Одарённые дети в начальной школе — проблемы обучения. Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Н. КОНОПЛЕВА.

На этой фотографии Павлику Коноплеву 6 лет. <...>

Восьмилетний Павлик решил задачу об освещенности планеты Плутон, когда Солнце в зените. <...>

Оттиски первой страницы научной статьи тринадцатилетнего Павла "Исследова ние переменных V1076 и V1077 Змееносца", опубликованной в журнале Академии наук "Переменные звезды". Эта работа была сделана под руководством ученого-астронома ГАИШ П. Н. Холопова.

В это же время он создал графики оптического поглощения, отражения и пропускания (к сожалению, информация об объекте исследования утеряна).

Павлу Коноплеву 16 лет. Он студент Московского университета.

Время от времени, еще с советской поры, в газетах и журналах появлялась информация об одаренном мальчике (интересно, почему именно о мальчике?), ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе, его окружающем, и главное - что с ним стало, когда вырос...

Мечта многих родителей - одаренный ребенок. "Вундеркинд" - дословно "чудо-дитя". Его основные признаки - любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способнос тей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!

ИНВАЛИДЫ ОБЩЕНИЯ

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя - бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат - таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: "Красивое решение". Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, "подпольно" занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально "зашкалило". Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них - обучение по индивидуальной программе.

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими "делами"), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они...

В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность - и того раньше.

Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была "мала". Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически. Они становились как бы "инвалидами общения". "Ребята меня гонят, я не знаю их правил", - всхлипывал маленький Паша.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали "товарищей по несчастью". И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на "отлично" заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: "Студент в красном галстуке..."

ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 - в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в "группу риска": такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, - безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.

В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось - у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных... Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь…

"Синдром бывшего вундеркинда" - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

"Талант - это поручение от Господа Бога", - сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, - трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле.

Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром - и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский... - перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из "Ностальгии" Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула - "горе от ума". Ее автор "бывший вундеркинд" Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум - это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

Другая опасная ошибка - стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное - благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.

Шизоид, шизик - в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды - превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни - шизофрения, - они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.

Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак... Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже - среди более конкретных физиков.

ПОЧЕМ ГЕНИАЛЬНЫЕ МОЗГИ?

Высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.

Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище - Homo sapiens - экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений - именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?

По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести - 70, а к восьми - 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый "brain drain" ("утечка мозгов") направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.

История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды - большая ценность для общества.

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии "Словаре национальных биографий" из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.

Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих - Андрей Вознесенский.

"Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо", - сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.

Самый благоприятный вариант - так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное - хорошим воспитанием. Про таких говорят: "Брось счастливчика в воду - и он выплывет с рыбой в зубах". Дай им Бог еще больше удачи!

Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь - от общества: нужны ли ему его таланты?

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

"Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой", - пишет о своей жизни "чудо-ребенка" в книге "Бывший вундеркинд" создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитар ное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?

ЛИЦЕЙ ДЛЯ СОКРАТОВ - ШТУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Одно из самых больших зол для одаренных детей - интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду - им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались "мускулы воли".

Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых - с пяти). Но самое главное - уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, "выполнить себя".

Обучение одаренных детей - дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину "штучное производство". Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных - многим из них приходится "доучиваться" по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!

А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?

Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.

А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.

В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.

Потом появился еще один вундеркинд - Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.

Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.

Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе "Итон" в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои "волевые мускулы". Умственная работа должна быть трудной.

Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети - "как все", - ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, "как все". Наш долг - поддержать их хотя бы потому, что им трудно.

КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ. И ТАЛАНТУ ЕСТЬ МЕРА

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы - около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении - всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.

Тестирования на одаренность по тщательно разработанным методикам проводят в Лаборатории психологии развития одаренности детей Психологического института Российской академии образования.

Подготовила педагог-психолог

Буркацкая Н.В.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие детской одаренности

Под одаренностью понимаем качественно своеобразное соче-тание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не-обычных, незаурядных) результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспек-ты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных уче-ных (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Потенци-альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при-суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способ-ностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышле-ния, организаторской, художественной, спортивной и др.

Или тех де-тей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких дости-жений) в том или ином виде деятельности.

Основные цели, задачи и принципы работы

образовательного учреждения с одаренными детьми

Основная цель работы - это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.

Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарен-ных детей;

2) отслеживание развития одаренности каждого ребенка через созда-ние и ведение банка данных;

3) создание максимально благоприятных условий для интеллекту-ального, творческого и морально-физического развития одарен-ных детей;

4) разработка и поэтапное внедрение нового содержания образова-ния, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;

6) создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;

7) создание условий для комфортного развития и становления ода-ренного ребенка как социально адаптивной и социально ответст-венной личности.

Основные принципы работы с одаренными детьми.

1. Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траекто-рии развития ребенка.

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности , согласнокоторому необходима хорошо организованная, эффективная и по-стоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги и родители.

Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий (см. приложение 3 на ком-пакт-диске).

3. Принцип взаимодействия с семьей?

Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.

Этот принцип реализуется через систему просвети-тельских, консультационных и развивающих мероприятий, активны-ми участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо прово-дить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами.

4. Принцип гуманности и открытости .

Обретение ребенком реали-стичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сензитивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше воз-можностей для индивидуальной самореализации.

5. Принцип доступности.

У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ре-бенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6. Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несов-падения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности .

Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию на-учного общества учащихся.

8. Принцип сотрудничества , реализуемый через совместную продук-тивную творческую деятельность, предполагает специальную подго-товку педагогов к работе с одаренными детьми. Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, са-мообразование, методическую работу.

9, Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

Классификация детской одаренности

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре ос-новных вида одаренности.

1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специ-альной деятельности).

3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможно-сти реализации неких способностей при соблюдении определен-ных условий

Академически и интеллектуально одаренные дети

Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академиче-скую одаренность).

Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показа-тели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).

Академически одаренных детей мы специально объединили в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг был обосно-ван, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети име-ют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мысли-тельных операций па высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной дея-тельности и интеллектуальным развитием существует, и это доказыва-ют проводимые нами диагностические исследования, но среди акаде-мически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная програм-ма рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. па возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению акаде-мически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школь-никами. Полное слияние понятий академической одаренности и ин-теллектуальной одаренности мы не допускаем ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического харак-тера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.

Мы обозначили следующие критерии определения академиче-ской одаренности для детей младшего школьного возраста, основыва-ясь на требованиях базовых учебных курсов.

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет бо-гатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет не-обыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует уме-ние читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонст-рирует необычное для своего возраста понимание математических от-ношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и по-нятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естест-вознанием и природой; проявляет большой интерес или исключитель-ные способности к классификации; часто задает вопросы о происхож-дении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абст-рактные понятия.

Академически одаренных детей на всех этапах школьного обуче-ния (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собст-венным научным достижениям.

Критерии определения интеллектуальной одаренности

мы выде-лили, основываясь на классической психодиагностике интеллекта:

o ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

o ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и ис-ключительной памятью;

o проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; час-то с годовой уходит в то или иное занятие;

o охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

o его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

o проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Основным отличием академической одаренности от интеллек-туальной мы считаем исключительную способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисцип-лины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных пред-метов. Как уже отмечалось, к академически одаренным мы относим детей, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.

Социально-лидерски одаренные дети

Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские каче-ства, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководи-теля, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся со-циальная ответственность за других, раннее становление морально-нрав-ственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Для определения социально-лидерски одаренных детей выде-ляют ряд критериев, отличающих детей с социально-лидерским пове-дением, а именно:

o ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

o другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по иг-рам и занятиям;

o в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуа-ции ребенок сохраняет уверенность в себе;

o имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

o с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

o генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи;

o в общении со сверстниками проявляет инициативу;

o принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, харак-терные для его возраста;

o другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Необходимо обратить внимание па тот факт, что социально-лидер-ски одаренные дети особенно нуждаются в специально организован-ной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения. В той школе, где детям не интересно, где они мало кому нужны, социально-лидерски одаренные дети не находят себе места, часто уходят «на улицу», проявляя себя как «отрицательные лидеры», самовы-ражаются в асоциальных формах поведения, сообразуясь с законами и требованиями улицы и референтной среды общения.

Художественно-эстетически одаренные дети

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выра-женные творческие способности, основанные на сочетании высокораз-витого логического и творческого мышления. К этой же группе мы от-несли детей, достигших успехов в каких-либо областях художествен-ного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозна-чили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для" него учебных и факультативных предметах:

o ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;

o имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;

o изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в исполь-зовании материалов и идей;

o часто высказывает много разных соображений по поводу конкрет-ной ситуации;

o способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

o способен продуцировать оригинальные идеи или находить ориги-нальный результат, высоко креативен;

o склонен к завершенности и точности в художественно-приклад-ных занятиях и играх.

Креативность является одним из важнейших образований, харак-терных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

o особая чувст-вительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

o ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;

o чувствительность к отсутствующим элементам, к любо-го рода дисгармонии, несоответствию;

o опознание возникающих про-блем; поиск нестандартных решений;

o догадки, связанные с недостаю-щим для решения, формулирование гипотез;

o проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

Изобразительное искусство:

o ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;

o в мельчайших деталях запоминает увиденное;

o проводит много времени за рисованием или лейкой;

o весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

o демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

o оригинально использует средства художественной выразительности;

o экспериментирует с использованием традиционных материалов;

o осознанно строит композицию картин или рисунков;

o его произведения включают множество деталей;

o его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;

o ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творче-ский продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.

Артистические способности:

o ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и вооб-ражаемые образы;

o мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомими-ка — активны и образны;

o ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.

Музыка:

o ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным заня-тиям;

o чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;

o с удовольствием подпевает;

o определяет, какая из двух пот ниже или выше.

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи-зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортив-ная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренно-сти мы отнесли следующие психофизические особенности детей;

o ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

o обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

o любит движение (бег, прыжки, лазание);

o обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

o легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне-ний (на бревне, трамплине);

o умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навы-ков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности

включает в себя:

ü во-первых , мониторинг уровня учебных достижений интеллекту-ально одаренных детей;

ü во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

ü в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практиче-ское сопровождение деятельности, организуемой административ-ной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической це-лью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуаль-ной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей , а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.

Система сопровождения одаренных детей

в общеобразовательной школе

1) Вводная диагностика (исследование общих способностей):

2) * анкета «Мои способности», «Способности ребенка»;

3) * результаты срезовых работ

Академически

и интеллектуально одаренные дети

Социально

одаренные дети

Творчески и художественно

одаренные дети

Спортивно

и физически

одаренные дети

Направления работы

Углубленная

Психо-лого-педа

одаренности ребенка.

Составление и

ведение балка данных данной группы одарен-ных детей.

Индивидуальное и групповое

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени одаренности ребенка.

Составление и ведение банка

данных данной

группы одарен ных детей.

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

Работа НОУ

школы: разработка и внедрение индивидуальных программ.

Организация

и проведение

предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных

школьников.

Психолого-педагогическая

подготовка

учащихся

к городским,

региональным

и федеральным

олимпиадам,

конкурсам,

марафонам.

Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей.

Тренинговые

занятия, направленные на развитие мышления

Привлечение

детей к работе

в органах

школьного самоуправления.

Привлечение

школьников

к организации

и проведению

декад, марафонов, конкурсов

и смотров.

Подготовка

конкурсам

и смотрам.

Другие мероприятия

Привлечение

детей к участию

в организации

и оформлении

школьных мероприятий.

Содействие

в реализации

школьниками

кружки и секции.

Подготовка

учащихся к городским, региональным и федеральным

конкурсам

и смотрам.

Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей

Подготовка

школьников

к соревнованиям

и марафонам городского, регионального и федерального

Содействие

в реализации

школьниками

своих потенциальных возможностей через

кружки и секции.

Дополнительная работа педагогов по содействию развитию

потенциальных

способностей детей.

Подготовка

статей и других

публикаций

о достижениях

детей со спортивной одаренностью

Психолого-педагогический инструментарий

диагностики детской одаренности

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической ди-агностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам.консультировать классных руко-водителей по содержанию работы с детьми. В табл. мы отобразили перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.

Раздел диагностики

Наименование методики

Общие способности

1) Анкета для учащихся «Мои способности» 1

2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка» 1

Уровень развития интеллекта

1) Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кст-телла (модификация CF2 А) 2 .

2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра 3

Социальные контакты и статус в коллективе

Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4

Академические способности

Пакет педагогических контрольных срезовых работ

Креативность

Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3

Спортивная и физическая одаренность

Пакет нормативных требований для учащихся средней школы

1 Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*.

2 Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002.

3 Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002.

4 Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993.

3 Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.

Диагностика детской одаренности проводится в следующей после-довательности:

1. Первичная диагностика общих способностей (анкеты «Мои способ-ности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педа-гоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.

2. Анализ первичной диагностики , формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.

В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Таким образом, дети, имеющие высокие показатели по разделам 1 и 2 («Интеллектуальные способ-ности», «Способности к обучению»), включаются в группу акаде-мически и интеллектуально одаренных детей. Дети, показывающие высокие результаты по разделу 3 («Лидерские способности»), состав-ляют группу социально-лидерски одаренных детей. Разделы 4, 5, 6,8, 9 («Творческие способности», «Художественно-изобразительные способности», «Музыкальные способности», «Литературные способ-ности», «Артистические способности») формируют группу детей художественно-эстетически одаренных. Раздел 7 выявляет спортивно и физически одаренных детей.

3. Углубленная диагностика специальных способностей (проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).

Получив сформированный банк данных с предварительными ре-зультатами, по мере необходимости уточняется степень и особенно-сти специальной одаренности ребенка. Для этих целей служит нам отображенный в табл. 10 пакет диагностических методик.

Так, напри-мер, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно уви-деть особенности интеллектуальной одаренности ребенка, а также от-слеживать динамику развития этой одаренности.

На основе полученных в ходе психоло-го-педагогической диагностики данных формируется (постоян-но вносятся коррективы и уточнения, отслеживается динамика) банк данных одаренных детей школы, позволяющий организовать систем-ную работу с конкретными категориями этой группы детей. Кроме того, анализ полученных результатов и их обобщение позволяют сде-лать некоторые, важные конкретные выводы:

1. Чаще всего дети имеют признаки одаренности по двум и более ви-дам.

2. Наиболее частое сочетание видов одаренности — академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая.

3. Самый распространенный вид одаренности — спортивная и физи-ческая одаренность — имеет место в школах, где сохранению здо-ровья детей уделяют первостепенное внимание.

4. Менее распространенный вид (в ОУ, исключая лицей и гимназию) — академическая и интеллектуаль-ная одаренность, так как данный тип одаренности часто становит-ся результатом кропотливой педагогической работы, воспитания, которое начинается на самых ранних этапах онтогенеза. Мы счита-ем, что прививать ребенку любовь к познанию родители должны с младенчества.

5. Спортивная и физическая одаренность реже сочетается с другими видами одаренности и чаше встречается как вполне самостоятель-ное проявление.

Методика формирования учебной успешности школьников

В ходе экспериментальной работы одной из школ СПБ, под руководством С.В. Титовой (кандидат психологических наук) была создана авторская методика формирования учебной успешности школьников, включаю-щая мониторинг по заданным нами направлениям, который оцени-вается по пятибалльной шкале.

Основными направлениями монито-ринга являются оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных школьников.

1. Уровень учебной успешности по всем, предметам. Выставляется и суммируется средний балл по каждому периоду: входному (началь-ному), промежуточному, итоговому. Максимальное количество бал-лов — 15.

2. Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. Вы-ставляется и суммируется средний балл но предпочитаемым предме-там также по каждому периоду: входному, промежуточному, итогово-му. Максимальное количество баллов — 15.

3. Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах, школьных, городских, региональных, федеральных, всемирных. Оценка уровня дос-тижений ведется по следующей шкале по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.

♦ Участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призово-го места.

♦ Призовые места на олимпиадах любого уровня (муниципально-го, регионального, федерального).

Учитывая то, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, мы вводим коэффициент — 3 (но количеству периодов). При подсчете суммы баллон уровня достижений одаренных учащихся в конце учебного года берется наиболее высокий достигнутый школь-ником результат в течение учебного года и умножается па коэффици-ент 3.

4. Уровень социализации одаренных учащихся предполагает поэтап-ное движение от низших форм социализации индивида к высшим: со-циальная дезадаптация, социальная адаптация, социальная успеш-ность, социальная реализация, социальная ответственность. Оценка уровня социализации ведется по следующей шкале но каждому пе-риоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное коли-чество баллов —15:

1 — дезадаптирован;

2 — социально адаптирован (т. е. приспособлен к окружающей среде);

3 — социально успешен (этап индивидуальной социализации, харак-теризующийся адекватным, уверенным поведением ученика, опреде-ленными успехами в отдельных областях знаний и творческим само-выражением в референтной группе);

4 — социально реализован (наличие высокой позитивной оценки на конкурсной основе культурного, образовательного, творческого продукта личности (победа на школьной, городской, региональной, всероссийской олимпиаде, конкурсе, соревновании));

5 — социально ответственен (высокий уровень самоорганизации и са-моконтроля, признанный социумом); Результаты по каждому ученику заносятся в «портфель данных» и фиксируются в таблице.

успешности

предметам

успешности

по предпо-

читаемым

предметам

достижений

одаренных

учащихся

(олимпиады,

конкурсы

различных

Уровень социализации

одаренных

учащихся

Промежуточный

Итоговый

Литература:

1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового воз-раста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

2. Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Ра-бочая концепция одаренности. — М., 1998.

3. Титова С. В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. - СПб.: Питер, 2008г.

Школьная программа универсальна. Это означает, что она ориентирована на обычного среднестатистического ребенка. В чем-то он талантлив, в чем-то - нет. Но при этом такой маленький человечек вполне вписывается в среднестатистическую норму, не выбиваясь из нее ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Тем ребятишкам, которые не соответствуют негласному стандарту, в школе обычно бывает трудно. Причем это относится и к тем детям, которые не могут справиться с предлагаемой программой в силу каких-либо проблем, так и к тем, кому все дается легко и без особых усилий. У таких выделяющихся из общей массы школьников обычно возникают трудности не только с учебой, но и с общением. Они не могут найти общий язык с одноклассниками, часто конфликтуют с учителями.

Но если ребенок отстает в развитии, его можно перевести в специализированное заведение, где работают профессионалы, умеющие общаться именно с такими детьми. А что делать, если малыш, наоборот, слишком умен? Школ для гениев, увы, не существует. В этом случае решающую роль играет педагогический коллектив учебного заведения. Работа учителя с одаренными детьми должна строиться по особому сценарию.

Урок должен быть интересным

Талантливые дети требуют особого подхода. Обычно преподаватель излагает материал, просто рассказывая ученикам новую тему и поясняя сложные места. Для одаренных детей такая форма усвоения материала будет скучной. Они должны активно участвовать в процессе обучения. Особенности работы с одаренными детьми требуют, чтобы информация подавалась в творческой форме, такой, которая стимулировала бы ребенка. Перед детьми постоянно нужно ставить задачи, причем точно соблюдать нужный уровень сложности. С одной стороны, они должны пробуждать в ребенке интерес, мобилизовать его, заставлять двигаться вперед. С другой стороны, задачи должны быть решаемы. Слишком сложные задания скорее вызовут неуверенность в себе, разочарование в собственных силах. Программа работы с одаренными детьми должна строиться, исходя из информации о их текущих возможностях. Планку нужно постоянно повышать, держать на максимально высоком, но все же выполнимом уровне.

Задавака или застенчивый?

Широко распространено мнение, что одаренные дети обладают слишком высокой самооценкой, и для лучшей социализации этот «дефект» рекомендуется исправлять. На самом деле такое поведение обычно сугубо демонстративно. Одаренные дети редко бывают приняты в коллективе, они осознают свою «неправильность», и именно это понимание, а вовсе не гордость, заставляет их замыкаться в себе. Либо же им действительно может быть скучно со сверстниками. Но, опять-таки, это вовсе не говорит о самовлюбленности и эгоцентризме ребенка. Просто он не может найти себе подходящую компанию, и поэтому одинок. Искусственное понижение самооценки только усугубит ситуацию. Система работы с одаренными детьми должна, наоборот, помогать им поверить в себя, принять собственные способности, осознать их и научиться ими пользоваться. Таких ребят нужно поддерживать, иногда даже завышая оценки, чтобы они действительно смогли осознать собственные возможности и не боялись их демонстрировать.

Пряник без кнута

Работа с одаренными детьми в школе предполагает их положительную мотивацию. Система наказаний здесь практически бесполезна. У ребенка есть талант, ему нравится заниматься любимым делом - математикой, литературой, музыкой. Его не нужно заставлять что-то делать, ведь принуждение, наказание - это попытка преодолеть сопротивление ученика, которому не интересен, не нужен тот или иной предмет. Одаренный ребенок сам ищет возможность заняться любимым делом. Задача семьи и школы при этом - помочь ему вовремя распознать свой талант и предоставить все возможности для дальнейшего развития. Особенности работы с одаренными детьми заключаются в том, что такие ребята нуждаются в большом количестве поощрений. Именно похвала - то топливо, которое согревает душу ученика, поддерживает его уверенность в себе, стимулирует идти вперед.

Ребенка нужно хвалить

Если наказания для талантливого ребенка - вещь не только бесполезная, но и вредная, то вот программа работы с одаренными детьми является крайне важной. Материал нужно подавать в увлекательной, яркой форме, обязательно оставляя ребенку возможность проявить исследовательские наклонности. Не нужно предлагать готовые ответы, а, напротив, следует стимулировать ученика самостоятельно искать разгадку, думать, задавать вопросы. С одной стороны, это закрепит интерес к предмету, с другой - поможет развить критическое, аналитическое мышление и самостоятельность. Поэтому так трудна работа с одаренными детьми в школе. Урок длится всего 45 минут. Сложно построить его так, чтобы и основная часть класса успела усвоить материал, и более талантливые ученики не заскучали и не утратили интерес.

Дети-почемучки

Одна из проблем общения с одаренными учениками заключается в большом количестве вопросов, которые они задают учителю. Это происходит не из желания обратить на себя внимания, не из пустой бравады. Таким ребятам действительно все интересно, вопросы - топливо, питающее их мозг. Часто за это их не любят одноклассники. Они считают, что такое поведение - просто одна из форм самолюбования или заискивания перед учителем. Вот только преподаватель тоже не слишком рад. Ограниченное время урока не позволяет ответить на все вопросы любознательного ребенка. Порой же проблема заключается и в том, что учитель попросту не готов к некоторым из них. Работа с одаренными детьми в школе требует от преподавателя дополнительных усилий. Чтобы найти ответ, придется полистать дополнительную литературу, изучить смежные профильному предмету области. Общение с одаренными детьми требует от учителя постоянного профессионального роста. Не всем такое развитие событий нравится. Поэтому важно понять мотивы ребенка, отличить желание похвастаться от любви к знаниям и постараться помочь. Не только высокая квалификация, но и доброжелательность, чуткость учителя, очень много значат в работе с одаренными детьми.

Внеклассные занятия

Конечно, в рамках урока уделить внимание всем ученикам трудно. Поэтому работа с одаренными детьми в школе часто требует большого количества индивидуальных занятий. Кружки и секции необходимы, чтобы ребенок смог полностью раскрыть свой талант, реализовать и обсудить с учителем все то, что не успел или не смог на уроке.

Некоторые идеи таких детей могут показаться нелепыми и смешными. Не стоит шутить по этому поводу. Ведь так легко сломить веру ребенка, отбить желание творить и создавать. Возможно, в дальнейшем этот юный изобретатель действительно совершит открытие или придумает что-то невероятное. Да и многие гениальные люди в свое время казались окружающим нелепыми и смешными. Ученых, которые считали, что будущее за летательными аппаратами из металла, а не за аэростатами, считали чудаками. Возможно, это как раз тот случай?

Система работы с одаренными детьми должна быть построена так, чтобы стимулировать творческие порывы, помогать ребенку добиваться успеха в его начинаниях.

Помощь в социализации

Общение с талантливыми детьми часто бывает не столь уж приятным. Такие дети могут быть конфликтными и нетерпимыми. Они могут критически относиться к людям, если считают их интеллектуально более слабыми, часто переспрашивают или поправляют их, когда видят ошибки в рассуждениях. Это неприятно не только детям, но и взрослым. Они не умеют уступать, особенно когда уверены в собственной правоте, ведут себя эгоцентрично и излишне самоуверенно. Часто взрослые, привыкнув к определенному стилю общения с детьми, объясняют слишком подробно и упрощенно. Одаренный ребенок в такой ситуации может перебивать или заканчивать мысль за собеседника просто потому, что давно все понял и уже успел соскучиться.

Работа школы с одаренными детьми предполагает помощь в корректировки таких недостатков. Это будет способствовать тому, что ребенок сможет успешно социализироваться, найти контакт со сверстниками и взрослыми. Ведь умение общаться - очень важный фактор, от которого зависит благополучие человека.

Наталия Асекретова
Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Любому обществу нужны одарённые люди , и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек , словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённость - это системное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка , которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности .

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности :

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность .

По критерию «степень сформированности одаренности » можно дифференцировать :

Актуальную одаренность ;

Потенциальную одаренность .

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности .

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы :

У всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

Необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей :

Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;

С другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ :

1. Создать систему выявления ОД :

Психолого-педагогическое исследование первоклассников;

Системное наблюдение за детьми из класса в класс;

Выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

Системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса :

Нестандартные уроки;

Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

Работа с дополнительной литературой;

Обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Предпрофильное и профильное обучение;

Выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету :

Организация исследовательской работы учащихся;

Опережающие задания творческого плана;

Участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

Обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

Проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия :

Традиционные мероприятия в школе;

Предметные декады.

Методы диагностики умственной одаренности

Тестовые методы

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности . Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Известны основные требования к построению и проверке методик : стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов : надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Неформализованные методы

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе , в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником .

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями :

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности ;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости . Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Работа с одарёнными детьми

Русский язык и литература являются основой образования, поскольку развивают интеллектуальные, творческие способности обучающихся, мышление. Всё это развитое в достаточной степени позволяет ребенку легко социализироваться в обществе. На сегодняшний день в школе очень остро стоит вопрос о работе с одаренными детьми. Как правило, у учителей не хватает времени, чтобы уделить должное внимание ученику, проявляющему неординарные способности по предмету.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы – развивать эти способности у ребёнка.

Существует мнение, что дар – это навсегда. Однако исследования доказывают, что одаренность существует только в постоянном развитии. Она либо развивается, либо угасает. Конечно, не все станут великими математиками, музыкантами и художниками, но каждый имеет право на возможность развиваться. Естественно, первыми, кто может заметить у ребенка неординарные способности, являются родители. А задача учителя – вовремя рассмотреть таких ребят и помочь им реализоваться.

Одаренного ученика заметить нетрудно:

1. Такой ученик обязательно любознателен.

2. Умеет удивляться, рассматривать вопрос с разных точек зрения, умеет самостоятельно мыслить.

3. Одаренные ребята не останавливаются на достигнутом. Им всегда всего мало.

4. Любят вопросы, на которые можно дать несколько верных ответов.

5. Одаренных ребят отличают оригинальные решения, проявляющиеся, прежде всего, в самостоятельных работах.

6. У них масса идей на решение вопроса.

7. Одаренные ребята умеют прогнозировать, имеют интуицию, способны глубоко мыслить.

8. Не отвлекаются на какие-либо помехи при углубленном решении вопроса.

9. Имеют адекватную оценку как собственных мыслей и поступков, так и чужих.

10. Упорны в достижении цели.

11. Самостоятельны, ответственны, уверены в себе.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. В малокомплектной школе (как, например, наша специальная (коррекционная школа-интернат) обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего, используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа.

Формы работы с одаренными детьми:

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов

1) творческих,

2) исследовательских,

3) информационных,

4) игровых,

5) практико-ориентированных,

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

6. Литературоведческий анализ текста.

7. Работа по карточкам, с перфокартами.

8. Конкурсные работы.

Задача работы с одаренными обучающимися - максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей.

Работа с одаренными детьми выстраивается, исходя из следующих принципов:

дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, через работу в научном обществе учащихся,

усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, их направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности, ведь именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества