Почему эпоху средневековья называют темным временем. Были ли Средние века тёмными? Боль обретает ритм

Итак, мы с вами остановились на моменте крушения микенской цивилизации, которое произошло в результате вторжения варварских племён с севера. Это у нас происходило в XII веке. После чего наступает период XI — IX веков, который мы с вами назвали периодом тёмных веков , гомеровским периодом или же периодом предполисным. Не останавливаясь долго на этом периоде, нужно только отметить самое главное, что характеризует это время. Это период разрушения основ цивилизации. Это разрушение основ государственности. Это разрушение основ, прежде всего, дворцового типа экономики. Это период забвения многих культурных ценностей, которые были созданы в предшествующие века. Это период возвращения к родоплеменным отношениям.

Так что это период, с одной стороны, характеризуется как период глубокого упадка и регресса. И, прежде всего, об этом свидетельствуют те археологические данные, которые имеются в распоряжении историков. Прежде всего, эти данные показывают очень низкий уровень жизни, практически отсутствие социальной дифференциации: практически все погребения этого периода одинаково бедны, это отсутствие предметов роскоши и, прежде всего, предметов, привезённых извне. В это время Греция ни с кем не торговала, и торговать-то ей было не чем в это время.

Это период, когда полностью забывается письменность. Вот то, что мы с вами говорили о линеаре Б, фактически вместе с уничтожением дворцовых комплексов Балканской Греции, с уничтожением дворцового сектора экономики, отпадает необходимость в письменности как в таковой. Не потому, что, повторяю, были уничтожены носители этих знаний. Как говорит традиция, определённая часть микенской знати уцелела и потом даст начало будущей, новой аристократии Греции I тысячелетия до н.э. Потребности в этом уже не было, в такой письменности, которая фиксировала, прежде всего, хозяйственную документацию.

Исчезают навыки в создании высококачественной микенской керамики. То, что мы имеем для этого времени: керамика очень примитивная и с точки зрения изготовления её, и с точки зрения росписи. Причём искусствоведы говорят о том, что в это время вместо так называемого микенского койне, единого стиля, который царствовал на территории Балканской Греции в предшествующий период вне зависимости от существования государственных границ. В это время существует как бы целый набор диалектов, то есть те мастера, которые изготовляли эту керамику, которые жили-то буквально часто в 10-15 километрах друг от друга, они не общались. Это период разобщённости того населения, которое в Греции осталось.

Ещё одним страшным показателем этой эпохи является резкое сокращение численности населения. Опять-таки археологически доказывается, что многие существовавшие поселения, я уже не говорю о центрах, цитаделях, которые были просто разрушены и заброшены, так вот обычные поселения резко сокращаются. Причём сокращение происходит в несколько раз. Скажем, в Арголиде в последний период существования микенской цивилизации было более 40 поселений, в период тёмных веков – не более 6. Даже те поселения, которые продолжали существовать, они резко сокращаются в площади. То есть и в живущих поселениях количество живущих людей становится гораздо меньше.

Население в Балканской Греции становится меньше по нескольким причинам. Прежде всего, разрушение государств привело к политическому хаосу. Недаром в традиции, прежде всего Фукидида, осталось воспоминание об этом периоде, когда греческие племена “шлялись” по Греции. Государство “держит” границы, они дают какие-то рамки. Вот когда нет государств, тогда вот эти племенные группы, которые образовались на базе пришельцев, на базе существовавших ахейских племён, практически в период темных веков очень много путешествовали по этой небольшой Греции. Более сильный старался вытеснить более слабого с тех немногочисленных удобных территорий, которые есть в Балканской Греции. Отсутствие государственности, разрушение государственной инфраструктуры приводило не только к бесконечным боевым столкновениям, это нельзя назвать войной, это были столкновения относительно небольших по численности группировок, но потери от этих бесконечных столкновений были большими.

Потом, как свидетельствует традиция, это был период, когда часто, несколько десятилетий, Грецию опустошали различные эпидемии, болезни.

Время с V по Х века – эпоха, когда Европа представляла собой гигантский бурлящий котел. Возникали и разрушались новые государства, христианская религия распространялась все дальше и дальше, народы переселялись с места на место. Почему же за этим периодом европейской истории прочно закрепился термин «Темные века»? Действительно ли они были «темными»?

Если взглянуть на этот период европейской истории повнимательнее, приходится признать: да, были. Разрушение античной рабовладельческой системы и становление нового феодального общества шло крайне медленно и мучительно. Непрочные внутренние связи римского мира конца эпохи Империи были очень быстро уничтожены варварскими нашествиями, и главный удар обрушился на экономику. Почти замерла торговля – покупателей находилось мало, а купцы, как правило, становились жертвами разбойников или завоевательных армий. Единственным постоянным фактором жизни средневекового человека была нестабильность. В любой момент крестьянин, обрабатывающий свой надел, мог быть угнан в рабство, а защиты от местного барона или от городских властей ждать не приходилось. Город, вокруг которого издавна группировались сельскохозяйственные угодья, сам запирался за ветшающими стенами, надеясь спастись от внезапного набега.

В Европе наступил голод. Трудно представить, но хроническое недоедание стало нормой во всем христианском мире. Ни охота, ни рыбная ловля не могли возместить недостаток хлеба и мяса. Повсюду в Европе в это время авторы монастырских хроник отмечали, что людоедство охватывало целые области. Матери убивали и варили собственных детей. Вслед за голодом и войной неизбежно должны были прийти болезни. Эпидемии выкашивали целые города и селения, порой в некогда цветущей области практически не оставалось живых. За время, прошедшее от падения Римской империи до становления империи Каролингов, население Западной Европы сократилось более чем вдвое. В VI веке началась первая крупная эпидемия чумы, свирепствовавшая в Италии, Галлии и Испании более пятидесяти лет.

Оказались позабыты все технические достижения античности. В V – VIII веках в Европе практически перестали строить из камня. Большинство каменных церквей этой эпохи – римские храмы, слегка перестроенные в соответствии с требованиями христианской символики. То, что не удавалось перестроить, разрушали, чтобы добыть строительный камень. Римляне считали дерево символом варварства – но после падения Рима некому стало так считать, и дерево превратилось в основной строительный материал.

И в сельском хозяйстве варварские народы оказались далеко позади античных земледельцев. Орудия труда, по большей части заимствованные у римлян, не совершенствовались, земля обрабатывалась плохо и неравномерно. Ремесла, некогда принесенные варварами на земли Империи, понемногу сходили на нет. Стеклоделы из рейнских земель лишились соды, ранее поступавшей к ним из средиземноморских областей. Спрос на ювелирные изделия упал, и сохранившиеся до наших дней образцы ювелирного искусства варваров II – III веков стоят в художественном отношении гораздо выше грубых поделок VI – VII веков.

Но самым страшным был упадок нравов, о котором можно судить не только по монастырским хроникам, но и по судебным документам. Во времена, когда древние варварские «правды» понемногу отходили на второй план, когда римское право значило крайне мало, а церковь не могла уследить за паствой, получили широкое распространение так называемые пенитенциарии – сборники, где подробно описывались наказания за различные прегрешения. Человеческая жизнь превратилась в товар – ничем иным, кроме денежных штрафов, нельзя было наказать преступника. Самое жуткое в этих пенитенциариях – скрупулезность. Штрафы варьировались в зависимости от того, например, оторвана ли у пострадавшего рука целиком или болтается на клочке кожи (в последнем случае штраф снижался почти вдвое). Два любых оторванных пальца на руке «стоили» столько же, сколько один оторванный указательный палец.

Властители, чувствовавшие себя совершенно безнаказанно в своих владениях, творили над подданными жесточайший произвол. Французский историк Ж. Ле Гофф точно подметил, что пытки, которым христиане в это время подвергали собратьев по вере, многократно превосходят все то, что творили римляне-язычники с первыми христианами. Людям отрубали кисти рук, жгли лицо раскаленным железом, после чего ждали, пока раны слегка заживут, и возобновляли пытки. Нередко остановить короля или графа, вошедшего во вкус пыток, могло лишь убийство.
Церковь в эпоху Темных веков была, возможно, единственной структурой, сохранявшей какой-то порядок в своих рядах. Умело добиваясь поддержки практически от всех варварских королей, католическая церковь скопила громадные богатства и земельные угодья. Благодаря этому была заложена база для стремительного подъема христианского мира в ХI веке.
В Темные века церковь вела активную деятельность не только в духовной, но и в светской, в политической жизни. Епископы ряда крупных городов были фактически полноправными их правителями, порой вступая в конфликт с королями и майордомами, порой направляя их устремления в нужную церкви сторону. Именно при поддержке католических епископов франкский король Хлодвиг начал расширять границы своего королевства. Сами епископы, выходцы из знатных семейств, преследовали собственные политические интересы, пусть и в рамках деятельности всей Церкви. Такое положение дел неизбежно привело к практически полному взаимопроникновению духовной и светской властей, церкви и королей.

В некоторых странах на первые роли выдвинулась церковь. Так произошло в Испании, где духовные власти готского королевства установили жесточайшие законы, вызвавшие резкую неприязнь населения. Мавров, пришедших на Пиренеи, испанцы встретили довольно спокойно именно потому, что власть мусульман оказалась мягче, чем власть христианских епископов. Практически повсюду епископы были советниками королей, составляли законы и утверждали налоги.

С другой стороны, и короли, крестившись и приобретя поддержку церкви, стремились внедрить в ее структуру своих людей. Нередко король назначал в города своей страны епископов из числа своих приближенных, а сам руководил работой церковных соборов. Из такого союза не могло выйти ничего хорошего. Верховное руководство церкви пало жертвой тех же пороков, что и полуварварская светская знать. Дошло до того, что ряд областей христианского мира надолго отошел от христианства, вернувшись к язычеству, к древним суевериям, с которыми церковь попросту не справлялась. Так происходило в Англии в VI веке и во Франции в VII веке.

Иначе обстояло дело в низших кругах духовенства. Монастыри еще со времен Великого переселения народов были почти единственным прибежищем для простых людей. Варвары-захватчики, как правило, оставляли монастыри и церкви в покое. Еще в V веке готы Алариха, ворвавшись в Рим, признали за христианскими церквями право убежища. В страшную эпоху варварских нашествий монахи, единственные образованные люди, неустанно занимались врачеванием больных, выступали посредниками между населением округи и вождями варварских племен. Святые и подвижники того времени старались, как могли укрепить в людях веру и дать им силы. Монастыри оставались последним оплотом культуры. Рукописи античных авторов, научные труды и литературные произведения сохранялись в монастырских библиотеках, копировались и переписывались.

Мрачные настроения, овладевшие людьми, и фактический развал высших кругов духовенства грозили погубить церковь. Но в 590 году папский престол занял человек, чья политика определила на века вперед самый дух средневекового общества – Григорий Великий.

До избрания на высшую церковную должность Григорий был монахом. Став главой католической церкви, он не изменил данному ранее обету об отказе от всего мирского. Григорий словно возвращал церковь к ее истокам – к тем временам, когда первые христиане, укрываясь в катакомбах от гонителей-римлян, ожидали нового пришествия Мессии и наступления конца света. При Григории тема конца света зазвучала с новой силой. Надо сказать, что этому способствовало многое – страшная чума в Италии, не обошедшая стороной и Рим (папскую резиденцию), голод, войны, полный разлад в умах и душах. Апокалипсис, так красочно описанный Иоанном Богословом, казался совсем рядом. Папа призывал христиан отрешиться от всего земного, покаяться и готовиться к Страшному Суду. «Что толку жать, если жнецу не суждено жить?» – вопрошал Григорий.

Григорий Великий первым поставил со всей остротой главный вопрос Средневековья: о взаимоотношении мирского и духовного начал. В дни, когда мир рушился, следовало выбирать дух. Эта идея оказалась созвучна умонастроениям большинства христиан. Собственно говоря, именно с Григория Великого начинается Средневековье как культурная эпоха.

10. Появление первых университетов

Классическое образование (которое используется до сих пор в некоторых заведениях) представляло собой систему, используемую университетами, созданными в Раннем Средневековье (впервые в истории). В университетах преподавали различные виды искусства, право, медицину и теологию (науку о религии). Болонский университет (созданный в 1088 году нашей эры) впервые мог предоставить научную степень. В дополнение к классической структуре (основанной на древнегреческом образовании) средневековые университеты также испытали арабское влияние. В то время, как женщин действительно не допускали в университеты, женское образование действительно существовало. Женские монастыри той эпохи обучали женщин, которые могли вступать туда в раннем возрасте. Одна из них (Хильдегард Вон Бинген) является одной из самых знаменитых женщин Средневековья, имевших влияние на власть имущих мужчин.

9. Начало развития науки

В то время как научный прогресс на Западе был медленным, его достижения были достаточно стабильными и достигали высокого уровня. Заложение научных основ в эту эпоху смогло дать начало великолепному расцвету науки, произошедшему в Позднем Средневековье. Можно с уверенностью сказать, что без научных достижений Раннего Средневековья, сейчас мы находились бы на гораздо более низком уровне развития.
Рональд Намберс (профессор Кембриджского университета) сказал следующее: «Идеи о том, что «развитие христианства убило античную науку», «средневековая христианская Церковь подавила рост естественных наук», «средневековые христиане думали, что мир был плоским» и то, что «Церковь запрещала вскрытия и исследования трупов» являются примерами широко распространенных мифов, которые все еще иногда воспринимаются как правда, несмотря на то, что они не обоснованы какими-либо историческими исследованиями.

8. Ренессанс Каролингов

Ренессанс Каролингов был периодов развития литературы, письменности, искусств, архитектуры, юриспруденции, литургических и библейских исследований, произошедших в конце восьмого и в девятом веках нашей эры. Каролинги были королями франков, самым известным среди которых был Шарлемань. Империя Каролингов представляла собой возрождение культуры Римской империи. К этому времени «народная латынь» представляла собой множество диалектов, употребляемых в Европе, таким образом, создание школ было жизненно необходимым для распространения этих знаний среди простых людей. Это был также период зарождения западной классической музыки.

7. Золотой век Византии

В период правления Юстиниана появился Corpus Juris Civilis – огромная компиляция норм римского права. Уровень грамотности был достаточно высоким, начальное образование было широко распространено (даже в сельской местности), среднее образование было доступно для многих людей, а высшее образование, о чем говорилось выше, было также широко доступным. Это был также период массового издания книг – энциклопедий, словарей и антологий. В то время как появилось не очень много новшеств, было приложено немало усилий для сохранения для будущего былых достижений.

6. Религиозное единство

Это довольно спорная тема, но фактом является то, что во времена Раннего Средневековья в Европе была единая Церковь, согласованный канон Библии и развитая философская традиция. Это привело к долгому мирному периоду в пределах западных наций. Это религиозное единство было связано с интеллектуальным развитием, до сих пор невидимым по сравнению с Римской империей эпохи её расцвета. Несмотря на то, что ислам был далек от доктрин Запада, но взаимный обмен информацией всё же имел место. Но это было лишь затишье перед бурей, которой стал Первый Крестовый поход, направленный на возвращение Иерусалима и других христианских святынь. После этого взаимный обмен информацией между двумя цивилизациями завершился.

5. Появление алгебры

Исследования на Востоке привели к появлению первой книги по алгебре. «Книга о восполнении и противопоставлении», написанная Аль-Хорезми (790-840 гг.) и арабское название книги дали начало слову «алгебра». Это книга дала первое систематическое решение линейных и квадратных уравнений. Слово «алгоритм» происходит от имени самого Аль-Хорезми. Более поздние переводы его книг дали также десятичную позиционную систему чисел, используемую и поныне. Аль-Хорезми, наряду с Диофантасом являются «отцами» алгебры.

4. Искусство и архитектура

На протяжении Раннего Средневековья архитектура были инновационной и разнообразной. В это время была внедрена идея реалистических изображений в искусстве, ставшая основой Романского искусства, влияние которого проникло и в Позднее Средневековье. В течение этого же периода имело место внедрение классических форм и понятий в архитектуру. Можно сказать, что этот период стал первой эпохой высокого искусства, и по сравнению с эпохой Великого переселения народов он было намного более функциональным и менее артистическим. Мы можем утверждать, что Раннее Средневековье породило удивительную и красивую историю искусства и архитектуры.

3. Фантастическая погода

Это может показаться тривиальным, но погода играла гораздо более значительную роль в жизни жителей эпохи Средневековья. Когда мы представляем себе «Средневековье», мы представляем себе шторм, снег, дождь и тьму – так, как мы можем это наблюдать в фильме «Имя Розы». Фактом является то, что в Раннем Средневековье Североатлантическая область нагревалась настолько, что к началу Позднего Средневековья (1100 г. н.э.) в этой области уже более ста лет длилась эпоха, получившая название «Средневековый теплый период». В течение этого периода имело место таяние ледников, позволившее викингам колонизировать Гренландию и другие северные земли. Как ни странно, протестантская Реформация (16 век), а также период вплоть до 19 века сопряжена с периодом Малого ледникового периода – период Просвещения был буквально-таки более темным и холодным, чем сама эпоха Темных веков. Во время этого периода реформы и повышения уровня сельскохозяйственных знаний обеспечили повышение запасов продовольствия.

2. Закон становится справедливым

В Раннем Средневековье была сложная система законов, которые часто не были связаны между собой, но они были эффективны в применении и справедливы. Для торговцев, путешествовавших по миру существовал Lex Mercatoria (Торговое Уложение), который развивался на протяжении долгого времени. Этот закон учитывал создание арбитража и стимулировал хорошую практику среди торговцев. В то же время англо-саксонское право было сформировано с акцентом на сохранении мира на земле. Раннее Средневековье (с его правовой системой) было лучшим временем для проживания, поскольку система права был гибкой и удобной для большинства. Третьей важной системой права было раннегерманское право, которое позволяло каждом человеку быть судимым себе подобными.

1. Сельскохозяйственный бум

Если Вы желали умереть голодной мучительной смертью, то Раннее Средневековье было не наилучшим времен для этого. Как следствие превосходной погоды и расширения сельскохозяйственных знаний, стали чрезвычайные успехи Запада. Железные инструменты были в широком употреблении в Византийской империи, а феодализм в других странах предоставил возможность для эффективного управления землей, а значительные излишки распределялись так, что животные питались зерном, а не травой. Государственная безопасность также обеспечивалась феодальной системой, а мир и процветание были доступны для большинства людей.

Статья в оригинале.

Период Средневековья (от лат. media - середина) за­нимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпо­хой Возрождения, Великими географическими открытия­ми, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н. э., точнее, 476 г. н. э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" про­изошло от "барбарос", так греки называли всех, непонят­но болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей мате­риальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.

Для всех, кто изучает экономическую историю человече­ства, представляется наиболее разумным начать точку отсче­та Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в.

Условно все Средневековье можно поделить на три эта­па: первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в. по IX е.; второй - расцвет. Средневековой цивилиза­ции с X по XV в.; третий - позднее Средневековье - с кон­ца XV до середины XVIII в. О третьем этапе речь пойдет в следующих разделах.

Итак, время действия определено. Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в пе­реводе с семитского). При греках и римлянах Европа рас­сматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской импе­рии. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запа­да на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отожде­ствлялось с географическим определением "Запад" и про­тивопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономическо­го, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Евро­пы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись до­стижения в науке и технике. Кельтские и германские пле­мена входили в состав Римской империи и имели возмож­ность познакомиться и перенять некоторые достижения пе­редовой для того времени античной цивилизации. Западно­европейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они ак­тивно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода нов­шествах материальной культуры.

Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению даль­ше от морей и старинных мировых центров культуры.

Своеобразным форпостом Европы на востоке была Ви­зантия - правопреемница Восточной Римской империи.

Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государ­ствах. Качественно новая цивилизация - Западная (Евро­пейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллекти­вистских начал европейских племен. Третьей составляю­щей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвя­занные процессы, определившие материальный базис ев­ропейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохо­зяйственных связей.

К началу Средневековья производительные силы Древ­ней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожа­рищ при набегах варварских племен, в беспрерывных вой­нах, при активной миграции больших масс населения. За­быты были многие трудовые навыки, утеряны квалифика­ции ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низ­ком уровне находилось развитие техники и знаний людеі об окружающем мире.

Это вело к низкой производительности труда. Прева­лировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными ре­гионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних живот­ных сильно подрывали производительные силы общества.

Но одновременно проходил важнейший процесс скла­дывания современных государств, в рамках которых нача­ли постепенно формироваться национальные хозяйствен­ные комплексы. Появление уже в XIII в. в Англии парламен­та, затем первых конституций в ряде стран в законода­тельном порядке закрепляло право частной собственнос­ти на основные средства . Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике ис­пользовались в технических усовершенствованиях, море­плавании; рос уровень жизни людей. Распространению зна­ний, накопленных человечеством, способствовало книгопе­чатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима пле­яда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Ле­онардо да Винчи, поставила на службу людям производ­ственный и культурный опыт античности. Они достигли но­вых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое обще­ство в Новое время, проведя его через Великие географи­ческие открытия.

Итак, не получилось плавного перехода, поступатель­ного движения в развитии производительных сил по вос­ходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно ха­рактерный для третьего периода Средневековья.

Началось все с формирования аграрного общества в Европе.

Термин «Средневековье» или Средние Века возникает впервые в эпоху Возрождения. В XV веке его предложил итальянский гуманист, историк Флавио Бьондо для обозначения эпохи между Античностью и Ренессансом. Сам термин изначально был негативно оценочным – деятели Возрождения считали этот период временем одичания Европы.

И в наше время определение «средневековый» часто используют как синоним упадка и реакционизма. Мрачные, тёмные, жестокие времена… Но именно в Средние века закладываются основы современной цивилизации. Развивается наука, формируются государства, современные языки и многие культурные ценности.

За XII век было сделано больше открытий, чем за предыдущее тысячелетие! Пушки, очки, пришедшие с Востока порох, столовые приборы, компас, астролябия – всё это наследие Средневековья. А к Великим географическим открытиям привели, прежде всего, успехи средневекового судостроения!

Средние века начинаются с распада Западной Римской империи в V веке н.э. На мировую историческую арену выходят молодые варварские (в переводе с греческого «варварский» значит «иноземный») народности: кельты, германцы, франки, славяне и др.

Традиционно считается, что становление средневековой культуры (или раннее Средневековье) продлилось до VIII-IX вв. Период с X по XIV вв. принято считать временем расцвета (Высокое Средневековье), а XIV-XV вв. (некоторые медиевисты относят сюда и XVI век) – эпохой Позднего Средневековья. Однако границы расплывчаты и имеют национальные особенности: например, в Италии в XV веке правит Ренессанс, относящийся к Новому времени, а в России эпоха Средних веков длится до конца XVII века.

Раннее Средневековье определяют три исторических процесса:

Формирование феодализма, которое сменяет античное рабовладение, и государственности;
великое переселение народов и, как следствие, смешение культур, формирование новых языков и межнациональные конфликты;
рост влияния христианства и формирование нового представления о человеке и устройстве мира, в котором он живёт.

Феодальное общество Средних веков имеет три основных характеристики:

1. Сословность

Человек Средневековья в первую очередь определяет себя как представителя конкретного сословия (священства, рыцарства или крестьянства) и только во вторую очередь как личность с набором индивидуальных качеств. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.

2. Иерархичность

Все сословия находятся в строгом подчинении (крестьянство подчиняется рыцарству, рыцарство – духовенству). Тот же принцип действует и внутри сословия (оруженосец восхищается рыцарем независимо от его личных качеств, способностей или умений). Более того, представитель младшего сословия должен относиться к представителю старшего как к Небесному Отцу, а тот, в свою очередь, должен любить своих вассалов как неразумных детей и заботиться о них.

3. Традиционность

Очень важна установка на поддержание традиции, на следование образцам. Любые нововведения принимаются очень медленно – общество Средних веков инертно. Всё новое воспринимается как происки дьявола (чрезвычайная роль христианства, помните?).

Время и пространство – основные формы человеческого опыта, с помощью которых мы воспринимаем мир. Представления об этих категориях определяет не только повседневный опыт, но и развитие человеческой цивилизации в целом. Эти категории исторически изменчивы.

В Средние века возникает представление о линейном, однонаправленном и конечном времени. Мир был сотворён поэтому когда-то должен завершиться. Ещё одна субстанция, о которой помнит человек Средневековья, - вечность, откуда время вышло и куда должно вернуться. Отсюда ожидание Страшного суда и подготовка к нему как основная цель земной жизни. Помните опричнину Ивана Грозного, инквизицию в Европе? Основной их целью была подготовка к вечности и изгнание скверны из земного мира. Carpe diem не имеет к этой эпохе Средневековья никакого отношения.

Интересно, что первые механические часы, которые устанавливались в Европе на городских башнях с X века, не имели минутных (и тем более секундных) стрелок, зато нередко отмечали праздники церковного календаря.

Представление о пространстве в Средневековье также изменяется по сравнению с античной культурой. Возникает представление о его единстве: весь мир сотворён Богом. Но при этом пространство иерархично: одни территории более ценны, чем другие.

Самое ценное пространство Средних веков – это пространство церкви. В средневековых немецких городах даже существовал обычай: преступник, дотронувшийся до двери собора, неподвластен правосудию. Помните, как Квазимодо прятал Эсмеральду в соборе Нотр-Дам? Виктор Гюго очень точно описал представление Средневековья о сакральности пространства церкви.

Средневековый мир чётко разделён и этически заряжен: добро находится на юге и востоке, а зло - на севере и западе. Чистота и добро – это небо, верх; низ и земля – зло.

Символом этой иерархичности является собор, который даже неграмотные верующие читали как книгу.

Язык международного общения в Средние века – латынь, которая одновременно является языком богослужений. Для крестьян и рыцарства (за исключением высших чинов), которые говорили на народных наречиях (из них постепенно формируются современные европейские языки), это был сакральный (и, что очень важно, абсолютно непонятный) «язык ангелов». На Руси в Средние века роль латыни выполнял церковнославянский язык.

Власть церкви в эпоху Средних веков была всеобъемлющей – она становится главной политической силой. Светская власть была слабой и неустойчивой. Династические войны между феодалами (в качестве примера можно привести междоусобицу русских князей в X-XI вв. или войну Алой и Белой розы в Англии в XV веке), раздробленность (распад Каролингской империи или Киевской Руси, войны между итальянскими городами) вели к усилению власти церкви, обладающей централизацией, жёсткой структурой и единым языком.

Один из символов Средневековья – крестовые походы – велись против иноверцев с целью отвоевать Палестину – Святую землю с её христианскими сокровищами (и только потом ради славы, богатства и почестей) . Это был поиск земного рая, паломничество. Рыцари посвящали свои подвиги Деве Марии («прекраснейше из жён»). Позднее были образованы духовно-рыцарские ордена: воины стали монахами, совмещающими идеалы аскетизма и бескорыстного служения. В Средние Века люди живут в ожидании Второго пришествия и Страшного суда.

Человек связан с Богом и только в таком качестве имеет право на существование (Средневековье не знает атеизма). С церковью связано и образование – до IX-X вв. даже читать человек мог научиться только при монастыре, не говоря уже о получении более серьёзных знаний.

С XIII века формируется новый тип экономических отношений – буржуазный, для которого необходим не вассал, а работник, обладающий личной свободой. Развивается городская, светская культура, появляется интерес к индивидуальной жизни человека. Начинается стагнация культуры Средних веков.

Образование перестаёт быть прерогативой церкви – набирают силу университеты (первый европейский университет, Болонский, был открыт в Италии в XI веке, вскоре появились Парижский университет во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии, Пражский, Краковский и Гейдельбергский университеты), в которых начинают преподавать светские науки (медицину, юриспруденцию и др.). Средние века основной наукой считали богословие и философию, Возрождение – медицину и филологию.

Меняется отношение к церкви, происходит разделение: ей предоставляют заботу о душе человека после его смерти, а за его жизнь на этом свете несёт ответственность светская власть. Начинается Реформация (сначала в Германии в начале XVI века, затем во Франции, Англии, Дании и других европейских странах). В России процесс секуляризации и конец эпохи Средневековья относят к концу XVII – началу XVIII века и связывают с деятельностью Петра I.

Начинается Новое время, которое почерпнуло от своего предшественника куда больше, чем казалось его представителям.