Он порча, он чума, он язва здешних мест….

паха (18:50:00 18/10/2009):
ет ты фигня я за вот ето В басне отражены события, происшедшие за несколько месяцев до нападения Наполеона на Россию. Попирая заключенные договоры, французский император захватил герцогство Вюртембергское, увеличил численность своих войск в Пруссии и Польше, вступил в невыгодные для России сделки с Австрией и Пруссией. Русское правительство посылало многочисленные протесты, которые не имели на Наполеона никакого влияния. Соль басни - в бессмысленных и пустых нравоучениях, обращенных Поваром-ритором, под которым подразумевался Александр I, к зарвавшемуся Коту (Наполеон). Дополнительную ироническую окраску придает басне характеристика Повара - красноречивого, жеманного и щеголяющего благородством. Другое толкование басни принадлежит литературоведу Марку Альтшуллеру (статья "Крылов и вольтерьянство", который увидел в басне критику идеи просвещенной монархии и руссоистской идеи "общественного договора" ("равноправность и взаимные обязательства власти и народа". По его мнению, в басне выражена мысль: "Правитель должен сам решать, что и когда он должен делать, чтобы добиться порядка".5 получил хахахахахахаха

Пушкин (20:06:30 27/10/2009):
Устал учить эту басню конечно встречались по сложней слова но тут их смысл выражен немного не в правильной форме. Басня не очень

devil dante (09:54:03 04/07/2011):
ребята в баснях заключен большой смысл,когда вы это поймёте вы не будете называть это фигней

Олег (14:26:00 17/08/2011):
Самая добрая из всех его басен. Повар в ней молодец! Самые строгие апологеты из \\\"Общества охраны животных\\\" не смогли бы осудить этого Повара. Он не только ни разу не ударил кота, но даже не накричал на него. Кот был очень голодный. После того, как он съел пирог, он ещё и с жадностью и наслаждением (мурлыча и ворча) ел курчёнка. Вероятно, кот был соседский и Повар знал его кличку. Если бы кот жил у Повара, он не забывал бы его кормить. А увидя как голоден был кот, Повар даже не накичал на кота, чтоб не испугать его, да кот, вероятно и не боялся этого Повара. А Повар просто прочёл коту ироническое нравоучение. Впоне возможно, что кот, выслушав его, решил больше так никогда не делать В конце басни Крылов привёл тупое нравоучение, вероятно для потакания каким-то тупым установкам в обществе и поэтому забудем о нём. В нашем обществе тупости ещё больше. Пусть эта басня останется для нас коротким рассказом о любви к животным и особенно котэ !

Аделино4ка (21:25:18 06/10/2011):
Да вы просто смысл не понимете! Басня-классная! Я, ученица 4 класса, и то Крылова как свои пять пальцев знаю, басня крутая и точка!

Влад (17:24:36 18/11/2012):
Кто играет в Трагедию Белок?

Айка (18:15:47 19/05/2014):
Вообще прикольноватая басня и читать да читать её приятновата

Котик Милк (19:23:04 21/10/2015):
я в 5 классе и кстате очень люблю сказки но басня это меня поразила наверна ее возьму чтобы сделать инцинировку

Тьма в окошке (11:36:35 24/10/2016):
Ребят помогите напишите слова повара где он говорит! Пж.

Анализ басни "Кот и повар" (21:29:00 04/11/2016):

В данном случае Повар допустил ошибку уже в том, что оставил кота сторожить съестное, ведь логично было предположить, что тот может его просто-напросто уничтожить. Как только он вернулся, увидел то, что и следовало увидеть: хитрый Кот съел весь торт и сидя в углу уже завершал поедание его остатков. В данной ситуации самым подходящим действием стало бы отбирание у Кота последних кусков торта и его наказание, но Повар не стал тратить на это силы. Возможно, он был просто глуп и не понимал, что это нужно сделать. Но скорее всего Повар просто не хотел утруждаться. Он сделал вид, что возмущён и просто помолол языком, не сделав, по сути, ничего нужного для возмещения съеденного Котом торта. Стоит отметить, что он отлучился именно из поварни, поэтому торт был не его личным, а значит, он не так сильно переживал, как если бы это был его торт.

Сам Кот же в этой ситуации оказался самым хитрым и самым довольным, ведь он получил всё, что хотел, наелся торта, а при этом ещё и не получил никакого наказания. Слова для Кота не возымели должного эффекта, поэтому он смело продолжал есть казённый торт, в то время, когда Повар пытался высказать ему своё возмущение. Васька просто слушал грозные речи Повара, при этом не отрываясь от пищи. Всё дошло до того, что когда Повар закончил свою ругань, Кот закончил поедание остатков еды.

Слова из басни "Кот и повар" (17:34:00 13/02/2017):

поварня - место, где готовят еду, кухня;
кабак - в старину: питейное заведение;
тризну правил - справлял поминки по умершему;
теперя - теперь;
овчарня - место для овец;
ритор - оратор, который произносит красивые речи, но часто пустые и бесполезные;
на стенке зарубить - зарубить на носу, хорошо запомнить.

Анализ басни "Кот и повар" (15:39:00 14/02/2017):

Что же хотел сказать автор басни «Кот и повар»? Мораль, содержащаяся в конце истории, гласит о том, что иногда по отношению к некоторым людям необходимо применить власть... Российские литераторы подразумевают здесь политическую подоплеку: некоторых чиновников нужно держать в узде, так как они то и дело пытаются покуситься на несметные богатства нашей Родины. Еще один вариант интерпретации данного произведения – это схожесть кота Васьки с некоторыми представителями российского бомонда 18-го века, ведь исторические факты повествуют об уважительном отношении Ивана Андреевича к крестьянскому сословию... Как бы там не было, но произведения этого автора является богатейшим культурным наследием России, и этот факт трудно оспорить.

Краткое содержание басни "Кот и повар" (17:28:00 28/03/2017):
Повар решил сходить в кабак. И чтобы мыши не съели еду, оставил кота за ней приглядывать. Но, вернувшись, видит, что кот поедает съесное. Повар начинает ругать кота. И не понимает, что нельзя было оставлять такого "охранника".

Герои басни (персонажи)

Кот - сторожит еду
Повар - допускает ошибку

Пословицы, которые подходят к басне "Кот и повар" (17:36:00 28/06/2017):
"Звону много, а толку мало",
"Где много слов, там мало дела",
"Лишнее говорить - себе вредить",
"Толочь воду в ступе",
"Пустил козла в огород".

Мораль басни "Кот и повар" (17:22:00 28/07/2017):
Басня "Кот и Повар" Крылова была написана до 19 марта 1812 г. и впервые опубликована в журнале "Чтение в Беседе любителей русского слова" 1813 г. (кн. 8).

Мораль басни "Кот и повар" заключается в том, что просьбы и уговоры не всегда помогают найти управу на негодяя; порой единственный способ повлиять на подлеца - это применить власть и законную силу.

Анализ басни "Кот и повар" (17:25:00 06/08/2017):

"...Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. ...Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была... безупречной в своей нравственной основе... ...При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. Кроме того, можно указать и еще не некоторые басни, мораль которых должна быть признана довольно сомнительной: таковы "Кот и Повар", в которой стремление подействовать на порок словом и убеждением ставится в комическое положение и на место его рекомендуется насилие; "Конь и Всадник", где осуждается доверие к чужой свободе; затем "Паук и Пчела" со своим крайним материализмом..." (Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Мораль басни (13:26:00 19/08/2017):

Мораль басни Кот и повар
Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Кот и повар
Мораль сей басни такова: не стоит быть слишком пылким на речи и ругать кого-то в то время, когда стоит действительно показать свою власть, а не мелочиться с речами. Всегда стоит помнить, что слово - это слово, а дело - это дело.

Слова - это только слова, и не всегда они могут помочь. В связи с этим нужно почаще проявлять свою власть, а не тратить силы на слова, поскольку они могут быть просто бесполезными.

Анализ басни "Кот и повар" (16:23:00 27/09/2017):

"...Басня "Кот и Повар", напечатанная накануне приезда Кутузова к русской армии, имеет теснейшую связь с политическими событиями и выражает убеждение патриотов в необходимости более крутых мер сперва по отношению к Наполеону, с которым деликатничали до самого его вторжения, а потом по отношению к малоспособным генералам, ведшим к гибели армию и страну". (Кирпичников, "Очерки", стр. 194)

Анализ басни "Кот и повар" (15:54:00 19/12/2017):

"...Басня "Кот и Повар", очень живая по содержанию, заключает в себе мораль, назначенную совсем не для детей. Здесь в смешном виде представлен повар, который хочет подействовать убеждениями на блудливого Кота, стянувшего курченка... От Кота недалек переход и к людям. Но заметим, что грубое употребление власти и без того свойственно очень многим детям: их скорее надо учить и словом и примером, как действовать терпеливо, не солою рук, а силою убежденья. ...Повар должен бы отнять краденый кусок, не ходить в кабак из набожности, не доверять вору Ваське мясного. При всех этих обстоятельствах слова его имели бы силу. Взятые сами по себе, эти слова прекрасны: повар хочет пристыдить плута, подействовать на него общественным судом, а не одним своим приговором. Если вы можете все это растолковать ребенку, то читайте ему басню." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)

Какой-то Повар, грамотей

С поварни побежал своей

В кабак (он набожных был правил

И в этот день по куме тризну правил),

А дома стеречи съестное от мышей

Кота оставил.

Но что же, возвратись, он видит? На полу

Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -

Тут Ваську Повар укоряет, -

Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?

(А Васька все-таки курчонка убирает.)

Как! быв честным Котом до этих пор,

Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -

А ты... ахти, какой позор!

Теперя все соседи скажут:

"Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест!"

(А Васька слушает, да ест.)

Тут ритор мой, дав волю слов теченью,

Не находил конца нравоученью.

Но что ж? Пока его он пел,

Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому.

Где нужно власть употребить.

Басня Крылова Кот и Повар

Мораль басни Крылова Кот и повар

Речей не тратить по-пустому
Где нужно власть употребить.

Анализ басни Кот и повар

Глупо объяснять коту, который не понимает речей, что он вор и обжора. Повару нужно было сразу применить силу, наказав наглеца. Но нет. Он пустился в демагогию и пока объяснял животному правила поведения на кухне, последний доел остатки сворованной курицы. Иногда проблему нужно решать силой, не затрачивая время на пустые разговоры – эта мораль басни «Кот и повар» лежит на ее поверхности.

У этого произведения есть и другой смысл, который можно отыскать, если вспомнить исторические события, связанные с наступлением французских войск на Россию. Тогда Александр I пытался урегулировать проблему простым письмом, которое он отослал Наполеону. Он хотел убедить лидера Франции, что кровопролитная война никому не нужна. Но у Наполеона были свои взгляды на решение этого вопроса – он напал на Россию, не послушав длинных речей Александра I.

«Он порча, он чума!..»

Говорят, и на старуху бывает проруха. Тем паче – на молодого специалиста. Довелось автору этих строк заниматься дополнительно с учеником. Записали по учебнику: «Он порча, он чума, он язва здешних мест». Из басни Крылова «Кот и Повар». Всё правильно – без тире. Объяснил – почему.

Начинали, однако, не с этого, не с Крылова. Ужаснулся покорный ваш слуга, прочтя потом по тетради. Надиктовал! Выше – со знаком тире!

И что ж такого (и что такое)? Может, есть вариант?

Кто про что!

Представляете, каково студенту-практиканту! Урок не клеится: не тех спросил, не с того начал. Зрители-однокурсники посмеиваются. А тут ещё методист-профессор подзывает ехидным голосочком: мальчику за последней партой писать нечем. Уж пол-урока прошло! Напомнил балбесу общеизвестное: люди знают с первого класса… По институту пошла молва: «Учудил! В роль вошёл! Ему ли так шутить! Сказать такое – преподавателю!»

Да что сказал-то?

Сделал паузу

Что может быть страшнее экзамена? Поиздевался профессор над бедным студентом, прежде чем вывел ему «удочку».

Почему вы так со мной разговариваете? – вдруг возмутился студент.

И высказался в таком смысле: он, студент, может быть, не слишком умён, однако профессор преувеличивает. И – вольно или нет – пауза. Как пощёчина! После подлежащего!

В каком предложении, если профессор готов был порвать зачётку?

Дядя с бородой

Профессора, студенты… А кто положил начало, установил правила? Один дядя, кое в чём схожий с классиком научного коммунизма. Он никогда не воевал против русских – кажется, и не планировал. Нечего возводить напраслину. Воевал он с непокорными немцами, с такими же итальянцами. А университет-то – на итальянской земле, его детище. Один итальяшка задурил нашему герою голову: попёрся старый, не зная броду… Сгинул не за понюшку пряностей. Мы больше помним не имя, а прозвище, но это уже не его заслуга.

А кто он?

Через запад на восток

Первые в Европе студенты писали по-людски. Понятное дело – католики. А древние греки? Те помнили, откуда пришёл алфавит: сладкая страна Финикия. Только там всё на дикий запад смотрели. Колонизаторы! А греки – и туда, и сюда. Бороздили и море, и землю: цари – и те пахали. Потом земли стало не хватать. А восток, как выяснилось, богаче и больше запада. Вот тогда греки сделали выбор – поняли, как не надо. И «дикому Западу» с Севером разъяснили.

А вы поняли?

Наглядный Иуда

Ещё на эту же тему: «Шпион Иуда Искариотский приобрёл причитавшиеся тридцать сребреников». До революции 1917 года эта фраза могла послужить наглядным школьным пособием, помогая запомнить правило.

Проделки грешника

Когда-то русские школьники распевали:

Бледной тенью резвый бес

Убежал, бедняжка, в лес.

Долго он по лесу бегал,

Редьки с хлебом там отведал

И, доевши свой обед,

Дал обет наделать бед.

А какой смысл? Бес мог быть белым и серым, редким и грешным, мог бы поесть орехов с хреном, пробить стену, ослепнуть, зарезаться и повеситься… Всё равно было бы мало, чтобы не делать ошибок на орфограмму.

На какую?

ОТВЕТЫ

«Он порча, он чума!..»

Перед «порчей и чумой» - предложение вроде: «Коммунизм – это молодость мира», «Ленин – самый человечный человек». (Возможны другие верноподданнические варианты с подлежащим мужского рода.)

Кто про что

«Надо руку поднимать» (сказано ученику – переадресовано методисту).

Сделал паузу

«Я не такой дурак, как вы… думаете». (Думаем – всё понятно.)

Дядя с бородой

Фридрих Барбаросса (по-итальянски – рыжая борода) – властитель Первого рейха, тёзка Энгельса, тоже бородатого, и гитлеровского плана войны с Россией: утвердил статус Болонского университета, утонул в шестьдесят пять лет во время крестового похода (1190 год).

Через запад на восток

Финикийцы писали справа налево (на картах слева запад). У греков поначалу была особая манера: писали – как пахали, слева направо и в обратном порядке. Но уже в древности утвердился нынешний порядок (точно так же католики крестятся).

Наглядный Иуда

Правописание И десятеричной (I): писалась перед гласными и буквой И краткой.

Проделки грешника

Правописание буквы ЯТЬ: она во всех приведённых словах вместо буквы Е.