Российский дальний восток как важный элемент в интеграционной политике россии в северо-восточной азии. Интересные факты о Дальнем Востоке

Несмотря на сближение Москвы и Пекина на почве противостояния Западу, в отношениях этих стран есть точка скрытого конфликта - Дальний Восток, пишет в своей статье Sankei Shimbun. Нелегальная миграция китайцев на эти земли тревожит россиян, а жители КНР считают территории «украденными» по итогам неравных договоров XIX века.

Конфликт начнется, если разгорится искра китайского национализма, предупреждает японская газета.

Китайцы проникают на Дальний Восток, где живет мало россиян, и подавляют их с психологической точки зрения. Российские НИИ полагают, что в ближайшее время в Дальневосточном регионе китайцы станут самой многочисленной народностью. Китайцы считают, что при помощи неравноправных соглашений, которые были заключены в XIX веке, у них отобрали часть Дальнего Востока, включая Владивосток, поэтому они относятся к россиянам с опаской.

В то время как главы России и Китая демонстрируют «медовый месяц» в отношениях в противовес западным странам, прямо у них под носом разгорается конфликт.

Китайцы нападают на Россию не в танках, а в костюмах.

В июле американская компания ABC News опубликовала аналитическую статью, написанную российским экспертом. По информации российских СМИ, российский правительственный чиновник, отвечающий за пограничный контроль, заявил, что за последние полтора года на Дальний Восток незаконно проникло полтора миллиона китайцев. Несмотря на то что, по его словам, цифры несколько преувеличены, серьезный поток китайцев, пересекающих границу, определенно существует.

По информации Московского центра Карнеги, в 1977 году в России находилось всего 250 тысяч китайцев, а сейчас их количество выросло до двух миллионов человек, что сравнимо с населением большого города. Правительственная организация, ответственная за миграционный контроль, утверждает, что через 20-30 лет китайцы будут доминировать на Дальнем Востоке, став самой многочисленной народностью.

Население Дальневосточного федерального округа, площадь которого в два раза превышает площадь Индии, составляет 6,3 миллиона человек, что ненамного больше населения японской префектуры Хёго. При этом население китайских провинций Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян, граничащих с Россией, превышает 100 миллионов человек.

Благовещенск и Хэйхэ, которые расположены по разные стороны реки Амур, протекающей вдоль границы, отражают разницу в развитии обоих регионов.

Напротив провинциального города с населением 200 тысяч человек стоит крупный современный город с высотными зданиями, численность населения которого составляет два миллиона человек.

В статье ABC News отмечается, что российский Дальний Восток для Китая то же самое, что США для Мексики: эти страны используют своих соседей для сливания избытков населения. Между тем отношения между Россией и Китаем нельзя сравнить с отношениями Мексики и США, где кандидат в президенты предлагает построить стену для борьбы с незаконной миграцией. Что касается российско-китайских отношений, то в них Китай превосходит Россию, куда отправляет свое население.

Через 20 лет мэром будет китаец?

После развала СССР численность населения Дальнего Востока снижалась. В регионе существует серьезная проблема с нехваткой рабочей силы. Выросла площадь заброшенных угодий; одни местные жители неспособны поддерживать все поля в надлежащем состоянии.

По словам профессора Чикагского университета Лойола Михаила Ходарковского , опубликовавшего статью в газете The New York Times, за последние десять лет китайцам по низкой цене были сданы в аренду сельскохозяйственные угодья площадью 800 тысяч квадратных километров, что в два раза больше размеров Японии. Там ведется крупномасштабная деятельность по выращиванию соевых бобов, кукурузы, а также разведению свиней.

В этом году Забайкальский край, граничащий с Китаем, договорился сдавать в аренду китайским компаниям земли площадью 1150 квадратных километров, что примерно равно половине Токио. Срок аренды составит 49 лет. Цена поражает: в год около 500 йен за один гектар. Россияне выразили жесткий протест: По их словам, через 20 лет мэром будет китаец.

Правительство России приняло закон о безвозмездной аренде земли для россиян в надежде ускорить их переселение, однако многие эксперты опасаются, что ситуация, возникшая после развала СССР, может повториться. В 1990-е годы акции госкорпораций были раскуплены в мгновение ока. В результате свои карманы набивала только особая каста, связанная с властями.

Дальний Восток не может встать на ноги без Китая, что приводит к наплыву китайцев.

Профессор Ходарковский отмечает: «Российские земли вдоль Амура уже превратились в китайскую вотчину».

Невозвращенные земли.

В результате наплыва китайцев возникает движение за возврат земель, однако вернуть территории России будет непросто.

Российская империя, выступавшая частью западных сил, в 1858 и 1860 году подписала с ослабевшим Китаем Айгунский и Пекинский договоры, по которым она получала Дальневосточный регион. Эти обширные территории, включающие Приморский край, в несколько раз больше Японии. В результате Китай лишился выхода к морю на северо-востоке страны. Это были унизительные и неравноправные договоры для Китая — как в ситуации с Гонконгом, который отошел Великобритании после Опиумной войны.

В 1960-е годы между Китаем и СССР даже разразился территориальный конфликт. Дело дошло до вооруженного столкновения. Тем не менее после окончания холодной войны начались переговоры о демаркации границ, и в 2008 году стороны достигли соглашения. В настоящее время у России и Китая нет территориальных проблем.

Несмотря на это, в китайском интернете часто появляются высказывания о землях, отобранных Россией.

В июле The New York Times подготовила репортаж о Владивостоке, который в последние годы посещает все больше китайцев. Это город западного типа, название которого означает «владеть Востоком». Этот покинутый прибрежный край развивался в качестве опорного пункта на Дальнем Востоке.

«Очевидно, что эти земли принадлежали нам. Но я пока не думаю о том, чтобы вернуть их как можно быстрее», — говорит китаец из провинции Гирин. Представитель одного из владивостокских исторических НИИ подчеркивает: «Китайские ученые и чиновники не говорят о правах на Владивосток, однако простые китайцы, размышлявшие о несправедливых договорах, считают, что когда-нибудь эти территории надо вернуть».

Мороженое как символ «медового месяца»

Территориальный национализм, который подогревали китайские власти в связи с Тайванем, Тибетом, архипелагом Сэнкаку и Южно-Китайским морем, уже вышел за рамки намерений правительства и обратился в сторону России. Многие китайцы уже сейчас считают, что Дальний Восток — это украденные территории.

Во время встречи на высшем уровне, которая прошла в сентябре в Ханчжоу, президент Путин подарил главе КНР Си Цзиньпину его любимое российское мороженое, тем самым проиллюстрировав «медовый месяц» в двусторонних отношениях. Россия и Китай находятся в конфронтации с западными странами в связи с Крымом и Южно-Китайским морем соответственно и укрепляют двусторонние отношения.

Между тем ящик Пандоры, таящий в себе территориальную проблему на Дальнем Востоке, пока закрыт. Если обострится национализм, то мороженое, скорее всего, быстро растает.

Как следует из аннотации, в статье исследуются экономические предпосылки развития российского Дальнего Востока. Сделан анализ допущенных в ходе рыночных преобразований стратегических ошибок и их последствий. Определены позитивные и негативные аспекты осуществления программных мероприятий российского правительства и основные условия восстановления демографического и производственного потенциала региона».

В статье подчеркивается особая приоритетность задачи «…интенсивного освоения этой отдаленной, но поистине масштабной по запасам и уникальности природных ресурсов территории путем формирования здесь адекватного контингента населения, научно-технического и производственного потенциала».

Рассматриваются различные подходы к её решению. Обозначается необходимость устойчивых тенденций «…увеличения численности населения российского Дальнего Востока, развития Дальневосточного отделения РАН и отраслевых научно-исследовательских институтов, морских портов, торгового и рыбодобывающего флота, создания целого ряда предприятий в сфере авиа- и приборостроения, судостроения и судоремонта, в горнодобывающей, цветной, лесоперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности».

К сожалению, как пишется в статье, «проведенное относительно в сжатые сроки разгосударствление собственности с «дроблением» крупных инфраструктурно обеспеченных производственных объединений в базовых отраслях на большое количество мелких бизнес-структур не привело к ожидаемому росту эффективности производства», что «…положило начало разрушительным тенденциям в сохранении многими десятилетиями создаваемого демографического, прежде всего интеллектуального, потенциала Дальнего Востока».

Говорится в статье и о проблемах развития, вызванных «…стратегически неверными правительственными решениями», которые привели к стагнации промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока. «Непродуманность, а в отдельных случаях и безответственность принимаемых на федеральном уровне управленческих решений по сохранению статус-кво Дальневосточного региона в реализации общегосударственных функций определили стремительно ниспадающую траекторию его развития…».

В статье много статистики, подтверждающей правильность сделанных выводов, утверждающих, что «…главным приоритетом <…> должно стать создание комфортных условий для проживания и трудовой деятельности существующего в регионе населения, а не переселение сюда жителей слаборазвитых стран под залог предоставления жилья и земли». «Прежде всего, по мнению автора, необходимо коренным образом улучшить качество предоставляемых дальневосточникам государственных услуг: здравоохранения, образования, социального обеспечения, правой защиты и т. п.».

Обозначается так же «…необходимость реализации эффективных мер по стимулированию отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в производства по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, включая отмену таможенных пошлин для дальневосточных экспортеров продукции глубокой переработки и на импорт не имеющего аналогов технологического оборудования».

В качестве выводов. Статья, анализ которой я попытался сделать, весьма показательна. И очень важный момент, целенаправленно не озвученный мною в самом начале, это дата ее опубликования. Статья вышла в свет в … 2012 году. Сегодня 2018 год. Что мы имеем? Прямо противоположную картину: снижающийся уровень здравоохранения и образования, малая доля глубокой переработки вывозимых за рубеж полезных ископаемых и биоресурсов, огромное количество трудовых мигрантов на фоне отсутствия рабочих мест для местных жителей, низкие заработные платы.

И масса сомнительных проектов, типа «дальневосточного гектара», отдача от которых не очевидна даже школьнику. В этой связи могу сделать два важных вывода. Во-первых, очень приятно, что есть на Дальнем Востоке ученые, которые знают, как нужно развивать наш регион. Во-вторых, крайне досадно, что предложения дальневосточников абсолютно не волнуют федеральный центр, который со своей «колокольни» все пытается и пытается что-то сделать, но получается у него, откровенно, не очень. Люди продолжают бежать в центральную часть страны.

В связи с этим у меня лично возникает вопрос – может нужно Александра Павловича Латкина поставить министром по развитию Дальнего Востока? Есть и другие достойные люди. Что у нас в регионе мало ученых, труды которых есть в открытом доступе? Неужели это никому не приходило в голову?! Ответ на данные вопросы прост. Похоже, развивать Дальний Восток никто и не собирается. Вывоз ресурсов за границу – вот и все развитие. Поправьте меня, если я ошибаюсь. Я буду только рад…

Российский Дальний Восток — это обширный регион, в царские времена использовавшийся как место ссылки политических преступников. В белом аду Сахалина оказывались такие люди, как Достоевский (сам Достоевский на Сахалине не был, прим. переводчика). Места заключения назывались каторга, они были предшественниками коммунистических и нацистских лагерей. Вдоль реки Амур веками велись пограничные войны между Китаем и Россией, и споры еще не закончились.

Российский Дальний Восток включает Забайкалье, Амурскую область, Камчатку, остров Сахалин и такой город, как Владивосток. Экономика этой зоны бурно развивается благодаря минеральным богатствам территории (залежам железной руды, серебра и титана)

9 октября в Интернет был выложен видеофильм, в котором 4 главаря сепаратистов Амурского региона говорят спокойным тоном, но с пистолетами в руках. Речь идет о молодых людях, этнически русских, как и большинство населения области, которые намерены создать независимую от России республику со столицей во Владивостоке.

Согласно недавним опросам, большинство областей Дальнего Востока хотело бы отделиться от России, чтобы объединиться с Японией, с которой у России не решен территориальный спор о принадлежности Курильских островов (несколько дней назад их пытался посетить Медведев). Области требуют независимости. Согласно российским средствам массовой информации, амурские боевики-сепаратисты используют тактику, позаимствованную у моджахедов так называемого Кавказского эмирата, и многие из них якобы приняли ислам.

Этим летом российская печать много писала о действиях группы из 30 сепаратистов, в результате которых были убиты несколько российских милиционеров. Во главе этой партизанской группы стоит бывший полковник советских секретных служб Роман Муромцев.
Российский спецназ уничтожил 2 сепаратистов, а двое других были схвачены. Затем полковник Муромцев и его группа как будто бы перебрались в Сибирь, чтобы пройти военную подготовку и завербовать новых боевиков.

Среди комментариев к видеофильму есть вопросы, касающиеся «партизана Перми, который разрушил милицейский пост ГАИ и пытался заминировать газопровод Путина в Башкирии». Отсюда можно понять потенциальную угрозу этой асимметричной партизанской войны и то, что Путин и Газпром должны принять меры.

Вот отрывок из текста, объявляющего о партизанской войне:

Народ будет на нашей стороне, потому что на нашей стороне правда. Мы уже победили. Мы одержали победу в наших душах, потому что в них нет больше страха и трусости, и вы никогда не сможете одержать над нами верх.
Все что вы можете сделать — это терроризировать свой народ, беспомощный и покорный, привыкший к оскорблениям. Вся мощь империи, называемой Российская Федерация, полностью базируется на алкоголизме, страхе и трусости. В один прекрасный день она рухнет, и вы будете погребены под ее обломками. Вы можете обманывать простаков, которые в силу своей рабской природы не в состоянии понять, где правда и где ложь, но вам не удастся провести Всемогущего, ибо Он все видит.
Мы будем убивать вас из кустов, стрелять вам в затылок, так как вы этого заслуживаете.И да будет так. И вам этого не избежать. Пусть все, кто служит в ФСБ (бывшем КГБ), в судах и в тому подобных бандах, знают: ничто вас не спасет.
Мы не признаем ни федеральные, ни местные законы. Мы отрицаем все законы Российской Федерации и приветствуем любого, кто противостоит вам на Северном Кавказе, и других достойных, честных и благородных людей. Мы используем наше оружие, чтобы уничтожить вашу Российскую Конституцию, мы будем стрелять прямо по кокардам ваших военных фуражек с российским государственным гербом. Знайте это и трепещите.
Страна в разрухе. Общество в разрухе. Оглянитесь вокруг. Все пьют. Страна катится в пропасть, и мы поможем ей ускорить это движение, убивая и создавая хаос. Те, у кого есть глаза, должен взяться за оружие и стрелять, убивать, помогая нам этим или другим способом разрушить жилище этих бастардов
К оружию! Спасайте ваши души! Пока не стало слишком поздно.

Директор радиоканала «Эхо Москвы», принадлежащего Газпрому и КГБ/ФСБ, утверждает, что это заявление напоминает фетву исламского проповедника на Кавказе Саида Бурятского.

Основы дальневосточной политики России в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона заложены в прошлом, когда только началось в XVII веке освоение восточных территорий России. Исторические предпосылки свидетельствуют, что с открытием Дальнего Востока начался процесс освоения новых земель. Многочисленные походы русских землепроходцев открыли новые земли на восточной части страны. В свою очередь присоединение дальневосточных земель к России имело в основном положительное значение для коренного населения, и Царское правительство учитывало стратегическую необходимость этого региона. Дальний Восток России обладал колоссальными богатыми природными ресурсами, и на протяжении долгих десятилетий оставался сырьевым придатком страны. В течение всего советского периода Сибирь и Дальний Восток рассматривались в качестве сырьевой и энергетической базы экономики государства.

В результате открытия, изучения и хозяйственного освоения территории Дальнего Востока в XVII-XIX вв. этот край стал нераздельной частью России, связавшей континентальные районы Урала и Сибири с Тихим океаном, зарубежными странами Восточной Азии. Становление сельского хозяйства и промышленности на Дальнем Востоке в XVII веке способствовало интенсивному развитию торговли. Происходил обмен товарами между регионами, устанавливались со временем феодальные отношения. Вместе со значительным экономическим потенциалом эти восточные территории явились мостом, соединяющим Россию со странами АТР.

Таким образом, в центре внешней политики России на Дальнем Востоке в течение почти двух столетий (XVII-XIX вв.) оставалась главная проблема- урегулирование отношений с двумя наиболее крупными соседями - Китаем и Японией, поскольку между Россией и этими странами существовали серьезные разногласия по территориальному вопросу.

Налаживание сотрудничества России с Китаем рассматривалась как возможность дальнейшего продвижения России в Восточную Азию. Политический вес Китая в регионе имел влияние на внешнеэкономическую деятельность и мирную политику в целом, которые явились основополагающими факторами в международных связях. Это характеризовалась сугубо напряженными отношениями двух стран, в связи с серьезными разногласиями вокруг территориальных границ. Определение этих границ между Россией и Китаем сопровождалось многочисленными переговорами, в результате которых межгосударственные отношения сторон были закреплены в Нерчинском договоре от 1689 года, где решение амурской проблемы было перенесено с военной - в дипломатическую сферу.

Это позволило продолжить внешнеэкономические отношения между Россией и Китаем, так как оба государства понимали, что без развития внешнеторговых связей не добиться подъема национальной экономики. Таким образом, Россия получила возможность вести свободную торговлю на китайской территории, что способствовало стабилизации политической и международной обстановки на Дальнем Востоке. По существу в развитии русского Дальнего Востока за годы первой и гражданской войн усилились черты геополитической амбивалентности, делавшие эту тихоокеанскую окраину России потенциальным объектом силовых переделов территорий и сфер влияния. В обстановке неопределенности восточных границ России, где намерения Китая овладеть этими территориями были слишком очевидны. Поэтому в 1856 году министр иностранных дел А.М.Горчаков твердо определил линию русско-китайских отношений и линию мирного урегулирования Амурского вопроса. Китайское же правительство ввиду освоения Приамурья Россией, отказывалось от установления добрососедских отношений и заявило о своих притязаниях на земли Приамурья, примыкающие к островам Большого Уссурийска и Тарабарова.

Следует отметить, что территориальные споры также наблюдались и в отношениях России с Японией. В результате продвижения россиян на Курильские острова с севера, а японцев - с юга к середине XIX века российско-японская граница сложилась между островами Итуруп и Уруп. В ходе русско-японской войны 1904 года, Россия уступила Японии часть острова Сахалина южнее пятидесятой параллели северной широты. Так продолжалось вплоть до окончания второй мировой войны, пока не вступило в силу Ялтинское соглашение 1945 года, по которому было получено юридическое подтверждение передачи СССР Курильских островов. Однако Россия и Япония до сих пор продолжают считать пределы Курильских островов исконно своими и тем самым препятствуют установлению доверительного партнерства между этими странами.

В начале ХХ века на Дальнем Востоке России наблюдается стремительный рост интернационализации хозяйственно-культурной жизни региона, чему немало способствовали интенсивные торгово-экономические связи с сопредельными странами Восточной Азии. Первоначальный курс на интеграцию советского Дальнего Востока в быстрорастущую тихоокеанскую экономику был преждевременным из-за слабой заселенности и удаленности от снабжающих центров СССР. Это было основным препятствием для реализации задачи "мощного хозяйственного роста" при опоре на внешние ресурсы. Дальний Восток России при советской власти, вместо экономически процветающего региона превратился - в военную зону.

В марте 1920 года была провозглашена Дальневосточная республика, включающая в себя Забайкалье, Приамурье и Приморье. После образования Дальневосточной республики Советское правительство пыталось наладить отношения с Китаем, используя этот регион в качестве буфера. Таким образом, к концу 1920-х годов на Дальнем Востоке была обеспечена надежная и эффективная защита тихоокеанских рубежей СССР, которая в полной мере оправдала себя в годы второй мировой войны. Присутствие военно-морской базы Тихоокеанского флота СССР не позволило совершить акт агрессии японским милитаристам от которых пострадали многие страны АТР.

В 1950-1960-е годы внешняя политика СССР на Дальнем Востоке осуществлялась в рамках административно-командной системы и предполагала не согласование, а подчинение регионов интересам государства. Региональная политика со стороны государства ограничивалась лишь внешней безопасностью и территориальной целостностью. Военно-политическая обстановка в РДВ затормозила его и экономическое развитие и "открытие" внешнему миру. Страны АТР были крайне обеспокоены наращиванием военного потенциала в этом регионе, о чем свидетельствует Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР 1972 года. В нем говорится об усилении и дополнительном развитии оборонных производств на Дальнем Востоке. Такие меры диктовались поддержанием военно-политического паритета в условиях холодной войны. Военно-морской флот на восточных границах страны считался наиболее приоритетным. Это форпост военной мощи на Тихом океане, в котором заключалось превосходство СССР над другими странами.

Вплоть до конца 1980-х годов во внешнеполитической стратегии СССР акцент делался на развитие военной составляющей в ущерб экономической. В результате СССР оказался вытесненным из района Северо-Восточной Азии и в экономическом и в политическом плане. Несмотря на непропорциональность развития РДВ, тем не менее, наблюдался подъем его экономической деятельности. Давай обратимся к фактам: в 1985 году на долю ДВР приходилось более 40% общесоюзного вылова рыбы и добычи морепродуктов, до 13% вывоза леса, что вывело Дальневосточный район в ряд приоритетных регионов страны. Этому способствовала также принятая в сентябре 1987 года Долговременная государственная программа экономического и социального развития Дальневосточного района и Забайкалья на период до 2000 года. Предполагалось, что эта программа в процессе реализации поможет преодолеть социально-экономические трудности сложившиеся в РДВ. Однако реформы 1990-х годов частично приостановили эту программу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Население этого региона до сих пор испытывает большие трудности, вызванные перестройкой.

В 1990-ые годы, Дальний Восток России, оставшись наедине с трудностями, отдалился от центральной части страны, и счел необходимым установить сотрудничество с внешним миром. Между этими внешними силами стала разворачиваться борьба за сферы геополитического и геоэкономического влияния, главной целью которой было их стремление получить доступ к природным ресурсам Дальнего Востока России. Соответственно регион, оказавшись в центре внимания целого ряда зарубежных стран, особенно стран Восточной Азии, ориентировался на экономическое сотрудничество с ними. Это своего рода стала преимущественной стратегией в социально-экономическом развитии РДВ и опиралась на сырьевой сектор экономики.

На рубеже XXI века геополитические изменения во многом повлияли на структуру международных отношений с возрастающим уклоном на региональные связи. В этом отношении Россия претерпела колоссальные изменения: 70% российских границ остались (незащищенными) опасными и ненадежными. Сопредельных государств стало втрое больше, чем было несколько лет назад. Соответственно увеличилось относительная значимость азиатского компонента. Неосвоенная гигантская Сибирь все более становится геополитическим центром державы. Однако прежнее место России в АТР и в мире рассматривалась уже не как великая держава, а скорее как региональная на постсоветском пространстве. В этом отношении Россия и 24 субъекта РФ впервые оказались в положении приграничных территорий с 30% населением. На их территории расположены важные стратегические объекты вооруженных сил, объекты промышленного комплекса, транспортной коммуникации, АЭС и предприятия с потенциальной экологической опасностью, уязвимость которых осложняет подготовку и осуществление мероприятий стратегического характера.

Суть в том, что большинство восточных территорий России неэффективны в плане разработки их недр и остаются неосвоенными в силу недостаточной инфраструктуры. Истинной причиной нынешнего состояния Дальнего Востока России является недостаточно зрелая хозяйственная деятельность, слабая экономика и инфраструктура, порожденные географической удаленностью от основных, экономически развитых районов страны. Несомненно, эти регионы вносят вклад в развитии нашей страны для подъема экономического благосостояния России.

В 2000 году Дальний Восток России был переименован на Дальневосточный Федеральный Округ. ДВФО включает десять субъектов Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа. ДВФО самый большой экономико-географический район России, территория которого составляет - 6 млн. 215,9 тыс. кв. км., то есть 36,4% территории России. Более 80% территории Дальнего Востока России отнесено к Крайнему Северу, почти? - горные местности. Население по данным 2002 года составляет 7 млн. 107 тыс. человек, или 4,91% российского населения. Эта цифра по данным 2004 года весьма изменилась, что показывает о постепенной сокращаемости населения Дальнего Востока России с численностью 6 млн.634 тыс.чел. Дальневосточный регион производит 4-5% ВНП России. Тенденции восстановления хозяйственных отраслей дальневосточной экономики на сегодняшний день таковы:

По данным Госкомстата на 01.01.2000 года численность населения составляла 7,2%, а в конце 2015 года предположительно ожидается 6,6%.

§ Хозяйство Дальнего Востока нацелено на развитие промышленности связанной, прежде всего, с особенностями его природных условий и ресурсов. В морях Дальнего Востока морях сосредоточены огромные рыбные ресурсы. Ни один рыболовецкий район страны не располагает таким разнообразием добываемых рыб, морских животных и водорослей, каким характеризуется Дальневосточный бассейн.

§ В число профилирующих отраслей Дальнего Востока входит также лесная и лесоперерабатывающая промышленность. Её основой служат богатые и разнообразные лесные ресурсы.

§ Добыча цветных металлов и минералов по-прежнему остается доминирующей отраслью Дальневосточного Федерального округа.

§ В народном хозяйстве Дальнего Востока преобладает горнодобывающая промышленность и первичная переработка природного сырья.

§ Морские порты Дальнего Востока, как известно, играют важнейшую роль в обеспечении транспортно-экономических связей между отдельными территориальными частями Дальнего Востока и странами зарубежья.

Однако трудности экономического и политического характера не должны повлиять на развитие интеграционных процессов со странами Восточной Азии. Здесь важно развивать привлечение новейших разработок в области информационных технологий и источников финансирования. Активизация России в интеграционных процессах с сопредельными странами АТР как приоритетное направление содействует их укреплению и во многом зависит от стабильности внутренней обстановки, которая в свою очередь обусловливает характер межгосударственных отношений.

Российский Дальний Восток как экономико-геостратегическая зона находит стимул к развитию в привлечении иностранного капитала и включает в себя горнодобывающую промышленность, рыбо-хозяйственный комплекс, лесную индустрию, природно-ископаемые ресурсы, железнодорожный и морской транспорт. Таким образом, Дальневосточный регион России больше всего стремится к подъему своего экономического благосостояния и для этого имеет все рычаги для сотрудничества с зарубежными странами и тем самым служит укреплению России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегический интерес стран АТР к России вызван взаимовыгодным сотрудничеством в области энергетики и природопользования. Дефицит собственных ресурсов в этих странах вынуждает к сотрудничеству с Дальним Востоком России. В этом отношении наиболее показательно развитие многостороннего сотрудничества, которое в настоящее время реализуется лишь в рамках ТЭК Сахалинского и в перспективе - Туманганского проектов. Однако проекты эти слишком медленно воплощаются в жизнь из-за пассивности стран-партнеров. Прежде всего, инвесторы не торопятся вкладывать средства в условиях неразвитой экономики Дальневосточного региона. К тому же, они часто сталкиваются с трудностями российского законодательства, отсутствием благоприятного инвестиционного климата, низкой результативностью и эффективностью. Ситуация осложняется нависшей угрозой терроризма, теневой экономикой, коррупцией, тенденциями национализма и экстремизма.

Кроме того, экономическая нестабильность РДВ крайне затрудняет внешнеполитический курс России. Здесь открывается широкое поле деятельности для региональной дипломатии. В первые годы перестройки парадипломатия опиралась в основном на инициативу и действия региональных властей. Они осуществляли свои прерогативы вне конституции страны, поскольку считали, что ситуация лучше просматривается на местах, чем из Центра. Было понятно, что несогласованность отношений между регионами и Центром непосредственно сказывается на авторитете российского государства в мире, состоянии его обороноспособности, экономики, политических и социальных процессах. Однако удаленность и относительная экономическая и географическая обособленность от европейского центра России делает российский Дальний Восток естественным партнером для стран АТР.

Некоторые зарубежные исследователи в своих прогнозах идут еще дальше, полагая, что Дальний Восток России и Сибирь могут быть втянуты в орбиты влияния Японии и Китая и даже "вовлечены в войну по перетягиванию каната между этими двумя государствами". Проведение Россией гибкой политики в АТР позволяет множественность самых разных противоречий и конфликтов между тихоокеанскими государствами. Автор убежден, что полноценное участие российского Дальнего Востока способствует активизации внешнеполитической стратегии России, в частности, региональному сотрудничеству с Японией и Китаем. Поэтому интеграция России в АТР через дальневосточные территории может произойти ускоренными темпами в случае полномасштабного развития ДВР как потенциально привлекательной зоны для международного сотрудничества. Общее состояние Дальневосточного региона в немалой степени отражается участием сопредельных стран АТР в совместных программах и предприятиях, активностью международных симпозиумов, конгрессов, семинаров по вопросам регионального и мирового масштаба по внешним связям. Весь этот процесс позволит оценить уверенные представлениями АТР о привлекательности сотрудничества с Россией. Уместно заметить, что после затянувшегося периода "проб и ошибок" - наблюдается взаимовыгодное сотрудничество субъектов России со странами внешнего мира, где развитие региональных отношений проводится между Хабаровским краем, Приморским краем и Сахалинской областью с такими странами как Китай, США, две Кореи и Япония.

Следовательно, для России развитие экономического благосостояния Дальнего Востока - элемент ее геополитики. Региональная стратегия развития Дальнего Востока - инструмент и часть геополитической стратегии России. Стратегия геополитической переориентации России на Азию состоит в последовательном усилении своего экономического и политического влияния и участии в хозяйственных процессах с АТР. Это, прежде всего, проявляется в том, что Россия выступает в качестве связующего звена между странами АТР и Европы. И с образованием соответствующих интеграционных структур Россия может стать одним из конкурентоспособных государств в мировой экономике. Следует отметить, что транспортно-хозяйственное развитие азиатской части России характеризуется созданием новых трансконтинентальных магистралей, зон хозяйственного освоения и развития. Суть этого развития в том, чтобы привлечь иностранный капитал в хозяйственном освоении восточных регионов России. Им требуется создание технологически завершенных межотраслевых комплексов с ярко выраженной экспортной направленностью на страны Северо-Восточной Азии: транспортного, энергетического, агропромышленного, рыбопромышленного, лесной и дерево обрабатывающей промышленности, металлургического, горно-химического и нефте-газохимического. Автор полагает, что энергетическая структура РДВ нуждается в ориентированном и рациональном использовании ресурсов Тихого океана с экспортной ориентацией, прежде всего на создание транспортных связей России со странами АТР.

Достаточно вспомнить какую важную роль российский Дальний Восток между странами Северо-Восточной Азии играет Транссибирская железнодорожная магистраль. Дальнейшее развитие этого проекта, так называемого международного Транссибирского контейнерного моста, связан с транскорейской железной дороги для создания транспортного хода между Азией и Европой. Этот проект позволит в перспективе обеспечить перевозки грузов, в частности, международных контейнеров из Кореи и Северо-Восточного Китая, которые не могут не миновать территорию Дальнего Востока России как будущую свободно экономическую зону.

На огромном пространстве Дальнего Востока и Забайкалья его природный и интеллектуальный потенциал является решающим фактором в мирохозяйственной деятельности. Но в связи с малонаселенностью территории эти не в силах обеспечить социально-экономический подъем Дальневосточного региона в целом. Российская экономика нуждается в иностранной рабочей силе из Китая и Северной Кореи.

Для них наш регион привлекателен, так как помогает повысить собственное благосостояние. Представители этих стран испытывают большие бытовые трудности, решение которых видят за пределами своих границ. Для их пересечения они пользуются легальными и нелегальными средствами. В основном они оформляют туристические визы, которые позволяют им оставаться на территории другого государства. Таким образом, восточные территории постепенно были заселены огромным количеством рабочей силы из Китая и Северной Кореи, которые послужили причиной возникновения проблем миграции. Этот контингент лиц на территории России не гнушается сложными условиями труда, не требует особых привилегий и пользуется доверием местных властей. В то же время жители РДВ выражают свое недовольство, так как мигранты занимают их рабочие места. Таким образом, Россия и Китай до сих пор не имеют четких контуров взаимодействия в урегулировании проблем нелегальной миграции.

Относительно других стран СВА, таких как Япония и Республика Корея, то они представляют интерес для РДВ и России в целом их передовыми технологиями и экономико-инвестиционными планами сотрудничества. Они выступают в роли финансового донора, позволяющего превратить РДВ в конкурентоспособный регион в мировой экономике и во внешних связях. Исходя из динамики регионального сотрудничества Россия должна ориентироваться не только на Запад, но и на Азиатский регион - в политическом плане гораздо более хрупкий и противоречивый. В данном отношении Дальний Восток России выступает надежным ключом России к воротам Азиатско-Тихоокеанского Региона. Этому способствует геополитическое расположение Дальневосточного региона, которое дает возможность проводить более тесные доверительные отношения с ведущими странами Восточной Азии.

Президент РФ В.В.Путин отметил тем, что полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана - естественно и неизбежно. Сегодня перед нами открыт весь спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике, по вопросам экономики, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов. Такая точка зрения характерна для многих ведущих специалистов в области внешних связей РДВ с АТР (П.А.Минакир, Л.В.Ларин, П.Я.Бакланов, Л.В.Забровская и др.).

Границы внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока России и Северо-Восточной Азии способствуют развитию взаимовыгодного сотрудничества. Долговременной и геостратегической задачи России - обеспечение военно-политического и экономического влияния России в бассейне Тихого океана, контроль над важными стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе эксплуатации в систему международного разделения труда в этом регионе мира.

Таким образом, экспорт сырья может компенсировать сокращение внутреннего спроса и поддержать динамику общеэкономической конъюнктуры, тогда преодоление кризиса Дальнего Востока России позволит обеспечить умеренное освоение и поднятие социально-экономической жизнедеятельности, процветание Дальнего Востока России, создание благоприятного и стабильного общества. Следует отметить, что структура внешнеэкономической деятельности ДВР и федерального правительства России не всегда соответствует друг другу и единой внешнеполитической стратегии России в АТР. На наш взгляд, создание в данной сфере прочной нормативной базы для регулирования деятельности субъектов Российской Федерации и разграничения их полномочий даст возможность упрочить роль субъектов во внешних связях.

Именно полномочия субъектов Федерации с зарубежными странами позволят проводить взаимовыгодный процесс во внешнеэкономической деятельности. Правы те авторы, которые утверждают, что необходимо определить геополитическое значение восточных границ и законодательно придать им особый статус, разграничив обязанности государства и местной власти, с учетом факторов отдаленности, национальности и климатических условий. Диссертант полностью разделяет точку зрения В.И.Ишаева, согласно которой для Дальнего Востока и Забайкалья необходимо особое нормативно-правовое поле, действующее в регионе и отвечающее характеру, его особенностям не только в силу отличия от общероссийских стандартов, но и обеспечивающие условия для смены парадигмы развития.

В этом плане важным элементом механизма координации международных и внешнеэкономических связей регионов стал созданный в 1994 году Консультативный совет (КС) субъектов Российской Федерации при МИД России. Основополагающими документами послужили федеральные законы: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г., "О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ" 1996 года., "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 г.

Указ Президента Российской Федерации "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" от 12 марта 1996 г.

Необходимо сказать, что без соответствующих законов не было бы полноправного и юридически обоснованного участия субъектов РФ в развитии внешних связей. В зависимости от принимаемых законов, региональный фактор в межгосударственных отношениях характеризуется укреплением внешнеполитического курса России в Северо-Восточной Азии. Важен еще один нюанс, который следует учитывать: распоряжением министра иностранных дел Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 января 2003 г. был создан Совет глав субъектов Российской Федерации. Его целью является содействие повышению эффективности участия регионов в обеспечении внешних интересов Российской Федерации.

Структура внешнеполитического курса России может усилиться в случае активизации внешнеэкономических связей России. В настоящее время доля российского экспорта в страны АТР составляет более 20%. На Дальневосточный регион приходится около 10% всех иностранных инвестиций в российскую экономику. Структура притока иностранных инвестиций в ДВР в целом состоит в основном из японских инвестиций. Их доля за последние 26 лет составила в регионе около 620 млрд. долл., из которых Россия получила 0,054% от общей суммы, а российский Дальний Восток - 0,025 %.

Южная Корея

В данной таблице отражен, что больший удельный вес инвестиций приходится на Японию, но это отнюдь не значит, что развитие Дальнего Востока России полностью зависит от японского капитала. Мы убеждены, что здесь важна не величина капитала отдельно взятого государства, а непосредственное участие ведущих стран Северо-Восточной Азии, которые так или иначе способствуют экономическому подъему восточных границ России. Социально-экономические трудности и проблемы демографии Дальневосточного региона являются наиболее актуальными проблемами последнего десятилетия.

Демографический потенциал Дальнего Востока России, несравнимо меньше с центральной частью страны. К тому же в этом регионе есть свои структурные особенности: численность населения в северной части (Магаданская и Сахалинская области и Республика Саха) гораздо меньше чем в южной (Приморский, Хабаровский, Амурский края). В 1989-1990-е гг. по имеющимся оценкам пределы Дальнего Востока покинуло 11,3 тысяч местного населения. Этому способствовали обвал экономики и социально-политические катаклизмы. Этот период оказался критической отметкой в плане уменьшения численности населения в регионе. На 1.01.1998 г. на Дальнем Востоке проживали всего лишь 7336,3 тысяч человек - это на 9% меньше, чем в 1991 году. В настоящее время эта тенденция сохраняется. Численность населения ДВР на 1.01.2004 г. составило 6634,1 человек.

Обращаем внимание на тот факт, что демографический спад в Дальневосточном регионе, не может обеспечить его полномасштабное развитие, требующее огромное количество высокотехнологических и людских ресурсов. Тогда за счет чего этот регион будет осваивать те 50-60% ресурсов планеты, которые содержатся в её недрах. Ведь общеизвестно, что Россия имеет все шансы для возрождения и обретения статуса великой державы, если сравнимой по мощи с ведущими государствами мира, если сможет эффективно распоряжаться богатствами своих недр. Но дело не только в наличии полезных ископаемых России, главное - умело сочетать экономическую стабильность России с полноценным включением региона в мирохозяйственные связи с ведущими странами СВА. В этом отношении РДВ должен стать не столько витриной России для стран АТР, сколько привлекаемой экономической зоной для внутри региональных и внешних связей. Согласно высказыванию министра иностранных дел С.В.Лаврова, "опыт последних лет подтверждает, насколько правильным был выбор, сделанный еще в 90-е годы прошлого века Министерством иностранных дел и руководством субъектов Федерации в пользу налаживания самого тесного взаимодействия в деле развития международных и внешнеэкономических связей российских регионов".

Таким образом, укрепляется сотрудничество РДВ с близлежащими странами Восточной Азии, оно становится более эффективным и результативным, усиливается роль РДВ как равноправного партнера в Тихоокеанском регионе. Следует подчеркнуть, что решение долговременной стратегической задачи экономического подъема российского Дальнего Востока также зависит от создания тихоокеанской стратегии РФ. В рамках данного исследования автор попытался рассмотреть РДВ в контексте внешней политики и понять, как формируется структура геополитической стратегии переориентации и как влияет она на динамику международных связей приграничных территорий. Теоретический анализ разрабатываемой стратегии позволит специалистам осмыслить этот материал на практике. Для комплексного подхода к этой проблеме необходимо изучить динамику интеграционных связей России со странами Северо-Восточной Азии.

С момента публикации предлагаемой статьи прошло чуть больше года. И было бы крайне интересно узнать мнение жителей Дальнего Востока о том, сбылись ли прогнозы авторов, как изменилась ситуация за прошедший крайне насыщенный разными событиями год.

***

Россия, по мнению Илларионова, за свою позицию по Украине должна расплачиваться своими территориями. В том числе и с теми странами, которые не поддерживают карательные операции киевской хунты против русскоязычного населения, например, с Белоруссией и Китаем

В конце октября 2014 года некоторые американские и китайские СМИ опубликовали заявление бывшего советника президента РФ (2000-2005) А. Илларионова, ныне проживающего в США. Этот российский либерал-реформатор, с осени 2006 года являющийся старшим научным сотрудником Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (Вашингтон), сделал очередной прогноз относительно того, чем для России может закончиться дальнейшее развитие «украинского кризиса».

По мнению А. Илларионова, самый худший сценарий заключается в том, что «новая холодная война перейдет в широкомасштабную горячую», в результате чего «проигравшей России… придется вернуть соседям те территории, которые некогда были ею присвоены».

Какие же территории, согласно прогнозу этого американского эксперта, должна отдать Россия? И кому? Цитата: «Сибирь и 1,5 миллиона квадратных километров земли Дальнего Востока — Китаю, Курильские острова и Сахалин — Японии, территории Калининградской области (бывшая восточная Пруссия) — Германии. Пять регионов на юге страны Россия должна Украине, два на севере — Белоруссии. Некоторые районы на северо-западе — Эстонии и Латвии, а большую часть территории на севере — Финляндии».

Что описывает здесь наш бывший высокопоставленный чиновник, превратившийся в сотрудника американского института (кстати сказать, института, выступающего за «снижение военного и политического вмешательства в международной политике»)?

Он описывает не просто военный конфликт России с неким альянсом стран, имеющих противоречивые интересы. Он не просто включает в этот альянс Китай. Он говорит о том, что этот конфликт породит крах всего Ялтинско-Потсдамского мироустройства. Что возможно, только если Россия подпишет акт о безоговорочной капитуляции. Ведь только на основе такого акта возможно расчленение России. Илларионов понимает, что такой военный конфликт неминуемо породит войну с использованием стратегического ядерного оружия. И какие именно зараженные территории к кому после этого отойдут — так ли это уже будет важно? А главное — из-за чего все эти ужасы могут произойти? Из-за того, что Россия очень деликатно отстаивает свои интересы в конфликте с бандеровской хунтой, незаконным образом захватившей власть на Украине?

Еще раз обратим внимание читателя на то, что Россия, по мнению Илларионова, за свою позицию по Украине должна расплачиваться своими (в том числе, исконными) территориями. В том числе и с теми странами, которые тоже не поддерживают карательные операции киевской хунты против русскоязычного населения, например, с Белоруссией и Китаем.

Но в данном случае нас больше беспокоит не «щедрость» А. Илларионова, представляющего позицию определенной части мировой элиты, а некоторые действия российских чиновников, экспертов и представителей белоленточной оппозиции, которые ставят под угрозу территориальную целостность России без всякой внешней военной агрессии.

В предыдущих материалах газеты мы уже начали разбирать ту ситуацию экономического и социального регресса, которая сложилась в Сибири и на Дальнем Востоке в результате так называемых либеральных реформ 1990-х годов. К сожалению, попытки, предпринимаемые властью в 2000-е годы, не смогли переломить ситуацию. Ведь переломить ее можно, только выдвинув и реализовав один крупнейший стратегический проект фундаментального обновления драгоценного для России дальневосточного региона. Вместо одного такого проекта налицо много проектов, гораздо менее масштабных.

Среди них, например, проекты «Большой Владивосток» (1990-1993), «Тихоокеанская Россия» (2003-2006), «Стратегия развития Приморья до 2025 года». При этом ни один из этих проектов не оказался реализован. А между проектами, как утверждают эксперты, не существует «никакой преемственности, каждое новое первое лицо рисовало свою стратегическую линию вне зависимости от того, что делали его предшественники».

Такая политика и породила у части региональной элиты настороженное отношение к очередному проекту нового министра РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) Александра Галушки.

С приходом в сентябре 2013 года этого очередного главы Минвостокразвития, профессора Высшей Школы Экономики (этой «цитадели либеральных реформ») на вооружение была взята концепция «Территорий опережающего развития» (ТОР), которая должна«притягивать частные инвестиции». Суть ее заключается в том, что будут отобраны «наиболее перспективные» ТОРы и инвестпроекты, которые получат всевозможные преференции и начальное бюджетное финансирование. При этом основная ставка делается на иностранного частного инвестора из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И, соответственно, усиливается интеграция российского Дальнего Востока со странами АТР.

Для ТОРов будут существенно упрощены все бюрократические и юридические процедуры. Среди них: изъятие земельных участков под расширение ТОР, создание свободных таможенных зон, упразднение квоты на привлечение иностранной рабочей силы, предоставление льготных налоговых ставок.

Данная концепция при всех возможных плюсах (основной, конечно, — приток зарубежных инвестиций) имеет и существенные риски для стабильности дальневосточного региона и территориальной целостности страны. Обозначим эти риски.

За основу российскими чиновниками был взят опыт Китая, где существует уже более 400 (!) территорий опережающего развития. Эти стратегические проекты, привлекающие более 45 % прямых иностранных инвестиций, уже дают порядка 20 % ВВП и 60 % экспортной продукции. При этом, как отмечают эксперты, сейчас китайское руководство пытается поменять экономическую модель и сосредоточивается на развитии не экспортной индустрии, а внутреннего рынка и малого бизнеса. И как показывают заявления и действия китайской элиты, на реализацию этой новой экономической модели и направлено сотрудничество с Россией.

Например, в мае 2014 года на Петербургском международном экономическом форуме зампред правительства КНР Ли Юаньчао заявил о возможности «постепенно создать новый блок в Восточной Азии — российский Дальний Восток и север Китая (Они могут создать экономическую зону)». В этой концепции, по мнению Ли Юаньчао, существует и предварительное «разделение труда»: огромные российские земельные и природные ресурсы — с одной стороны, и многочисленная китайская «рабочая сила» — с другой.

Обратим внимание на то, что такое «разделение труда» происходит на фоне непрекращающегося оттока нашего населения с российского Дальнего Востока. Сейчас число жителей этого макрорегиона составляет около 6 млн 220 тысяч человек. При этом на китайской территории, прилегающей к границе с Россией, проживает около 120 миллионов.

Таким образом, делая упор на концепцию ТОР при поиске путей развития Дальнего Востока, мы очевидным образом можем получить неконтролируемый поток рабочей силы из Китая и других стран АТР, а также экспансию зарубежных компаний на российский рынок. А это, в свою очередь, вызовет рост социальной напряженности и безработицы среди местного населения и вытеснит неконкурентоспособный российский малый и средний бизнес из региона.

Некоторые специалисты прямо говорят, что «при отсутствии собственных трудовых ресурсов и национальных интересов у отечественного бизнеса, преобладании коммерческих подходов в развитии Дальнего Востока [у элиты] движение пойдет по концессионному сценарию». А это, в свою очередь, приведет к потере Дальнего Востока.

И этому процессу способствует довольно провокационное поведение части местной и федеральной элиты.

Так, с 29 по 31 августа 2014 года во Владивостоке прошел музыкальный фестиваль V-ROX, на котором побывал глава Минвостокразвития А. Галушка. Причем за две недели до этого мероприятия А. Галушка дал согласие на участие (в рамках этого фестиваля) в «дискуссии о предпосылках формирования и перспективах создания Тихоокеанской республики». Вряд ли такие диспуты входят в обязанности государственного служащего. И здесь речь идет либо о неразборчивости чиновника, либо о принадлежности главы Минвостокразвития к той части российской элиты, для которой территориальная целостность страны не является безусловной ценностью.

Позже, на официальном сайте фестиваля, тема, которую собирались обсуждать, звучала уже так: «Тихоокеанская Россия — существование, развитие и перспективы».

Но наиболее существенным представляется не то, говорится ли о Тихоокеанской республике или Тихоокеанской России, а то, с кем ведет беседу наш глава Минвостокразвития. Среди собеседников главы Минвостокразвития оказались редактор и переводчик Максим Немцов, а также писатель и журналист «Новой газеты во Владивостоке» Василий Авченко. Последний является соавтором (вместе с вокалистом группы «Мумий Тролль» И. Лагутенко) книги «Владивосток 3000», в которой и существует такое понятие, как «Тихоокеанская республика».

Вот что говорится в аннотации: «Книга «Владивосток-3000», киноповесть о Тихоокеанской Республике — …тесно связанная с реальностью киноповесть о существовании параллельного мира-пространства — города Владивосток-3000, в котором черты настоящего Владивостока слились с чертами его альтернативных, но нереализованных воплощений… Владивосток-3000 — романтическая мечта о Тихоокеанской республике… об идеальном городе-порте — свободном, экологически чистом, независимом, где никто не обращает внимание, с какой стороны у машины руль… Киноповесть рассказывает о том, как попасть в эту Тихоокеанскую республику, можно ли попросить в ней политического убежища, и как связаны между собой два мира — реально существующий Владивосток… и удивительный Владивосток-3000, существующий пока только на страницах одноименного произведения».

Обратим внимание на то, что другой собеседник главы Минвостокразвития, обсуждавший тему «перспектив Тихоокеанской России», М. Немцов с 1994 по 2001 гг. работал помощником консула по прессе и информации в Генеральном консульстве США во Владивостоке. И в связи с этим зафиксируем, что после внесения в Госдуму РФ проекта закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР), дающего большие льготы странам АТР при инвестировании в развитие Дальнего Востока, во Владивосток собралось несколько высокопоставленных сотрудников Госдепартамента США, имеющих прямое отношение к организации «оранжевых революций» на постсоветском пространстве.

Как минимум о трех таких визитах сообщили местные СМИ.

Так, с 23 по 28 октября столицу Приморья собиралась посетить аналитик отдела России и Евразии Госдепартамента США Беверли де Валд, которая являлась сотрудницей американского посольства в Приштине (Косово), где «помогала правительству этой республики с написанием и принятием декларации независимости».

24-25 октября во Владивостоке ждали первого зама помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Пола Джонса. Эксперты утверждают, что этот заместитель Виктории Нуланд принимал участие в«работе оперативного центра Госдепартамента США в период падения коммунистических режимов в Восточной Европе, а с 1992-го по 1994 гг. работал в посольстве США в Москве».

И, наконец, в последние дни октября во Владивостоке хотела побывать заместитель посла США в России Линн Трейси, которая работала в Грузии, Казахстане, Киргизии, Туркменистане, Афганистане и Пакистане.

Таким образом, пока российская элита уже на протяжении более чем 23 лет определяется (или делает вид, что определяется) со стратегией развития того региона России, от судьбы которого во многом зависит будущее Отечества нашего, страны Запада и АТР последовательно проводят политику, нацеленную на реализацию своих экономических и геополитических интересов. И довольно часто эти интересы несовместимы с жизнью современной России.

Эдуард Крюков, Антон Безносюк