Научить писать диктанты без ошибок. Как научить ребенка писать диктанты грамотно, без ошибок

Грамотное написание текстов - одна из многочисленных составляющих общей культуры человека. Навыки грамотного письма должны формироваться еще в начальной школе. Но что делать, если время упущено, и будучи уже в выпускном классе или студентом, вы не можете похвастаться грамотным написанием?

Догнать упущенное в детстве можно только упорным трудом.

Но и отчаиваться не стоит.

Регулярные тренировки и соблюдение нескольких правил помогут справиться с диктантом каждому.

Как готовиться к диктанту?

Подготовка к диктанту состоит из нескольких этапов, регулярное выполнение которых приведет к желаемому результату:

  1. Чтение. Насыщенность современного мира новейшими технологиями привели к тому, что чтению отводится все меньше времени. Тем не менее, именно регулярное чтение художественной литературы, публицистических статей и даже учебников играет немаловажную роль в формировании грамотного письма.

    Зрительная память способствует непроизвольному запоминанию правильного написания слов, которое «всплывет» в нужный момент. Поэтому, если есть проблема с написанием диктантов, следует каждый день хоть немного времени уделять чтению.

  2. Правила. Анализируя свои неудачные диктанты, следует составить список наиболее частых ошибок, и выучить соответствующие правила (чаще всего, это правила написания «е» или «и», удвоенная согласная, правила пунктуации).
  3. Упражнения. Современные пособия подготовки к экзаменам по русскому языку содержат много упражнений к каждому грамматическому правилу. Выполняя их, вы сформируете навыки правильного написания.
  4. Тренировки. Иногда, человек, знающий правила и успешно их применяющий при выполнении грамматических упражнений, при написании диктантов делает ошибки по данной теме. В таком случае следует ежедневно тренироваться в написании текстов под диктовку кого-то из родных или друзей, или записанные на аудио носители.

Как написать работу без ошибок

При написании диктантов следует придерживаться нескольких основных правил:

  1. При первичном чтении текста слушайте внимательно, определяя его структуру и смысловые части.
  2. Для правильной расстановки знаков препинания, следует стремиться к определению строения каждого предложения при его первом чтении.
  3. Если при написании предложения вы столкнулись с определенными трудностями, не останавливайтесь на возможной ошибке, к ней можно будет вернуться во время, выделенное для проверки.
  4. Внимательно проверяйте каждое слово, пунктуацию каждого предложения. В конце еще раз перечитайте текст полностью.

Еще одним важным правилом написания диктанта является внимание и полная сосредоточенность на работе.

Усердная подготовка не пройдет даром. При постоянных тренировках вы заметите, что написать хорошо диктант совсем не трудно.


Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Диктант – это маленький экзамен, который сдаются в конце каждой темы. Проверка правописания важна как индикатор знаний отдельного школьника и всего класса в целом. Есть ли педагогические секреты, помогающие поднять грамотность школьника? Как научить ребенка писать под диктовку без репетитора?

Как подготовиться к диктанту

Готовя класс к предстоящей работе, учитель обязательно делает это заранее – как минимум, на предыдущем уроке. Кроме того, он объявляет тему, которая будет отрабатываться. Приучите свое чадо сообщать Вам о том, что грядет контрольная. Если малыш забыл тему, не беда – традиционно, это те правила, которые изучались в пройденном разделе. Тем не менее, бывают диктанты, в которых есть давно забытые орфограммы. Постарайтесь связаться с педагогом и уточнить детали.

Дома необходимо открыть учебник и проработать все орфограммы по такому плану:

  • повторить правило;
  • потренироваться его применять;
  • написать несколько предложений под диктовку (желательно на время);
  • повторить слова из словаря;
  • выполнить задания, подобные тем, которые будут в классе;
  • сделать работу с ошибками(подчеркните и исправьте их, обсудите, написать пару примеров на это правило).

Постарайтесь воспроизвести обстановку урока – никаких подсказок, ограниченное время, пустой стол.

Как научить ребенка грамотно писать диктанты? Если ребенок застрял на каком-либо правиле, уделите ему особое внимание:

  • убедитесь, что малыш помнит и понимает данную орфограмму;
  • дайте задание списать с комментариями (школьник поясняет вслух, какую орфограмму видит, какую букву пишет и почему).

Помните, что учитель оценивает не только правильность слов, а и аккуратность. Поэтому научите чадо исправлять ошибки корректно.

Как нужно писать диктант, что бы получить «отлично»

Для написания диктантов существуют правила-помощники. Когда Вы будете репетировать контрольную, учтите эти рекомендации, тем более, что они продиктованы опытом многих поколений учителей.

  • Слушай внимательно, обращай внимание на знаки препинания.
  • Не начинай писать, пока учитель не закончит читать.
  • Никогда не пиши наперед, даже если тебе кажется, что ты все запомнил.
  • Когда пишешь, диктуй себе по слогам неслышным шепотом.
  • Не подсматривай в соседскую тетрадь.
  • Если учитель читает для того, что бы класс проверил, обязательно проверяй.
  • При самопроверке будь внимателен, прочитывай каждое слово по слогам.

«Красный» диктант — стоит ли надеяться на «врожденную» грамотность?

То, что мы называем врожденной грамотностью, на самом деле является хорошей зрительной памятью на слова. Обычно, грамотны «от природы» любители классической литературы. Эти люди постоянно видят пример правильной письменной речи, да еще и под хорошей редакцией.

Для того, что бы развивать интуитивную грамотность у своего ребенка, необязательно заставлять его читать «Войну и мир». Школьнику нужно подобрать такие книжки, над которыми поработал корректор. Обычно, это солидные или небольшие издательства с хорошей репутацией (например, компании, выпускающие учебную литературу). Не поленитесь полистать то, что Вы собираетесь купить. В современных книжках можно повстречать грубые ошибки, опечатки и совершенно безграмотную речь.

Забытая методика Тихомирова

Замечательной методике Тихомирова, посвященной вопросу, как научить ребёнка писать под диктовку, уже более ста лет. Ее оценили по достоинству многие учителя, и даже уважаемая профессура, отметившая труды педагога золотой наградой.

То, что мы называем страшным словом «методика», является простым и очень действенным приемом тренировки внимания и памяти. Автор смог добиться высоких результатов благодаря тому, что его дети читали и диктовали себе слова так, как они написаны.

Современные учителя советуют применять этот метод каждый день. Достаточно 10-15 минут занятий, и грамотность ребенка возрастет уже через пару недель.

Диктанты вовсе не страшны. Они даже не опасны для заветной итоговой оценки, если только потренировать школьника как следует. Все советы из этой статьи работающие. Удачи Вам на нелегком поприще родительской педагогики!

У многих школьников (да и взрослых) написание диктантов вызывает затруднение и даже страх. Опытные преподаватели убеждены, что научиться писать диктанты по родному языку может каждый, важно лишь тренироваться и соблюдать определенные правила.

Основные правила написания диктанта

Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача - определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.

При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.

По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.

Как подготовиться к диктанту

Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:

Учить правила, уметь применять их при письме;

Постоянно тренироваться в написании диктантов и других упражнений. С этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические задания. Сегодня в помощь ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами.

Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.

Самые распространенные ошибки (на что обратить внимание)

К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта - это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.