Научные достижения академика самарского а. Альтернативная наука

Название: Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры.

Аннотация: В монографии изложены универсальные методологические подходы, позволяющие безотносительно к конкретным областям приложений строить адекватные математические модели изучаемых объектов. Представлены методы и примеры построения и анализа математических моделей для различных задач механики, физики, биологии, экономики, социологии на основе использования фундаментальных законов природы, вариационных принципов, иерархических цепочек, метода аналогий.

Для специалистов по математическому моделированию, аспирантов, студентов, изучающих и использующих методы математического моделирования, вычислительного эксперимента.

Скачать в pdf (99,3 МБ):

Самарский А. А., Михайлов А. П. / Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры.


Название: Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.

--- | | |---Илья Ильич Мечников, как зоолог и значение его зоологических исследований для медицины (Холодковский)

Название: Тематическое и поурочное планирование по физике к учебнику А.В. Перышкина "Физика-7"

Название: Плазма-четвертое состояние вещества. Элективный курс: Методическое пособие

19 февраля 1919 - 11 февраля 2008

российский математик, академик РАН, председатель Ученого совета ИММ РАН, зав

Биография

Рано остался без родителей. С пяти лет его воспитывали старшие сёстры. С 1932 года, после переезда в Таганрог , учился в средней школе N2 им. А. П. Чехова, которую с золотой медалью закончил в 1936 году. В школе, помимо успехов в математике и физике, увлекался литературой, писал пьесы.

Поступил на отделение математической физики физического факультета МГУ.

В 1941 году, после окончания 3 курса, ушёл добровольцем на фронт - в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Участвовал в тяжёлых боях при обороне Москвы. 12 декабря, находясь с группой бойцов в разведке, подорвался на мине и получил тяжёлое ранение. 10 месяцев провёл в госпиталях. После этого работал учителем в средней школе на золотом прииске «Коммунар» в Ширинском районе Красноярского края.

В декабре 1943 года, по вызову ректората МГУ, А. А. Самарский на костылях вернулся в Москву для продолжения учёбы. После окончания университета в 1945 году поступил в аспирантуру МГУ к А. Н. Тихонову .

В 1957 году А. А. Самарский защитил докторскую диссертацию. Член-корреспондент АН СССР по отделению математики (1966). Академик АН СССР (1976).

В 1990 году А. А. Самарский по поручению правительства создаёт Институт Математического моделирования Академии наук и становится его директором. Являлся заместителем академика-секретаря Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН, председателем Научного совета РАН по комплексной проблеме «Математическое моделирование». Член редколлегии журнала «Успехи математических наук», членом редколлегии «Журнала вычислительной и математической физики».

Научная работа

А. А. Самарский - крупнейший специалист в области вычислительной математики, математической физики, теории математического моделирования. Создатель теории операторно-разностных схем, общей теории устойчивости разностных схем.

С 1948 года совместно с академиком А. Н. Тихоновым разрабатывал численные методы и вел первые в СССР прямые расчеты мощности взрыва атомной, а позже - водородной бомбы, хорошо совпавшие с испытаниями. В этих работах были заложены основы математического моделирования и созданы важнейшие принципы конструирования и обоснования разностных схем и параллельных вычислений.

С 60-х годов вместе с учениками занимался проблемами лазерного термоядерного синтеза, магнитной и радиационной газодинамики, создания мощных лазеров, аэродинамики, атомной энергетики, физики плазмы и многими другими.

Публикации

  1. Самарский А. А. Введение в теорию разностных схем. - М.: Наука, 1971. - 552 с.
  2. Самарский А. А. Введение в численные методы. 1987.
  3. Самарский А. А., Вабищевич П. Н. Аддитивные схемы для задач математической физики. - М.: Наука, 2001. ISBN 5-02-006505-6
  4. Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. - М.: Физматлит, 2005 (5-е изд.). ISBN 5-9221-0120-X
  5. Самарский А. А., Вабищевич П. Н., Самарская Е. А. Задачи и упражнения по численным методам. URSS. 2007 (3-е изд).
  6. Самарский А. А., Гулин А. В. Численные методы.

Государственные награды

  • Герой Социалистического Труда:
    • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1979 года Самарскому Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»;
  • Ленинская премия (1962)
  • Сталинская премия (1954)
  • Государственная премия СССР (1965)
  • Государственная премия России (1999) - за цикл работ по теории разностных схем
  • Трижды кавалер ордена Ленина
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Дружбы народов
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Москвы»

Выхлопотал вызов своего ученика в Москву с целью продолжения учебы на физфаке МГУ 1945 - Победа 1945 - МГУ . Физический факультет. Дипломная работа, за которую предлагали сразу присвоить звание кандидата наук, но Тихонов резонно возразил 1945 - МГУ . Аспирант. Помимо диссертационной, выполнил порядка двадцати научных работ по физике 1946 - ВКП(). Член 1948 - Кандидат физ-мат наук. Научный оппонент - Петровский И.Г. 1948 - 10 июня. Постановление Совета Министров СССР № 1990-774сс/оп за подписью Сталина . Получил отдельную комнату, такую же получил и Сахаров А.Д. 1948 - 10 июля. Специальная лаборатория (Заведующий - Тихонов А.Н.), ведущий специалист. Задача - математическое моделирование взрыва и расчёт мощности атомной бомбы 1951 - Учебник. А. Н. Тихонов , А. А. Самарский. "Уравнения математической физики" - выдержал 6 изданий (первое издание в 1951 г. и шестое издание - в 1999 году) 1953 - АН СССР. . Зав отделом. использует в работе первый в СССР экземпляр ЭВМ "Стрела" 1954 - Сталинская премия 1957 - МГУ . Доктор физико-математических наук. Одним из научных оппонентов был Сахаров А.Д. 1958 - Профессор 1962 - Ленинская премия 1966 - АН СССР. Член-корреспондент. Возглавил кафедры в МГУ и Московском физико-техническом университете 1976 - АН СССР. Академик 1982 - МГУ . Кафедра вычислительных методов факультета вычислительной математики и кибернетики. Заведующий 1986 - Начал разработку Общегосударственной Программы по развитию и применению методов математического моделирования в науке и народном хозяйстве 1986 - Организовал Всесоюзный Центр математического моделирования и стал его директором 1989 - Создан журнал "Математическое моделирование. Главный редактор 1990 - АН СССР. Всесоюзный Центр математического моделирования преобразован в первый в стране
1999 - Государственная премия за цикл работ по теории разностных схем 2003 - Книга. А. А. Самарский, П. Н. Вабищевич. Вычислительная теплопередача
2003 - Книга Б. М. Будак, А. А. Самарский, А. Н. Тихонов . Сборник задач по математической физике
2005 - А. А. Самарский, А. П. Михайлов. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры
2005 - Книга. А. А. Самарский. Введение в численные методы.3-e издание, стереотипное, ISBN 5-8114-0602-9 2008 - 11 февраля. Умер Помимо А.Н.Тихонова считал своими учителями таких выдающихся учёных, как Петровский И.Г., Келдыш М.В., И.Е., Иваненко Д.Д., Глушков В.М. и Дородницын А.А. Самарский - основатель научного направления математического моделирования , его вклад в создание общей теории разностных схем, в частности теории устойчивости разностных схем и методов решения сеточных уравнений огромен. Он принимал непосредственное участие в создании атомной и водородной бомб, численно моделируя поведение этих объектов при различных ситуациях. А. А. Самарский - крупнейший специалист в области вычислительной математики и математического моделирования. Его научные интересы - математическая физика, численное моделирование сложных нелинейных систем и явлений, разностные методы. А. А. Самарскому принадлежат фундаментальные результаты теории дифференциальных уравнений как с гладкими, так и с разрывными коэффициентами, теории нелинейных уравнений, постановка и исследование ряда неклассических задач математической физики. Характерным для научного творчества А.А. Самарского является постановка проблем вычислительного эксперимента, проводимого с помощью современных компьютеров, построение теории математического и численного моделирования сложных физических процессов, разработка эффективных разностных методов. А. А. Самарскому принадлежат фундаментальные результаты в основных направлениях теории разностных методов: по теории сеточной аппроксимации уравнений математической физики, по теории устойчивости разностных схем, по теории построения и обоснования методов решения сеточных уравнений. Список научных работ Самарского А.А. содержит около пятисот названий, в том числе более 20 монографий и учебников. Среди его учеников около 100 кандидатов наук, из которых более 40 защитили докторские диссертации. Научные школы, созданные при непосредственном участии А. А. Самарского, ныне активно работают не только в России, но и в Беларуси, Грузии, Литве, Узбекистане, на Украине. Под его руководством были проведены более точные, чем на Западе, прямые расчеты мощности ядерного взрыва, которые, по признанию мировой научной общественности, открыли новую страницу в развитии прикладной математики. На рубеже 70-80-х годов Самарский выступил с концепцией, в основе которой лежит представление о методологии математического моделирования, как об "интеллектуальном ядре" всего процесса информатизации. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, лауреат Ломоносовской премии Московского университета, кавалер трех орденов Ленина, Ордена Октябрьской революции, Ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, Орденов Славы и Отечественной войны 1-й степени, награжден медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне", "За оборону Москвы".... Самарский заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, Почетный доктор Технического Университета в Хемнице (Германия), Почетный профессор Тбилисского Университета и Таганрогского радиотехнического университета, почетный член Академий наук Украины и Белоруссии
Академик Александр Самарский: "портрет первой атомной и других бомб"

Чаепитие в академии

Это уже традиция. В первую среду каждого месяца кто-то из крупных ученых приходит в старое здание президиума РАН. И там в зале, знавшем за свою вековую историю величайшие взлеты разума, начинается неторопливый разговор о судьбе ученого и науки, о прошлом и будущем, об осуществленных мечтах и оставшихся надеждах. Это своеобразные исповеди ученых. А слушателями их становятся не только научные журналисты, но и студенты, и даже школьники, которые приглашаются на такие встречи.

10 июня 1948 г. за подписью И. В. Сталина с грифом "Сов. секретно (Особая папка)" выходит постановление Совета Министров СССР N1990-774сс/оп "О дополнительных заданиях по плану специальных научно-исследовательских работ на 1948 год", в котором в 9-м пункте говорится о предоставлении "в первоочередном порядке" нескольким ученым квартиры и комнаты. В то время кандидат геофизических наук А.А.Самарский и кандидат физико-математических наук А.Д.Сахаров могли претендовать только на комнаты, которые они и получили. Но самое главное: именно этим постановлением они вошли в чрезвычайно узкий круг людей, которым поручалось "произвести расчеты "ПО" конструкций РДС-1, РДС-2, РДС-3, РДС-4, РДС-5 с различными вариантами уравнения состояния..."

Для непосвященных поясню, что аббревиатура "РДС" скрывала атомную бомбу, а "ПО" - ее центральную часть из плутония-239... О том времени академик Александр Андреевич Самарский вспоминает с грустью: мол, годы были молодые, радостные, хотя жизнь складывалась драматически, а подчас даже трагически. А обида разрастается на день сегодняшний, не вчерашний. Юбилейные торжества по случаю 50-летия со дня испытаний первой советской атомной бомбы проходили с помпой - с докладами и приемами, торжественными заседаниями и конференциями, встречами и банкетами. Но академика Самарского на них не приглашали, даже памятного значка не вручили... И академик обиделся!

Я пытался объяснить ему, что любые юбилеи - суета, мол, хорошо известно о его вкладе в науку, и Звезда Героя на груди, и Ленинская премия, и государственных наград много, ну и главное - почтение учеников, которые умножают славу математика Самарского по всему миру. Уже одно то, что им создан РАН, директором которого он был много-много лет и в котором полсотни докторов наук, говорит само за себя. Однако Александр Андреевич, соглашаясь со всеми доводами, все-таки обиду свою не скрывал:

А.С. Мне такая забывчивость неприятна. Да, я понимаю, что по линии Академии наук нашей лаборатории как бы не существовало, да и в атомное наше министерство мы официально не входили - засекречены мы были очень сильно! - но тем не менее нельзя забывать о тех людях, которые сделали первые расчеты атомной бомбы ...

Мы разговорились. И я предлагаю запись этой беседы, которая хотя бы чуть-чуть приоткроет историю жизни человека, чья судьба была связана с эпохальными событиями ХХ века.

В.Г. Есть классический вопрос журналиста: кто вы? Подразумевается, что вы должны представиться: откуда родом, где и когда родились, как начинали свою трудовую биографию?

А.С. Родился в деревне, учился в Донецке , закончил школу в Таганроге. Кстати, школу имени Чехова... Вполне понятно, что именно в этой школе была большая тяга к литературе практически у всех учеников. У меня хорошо шла математика и физика, но "чеховская традиция" сказывалась: я решил поступать в Литературный институт, тем более, что уже писал пьесы... Однако мои учителя по физике и математике "восстали" - они потребовали, чтобы я поступал на физический факультет МГУ . Ослушаться своих учителей я не мог, а потому последовал их совету. Мне было 18 лет, и казалось, что все в жизни определилось... Но пришла война, и 6 июля 1941 года я подал заявление в дивизию народного ополчения...

В.Г. Но вы же были студентом?!
А.С. Да, я мог получить бронь, но для нашего поколения главным было Отечество, его защита.
В.Г. И где воевали?
А.С. Сначала там, где полегло практически все московское ополчение, - на реке Угра. Ну а потом началось наступление. 12 декабря в разведке я попал на мину. Из меня вытащили более тридцати осколков - было множество операций. Однако восемь осколков так и осталось во мне, достать их хирурги не смогли. В сентябре 42-го года я выписался из госпиталя. Вышел оттуда на костылях... Это было в Хакасии ... Родные у меня остались в Таганроге, а он был оккупирован немцами. Университет из Москвы был эвакуирован и находился, кажется, в Ашхабаде. Что же мне делать? И меня направили учителем в школу на золотой прииск "Коммунар". Преподавал математику... Там я проработал больше года.

Размышления о науке . Мир нелинеен, то есть основные законы развития неживой и живой природы (от микро- до макромира), в том числе социальных и экономических структур, являются нелинейными. Это означает, в частности, что возможно несколько путей эволюции сложного объекта, то есть будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями) и его нельзя предсказать, опираясь только на предшествующий опыт. Оптимальный путь эволюции надо выбирать, опираясь на знание законов ее развития, его нужно вычислять и управлять им. Это задача сложная и трудная, однако жизнь требует ее решения.

В.Г. Наверное, думали, что останетесь в Сибири навсегда?
А.С. Так и могло случиться, но у меня в Москве был друг, с которым я переписывался. Он учился в Военной академии, но все-таки съездил в университет и добился-таки, чтобы меня вызвали на учебу. И уже в декабре 43-го я вернулся в Москву. Мой учитель - член-корреспондент Тихонов ...

В.Г. Будущий знаменитый математик - академик Тихонов ?
А.С. Да, да, именно он!.. Я посещал много семинаров, и так как очень сильно "изголодался" по науке, то на всех был активен и любознателен, а потому многие профессора предлагали мне заниматься у них. Но выбор, к счастью, пал на Андрея Николаевича Тихонова . Он был молод, азартен и необычайно талантлив. В 16 лет экстерном закончил школу, поступил в университет, очень быстро добился успеха - теорема его имени вошла в мировую науку, он решил ряд интересных задач. Потом он стал работать в Геофизическом институте, потому что его привлекали прикладные задачи... Ну а я лишь искал свой путь. У меня была даже опубликована одна работа по теоретической физике... Андрей Николаевич вдруг решил, что мне следует попробовать и в экспериментальной физике. Слово учителя - закон! Я на своих костылях ковылял по лаборатории и сразу же возненавидел этот раздел физики. Вернулся к теоретическим работам. На защите диплома мои оппоненты предлагали сразу дать мне кандидатскую степень - работа действительно получилась хорошей...

В.Г. Она была по физике или математике?
А.С. По математике, но с физическим содержанием... Я уточняю это, потому что именно сочетание физики и математики во многом определило мою будущую судьбу в науке... Кстати, именно Тихонов возразил против того, чтобы мне дали кандидатскую степень!

В.Г. Почему? Ведь ему как учителю это было лестно, не правда ли?
А.С. Он сказал так: "Если мы дадим ему степень, то как иногородний он обязан будет уехать из Москвы. А аспирантура даст ему возможность еще три года быть в университете!" Это было мудрое решение, потому что, когда я заканчивал аспирантуру, у меня уже было около двадцати опубликованных работ. Я пробовал себя в разных областях, в том числе и в применении численных задач в химической физике.

В.Г. Для нормальных людей это область "терра инкогнито"...
А.С. А может быть, наоборот?!
В.Г. В таком случае уточню: для подавляющего большинства людей...
А.С. С этим уже можно согласиться... А просто это можно объяснить так: есть модели разного уровня, или, как мы говорим, "разного ранга". Математики исследуют принципиальные проблемы... Поначалу было иначе - от нас требовался ответ на конкретный вопрос, но из частных задач ничего принципиально нового не получишь, а потому меня, конечно же, интересовали глобальные проблемы. Просто это интересно!

Размышления о науке . Нельзя полагаться, что наука будет развиваться стихийно, удовлетворяя свои внутренние потребности саморазвития и самоорганизации. Наука должна выполнять неотложный социальный заказ, содействуя научно-техническому прогрессу не в отдаленном будущем, а уже сегодня. Нельзя пользоваться такой моделью (имеющей немалое число сторонников): сначала проводить фундаментальные исследования, а затем искать, где их можно использовать. Необходимо найти пути развития науки в заданном направлении, связанном с решением определенных крупных проблем. По-видимому, для этого могут быть применены методы управления ресурсами (материальными и людскими). Важно помнить, что все проблемы нужно решать быстро и на высоком научном уровне. Требуемый уровень прикладных работ возможен только на основе фундаментальных исследований, которые носят ориентированный характер. В связи с развитием и применением вычислительной техники особая ответственность ложится на математику. Современная прикладная математика должна, выполняя социальный заказ, решать то, "что нужно" и "как нужно".

В.Г. Как идет поиск глобальных задач?
А.С. Пути разные. К примеру, я перелистывал однажды старые журналы по физике и нашел там статью молодых и Иваненко . Речь шла о структуре атома, о некоторых особенностях процессов, которые шли в нем... В общем, мне удалось доказать, что их выводы ошибочны.

В.Г. Это вызвало сенсацию?
А.С. Эта работа стала моей кандидатской диссертацией. Кстати, она была весьма невелика: двадцать страниц введения и двадцать страниц текста. Оппонентом на защите у меня был академик Петровский, он написал блестящий отзыв.

В.Г. После защиты и окончания аспирантуры вы должны были уехать из Москвы?
А.С. Так и случилось бы, но в это время вышло секретное Постановление ЦК партии о создании математической лаборатории для решения задач, связанных с созданием атомной бомбы. Было некое совещание "на высшем уровне", где Тихонов предложил провести расчеты атомной бомбы... Кстати, на этом совещании присутствовал и , который заявил, что "если подобное можно сделать, то это будет научный подвиг!". Тем не менее предложение Тихонова было принято, и появилась крошечная лаборатория, в которой было всего несколько человек-математиков. И набрали около тридцати девушек-вычислителей, которые закончили геодезический институт.

В.Г. Они вместо вычислительных машин?
А.С. Да... И перед нами поставили задачу: создать "числовую модель атомной бомбы".
В.Г. И именно тогда спецкомитет выделил вам и кандидату наук Сахарову по комнате?
А.С. Именно так, потому что мне негде было жить... Однако выполнено постановление было только в конце 50-го года. Так как я был холостой, то не очень законно продолжал жить в общежитии университета, а потом уже начал снимать жилье... Впрочем, основное время проводили на работе - ведь срок для работы нам был отведен очень маленький: всего около года! А ведь эта задача была высшей категории сложности, да и к тому же у физиков были весьма неточные данные... Их модели были очень грубые, приближенные... С ними они и оперировали... А мы с Андреем Николаевичем Тихоновым договорились, что я буду заниматься точными моделями.

В.Г. Судя по всему, вы одновременно пришли к финишу?
А.С. Да, к моменту первого испытания нашей бомбы первые результаты у нас уже были... Расхождения составляли всего 30 процентов...
В.Г. Всего?!
А.С. Это великолепный результат! Не знаю, как сейчас, но у американцев раньше ни разу расхождений менее 30 процентов не было. Таким образом, наши расчеты оказались весьма точными... В дальнейшем мы свели цифру расхождений до десяти процентов...
В.Г. Как же вам это удалось?! Думаю, вычислительная техника у американцев была всегда лучше?
А.С. Исходные данные у нас были взяты правильно. Мы старались сохранить правильное математическое описание физического процесса, и в этом, убежден, помогло то, что поначалу у меня было физическое образование.

В.Г. Значит, на первом месте все-таки математика?
А.С. И именно это определило наш успех. А в расчеты вели физики. Это принципиальное различие... Но как решать полученные уравнения? Я горжусь тем, что придумал "распараллеливание вычислений". В моем подчинении было тридцать девушек. Уравнений было несколько сотен. Получалось приблизительно по десять уравнений на каждую девушку... Они считали как будто независимо, но передавали свои данные друг другу... Я, конечно, несколько упрощаю, но идея метода, мне кажется, ясна... "Распараллеливание вычислений" дало возможность провести нам расчеты за два месяца, примерно раз в пятнадцать мы ускорили процесс работы... Это я считаю самым крупным достижением в первый год работы над атомной бомбой .

Размышления о науке . Использование благ математического моделирования и основанных на нем средств информатики в технологических приложениях требует серьезных интеллектуальных и организационных усилий. Симптомы нашего отставания и в этой области от развитых стран, пожалуй, более тревожны, чем в фундаментальных науках. На Западе наметился переход к массовому внедрению математического моделирования и вычислительного эксперимента в технологию. Типичными становятся закупки автомобильными концернами супер-ЭВМ для расчета полных конструкций автомобилей, в частности при аварийных ситуациях. Это оказывается очень выгодным делом, поскольку в "авариях" участвуют математические модели, а не дорогостоящие машины. Фирмы, не располагающие соответствующими расчетными методиками, становятся неконкурентоспособными... Создан европейский консорциум "Математика в промышленности" . Его цели - эффективное использование методов математического моделирования в промышленности и разработка соответствующего каталога задач. На этом фоне почти не используется накопленный нашими специалистами уникальный опыт математического моделирования некоторых технологий микроэлектроники, приборостроения, лазерной и термической обработки материалов.

В.Г. А жена не из девушек-вычислителей?
А.С. Нет, она медик. Кстати, узбечка. Ее отец был академик-механик, он в свое время заканчивал МГУ . А дед - революционер... Почему вы об этом спросили?
В.Г. Я знаю одного академика-атомщика. Он теоретик, а жена занималась как раз вычислениями...
А.С. Вы имеете в виду академика Аврорина ?
В.Г. Точно!
А.С. Все, кто начинал работать над бомбой, были молоды, а потому таких "атомных семей" много... То время, конечно же, вспоминается с добрыми чувствами, хотя было очень трудно, так как на первом этапе работали с примитивной вычислительной техникой... Но было очень интересно, это была творческая работа. Численные методы быстро совершенствовались: буквально через два года я предложил более точную математическую модель... До 1953 года мы пользовались ручной техникой и довольно далеко продвинулись в этой области... Я сразу же понял, что надо заниматься теорией численных методов, и это было правильно, так как удалось продвинуть специальные методы расчетов. Кстати, американцы отстали в этой области - они надеялись на технику и просчитались.

В.Г. Они это признавали: позже они подтвердили, что, несмотря на сильное отставание в вычислительных машинах, мы не уступили им в главном: в расчетах сложнейших физических процессов, которые происходят при взрывах атомных и термоядерных бомб... Вы назвали дату: 1953 год. Неужели после этого вы не занимались оружием?!

А.С. Я им занимаюсь всю жизнь... В 1953 году был создан Институт прикладной математики, и там наша лаборатория стала отделом.
В.Г. Директором стал Мстислав Всеволодович Келдыш , не так ли?
А.С. Он - директором, его заместителем - Тихонов , а я - начальником отдела. Наш отдел был самым крупным в институте. Чуть позже появился отдел, который возглавил Охоцимский . Это уже космос...
В.Г. Известно участие Келдыша в "Атомном проекте". Оно шло через ваш отдел?
А.С. Да... Появление ЭВМ в 1953-1954 годах открыло новые возможности для проведения вычислительных экспериментов. На наших довольно слабых компьютерах мы смогли решать все необходимые для обороны задачи - ведь у нас были разработаны эффективные численные методы и оптимизирована триада "модель - алгоритм - программа".

В.Г. Звучит необычно и красиво!
А.С. А это было одно из достижений, которым я горжусь. Если обратиться к той же бомбе, то схема выглядела приблизительно так. Было некоторое разделение между расчетными группами. Сначала проводился обсчет процесса сжатия - это своеобразная подготовка к взрыву, а затем эти данные и расчеты поступали к наш отдел, где и обсчитывались все процессы, связанные со взрывом... Любопытно, что задание писалось прямо у меня в кабинете. К примеру, приезжал Сахаров и тут же на моем столе давал нам задания... Кстати, я передал недавно в , то есть в Арзамас-16, мою тетрадь, в которой Сахаров , и Бабаев вели записи.

В.Г. Вы имеете в виду расчет термоядерной бомбы?
А.С. Еще до появления машин у нас было огромное количество вычислений - ведь к этому времени мы уже шесть лет вели расчеты.
В.Г. И у вас не было конкурентов?
А.С. В разное время, на том или ином этапе они появлялись, но неизбежно наши конкуренты проигрывали... В конце концов, Келдыш полагался только на нас и, насколько мне известно, к другим группам математиков не обращался.

В.Г. У вас была информация от американцев?
А.С. Я даже не знал о существовании шпионов в этой области!.. Ко мне ни разу и ни от кого - а я на первом этапе много общался с , Сахаровым и - не поступало ни единой информации, ни единой цифры или идеи! Подчеркиваю - ни разу! И сразу же добавляю: к счастью, потому что это позволило идти своим путем и в конце концов опередить американцев. Так что заимствование могло идти только в другую сторону: от нас к американцам.

В.Г. И как долго вы работали на "Атомный проект"?
А.С. Очень активно - где-то до 80-го года. Потом сотрудничали лишь эпизодически, когда возникала необходимость... По сути дела, к тому времени все принципиальные проблемы были решены.

Размышления о науке . Компьютеризация образования сама по себе не может решить проблему кадров. Ее смысл в другом - создать образовательный фон и психологические предпосылки для достаточно широкого выпуска среднеквалифицированных специалистов ("пользователей" новой методологией). Для подготовки же высококвалифицированных разработчиков требуются интенсивные и концентрированные мероприятия. Одно из них - создание в крупнейших вузах центров по математическому моделированию. Этот шаг весьма перспективен и отвечает природе высшей школы. Многоцелевой характер математического моделирования позволит объединить усилия ученых разных специальностей, работающих в вузах, поможет синтезу научного и учебного процессов без распыления средств по факультетам и кафедрам. Без привлечения крупных капиталовложений будет достигнут значительный рост доли исследовательских работ в вузах.

В.Г. Вы сказали: "Проблемы были решены"... Именно это и определило то, что крупные ученые - Сахаров и - уехали из Арзамаса-16. Кстати, ваше впечатление о них?
А.С. Сахаров , бесспорно, выдающийся человек, лишенный каких-то комплексов. Он сочетал в себе талант прозорливых физика и математика. Но ему приписали определение "отец водородной бомбы ", и это неверно, так как это обидело многих физиков, которые работали с Сахаровым . Да и не нужно это было делать, потому что Сахаров не нуждался в возвеличивании - сам по себе он был выдающийся ученый и человек.

Был создан исключительно из-за того, что перед оборонной отраслью встала необходимость сложнейших математических расчетов. И стоял он на трех китах: ядерное оружие, ракетно-космическая техника, программное обеспечение для ЭВМ. Об успехах говорит тот факт, что академики Яков) и ВНИИ технической физики (Снежинск).

Последняя крупная государственная задача, над которой трудился институт, - создание многоразовой космической системы "Энергия" - "Буран". Собственно, эта программа была признана необходимой после записки Келдыша на имя Генерального секретаря ЦК КПСС с математическим обоснованием военной угрозы со стороны американских "шаттлов". В последнее время оборонных задач прежнего масштаба уже нет, и институту приходится, как говорит его директор, член-корреспондент РАН Юрий Попов, самому искать достойные и масштабные задачи.

Таких задач много. Создание робототехнических систем с элементами искусственного интеллекта и развитие компьютерной графики, разработка архитектуры супер-ЭВМ и GRID-сетей и управление риском в народнохозяйственных системах, вычислительная биология, медицина , стратегическое планирование и даже распознавание образов для антитеррористических целей. К сожалению, очень часто бывает так, что даже получив одобрение на всех этажах властных структур, добиться финансирования ученые не могут.

С особым сожалением в институте, где начиналась отечественная космическая программа, а его директор М. Келдыш был бессменным председателем Межведомственного совета по космосу, воспринимают то, что уже 14 лет в стране не запускаются межпланетные аппараты. Руки не опустились - один из проектов, включенный в федеральную космическую программу, предполагает запуск в 2007 году на ракете "Союз" (на "Протон" из-за безденежья уже никто не рассчитывает) аппарата к малому небесному телу для сбора реликтового космического вещества. Почему не послать? Ведь имена сотрудников института присвоены 11 малым планетам Солнечной системы. Наука

А. А. Самарский — ученый с мировым именем, основоположник отечественного математического моделирования, создатель операторной теории разностных схем, автор более 30 монографий и 450 статей.

А. А. Самарский родился 19 февраля 1919 года в селе Донецкой области Украины. Участник Великой Отечественной Войны, тяжело ранен в боях под Москвой. В 1945 г. окончил физический факультет Московского университета, в 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1957 г. — докторскую, в 1966 г. избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1976 г. — академиком. С 1948 г. совместно с академиком А. Н. Тихоновым разрабатывал численные методы и вел первые в СССР прямые расчеты мощности взрыва атомной, а позже — водородной бомбы, хорошо совпавшие с испытаниями. В этих работах были заложены основы математического моделирования и созданы важнейшие принципы конструирования и обоснования разностных схем и параллельных вычислений. С 60-х годов А. А. Самарский со своими учениками занимался проблемами лазерного термоядерного синтеза, магнитной и радиационной газодинамики, создания мощных лазеров, аэродинамики, атомной энергетики, физики плазмы и многими другими. В этих работах сложилась методология вычислительного эксперимента "модель-алгоритм-программа". Потребность обоснования прикладных расчетов привела А. А. Самарского к созданию операторной теории разностных схем, существенно опередившей мировой уровень. Он и его ученики интенсивно работают в этой области, и создали много высокоэффективных алгоритмов для решения сложнейших актуальных задач науки и техники.

С 1953 г. по 1991 г. А. А. Самарский возглавлял отдел в Институте прикладной математики АН СССР, а в 1991 г. организовал Институт математического моделирования РАН и до 1998 г. был его директором; в настоящее время он научный руководитель института и советник РАН. Он свыше 50 лет преподает в Московском государственном университете, основал и возглавил кафедру вычислительных методов на факультете вычислительной математики и кибернетики, а также кафедру математического моделирования в Московском физико-техническом институте. А. А. Самарский создал большую научную школу; в числе его учеников 5 членов-корреспондентов РАН, свыше 40 докторов и 100 кандидатов наук. Его ученики работают во многих странах — Германии, Болгарии, Венгрии, США, Украине, Белоруссии, Грузии, Узбекистане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве. По его книгам училось много поколений студентов. А. А. Самарский является организатором и главным редактором журнала "Математическое моделирование", членом редколлегий 6 отечественных и иностранных журналов, заместителем академика-секретаря Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН, председателем Российской секции IMACS (Международной ассоциации по применению математики и компьютеров в моделировании).

А. А. Самарский — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Государственной и Ломоносовской премий; награжден орденами Ленина (трижды), Отечественной Войны I степени, Славы, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов; медалями За оборону Москвы, За победу над Германией и другими.

Россия Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Награды и премии:

Алекса́ндр Андре́евич Сама́рский (19 февраля , хутор Свистуны, Екатеринославская губерния - 11 февраля , Москва) - российский математик , академик РАН , председатель Учёного совета , зав. кафедрой вычислительных методов факультета ВМК МГУ , зав. каф. математического моделирования МФТИ .

Биография

Рано остался без родителей. С пяти лет его воспитывали старшие сёстры. С 1932 года , после переезда в Таганрог , учился в средней школе N2 им. А. П. Чехова , которую с золотой медалью окончил в 1936 году . В школе, помимо успехов в математике и физике, увлекался литературой, писал пьесы.

Поступил на отделение математической физики физического факультета МГУ .

В декабре 1943 года, по вызову ректората МГУ, А. А. Самарский на костылях вернулся в Москву для продолжения учёбы. После окончания университета в 1945 году поступил в аспирантуру МГУ к А. Н. Тихонову .

В 1957 году А. А. Самарский защитил докторскую диссертацию. Член-корреспондент АН СССР по отделению математики (1966). Академик АН СССР (1976).

А. А. Самарский работает в Московском университете в должностях: доцента (1948-1958), профессора физического факультета МГУ (с 1958), профессора механико-математического факультета МГУ (1961-1970), профессора факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ (с 1970). А. А. Самарский 1982 году органанизует кафедру вычислительных методов факультета ВМК МГУ , заведующим которой он становится (1982-2008).

В 1990 году А. А. Самарский по поручению правительства создаёт Академии наук и становится его директором. Являлся заместителем академика-секретаря Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН, председателем Научного совета РАН по комплексной проблеме «Математическое моделирование». Член редколлегии журнала «Успехи математических наук », член редколлегии «Журнала вычислительной математики и математической физики ». Основатель журнала «Математическое моделирование » .

А. А. Самарский умер 11 февраля 2008 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище .

Научная работа

А. А. Самарский - крупнейший специалист в области вычислительной математики, математической физики , теории математического моделирования . Создатель теории операторно-разностных схем, общей теории устойчивости разностных схем .

С 1948 года совместно с академиком А. Н. Тихоновым разрабатывал численные методы и вёл первые в СССР прямые расчёты мощности взрыва атомной, а позже - водородной бомбы, хорошо совпавшие с испытаниями. В этих работах были заложены основы математического моделирования и созданы важнейшие принципы конструирования и обоснования разностных схем и параллельных вычислений.

С 1960-х годов вместе с учениками занимался проблемами лазерного термоядерного синтеза , магнитной и радиационной газодинамики , создания мощных лазеров , аэродинамики , атомной энергетики, физики плазмы и многими другими.

А. А. Самарский - соавтор научного открытия «Эффект Т-слоя», которое занесено в Государственный реестр открытий СССР под № 55 с приоритетом от 1965 г.

Публикации

  1. Тихонов А. Н., Самарский А. А. (1-й выпуск в 1951 году).
  2. Самарский А. А. Введение в теорию разностных схем. - М.: Наука, 1971. - 552 с.
  3. Самарский А. А. Введение в численные методы. 1987.
  4. Самарский А. А., Вабищевич П. Н. Аддитивные схемы для задач математической физики. - М.: Наука, 2001. ISBN 5-02-006505-6
  5. Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. - М.: Физматлит, 2005 (5-е изд.). ISBN 5-9221-0120-X
  6. Самарский А. А., Вабищевич П. Н., Самарская Е. А. Задачи и упражнения по численным методам. URSS. 2007 (3-е изд).
  7. Самарский А. А., Гулин А. В. Численные методы.

Государственные награды

  • Герой Социалистического Труда :
    • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1979 года Самарскому Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»;
  • Государственная премия России (1999) - за цикл работ по теории разностных схем
  • Трижды кавалер ордена Ленина
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Славы 3 степени
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Память

В конце июля 2015 года на заседании Президиума Правительства Москвы было принято решение присвоить наименование улицы Академика Самарского Проектируемому проезду № 3541, который расположен на территории кампуса МГУ на Ленинских горах , между улицей Лебедева и Менделеевской улицей . На улицу Академика Самарского теперь выходит северо-восточный фасад Главного здания МГУ , обращённый к Воробьёвым горам и Москве-реке .

Напишите отзыв о статье "Самарский, Александр Андреевич"

Примечания

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

  • на официальном сайте РАН
  • (с сайта ИММ РАН)
  • на сайте кафедры вычислительных методов ВМиК МГУ
  • на сайте www.pseudology.org

Отрывок, характеризующий Самарский, Александр Андреевич

Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.
– Идите, княжна, идите, идите!
Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась.
– Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом.
– Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
– Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери.
– Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты.
«Нет, он не умер, это не может быть! – сказала себе княжна Марья, подошла к нему и, преодолевая ужас, охвативший ее, прижала к щеке его свои губы. Но она тотчас же отстранилась от него. Мгновенно вся сила нежности к нему, которую она чувствовала в себе, исчезла и заменилась чувством ужаса к тому, что было перед нею. «Нет, нет его больше! Его нет, а есть тут же, на том же месте, где был он, что то чуждое и враждебное, какая то страшная, ужасающая и отталкивающая тайна… – И, закрыв лицо руками, княжна Марья упала на руки доктора, поддержавшего ее.
В присутствии Тихона и доктора женщины обмыли то, что был он, повязали платком голову, чтобы не закостенел открытый рот, и связали другим платком расходившиеся ноги. Потом они одели в мундир с орденами и положили на стол маленькое ссохшееся тело. Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой. К ночи кругом гроба горели свечи, на гробу был покров, на полу был посыпан можжевельник, под мертвую ссохшуюся голову была положена печатная молитва, а в углу сидел дьячок, читая псалтырь.
Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвой лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой – предводитель, и староста, и бабы, и все с остановившимися испуганными глазами, крестились и кланялись, и целовали холодную и закоченевшую руку старого князя.

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость.
Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.
В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.
Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова – где стояли французы – бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено.
Наконец, важнее всего, Алпатыч знал, что в тот самый день, как он приказал старосте собрать подводы для вывоза обоза княжны из Богучарова, поутру была на деревне сходка, на которой положено было не вывозиться и ждать. А между тем время не терпело. Предводитель, в день смерти князя, 15 го августа, настаивал у княжны Марьи на том, чтобы она уехала в тот же день, так как становилось опасно. Он говорил, что после 16 го он не отвечает ни за что. В день же смерти князя он уехал вечером, но обещал приехать на похороны на другой день. Но на другой день он не мог приехать, так как, по полученным им самим известиям, французы неожиданно подвинулись, и он только успел увезти из своего имения свое семейство и все ценное.