План реконструкции лубянской и новой площади. О реконструкциях улиц

Программа "Моя улица" преобразила центр Москвы: от Лубянки до "Зарядья" теперь можно прогуляться по новым гранитным тротуарам, передохнуть в тени деревьев на лавочках или с комфортом дождаться общественного транспорта в современных остановочных модулях. Шестнадцать старейших улиц и переулков столицы преобразились: после реконструкции они избавились от проводов, луж, а некоторые – и от автомобилей.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Летом 2017 года по программе "Моя улица" в районе Лубянки были благоустроены восемь улиц:

  • улица Большая Лубянка;
  • Лубянская площадь;
  • Старая площадь;
  • Новая площадь;
  • Китайгородский проезд;
  • Ильинский сквер;
  • Лубянский проезд;
  • Славянская площадь.
Протяженность улиц составила почти 4 км, в том числе: 1 км на Старой площади и 700 м на Большой Лубянке. А общая площадь благоустройства достигла 9,74 гектара . Гранитной плиткой вымостили более 55,6 тыс. кв. м тротуара. Больше всего новых тротуаров появилось на улице Большая Лубянка – 11,3 тыс. кв. м . Еще 10,4 тыс. кв. м – на Новой площади, а в Ильинском сквере обновили 7,5 тыс. кв. м тротуара.

Позаботились строители и о том, чтобы по новым тротуарам было удобно гулять в любое время суток, а также чтобы длительные прогулки не становились в тягость. Улицы стали светлее и комфортнее: на Большой Лубянке поставили 68 новых фонарных столбов и еще 25 – на Лубянском проезде. Всего же в этой зоне благоустройства установили 171 опору освещения. Ильинский сквер украсили 93 новых торшера.

В рамках благоустройства на улицах высадили 295 деревьев, а в Ильинском сквере – 475 кустарников. На Лубянской площади разбили 300 кв. м цветников и обустроили 800 кв. м газонов. На Большой Лубянке привели в порядок фасады 23 зданий. Также по всей территории расставили новые лавочки и урны – всего 124 штуки. И больше всего, конечно, в Ильинском сквере – 51 . А на Славянской площади оборудовали 11 новейших автобусных остановок.

Улица Большая Лубянка

Улица Большая Лубянка стала именоваться так в начале XIX века – по названию площади, от которой начинается. С 1926 года улица носила имя Дзержинского и лишь в 1991 году вновь стала Большой Лубянкой. С основания Сретенского монастыря в XIV веке здесь ходили крестные ходы. В 1611-м там проходили тяжелые бои, в нескольких местах мостовая была перекрыта баррикадами.

В 1920-х годах все четные строения начала улицы заняло Объединенное государственное политическое управление. Уже в конце десятилетия большинство из них было снесено, а в 1930-е годы началось строительство огромного комплекса существующих ныне зданий ФСБ, занимающих целый квартал. На нечетной стороне здание того же ведомства было построено в 1979-1982 годах.

Протяженность реконструированной части улицы составила 710 м , а общая площадь благоустройства заняла 0,4 га . Здесь положили 11,3 тыс. кв. м новых гранитных тротуаров, который ограничили более 2,7 тыс. погонных метров бордюрного камня. На проезжей части обновили 12,3 тыс. кв. м асфальта, а все провода убрали под землю: для этого проложили 3,6 км кабельной канализации.

Кроме того, привели в порядок фасады 23 зданий и установили 68 новых фонарных столбов – чтобы горожанам и туристам было комфортно гулять и после наступления сумерек. Помимо этого, для удобства пешеходов поставили 2 навигационные стелы, 38 лавочек и урн, а также современный остановочный модуль, в котором можно не только укрыться от непогоды в ожидании автобуса, но и подзарядить смартфон.

Лубянская площадь

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Название "Лубянка" впервые упомянуто в летописи 1480 года. Оно было дано в честь района Новгорода – Лубяниц, после того как Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться компактно в одном районе – нынешней Лубянской площади. В 1926 году площадь была переименована в честь скончавшегося тем летом основателя ВЧК – первой советской службы госбезопасности – Феликса Дзержинского. Прежнее название Лубянская площадь получила лишь в 1991 году.

Работы по благоустройству проводились на участке площадью 0,4 га и протяженностью 100 м . Здесь проложили 3,6 км кабельной канализации, чтобы убрать под землю все провода, а для их обслуживания обустроили 12 технических колодцев. Тротуары замостили гранитной плиткой на площади 5,4 тыс. кв. м и установили 410 погонных метров бордюра.

Для автомобилистов на проезжей части обновили 8,3 тыс. кв. м асфальтового покрытия, а для пешеходов поставили два больших фонарных столба и 15 декоративных торшеров освещения. А также обустроили 800 кв. м газона и 300 кв. м цветников.

Старая площадь

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Старая площадь является сердцем восточной части Китай-города в Москве. Она берет начало от площади Ильинских ворот и заканчивается у площади Варварских ворот. В конце XVIII века она сформировалась как проезд вдоль крепостной стены. Застройка площади произошла в 1900-x годах, когда были перестроены примыкающие к ней кварталы Китай-города, и в 1930-х, когда была снесена стена, отделявшая Старую площадь от Китайгородского (Китайского) проезда.

Название "Старая площадь" установилось только в начале XX века после запутанной череды переименований. Кроме того, в разговорной речи это синоним высшего руководства страны: в советский период в доме 4 по Старой площади располагался Центральный комитет КПСС, в настоящее время это же здание занимает администрация президента Российской Федерации.

В рамках программы "Моя улица" был благоустроен участок площадью 3,2 га и протяженностью 1 км . Тротуары обновились гранитной плиткой на площади 5,4 тыс. кв. м , от дороги их отделяет 1,3 км бортового камня. А на самой проезжей части положили более 21 тыс. кв. м асфальта. Для комфорта гуляющих пешеходов установили 24 фонарных столба и высадили 85 деревьев. А чтобы убрать провода под землю, вырыли 17,4 км кабельной канализации.

Новая площадь

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Новая площадь – одна из центральных в Китай-городе, магистраль между Лубянской и Старой площадями. Образовалась в XVI веке с внутренней стороны Китайгородской стены и фактически была улицей, имевшей только одностороннюю застройку. В 1820-х годах за площадью утвердилось название Новая. Затем в 1870-1890-х годах была некая путаница, поскольку современная Новая площадь называлась Старой, а та, в свою очередь, – Новой. В начале XX века обеим площадям вернули первоначальные названия, используемые и поныне.

На Новой площади благоустроили 0,14 га территории протяженностью 230 м . Там положили 10,4 тыс. кв. м гранитного тротуара и 14,6 тыс. кв. м асфальта на проезжей части. Построили два смотровых колодца для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций, а также реконструировали шесть решеток ливневой канализации.

Китайгородский проезд

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Свое название Китайгородский проезд получил в 1994 году. До этого он назывался Китайским проездом, такое название впервые зафиксировано в 1795 году. Ранее это название охватывало проезд от Лубянской площади до Москворецкой набережной, но затем часть его вошла в состав Старой и Новой площадей.

В современном имени проезда сохранена память о Китай-городе. Китайгородская стена проходила вдоль проезда, но была снесена вместе с большей частью исторической застройки. И лишь в 1968-1973 годах вдоль Китайгородского проезда стена была восстановлена.

На Китайгородском проезде был благоустроен участок площадью 1,3 га и протяженностью полкилометра . Тротуары обновили качественной гранитной плиткой на площади 5,3 тыс. кв. м и на границе с проезжей частью установили 900 погонных метров бордюра. На дороге заменили 7,9 тыс. кв. м асфальтобетонного покрытия. Кроме того, установили 36 фонарных столбов, две навигационные стелы для пешеходов и высадили 97 деревьев.

Ильинский сквер

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Ильинский сквер расположен в центре Москвы между площадями Ильинских ворот на севере и Варварских ворот на юге. Признан памятником садово-паркового искусства. При Иване Грозном в этой местности располагалась стрелецкая слобода. До 1880-х годов XIX века на территориях развернулись торговые ряды и балаганы.

В то время место будущего сквера представляло собой пустырь, окруженный забором и использовавшийся для складирования различной тары. Градоправитель того времени решил освободить пустырь от торговых рядов и засадить деревьями. К 1882 году высадка была завершена, и территория стала называться Лубянский сквер – по прилегающему с востока Лубянскому проезду.

В Ильинском сквере благоустроили 2,2 га территории протяженностью полкилометра. Порядка 7,5 тыс. кв. м тротуаров получили новое гранитное покрытие, а по их краям установили 790 погонных метров бордюра. Чтобы горожане и туристы не промочили ноги в дождливую погоду, строители проложили 30 погонных метров водоотводящих лотков. Помимо этого, для комфорта гуляющих поставили 93 декоративных осветительных торшера, 51 лавочку и урну, высадили 97 деревьев и 475 кустарников.

Лубянский проезд

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

В советское время, с 1939 по 1994 год, Лубянский проезд именовался проездом Серова. Это улица в центре Москвы между Лубянской и Славянской площадями, проходящая по территории современных Тверского и Басманного районов.

Привычное название он получил еще около 1850 года, поскольку прилегал к Лубянской площади. Затем был переименован коммунистами, чтобы почтить память военного летчика Серова, участника гражданской войны в Испании. Историческое название проезду вернули только в 1990-х годах.

Работы по благоустройству проходили на 800 м проезда и общей площади 1,1 га . Здесь уложили гранитной плиткой новые тротуары на площади 4,6 тыс. кв. м и поставили 1,5 тыс. погонных метров бордюрного камня. Новый асфальт положили на площади 4,8 тыс. кв. м и спрятали под землю провода в 11,6 км кабельной канализации.

Чтобы пешие граждане не заблудились, установили две навигационные стелы и 25 фонарных столбов. Привели в порядок фасады четырех зданий и поставили 13 лавочек с урнами. Помимо этого, построили и отремонтировали 18 смотровых колодцев и 4 решетки ливневой канализации – так что теперь здесь можно гулять, не боясь дождя.

Славянская площадь

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Славянская площадь до 1924 года называлась Варварской, а с 1924 по 1991 год была известна как северная сторона площади Ногина. Южная ее сторона теперь носит название площадь Варварские ворота. Эти две площади соединяются с улицей Варваркой (на западе), улицей Солянкой (на востоке), Китайгородским проездом (на юге), а также со Старой площадью и Лубянским проездом (на севере). Таким образом формируется полукруг площадей центра Москвы вокруг Московского Кремля и Китай-города.

На одном гектаре площади протяженностью 100 м проложили 800 м кабельной канализации и обустроили 16 колодцев, чтобы убрать под землю провода. Обновили гранитной плиткой 5,7 тыс. кв. м тротуара и асфальтом – 12,3 тыс. кв. м дороги. И привели в порядок фасад одного здания.

Для удобства гуляющих туристов и горожан поставили 3 навигационные стелы, указывающие направление к ближайшим достопримечательностям и 16 фонарных столбов, чтоб все было хорошо видно в темное время суток. Высадили 16 деревьев, обустроили 11 автобусных остановок, поставили 22 лавочки и урны.

Масштабная программа реконструкции "Моя улица" в августе 2017 года затронула также улицы и переулки в самом сердце российской столицы – у стен Кремля: от Москворецкой набережной до Богоявленского переулка. Власти Москвы отремонтировали восемь улиц:

  • Патриаршее подворье на Варварке;
  • Рыбный переулок;
  • Безымянный переулок;
  • Богоявленский переулок;
  • Варварка;
  • Биржевая площадь;
  • Москворецкая улица;
  • Москворецкая набережная.
В центре Москвы благоустроили 8,61 га , а общая протяженность отремонтированных улиц составила более 3,4 км . Строители уложили 53,1 тыс. кв. м новых гранитных тротуаров и установили 232 фонарных столба. Светлее всего после реконструкции стало на Варварке, Патриаршем подворье и Москворецкой набережной – там установили больше всего светильников.

Центральные улицы и переулки стали зеленее: там высадили 137 деревьев и 610 кустарников. На Биржевой площади поставили фонтан, на всех улицах появились новые лавочки и урны. А чтобы туристам и горожанам удобнее было туда добираться, в районе появились 11 новых остановочных модулей.

Патриаршее подворье на Варварке

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Варварка – одна из самых древних московских улиц, ее название происходит от церкви Святой Варвары Великомученицы и сохранилось еще с XV-XVI веков. По ее четной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при многочисленных градостроительных реформах предыдущих поколений.

Сегодня же храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье.

При реконструкции патриаршего подворья на Варварке заменили 11,1 тыс. кв. м тротуара – теперь там красуется новая гранитная плитка, которую по краям обрамляет 970 погонных метров бордюрного камня. Строители установили 95 фонарных столбов, чтобы стало светлее, а также высадили 14 деревьев и 284 кустарника, чтобы стало зеленее. Все провода убрали под землю, сверху посадили 6,1 тыс. кв. м газона. Для защиты от дождя построили и отремонтировали 186 решеток ливневой канализации.

Рыбный переулок

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Первоначально Рыбный переулок назывался Введенским. Это имя было дано ему в XVII веке по стоявшей там церкви Введения Пресвятыя Богородицы "Златоверхия". В XVIII веке его переименовали в Магистратский, поскольку там разместился Главный магистрат. Свое нынешнее название переулок получил по располагавшемуся здесь в XVIII – начале XIX века рыбному ряду. После строительства Старого (1791-1805; 1825-1830, проект Дж. Кваренги) и Нового (1838-1840) Гостиных дворов переулок фактически стал проездом между протяженными фасадами этих зданий. После благоустройства по программе "Моя улица" стал пешеходным.

В небольшом переулке полностью убрали проезжую часть, а вместо нее положили 3,8 тыс. кв. м гранитного тротуара в обрамлении 200 погонных метров бордюра. Разбили 526 кв. м газона, под которым расположились 3,2 км кабельной канализации со всеми проводами. Новообразованную пешеходную зону осветили 18 декоративных торшеров, а под ними установили 12 новых лавочек и урн.

Безымянный переулок

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Безымянный переулок – название второй половины XIX века. Тогда он был тупиком, глубоко вдавшимся в существовавшую здесь застройку. Первоначально проходил от Верхнего Предтеченского переулка до Нижней Пресненской (ныне Рочдельской) улицы.

В переулке полностью заменили покрытие тротуара – теперь там красуются 3,2 тыс. кв. м новой гранитной плитки. Провода расположились под землей, в кабельной канализации длиной 1,3 км , а общая площадь благоустройства составила 0,4 га .

Богоявленский переулок

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Богоявленский переулок несколько раз менял имя. С 1930 по 1938 год он назывался Блюхеровским или переулком Блюхера, с 1939 по 1993 год – Куйбышевским проездом. Ныне входит в состав Центрального административного округа Москвы, расположен в Китай-городе. Он протянулся от Никольской улицы до улицы Ильинки и лежит между Ветошным переулками, Большим Черкасским переулком, пересекает Старопанский переулок.

Для удобства пешеходов здесь установили 14 фонарных столбов и две навигационные стелы, указывающие направления к близлежащим интересным местам. Тротуары заменили 3,1 тыс. кв. м новой гранитной плитки в обрамлении бордюрного камня. Строители реконструировали 13 решеток ливневой канализации, а 4,2 км подземных каналов для проводов закрыли сверху газоном и высадили 42 кустарника. Помимо этого, привели в порядок фасады четырех зданий, установили лавочки и урны.

Варварка

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Улица Варварка – одна из самых древних и известных в Москве. Проходит от Красной площади до площади Варварские ворота. Название улица получила от церкви Варвары Великомученицы. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце XIV века, когда по ней в 1380 году въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы. С 1434 года называлась Варварской или Варьской. По ее четной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах прежних поколений.

На ней заменили 7,2 тыс. кв. м асфальтового покрытия, а вдоль дороги уложили такой же объем гранитной плитки на тротуары. Для удобства пешеходов поставили 36 новых фонарных столбов, 5 навигационных стел, отремонтировали 13 решеток ливневой канализации и добавили светофор. Все провода проложили в коллекторах под землей, а сверху посадили 14 деревьев и 284 кустарника. Благоустройство затронуло территорию в 1,3 га .

Биржевая площадь

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Биржевая площадь долгое время называлась Карунинской – по фамилии купца И.Ф. Карунина, имевшего тут в XVIII веке латунную фабрику. С конца XIX века стала называться Биржевой, поскольку здесь в 1875 году выстроили здание Московской биржи. С 1935 по 1994 год в память об известном советском деятеле была переименована в площадь Куйбышева, а в 1994-м вновь получила имя Биржевой. Сегодня она фактически представляет собой южную часть Богоявленского переулка. На северо-востоке на площадь выходит Старопанский переулок.

На площади высадили четыре дерева, поставили 4 дополнительных фонарных столба и обустроили фонтан. Также замостили 2,9 тыс. кв. м тротуара новой гранитной плиткой и спрятали под землю провода. Всего таким образом благоустроили 0,3 га городской территории.

Москворецкая улица

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Москворецкая улица получила название в XIX веке по близлежащим Москворецкой набережной и Большому Москворецкому мосту. Уже в XIV веке она вела от посада к пристаням на Москве-реке. В 1634-1638 годах она оказалась перегороженной стеной Китай-города, в которой были сделаны ворота для выхода к реке.

В XVII веке улица была значительно длиннее, чем в наше время: начиналась рядом со Спасскими воротами Кремля и проходила по нынешней Красной площади, к тому же была искривлена. Начиная с 1930-х годов XX века, шло уничтожение строений улицы – ни одно не сохранилось до наших дней. Сейчас это проезжая часть, ограничивающая парк "Зарядье" с запада.

Территорию обезопасили от возможных подтоплений, построив и отремонтировав 43 решетки ливневой канализации. Помимо этого, тротуары замостили гранитной плиткой на площади 11,2 тыс. кв. м . Чтобы туристам было легче ориентироваться, установили 4 навигационные стелы. Помимо этого высадили 89 деревьев, установили лавочки, урны и автобусную остановку. Кроме того, улица стала значительно светлее – в рамках реконструкции поставили 14 новых фонарных столбов.

Москворецкая набережная

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Она получила название по созвучию с Большим Москворецким мостом, который располагался ниже по течению от ныне существующего. История этих мест связана с зимним торгом, существовавшим с XV века, который устраивали прямо на льду посреди русла замерзшей реки. В XVII столетии, после окончания строительства стен Белого города, перегородивших проезды к былому рынку, местная торговля переместилась к Москворецкому мосту. В период с 1707 по 1708 год император Петр I велел возвести на Москворецкой набережной земляные бастионы.

К ее возрождению приступили в 1775 году, когда по новому плану города было решено вновь устроить проезд между устьем Яузы и Москворецким мостом. В период с 1801 по 1806 год набережную со стороны русла облицевали камнем, а спустя некоторое время возвели ограждающие чугунные решетки, полностью замостили и высадили деревья. В таком виде Москворецкая набережная пребывала вплоть до реконструкции, проведенной в 1936-1937 годах, когда вместо отделочного камня установили гранитные плиты.

На площади 3,2 га полностью поменяли 2,1 тыс. кв. м асфальта на дороге и 10,6 тыс. кв. м гранитной плитки на тротуаре. Найти дорогу к достопримечательностям пешеходам помогут 2 навигационные стелы, а 53 фонарных столба создадут комфортную атмосферу в темное время суток. Чтобы дождь не мешал прогулкам, были обустроены и реконструированы 43 решетки ливневого коллектора, а также установлены 27 лавочек и урн. На всем протяжении улицы появилось 11 автобусных остановок нового типа.

Идей, как организовать пространство Тверской заставы, было немало. Лучшие архитекторы страны обсуждали их почти 20 лет. И вот совершенно точно на свое историческое место вернется памятник Максиму Горькому. Хватит места, чтобы разбить газоны, высадить деревья. И важное решение: трамваям на Тверской заставе быть.

Рельсы протянут от Лесной улицы. По ним сразу два маршрута - 7 и 19 - привезут пассажиров на привокзальную площадь, к Белорусскому вокзалу.

"Основной поток пользователей трамвая все-таки ехали на Белорусский вокзал и вынуждены были переходить улицу Тверскую. Сейчас здесь будет разворотное кольцо", - пояснила Александра Сытникова, директор проектов консалтингового бюро "Стрелка".

Обновление Тверской заставы станет продолжением реконструкции одноименной улицы - строители зайдут с Пушкинской площади и дальше по Тверской-Ямской. Программа "Моя улица", сезон третий и самый масштабный. На Тверском бульваре под девизом "Чистое небо" подрядчики уже прячут под землю паутину проводов, под землю уберут порядка 13 километров воздушно-кабельных линий. Улицы, дворовые территории — более 80 адресов Москвы коснется реконструкция века.

"В прошлом году в рамках благоустройства было обновлено более 450 исторических зданий. На этот год включено еще 317. При этом памятники архитектуры и другие исторические здания в полной мере сохраняют свой образ", - подчеркнул заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Большую часть Хохловской площади занимает заброшенный котлован: строительство торгового центра заморозили 17 лет назад, когда экскаваторы наткнулись на кладку стены Белого города. В этом сезоне Хохловка - в программе реконструкции. Увидеть стены XVI века можно будет, сидя на ступеньках амфитеатра. Александра Сытникова поясняет: "По сути, это будет пониженная площадь на бульваре. Потоки машин будут где-то там, наверху, их не будет видно".

Пешеходные переходы появятся там, где их мало или нет вообще, всего более ста "зебр". Для пассажиров — сотни новых остановок. Выделенные полосы для автобусов и троллейбусов появятся на Сретенке, Большой Лубянке и не только. Общественный транспорт на Садовом выведут из тоннелей и пустят через прилегающие площади. Для автомобилистов — новые дублеры и карманы. Обе стороны Тверской-Ямской свяжет сквозное двустороннее движение. Откроется для транспорта Болотная набережная - это упростит выезд с улицы Серафимовича на Большой каменный мост.

"Участок Якиманской набережной будет преображен в зону с приоритетом пешеходного движения. При этом возможность проезда транспорта, по крайней мере,в ограниченном режиме, будет сохранена", - рассказала Алина Бисембаева, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

В этом году откроется "Парк Зарядье". "Моя улица" придет в Китайгородский проезд, на Варварку и Москворецкую набережную - там появится деревянный спуск к воде. Пешеходными станут переулки Рыбный и Богоявленский.

Там, где реконструкция уже в прошлом, людей стало больше в разы. Любимые места для прогулок - Мясницкая, Пятницкая, Крымская набережная, Тверская.

Коммерсант ы быстро оценили привлекательность для своего бизнеса на комфортных для прогулок улицах. Кафе, магазины, рестораны, кондитерские открываются на каждом шагу. Таким образом, средства, потраченные на реконструкцию, возвращаются в городскую казну в виде налогов.

Рестораторы ждут тепла, чтобы открыть веранды. На некоторых улицах тротуары стали шире за счет дороги, но большинство водителей этого даже не заметили. Там, где будут проходить работы, ограничения в движении возможны - о них сообщат заранее.

Улицы Большая Лубянка и Сретенка связывают центр города с Садовым кольцом. Теперь на всем протяжении появилась полоса встречного движения для общественного транспорта. Здесь значительно расширили пешеходные тротуары, появились фрагменты исторической брусчатки и фонари.

Улица Баррикадная

Брусчатое покрытие начала XX века вернули на Баррикадную улицу и Кудринскую площадь. Около станции метро "Баррикадная" восстановили около трех тысяч квадратных метров исторической брусчатки.

Вблизи стилобата высотного здания на Кудринской площади появилось комфортное городское пространство с хорошим освещением, лавочками и деревьями в кадках. Площади возле станции вымостили гранитными плитами. Всего возле станций "Краснопресненская" и "Баррикадная" высадят более 90 деревьев и 290 кустарников. Здесь же появится почти 900 квадратных метров цветников.

"Сначала я очень испугалась, когда увидела, что брусчатку сняли. Сейчас же я вижу результаты и понимаю, что это было необходимо: реконструкция помогла устранить неровности. Вход на станцию "Баррикадная" стал ярче, и это радует. Я хожу постоянно на работу по этой дороге, это влияет на мое настроение, и теперь оно точно хорошее. Было пыльно во время работ, но оно того стоит", — рассказывает горожанка Марина.

Славянская площадь становится транспортным узлом. На месте пустыря с хаотичной парковкой появились остановки, которые станут конечными для автобусов "Магистрали", здесь же — пересадка на станцию метро "Китай-город". Сейчас площадь уложена плиткой, но вскоре на ней будут высажены деревья. А на Болотной площади появится сухой фонтан, то есть площадка, на которой прямо из мостовой бьют струи воды. Сейчас строители заканчивают внутренние инженерные работы. Здесь также появятся сложные малые архитектурные формы.

На прошлой неделе прошла большая пресс-конференция, где показали окончательную схему реконструкции улиц Москвы в 2017 году. Работы по реконструкции стартовали уже с самого начала апреля. Всё, что показано зеленым, было реконструировано в прошлые годы, а в этом году обновят все улицы, показанные на схеме желтым. Интересно, что большую часть работ собираются выполнить уже до середины июля. Озеленять, правда, традиционно будут поздней осенью и с первыми морозами (так деревья лучше приживаются).

Но чего ходить вокруг да около, давайте посмотрим новые картинки и сравним с тем, как эти места выглядят сейчас

ЗАРЯДЬЕ

Самая, конечно, большая территория, которую скоро откроют после реконструкции - парк «Зарядье». Соответственно все улицы и набережную вокруг него также реконструируют по программе «Моя улица»

Со стороны Васильевского спуска вход в парк будет выглядеть так:

Здесь можно уверенно сказать: НАКОНЕЦ-ТО. Поскольку последние десять лет это место выглядело неизменно так:


Стройка, стихийная стоянка автобусов, грязные трубы-проходы для пешеходов.

Уходящую направо Варварку также будут расширять и делать более пешеходной со скамейками с видом на парк, на старые палаты Английского двора (недавно отреставрированные), на палаты бояр Романовых:

Сейчас всё выглядит так:

ПЕРЕУЛКИ ВОКРУГ НИКОЛЬСКОЙ

Никольскую, идущую от Красной площади к Лубянке, пару лет назад прекрасно реконструировали и сделали пешеходной, теперь доделают примыкающий к ней Богоявленский переулок

Сейчас там так:

БИРЖЕВАЯ ПЛОЩАДЬ

Есть большая надежда, что хотя бы частично на Биржевой площади наведут порядок. Находящиеся вокруг федеральные ведомства, конечно, уже недовольны и обязательно хотя бы небольшой кусок площади отхватят себе под парковку. Но так или иначе видно, что автомобили с этой красивейшей европейского вида площади вытеснят, потом что то, что сейчас творится на этой площади - где-то за гранью добра и зла. Так в нормальных европейских городах не делают, сами полюбуйтесь, будто в Тулу или Самару попадаешь:

ЛУБЯНКА

Про Лубянку уже много было сказано на прошлой неделе везде, стоит лишь повторить одну простую вещь: изначально Лубянка делалась по хорошему архитектурному проекту. Одна загвоздка: проект этот хорош с точки зрения автомобильного движения и чтобы смотреть на эту площадь свысока или в макете. Да, всё красиво:

Но, скажите честно, у вас хоть раз возникало желание приехать на эту площадь, чтобы просто погулять? Все нечеловечески огромных масштабов с обширным асфальтовым полем. Грандиозно, но гулять все предпочитают по бульварам и узким европейским улочкам.

От Лубянки в сторону парка Зарядье пройдёт единая пешеходная зона с удобными наземными переходами:

ВОЛХОНКА

Показали только одну визуализацию, но это, наверное, один из самых эпохальных проектов. Район вокруг Музея изобразительных искусств им. Пушкина превратится в музейный квартал:


Вся улица преимущественно будет отдана пешеходам.

В свое время даже созванивался с проектной организацией, волновала судьба закрывающейся раритетной советской АЗС:

Мне пояснили, что АЗС никуда не денется. Более того, ее собираются приспособить либо под кассы, либо под торговый павильон. Ура!

Начинаться пешеходная зона будет от станции метро Кропоткинская:

ХОХЛОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

На Покровском бульваре в 2000-х годах затеяли строительство и раскопали нижнюю часть и фундамент средневековой стены Белого города. Стена эта до екатерининских времен проходила по всему бульварному кольцу. Строительство было остановлено, стена накрыта навесом, поставлена на охрану и все. Так уже много лет.Только вдумайтесь! В городе есть остатки средневековой стены и никому до них дела не было столько лет.Площадь реконструируют таким образом:

Сделают амфитеатр и выставят, наконец, стену на всеобщее обозрение. Очень круто!

КРАСНЫЕ ВОРОТА

Площадь Красных ворот превратится в сквер.

Для понимания, сейчас это опять же абсолютно безжизненное поле асфальта, хаотично заставленное автомобилями:

Набережные также озеленят:

ПЛОЩАДЬ ТВЕРСКОЙ ЗАСТАВЫ

Опять же, одно из самых больных мест города снова станет выглядеть подобающе, сюда вернут трамваи и памятник Горькому:

Город активно просыпается после зимы. Спешите гулять и запечатлеть его преобразования. Потом будете, как я, смотреть на свои фотографии 5-7-летней давности и изумляться, как мы только могли жить в таком городе. . Москва потому и объективно один из лучших городов мира, что, с одной стороны, это город с длинной историей и множеством памятников архитектуры, а с другой - очень динамично развивающийся мегаполис, в котором никогда не соскучишься =)

«Реконструкция Политехнического музея и создание пешеходной зоны вокруг него является одним из ключевых проектов преобразования центра Москвы. Помимо благоустройства территории вокруг Политехнического музея, речь идёт и об интеграции площади Лубянки в целом в этот проект. Хотя по тому месту, где раньше стоял памятник Дзержинскому, надо ещё отдельно советоваться с горожанами, выносить различные проекты, проводить конкурсы, но очевидно, что всё это место должно быть интегрировано в один проект благоустройства» , — сказал мэр Москвы.

Перед входом в музей появится озеленённый амфитеатр — авторы концепции благоустройства, бюро Wowhaus, планируют обустроить здесь площадку для лекций и фестивалей. Спуститься в амфитеатр можно будет на месте нынешнего Политехнического проезда. А вдоль фасада музея, выходящего на Новую площадь, протянется пешеходная зона с уличной галереей вдоль «откопанного» подвального яруса здания.

Общая площадь рекреационной пешеходной зоны составит 1,32 гектара. Сергей Собянин заявил, что работы планируется завершить к концу 2017 года. «Музейный парк» свяжет Лубянку с Зарядьем и другими пешеходными улицами центра. «Конечно, будут идти внутренние работы, в частности в филармонии в парке „Зарядье“, и здесь реставрационные. Но общественное пространство, благоустроенная пешеходная зона будет открываться. Должен успокоить, что транспортное движение в этом районе ухудшаться не будет. Троллейбусы будут сохранены. Общественный транспорт будет работать не хуже, чем сегодня» , — отметил мэр Москвы.

Проект реставрации исторического здания, напомним, основан на архитектурной концепции музея-парка, разработанной победителем международного конкурса Junya Ishigami+ Associates co, Ltd (Япония). Проектом интерьеров будущего музея занимается Wowhaus. Предполагается создать гибкую и универсальную музейную среду, которая сможет легко адаптироваться под различные выставки. На прежде незадействованном двухсветном чердаке в центральной части исторического здания тоже разместится экспозиция. Здесь будут выгоднее всего смотреться крупные экспонаты. Вновь откроют свои двери легендарная большая аудитория и научно-техническая библиотека музея, самая большая в Европе.

Первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов добавил, что к проекту строительства филиала Политехнического музея в новом кампусе МГУ на Ломоносовском проспекте могут вернуться через несколько лет.

«Мы не забываем про возможность строительства новой площадки в новом кампусе Московского государственного университета . При помощи главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова был разработан . Мы его, в том числе, представляли за рубежом на архитектурных выставках. И когда появятся экономические и финансовые условия для строительства этого объекта, мы бы хотели, чтобы в технологической долине Московского университета появился и Политехнический музей. Это будет филиал, который послужит определённым целям, но это отдалённая перспектива».