону. Или меняется на новую. И постепенно собирается эдакое кладбище недописанных историй – сплошные начала без конца.

Почему пропадает интерес? Почему истории «остывают» и перестают нравиться? Давайте разбираться.

Причина первая: «Я все знаю, все придумал, и мне скучно»

Скуку называют причиной довольно часто. придуманы и обдуманы, самые животрепещущие сцены мысленно выстроены и со всех сторон изучены, зацепившие эпизоды (это, как правило, начало) записаны. Все. И мысленно возвращаешься к истории все реже, и писать скучно.

Что делать?

Прежде всего, понять, что в истории зацепило. У нас есть книги и фильмы, которые мы смотрим десятки раз, знаем наизусть сюжетные ходы и любимые фразы. Но все равно пересматриваем и перечитываем. Так почему же? Нам ведь все известно, но по-прежнему интересно. А если мы приезжаем из путешествия, то рассказываем свои приключения в подробностях близким и друзьям. Почему? Мы ведь все знаем. 😉 Помним каждый шаг и каждое ощущение. Помним истории и байки, рассказанные местными или экскурсоводом, и с удовольствием ими делимся. А как же «скучно, потому что все знаю»?

А теперь проводим аналогии с придуманной историей. Что в ней зацепило? , сюжет, мир, эмоции или же просто возможность уйти с головой в выдумку, подальше от реальности? Именно это «зацепившее» и должно стать двигателем интереса – первым. Вторым – ваше «хочу сказать». Для чего вы пишете? Какую тему поднимаете, о каких проблемах говорите? (О чем вы беседуете с друзьями за рюмочкой чая, что вас волнует и беспокоит? Какие ситуации вы готовы переживать и обсуждать бесконечно, хотя давно все знаете? Почему?)

Скука появляется не тогда, когда вы все знаете. А тогда, когда вам и нечего хотеть. Когда вы ничего не ждете от истории. Вам просто понравился образ или мир, захватили эмоции от придуманного, увиденного или прочитанного. А вашего в истории нет. Нет того, что именно вы хотите сказать, – сугубо личного и болезненно-интересного.

Выхода из этой ситуации два. Или ищите потерянный интерес – разбираясь в себе и перекладывая свои проблемы и желания на «книжные» плечи, или оставьте в покое и себя, и историю. Отложите ее в сторону и займитесь другим. Насильно, как говорится, мил не будешь. А кладбище недописанных историй есть у всех. И пусть будет. Ничего страшного в этом нет. К тому же, кто знает, может быть, лет через пять-десять эта история попадется на глаза, и вы наконец найдете потерянный интерес, поймете, зачем когда-то начали ее писать.

Причина вторая: «Вчера замечательно писалось, но сегодня сходил на «Хоббита»…»

Это так называемый перебитый аппетит. Вчера еще все нравилось и все было интересно, но фильм/книга/ситуация… И все. Появился и захватил так, что старая история отошла на второй план. И уже руки чешутся взяться за новую – она свежее и интереснее прежней.

Что делать?

Лучше всего – переждать порыв. Но не начинать писать. Если прежняя история шла хорошо и вам хочется ее закончить, то новую лучше не начинать. Пока она крутится в голове – обдумать, записать важные моменты и зарисовки эпизодов. Порывы имеют свойство сходить на нет без подпитки. А подпитка – это интерес. В новой истории интерес временный и, как правило, быстро проходящий.

Рано или поздно эмоции порыва иссякнут, и тогда можно спокойно . А новая либо останется заначкой – следующим этапом работы, либо вообще забудется.

Еще хорош такой вариант: приладить новую идею к старой. Подумать, переделать и подстроить. Тогда и «хвост» не будет мешать, и история на волне эмоционального всплеска обретет второе дыхание.

А некоторые практикуют работу над двумя-тремя проектами сразу. Пока пишется одно – пишут его, интерес иссяк – переключаются на вторую историю. А потом вспоминается старое – и следует возврат. Вспыхивает новая идея – берутся за нее, а потом возвращаются ко второй. Или к первой. Кому-то такой вариант работы подходит, кому-то – нет, но чтобы это понять, нужно попробовать. 🙂

В любом случае оценивать важность истории нужно с точки зрения интереса. Где он сильнее – там и ваше вдохновение. А где вдохновение – там и работа в удовольствие.

Причина третья: «Роман – это же такой объем…»

Потеря интереса – тоже явление частое. Выдумывать нравится, мир сочинять нравится, отношения между героями выстраивать тоже нравится, но как только доходит до дела, то есть до написания – все. История уже не интересует настолько, чтобы ее записывать.

В таком случае стоит начать с малого – с рассказов, зарисовок. Не бросаться писать сразу, а обдумывать, вынашивать, узнавать. И набивать руку на мелочах – писать зарисовки о прошлом героя, об истории мира. И если интерес не иссякнет, он переборет страх объема. И заодно – страх труда и долгой работы.

Причина четвертая: «Мне некогда!»

Да, житейские неурядицы и вечная занятость также могут заглушить интерес. Вернее, как бы ни интересовала история, мы сами отодвигаем ее в сторону, сами запрещаем себе о ней думать и загораться, потому что «работа, семья, проблемы…». И интерес тускнеет. Тут ничего не посоветуешь, кроме одного: , пусть даже это будет два часа в неделю. Это трудно, но возможно.

Кроме вышесказанного, конечно, есть и специфические – личные причины потери интереса. И в них надобно разбираться. Если, конечно, вы хотите писать и, что немаловажно, – заканчивать начатое. А заканчивать нужно. Хотя бы одну историю из двадцати, иногда – через силу, преодолевая лень и вечную нехватку времени.

Подводим итоги: Как писать с вдохновением

1. «Кладбища» и «холодильники» идей и начатых историй есть у всех.

Некоторые истории останутся ненаписанными и недописанными – это нужно принять как данность. Они не были важны насколько, чтобы вы взялись копать и развивать тему, вот и все. А ко второму типу историй – замороженных – еще можно вернуться. Бывает, что проходит год (а иногда больше – пять-десять лет), и история вдруг всплывает – снятся сны, находятся зарисовки. И неинтересная прежде тема становится жизненно важной.

Исходя из собственного опыта, могу сказать следующее: иногда полезно забросить идею и не мучить историю, чтобы спустя годы она «вдруг» всплыла. За время ее молчания вы накопите необходимый объем информации и опыта. И напишите заброшенное иначе – интереснее, глубже, чем планировали. История только выиграет.

2. Идея должна стать занозой.

Не бросайтесь писать сразу, особенно роман или повесть. Обдумайте, найдите интерес. А найдя, поддерживайте. Мысленно. Если история не зачахнет без написания, если будет обрастать новыми подробностями, если засядет занозой, постоянно напоминая о себе, – тогда садитесь писать. Если же через месяц-два идея потускнеет – забудьте о ней. Это был порыв, который прилетел ненадолго развеять скуку. Поблагодарите его за это, отпустите и забудьте.

Это важно, чтобы не копить в «холодильнике» замороженные «хвосты».

Если же идею жаль, если она интересна – запишите рассказом или зарисовкой. Иногда из порыва – случайного рассказа – спустя годы вырастает роман.

3. Поддерживайте интерес самостоятельно и постоянно.

У многих авторов есть такая причуда: начиная писать свое, они закрываются от любой информации – перестают читать книги, смотреть фильмы. Боятся, что новое собьет с толку. И в этом есть разумное зерно. Действительно, новое чревато порывами и случайными идеями. Но также новое способствует и развитию темы. И очень полезно во время написания читать и смотреть фильмы. Тогда новая информация будет дополнять вашу. Позволит взглянуть на тему с другой стороны, покажет ее изнанку, углубит. И, соответственно, поддержит интерес.

И напоследок. Каждой истории – свое время и свой писатель. Да, идеи – как грибы, каждая ждет своего грибника. И если идея ваша, если история – личностное переживание, вы всегда найдете свой к ней интерес. И чтобы начать, и, конечно же, чтобы закончить.

С проблемой "ухода музы" знакомы, наверное, все. Буду рада, если мои советы кому-то будут полезны.

1. Слушать музыку, лучше классическую и обязательно без слов, чтобы не сбивали. Или просто звуки природы: шум прибоя или щебет птиц в лесу.
Например: каждому своему герою я подобрала музыкальные композиции, которые включала время от времени, погружаясь в образы.

2. Писать от руки, не пользоваться компом. Компьютер, конечно, хорош, но, используя руку, мы активируем часть коры головного мозга. А мозг вообще полезно держать в тонусе.
Вдобавок, когда начинаешь перепечатывать, обязательно редактируешь и добавляешь что-то. Что всегда полезно.
Блокнотик и карандаш всегда надо носить с собой. Мелькнула идея. «Ах, запишу потом!» - думаете вы, и эта идея канет в Лету. Или появится в произведении другого автора и вы думаете: «а ведь это могло быть у меня!», но уже поздно. Природа (Космос, Высший Разум, Ноосфера – не знаю, как вы называете то, откуда течет вдохновение) не терпит пустоты.

3. Писать каждый день (по два часа или определенное количество листов), не делать поблажек и «выходных». Приучить себя к труду.

4. Послушать чужое мнение. Не надо зачитывать отрывки знакомым и незнакомым людям, полезнее обсудить «околосюжетные» темы. Например, если пишете о морских приключениях, поговорить с настоящими яхтсменами или моряками. Послушать их истории.

5. Рабочий стол и пространство около него не должно отвлекать вас от работы. Если рабочий стол стоит у окна – передвиньте его к стене. Никаких окон, никаких телефонов-планшетов и сопливых детей. Объявите домашним, чтобы два часа вас не отвлекали.

6. Очень помогает физическая активность и взаимодействие с природой. Пройти вокруг парка, прокатиться на велосипеде, полюбоваться закатом (рассветом, ночным небом, падающими снежинками).

7. Смеяться. Пребывать в хорошем настроении. Смех активизирует работу мозга. Посмеявшись от души, мы чувствуем прилив сил.

8. Цветотерапия. Помогает смотреть на синее и зеленое. Это могут быть шторы, обои, потолок. Или можно закрыть глаза и представить глубокое синее море, или листву деревьев, подсвеченную солнцем, с капельками только что прошедшего дождя на кончиках листьев… (простите, увлеклась)

9. Начать писать первое, что приходит в голову, пусть даже это кажется вам ерундой. Пустить поток сознания на бумагу. (Помните, что мы пишем на бумаге) И вдруг – мысль. И вы цепляетесь за неё и начинаете вытягивать. И вот уже само пишется и этот поток не остановить. Потом, конечно, надо всё это перечитать и половину выбросить (или опубликовать на Прозе, как миниатюру. Шутка.) Но будут и жемчужинки, которые хорошо лягут в ваше повествование.

10. Почитать свои старые дневники, письма. Открыть любимую книгу на любой странице и прочесть вслух. Почувствовать «вкус» фразы. Начать писать, подражая автору, потом (тоже можно опубликовать на Прозе) выкинуть, но творческий «запал» останется.

Это всё проверено и работает. Конечно, у каждого автора свои «фишечки» и многие ни за что не поделятся, но мне не жалко. В комментариях можете добавить свои способы, если вам не жалко.

В заключение, перефразируя Стругацких, напишу: «Вдохновения всем! Даром! И пусть никто не уйдет обиженным!»

Вот как вы пишете: просто садитесь и начинаете писать. А вот как вы не пишете: томитесь в ожидании, пока появится правильное настроение и вы будете полностью готовы, история целиком сложится у вас в голове и обрастёт деталями, и только потом вы садитесь и просто начинаете писать.

Но бывают непростые дни, когда вы пробуете писать и понимаете, что сказать вам, по сути, нечего. Что делать, если ничего не получится? Страницы останутся пустыми? В такие моменты вспомните простые способы запустить в себе творческий процесс.

1. Ответьте на вопрос

Вам в голову приходит какой-нибудь животрепещущий вопрос? Он волнует других людей? Помогите им разобраться. Помогите разобраться себе. Не имеет значения, каким именно будет это вопрос, просто выберите один. Даже если вы не знаете, как ответить на него, в процессе вы сможете приблизиться к решению.

Писательство - это исследование. Вы начинаете с нуля и учитесь, пока пишете.

Эдгар Лоренс Доктороу (Edgar Lawrence Doctorow), американский писатель

2. Пишите одному человеку

(Stephen King) советует писать для вашего идеального читателя. Нацелившись на всех, вы не попадёте ни в кого. Вы не сможете сосредоточиться, как щенок под дождём из теннисных мячей. Вряд ли это совпадение, что книги, дошедшие до нас из глубин истории, часто являются письмами к одному человеку: «Письма к молодому поэту» Рильке, «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки, «К самому себе» Марка Аврелия. Если вам сложно начать, откройте электронную почту и создайте новое сообщение. Укажите одного человека в поле «Кому». И начинайте писать.

3. Не бойтесь плохих черновых набросков

theromb / depositphotos.com

Спасибо за этот прекрасный совет (Anne Lamott). Когда вы только начинаете писать, первые результаты могут вызывать отвращение. К счастью, вы писатель и большая часть вашей работы - полировать текст и доводить его до ума. В итоге может получиться что-то действительно хорошее. Так или иначе, редактура нужна всегда, и вы сможете отредактировать что угодно. Но для начала дайте выйти этому «чему угодно».

4. Хватайтесь за вдохновение, когда оно неожиданно приходит

Доверяйте своей интуиции. Иногда вдохновение ударяет совершенно неожиданно. Когда это происходит, хватайте его и держите изо всех сил. А уже потом смотрите, что же вы поймали. Почти каждая удачная находка, за которую вам удалось зацепиться, начиналась с лёгкого мимолётного шёпота. и прислушайтесь.

5. Не ждите вдохновения, сидя без дела

Это ловушка! Уильям Фолкнер (William Faulkner) как-то раз отвечал на вопрос, пишет он по или по расписанию: «Ну конечно, я пишу по вдохновению. К счастью, оно приходит каждое утро в четверть десятого». Делайте своё дело, даже если вы не чувствуете воодушевления. Как ни странно, это самый быстрый способ обрести вдохновение.

6. Выворачивайтесь наизнанку

Вы человек, поэтому ваши мысли наверняка покажутся близкими другим людям. Пишите о том, что задевает лично вас. И в ваших чувствах другой человек обязательно найдёт что-то знакомое.

7. Пригласите читателя в путешествие


sergeypykhonin / depositphotos.com

Читатель хочет отправиться в . Читатель хочет конфликта. Читатель хочет, чтобы конфликт был разрешён. Читатель хочет узнать, что будет в конце. Читатель хочет историю. Свяжите всё это вместе и дайте ему.

8. Вспомните аналогию о ночном свете фар

Ещё один замечательный совет от Доктороу: «Это похоже на управление автомобилем ночью. Вы никогда не увидите дальше света своих фар, но так вы сможете проехать весь путь». Звучит пугающе, но просто начните писать.

9. Остерегайтесь своего внутреннего голоса

Можно посоветовать вам не прислушиваться к внутреннему голосу, который говорит, что ничего не получится, вы не писатель и не стоит даже начинать. Но игнорировать его сложно, можно сказать, даже невозможно. Поэтому просто помните о нём.

Делайте вид, что не слышите его, возражайте ему, смейтесь над ним. И заканчивайте проклятую фразу, пока он ненадолго оставил вас в покое. Ваша жизнь будет меняться в зависимости от того, прислушиваетесь вы к этому голосу или нет. Надеемся, что вы выберете второй вариант и будете писать.

Если пропала вера в себя, больше не приходят новые мысли, совершенно нет сил, чтобы начать интересный проект, значит, пришла пора взяться за себя! Существуют 5 действенных способов, которые вдохнут в вас идеи для новых начинаний.

1) Измените мир вокруг.

Когда вас ничего не радует, все кажется серым и невзрачным, наступает пора привнести иные краски в свое окружение. Позвольте себе каждый день добавлять новизны в окружающую вас обстановку. Купите что-то для души, сделайте красивую прическу, поменяйте фон рабочего стола. Каждый день придумывайте и, главное, воплощайте в жизнь небольшое, но заметное для вас, улучшение. Вскоре свежие идеи начнут посещать вас все чаще.

2) Устройте праздник.

Будни не должны быть серыми. Организуйте прямо сегодня веселое развлечение для себя и самых близких. Может, вы проведете квест для любимых детей или пригласите друзей и устроите индийскую вечеринку? Вполне можно позаимствовать для этого любую идею из интернета, но, самое главное, дать толчок фантазии. В процессе подготовки креативные мысли сами станут приходить вам в голову.

3) Поставьте цель.

Если у человека нет целей, то ему не нужно ни к чему стремиться. Поставьте для себя задачи в каждом направлении – семья, карьера, самосовершенствование и прочее. Поставив цель, распишите, что необходимо сделать, чтобы ее достигнуть. Начинайте ваш путь, шаг за шагом. Когда есть осознание, чего вы хотите, жизнь наполняется смыслом, и человек двигается вперед и совершенствуется.

4) Новые идеи.

Обзаведитесь привычкой каждый день записывать в отдельный блокнот минимум 5-10 свежих идей. Не важно, какой сферы вашей жизни они будут касаться. Главное, что совсем скоро мозг сам будет подкидывать новые нестандартные проекты, необходимо их только фиксировать. Безусловно, большую часть этих идей вы отметете, но такой ежедневный мозговой штурм даст вам возможность развития фантазии и креативности. Кроме того, небольшая часть проектов может стать вполне успешной в реализации.

5) Научитесь оценивать себя.

Часто люди делают множество дел, но сравнивая себя со знакомыми, начинают принижать собственные достижения. Поймите, всегда окажется кто-то, у кого будет лучше получаться то или иное. Не надо устраивать бесконечную гонку. Сравнивайте себя только с собой. Оценивайте свои новые свершения с прежними, чтобы видеть прогресс. Гонка за чужими успехами вводит человека лишь в состояние постоянного стресса и не приносит положительных результатов.

Изменяйте себя, и совсем скоро жизнь вас снова порадует всем спектром своих лучших красок!

Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг все отвлекает и не дает собраться с мыслями. В английском есть для этого специальный термин - creative block. Автор блога ISO500 решил расспросить востребованных дизайнеров, художников и представителей других творческих профессий о том, как они преодолевают творческий ступор и откуда черпают идеи, и в результате получил 15 советов, как вернуть потерянное вдохновение.

Ким Хольтерманд

Фотограф из Дании, специализируется на съемке архитектуры и ландшафта, начал карьеру всего пару лет назад, так что продолжает работать экспертом по отпечаткам пальцев в отделе криминалистики датской полиции.

«Только музыка может вернуть мне творческий настрой - это неиссякаемый источник креатива. Многие из моих работ были созданы под треки от Sigur Rós (это музыка на все времена), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller… В общем, я могу продолжать бесконечно».

Джаспер Гудалл

Иллюстратор-фрилансер из Бирмингема. Занимается продвижением собственного лейбла купальных костюмов JG4B и называет их искусством, которое можно носить.

«Мне помогают несколько вещей: во-первых, оторваться от компьютера. Поехать в какой-нибудь город, в котором я еще не бывал, и просто побродить: однажды я сел в кафе в Берлине, и в голову пришло столько идей, что я искренне не знал, что с ними делать.

Еще я хожу в библиотеку местного Университета искусств и дизайна: там можно просмотреть старые издания журналов о дизайне и фотографии. После я прихожу домой, распечатываю понравившиеся статьи и картинки и вклеиваю их в толстую тетрадь. Идей после этого - хоть отбавляй».

Эрик Шпикерманн

Легендарный немецкий типограф, профессор Бременского Университета, соотечественник и продолжатель дела первопечатника Гутенберга. Считает свой интерес к типографии неизлечимой болезнью и называет типографической манией.

У меня есть 5 советов:

Отвлекайся . Займись чем-нибудь другим, что тебя отвлечет - помой машину или разбери старые файлы на компьютере.

Думай . Откинься в кресле и просто перестань контролировать свой поток мыслей.

Исследуй . Ищи информацию, подними свои старые проекты, но избегай Google -

можно потратить слишком много времени, прежде чем натолкнуться на что-то полезное.

Делай наброски . Рисование - это здорово, даже если ты совершенно к этому не способен. Визуализация мыслей сразу их оживляет.

Разделяй . Отвлекись от проблемы, разбей свой проект на маленькие части и собери их обратно в одно целое.

Джи Ли

В данный момент занимает должность креативного директора Facebook. До этого работал на аналогичной позиции в Google. Не только ведет креативные разработки, но и читает лекции по всему миру - в том числе, давал мастер-класс в СПбГУ.

«Когда наступает “идейный ступор”, я делаю несколько вещей. Надолго иду в душ - там смываются старые мысли, и я чувствую, как обновляюсь. После этого я убираюсь в квартире: не могу думать, когда кругом бардак. Если результата все еще нет, я еду кататься по окрестностям на велосипеде и стараюсь не думать о своем проекте вообще. Так или иначе, эта схема всегда работает».

Си Скотт

Графический дизайнер и иллюстратор из Великобритании, знаменитый своими бумажными 3D-моделями. Читает лекции в Leeds College of Art and Design, периодически - в разных городах мира. Среди его заказчиков были Vogue, Nike и Tiffany&Co.

«Со мной довольно часто случается, что я не могу ничего придумать, но так бывает у всех творческих людей. Я понял, что есть только один способ преодолеть это: не сидеть и ждать, пока вдохновение вернется, а продолжать работать, использовать все идеи, которые есть, какими бы неподходящими они не казались».

«В нашей студии только два креативщика. Для каждого отдельного проекта мы привлекаем разных людей, фрилансеров, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для выполнения данной работы. Мы все время ищем источники вдохновения и обязательно записываем их, чтобы потом в случае необходимости вернуться к ним снова. Это могут быть предметы на улице, на которых остановился взгляд (их надо обязательно фотографировать), книги, модные показы, фильмы, блоги и т.д. Так что каждый раз, когда мы начинаем новый проект, мы обсуждаем вещи, которые могут привести нас на правильное настроение, и делаем мудборды - коллекции вдохновляющих нас картинок».

MINE

Студия графического дизайна из Сан-Франциско, на сайте которой нет вообще ничего, кроме одной надписи: «Мы делаем книги, упаковку, графику и интерактивные кампании для визионеров в области науки, революционеров в области образования, авторов бестселлеров, музеев, гигантских телекоммуникационных корпораций и голливудских продюсеров».

Ты застрял, если всерьез веришь, что идей нет, не знаешь, как выбраться из застоя, и если ты знаешь, как выбраться, но сомневаешься в своих силах. В этих случаях делать надо так:

Я спрашиваю себя, а правда ли я застрял? Иногда мы все еще генерируем массу идей, но зачем-то себя убеждаем в том, что это творческий кризис. И потом, творческий кризис - это тоже что-то новое: нужно воспринимать его как новый опыт.

Я ничего не делаю . Если ты застрял - это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Лучшее лекарство в этой ситуации - новая перспектива. Абстрагировавшись от проблемы, я могу лучше ее рассмотреть. Я могу сходить в кино или в музей - так или иначе, новые впечатления сами натолкнут меня на правильное решение.

Я переключаюсь на то, что делаю хорошо, чтобы напомнить себе, что я классный . Иногда я знаю, как решить проблему, но решение кажется очень тяжелым. Тогда я берусь за другие, простые задачи: это может быть пост в блоге, уборка в гараже, что угодно. Быстро и хорошо выполняя задачи, я убеждаюсь в том, что я могу все: и даже то самое трудное задание кажется просто очередным пунктом, который надо вычеркнуть из to-do листа. И никакой лишней паники.

Airside

Креативное агентство из Великобритании, которое точно знает, что идейный ступор может завести в тупик и что с этим делать. Создатели студии, которая выиграла множество наград от D&AD и Design Week, в этом году решили ее закрыть и заняться своими собственными проектами: записать музыкальный альбом, уехать в Токио, перейти на работу в другое агентство.

«Поставь будильник на 5 утра. Когда он зазвонит - либо вставай и наслаждайся этим уникальным временем суток, либо ложись снова спать и смотри яркие, безумные сны: так как ты будешь находиться стадии быстрого сна, они останутся в голове и после того, как ты проснешься, и зарядят тебя креативностью на весь день.

Не сиди и не жди, пока что-то неожиданно придет в голову. Не читай журналы, не ищи в Google - иди на улицу, в театр, в музей, на прогулку. Обязательно при этом выключи телефон и не бери с собой компьютер.

Расширь область своих интересов. Чем больше ты потребляешь культурного продукта - тем лучше можешь понять, что в итоге хочет увидеть твой клиент. Обменивайся мнениями с коллегами, смотри на свой проект под разными углами.

С другой стороны, можешь, наоборот, никого не слушать, абстрагироваться от всех правил и работать так, как ты чувствуешь и как тебе нравится. Если ты устал от того, что в креативной индустрии все сводится к компромиссу между заказчиком и исполнителем, просто положись на свой творческий инстинкт и попробуй заразить им других».

«У меня есть куча трюков для таких ситуаций: например, посмотреть фотографии в интернете, сменить рабочий стол на столик в кофейне и много чего еще. Но лучше всего просто поговорить с друзьями. Они смотрят на вещи совсем не так, как я, и рассказывают много нового: могут подбросить классную вдохновляющую фотографию или просто подбодрить парой хороших слов - это всегда заставляет двигаться дальше!»

Invisible Creature

Два основателя дизайн-студии из Сиэттла - бывшие панк-рокеры, усвоившие эстетику DIY и взявшие ее за основу в своих дизайн-работах. Получили заказы от Esquire, New York Times, Nike и Sony.

«Уходи. У этого простого слова есть миллион возможных сценариев. Мы просто уходим из офиса. Где мы окажемся в итоге, никогда не знаем заранее: это может быть книжный, кино, парк, лес, берег реки или просто дом. Цель всегда одна - найти что-то, что вдохновляет. Необязательно что-то новое: это должно быть что-то, что заставит нас вернуться за стол, взять карандаш и начать рисовать. Еще мы проводим наши еженедельные летучки не в офисе, а в местном кафе - там всегда получается набросать больше хороших идей».