Мережковский годы жизни. Отношение к революции

Красивый, умный, интеллигентный, талантливый, образованный… Вся его жизнь - в поисках истины и гармонии. Казалось бы, светлый, удобный человек. Но его не любили. Дмитрий Мережковский всегда был в отдалении от всех многочисленных талантов русского «серебряного века».

Происхождение. Ранние годы

Громкой родословной Мережковские похвастаться не могли. Прадед Дмитрия был каким-то младшим военным чином и жил в Украине. И фамилия его была вполне украинская - Мережко. Дед служил в Петербурге, в Измайловском полку, и тоже в незначительных чинах. Правда, в бабушкиных жилах текла древняя, благородная кровь Курбских. Жизнь в Петербурге натолкнула деда на мысли изменить свою фамилию на русский манер - Мережковский. Отец Дмитрия был в конце своей службы в чине тайного советника. Он определил сына на учебу в классическую гимназию в Петербурге, где процветали зубрежка и муштра. Трудно было представить, что в такой семье и при таком воспитании появится «бунтарь», разрушитель традиций, один из вождей символизма, чьи книги не раз арестовывались цензурой, более того, самого автора чуть не отлучили от церкви.

Окончив гимназию, Мережковский стал студентом историко-филологического факультета Петербуржского университета. Здесь он увлекся теориями философов Милля, Конта, Спенсера. Их идея, что познание мира возможно исключительно научным путем, без теологического и метафизического вмешательства, посеяла безысходные, мучительные сомнения в сознании молодого Мережковского, ведь это противоречило его религиозным убеждениям, воспитанным с детства. И тогда он, раздираемый внутренним раздвоением, начал искать пути примирения двух совершенно противоположных идей, например, антихристианского нигилизма Ницше и учения об исканиях Вселенской Церкви Вл. Соловьева.

Литературная деятельность

Кроме публицистики и литературной критики, Мережковский занимался поэзией и романистикой. Что касается поэзии, то она по качеству несколько уступает другим литературным занятиям Мережковского. Его стихи часто грешат банальностью, подражательством, однообразием. Ученость, отягощенная впитанной с молоком матери огромной культурой, мешала ему быть непосредственным и живым в выражении своих чувств и впечатлений. А именно эта первородность является необходимым условием настоящей поэзии. Да и самые первые почти детские поэтические опыты Мережковского когда-то забраковал сам , и это поэт помнил всю жизнь и воспринимал как приговор: «слабо», «плохо», «не годится» - такие слова прозвучали из уст великого классика. А еще он сказал о том, что хороший писатель должен много страдать, тогда его сомнения будут действенны.

В 90-х годах, вдохновленный идеями народничества, Мережковский отправился «познавать жизнь», путешествуя по городам и весям России. Он много встречался с людьми, которые не вписываются в рамки официальной религии. Ему интересны разные секты и раскольничьи сообщества. Мережковский всерьез думал о том, чтобы после окончания университета «пойти в народ», уехать в деревню учительствовать. Религиозный переворот в сознании Мережковского по времени совпал с рождением символизма. Он выпускает сборник «Символы», статью о новых течениях в литературе, в которой обозначает три элемента новых веяний в искусстве: мистика, символы и расширенную художественную впечатлительность.

Вынудила супругов Мережковских (его жена была необычная и эпатажная поэтесса Зинаида Гиппиус), категорически не принявших переворота, навсегда оставить Россию. Они поселились в Париже и прожили там до конца своих дней. Во Франции Мережковский, продолжая свои духовные искания, организовывает нечто вроде религиозно-философского клуба под названием «Зеленая лампа», где обсуждались темы политики, большевизма, религии, символизма, мировой культуры. Не менее богата тематическая палитра и его публицистических работ. Об этом можно судить по их названиям: «Больная Россия», «Последний святой», «Грядущий Храм», «Две тайны русской поэзии» и невероятное количество литературно-критический статей в цикле «Вечные спутники». Но знаменитым Мережковский стал, благодаря своим историческим романам. Трилогия «Христос и Антихрист» вмещает в себя романы о Юлиане Отступнике («Смерть богов»), о Леонардо да Винчи («Воскресшие боги»), о Петре Первом и его сыне Алексее («Антихрист»).

Вторую трилогию Мережковский посвятил России. Они об эпохе Павла Первого, и движении декабристов. Чтобы собрать материалы для своих романов, Мережковский много ездил по Европе, изучал многочисленные документы, проводил серьезные научные исследования по интересующим его темам. Нина Берберова, наблюдавшая жизнь Мережковского в эмиграции, написала о том, что ему там не хватало именно России, но политическая непримиримость в отношении Октябрьской революции заставляла его смириться с потерей родины. Он говорил об угрозе России миру, о горьком сознании того, что никто не хочет слышать его предостережений. И все же на склоне лет в разговоре с женой он произнес однажды: «На что мне свобода, если нет России?»

Русская литература Серебряного века

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Биография

Дмитрий Мережковский (1866 - 1941)

Прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге 2 (14) августа 1866 г.

Первое стихотворение в сборнике «Отклик» (1881). В 1884 - 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга «Стихотворения» в 1888 г. Этапный сборник стихов «Символы» (1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть Богов. Юлиан Отступник», 1896; «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи», 1901; «Антихрист. Петр и Алексей», 1905).

Автор литературно-критических исследований «Л. Толстой и Достоевский» (1901 - 1902), «Гоголь и черт» (1906) и др., сборников философской и религиозной эссеистики «Вечные спутники» (1897), «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч» (1908), «В тихом омуте» (1908), «Больная Россия» (1910), переводов Эсхила, Еврипида, Софокла, Гёте, По.

В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в окрестностях Жлобина. После нескольких дней в Бобруйске беглецы в середине января 1920 г. добрались до Минске, после выступлений в конце февраля прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Здесь Мережковский участвовал в газете «Свобода» до 20 октября, когда вместе с Гиппиус и Злобиным выехал в Париж.

Вслед за трилогией из русской жизни (пьеса «Павел I», романы «Александр I» и «14 декабря», 1918) своеобразные художественно-философские произведения «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида - Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932 - 33), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939). Участвовал в рижской газете «Сегодня» и варшавской «За свободу!», был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника «Меч» (1934 - 1939).

Дмитрий Мережковский – российский поэт, философ, драматург (1866 - 1941 гг.), родился в Санкт-Петербурге 2 августа 1866 года в семье мелкого чиновника. Писать он начал в 13 лет. В 15 лет Мережковский познакомился с Ф.М. Достоевским, который оценил его стихи как слабые. Учился Мережковский в Петербургском и Московском университетах на историко-филологических факультетах. Первый сборник его произведений вышел в 1888 году под названием «Стихотворения».

Его музой была жена Зинаида Гиппиус, с которой поэт прожил 52 года. С 1880 по 1990-е годы Мережковский с женой много путешествовал по Европе. Во время путешествий он издавался в таких изданиях, как «Труд», «Северный вестник», а также занимался переводом античных трагедий и был критиком.

В 1892 году вышел сборник его стихотворений «Символы», в 1896 году «Новые стихотворения». В работе Мережковского «Христос и антихрист» показана борьба двух религий. В 1896 году Дмитрий Сергеевич выпустил первый роман - трилогию «Смерть богов. Юлиан отступник». После издания романа он был подвержен преследованию. Вторая часть трилогии «Александр I» была выпущена в 1913 году, а в 1918 году третья часть – «14 декабря».

В декабре 1919 года Мережковский под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выехал из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в районе Жлобина. После этого, в середине января 1920 года он добрался в Минск, а позже в Варшаву. Здесь он участвовал в газете «Свобода» до выезда в Париж в конце года.

Проза Дмитрия Сергеевича Мережковского была переведена на разные языки, и пользовалась огромной популярностью. Умер поэт 9 декабря 1941 года в Париже.

Дмитрий Сергеевич Мережковский — выдающийся русский поэт, писатель, философ, историк, переводчик, критик и общественный деятель. Один из основателей направления русского символизма и основоположник жанра историософского романа, яркий представитель поэзии Серебряного века. Мережковский неоднократно был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Дмитрий Мережковский родился в 1866 году в Санкт-Петербурге в семье мелкого дворцового чиновника. Дмитрий начал сочинять стихи уже в возрасте тринадцати лет, а в 1888 году выпустил дебютный сборник «Стихотворения». Будущий поэт и религиозный мыслитель учился тогда в Московском и Петербургском университетах на историко-филологических факультетах. Знакомство с поэзией Владимира Соловьева и европейским символизмом во многом определило взгляды Мережковского и нашло отражение в его первых литературных произведениях.

В 1889 году Дмитрий Сергеевич женился на поэтессе Зинаиде Гиппиус, с которой прожил вместе пятьдесят два года, не расставаясь ни на день. В девяностые годы супруги много путешествовали по Европе — во время этих поездок Мережковский занимался переводами античных трагедий с греческого и латыни. Эти работы, практически невостребованные при жизни автора, были высоко оценены современными языковедами и названы ими гордостью русской школы художественного перевода.

В 1892 году у Дмитрия Сергеевича вышел сборник стихотворений «Символы», который дал название новому поэтическому направлению, а в лекции Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» было представлено первое теоретическое обоснование символизма. На долгие годы поэт стал общепризнанным лидером этого литературного движения.

На рубеже XIX и XX веков Мережковский занялся исследованиями христианства и соборности и создал религиозно-философское общество для открытого обсуждения вопросов культуры и церкви. Под влиянием идей о необходимости утверждения нового христианства, высказывавшихся на собраниях общества, Дмитрий Сергеевич создал в 1896−1905 годах трилогию первых в России исторических символистских романов «Христос и антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и «Антихрист. Петр и Алексей». Достойный наследник Толстого и Достоевского, как назвала его английская пресса, Мережковский представил в своей трилогии совершенно новый исторический роман, ничем не похожий на произведения этого жанра XIX века.

Через год после выхода третьего историософского романа Мережковский уехал в Париж и пробыл в нем два года. Здесь Дмитрий Сергеевич приступил к работе над другой своей трилогией «Царство Зверя», посвященной российской истории конца XVIII — начала XIX веков. Во всех частях трилогии — «Павел I», «Александр I» и «14 декабря» — автор выступил с критикой официальной церкви и самодержавия, в результате чего его работы подверглись жесткой цензуре, а сам он — судебному преследованию.

Тем не менее, проза Мережковского была популярна в Европе и переводилась на многие языки. В 1911−1913 годах вышло его семнадцатитомное собрание сочинений, а в 1914 году — двадцатичетырехтомное.

После октябрьской революции 1917 года Мережковский и Гиппиус эмигрировали в Польшу, а оттуда — в Париж. В 1927 году супруги организовали религиозно-философское и литературное общество «Зеленая лампа». Общество сыграло одну из ведущих ролей в интеллектуальной и культурной жизни первой волны эмиграции, а сам Мережковский считал себя духовным лидером русской интеллигенции. Это время отмечено и новым этапом его творчества. В книгах «Наполеон» и «Данте» он обращается к жанру биографического эссе, а в «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» — к религиозно-философскому трактату.

В 1931 году Нобелевский комитет выдвинул Дмитрия Сергеевича в число кандидатов на получение премии по литературе, однако эта высочайшая награда досталась его соотечественнику Ивану Бунину, который пользовался неизменной поддержкой номинаторов. Тем не менее, Сигурд Аргелл, профессор Лундского университета, ежегодно добавлял Мережковского в число соискателей премии вплоть до своей смерти в 1937 году. Дмитрий Сергеевич Мережковский умер четырьмя годами позже в Париже, так и не получив награды.

Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского

СВЕТЛАНА СИДОРОВА, ЛЕОНИД СУРИС

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ МЕРЕЖКОВСКИЙ

2.08.1865, Санкт-Петербург - 9.12.1941, Париж

Выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург Дмитрий Сергеевич Мережковский был младшим ребенком в большой, многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского (1821–1908). Мать писателя, Варвара Васильевна Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера. О своей семье, в первую очередь о матери, оказавшей на него в детстве особое влияние, Мережковский рассказывает в автобиографической поэме «Старинные октавы».

В 1880 г. Мережковский по инициативе отца знакомится с Ф. М. Достоевским и читает ему свои стихи, которые писатель оценивает отрицательно. В этом же году Мережковский подружился с С. Я. Надсоном, знакомится с секретарем «Отечественных записок» А. И. Плещеевым.

В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике «Отклик».

В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России.

Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками.

Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой - Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение.

Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой открывает литературные вечера, где бывают К. М. Фофанов, А. И. Плещеев, А. Волынский, Н. М. Минский, появляется никому еще не известный Ф. Сологуб.

В 1888 г. в Петербурге выходит первая книга Мережковского «Стихотворения (1883–1987)».

После свадьбы супруги поселились в Петербурге. В их квартире постоянно собирается цвет интеллигенции Санкт-Петербурга.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус становятся друг для друга поддержкой и опорой на 52 года, которые они прожили никогда не разлучаясь, постоянно находясь в духовном общении, и стали при этом двумя крупными писателями, поэтами, мыслителями. Каждый из них оставил после себя свое оригинальное литературное наследие.

Летом 1890 г. писатель начинает работу над романом «Юлиан Отступник».

С 1891 по 1895 г. писатель много работает, изучает исторические материалы, осмысливает явления мировой культуры. В эти годы Дмитрий Мережковский неоднократно посещает Италию, подготавливаясь к написанию романа о Леонардо да Винчи.

Весной 1891 г. Мережковские отправляются в Италию (некоторое время совместно с А. П. Чеховым и А. С. Сувориным) и в Париж. Это время было началом «богоискательства».

В 1892 году выходят «Символы. Песни и поэмы».

Весной 1892 г. Мережковские путешествуют по Италии и Греции. Д. С. пишет очерки «Акрополь», «Плиний Младший», рассказы из итальянской жизни, стихотворения.

В декабре 1892 года, во время путешествия по Италии, семья знакомится с Д. В. Философовым.

В 1895 году «Северный вестник» публикует роман Мережковского «Отверженный», ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии «Христос и Антихрист» - романом «Смерть богов. Юлиан Отступник».

В 1896 году выходит сборник «Новые стихотворения».

В 1897 году печатается сборник статей «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы». Книга вызвала широкий резонанс, жаркие споры в литературной среде.

В этом же году Мережковские встречаются с В. Я. Брюсовым, знакомятся с В. В. Розановым.

В 1898–1899 гг. происходит его сближение с «Миром искусства», А. Н. Бенуа, Л. Бакстом, С. П. Дягилевым и другими. Мережковский замысливает создание Новой церкви, церкви Святого Духа.

В 1900 году в журнале «Мир Божий» была напечатана вторая часть трилогии «Христос и Антихрист» - роман «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи».

В 1900–1902 годах, журнал «Мир искусства» напечатал крупное исследование Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» - одну из вершин русской философской критики. В эти годы Мережковский ищет единомышленников для создания Новой церкви.

В 1901 году писатель стал одним из создателей Религиозно-Философского собрания.

В этом году Мережковские совершают поездки в Москву, встречаются с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, издателями. Возникает замысел Религиозно-философских собраний.

29 ноября 1901 г. с разрешения обер-прокурора Синода Победоносцева проведено первое заседание Религиозно-философских собраний. Председатель - ректор Петербургской духовной академии Антоний, члены-учредители Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. А. Тернавцев, В. С. Миролюбов.

В 1902 г. у Мережковского появляется замысел создания журнала «Новый путь».

14 октября 1902 г. состоялась премьера «Ипполита» Еврипида в переводе Д. С. Мережковского на сцене Александрийского театра со вступительным словом «О новом значении древней трагедии».

Зимой 1903 г. Мережковский публикует статьи о Гоголе в первом номере журнала «Новый путь».

5 апреля 1903 г. Синод издает указ о запрещении деятельности Религиозно-философских собраний. Мережковский начинает работу над романом «Петр и Алексей». Во время работы над третьей частью трилогии «Христос и Антихрист» Мережковский углубленно изучал историческую эпоху, жил среди старообрядцев, наблюдая их быт.

В сентябре 1903 года Дягилев предложил Мережковскому редактировать отдел беллетристики в журнале «Мир искусства».

В 1904 году в журнале «Новый путь» вышла последняя часть трилогии - роман «Антихрист. Петр и Алексей». Трилогия вызвала широкий резонанс в обществе, была отмечена не только в России, но и в Европе. Высоко оценили творчество Дмитрия Мережковского Томас Манн и Георг Брандес.

В мае 1904 г. Мережковский посещает Льва Толстого в Ясной Поляне.

В августе этого года Мережковский объединяется с философами-идеалистами С. Н. Булгаковым, Г. И. Чулковым в целях спасения журнала «Новый путь». Состояла публикация сборника «Собрание стихов. 1883–1903».

В январе 1905 года Мережковский знакомится с Н. А. Бердяевым, позднее - с Б. К. Зайцевым.

5 января 1905 года у Мережковских и Д. Философова возникает замысел «троебратства» как нового религиозного союза и удаления в «духовную пустыню».

В январе на сцене МХТа состоялась премьера пьесы «Будет радость» в постановке В. И. Немировича-Данченко.

В марте 1905 г. происходит окончательный разрыв с А. Блоком.

Летом этого года Мережковский работает над драмой «Павел I»; встречается с А. М. Ремизовым; публикует статьи «Мещанство и интеллигенция. Грядущий Хам», «Теперь или никогда», «О новом религиозном действии».

24 января 1906 г. - Премьера трагедии Софокла «Антигона» в переводе Мережковского, которая долго откладывалась из-за планов Горького и его группы устроить на ней скандал.

Весна - осень 1906 г. У Мережковского возникает замысел создания редакции «Анархии и Теократии», на базе которой готовились сборники под общим названием «Меч», сборник статей Д. Мережковского, З. Гиппиус, Д. Философова «Le Tsar et la Révolution» (Париж) - о проблемах самодержавия и революции в России. Стати были переведены на французский язык.

Мережковские знакомятся с Анатолем Франсом, известными католическими деятелями, Рудольфом Штейнером, постоянно общаются с А. Белым.

В конце 1906 года Мережковские встречаются с Жаном Жоресом, проявляют интерес к левым партиям. Появляется замысел совместного митинга; позднее происходит знакомство с П. А. Кропоткиным, Г. В. Плехановым, А. Ф. Керенским, сближение с Б. В. Савинковым.

В 1906 году Мережковский публикует книгу «Гоголь и черт», в этом же году увидело свет его исследование «Грядущий Хам» - провидческое предостережение о последствиях приближающейся революции.

В 1906 году Мережковские уезжают в Париж, где живут до 1914 года, иногда посещая Россию.

В январе 1907 г. происходит знакомство с Н. С. Гумилевым.

22 апреля Мережковские и Д. Философов уединяются для празднования Пасхи, создают молитву «Великая Пятница».

Летом этого года Д. С. Мережковский заканчивает написание драмы «Павел I» - описание заговора, изменившего многое в истории России и начинает работу над сборником «Не мир, но меч».

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Отец - крупный чиновник при императорском дворе. Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах. Окончил филологический факультет Петербургского университета.

В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» - вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).

Вскоре Д. Мережковскому удалось преодолеть инерцию унылой поэтики восьмидесятников (несмотря на это, и в зрелые годы он всегда говорил о Н. Михайловском и Г. Успенском как о своих учителях) и создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.

В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению - символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию (текст ее вышел вскоре отдельной брошюрой), где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма - «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе от общественного утилитаризма к «вечному и бессмертному». Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал последовательно и методично развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.

После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.

В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного - «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.