Равнодушие разъедает душу человека. Подготовка к ЕГЭ

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

Нас Бог накажет за плохое, а дьявол за хорошее. И оба – за равнодушие.

(Мечислав Шарган)

Мы живем в очень странном мире – мире, где слова, исчисляясь материальными благами, стали невесомыми, утратив свою истинную ценность. Мире, верящем в религию денег, но не доверяющему людям. Мире, где ложь является орудием счастья, а предательство руководит дружбой. Такой он – мир, в котором мы плывем по течению, становясь частью такой же безликой толпы. И чем больше эта толпа, чем больше мы ощущаем почти звериное одиночество. Ведь здесь планируют, а не мечтают, воплощают материально, а не грезят. Проходят мимо, а не сочувствуют. Равнодушие – это наше все, главное достоинство, в то время как обычная человеческая доброта – откровенная слабость. Нет места чувствам там, где на кону вездесущее знание, там где «казаться» всегда проще, чем быть. И, тем не менее, мы продолжаем жить, будучи уверенными, что не имеем другого выбора. Так ли это на самом деле?

Что такое здоровая душа?

Великий классик русской литературы, чьей «изюминкой» всегда были лаконичность и четкость высказываний, как-то сказал, что равнодушие паралич души – и с этим утверждением вряд ли можно поспорить. Говорят, паралич не лечится, так можно ли избавиться от равнодушия души? Физиотерапия, сила воли, мужество – смогут ли они хоть немного помочь, как в случае с параличом физическим?

Равнодушие развивается методом цепной реакции – переходя от человека к человеку, делая даже «здоровых» больными. Давно ли кто-либо ловил себя на мысли, что ему просто-напросто «не плевать»? Что страшно за будущее? Что слезы стариков и детей – острые иглы в сердце, а отсутствие искренности и доброты в мире – неподъемные камни на шее?

Здоровая душа – это не слезы при просмотре щепетильных новостных репортажей, отнюдь: не нужно путать неравнодушие и впечатлительность. Это, в первую очередь, сострадание чужой боли через принятие ее на себя. Обычный вопрос: а что было бы со мной, если… может в корне перевернуть сознание и победить этот бич современного человечества. В основе лежит правильное воспитание и культура. Взять на себя инициативу и ответственность, не отгородиться от окружающей действительности постоянной озабоченностью и собственными проблемами, учиться доверять окружающим, быть добрым и милосердным, помогать тем, кто в этом нуждается (просто собой, а не деньгами!) – вот основные факторы оздоровления души.

Люди с ограниченными возможностями и равнодушие

Любой тяжелый телесный недостаток – глухота или слепота, двигательное нарушение или слабоумие ставит на человека своеобразное «клеймо», в большинстве случаев отпугивающее окружающих. Да, здоровые люди стараются искренне проявлять участие, сочувствовать, более того, в их глазах даже появляется слезливая жалость, однако основной движущей силой в реакции социума является именно страх перед «быть не таким, как все». И это не удивительно, потому что человек по природе своей – существо коллективное. Вы когда-нибудь видели, как относятся в стаде к слабым и хилым особям? Их сторонятся, их чураются, их забивают в угол. Но ведь люди-то – не животные. Люди должны быть, в первую очередь, людьми. И в этом вся суть.

Почему же тогда так часто, проходя мимо человека «на колесах», большинство людей в лучшем случае стыдливо опускает глаза долу, в худшем – и вовсе отворачивается, не скрывая отвращения. Кому боится посмотреть в глаза равнодушный прохожий – инвалиду или остаткам собственной совести? Разумеется, пройти, и сделать вид, что «не заметил» – это всегда проще и легче. «Забота об инвалидах – дело государства, мое дело – налоги платить» – мнение большинства, основанное на безразличии. А что такое государство, если не мы сами?

Инвалидов в России много, даже очень много. Но почему-то их редко можно увидеть, гуляющими в парках, скверах или отдыхающими в общественных местах. Почему? Потому что ни один уголок не приспособлен под нужды особенных людей, несмотря на модную нынче тенденцию избегать категоричного «инвалид» более лояльным и гуманным – «человек с ограниченными возможностями». Опять-таки, что это, если не безразличие? Иногда инвалиды не показываются миру просто из-за того, что не могут сделать этого физически. Но главная причина – это ощущение собственной ненужности обществу, его отягощенности присутствием «белой вороны».

Неограниченное равнодушие или участие без границ: примеры современности

Совсем недавно произошел случай, о котором говорили практически все СМИ: младшую сестру известной всему миру топ-модели Натальи Водяновой, которая страдает тяжелыми формами ДЦП и аутизма, выгнали из кафе, мотивируя действия тем, что девушка с подобными отклонениями отпугивает клиентуру своим «аномальным» поведением. Наглядный пример отчужденности, аморальности и безликости современного общества, преобладающая часть которого считает, что инвалиды «сами виноваты», что вызывают негатив и подобное отношение. Все – этим все сказано. Как говорится, «ноу комментс»: люди не любят непохожих, они, словно невидимая угроза. И остается только догадываться, сколько таких угроз возникает и заканчивается плачевно, вдали от человеческого знания, ведь далеко не у всех инвалидов есть публичные сестры, способные поднять шумиху и бороться за права особенных людей.

Вы когда-нибудь задумывались, почему в России так мало инвалидов? Точнее, почему их попросту не видно? При выезде зарубеж, их становится в разы больше, но это отнюдь не потому что россияне – более здоровая нация, чем все остальные. А потому что инвалиды там живут, а не существуют, там они не «второй сорт», а просто люди, которых окружает мир, продуманный до мелочей: пандусы в жилых домах и супермаркетах, скошенные бордюры на тротуарах и лифты, в которые удобно помещается коляска, а при его отсутствии пандус. Там звонки на дверях – только протяни руку! – и примерочные, адаптированные под инвалидное кресло, а также целый ряд свободных машиномест на парковках, которые и в голову никому не придет занять. Все это – ни что иное, как небезразличие государства? Безусловно. Однако, в первую очередь, это участие людей, живущих по правилам человеческим, а не животным.

В очередной раз отводя взгляд от коляски, нужно думать о том, что любой человек, вне зависимости от особенностей его медкарты, ограничен в возможностях. Можно сколько угодно бить в себя в грудь и говорить об искренности, сердечности и гуманности, сколько угодно отправлять смски на благотворительные нужды и хвалить себя, мол, «какой я молодец». Но до тех пор, пока выше всего этого будет страх – все сводится к нулю, все пустое.

И в завершении хочу привести слова Ивана Охлобыстина:

«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом - суть бесчеловечности. Прошу, никогда не говорите «мне все равно»…

Анна Гришко. Спецально для сайта ДЦП-мама.

Одно из «направлений» тем итогового сочинения - это «Равнодушие и отзывчивость». Формулировка включает в себя два противоположных понятия, рассматривать которые предлагается в нравственном аспекте. Вот что сказано в документе: «Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь)»

Направление довольно удобно для подготовки, так как понятия противоположны. Можно привести любой известный пример из литературы или кинематографа, будь то о равнодушии или об отзывчивости, аргументируя свое рассуждение прямо или от обратного.

Вступление может включать в себя рассуждение о сути того понятия, которое входит в формулировку темы (или обоих понятий, если они оба туда входят). Можно дать собственное определение понятия или запомнить то, которое дано в словаре. Скажем, в словаре Ожегова слово «отзывчивый» толкуется так: «Легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь». Соответственно, можно сказать, что отзывчивость - это способность легко отзываться на чужие нужды, готовность помочь. Желательно затем прокомментировать это определение, уточнив, что качество это предполагает бескорыстие и доброту. Здесь же необходимо и дать ответ на вопрос, имеющийся в формулировке темы.

В основной части нужно аргументировать свой ответ, то есть подтвердить свою правоту с помощью отсылки к какому-либо литературному произведению. Подходящих книг много, можно выбирать.

Например, отзывчивость проявляют такие персонажи:

- Раскольников («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского ) бескорыстно и безо всяких просьб с их стороны помогает жене и детям Мармеладова похоронить погибшего, пытается спасти от любителя развлечений пьяную девушку и т.д.

- Акимыч («Кукла» Е. Носова) хоронит изуродованную куклу и возмущается равнодушием людей, которые не проявляют заботы ни о детях, видящих такое безобразие, ни об окружающей природе (напротив, людей, проявивших безразличие, можно привести в пример, рассуждая о равнодушии)

- Наташа Ростова («Война и мир» Л. Н. Толстого) распоряжается отдать подводы для раненых, и родные соглашаются с нею, хотя этот поступок делает неминуемым разорение семьи;

- Лидия Михайловна («Уроки французского» В. Распутина ) решается пойти на должностное преступление (игру с учеником на деньги) ради того, чтобы мальчик не так голодал;

- лирический герой стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям » жалеет упавшую лошадь и возвращает ей радость жизни.

Равнодушие можно отметить у следующих персонажей:

- Лужин («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского ) - абсолютный моральный инвалид; ему совершенно безразличны судьбы других людей, он не способен даже осознать, что его поведение безнравственно, так как он даже не думает о своих жертвах: о Соне, которую обвиняет в воровстве, о Дуне и ее матери, которым снимает комнату в нехорошем доме, и т.д.;

- Фауст («Сцена из Фауста» А. С. Пушкина), который не думает ни о ком, замкнутый на своих проблемах, и приказывает утопить корабль с десятками людей просто от скуки;

- Иудушка Головлев («Господа Головлевы» М. Е. Салтыков - Щедрин ) считает себя высоконравственным человеком и не задумываясь ведет к гибели окружающих, не осознавая отвратительности своих действий; прозрение наступает слишком поздно;

- невролог Петр Иванович («Шоковая терапия» В. Шаламова ) из собственных амбиций разоблачает симулянта Мерзлякова, тем самым фактически обрекая его на смерть;

- провизор из рассказа А. П. Чехова «В аптеке», который игнорировал больного посетителя, демонстрировал ему презрение, отказался выдать лекарство, когда у Свойкина не хватило нескольких копеек, что, возможно, стало причиной гибели человека.

Можно в качестве аргументов привести один пример отзывчивого человека и один - равнодушного. Тогда можно эффектно сыграть на этой антитезе.

В заключении можно дать моральную оценку этим явлениям, порассуждать, к чему может привести равнодушие (если это не было основной темой), выразить надежду на повышение отзывчивости людей.

Темы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»:

- Какого человека можно назвать «отзывчивым»?

- Какого человека можно назвать «равнодушным»?

- Чем опасно равнодушие?

- Нужно ли учиться сочувствию?

- Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

- Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

- Всегда ли нужно быть отзывчивым?

- К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?

- Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

- Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость - это залог семейного счастья?

- Можно ли научиться отзывчивости?

- Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

- Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

- Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

- Как вы думаете, есть ли люди, недостойные сочувствия?

- Что важнее: жалость или реальная помощь?

Сентябрь 12th, 2017 risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Как часто мы слышим: «Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды»? Мы настолько привыкли к этим словам, что их значение несколько поблекло, стало ещё одной избитой истиной, которую все знают, но мало кто понимает до конца. Для современного человека привычно безразличие ко всему, что находится за пределами круга его привычных забот. Впрочем, почему только современного, если о проблеме равнодушия задумывались философы и писатели прошлого? Так, знаменитая цитата Чехова появилась на свет в конце 19 века.

Больше века спустя слова классика всё ещё актуальны. Да, равнодушие — это, безусловно, паралич души. Человек, безучастный к другим, умер при жизни. Вспомним, к примеру, Печорина из романа М.Ю. Лермонтова Григорий Александрович — холодный и расчетливый человек, которому нет дела до страданий окружающих его людей. Его не интересует судьба несчастной Бэлы: как только Печорин добивается любви гордой черкешенки, герой теряет к ней интерес и девушка погибает. По ходу повествования мы узнаём о трагедиях, виной которых становится равнодушный эгоист Печорин: смерть Грушницкого, обман княжны Мэри, мучения любимой Веры… Но Григорий Александрович сам понимает, что он «нравственный калека», поэтому не дорожит своей жизнью. Можно сказать, что равнодушие лермонтовского героя — это действительно паралич души, который и привёл к преждевременной смерти, сначала метафорической, как друга и возлюбленного, а потом и к фактической, когда Печорин сознательно уезжает в Персию, где ему суждено погибнуть.

Обратимся также к повести Н.В. Гоголя , герой которой сталкивается с «параличом души» окружающих. Тихий и беззлобный Акакий Акакиевич, отказывая себе во всём, наконец-то стал обладателем долгожданной новой шинели. Когда грабители сняли с Башмачкина его обновку, безответный чиновник ищет защиты и помощи у значительного лица. Но генерал «распекает» несчастного человека и прогоняет прочь, «после чего Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было». Смерть бедного одинокого чиновника — ещё одно печальное следствие человеческого равнодушия.

«Мне все равно… Меня это не касается… Это меня не интересует… Оставьте меня в покое… Не мешайте мне…». Такие фразы слышал и произносил каждый из нас. Человек желает, чтобы его оставили в покое, он не хочет иметь ничего общего с определенными людьми и событиями, его ничто не заботит и не интересует.

Почему люди стали равнодушными не только к себе, но и к своим родным, друзьям, соседям? К каким последствия может привести это тотальное безразличие?

Для начала хочу рассмотреть, что же такое равнодушие. Равнодушие - это холодность души, безразличие и невнимательность человека к миру. Человек обладающий черствостью сердца не может любить ни людей, ни мир, ни Всевышнего. Если человек невнимателен к беде другого, значит его интересует это меньше, чем свои какие-либо дела. Началом равнодушия служит гордость и эгоизм. Конечно у вас возникнет ответ на мое речение – мало времени, нету средств и т.д. Несомненно, огромный отпечаток накладывает ускорившийся темп жизни людей, в особенности в мегаполисах. Обычный современный человек не успевает быть на работе, в семье, с друзьями и творить благие деяния, так как время перемещения с одного места к другому испаряет желание и силы.

Я как человек из большого города сам знаю, как сложно найти время на добро. Мы стали воспринимать убийства, насилие и другие преступления как нечто обыденное и повседневное, даже если они происходят за соседней дверью. Нас уже не удивляет то, что дети начинают пить и курить еще в начальной школе, что они принимают наркотики, напротив, многие продавцы и даже фармацевты без зазрения совести продают им ядовитое зелье.

Ислам нас учит и даже настораживает видеть все, что нас окружает и быть отзывчивыми и внимательными к людям, и всему созданному Всевышним. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) нередко говорил, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушии черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) - есть признак праведности.

А.П. Чехов дал замечательное определение равнодушию, что и стало началом моей статьи: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть ». И действительно, равнодушие является признаком духовно мертвого человека – человека с мертвым духом, не возрожденного человека. Таких людей Пророк Иса (мир ему) называл «мертвецами» (Лука 9:60).

Желая защититься, человек часто совершенно неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем возникает проблема, потому что равнодушие и безразличие нередко становятся внутренним состоянием человека. Несомненно, равнодушие приходит не само собой, оно приходит от отсутствия ласки со стороны родителей и переходит с возрастом в сложную степень безразличия.

Каждый знает эту фразу: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство

Равнодушие ограничивает нас во многих поступках, а так же на пути к праведности. Равнодушный человек не может миновать Ада, если он не откажется от своего равнодушия.

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека … (Максим Горький)

Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине; Так же не сможет он получить спасение, поскольку равнодушен к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении; Равнодушный человек не может служить людям, потому что он равнодушен к ближнему, так же не сможет он служить Всевышнему; Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.

Избавиться от равнодушия можно, один из вариантов присмотреться к окружению, социуму… или просто следует поставить перед собой цель, такую как цель довольства Аллаха, и достигать ее во всех отношениях.

Дорогой читатель, своей статьей я хотел показать равнодушие во всем лице, такой порок как равнодушие лечится, ибо каждый может все изменить. В каждом из нас теплится огонь добра, мы сможем сделать мир добрей, и все до одного способны мир к лучшему переменить!

Абдурахим Билалов-Доганай