Ограничение обычных вооружений в европе. Договор об обычных вооруженных силах в Европе

Договор устанавливал равновесие сил государств – участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Ограничения

После подписания договора об обычных вооружённых силах в Европе ограничевающего количество артсистем калибром более 100 мм и выше польские политики оснастили свою армию минометами калибром 98 мм и таким образом получили возможность иметь преимущество перед своими соседями которые как правило имеют минометы либо 81/82 мм калибра либо 100 и 120 мм калибра.

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

  • 40 000 боевых танков;
  • 60 000 боевых бронированных машин;
  • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
  • 13 600 боевых самолётов;
  • 4000 ударных вертолетов.

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР , учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р .

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами – участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15–31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября на Стамбульском саммите ОБСЕ , было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

  1. Превышение государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;
  2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;
  3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;
  4. Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

Период приостановления действия этих международных договоров в отношении России начинается через 150 дней после получения российских уведомлений о приостановлении их депозитариями и государствами-участниками ДОВСЕ.

Объявление моратория означает, что Россия намерена прекратить взаимное военное инспектирование и предоставление информации партнёрам по Договору о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также не будет считать себя связанной количественными ограничениями.

Действие моратория, как указано в справке к Указу, продлится до тех пор, «пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ».

Примечания

Ссылки

  • Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»
  • Справка к Указу «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»
  • Глава 13. ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
  • Глава 14. ВОЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ
  • Глава 15. ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Глава 16. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
  • Глава 17. ВОЕННОЕ ПРАВО
  • Глава 18. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВПК СССР
  • Приложение I. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Приложение II ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗОРУЖЕНИЯ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ
    • 1. ДОГОВОР ОБ АНТАРКТИКЕ
    • 2. ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В АТМОСФЕРЕ, КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОД ВОДОЙ
    • 3. ДОГОВОР О ПРИНЦИПЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ВКЛЮЧАЯ ЛУНУ И ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА (ДОГОВОР О КОСМОСЕ)
    • 4. ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (ДОГОВОР ТЛАТЕЛОЛКО)
    • 5. ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ДНЯО)
    • 6. ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ДНЕ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ И В ЕГО НЕДРАХ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ДРУГИХ ВИДОВ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ (ДОГОВОР О МОРСКОМ ДНЕ)
    • 7. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И НАКОПЛЕНИЯ ЗАПАСОВ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО) И ТОКСИННОГО ОРУЖИЯ И ОБ ИХ УНИЧТОЖЕНИИ (КБТО)
    • 8. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ДОГОВОР ПО ПРО)
    • 9. ВРЕМЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ СССР И США О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР ОСВ-1)
    • 10. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
    • 11. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ВОЕННОГО ИЛИ ЛЮБОГО ИНОГО ВРАЖДЕБНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
    • 12. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР ОСВ-2)
    • 13. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ НАНОСЯЩИМИ ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ИМЕЮЩИМИ НЕИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (КОНВЕНЦИЯ О НЕГУМАННОМ ОРУЖИИ, КНО)
    • 14. ДОГОВОР ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЮЖНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНОЙ (ДОГОВОР РАРОТОНГА)
    • 15. РЕЖИМ КОНТРОЛЯ ЗА РАКЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ (РКРТ)
    • 16. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США О ЛИКВИДАЦИИ ИХ РАКЕТ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ ДАЛЬНОСТИ (ДОГОВОР РСМД)
    • 17. ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ (ДОВСЕ)
    • 18. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-1)
    • 19. РЕГИСТР ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ ООН
    • 20. ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ (ДОН)
    • 21. ДОГОВОРЕННОСТЬ МЕЖДУ ПРЕЗИДЕНТАМИ РФ И США О ДАЛЬНЕЙШИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СОКРАЩЕНИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ («РАМОЧНАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ»)
    • 22. СОВМЕСТНОЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ (ГСЗ) ПРОТИВ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ
    • 23. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-2)
    • 24. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА, НАКОПЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И О ЕГО УНИЧТОЖЕНИИ (КЗХО)
    • 25. КОНВЕНЦИЯ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 26. ВАССЕНААРСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ (ВД) ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ОБЫЧНЫМИ ВООРУЖЕНИЯМИ, ТОВАРАМИ И ТЕХНОЛОГИЯМИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 27. ДОГОВОР О БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЕ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (БАНГКОКСКИЙ ДОГОВОР)
    • 28. ДОГОВОР О СОЗДАНИИ В АФРИКЕ ЗОНЫ, СВОБОДНОЙ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ДОГОВОР ПЕЛИНДАБА)
    • 29. ДОГОВОР О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ДВЗЯИ)
    • 30. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ЗАПАСОВ, ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕДАЧИ ПРОТИВОПЕХОТНЫХ МИН И ОБ ИХ УНИЧТОЖЕНИИ (ОТТАВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ)
    • 31. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О СОКРАЩЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ (ДОГОВОР СНП)
    • 32. ДОГОВОР О ЗОНЕ, СВОБОДНОЙ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ, В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ДОГОВОР)
    • 33. КОНВЕНЦИЯ ПО КАССЕТНЫМ БОЕПРИПАСАМ
    • 34. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОКРАЩЕНИЮ И ОГРАНИЧЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-3)
    • 35. ПОСЛЕДСТВИЯ ОДНОСТОРОННЕГО ВЫХОДА США ИЗ ДОГОВОРА ПО ПРО 1972 Г. ГЛОБАЛЬНАЯ ПРО США И ПОЭТАПНЫЙ АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРО В ЕВРОПЕ
  • Алфавитный указатель
  • Договором предусматривались коллективные уровни вооружений для каждой из групп государств , входивших в НАТО и ОВД:

    1. Региональные ограничения:

    – Центральная Европа (на стороне НАТО – Германия, страны Бенилюкс; на стороне ОВД – Польша, Венгрия, Чехословакия);

    – расширенная Центральная Европа (Центральная Европа с включением на стороне НАТО Франции, Великобритании, Италии, Дании, а на стороне ОВД – военных округов .СССР – Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского). При этом устанавливались ограничения на общее количество вооружений в Киевском военном округе;

    – расширенная Центральная Европа с включением тылового района (расширенная Центральная Европа с включением на стороне НАТО Испании и Португалии, а на стороне ОВД – Московского и Приволжско-Уральского военных округов .СССР);

    – фланговые районы (НАТО – Норвегия, Исландия, Турция, Греция; ОВД – Болгария, Румыния, Ленинградский, Одесский, Северо-Кавказский, Закавказский военные округа СССР).

    2. Предельные уровни вооружений (уровни достаточности) для одного государства в составе каждого союза.

    5. Морская авиация наземного базирования .

    6. Вооружения в полувоенных формированиях (КГБ СССР, МВД СССР, ДОСААФ).

    Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС , в общий уровень ограничений по Договору не включались, но по ним государств .-участницы Договора обменивались информацией.

    Договором определялась периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

    Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) – 60%, к концу третьего (через 40 мес.) – все остальные вооружения и технику.

    Рассматривая Договор как важнейший инструмент поддержания военно-политической стабильности в Европе, Россия принимала самое активное участие в переговорах по его модернизации (1996-1999 гг.), которые проводились по ее инициативе. В целях обеспечения нормального функционирования ДОВСЕ и поддержания его жизнеспособности в меняющейся военно-политической обстановке в Европе государствами -участниками Договора на стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. К настоящему времени его ратифицировали лишь Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина (для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами -участниками).

    Соглашение об адаптации трансформировало зонально-групповую основу Договора (по признаку членства в военно-политических союзах) в систему национальных (для всех категорий ограничиваемых Договором вооружений и техники) и территориальных (для наземных сил) уровней для каждого государств .-участника.

    Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств .участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств – Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины – об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России – относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы – об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания. К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков ограничиваемых Договором вооружений и техники, (договором вооружения и техника">ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские договором вооружения и техника">ОДВТ, находящиеся на территории Молдовы.

    Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

    Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливала потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента договором вооружения и техника">ОДВТ должно было осуществляться в рамках национальных уровней государств .участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе существенных боевых сил альянса на территориях его новых членов).

    Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влекло за собой понижения обороноспособности России. Российские уровни договором вооружения и техника">ОДВТ соответствовали параметрам предыдущего Договора: по танкам – 6350 ед., по боевым бронированным машинам – 11280 ед., по артиллерийским системам – 6315 ед., по боевым самолетам – 3416 ед., по ударным вертолетам – 855 ед. Более того, увеличивалась российская квота вооружений для регулярных частей.

    В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получала возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО – без Псковской области, СКВО – без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед. в регулярных частях по действовавшему Договору. По танкам и артиллерии России разрешалось использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохраняла возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

    Обновленный Договор позволял сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка , 241 ББМ, 140 артсистем). Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил , что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ .

    С учетом «пронатовских» устремлений Болгарии и Румынии, а также неустойчивой ситуации в Грузии, Азербайджане и Молдове, принципиальное значение имел запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) 459 танков , 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе. Не допускались ЧВР также в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе являлось положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней вооружений было возможно только между фланговыми государствами .

    Режим адаптированного Договора создавал основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивал возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств .членов НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 г. (Польша – до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков , 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих государств , а также Германии не должны были пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по государств . Такое размещение должно было осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государств .-участника Договора. Оно имело право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания. Осуществление обоих видов временных развертывании подлежало контролю и подпадало под дополнительные меры транспарентности.

    В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка , 241 ББМ и 140 артсистем был предусмотрен и политический ограничитель – безотлагательный созыв конференции государств .участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государств .-участники должны были объяснить его причины. Задействовался механизм ОБСЕ – об итогах конференции информировался Постоянный совет ОБСЕ , который мог принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

    При рассмотрении вопроса о ЧВР новые члены НАТО – Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия зарезервировали за собой право принимать на своей территории ЧВР сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление потенциальных ЧВР не привело бы к дестабилизации обстановки в Центральной Европе.

    Принципиально новым качеством обновленного Договора явился охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества договором вооружения и техника">ОДВТ. Помимо ЧВР, подлежали уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков , 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных договором вооружения и техника">ОДВТ. Договор ограничивал также транзитные переброски вооружений и техники по времени – как совокупному для всех государств , так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государств .-участника.

    Качественно были модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора за счет положений, позволяющих более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств .участников в районе применения Договора. Обновленный режим инспекций позволял составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

    Последовавшая в начале 2000-х гг. трансформация геополитической обстановки, связанная с массовым вступлением бывших стран ОВД в НАТО и затянувшийся отказ западных государств ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, оправдывавшийся якобы неполным выполнением Россией стамбульских политических обязательств в отношении Грузии и Молдавии, привели к тому, что Россия настояла на созыве Чрезвычайной конференции по ДОВСЕ, которая состоялась в Вене 12-15 июня 2007 г. На ней российская делегация выдвинула ряд предложений, направленных на восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ: присоединение к адаптированному Договору Латвии, Литвы и Эстонии; понижение общего уровня численности ОДВТ стран НАТО для компенсации дисбаланса, возникшего в связи с расширением альянса; отмена фланговых ограничений для территории России и пр.

    Итоговый документ Конференции, однако, согласовать не удалось в связи с отсутствием у целого ряда стран политической воли к поиску взаимоприемлемых решений, и 13 июля 2007 г. Президент России подписал указ о приостановлении Российской Федерацией действия ДОВСЕ (вступил в силу 13 декабря 2007 г.) до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ.

    Состоявшаяся в конце первого десятилетия 21 века «перезагрузка» в российско-американских отношениях, подписание и ратификация Россией и США нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) создали предпосылки для обсуждения в 2011 г. рамочного документа, который позволил бы возобновить переговоры о контроле над обычными вооружениями в Европе.


    Россия решила окончательно приостановить свое участие в Договоре об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). 10 марта нынешнего года она вышла из Совместной консультативной группы ДОВСЕ, последнего действующего органа, тоненькой ниточкой связывающего нашу страну с этим соглашением.


    Директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов пояснил журналистам, что «в практическом плане это (выход из Совместной консультативной группы. – В.Л.) означает, что решение 2007 года о приостановлении участия России в ДОВСЕ становится всеобъемлющим. Тогда мы сделали исключение только для этой группы. Приостановив участие в договоре в целом, мы рассчитывали использовать ее (группу) в качестве площадки для диалога, может быть, даже для переговоров. Эти ожидания не оправдались. Потому что американские коллеги запретили своим европейским союзникам вести разговор с Россией и вызвались урегулировать все проблемы с Россией самостоятельно. У них это не получилось».

    На окончательный выход России из ДОВСЕ уже отреагировали многие видные отечественные политики. Глава Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров заявил, что выход России из ДОВСЕ «является логичным шагом и отвечает сложившимся на сегодняшний день военно-политическим реалиям».

    Руководитель Комитета по обороне Государственной думы Владимир Комоедов обвинил в происшедшем Вашингтон.

    «Россия была вынуждена приостановить свое участие в ДОВСЕ из-за действий США, – сказал он в комментариях для ТАСС, – при нынешней администрации Белого дома вряд ли следует ожидать каких-либо перспектив для создания аналога договора 1990 года. «Они (руководители США. – В.Л.) к этому, наверное, все и вели, чтобы развязать себе руки», – подчеркнул адмирал.

    Заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников дополнил коллегу: «российские инициативы, направленные на обеспечение безопасности Европы, разбивались о неконструктивную позицию Запада». Такую же мысль высказал и бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский. «Причиной приостановки Россией участия в ДОВСЕ стали действия коллег по договору», – резюмировал он.

    Определил свою позицию по поводу окончательного выхода России из ДОВСЕ и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Как и следовало ожидать, он говорил о том, что альянс разочарован решением Москвы.

    ДОВЕРИЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

    Но что такое ДОВСЕ? И почему ему уделяется столь большое внимание? Для людей, не посвященных в тонкости взаимоотношений между Россией и Североатлантическим альянсом, эта аббревиатура звучит загадкой. И для того чтобы приоткрыть завесу над ней, придется вернуться на 25 лет назад, в 19 ноября 1990 года, когда в Париже странами, входившими в Североатлантический альянс (НАТО), и государствами Организации Варшавского договора (ОВД) был подписан этот самый ДОВСЕ – Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

    Он, с одной стороны, ограничивал количество тяжелых вооружений той и другой стороны по пяти параметрам – по танкам, боевым бронированным машинам, артиллерийским установкам, боевым самолетам и боевым вертолетам, а с другой – устанавливал квоты на эту боевую технику для каждого из подписавших ДОВСЕ государств. В сумме они были практически равными, как для НАТО, 16 государств, входивших тогда в эту организацию, так и для ОВД, семи государств – членов Варшавского договора. На их территориях после вступления договора в силу (это случилось после его ратификации в 1992 году) для НАТО могло быть размещено 24 093 танка, 33 827 боевых бронированных машин, 19 831 артиллерийское орудие, 5118 боевых самолетов и 1685 ударных вертолетов. Для ОВД эти квоты составляли (соответственно) 21 473, 32 702, 20 368, 6461 и 1189, а для России – 9338, 19 399, 8326, 4624 и 1005. Причем уровни этих вооружений распределялись по регионам Центральной Европы и ее фланговым районам таким образом, чтобы нигде не создавалось решающего преимущества, способного угрожать агрессивными действиями соседям.

    В то же время договор требовал от каждого участника регулярно, раз в полгода, информировать своих партнеров о наличии пяти видов оговоренных вооружений в той или иной точке своей страны (в ее европейской части), называя конкретную воинскую часть и ее географические координаты, а также открывал беспрецедентную и немыслимую ранее возможность для военных из НАТО или ОВД приехать на место и проверить точность полученных сведений. Фактически ДОВСЕ устанавливал новые нормы доверия в Европе между двумя, как тогда казалось, непримиримыми соперниками – ОВД и НАТО. Доверия, опирающегося на невиданную ранее военную открытость и четкий, транспарентный, основанный на юридических международных нормах регулярный контроль за военной деятельностью противоположной стороны.

    Но вот парадокс . ДОВСЕ вступил в силу 9 ноября 1992 года, когда и Организация Варшавского договора, и Советский Союз прекратили свое существование. Возникла новая Россия. Практически все страны, входившие в ОВД, а также некоторые бывшие республики СССР, на которые распространялись условия договора, вступили в НАТО. Квоты на вооружения в Североатлантическом альянсе стали превышать российские по некоторым показателям в три-четыре раза, что, конечно же, не способствовало укреплению доверия между сторонами и безопасности Российского государства. Нелепо, что ДОВСЕ, принятый, как в нем записано, для «установления безопасного и стабильного баланса обычных вооружений в Европе на более низких уровнях, а также для ликвидации неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности, для ликвидации потенциала осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий в Европе», на рубеже ХХ и ХХI веков как раз и зафиксировал это «неравенство, наносящее ущерб стабильности и безопасности», и замораживал отсутствие баланса обычных вооружений.

    Требовалось адаптировать ДОВСЕ к изменившимся историческим условиям, что и было сделано на саммите ОБСЕ в Стамбуле 19 ноября 1999 года. Там для каждой страны – участника договора, а их стало уже 30, были определены свои квоты и свои потолки тяжелых вооружений. Например, Азербайджан, Армения и Грузия получили право на 220 танков, 135 боевых бронированных машин, 285 артиллерийских систем, 100 боевых самолетов и по 50 ударных вертолетов. Белоруссия (соответственно) на 1800, 2600, 1615, 294 и 80. Венгрия – 835, 1700, 840, 180 и 108. ФРГ – 3444, 3281, 2255, 765 и 280. Франция – 1226, 3700, 1192, 800 и 374. США (на территории Европы) – 1812, 3017, 1553, 784 и 396. Россия – 6360, 11 280, 6315, 3416 и 855... Сохранялись и процедуры контроля, предусмотренные «старым» договором.

    НЕПРИЕМЛЕМЫЕ УСЛОВИЯ

    Но там же, на этом саммите, в документах, не имеющих прямого отношения к ДОВСЕ, странами НАТО было зафиксировано условие, что они ратифицируют адаптированный договор только после того, как Россия выведет свои войска из Грузии и Молдавии.

    Из Грузии российские военные базы были выведены в 2005 году, хотя в Абхазии и Южной Осетии оставались отечественные миротворческие подразделения на линии разграничения грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, введенные туда в одном случае на основании договоренности, принятой главами СНГ, в другом – в соответствии с российско-грузинским Дагомысским соглашением. Из Молдавии же была выведена российская 14-я армия. Там остались только наши миротворческие подразделения, которые, согласно двустороннему соглашению между Молдавией и Россией, подписанному президентами двух стран, контролируют (кстати, вместе с молдавскими и приднестровскими миротворцами) соблюдение режима безопасности в зоне урегулирования конфликта и охраняют склады с вооружениями в поселке Колбасно, которые Приднестровье считает своими, а Россия – своими.

    Тем не менее страны НАТО под воздействием США отказывались ратифицировать адаптированный ДОВСЕ. Хотя его ратифицировали Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан (часть его территории входит в зону действия договора). А страны Балтии, вступившие в Североатлантический альянс, вообще не присоединились к этому документу. Складывалась странная ситуация. Офицеры Литвы, Латвии и Эстонии в составе натовских инспекций могли приехать, к примеру, в Калининградскую область и проверить там наличие тех или иных тяжелых вооружений. А российские офицеры совершить ответный визит не могли: страны Балтии не участники ДОВСЕ. А потом образовались новые государства на Балканах, где есть базы США и других стран альянса. И они тоже оказались вне ДОВСЕ.

    Предупреждения Москвы, что, если государства, подписавшие адаптированный ДОВСЕ, не приступят к его ратификации, Россия выйдет из этого договора, не возымели никакого действия. И в декабре 2007 года указом президента Владимира Путина наша страна приостановила свое участие в договоре. То есть она перестала информировать своих бывших партнеров о наличии, количестве, дислокации и перемещении по европейской части страны своих тяжелых вооружений, не принимала военные инспекции из стран НАТО и, естественно, сама не посылала своих офицеров в такие инспекции.

    На все недовольства из столиц западных государств из Москвы всегда следовал короткий и ясный ответ: сначала ратификация адаптированного ДОВСЕ, потом возвращение России к требованиям договора. А после грузинской агрессии против Южной Осетии, признания Москвой независимости и суверенитета Цхинвала и Сухума, заключения двусторонних договоров на размещение российских военных баз на территории двух этих государств, говорить с западными странами о ратификации адаптированного ДОВСЕ уже не приходилось. Тем более после поддержанного Западом националистического государственного переворота в Киеве, возвращения Крыма в Россию и развязывания украинским правительством гражданской войны на востоке Незалежной, вспоминать о возвращении к ДОВСЕ даже в таком виде, как он был модернизирован в 1999 году в Стамбуле, безусловно, невозможно. ДОВСЕ, превратившийся в соглашение для узкого круга лиц, в основном для членов НАТО, сегодня в принципе никому не нужен.

    ПЕРСПЕКТИВЫ ОТСУТСТВУЮТ

    Без участия в ДОВСЕ России этот договор не нужен также ни США, ни НАТО. О размещении и перемещении своих войск по Европе, в том числе и в государствах Восточной Европы, там все знают. Более того, постоянно информируют о своих милитаристских планах общественность и СМИ. Контролировать этот процесс, фактически самих себя, им ни к чему. Предоставлять официальную информацию России о своих действиях они демонстративно отказались в 2011 году. Что называется, полностью развязали себе руки. Для нас это не стало неожиданностью. Высокомерный Вашингтон не считает для себя нужным прислушиваться к мнению Москвы по самым актуальным вопросам безопасности. В том числе и по расширению НАТО, по развертыванию системы ПРО, нарушению договорных обязательство по РМСД… Хотя и выдвигает ничем не подкрепленные встречные претензии.

    О ситуации в Закавказье в Вашингтоне и Брюсселе наверняка тоже знают доподлинно и без ДОВСЕ. Американские и натовские советники, как говорится, днюют и ночуют в Грузии и получают, как официальную информацию в соответствии с требованиями договора, так и, судя по обычной вашингтонской практике, неформальную. В том числе и о ситуации в Армении и Азербайджане. Правда, у них есть определенные сложности с территорией непризнанного Нагорного Карабаха, но это сегодня не самая серьезная головная боль для Пентагона.

    В ДОВСЕ остаются Белоруссия, Украина и Казахстан. Минск и Астана, как и следует ожидать, свои обязательства перед договором выполняют безупречно. Кстати, белорусские офицеры будут представлять интересы России в Совместной консультативной группе ДОВСЕ. А о Незалежной, где с короткими перерывами на перемирие идет братоубийственная гражданская война, продолжается хаос в Вооруженных силах и в государственном управлении, сказать нечего. Она наверняка пока выпала на неопределенное время из процесса верификации и транспарентности договорных обязательств.

    Перспективы России в ближайшие пять-десять лет вернуться в ДОВСЕ, о чем говорят некоторые политики, тоже выглядят туманными. Ситуация резко изменилась по сравнению не только с 1990-м, но и с 1999 годом. И не только из-за расширения НАТО на восток и принятия в него пограничных с нашей страной государств, приближения Вооруженных сил Североатлантического альянса, в первую очередь США, к российским рубежам, что создает серьезную угрозу безопасности России. Продолжать делать вид, что мы этого не замечаем – невозможно. Тем более когда Вашингтон с манией, достойной лучшего применения, размещает в Румынии и Польше базы своей системы ПРО. Когда корабли США и НАТО с системой Aegis и противоракетами SM-3, с крылатыми ракетами Tomahawk на борту заходят в Черное и Балтийское моря, подбираются к Баренцевому. Когда они устраивают непрерывные учения в странах Балтии, перебрасывают туда десятки танков и бронемашин, которые не вписываются не только ни в какие нормы ДОВСЕ, но и требования Основополагающего акта Россия–НАТО. Когда атлантисты размещают в Восточной Европе свои командные пункты и системы управления войсками. Размышлять в этих условиях о переговорах по новому договору о вооруженных силах в Европе, по мнению автора, не представляется возможным.

    Диалога не получается. Нас не хотят слышать и слушать, не хотят разговаривать с нами на равных, учитывать наши национальные интересы. Для нас ДОВСЕ умер. Окончательно и бесповоротно. Вспомним, это случилось еще восемь лет назад. А сегодня его тело наконец-то предано земле. Мир его праху.

    Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) подписан в Париже 19 ноября 1990 г. Вступил в силу 9 ноября 1992 г. Депозитарий – Нидерланды.

    Являлся достаточно эффективным для начала 90-х гг. инструментом укрепления европейской безопасности. Его первоначальными участниками стали шесть государств, подписавших Варшавский договор 1955 г., и шестнадцать государств, подписавших или присоединившихся к Брюссельскому договору 1948 г. (Западноевропейский союз – ЗЕС) или Вашингтонскому договору 1949 г. (НАТО). По факту участия в этих военно-политических союзах были сформированы две группы государств - участников Договора.

    На сегодняшний день участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия , Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция и Чехия), а также США и Канада.

    Договор ограничивает численность пяти основных категорий обычных вооружений и техники (боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, боевых самолётов и ударных вертолётов) вооружённых сил тридцати государств - участников в районе применения (территория Европы от Атлантического океана до Уральских гор). В соответствии с ним предусматривался обмен информацией и широкая инспекционная деятельность.

    Центральными являются положения о максимальных уровнях на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Уровни, установленные в Договоре для групп государств - участников, были распределены ими внутри этих групп.

    Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО. Выделение в отдельную зону с жёсткими ограничениями т.н. флангового района, включавшего обширные территории на севере и юге Европы, оказалось крайне невыгодным для России, однако в полной мере это стало ясно лишь после прекращения существования Варшавского Договора и СССР.

    Принятие ДОВСЕ как бы подводило черту под эпохой межблокового противостояния. Договор устанавливал равновесие сил ОВД и НАТО на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения обычных вооружений двумя союзами вдоль линии их соприкосновения. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся странам - участницам в наследство от времён «холодной» войны.

    Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР , выводом советских/российских войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО, договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать своё значение. В первую очередь это произошло из-за того, что блок НАТО в результате расширения превысил установленные для него Договором уровни.

    В этих условиях по инициативе России было разработано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (подписано в Стамбуле 19 ноября 1999 г.). На его основе имелось в виду осуществить переход от зонально-блоковой структуры ДОВСЕ к национальным и территориальным предельным уровням ОДВТ для каждого государства - участника, при этом адаптированный ДОВСЕ должен был стать открытым для присоединения любого европейского государства - участника ОБСЕ. Однако Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано только Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной (последняя не сдала ратификационную грамоту депозитарию) и так и не вступило в силу из-за надуманных претензий к России со стороны натовских стран.

    Практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ они под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. Так, начало его ратификации стало увязываться с выполнением Россией не относящихся к контролю над вооружениями условий, связанных, в частности, с выводом российских войск с территории Грузии и Молдавии. Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договорённости, считала эту увязку неправомерной. Кроме того, страны НАТО игнорировали конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса (возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле в сфере обычных вооружений в Европе; понижение суммы разрешённых уровней и наличий обычных вооружений стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретённого альянсом в результате двух волн расширения; принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России; разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования; вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация договора), ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.

    Сложившаяся ситуация потребовала приостановления Российской Федерацией применения, выполнения Договора. Реализация соответствующих нормативных актов началась 12 декабря 2007 г. В практическом плане это означало приостановление всей деятельности России по выполнению ДОВСЕ и связанных с ним документов (Будапештского Соглашения и Флангового Документа). При этом мы подчёркивали, что приостановление – не самоцель, а средство борьбы РФ за обновление режима контроля над обычными вооружениями в Европе.

    В ноябре 2011 г. страны альянса объявили в рабочем органе по ДОВСЕ Совместной консультативной группе (СКГ), заседания которой проходят в Вене, о приостановке представления российской стороне информации по Договору и приёма российских инспекций на своей территории, мотивируя это «необходимостью отреагировать на действующий с 2007 г. российский мораторий». США, однако, заявили, что намерены в порядке доброй воли информировать Россию о любых значительных изменениях в своих вооружённых силах в Европе.

    Россия, в свою очередь, с декабря 2011 г. также перестала представлять краткую обобщённую информацию о наличиях вооружений и техники, которую она добровольно передавала остальным государствам - участникам Договора с декабря 2007 г.

    11 марта 2015 г. Россия приостановила своё участие и в работе СКГ (наши интересы в этом органе теперь представляет делегация Белоруссии).

    В сентябре 2016 г. в Вене без нашего участия прошла очередная конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ. Итоговый документ не был принят.

    С учётом нынешних политических реалий возвращаться к выполнению ДОВСЕ Россия не намерена. По нашим оценкам, Договор себя изжил.

    Россия выступает за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), соответствующего современным потребностям, исключающего возможность силового решения международных проблем и основывающегося на принципах равной и неделимой безопасности, сбалансированности прав и обязательств сторон.

    Последние годы не отмечены практическими результатами по выводу из кризиса режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ). Усилия государств - участников, в первую очередь стран НАТО, были сосредоточены на «домашней работе» над концепцией возможной будущей договорённости по КОВЕ. Однако перспективы её завершения весьма туманны, учитывая, что на Валлийском саммите НАТО (сентябрь 2014 г.) альянс вновь взял курс на «сдерживание» России и военное наращивание на «восточном фланге». Под предлогом «российской военной угрозы» трансатлантические союзники увеличивают силы передового базирования в государствах Балтии, Норвегии и Польше, разворачивают складскую инфраструктуру под тяжелую боевую технику, совершенствуют командно-управленческие структуры, наращивают военную деятельность на Балтике и в Чёрном море.

    В ходе саммита в Брюсселе 11 - 12 июля 2018 г. страны НАТО, сохраняя приверженность контролю над обычными вооружениями в качестве основного элемента евроатлантической безопасности, заявили о решимости сохранять, укреплять и модернизировать режим КОВЕ на основе таких ключевых принципов, как взаимность, транспарентность и согласие принимающей стороны. В то же время, с учётом сложной ситуации в сфере евробезопасности, подчеркнули готовность к дальнейшим переговорам с Российской Федерацией по данной проблематике.

    С инициативой восстановления диалога о КОВЕ в августе 2016 г. выступил бывший мининдел ФРГ Ф.-В.Штайнмайер. Это самостоятельное направление работы в формате сформировавшейся «группы единомышленников», в состав которой входит 21 государство - участник ОБСЕ, практически свелось к «нулю».

    На СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г. запущено решение о запуске неформального «структурированного диалога» по вызовам безопасности в регионе ОБСЕ. Его цель Россия видит в деэскалации ситуации, снижении военного противостояния, восстановлении отношений по военной линии.

    Российская Федерация продолжает оставаться государством - участником ДОВСЕ, несмотря на приостановление ею в декабре 2007 года действия этого договора.

    15 мая 1992 года в Ташкенте было подписано Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооружённых силах в Европе («Ташкентское Соглашение», ратифицировано Российской Федерацией в 1992 году, не вступило в силу). Данное Соглашение регулирует распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и другими его государствами - участниками, являющимися правопреемниками Советского Союза (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина). Несмотря на то, что Азербайджан и Грузия не ратифицировали это Соглашение, его участники на протяжении многих лет в целом придерживались его положений.

    В заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Об этом говорится в заявлении руководителя российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антона Мазура.

    АиФ.ru рассказывает о том, что такое ДОВСЕ и что подразумевает этот документ.

    Что представляет собой ДОВСЕ?

    Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) — договор об ограничениях на размер обычных вооружённых сил НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД) в Европе. Документ устанавливал равновесие обычных вооружённых сил (ВС) государств-участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя таким образом созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

    Когда и кем был подписан ДОВСЕ?

    ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже шестнадцатью государствами-участниками НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шестью государствами-участниками ОВД (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия). Документ вступил в силу 9 ноября 1992 года.

    Какие ограничения для НАТО и ОВД подразумевал ДОВСЕ?

    Согласно ДОВСЕ, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

    • 40 000 боевых танков;
    • 60 000 боевых бронированных машин;
    • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
    • 13 600 боевых самолётов;
    • 4000 ударных вертолётов.

    Ограничению подвергались также :

    • танковые мостоукладчики;
    • боевые машины пехоты (БМП);
    • броневые транспортёры (БТР);
    • учебно-тренировочные самолёты;
    • вертолёты боевого обеспечения;
    • невооружённые транспортные вертолёты;
    • вертолёты Ми-24К и Ми-24Р.

    Квоты ДОВСЕ :

    НАТО :

    Бельгия — 334 танка, 1099 ББМ, 320 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 232 боевых самолёта, 46 ударных вертолётов.

    Великобритания — 1015 танков, 3176 ББМ, 636 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 384 ударных вертолёта.

    Германия — 4166 танков, 3446 ББМ, 2705 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 306 ударных вертолётов.

    Голландия — 743 танка, 1080 ББМ, 607 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 230 боевых самолётов, 69 ударных вертолётов.

    Греция — 1735 танков, 2534 ББМ, 1878 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.

    Дания — 353 танка, 336 ББМ, 553 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 106 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.

    Испания — 794 танка, 2047 ББМ, 1310 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 310 боевых самолётов, 80 ударных вертолётов.

    Италия — 1348 танков, 3339 ББМ, 1955 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 142 ударных вертолёта.

    Канада — 77 танков, 263 ББМ, 32 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 90 боевых самолётов, 13 ударных вертолётов.

    Норвегия — 170 танков, 275 ББМ, 527 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 100 боевых самолётов, 24 ударных вертолёта.

    Португалия — 300 танков, 430 ББМ, 450 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 160 боевых самолётов, 26 ударных вертолётов.

    США — 4006 танков, 5372 ББМ, 2492 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 784 боевых самолёта, 518 ударных вертолётов.

    Турция — 2795 танков, 3120 ББМ, 3523 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 750 боевых самолётов, 103 ударных вертолёта.

    Франция — 1306 танков, 3820 ББМ, 1292 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 800 боевых самолётов, 352 ударных вертолёта.

    Квоты Исландии и Люксембурга по всем классам техники были нулевыми.

    Варшавский договор :

    Болгария — 1475 танков, 2000 ББМ, 1750 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 235 боевых самолётов, 67 ударных вертолётов.

    Венгрия — 835 танков, 1700 ББМ, 840 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 180 боевых самолётов, 108 ударных вертолётов.

    Польша — 1730 танков, 2150 ББМ, 1610 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 460 боевых самолётов, 130 ударных вертолётов.

    Румыния — 1375 танков, 2100 ББМ, 1475 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 430 боевых самолётов, 120 ударных вертолётов.

    СССР — 13 150 танков, 20 000 ББМ, 13 175 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 5150 боевых самолётов, 1500 ударных вертолётов.

    Чехословакия — 1435 танков, 2050 ББМ, 1150 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 345 боевых самолётов, 175 ударных вертолётов.

    Развитие ДОВСЕ

    В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе было принято множество документов технического характера и четыре международных договора:

    • Будапештское соглашение,
    • Ташкентское соглашение,
    • Фланговый документ,
    • Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

    Участие России в ДОВСЕ

    26 апреля 2007 года Президент РФ Владимир Путин в своём обращении к Федеральному Собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке.

    28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств-участников ДОВСЕ, которая состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене. На переговорах российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Однако западные государства-участники ДОВСЕ не поддержали инициативы РФ. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

    Выход России из ДОВСЕ

    13 июля 2007 года Владимир Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе и связанных с ним международных договоров». В сопровождающей указ справке указывалось, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, были отнесены:

    • Превышение государствами-участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса.
    • Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации.
    • Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и в результате появление на северо-западной границе России территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран.
    • Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

    С 11 марта 2015 года Россия полностью приостановила своё участие в ДОВСЕ. Говоря о причинах, которые побудили Москву окончательно приостановить действие соглашения, руководитель российской делегации на переговорах по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антон Мазур назвал расширение НАТО в обход основному положению ДОВСЕ.