Определение инертность мышления. Инерция мышления

прав» означает, что руководитель и не собирается слушать специалистов, которые в отдельных вопросах могут знать и понимать больше него. Сотрудники-«профи» обычно уходят из компании, где их не ценят и где от них ничего не зависит. При слабой же команде авторитарность управления будет только увеличиваться. Возникает заколдованный круг. Ожидаемый итог – увеличение числа управленческих ошибок и ослабление компании.

1.4. АВТОМАТИЗМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ЛЮДЕЙ

Если какая-либо ситуация повторяется, то повторяется и программа поведения; при многократном повторении её выполнение приобретает стереотипный характер, осуществляется автоматически, становится навыком. Автоматизмы, навыки, как писал выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, «это выключение из поля сознания отдельных компонентов действий».

Многие действия человека (действия в быту, трудовые операции) имеют автоматический характер. Автоматизмы являются необходимыми компонентами самых сложных (в том числе творческих) видов деятельности.

Автоматизмы образуются при осуществлении и умственных действий. Очень ярко эта закономерность развития подсознания видна в процессах развития речи.

Однако в процессе творческой деятельности автоматизмы проявляются с негативной стороны, создавая, так называемые, векторы инерции мышления. И как всякая инерция, данная заставляет наше мышление следовать сформированным автоматизмам, закрывая путь к «видению» новых возможностей и к творческому преобразованию исходного объекта.

Таким образом, автоматизмы играют положительную роль при стандартном функционировании мышления, экономя нам время и наполняя словесные формы однозначным (для говорящего – одним, а слушающего – другим) содержанием и отрицательную роль, при творческих актах.

1.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ

Выделяют 16 видов психологической инерции1 :

1) инерция привычной функции и функциональной направленности;

2) инерция привычных терминов (спецтерминов);

3) инерция привычной формы, привычного внешнего вида;

4) инерция привычных свойств, состояний, параметров;

5) инерция привычного принципа действия, области знаний;

6) инерция привычной неизменности объекта (псевдостатичности);

1 Нами используются материалы Санкт-Петербургской школы ТРИЗ, автор – С.С. Литвин.

7) инерция привычного состава, привычных компонент;

8) инерция привычного измерения;

9) инерция несуществующего запрета;

10) инерция привычного действия;

11) инерция единственности решения;

12) инерция монообъекта;

13) инерция привычной ценности (значимости) объекта;

14) инерция традиционных условий применения;

15) инерция известного псевдоаналогичного решения;

16) инерция лишней информации.

1.5.1. Инерция привычной функции и функциональной направленности

Направленность мышления выражается в том, что наше сознание закрепляет за данным объектом привычную для него функцию (объект всегда её выполняет), и когда необходимо применить объект по-новому, мы не можем «увидеть» другого применения объекта, а только привычное, стандартное (стереотипное)

Мы привыкли к тому, что каждый предмет предназначен для выполнения какой-то одной (закрепленной за ним) функции. Так, авторучка – это предмет, которым пишут, портфель – это предмет для хранения и переноски книг, бумаг.

А может портфель выполнять другую функцию? Да, и много. Понятно, что все предметы могут выполнять разные функции. Тем не менее, эта сильнейшая инерция постоянно, как цепной пес, подстерегает нас. Она связана с тем, что мы привыкли: «... вот это стол, за ним едят, вот это стул, на нем сидят...».

Есть любимая психологами задача К. Дункера: как закрепить свечку на стенке.

Дана свечка, она толстая. Её надо закрепить на вертикальной деревянной стенке в вертикальном положении. В вашем распоряжении для этого есть только молоток и коробочка с маленькими (меньше диаметра свечки) гвоздями. Спичек нет, других инструментов нет. На пол ставить нельзя, её надо закрепить на высоте человеческого роста. Гвоздики весьма маленькие, свечка толстая, поэтому сразу отсекаем предложение – набить гвоздиков в стенку и наколоть – держаться не будет.

Как правило, поступают предложения наколоть свечку; тереть так, чтоб гвозди нагрелись; выбить молоточком в стенке ямочку...

Напомним условия задачи: выделив то, на что большинство из вас не обратило никакого внимания и что является гарантированным ресурсом для ответа.

Надо закрепить свечку на вертикальной деревянной стене. Для этого в вашем распоряжении есть только молоток и коробочка с гвоздями.

Ответ: надо прибить к стенке коробочку и вставить туда свечку.

Вы просто забыли про коробочку. И совершенно правильно забыли – это и есть психологическая инерция: коробочка для вас – тара для гвоздей.

Точно также инерция привычной функции проявляется и в социальных системах, не позволяя менеджеру увидеть потенциальные ресурсы своих

сотрудников. Уборщица – моет полы и протирает поверхности, что же еще ей можно делегировать (передать)? Но ведь она человек и возможно в прошлом (до пенсии, выйдя на которую она стала подрабатывать уборщицей) занимала достаточно высокий пост, обладает полезными для предприятия знаниями и умениями, а не только уборщица…

Помнится в старое время, был снят фильм «Большая семья», в котором старый рабочий (бывший передовик) выйдя на пенсию, устроился на своем заводе ночным сторожем. Директор, уважая его и доверяя, разрешил ему находиться во время дежурства в своем кабинете. Однажды раздался звонок, звонили с обкома партии. Сторож, владея информацией, стал не только отвечать на вопросы, но и поучать собеседника. Тогда тот спросил его – «Кто вы?». Нерастерявшийся сторож ответил – «Ночной директор». С этого и повелось. Стал сторож решать дела завода в неурочное время…и хорошо решать!

А сколько талантов скрыто в наших работниках …

1.5.2. Инерция привычных терминов (спецтерминов)

Любая информация формулируется словами (терминами) за каждым из которых наше сознание закрепляет определенное содержание со временем становящееся стереотипным. Воспринимая информацию, мы слышим (читаем) термин, и из памяти в сознание подгружается соответствующее содержание, которое, в дальнейшем, и участвует в мыслительном процессе

Следовательно, за каждым понятием достаточно жестко закрепляются свойства, функции, форма и т.д . Это и создает психологическую инерцию мышления. Трудно «увидеть» под привычным термином другую информацию, которая отсутствует в его содержании. Можно выделить цепочку специальных терминов от узкоспециализированных до абстрактно обобщенных (универсальных).

Виды специальных терминов:

узкоспециальные (допустим, В-19);

общетехнические (датчик, коннектор);

функциональные (держалка, резатель, емкость, чернитель бумаги);

бытовые, детские (например, кастрюля, палка, веревка – понятные ребенку 5-ти лет). Бытовые термины иногда вызывают возмущение специалистов: «я не позволю мой ледокол называть ящиком». Тем не менее, любую лазерную технику можно описать при помощи палки и веревочной петли;

универсальные (штуковина).

Уйти от исходного объекта, представить его как совокупность свойств, на которых можно строить и другие функции. Вместо рассмотрения предмета рассматривать набор свойств. Любое свойство может быть базовым для какой-то функции.

Понятие терминологической цепочки.

«Терминологическая цепочка» – механизм наработки содержательной части понятия (категории); это механизм снятия вектора инерции мышления – инерции специальных терминов

Применяется при решении нестандартных задач и ситуаций, сложность анализа которых часто связана с действием векторов инерции мышления.

При освобождении от терминологии задачедателя наиболее предпочтительные направления перехода между уровнями терминологической цепочки показаны на схеме (рис. 5):

Рис. 5. Терминологическая цепочка

Наиболее предпочтительными для творческой деятельности являются функциональные термины, однако и они формируют инерцию привычной (закрепленной) функции. Поэтому после первичного ухода к функциональной терминологии следует перейти к общеупотребительной или универсальной терминологии.

Уже при переформулировании исходной информации у вас могут появиться идеи разрешающий данную проблему. Это происходит за счет расширения поля ассоциаций и срабатывания аналогий в расширенном поле. Поэтому следует практиковать многоразовую переформулировку задачи. Используя термины различных уровней, мы запускаем механизм наработки содержательной части понятия; механизм снятия вектора инерции мышления – инерции терминов.

Приведем, в качестве примеров, несколько задачек.

1) Известный предсказатель предсказывал счет любого матча до его начала,

и никогда не ошибался.

2) Еще пример. Надо быстро, не задумываясь, ответить на следующие простенькие вопросы: а) назовите домашнюю птицу; б) назовите русского поэта; в) назовите часть лица.

А теперь сверьте свои ответы с ответами: 1) счет «0:0»; 2) а) индюшка, б) Некрасов, в) бровь. Если ответ не совпал, следовательно, сработала инерция привычных терминов.

Если обратиться к социальным и концептуальным системам, то задача ещё больше усложняется, поскольку мы не можем гарантировать, что у всех, по отношению к этому объекту или субъекту, одинаковые содержания. Однако именно так мы и думаем. Разговаривая, передавая информацию или задание, мы

не уточняем, как его поняли другие. Мы уверены, что все должны понимать, так как это понимаем мы. Следовательно, большее число проблем социального плана, конфликтов связано с тем, что мы понимаем термины по-разному (в меру своей образованности и опыта). В системном подходе мы будем пользоваться методом качественных структур – цель использования, которого и состоит в уточнении и согласовании содержания понятий.

При решении практических задач сильный «туман в проблеме» часто связан с изначальной терминологией.

1.5.3. Инерция привычной формы, привычного внешнего вида

Внешний вид объекта, его форма тесно связана в нашей памяти с содержанием, которое и становиться единственно верной информацией для нашего сознания в мыслительном процессе

Какова бы ни была привычная форма – все знают, что она такая, но если появилась новая задача... следует вспомнить, что ничего нет неизменного для решения новых задач .

Изменение геометрии напрямую связано для многих объектов с эффективностью их работы. Иногда кажется, что главными для работы объекта являются физические принципы, а внешний вид – это так ничто. А может нечто!?

Дизайн – это привычка, и не более того. Это круглое, потому что круглое, это ромбическое, потому что ромбическое. Либо в этом сидит какая-то функция, либо это просто психологическая инерция.

1) ни в коем случае нельзя по внешнему виду объекта судить о его принципе действия;

2) привычный внешний вид, привычная форма знакомого объекта может меняться для решения новых для этого объекта задач.

Приведем пример задачи. Нужно перекинуть через широкое ущелье нитку трубопровода. Посчитали, выяснили: будет провисать, жесткости не хватит. Опоры ставить дорого. Как быть? Мы обсуждаем инерцию привычной внешней формы. Как только нам говорят «труба», мы представляем привычный внешний вид трубы: круглая. На семинарах много предлагают ввести ребра жесткости, а американцы предложили изготовить трубу с сечением в виде – двутавра, прочность которой выше, чем круглой. Немцы пошли еще дальше: они предложили перекинуть конструкцию из трех труб, соединенных треугольником.

Нельзя судить по внешнему виду о возможностях человека, но это мы делаем почти постоянно. Вспомним: «Встречают по одежке, провожают – по уму».

Общеизвестный стереотип – лицо кавказской внешности как синоним террориста…

Часто создавая отдельные типологии личности, авторы пытаются связать свойства с внешним видом. Где-то это срабатывает, но чаще всего это является вектором инерции мышления, сложившимся стереотипом.

1.5.4. Инерция привычных свойств, состояний, параметров

Этот вид психологической инерции связан с тем, что у всех знакомых нам предметов есть привычные для нас параметры, величины, значения параметров, привычные состояния которые стали для нас стереотипными Мы привыкли, что тот или иной объект обладает привычным для нас весом,

цветом, размерами, температурой. Это и вызывает в нас сильнейшую психологическую инерцию

У любого объекта есть какие-то, как говорят философы, имманентно присущие ему:

свойства: гравитационные, размеры, тепловые, инерционные и другие;

состояния: тяжелый – легкий, короткий – длинный, горячий – холодный, широкий – узкий, теплопроводный – изолирующий тепло, толстый – тонкий и другие;

параметры: масса, импульс, длина, толщина, температура, ширина, теплопроводность;

количественное значение параметра: 10 кг, 20 т, 10 м, 250 м/сек...

В курсах ТРИЗ и ФСА регулярно употребляются эти термины: свойства, состояния, параметры.

1а) Любое значение параметра, которое нам дано в задаче, нужно проверять. Таково ли оно на самом деле, это значение параметра? Действительно ли он (параметр) такой, или просто все привыкли считать его таковым?

Например, есть легенда, миф о том, что толщина волоса – 0,1 мм (100 микрон). На самом деле в зависимости от того, какого цвета эти волосы (черные или рыжие, светлые или седые, у молодых или пожилых, у негров или у китайцев), – это такой разброс... Это может быть 30 микрон, может быть и 200. Толщина может отличаться на порядки – как же можно говорить о толщине человеческого волоса?

1б) Нужно проверять: почему этот параметр такой, действительно ли он нужен такой, какой есть?

2) Любые параметры, даже «намертво привязанные» к объекту, можно менять, если это нужно для решения новых задач.

3) У каждого объекта есть главные, очевидные свойства, параметры, состояния, и скрытые (латентные) свойства. Для решения новых творческих задач надо искать именно скрытые (латентные) свойства.

Задача. В комнате имеются три электрические лампочки. В прихожей расположено три выключателя. Нужно зайти в прихожую и произвести любые действия с этими выключателями, так, чтобы потом, заглянув в комнату один раз, абсолютно однозначно установить, какой выключатель какой лампочке соответствует.

Здесь психологическая инерция связана с тем, что все помнят об одном свойстве – это свет лампочки. На самом деле горящая лампочка имеет скрытое свойство: она нагревается.

Попытайтесь решить эту задачу, и если вас постигла неудача, следовательно, опять сработала инерция мышления привычных свойств.

Это была психологическая задачка на скрытые свойства, а вообще эта проблема ярко проявляется и при решении реальных проблем.

Примечание: На этом скрытом, латентном свойстве объекта можно строить новую функцию.

1.5.5. Инерция привычного принципа действия, области знаний

Замена принципа действия любой системы практически всегда связана с переходом к новой области знаний, и это всегда вызывает большие психологические затруднения у специалистов (особенно у хороших)

Самое сильное впечатление производит психологическая инерция людей вовсе не в случае каких-то там шариков (прыгающих или не прыгающих), а среди привычных предметов – мясорубка, кипятильник, очки.

Возьмем объект, который все знают: штопор для открывания бутылок. Принцип действия его сугубо механический. В детстве вы видели, как папа заворачивал этот штопор, потом, напрягаясь и покряхтывая, мучительными движениями начинал эту пробку выдергивать. Казалось бы, какой новый принцип действия можно придумать у штопора?

Но вот в Швейцарии придумали штопор новой модели, который действует на совершенно другом принципе. Есть полая игла, которой очень легко проткнуть пробку. После этого легкими движениями под пробку накачивается воздух, и пробка спокойно вылезает. Это намного проще. Это изменение принципа действия. Скажите, пожалуйста, как давно можно было это изобрести? Лет сто назад. А начали использовать только тридцать лет назад. Как видите, есть изобретения, которые непонятно почему-то стали только недавно входить в наш быт. Ведь они существенно упрощают жизнь.

Пример: Пришел в цирк человек и говорит: «У меня есть номер уникальный». Директор: «А какой у вас номер?» – «Я могу поставить бутылку посреди арены, воткнуть туда мизинец, сделать стойку на этом мизинце, в другую руку взять скрипку и играть на ней зубами.» «Вася, иди посмотри», – говорит директор своему заместителю. Через некоторое время тот возвращается. Директор, продолжая попивать пиво, спрашивает «Ну что?» «…Нет, не Ойстрах».

Но ведь этому гению и не надо играть, как Ойстрах. Попробуйте хотя бы сделать стойку на пальце без бутылки, а в ней?…

1. Если вы хотите бороться с инерцией привычного принципа действия, уйдите от железки, от предметного рассмотрения привычного объекта, перейдите к рассмотрению его функций.

2. Затем постройте образ идеальной технической системы, которая бы оптимальным образом реализовала эти функции.

Строится этот образ точно так же, как портрет (фоторобот) некоего искомого преступника:

Искомая система

Искомая технология должна иметь: уши вот такие-то, нос такой-то, глаза такие-то

Она должна: действовать сжатием со сдвигом; через слой материала; с использованием частоты собственных колебаний

Этот вид инерции очень тесно связан с конкретной реализацией объекта. Вот цепочка подобного «ухода»:

Техническая система (ТС)  ее функции Портрет идеальной

ТС с её составляющими

Мы строим портрет искомого объекта. Получается некий набор свойств или признаков. После этого решаем, где его искать? Либо мы сразу его узнаем – «это Петр Иванов», портрет понятен, либо, если я не знаю, это «Иванов, Сидоров или кто-то там еще» – значит, я должен обращаться к литературе, к экспертам в тех областях, в которых используется данный набор свойств. Кроме того, есть соответствующие рекомендации (это будем далее изучать). Чаще всего нужно искать в ведущих областях техники для данных технических функций.

Пример на изменение принципа действия. Многим знакома проблема закапывания лекарства в глаз. Когда некое лекарство вводится в любой орган, в частности, в глаз человека, идеальный образ воздействия лекарства должен быть следующим. Рекомендуемая доза подается в течение некоторого рекомендуемого времени. Доза на протяжении этого времени должна быть постоянна.

А как происходит сейчас? Мы вводим очень много лекарства, и дальше слезная жидкость очень быстро вымывает это лекарство из глаза. Поэтому сначала его гораздо больше, чем нужно, в один короткий момент времени его столько, сколько надо, но потом остается только чуть-чуть и оно вообще перестает действовать. Так выглядит действие обыкновенных глазных капель

А теперь сравните реальную картину и идеальную. Изменим принцип действия введения вещества в глаз, используя ресурсы. Самый лучший ресурс, согласно ТРИЗ, – вредный. Вспомним, что нам вымывает лекарство? Конечно, слезная жидкость. Давайте используем её полезным образом.

Решение: в глаз закладывается так называемая глазная лечебная пленка (ГЛП). Это тоненькая пленочка, рассчитанная на определенное время действия.

Слезная жидкость эту пленочку постепенно растворяет. Пленочки есть 5-, 10минутные, получасовые и т.д. Из неё в течение этого времени выделяется столько, сколько нужно, и всегда примерно одна и та же доза. Такая картина существенно ближе к идеальной, чем картина действия обычных глазных капель. К сожалению, появилось это решение задачи относительно недавно.

1.5.6. Инерция привычной неизменности объекта (псевдостатичности)

Мы привыкаем к тому, что объект всегда такой, как мы привыкли его воспринимать. Он практически не меняется. А ведь внешние обстоятельства применения почти всех объектов меняются

В ТРИЗ есть такой закон – повышения динамичности систем. Это и есть база этого вида психологической инерции. Смысл закона в следующем.

Если какой-то объект работает с каким-то изделием, например, авторучка действует на бумагу, мясорубка – на мясо, то состояние изделия практически всегда меняется, а инструмент, которым мы действуем, чаще всего неизменный, иначе говоря, нединамичный.

Закономерности развития техники говорят, что если техническая система статична, то уходом от психологической инерции (а часто простейшим решением проблемы!) является переход к динамической системе, согласованной с изменяющимся внешним миром.

Примеры подобных изменений . Возьмем проблему щеток для волос. Во-первых, это щетка, её неудобно положить в карман, она занимает довольно

много места даже в дамской сумочке; а во-вторых (как бы нам ни рекламировали всевозможные шампуни и прочие укрепляющие средства), волосы иногда выпадают, поэтому возникает проблема – вытащить их из щетки. В щетке с выдвижными зубьями, одним махом решено сразу несколько проблем. Она не занимает места в кармане. После того, как причесались, все волосы остаются снаружи, их можно спокойно снять, а когда нужно причесаться, она опять раскладывается. Это динамичная щетка: тогда, когда надо, она имеет выступы гребешка, когда не надо – они исчезают. Обстоятельства применения разные, а все обычные щетки нединамичны. Они всегда с торчащими зубьями.

В социальных системах этот вектор инерции возникает при взаимодействии партнеров. Поступают только так, как учили, как освоили. Такой стереотип управляет нами в процессе взаимоотношений. Но ведь не все имеют одинаковый стереотип и, следовательно, необходимо творческое отношение к вхождению в разговор. Как говорят … «У вас есть 30 секунд, чтобы составить первое впечатление» и следует сюда добавить «… и чтобы выбрать верный стиль общения».

1.5.7. Инерция привычного состава, привычных компонент

1) Обязательность наличия того или иного элемента в техническом объекте может быть результатом чистой психологической инерции. Просто привыкли, что объект состоит из таких-то элементов.

2) Даже если элемент в системе нужен, то его исполнение может оказаться неоптимальным. Возможно, что он должен быть совершенно другим

Компоненты системы могут нести сильную психологическую инерцию.

Довольно давняя история про самоопрокидывающуюся баржу. Речь идет о баржах, которые возят грунт, камни для насыпки плотин. Задача такой баржи: после того, как её буксир притянул, вывалить весь этот грунт. У баржи есть два понтона, которые накачивают воздухом, и мощный металлический киль. Когда баржа приходит на место, где нужно высыпать грунт, один понтон затопляют – вместо воздуха туда попадает вода. Баржа опрокидывается, из нее высыпается гравий, и на какое-то время этот тяжелый металлический киль оказывается над водой. Судно делает так называемый поворот – «оверкиль». Но, как только вывалился груз, центр тяжести перемещается, и тяжелый киль стремится повернуть баржу обратно. Баржа с жутким хлюпом и плеском возвращается в обратное положение, в несколько накрененном состоянии, потому что второй понтон не накачан.

В Египет на строительство Асуанской плотины были доставлены две такие баржи. Но на торжественное открытие их работы поехал не инженер (разработчик этой конструкции), а какой-то важный начальник. Ему дали подробную инструкцию: когда баржа доставит груз на место, нужно дернуть за один шнурок, тогда один понтон затопится и баржа разгрузится.

Ни в коем случае нельзя дергать за два шнурка сразу. Приехав в Египет на первое испытание, начальник дернул за оба шнурка и затопил оба понтона. Баржа, естественно, пошла ко дну. На следующий же день это торжественное затопление описывалось во всех газетах мира. В течение двух последующих недель египетские ныряльщики выгружали грунт из баржи. На очередное открытие приехал уже инженер, причем визу ему оформили за один день (а начальнику оформляли месяц). Собрались толпы репортеров, существенно большие, чем в первый раз: всем хотелось посмотреть на тонущую советскую технику. Инженер дернул за веревочку, воздух вышел из понтона, баржа перевернулась килем вверх, высыпав весь грунт. Присутствующие ликовали: баржа точно утонет. Но баржа перевернулась обратно, и вот это уже был настоящий шок. После этого на Западе писали: «Кажется, русские наконец-то научились рекламировать свою технику». Решили, что первое неудачное открытие было сделано русскими специально, чтобы привлечь внимание («пропиариться»).

Структуры социальных систем более или менее отработаны и уже стали стереотипом. Поэтому, создавая новую фирму (особенно в малом бизнесе) структуры копируются, а при этом закладывается неэффективность функционирования данной организации с самого начала.

«Будем получать истину в готовом виде или откроем ее сами?» – спрашивает ребят учительница на уроке математики, собираясь познакомить их с понятием «Площадь прямоугольника». Отовсюду слышится: «Сами, сами...». «Ну, дерзайте», – и начинает задавать грамотные с точки зрения проблемно-поискового обучения вопросы.


После основного вопроса «Вы можете предложить способ, который позволит вычислить площадь прямоугольника без подсчета количества уместившихся квадратов?» школьники охотно задумываются.
Именно такой подход к обучению стимулирует мыслительную деятельность и мотивацию учения, позволяет преодолеть инертность мышления (негибкость, заторможенность и, как правило, несамостоятельность), которая является одной из основных причин трудностей в обучении многих школьников.
Как показывает анализ литературных источников, трудности в обучении, особенно у ребенка младшего школьного возраста, возникают в результате безразличия учителей и родителей, их педагогической и психологической неграмотности. Школьные проблемы не только мешают ребенку нормально учиться, но и расшатывают его физическое и психическое здоровье. Об этом необходимо говорить и на педсоветах, и на родительских собраниях .

Современному школьнику и в процессе обучения, и вне школы постоянно приходится встречаться с ситуациями, часто проблемными, которые требуют от него активных мыслительных действий. Ему не хватает прежних знаний, способов действий, чтобы их разрешить. Встреча с задачей, способ решения которой еще неизвестен, общение с новыми людьми, принятие какого-то жизненно важного решения человека с инертным мышлением ставят в тупик. И как же выбраться из этого тупика?

Это под силу продуктивному мышлению, которое приводит к рождению новых для самого человека идей, к нахождению в краткие сроки нового результативного способа действий. Такое мышление опирается на прошлый опыт, но в то же время предполагает выход за его пределы для открытия новых знаний.

Является ли мышление вашего воспитанника продуктивным ? Проверьте это, предложив ему все или несколько заданий, которые содержит данный тест .

1. Задайте вопросы и попросите как можно быстрее на них ответить:

  • Отца некоего гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут самого гражданина?
  • Если на двух руках десять пальцев, то сколько же пальцев на десяти руках?
  • Быстрый является противоположным по смыслу слову:
    1 - легкий, 2 - скрытный, 3 - медленный, 4 - тяжелый, 5 - далекий.
  • Сколько простых предложений будет в сложном предложении с тремя запятыми? (Неоднозначный ответ).
  • Сколько запятых будет в сложном предложении, содержащем три простых предложения? (Неоднозначный ответ) .
2. Предложите отгадать следующие загадки:
  • Он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (Паук) .
  • Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) .
  • Что имеет голову, но не имеет мозгов?(Сыр, лук, чеснок) .
  • Окна всех стен дома смотрят на юг, в одно из них заглядывает медведь. Какого он цвета? (белого, дом стоит на Северном полюсе) .
  • На конечной остановке в троллейбус сели десять мужчин и четыре женщины. На первой остановке сошли трое мужчин и вошла одна женщина. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только двое). Еще на следующей вышла женщина. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?
  • Кот – 3, ворона – 3, корова – 2, собака – 3, коза – 2, кукушка – 4, утка – 3, петух – 8, свинья – 3, овца – 2. Осел – ? (2 – иа) .
  • Один глаз, один рог, но не носорог? (Корова из-за угла выглядывает).
  • Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу).
3. Попросите выполнить такие задания:
  • Составить связное предложение, состоящее из следующих слов: ребята, летнего, веселые, вернулись, лагеря, довольные, домой (слова можно менять местами, но окончания должны оставаться неизменными, можно добавлять другие слова). (Например . Все ребята вернулись домой из летнего лагеря довольные и веселые) .
  • Придумать предложение, каждое слово в котором начинается на указанную букву: ППВНПВЯТД. (Например . Приятно проводить время на природе в ясный теплый день) .
  • Разгадать анаграммы и прочитать текст:
    Мам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис. (Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи) .
  • Расставить предложения так, чтобы получился последовательный и связный рассказ (можно менять порядок строк, добавлять другие слова и предложения):
    • На небе зажглась радуга.
    • Все звери попрятались.
    • Лесной праздник начался.
    • Засверкали крупные капли на листьях и траве.
    • Прекратили свою возню мыши.
    • Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве.
    • А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится.
    • В лесу пошел дождь.
    • Весело зазвучал птичий хор.
    • Небо укрылось тучами и прогремел гром.
    • Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли.
    • Не было слышно птичьего пения.
    • Только дождевые капли шелестели в листве.
    • Первым высунул нос из своей норки заяц.
    • Неожиданно дождь кончился.
    (Например . В лесу пошел дождь. Небо укрылось тучами и прогремел гром. Стало темно и неуютно. Все звери попрятались. Они затаились в своих норках и гнездах. Лес затих. Не было слышно птичьего пения. Не шуршали заячьи лапки по траве. Прекратили свою возню мыши. Только дождевые капли шелестели в листве. А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится. Неожиданно дождь кончился. Летний дождь всегда кончается быстро. Засверкали крупные капли на листьях и траве. Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли. Первым высунул нос из своей норки заяц. Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве. На небе зажглась радуга. Весело зазвучал птичий хор. Лесной праздник начался).
4.

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче Зильбертом, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Вскоре после Нового года сосед позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал Зильберта.
Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».
– Все ясно, – ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас проследовать за мной.
Почему инспектор Варнике заподозрил соседа в краже?



Если ребенку тяжело даются подобные задания, его мышление инертно. Школьники с инертным мышлением склонны к шаблону, с трудом меняют привычный способ работы, ход своих суждений, им тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. И они безусловно нуждаются в помощи взрослых, которые при желании могут им помочь развить первым делом важные для продуктивного усвоения учебного материала качества мышления. А чтобы это сделать, необходимо сначала «разобраться» с понятиями и наметить план работы. Попробуем внести некоторую ясность.
Понятие «продуктивное мышление» часто подменяют понятием «творческое мышление», хотя имеется небольшая разница. Они находятся в отношении подчинения. На схеме это выглядит так:



А – продуктивное мышление, Б – творческое мышление, а закрашенная область – продуктивное мышление, не являющееся творческим, которое именно сейчас нас интересует. Понятно, что результатом «работы» того и другого является продукт, но различающийся в каждом случае степенью новизны, значимости для окружающих, количеством самостоятельного труда в поиске решения проблемной ситуации и т.д. Любое творческое мышление является продуктивным, но не любое продуктивное мышление является творческим. Школьник, на уроке открывший для себя новый способ действия (именно открывший, потому что учитель грамотно выстроил проблемную ситуацию и ход урока), безусловно показал «работу» продуктивного мышления, частично самостоятельного, пока еще не творческого, но уже не инертного.

Инертность мышления требует колоссальных затрат времени и сил. Когда ученик, пришедший к неверным выводам, пытается исправить ошибку, то возвращается к тем же рассуждениям, которые уже привели к неудаче. А это может быть чревато и перегрузками, и стрессом. Поэтому выход один – безотлагательная и правильная тренировка мышления, равнение на продуктивное мышление, которое обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. И побольше ситуаций, которые провоцируют мозг на серьезную работу. Известный психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация». Вот и надо создавать ее и в школе, и дома. А делать это можно, используя диалектический метод Сократа, который направлен на обнаружение истины и заключается в следующем: в диалоге собеседнику задаются правильно подобранные вопросы с той целью, чтобы тот сам пришел к противоречию и сделал выводы.

Необходимо вместе открывать способы решения каверзных задач, «каверзность» которых ставит в тупик многих школьников потому, что условия этих задач или вопросов выражены не на привычном предметном языке с использованием научных понятий, а в обычных, житейских понятиях. Вот здесь-то и необходимо гибкое, «живое» мышление, которое должно вырабатываться не только в школе, но и дома.

Большая ответственность ложится на родителей . Им необходимо для начала пересмотреть свое отношение к ребенку, научиться активно его слушать и советоваться с ним как можно чаще, постараться грамотно организовать учебную деятельность, проверку домашнего задания. Приучайте ребенка осмысленно работать с текстом, вооружите приемами запоминания учебного материала, рациональными способами учебной работы. Любая серьезная деятельность школьника должна сопровождаться постановкой личностно значимых целей, эмоциональным настроем, ситуациями успеха. Старайтесь выработать в нем стремление выражать мысли своими словами, грамотно ставить вопросы, самостоятельно делать выводы, но всегда терпеливо и заинтересованно его выслушивайте. Учите анализировать поступки и слова других людей, отвечать себе на вопросы: почему человек сказал именно это, повел себя именно так и т.п. Помогайте ребенку применять полученные в школе знания в измененной ситуации. Чаще хвалите, повышайте его самооценку. И помните, главная задача настоящего родителя – научиться быть ребенку другом, жить его интересами, понимать его состояние и стремления, поддерживать во всех хороших начинаниях и вселять веру в успех.

А теперь несколько рекомендаций .

1. Предложите ребенку делать привычные ему действия иногда совсем по-другому, даже наоборот, например:

  • другой рукой писать буквы, слова, держать ложку, открывать дверь или что-нибудь еще, чистить зубы, умываться и т.п.;
  • читать и писать справа налево;
  • осторожно идти и бежать назад.
2. Играйте в игру «Прерванный рассказ», смысл которой заключается в следующем: вы рассказываете какую-нибудь историю, но не до конца. Пусть ребенок ее закончит самостоятельно. По словам В.А.Сухомлинского «Недосказанное – это «затравка» для мышления».

3. Играйте в игру «Невероятная история», смысл которой заключается в следующем: необходимо связать между собой самые разные слова и составить с ними какое-нибудь необычное, пусть даже смешное предложение или рассказ, например, такие слова: велосипед - тарелка - цветок.


Ученые установили, что необходимым условием продуктивной мыслительной деятельности являются эмоции. В определенные моменты они обеспечивают резкое возрастание ее интенсивности. В результате активизации эмоциональной сферы в процесс продуктивного мышления вовлекается практически весь мозг.
Чем больше мы удивляемся, радуемся, восторгаемся, когда соприкасаемся с окружающим миром, тем лучше мы можем осмыслить его и понять. Даже когда разочаровываемся, печалимся, страдаем, – главное, чтобы на пути к познанию не было состояния равнодушия, безучастия и пассивности. Не зря говорят: «Оживи чувства, прояснится ум».
Поэтому и обучение, и воспитание должно будить чувства и эмоции школьника, и очень хороши для этого те самые грамотно выстроенные вопросы, которые приводят ребенка к собственному противоречию (метод Сократа), после чего трудно не испытать чувство радости от собственного открытия.
Вслед за начавшейся войной между Арменией и Азербайджаном с последующими за ними этническими притеснениями 11 сентября 1988 года произошёл первый публичный призыв к восстановлению независимости Эстонии. И снова советское общество достаточно спокойно отреагировало на данный факт. Как и на то, что уже 16 ноября — на внеочередной сессии Верховного совета Эстонской ССР были приняты Декларация о суверенитете и Декларация о союзном договоре. Литва, Латвия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Молдавия — начавшийся парад суверенитетов просто кричал, что процесс распада страны набирает обороты. Но как реагировало на него советское общество? Абсолютно спокойно, уповая, как обычно на Руси, что «наверху лучше знают, что делают», «начальники разберутся», «и не такое переживали» и т.д. При этом «наверху» — одно из двух-либо действительно знали, что делали, либо понятия не имели, что делать. Так называемые попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране

А.В.Сопельняк

за год на 2% . В

Аналитическом центре при правительстве России подчёркивают, что из-за пробуксовки программы импортозамещения существенно выросли цены «на все ключевые социально значимые продукты питания». Вот такое импортозамещение! Подобная картина наблюдается во всех, без исключения, отраслях РФ. Чем путинское «импортозамещение» отличается от горбачёвской «перестройки»? Чем локальные конфликты на окраинах СССР, война в Афганистане, в которых гибли тысячи русских солдат, отличаются от неразрешённого конфликта в Донбассе и войны в Сирии? Ничем. А реакция общества, подбадриваемого «победами» телевизионной пропаганды, аналогичная. Большинство людей продолжает следовать курсом инерции мышления. Горбачёв, спустя четыре года бездарного управления, признал, что в СССР кризис. В 1989 году было впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). Путин, судя по всему, не собирается это делать, тем более, что впереди — президентские выборы.

называют следующие :

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Как и в позднем СССР, доживавшем свои последние годы, жизнь граждан в путинской России обладает всё той же психологической инерцией. Люди, в основном привыкшие или приученные мыслить определёнными штампами, жить в определённой системе расставленных пропагандой координат и методик, не могут выйти за их барьеры, чем игнорируют восприятие надвигающихся и уже происходящих сложнейших для выживания государства процессов. Причём не только глобальных, но и касающихся лично каждого.

Хронология распада Союза у переживших шесть лет правления М. С. Горбачёва в основном зафиксировалась в памяти на кульминационных событиях (и медийных личностях) 1990-1991 годов. Как будто только и исключительно они повлияли на ход и крушение советской истории. Масса других предшествующих Беловежскому сговору вех, фактов, тенденций, явлений попросту игнорировалась общественным мнением.

Например, в 1985 году Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки. Мало кого из рядовых обывателей всколыхнул данный факт. СССР, как утверждала тогдашняя пропаганда, находился на пике своего могущества, социализм был построен, государство шло к построению коммунистического общества. Зачем что-то нужно было перестраивать? Но народ «проглотил» эту наживку, практически не проанализировав и не сделав на тот момент никаких глубоких выводов.

Какие явления породила перестройка? Помимо того, что резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические, движения и организации. Великая страна достаточно вяло отреагировала на межобщинный конфликт в Нагорном Карабахе в 1987 году, возникший на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане.

Вслед за начавшейся войной между Арменией и Азербайджаном с последующими за ними этническими притеснениями 11 сентября 1988 года произошёл первый публичный призыв к восстановлению независимости Эстонии. И снова советское общество достаточно спокойно отреагировало на данный факт. Как и на то, что уже 16 ноября — на внеочередной сессии Верховного совета Эстонской ССР были приняты Декларация о суверенитете и Декларация о союзном договоре. Литва, Латвия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Молдавия — начавшийся парад суверенитетов просто кричал, что процесс распада страны набирает обороты. Но как реагировало на него советское общество? Абсолютно спокойно, уповая, как обычно на Руси, что «наверху лучше знают, что делают», «начальники разберутся», «и не такое переживали» и т.д. При этом «наверху» — одно из двух-либо действительно знали, что делали, либо понятия не имели, что делать. Так называемые попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране.

В психологии есть такое понятие — инерция мышления. Это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Как пишет А.В.Сопельняк , «психологическая инерция мышления тем сильнее, чем большим объемом знаний мы обладаем». Любую информацию человек и общество гносеологически воспринимают в рамках имеющейся или общепринятой системы знаний.

Примером инерции мышления является упорное отстаивание общепринятой точки зрения или принятие на веру положений, высказанных авторитетными людьми, которые характерны для всех времен, не исключая наших дней. Аристотель, великий естествоиспытатель древности написал в одном из своих сочинений, что у мухи восемь ног. Этому свято верили до тех пор, пока кто-то не удосужился пересчитать ноги назойливого насекомого. Их оказалось шесть.

Вспомним, как тяжело принимаются научной средой принципиально новые направления или оригинальные предложения, что является проявлением психологии инерции мышления. Их можно отследить в мировой литературе, в драматургии и кинематографе. Вокруг света за 80 дней — это невозможно. Выйти в космос — нереально. Клонировать человека — невероятно. Сеансы телефонной видеосвязи — это фантастика. Распад СССР — этого не может быть, потому, что не может быть никогда. Народ верил в это, как сейчас верит в стойкость и непоколебимость курса властной группировки в РФ.

Заметили ли вы, как часто самое трудное, неизбежное мы откладываем на самый конец: самое трудное ведь самое противное, и при одной мысли о нем мозг охватывает торможение, которое физиологи метко назвали охранительным. Подобно горбачёвской перестройке путинская власть в 2014 году объявила в России политику импортозамещения. Три года малопродуктивной болтовни, многомиллиардные затраты на так называемое импортозамещение, жонглирование отдельными цифрами в отдельных отраслях экономики, а в целом — малопривлекательная картина полного провала.

Например, две трети отечественных колбасных изделий не соответствуют требованиям качества. Вместо свинины с говядиной — соевый белок, крахмал и целлюлоза. Россельхознадзор и вовсе установил, что 80% произведённого в нашей стране сыра — подделка, изготовленная с добавлением растительных жиров. При этом статистика Счётной палаты по состоянию на 1 января текущего года констатировала, что поголовье крупного рогатого скота составило 19,2 млн голов, уменьшившись за год на 2% .

В Аналитическом центре при правительстве России подчёркивают, что из-за пробуксовки программы импортозамещения существенно выросли цены «на все ключевые социально значимые продукты питания». Вот такое импортозамещение! Подобная картина наблюдается во всех, без исключения, отраслях РФ. Чем путинское «импортозамещение» отличается от горбачёвской «перестройки»? Чем локальные конфликты на окраинах СССР, война в Афганистане, в которых гибли тысячи русских солдат, отличаются от неразрешённого конфликта в Донбассе и войны в Сирии? Ничем. А реакция общества, подбадриваемого «победами» телевизионной пропаганды, аналогичная. Большинство людей продолжает следовать курсом инерции мышления. Горбачёв, спустя четыре года бездарного управления, признал, что в СССР кризис. В 1989 году было впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). Путин, судя по всему, не собирается это делать, тем более, что впереди — президентские выборы.

В настоящее время среди историков и политических аналитиков нет единой точки зрения по вопросу причин распада СССР. Среди возможных причин называют следующие :

— центробежные националистические тенденции, возникшие в результате невыполнения руководством СССР задач цивилизационного развития, проявившиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

— авторитарный характер советского общества и постепенная, выражающаяся в барстве «элиты» — партийной номенклатуры, оформившейся как эксплуататорский класс и холопстве населения, идеологической зашоренности, запретах, ограничениях, цензуре, отсутствии свободного и массового обсуждения альтернатив, но главное — в их неприятии;

— растущее недовольство населения из-за целенаправленно создававшихся перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

— диспропорции экстенсивной экономики (характерные для периода, начавшегося после государственного переворота 1953 года и хрущёвской «оттепели»), следствием которых была постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

— кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с характерным дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план стал после 1953 года единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

— ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

— снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

— моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

— поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;

— Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет;

— заинтересованность западных государств в ослаблении СССР;

— подрывная деятельность иностранных спецслужб;

— предательство руководителями множества ведомств государственных интересов и отказ защищать Родину в пользу ограбления Родины в своих интересах.

— концептуальная неопределённость управления всей Русской цивилизацией, тогда называвшейся Советским Союзом.

Адаптируя данный перечь к реалиям путинской России можно сделать выводы, что все эти процессы не прекратились в 1991 году, они лишь были заморожены. Между тем, у власти в РФ ныне находятся такие же авторитарные номенклатурщики, которые в состоянии неопределённости управления государством — цивилизацией и отсутствия оздоровляющей рецептуры закрепили свой эксплуататорский и грабительский статус. Чем оттолкнули (отпугнули, разочаровали, предали) целый пояс дружественных России государств и республик. Это с одной стороны. С другой стороны, наблюдается прямо-таки «холопство» населения, всё та же идеологическая зашоренность (теперь в качестве идеологии подаётся президентский курс), запреты, ограничения, цензура, репрессии, отсутствие свободного и массового обсуждения альтернатив. Но главное — психологическая инерция, навевающая сомнения, малодушие и нерешительность, и уводящая в сторону от ответа, ответственности, действия.

Это наиболее вредное для общества проявление инерции мышления — непринятие принципиально новых идей и решений людьми, от которых, возможно, зависит состоятельность государства, как такового. Это неприятие приводит к запаздыванию реализации идеи на годы или десятилетия, к крушению судеб и надежд миллионов людей.

Вот почему идеи Партии нового типа о необходимости скорейшего законного преобразования российской государственности с таким трудом закрепляются в сознании людей.

Инерция мышления! Перед всеми нами стоит огромная задача её преодоления, то есть вывода большинства людей, наших родных, соседей, коллег на другой уровень сознания. Где «стираются» информационные штампы и политтехнологические заготовки, меняются оценочные суждения, старые и привычные ценности уступают место высшим ценностям, а убеждения трансформируются в знания и понимание.

Когда инерция мышления будет остановлена, то понимание того, что без создания в России оппозиционной властной группировке общенародной политической структуры станет убеждением. А проведение коренных «революционных» изменений страны во благо народа и государства станет осознанной необходимостью.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Политика

    arctus

    Лукашенко готовит националистов к президентским выборам

    Безнаказанность белорусского издания «Новый час», которое публиковало оправдывающие чеченских боевиков статьи, можно объяснить несколькими причинами. Это может быть связано как с нежеланием белорусского руководства показать свою слабость перед лицом пророссийской оппозиции, так и с его стремлением воспользоваться сложившейся ситуацией в грядущей предвыборной кампании, полагают опрошенные EADaily эксперты. По мнению замдекана факультета мировой экономики и политики…

    3.03.2019 12:57 28

    Наука и техника

    arctus

    Китай задавил США своим искусственным интеллектом

    Недавний исполнительный приказ президента США Дональда Трампа определяет область исследования искусственного интеллекта (ИИ) в качестве приоритетной и стратегической. Почему тематике ИИ уделяется настолько серьезное внимание, рассказывает автор ИА REGNUM Александр Шпунт. Национальная комиссия по технологиям, автоматизации и экономическому прогрессу была создана при правительстве США еще в 1964 году, уже тогда американские власти и эксперты предвидели…

    1.03.2019 20:32 24

    Политика

    arctus

    The Nation (США) — неонацисты и ультраправые на марше на Украине

    Большая подборка от The Nation материалов, уличающих нынешний киевский режим в нацизме. Полезно для сторонников ложной гипотезы «фашизма нет». Через пять лет после восстания на Майдане в стране свирепствуют антисемитизм и ультранационализм, вдохновляемые фашистами. Пять лет назад во время восстания на украинском Майдане был свергнут президент Виктор Янукович, что вызывало ликование и слова поддержки со…

    28.02.2019 15:57 28

    Экономика и политика

    arctus

    New York Times: Польша обратилась к США за природным газом

    Свиноуйсьце, Польша. Огромные танкеры заходят в этот порт в Балтийском море дважды в месяц: они перевозят сжиженный природный газ от производителей в Катаре, Норвегии и - все чаще - из Соединенных Штатов. Топливо поможет обеспечить светом и теплом миллионы польских домов, постепенно сокращая при этом зависимость страны от угля. … Польша нацелена положить конец своей зависимости от…

    27.02.2019 16:00 13

    Общество

    arctus

    В РФ предложили вернуть в силовые структуры обращение «господин»

    Опять «партия власти», опять инициатор – толстосум. Опять обоим нечего делать. В российские силовые структуры предложили вернуть обращение «господин», сообщил RT со ссылкой на соответствующую инициативу, направленную премьер-министру Дмитрию Медведеву. Автором документа стал депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров. По его мнению, такое изменение необходимо ввести реформирования ряда силовых ведомств. В частности, появились новые рода войск,…

    26.02.2019 14:46 41

    Экономика

    arctus

    Потребительский фундамент мира себя таки исчерпал?

    Gartner поведал о том, о чём боятся думать все «драйверы» современной экономики, основанной на фетише потребления. Всему, кроме Вселенной, есть предел. Земля не исключение. «Сокращение числа инноваций при производстве смартфонов высокого ценового сегмента зафиксировали аналитики Gartner, 22 февраля сообщается в отчете британской компании, опубликованном на официальном сайте. Спрос на дорогостоящие смартфоны в 4 квартале 2018 замедлился,…

    25.02.2019 11:50 44

    Общество

    arctus

    ОП Ижевска выступила против имени Солженицына для улицы

    На стороне большинства горожан, высказавшихся против улицы имени Солженицына в Ижевске, выступила Общественная палата города. Соответственное сообщение размещено 23 февраля в официальном Facebook ОП Ижевска. В данном сообщении говорится, что ОП Ижевска поддерживает мнение горожан по данному вопросу, выступивших против улицы им. Солженицына в городе, в пику мнению Комиссии содействия охране памятников истории и культуры,…

Инерция мышления (психологическая инерция) - противоположность , . Заключается в замкнутости мышления на существующей системе, нежелании уйти от текущих представлений и постулатов.

Инерция мышления полезна и необходима в повседневной жизни. Она освобождает от необходимости решать то, что уже было решено.

Одновременно это и основная преграда на пути открытия новых вещей.

Часто инерция мышления характерна не столько для людей, далеких от открытий, сколько для тех, кто эти открытия совершает.

Сегодня для того, чтобы изобретатель мог уйти от инерции мышления, разработано несколько методов. Их основа - применение , попытка уйти из «плена слов».

Примеры

  • Первые автомобили повторяли все атрибуты конного экипажа.
  • Первые электрические швейные машинки делались по образу и подобию ручных, с тем лишь отличием, что на месте ручного маховика установили электродвигатель (движение по-прежнему передавалось игле через сложную кинематическую цепь).
  • Компьютерные программы для несложных расчётов обычно изображают на экране обычный калькулятор, с кнопочками и индикатором, хотя здесь гораздо лучше подходит интерфейс командной строки (как в bc). Точно так же программы для проигрывания звука или видео часто рисуют на экране подобие передней панели бытовой радиотехники.

Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

Такие больные иногда в состоянии работать, но делают это с частыми срывами, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. В психоневрологическую больницу они поступают в связи с декомпенсацией состояния. В историях болезни отмечается, что больные принимают участие в трудовых процессах, читают газеты, проявляют часто интерес к жизни отделения; вместе с тем качество их умственной продукции невысоко, темн работы замедлен.

Экспериментально-психологическое исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже в тех случаях, когда они могут обобщить материал (выделить основной признак в опыте на классификацию предметов, понять условность инструкции), они допускают ошибочные решения, если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет их работу.

Эта тугоподвижность мыслительного процесса приводила в конечном счете к тому, что больные нс справлялись даже с элементарными заданиями, если последние требовали переключения. Так, например, один больной в опыте, где ему надо было опосредовать свой процесс запоминания и воспроизведения слов с помощью рисунка (составление пиктограмм), сразу придумывал условные обозначения для опосредования слов, если он мог нарисовать "человека", и не мог этого сделать в тех случаях, когда ему казалось неудобным рисовать человека.

Плохую переключаемость обнаруживают больные и в опыте на опосредованное запоминание по методу А. Н. Леонтьева. Выбрав для запоминания слова какую- нибудь карточку, больные не в состоянии подобрать для этого слова другую. Следовательно, решение задачи доступно больным, если оно выполняется только одним определенным способом.

Подобная инертность связей прежнего опыта, в которой проявляется нарушение динамики мыслительной деятельности, в результате приводила к снижению операции обобщения и отвлечения. Выполняя задачу "классификация объектов", больные не только не объединяют в одну группу диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них как единичный экземпляр. В результате само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне. Процесс сортировки, классификации, требующий оттормаживания одних элементов, сопоставления с другими, т.е. известной гибкости оперирования, переключения, для них затруднен. Так, один больной, выделив группу людей, разделяет ее на две подгруппы: людей, занятых физическим трудом, и людей, занятых умственным трудом (к последним относит и лыжника).

Экспериментатор предлагает объединить некоторые группы, например домашних и диких животных, людей разных профессий. Больной соглашается, начинает заново сортировать картинки, но в итоге приходит к прежнему способу, отстаивает его.

Такая же трудность переключения обнаруживается и в эксперименте по методу "исключение объектов". Так, больной при предъявлении карточки, на которой изображен "стол, стул, диван и настольная лампа", заявляет: "Конечно, все это мебель, это точно, а лампа не мебель. Но ведь на столе должна стоять лампа, если дело происходит вечером или хотя бы в сумерки... Ну, зимой рано темнеет, а тогда лучше удалить диван... Ежели есть стул – можно без дивана обойтись". На замечание экспериментатора: "Ведь вы же сказали сами, что лампа не мебель" – больной отвечал: "Конечно, правильно, надо выделить мебель, но лампа-то настольная, она на столе стоит. Я бы предложил выделить диванчик". Несмотря на то что сам больной не только понял, но и указал на принцип обобщения (мебель), он в реальном действии – сортировке предметов – снова и снова возвращается к выделенному им свойству: "Лампа настольная, она должна стоять на столе". Больной не может переключиться с принятого им решения.

Конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в мыслительной деятельности больных и определяют весь дальнейший ход их суждений.

Из-за подобной инертности связей прежнего опыта больные часто не упускают при выполнении задания ни одной детали, ни одного свойства предметов и в результате не приходят даже к элементарному обобщению. Из этого стремления к уточнению, из желания исчерпать при решении какого-нибудь вопроса все многообразие фактических отношений и возникает то своеобразное эпилептическое "резонерство", проявляющееся в обстоятельности, излишней детализации, которое метафорически обозначается в клинике как "вязкость" мышления.

Особенно часто обнаруживается подобная инертность связей прежнего опыта при выполнении задания, которое требует более развернутого объяснения – при определении понятий. Для иллюстрации приведем типичное определение простого понятия.

Больной Б-н (эпилепсия). Шкаф. "Это предмет, в котором хранится что-то... Но в буфете тоже хранят посуду, еду, а в шкафу – платье, хотя и в шкафу часто хранят еду. Если комната маленькая и в ней не помещается буфет или если просто-таки нет буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стоит шкаф; справа – большое пустое пространство, а налево – четыре полки; там и посуда и еда. Это, конечно, некультурно, часто хлеб пахнет нафталином – это порошок от моли. Опять же бывают шкафы книжные, они не столь глубоки. Полки их уже, полок много. Теперь шкафы встраиваются в стены, но все равно – это шкаф".

Приведенная иллюстрация показывает, что больной начинал правильно определять понятие "шкаф", но тут же приводил всевозможные отклонения от своих определений, уточнял возможные варианты, и в результате всех этих уточнений и описаний больной так и нс мог остановиться на каком-нибудь одном четком определении. Сам больной оставался неудовлетворенным своими объяснениями, потому что они казались ему недостаточно полными.

Инертность конкретных связей прежнего опыта выявляется и в ассоциативном эксперименте с инструкцией отвечать словом противоположного значения.

Полученные данные показывают, что латентный период довольно значителен и составляет в среднем 6,5 с, у отдельных больных он временами достигал 20–30 с.

Обращает на себя внимание большое число "запаздывающих" ответов: больные отвечают не на предъявляемое слово, а на прежнее. Например, ответив на слово "пение" словом "молчание", больной на следующее слово "колесо" отвечает словом "тишина"; ответив на слово "обман" словом "вера", на следующее "голоса" больной реагирует словом "ложь".

"Запаздывающие" ответы больных являются существенным отклонением от нормального протекания ассоциативного процесса. Они свидетельствуют о том, что следовой раздражитель имеет большее сигнальное значение, нежели актуальный. Для уточнения механизма этих особенностей следует обратиться к анализу построения ассоциативного эксперимента.

Слово, которым испытуемый реагирует на слово-раздражитель, не является единственной возникающей у него ассоциацией. Однако реагирование лишь одним словом объясняется тем, что инструкция экспериментатора, т.е. задание, предусматривает лишь одно и притом первое пришедшее на ум слово. Остальные возникшие при этом связи затормаживаются. Предъявление другого слова вызывает новые ассоциации, иначе говоря, ответная реакция больного обусловлена всякий раз актуально звучащим словом. Актуальность же раздражителя зависит от поставленной задачи, от ситуации.

В работах советских психологов изучались зависимость образования ассоциативных связей от условий и содержания деятельности. А. Н. Леонтьев и Т. Ф. Розанова показали, что при изменении смысла задания (инструкции) одни и те же раздражители вызывают различные ассоциативные связи. Закрепление и воспроизведение ассоциативных связей должны происходить именно в зависимости от поставленного задания.

В применении к нашей экспериментальной ситуации это должно означать, что только произнесенные в данный момент слова должны были вызывать ассоциативные связи, что только они должны были служить сигналом для ответной реакции. Ассоциации же, вызванные произнесенными ранее словами, не должны были актуализироваться; прежние раздражители должны были остаться нейтральными, утратив свое сигнальное значение.

У наших же больных актуально звучащие слова не приобретали значения раздражителя. В силу инертности связей прошлого опыта больные отвечают на отзвучавшее слово.

Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать и синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям является устойчивым способом действия.

В ситуации эксперимента, так же как и в любой жизненной ситуации, выступают все новые стороны предметов и явлений, меняются условия деятельности. Для того чтобы правильно познать эти различные отношения, чтобы правильно действовать согласно изменившимся условиям, человеку нужно уметь переходить от одного способа действия к другому, он не должен автоматически оперировать прежними застывшими операциями или способами.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.