Можно ли совместить учебу и работу. Как студенту совмещать учёбу с работой на полный день? Учеба или опыт

В наш век все больше людей не могут позволить себе беззаботные студенческие годы. Когда посвящаешь себя учебе и отдыху, живешь на честно заработанную стипендию. Эти годы в прошлом. Сейчас большинство студентов должны работать, чтобы иметь возможность учиться. С одной стороны, это хорошо, тогда работодатель получает не только молодого специалиста, но сотрудника с опытом работы. Даже если этот опыт работы не по специальности, это не беда. На любой работе молодые люди учатся правилам поведения и общения в обществе, познают навыки взрослой жизни и начинают ценить каждую заработанную собственным трудом копейку. Таким образом, становятся более рассудительными и серьезными, дисциплинированными и собранными. Но совмещать учебу и работу порой не так просто.

Во-первых, легче для вас будет тогда, когда вы поставите в известность преподавателей института или декана. Это может помочь договориться сдавать экзамены вам не со всеми студентами, а отдельно, экстерном. Главное — знания. При помощи преподавателей вы определитесь, какие лекции и практические занятия необходимо обязательно посетить, а какие можете выучить самостоятельно. Но запомните! Много преподавателей негативно относятся к побочной работе студента. Они считают, что это негативно скажется на вашей учебе. Поэтому подумайте, стоит ли всем говорить о вашей работе или найти способ самому совмещать учебу и работу.

Какую же работу можно найти в этом случае?

При таком раскладе вы можете найти работу:

  • с плавающим графиком, приходить позже и уходить соответственно, проработав нужное количество часов, или часть работы брать на дом;
  • если работа сдельная, то оплата будет за определенный объем;
  • работать не 8 часов, а меньше, при этом получать зарплату меньше;
  • работа через Интернет контент-менеджерами, продавцами в интернет-магазинах, специалистами в компьютерной сфере (программирование, дизайн, копирайт);
  • сменная работа (официанты, продавцы, диспетчеры, операторы, аниматоры).

Но запомните! Работодатель должен знать, что Вы студент. Ведь вам все же придется отпрашиваться на сессии или семинары. Да и коллектив, в котором вы будете работать, не простит халтурного отношения к работе.

Во-вторых, если решили найти работу по будущей специальности, она не позволяет менять график рабочего дня, тогда следует задуматься о переводе на вечернее или заочное отделение.

В-третьих, не отказывайтесь от возможности устроиться на работу в самом вузе, пусть даже в качестве лаборанта (иногда это тоже неплохой вариант).

В-четвертых, устройство «по протекции». Часто предприятие просит университет посоветовать хорошего знающего и ответственного студента. Или пятикурсник уезжает в другой город и ищет замену на свою бывшую работу. Такой шанс упускать нельзя!

Вывод

Возможно, это будут нелегкие годы вашей жизни. Хотя, приобретая опыт, после окончания высшего учебного заведения у вас будет огромное преимущество при распределении перед другими выпускниками. Ведь практические знания – самые прочные и надежные, ими еще надо научиться обладать. А у вас уже будет этот навык.

Советы просты и понятны для всех, ничего нового в них нет. Теперь дело за вами. Для того чтобы все успеть, надо:

  • четко распределить свое время. Выделить все важное и необходимое. Придется проститься с компьютерными играми, насиживанием в Интернете, просмотром телевизионных передач, телефонной болтовней. Эти дела оставьте на выходные дни. Но запомните! Отдых тоже необходим, это ваше здоровье. Поэтому сделайте себе правило, определите часы (например, после 23:00 будете только отдыхать, никакой учебы, а также и работы). Или обязательно делайте выходные дни после напряженной недели;
  • не стоит ничего оставлять на завтра, если есть время сделать это сегодня. Тогда так называемые «завалы» на работе или учебе вам не страшны;
  • если вы на работе, забывайте об учебе, и наоборот. Всему свое время. Не стоит переживать на работе, что вы что-то недоучили. Всецело отдавайтесь тому делу, которое сейчас совершаете;
  • расставляйте приоритеты. Если все-таки необходимо сделать выбор: работа или учеба, то четко знайте, что перевесит, что будет главнее;
  • устраивайтесь на работу летом. У вас будет время познакомиться с коллективом и своими обязанностями, привыкнуть к работе. Не будет отвлекать учеба;
  • в дальнейшем старайтесь брать отпуск на время сессии. Это даст вам успешно ее сдать, а на работе будете считаться ответственным человеком, который в состоянии решить свои проблемы сам
  • не жалуйтесь. Это всегда создает неблагоприятное впечатление. Как правило, жалобами мы хотим привлечь к себе внимание, чтоб нас похвалили;
  • помните: вы всегда можете остановиться и прекратить эту гонку. Все зависит только от вас!

Теперь хочу рассмотреть еще одну: работа и учеба . Как совмещать работу и учебу, каковы плюсы и минусы такого совмещения, стоит ли так делать и какой должна быть работа, совмещаемая с учебой – обо всем этом вы узнаете, ознакомившись с данной публикацией.

Стоит ли совмещать работу и учебу?

Итак, многие люди после окончания школы идут . При этом многие с самого начала обучения или уже на “старших” курсах начинают совмещать учебу и работу. Давайте сначала рассмотрим, хорошо это или плохо. Как и в любом явлении тут можно найти свои плюсы и минусы.

Учеба и работа, плюсы:

  • Материальная сторона. Учеба в институте – это всегда огромные расходы, даже если само обучение бюджетное. Работая одновременно, студент компенсирует хотя бы какую-то часть расходов на обучение, а также получает средства на какие-то текущие расходы.
  • Опыт работы. Уже во время обучения студент получает определенный опыт работы, что будет играть положительную роль при трудоустройстве в будущем.

Учеба и работы, минусы:

  • Качество учебы. Как правило, когда работа и учеба совмещаются, страдает качество учебы, поскольку студент не может уделять обучению достаточно времени.
  • Отсутствие свободного времени. В “лучшие” студенческие годы у человека остается минимум времени на развлечения, общение со сверстниками и близкими, семью, если таковая имеется.

Что касается моего мнения, то плюсы здесь существеннее минусов. В большинстве случаев (исключения есть всегда) качество учебы, успеваемость не оказывают никакого влияния на дальнейшее трудоустройство человека, а вот опыт работы оказывает. Также если в период обучения человек не зарабатывает, а только расходует деньги, то потом ему требуется примерно столько же лет, сколько затрачено на обучение, только для того, чтобы “отбить” свою “инвестицию в образование” (подробнее расчеты приводил в статье ). Если же работа и учеба совмещаются, финансовая ситуация складывается гораздо лучше.

Как совмещать работу и учебу?

Теперь давайте поговорим, как совмещать учебу и работу с наименьшими потерями. Конечно, в идеале это можно делать при заочной или дистанционной форме обучения. В этом случае можно работать даже в традиционное , проблемы будут лишь в том, чтобы каждый раз на сессию брать учебный отпуск (он положен человеку по трудовому законодательству, но часто по этому поводу могут возникать разногласия с руководством).

А вот как совмещать работу и учебу при очной форме обучения – это вопрос более сложный, но тоже решаемый. В этом случае самое главное – найти работу, совмещаемую с учебой, то есть, такую, которой можно будет уделять внеучебное время, и чтобы это устраивало обе стороны: студента-работника и работодателя. Давайте рассмотрим основные варианты такой работы.

Работа, совмещаемая с учебой.

Итак, думая о том, как совмещать учебу и работу, нужно ориентироваться либо на работу, выполняемую во внеучебное время (допустим, вечером при посещении института утром) либо на работу со свободным графиком, при которой человек сам выбирает себе дни и часы работы. Вот некоторые варианты традиционной работы, которые не требуют каких-то сложных навыков и подойдут многим:

  • Расклейка объявлений;
  • Раздача листовок, флаеров;
  • Курьер;
  • Разнорабочий на стройке;
  • Водитель такси;
  • Диспетчер на телефоне;
  • Уборщик, горничная;
  • Реализатор;
  • Подсобный рабочий;
  • Диджей;
  • Ведущий мероприятий;
  • Официант, бармен, и т.д.

Также хорошей работой, совмещаемой с учебой будет разного рода (по ссылке приведен большой перечень различных работ/вакансий, которыми может заняться и студент: от низкоквалифицированной до технической, творческой и даже управленческой работы).

Отдельно стоит уделить внимание работе во время летних каникул. В это время студенты имеют возможность работать целый рабочий и день и даже более, и многие используют ее, чтобы заработать хотя бы какую-то часть средств на обучение в следующем учебном году. Особенно удобно это для жителей курортных городов, где в летний сезон открывается огромное количество разноплановых новых вакансий, сезонную работу найти не проблема, и за нее хорошо платят. Также можно рассмотреть какие-то варианты, связанные с сельскохозяйственными работами и другие сезонные вакансии.

Стоит также заострить внимание на том, что если вы хотите после окончания ВУЗа , то во время учебы лучше всего выбирать работу, подработки, хотя бы отдаленно связанные с будущей профессией. Например, студенты педагогических ВУЗов летом часто подрабатывают вожатыми в детских лагерях, будущие маркетологи и менеджеры по продажам работают на выносных распродажах, студенты-филологи занимаются копирайтингом или переводами текстов в интернете, будущие программисты создают и администрируют сайты и т.д.

В общем, варианты совмещения работы и учебы всегда есть, при желании можно ими воспользоваться, ну а нужно ли это конкретно вам – решайте сами.

А я на сегодня прощаюсь с вами, желаю вам успехов и хороших заработков! До новых встреч на !

Без умения грамотно организовать свое время, выделить приоритеты, никакой успешной деятельности не получится. Однако любой человек может научиться совмещать сразу множество разноплановых дел, и в этом ему помогут следующие простые и действенные советы.

Никакие конкретные практические советы человеку не помогут, если он не знает базовой информации, основ управления временем. Любой студент через совсем короткий отрезок времени заметит, что его жизнь стала насыщенней и продуктивней, если он будет выполнять следующие рекомендации:

  • Определите свои цели. Лень, низкая личная эффективность, нежелание ни работать, ни учиться – это постоянные спутники людей, живущих не «своей» жизнью. Трудно приходиться и тем людям, которые поступили на экономиста/юриста, потому что так модно, и работают там, где проще, и тем людям, деятельность которых в действительности является реализацией своих способностей. Однако в первом случае человек обречен на безрадостное, серое существование, а также низкие показатели как на работе, так и на учебе. Выход один: необходимо определить действительно «свои» цели, в процессе достижения которых реализуется весь потенциал и все таланты, а затем всеми силами направлять свою деятельность в соответствии с избранными приоритетами;
  • Правильная организация отдыха. В данном пункте речь идет именно об отдыхе, а не об его сомнительных заменителях (дискотеки, бесцельное сидение в Интернете). Лучше всего, если в свободные минуты/часы человек будет максимально «переключаться». Лучшие варианты отдыха: спокойные прогулки, медитации, легкие физические упражнения. Каким образом данный совет относиться к рассматриваемой теме? Чем лучше организован отдых, тем меньше шансов у человека превратиться в «загнанную лошадь», выполнение рекомендации поможет значительно увеличить личную эффективность;
  • Сон. Большинство студентов на своем опыте прочувствовали, что такое острая нехватка сна, и как она влияет на продуктивность работы/учебы. Здесь не будет советов об организации восьмичасового сна, во что бы то ни стало, ведь при совмещении работы с учебой это не просто сложно, но зачастую невозможно. Выход один: спать/дремать в любое возможное время. Пусть сон будет длиться всего 15-20 минут, даже эта малость позволит выжить, и даже преуспеть при жестком недостатке времени.

Студенту будет значительно проще совмещать все направления своей деятельности, если его работа будет соответствовать изучаемой специальности. Да, возникают большие сложности в поиске подходящей работы (которая, к тому же, не должна быть на полный день), но они не столь непреодолимы, как кажется вначале. Как вариант, можно устроиться на «черновую» работу. К примеру, студент факультета журналистики может попробовать себя в качестве внештатного сотрудника небольшой газеты, студент медицинского факультета – в качестве санитара, студент факультета программирования – в качестве фрилансера;

Ежедневное планирование дня

Ежедневник – это не просто желательный, но обязательный помощник студента. Существуют некоторые секреты ведения органайзера. В частности, это не просто записывание всех предстоящих задач, но формирование гибкого графика. К примеру, дела, привязанные к конкретному времени (работа, начало учебных занятий), записываются в сетке времени органайзера. «Гибкие» задачи, которые можно выполнить в любое время дня (выполнение домашних заданий, чтение необходимой литературы, работа, которую можно выполнить дома), записываются в свободном пространстве ежедневника, и выполняются в наиболее удобное время суток/недели;

Выбор необходимых приоритетов

В этом пункте не будет говориться о том, что успех и в работе, и в учебе требует отказа от бессмысленного времяпрепровождения, так как такие вещи являются очевидными и непререкаемыми. Речь пойдет о расстановке приоритетов в делах, связанных с работой/учебой. Каждый занятый студент, перед выполнением любой работы, должен взять за правило задавать себе вопрос: «А стоит ли вообще это делать?». При глубоком анализе всех своих «крайне необходимых» действий, практически каждый человек обнаружит, что некоторые дела можно исключить без всяких неприятных последствий. К примеру, чтение некоторой литературы (которая не оказывает принципиальное влияние на степень овладения студентом своей специальности) можно заменить изучением ее краткого содержания. В условиях жесткой нехватки времени этот совет будет более эффективным, нежели рекомендация не спать ночами, но стараться переделать все текущие дела;

Грамотное использование каждой свободной минуты

Время от времени появляющиеся «окна» студенту рекомендуется занимать чтением учебной литературы, выполнением работы (которую можно выполнить, вне зависимости от местонахождения). Реализовать этот совет помогут планшеты/современные телефоны. Доступ ко всей необходимой информации в любое время и в любом месте значительно облегчается, если она будет храниться в электронном виде на мобильных устройствах;

Способ нейтрализации поглотителей времени и повышения эффективности

Как избавиться от таких отвлекающих моментов, как Интернет и телевизор? Все просто. Самое действенное решение в этой ситуации – отслеживание показателей. К примеру, показателями могут являться подготовка к экзаменам, работа (в том случае, если студент фрилансер). Итак, необходимо начертить простую таблицу, на вертикали которой будут обозначены минуты (от 10 до 60 и выше), а на горизонтали будут обозначены дни недели. Алгоритм работы с таблицей такой: определяем большие по времени задачи (подготовка к сессии/экзаменам), которые предполагается разбивать по дням. В таблице фиксируем, сколько минут в день ушло на выполнение задач. К примеру, в один день читали учебный материал 10 минут, а в другой 30 минут. Таким образом, получается кривая, фиксирующая падение/повышение показателей. Смысл составления таблицы прост. Человек, фиксирующий время, затраченное на работу, обязательно будет стремиться повысить свои показатели. Затраты времени на составление таблицы ничтожны, но результат просто ошеломляющий.

Заключение

Студентам, совмещающим работу и учебу, несомненно, приходиться сложно, но не стоит унывать. Грамотное распределение времени, определение целей и ценностей – все это пригодиться не только для успешной деятельности сегодня, но и для построения карьеры в ближайшем будущем. И напоследок можно привести интересный факт: согласно исследованием социологов, студенты, совмещающие работу с учебой, отличаются более высокой успеваемостью, нежели их не работающие сокурсники.

Глава 26 Трудового кодекса РФ устанавливает гарантии для работников, совмещающих работу с обучением. Состав указанных гарантий зависит от того, образование какого уровня получает работник (высшее, среднее профессиональное и т.д.) и в какой форме он обучается (очной, вечерней или заочной).

Условно все гарантии можно разделить на три группы: дополнительные отпуска, оплата проезда к месту учебы и обратно, сокращение продолжительности работы.

Гарантии обучающемуся работнику предоставляются в соответствии со следующими правилами.

Правила предоставления гарантий обучающимся работникам

1. По общему правилу все гарантии, предусмотренные гл. 26 Трудового кодекса РФ, полагаются работникам только при получении ими образования соответствующего уровня впервые. Это следует из положений ст. 177 Трудового кодекса РФ. Из этого правила есть одно исключение. Так, все гарантии сохраняются, если работник, уже имеющий профессиональное образование соответствующего уровня, вновь учится по направлению работодателя. Однако необходимость такого обучения должна быть предусмотрена в трудовом договоре или специальном соглашении об обучении, заключенном между работником и работодателем в письменной форме.

Например, работодатель не обязан предоставлять гарантии работнику, получающему по своей инициативе второе высшее образование. Вместе с тем, если в трудовом договоре с работником закреплена его обязанность получить второе высшее образование, работодатель обязан предоставить ему соответствующие гарантии, установленные законом.

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии работнику, который, имея диплом бакалавра, обучается в магистратуре? Да, обязан, т.к. это повышение квалификации в рамках одного высшего образования, а не получение второго высшего образования. В настоящее время в РФ действует двухуровневая система получения высшего профессионального образования и по окончании первой ступени учащемуся присваивается квалификация бакалавра, по завершении второй - квалификация магистра (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

В п. 5 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ указаны случаи, когда обучение в высшем учебном заведении является получением второго высшего профессионального образования:

Гражданин имеет дипломы бакалавра, специалиста, магистра и учится по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста;

Гражданин имеет дипломы специалиста, магистра и учится по программам магистратуры.

Таким образом, обучение лица, имеющего диплом бакалавра, для того, чтобы получить квалификацию магистра, не является получением второго высшего образования. Иными словами, последовательное обучение по разным ступеням высшего профессионального образования, не приравнивается к получению второго высшего образования.

Например, если работник организации имеет диплом о высшем образовании по специальности «маркетинг» (квалификация - бакалавр) и заочно обучается по программе магистратуры, работодатель в силу закона обязан предоставить ему соответствующие гарантии.

2. Если работник учится одновременно в нескольких учебных заведениях, гарантии предоставляются ему в связи с обучением только в одном из них. В каком именно - выбирает сам работник. Льготы по обучению во всех учебных заведениях работодатель предоставлять ему не обязан. Это следует из положений ст. 177 Трудового кодекса РФ.

3. Установленные льготы полагаются работникам только по основному месту работы. Поэтому работодатель не обязан предоставлять учебный отпуск и другие льготы лицам, работающим у него по совместительству.

4. Все льготы в связи с обучением предоставляются только в том случае, если учебное заведение, в котором учится работник, имеет государственную аккредитацию в соответствии с законодательством РФ.

Если работник обучается заочно в образовательном учреждении иностранного государства, не имеющем государственной аккредитации в РФ, предоставлять гарантии, установленные гл. 26 Трудового кодекса РФ, работодатель не обязан.

Например, если работник заочно обучается в Минском госуниверситете, работодатель не обязан предоставлять ему соответствующие гарантии.

5. Гарантии полагаются работнику независимо от того, по какой специальности он учится и связана ли она с его нынешними должностными обязанностями. Например, работодатель обязан предоставлять соответствующие льготы бухгалтеру, который учится по специальности «психолог».

Право работодателя учитывать затраты, связанные с предоставлением гарантий обучающимся работникам, в составе расходов также не зависит от того, связана ли получаемая работником специальность с его должностными обязанностями. Поэтому организация вправе включить в расходы суммы отпускных, начисленных сотруднику за время учебного отпуска, и оплату проезда даже в том случае, если он обучается по специальности, не соответствующей его трудовым функциям (Письмо Минфина от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

6. При предоставлении льгот не важно, по чьей инициативе обучается работник: сам решил повысить свой образовательный уровень или был направлен работодателем.

7. Отдельные виды льгот (например, оплачиваемый учебный отпуск и оплата проезда) предоставляются только успешно обучающимся сотрудникам. При этом Трудовой кодекс РФ не разъясняет, что понимается под термином «успешно обучающиеся».

На практике, как правило, считается, что студент обучается успешно, если не имеет академической задолженности за предыдущий семестр, т.е. выполнил все работы, сдал зачеты по всем дисциплинам и был допущен к очередной сессии. Возникает резонный вопрос: как работодатель узнает о том, что его работник обучается именно успешно и имеет право на соответствующие гарантии? Узнает он об этом из справки-вызова, которую работник предоставит для того, чтобы получить учебный отпуск. Т.е. подтверждением успешности обучения является наличие справки-вызова из учебного заведения.

8. Если работник обучается в вузе экстерном, гарантии, установленные гл. 26 Трудового кодекса РФ, работодатель предоставлять не обязан. Получение образования в форме экстерната осуществляется не в учебном заведении, а самостоятельно. Гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются только работникам, получающим образование в образовательных учреждениях.

Учебные отпуска

Работникам, совмещающим работу с обучением, в установленных гл. 26 Трудового кодекса РФ случаях предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов, прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и т.д.

Право на учебный отпуск не зависит от стажа работы у работодателя. Неважно, сколько времени работник проработал у работодателя до того, как попросил учебный отпуск. Даже если он проработал всего 1 день и принес справку-вызов, работодатель обязан предоставить такой отпуск. Таким образом, право на учебный отпуск не зависит от времени, отработанного в организации (в отличие, например, от ежегодного оплачиваемого отпуска).

Условие трудового договора о том, что оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов предоставляется работнику только после истечения 6 месяцев с момента начала работы у работодателя, является незаконным.

Работник, который находится на испытательном сроке, также вправе уйти в учебный отпуск, т.к. на него в полной мере распространяются положения Трудового кодекса РФ. Однако период его отсутствия на работе не будет засчитываться в испытательный срок.

Продолжительность учебного отпуска определяется периодом, указанным в справке-вызове, и меньше быть не должна. По собственной инициативе работодатель имеет право предоставить обучающемуся работнику учебный отпуск большей продолжительности по сравнению с той, которая установлена гл. 26 Трудового кодекса РФ, меньше - не вправе.

По просьбе работника и с согласия работодателя к учебному отпуску может быть присоединен ежегодный оплачиваемый отпуск. Это следует из ст. 177 Трудового кодекса РФ. Однако это право, а не обязанность работодателя, поэтому он вправе отказать в таком присоединении отпусков.

При присоединении учебного отпуска к основному возможна следующая ситуация. Например, учебный отпуск по справке учебного заведения с 01.04.2011 по 20.04.2011, далее - с 21.04.2011 по 13.05.2011 - у работника ежегодный оплачиваемый отпуск. Работник вылетел к месту учебы 30 (31) марта, а возвращается 14 мая 2005 г., что подтверждается датами вылета (прилета) в проездном документе (билете). Возникает вопрос: можно ли принять в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой стоимости проезда от места нахождения учебного заведения, если дата окончания учебного отпуска и дата в проездном документе (билете) не совпадают из-за присоединения к учебному отпуску ежегодного оплачиваемого отпуска.

Учесть затраты в расходах можно, т.к. ст.177 Трудового кодекса РФ разрешает присоединять учебный отпуск к основному по согласованию с работодателем (письмо Минфина РФ от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24).

Следует иметь в виду, что в отличие от ежегодного основного оплачиваемого отпуска учебный отпуск не продлевается на нерабочие праздничные дни, приходящиеся на его период, при этом они оплачиваются как обычные календарные дни. Статья 120 Трудового кодекса РФ касается только ежегодного основного оплачиваемого отпуска, который является временем отдыха, применять ее по аналогии нельзя, т.к. учебный отпуск - это не время отдыха, он предназначен для сдачи экзаменов, предоставляется на число дней, указанных в справке-вызове. Отпуск в связи с обучением предоставляется именно на то количество дней, которое указано в справке-вызове. По этой же причине учебный отпуск нельзя разделить на части (даже при наличии согласия руководителя и работника).

Нельзя продлить учебный отпуск на дни болезни - гл. 26 Трудового кодекса РФ не предусматривает такую возможность. Поэтому, если работник во время учебного отпуска заболеет, отпуск на число дней болезни, подтвержденных листком нетрудоспособности, не продлевается.

Кроме того, в период временной нетрудоспособности, который совпадает с учебным отпуском (полностью или частично), соответствующее пособие не выплачивается. Однако если после окончания учебного отпуска работник так и не выздоровел, то, начиная со дня, когда он должен был выйти на работу, ему начисляется пособие по временной нетрудоспособности.

Например, работник, находясь в учебном отпуске (с 1 по 26 июня), заболел. Больничный лист ему выдан с 21 по 30 июня 2011 г. Пособие по временной нетрудоспособности ему должно быть начислено и выплачено за период с 27 по 30 июня. За время болезни, приходящееся на учебный отпуск, пособие работнику не начисляется.

Работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении учебного отпуск (по любым причинам). Предоставление учебного отпуска на основании справки-вызова - это обязанность работодателя и гарантия, установленная трудовым законодательством. Поэтому работник вправе воспользоваться таким отпуском даже в случае несогласия работодателя.

По данному вопросу есть соответствующая судебная практика. Так, суд указал, что предоставление дополнительного отпуска работнику на основании выданной справки-вызова является обязанностью работодателя, т.е. не зависит от его усмотрения. Поэтому отсутствие работника на работе в связи с подготовкой и сдачей экзаменов в высшем учебном заведении не может быть расценено как прогул, даже если работник не оформил учебный отпуск в установленном порядке (Определение Московского городского суда от 17.06.2010 по делу № 33-14935).

Работник вправе использовать учебный отпуск не полностью, а частично. Например, при продолжительности отпуска 15 календарных дней, указанных в справке-вызове, работник может оформить учебный отпуск на 10 календарных дней, указав это в заявлении о предоставлении отпуска. Отпускные начисляются на дни фактически предоставленного отпуска. Более того, работник может учебный отпуск вообще не брать - это его право.

Работодатель не вправе отзывать работника из учебного отпуска (даже при наличии согласия последнего), положения ст. 125 Трудового кодекса РФ касаются только ежегодного оплачиваемого отпуска и на учебные отпуска не распространяются.

Как быть в ситуации, когда учебный отпуск совпадает с очередным оплачиваемым отпуском по графику. Полагаем, что работодатель в этом случае обязан предоставить учебный отпуск, поскольку он целевой, предоставляется в определенное время. Поэтому переносить учебные отпуска на другие сроки нельзя. Очередной отпуск следует перенести на другое время, согласованное с работником. При этом основной отпуск на число дней учебного отпуска не продлевается.

Учебные отпуска не заменяют собой ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска нельзя уменьшать на количество дней учебного отпуска.

Учебные отпуска нельзя заменять денежной компенсацией, поскольку учебный отпуск - это целевой отпуск. Трудовой кодекс РФ допускает возможность замены денежной компенсацией только часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 дней.

Учебный отпуск может предоставляться работникам как для сдачи вступительных экзаменов, так и в процессе обучения (для сдачи сессий, для защиты диплома и т.п.). При этом обращаем внимание: на время «установочной» сессии работодатель не обязан предоставлять учебный отпуск.

Учебные отпуска бывают оплачиваемыми (с сохранением за работниками среднего заработка) и не оплачиваемые (без сохранения заработной платы).

Например, если работник успешно учится в вузе заочно, на время учебных отпусков за ним сохраняется средний заработок. Если он учится очно в вузе, ему полагаются лишь неоплачиваемые учебные отпуска (ст. 173 Трудового кодекса РФ).

Нередко у работодателей возникает вопрос: когда оплачивать учебные отпуска - до их начала или после? В Трудовом кодексе РФ порядок оплаты учебного отпуска не определен. Поэтому многие специалисты считают, что можно оплачивать либо до, либо после.

В то же время, есть мнение, что учебный отпуск следует оплачивать по аналогии с основным ежегодным отпуском - за 3 дня до его начала (на основании справки-вызова).

Продолжительность учебного отпуска исчисляется в календарных днях (как и основного оплачиваемого отпуска). Она зависит:

От вида образовательного учреждения, в котором обучается сотрудник;

От целей, на которые предоставляется учебный отпуск.

Например, согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, успешно обучающимся заочно в вузах, для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах предоставляются отпуска продолжительностью по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней.

Документы, являющиеся основанием для предоставления «учебного» отпуска

Если отпуск необходим для сдачи вступительных экзаменов, - это только заявление работника.

Факт сдачи вступительных экзаменов подтверждается справкой, выдаваемой образовательным учреждением после прохождения абитуриентом всех вступительных испытаний.

Если отпуск необходим в процессе обучения (для сдачи сессии, подготовки диплома и т.п.), - это заявление и справка-вызов.

Т.е. для получения учебного отпуска обучающийся работник должен написать заявление о предоставлении ему отпуска в связи с обучением и приложить справку-вызов из образовательного учреждения.

Важный момент: Приказами Минобразования России (от 13.05.2003 N 2057 и от 17.12.2002 № 4426) утверждены формы справки-вызова только для высших и средних специальных учебных заведений. Поэтому работники, обучающиеся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, представляют указанные документы по формам, самостоятельно разработанным названными учреждениями.

Справка-вызов состоит из двух частей: непосредственно справки-вызова и отрывной части к ней - справки-подтверждения, которая заполняется образовательным учреждением после окончания сессии и является оправдательным документом.

Важный момент: организация получает данный документ с заполненной первой частью. В ней, в частности, указывается полное наименование образовательного учреждения, сведения о государственной аккредитации, вид учебного отпуска (для прохождения вступительных испытаний, промежуточной аттестации, сдачи итоговых государственных экзаменов и др.), а также продолжительность учебного отпуска.

Если есть справка-вызов, от работника не нужно требовать копию свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, т.к. в ней есть вся необходимая информация.

После возвращения из учебного отпуска работник должен подтвердить, что он действительно находился в образовательном учреждении, т.е. использовал учебный отпуск по назначению. Для этого ему следует представить работодателю справку-подтверждение за подписью руководителя учебного заведения (как правило, ректора или иного уполномоченного лица). В случае непредставления данного документа, подтверждающего целевое использование отпуска, период отсутствия сотрудника на работе может квалифицироваться как прогул с соответствующими негативными последствиями.

Иными словами, справка-подтверждение является документом, подтверждающим реальное нахождение работника на обучении, т.е. то, что сессия работника действительно состоялась.

Для подтверждения обоснованности понесенных работодателем затрат на оплату учебного отпуска и правомерности предоставления такого отпуска необходимо наличие и справки-вызова, и справки-подтверждения.

Налог на прибыль

Все затраты, связанные с предоставлением гарантий, установленных гл. 26 Трудового кодекса РФ, работодатель вправе учесть в расходах. Так, средний заработок, сохраняемый за работником на время учебного отпуска, и оплата проезда к месту учебы и обратно, произведенные в соответствии с требованиями закона, относятся к расходам на оплату труда на основании п. 13 ст. 255 НК РФ.

Средний заработок, сохраненный за время освобождения от работы в силу гл. 26 Трудового кодекса РФ, относится к расходам на оплату труда по п. 6 ст. 255 НК РФ.

В трудовом или коллективном договоре могут быть предусмотрены иные, дополнительные меры поддержки работников, совмещающих работу с обучением (например, увеличение продолжительности оплачиваемых учебных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы, оплата проезда к месту учебы в полном размере и т.п.).

Все затраты, связанные с предоставлением гарантий обучающимся работникам, сверх установленных Трудовым кодексом РФ, работодатель не вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Например, если организация оплачивает учебный отпуск и проезд к месту учебы работнику, обучающемуся в учебном заведении, не имеющем государственной аккредитации, соответствующие расходы нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

Или, например, при сокращении продолжительности рабочей недели работнику, обучающемуся в вузе, в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, должно выплачиваться 50% среднего заработка. Если организация решит оплачивать дополнительный свободный от работы день в полном размере (например, закрепив это правило в трудовом или коллективном договоре), в целях налогообложения она будет вправе учесть выплаты лишь в размере, установленном законом, т.е. 50% среднего заработка работника. Остальные 50% заработка в расходах учесть нельзя.

Если работодатель предоставляет гарантии работнику, получающему второе образование соответствующего уровня, соответствующие затраты он не вправе включить в состав расходов.

Если же гарантии предоставлены работнику, получающему второе образование соответствующего уровня в связи с тем, что его направил на обучение работодатель и соответствующее положение закреплено в трудовом договоре или соглашении об обучении, затраты можно учесть в расходах.

НДФЛ

Средний заработок, сохраняемый за работником на период учебного отпуска, а также выплачиваемый за время освобождения от работы в связи с сокращением продолжительности рабочего времени, является его доходом, облагаемым НДФЛ.

При этом не важно, на основании какого документа предоставляется учебный отпуск и сокращается рабочая неделя - на основании гл. 26 Трудового кодекса РФ или трудового (коллективного) договора. В любом из указанных случаев данные суммы облагаются НДФЛ.

Важный момент: удержанный НДФЛ организация как налоговый агент обязана перечислить в бюджет не позднее дня получения в банке средств на выплату отпускных.

Есть судебные решения, из которых следует, что если обучение необходимо в производственных целях, оплата учебных отпусков не облагается НДФЛ (например, Постановление ФАС УО от 27.02.2006 № Ф09-857/06-С7). Следовательно, работодатель может не удерживать НДФЛ с сумм оплаты учебного отпуска. Однако такая позиция является налоговым риском и ее, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Оплата стоимости проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно (один раз в учебном году) относится к компенсационным выплатам, связанным с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников. Подобные выплаты не облагаются НДФЛ согласно п. 3 ст.217 НК РФ (Письмо Минфина от 24.07.2007 № 03-04-06-01/260).

При этом надо иметь в виду следующее: работнику, который учится заочно в высшем или среднем специальном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, стоимость проезда к месту учебы и обратно работодатель обязан компенсировать один раз в учебном году. В п. 3 ст. 217 НК РФ идет речь только о тех компенсациях, которые установлены законом. Поэтому, если работодатель не обязан оплачивать работнику стоимость проезда к месту учебы и обратно, но делает это добровольно (например, в силу коллективного договора оплачивает проезд не один раз в год, а чаще), с выплаченных сумм он должен удержать НДФЛ.

Страховые взносы

Такие выплаты работнику, как оплата отпуска, средний заработок, сохраняемый за дни освобождения от работы, облагаются страховыми взносами на общем основании, т.к. это выплаты в пользу работника.

Оплата проезда к месту учебы страховыми взносами не облагается, т.к. это компенсационная выплата. Так, в Письме Минздравсоцразвития от 20.04.2010 № 939-19 сказано: «суммы производимой в соответствии с вышеприведенными положениями ТК РФ оплаты работодателем один раз в учебном году проезда работников, которые успешно обучаются по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами на основании подпункта «е» пункта 2 части первой статьи 9 Закона № 212-ФЗ».

Если оплата проезда произведена в повышенном размере - разница облагается страховыми взносами.

Сотрудник обучается в аспирантуре или докторантуре

Работники, которые обучаются в аспирантуре или докторантуре, также имеют определенные гарантии. Однако такие гарантии установлены не главой 26 Трудового кодекса РФ, а ст.19 Федерального закона от 22.08.1996

№ 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Так, например, согласно п.п. 5,7 ст.19 Федерального закона № 125-ФЗ лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

Все расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных законом, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль по п. 13 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-03-06/1/514).

Возможно ли совмещать работу и учебу? Этот вопрос всегда интересует студентов при поступлении. Кушать хочется всегда, но не будет ли решение материального вопроса мешать качественному обучению? У специалистов по тайм-менеджменту есть несколько практических советов. Они помогут оптимизировать деятельность и разумно управлять временем, чтобы все успевать.

Как совмещать работу и учебу? Предупредите преподавателей

Задаваясь вопросом о том, многие молодые люди начинают выбирать, сомневаться. Не стоит. Во-первых, образование всегда поможет построить карьеру и обеспечить вас. Поэтому шанс получить его нужно использовать. Во-вторых, преподаватели уважают работающих студентов. Именно по этой причине часто идут на уступки на экзаменах и зачетах. Стоит предупредить их заранее, чтобы в течение семестра не возникло недопонимания и конфликтов.

Выберите удобную работу

Еще один актуальный вопрос для студентов. Какую работу можно совмещать с учебой? Конечно, первой мыслью будет обратиться в специальный раздел на сайтах по трудоустройству или в газетах. Однако там вы найдете только вакансии официантов, промоутеров, курьеров, продавцов-консультантов и т. п. Стоит ли на это тратить свое время и силы? Тем более, доход здесь нестабильный, да и никакого карьерного роста не предвидится. Ночную работу также лучше исключить из списка вариантов. Студент, как и любой другой человек, должен высыпаться и следить за своим здоровьем.

Разумнее попробовать устроиться внештатным сотрудником в хорошую организацию. Желательно, по своей специальности. Журналист, помощник юриста, младший аналитик, радиоведущий - вариантов здесь намного больше. Так вы приобретете необходимый опыт, отточите навыки на практике, да и преподаватели точно с одобрением отнесутся к такой деятельности.

Если вам самостоятельно трудно определиться, какую работу совмещать с учебой, можно обратиться в кадровое агентство. Там помогут подобрать вакансию с неполной занятостью (или гибким графиком) и с требуемыми условиями труда. Правда, эта услуга платная, и необходимо какое-то время для поиска подходящего рабочего места (месяц или два).

Распишите свой день по часам

После того, как работа, которую можно совмещать с учебой, найдена, можно переходить к следующему пункту. Необходимо произвести точный арифметический расчет, сколько времени у вас будет уходить на работу, на учебу и на дорогу. Затем прибавьте к этому 8 часов, которые необходимы для полноценного сна. И не забудьте выделить время на прием пищи и бытовые потребности. Суммируйте все показатели. И если цифра превысит 24 часа, то следует подумать, на чем можно «сэкономить». Например, сократить график работы. Это заранее необходимо обсудить с начальством. А можно тратить меньше времени на подготовку к учебе. И какие-то предметы перенести на выходные. Только ни в коем случае не стоит ущемлять себя в естественных потребностях отдыха и питания. Распишите обычный по часам.

Специалисты по тайм-менеджменту советуют оставлять один час на В случае отсутствия таковых время можно потратить на отдых, рабочие дела или подготовку к следующему учебному дню.

Составьте расписание дня

Далее. Так как совмещать работу и учебу необходимо по строгому разделению дел и обязанностей, необходимо составить четкое расписание. Оно может быть разным в какие-то дни, потому что будет зависеть от учебного расписания и других факторов.

Купите толстый ежедневник. В него следует записывать список дел. В этом тоже есть свои тонкости. Первые пункты должны обязательно быть связаны с учебой и работой. И лишь потом можно вписывать те дела, которые касаются бытовых вопросов, либо не имеют срочности в решении и реализации.

В конце дня обязательно выделите пять минут для подведения итогов. Уложились ли вы в график? Успели ли выполнить все запланированное? И уже, составляя план на будущий день, попробуйте вписать туда нерешенные пункты, чтобы заполнить пробелы. И помните, чем дольше вы откладываете дела, тем больше времени потом придется потратить на их выполнение. А это может существенно навредить рабочему или учебному процессу.

Учитесь без «хвостов»

Система накопления касается и образования. Некоторые люди удивляются возможности, как совмещать работу и учебу на очном отделении. Все реально, если не «раскачиваться» долго и не отмахиваться пустыми отговорками, а просто брать и делать. Не стоит откладывать на завтра то, что может превратиться в длинный "хвост". Долги по учебе, в лучшем случае, создадут стрессовую ситуацию и отразятся на оценках. А в худшем могут привести к отчислению, либо потере работы из-за неуспеваемости.

Используйте свободное время с пользой

Для того, чтобы все успевать, необходимо научиться рационально использовать время. Например, выполнять несколько дел параллельно. Только посчитайте, сколько часов ежедневно вы тратите на дорогу. Примерно, час или два? А сколько всего полезного можно успеть сделать за это время! Не игнорируйте такую возможность. Читайте учебник, учите иностранный язык, слушайте аудиокниги, отправляйте электронные письма по работе клиентам, составляйте новые планы, записывайте идеи и предложения по работе или учебе. Так вы не только освободите себя от мелочей. Но и разовьете полезные навыки, которые в будущем помогут держаться уверенно и легко подстроиться под быстрый ритм жизни.

Еще один успешный прием, как совмещать работу и учебу, - это правильное использование возможностей. Бывают моменты, когда образуются так называемые «окна». Например, не пришел преподаватель на лекцию, или рабочие обязанности выполнены быстрее, чем вы рассчитывали. Не «просиживайте» освободившееся время впустую. Откройте ежедневник и пробегитесь глазами по списку дел. Возможно, что-то можно сделать прямо здесь и сейчас.

Не пренебрегайте общением с родными и друзьями

Чтобы быть активным и всегда находиться в отличном настроении, необходим отдых и позитивные эмоции. Все это можно получить при встрече с родными людьми или друзьями. Идеальным временем являются выходные дни, когда план дел снижен до бытовых вопросов и подготовки к новой неделе. Также можно попробовать прием удобного совмещения. Например, поход в бассейн или тренажерный зал можно объединить со встречей с друзьями, позвав их с собой.

Иногда отдых расслабляет. А вам нужны правильные установки и мотивация. Чтобы привести себя в эмоциональное равновесие, полезнее будет побыть в одиночестве. В это время можно послушать музыку, почитать любимую книгу, посмотреть интересный фильм. Просто найдите то, что вас вдохновляет. И энергия будет бить неиссякаемым ключом.

Совершенствуйте навыки

Как совмещать работу и учебу? Просто научитесь управлять своим временем, а не быть его рабом. Если вы изучаете иностранные языки, посещая курсы или занимаясь с репетитором, подумайте, на что вы тратите ценные ресурсы. Ведь, сидя дома и общаясь с тем же репетитором посредством скайпа, гораздо выгоднее и не менее эффективно. Плюс - вам не надо тратить время и деньги на дорогу.

Если по учебе или работе вам требуется обрабатывать большой объем информации, можно обучиться технике скорочтения. Это заметно сократит время на самостоятельную подготовку к семинарам и экзаменам, а также выполнение рабочих обязанностей. Кроме того, учеными доказано, что при быстром чтении информация усваивается лучше, как бы парадоксально это ни звучало.

Также полезно будет развить мышление и память. Сегодня для этого есть много специальных упражнений, книг, программ-тренажеров. Те студенты, которые быстро думают, читают и запоминают, работают более продуктивно и успевают реализовать намного больше дел.

Пробуйте предугадать результаты

Можно ли совмещать работу и учебу? Специалисты по тайм-менеджменту уверены, что да. А чтобы этот процесс происходил интереснее, анализируйте список выполненных дел. Устраивайте сами себе соревнования. Ведь вам постоянно необходима здоровая мотивация. Например, на этой неделе сделано столько-то. А возможно ли больше? Постарайтесь предугадать результаты. И не забывайте премировать себя за любой успех. Так, за скорость и находчивость можно купить шоколадку, или освободившееся время потратить на просмотр любимого фильма.

Помешать сосредоточиться на самоанализе и выполнении важных домашних дел могут отвлекающие факторы в виде телевизора, телефона, музыки. Постарайтесь пользоваться ими только при необходимости, либо в период отдыха.