Сценарий внеурочного мероприятия в начальной школе. Заключительный этап проекта «Давайте жить дружно!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Селекционная средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности в 1 классе

Составитель: Усатая И.П, учитель начальных классов

2016 год

Цель мероприятия : создание дружеской атмосферы в детском коллективе, умение взаимодействовать в команде, побуждение к получению новых знаний.

Задачи:

1.Развитие коммуникативных навыков.

2.Расширение знаний о предмете и его видения с разных точек зрения.

3. Возможность детям проявить свои творческие способности.

4.Формирование познавательной активности детей.

5. Создание благоприятных условий в детском коллективе для адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Форма проведения : конкурсная познавательно – игровая программа.

Возраст: 7-8 лет Средства обучения:

Наглядные : альбомные листы, акварельные краски. раздаточный материал для работы в группах, музыкальная запись притчи о добре, презентация в программе Microsoft Power Point.

Технические: ИКТ


Ход занятия:

    Приветствие и эмоциональный настрой учащихся.

(Звучит песня «Если весело живется, делай ХЛОП….»)

Прослушав и исполнив прекрасную песню, постарайтесь настроиться на активную работу.
Соедините свои ладошки в группе, почувствуйте тепло сердец своих друзей, подарите друг другу улыбки и в нашем классе стало немного теплее и светлее.

II . Этап актуализации знаний

Вот такое объявление появилось у нас в школе. Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься?

ПРИГЛАШЕНИЕ

Приходите веселиться,

Песни петь и порезвиться,

В среду, в 1 класс играть

На “Арбузник”… будем ждать!

- Попробуйте определить тему и поставить перед собой цели.

( Получить новые знания; справиться со всеми заданиями;

помочь своему товарищу и т.д)

Ну, что ж, занятие можно открывать Программу нашу начинать. А сейчас хочу получить ответ:

хотите играть вы или нет? (Да)

Смекалка, юмор у вас есть? (ДА) Ну, тогда пора играть? (ДА) Настроение поднимать? (ДА) Коль согласье есть в народе, То к игре мы переходим.

А почему у вас хорошее настроение?

Для каждого из нас весна – это тепло, радость, это и труд, это начало нового посевного сезона, новых знаний и открытий. Вот и сегодня мы познакомимся с героем очень хорошо нам известным и любимым, но я уверена, что очень многого вы о нём еще не знаете.


III .Этап открытий новых знаний

Послушайте загадку.

О н большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны!

Как приятен он на вкус Ну, конечно же …. АРБУЗ

Р одина арбуза - пустыни Африки, где он до сих

пор встречается в диком виде.

Более ста лет назад английский исследователь Д.Ливингстон, путешествовавший по пустыне Калахари, случайно наткнулся на заросли дикорастущих арбузов. - Причем здесь росли не только известные исследователю круглые полосатые плоды, но и овальные, мелкие, размером с куриное яйцо. У некоторых арбузов была привычная сладкая мякоть, а у других - наоборот, нестерпимо горькая.

Благодаря большому содержанию воды, их называют “напитком пустынь”.

ВОПРОС: Почему их так называют? Что такое арбуз?

Плод арбуза – сочная ягода с множеством семян. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали дольки в сахарном сиропе и варили с перцем и другими пряностями. Позднее арбуз появился в России. ВОПРОС: Как выглядит арбуз?

За многие века арбуз изменился, и теперь он стал любимым лакомством детей и взрослых.

Сейчас существует 7 видов арбузов, самые маленькие из них не больше апельсина.




Самый большой арбуз в мире весит 120кг

- А в Японии стали выращивать квадратные арбузы, чтобы удобно было хранить их в холодильнике.

А если арбузы в форме сердца?


ВОПРОС: Чем полезен арбуз?

В нём содержатся витамины группы В, витамины РР, А, С, Е.

Арбуз можно есть просто так, разрезав на дольки, а можно приготовить много вкусных блюд.

И даже приготовить арбузный мед. Он называется НАРДЕК.


Арбузное искусство - КАРВИНГ



IV .Этап применения знаний

    Практическая работа «Наша грядка»

(под музыку «Ягода малина….»)

Ребята, а хотели бы вырастить свой арбуз?

Что нам для этого надо? (емкость, почва, семена)

Мы зарядили семена энергией, и через несколько дней появятся ростки. А где можно использовать вашу рассаду? (вырастить у себя дома арбузы) Вот вам задание на лето: вырастить арбузик и принести фото, где вы рядом с арбузом.

Пока мы занимались посадкой сибирских арбузов, а астраханские арбузы и дыни уже поспели.

    Игра «Большие гонки»

V .Проектная деятельность Хорошо потрудились ребята 1 класса!
Что же значит он для вас? (ребята читают стихи)

1. Мы любим светлый чистый класс – это раз! Там читаем мы слова – это два! 2. Ну, а в-третьих, класс веселый - главное не унывать! 3. Класс внимательный – конечно! Это важно для учебы! Класс выносливый, а значит, мы спортивные! Еще бы! 4. Вежливые дети в нашем классе есть. Верные товарищи – их уже не счесть! 5. Первый класс – он слишком важный. Знать об этом должен каждый!!!

Посмотрите, как ярко светит солнышко на нашей картине. А на нем написано «1 класс». Чтобы оно сияло еще ярче, нам нужно подобрать слова, характеризующие наш класс. Кто сможет придумать и не обжечься? (добрые, дружные, деликатные, добросовестные, доверчивые, деловые, душевные, драгоценные, домовитые, достойные). Давайте прикрепим лучики с вашими словами к нашему солнышку, чтобы оно сияло еще ярче.

VI . Контроль

- Вспомните цель , поставленную в начале занятия. - А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет:

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)


IX . Домашнее задание

Вырастить арбузик и принести фотографию, где вы рядом с арбузом.

АРБУЗНОЕ ВАРЕНЬЕ


Вам потребуются: арбузные корки - 1 кг; сахар - 1.5 кг; вода - 500 мл; цедра лимона (или лимонный сок) - по вкусу


А
рбузные корки очистить от верхней кожицы и отделить мякоть от белой корки. Белую корку разрезать на кусочки размером 2-3 см.

Залить корки горячей водой и варить 5-10 минут, после чего откинуть на сито и охладить.


Сахар залить водой и, помешивая, довести до кипения. Когда сахар полностью растворится, добавить цедру или лимонный сок.

Кусочки арбуза переложить в сироп и варить 20-30 минут, после чего снять с огня и оставить в сиропе на 2 - 3 часа. Затем повторить эту операцию, после чего снять с огня и оставить кусочки арбуза в сиропе на 2-3 часа. В третий раз варенье поставить на слабый огонь и варить до готовности - корки должны стать прозрачными. Варенье готово!

Предлагаю Вашему вниманию 8 Марта интерактивная игра для девочек начальной школы. Может быть использована на классном часе или на празднике, посвященном 8 марта . Она может быть лишь добавлением к праздничной программе. Викторина расширяет кругозор учащихся, способствует активному отдыху детей.

Игра состоит из 15 вопросов разного содержания, но они все заставляют вспомнить необходимый материал и будут интересны младшим школьникам.

Данная разработка ставит цель рассказать о человеке-легенде М. Калашникове, советском и российском конструкторе стрелкового оружия. Расширить знания об историческом прошлом нашей Родины. Воспитывать уважение и повышать интерес к выдающимся личностям страны и к её истории. Форма проведения классного часа устный журнал. Материал сопровождается презентацией. Также используется дополнительный материал - небольшой видеофильм о М.Т. Калашникове из ресурсов Интернета. Данная разработка может быть использована в начальном звене во внеклассной и во внеурочной работе.

Предмет: Метапредметные

23 февраля. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» предназначена для ребят 1-4 классов и может быть использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях, посвящённых 23 февраля . Презентация состоит из 23 заданий к 23 февраля и «оживит» любое мероприятие, добавит интерес к тематике. Задачи: Формировать у детей образ, защитника своего государства. Прививать любви к Отечеству и родному краю. Воспитывать чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

Предмет: Метапредметные

Целевая аудитория: для 4 класса

Интерактивная игра "Всё о собаках" создана для учащихся 1-11 классов.

В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1». Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

Предмет: Метапредметные

Целевая аудитория: для 4 класса

Данная презентация адресована воспитателям ГПД. Ею могут воспользоваться также учителя начальных классов, учителя, ведущие биологию. Целью данной презентации является экологическое просвещение, формирование нравственного отношения к окружающей среде. Мероприятие также формирует интерес к познавательной деятельности учащихся, развивает зрительную память детей на примерах изучения живого мира кошек. Данная презентация расширяет знания о кошках, воспитывает у детей гуманное отношение к тому, кого мы приручили.

Предмет: Окружающий мир

Целевая аудитория: для 3 класса

Викторина по сказкам Ш.Перро для начальных классов. Сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине использованы разнообразные задания: узнать сказку по иллюстрации, кроссворд, загадки, музыкальные вопросы, персонажи в скульптурном изображении. Работа добавлена на конкурс «Мультимедийные игры, конкурсы, викторины, тренажеры к урокам и внеклассным мероприятиям».

Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 4 класса

ЭОР-интерактивный дидактический материал двух - летней подписки «Первоклассной газеты» центра развития молодёжи (ЦРМ) г.Екатеринбурга использован для создания занимательной викторины. Вопросы систематизированы по темам газеты и по уровню сложности. Каждый вопрос газеты задают любимые герои: попугай Какаду, репортёр Киви, строитель Калашник, чёрный Валлаби, профессор Казуар и попугай Александрина.

Предмет: Окружающий мир

Целевая аудитория: для 3 класса

Педагоги школы, осуществляя воспитание, опираются, конечно, на естественные силы развития, стараются ориентироваться на конечную цель воспитания, которая предполагает подготовку выпускника к вступлению в социум.

Задача воспитания в понимании воспитанника заключается в позитивном отношении ученика к требованиям воспитателя, в адекватном поведении выпускника, в умении общаться, интегрироваться в общество людей, принимающего его нормы, законы, мораль.

Одна из особенностей воспитания заключается в том, что любой поведенческий акт формируется медленно и с трудом. Первое условие его формирования - терпение взрослого человека, его такт. Акт является результатом объединенных усилий детей и воспитателей. Еще более затруднительным оказывается обобщение поведенческих актов, их перенос даже на аналогичную ситуацию, не говоря о другой, новой для ребенка ситуации. Его необходимо специально учить переносу прежних знаний, опыта на другие ситуации, которыми так богата жизнь. На спонтанность нельзя полагаться.

Педагогическая практика еще раз показывает, что словесная форма воспитания не очень эффективна. Словесные потоки лишь частично воспринимаются нашими подопечными. Часть слов скользит по поверхности сознания, другая часть проходит мимо ученика. Указанные особенности учителя, воспитатели должны учитывать в процессе подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий, занятий. Роль слова не отвергается, оно подкрепляется показом, упражнениями, действиями, моделированием разнообразных жизненных ситуаций, в которых учащиеся принимают активное участие. В доступное содержание, умеренное во всех отношениях, исключающее перегрузки количественного и качественного характера, включаются сюжетно-ролевые игры, диалогическая речь. Определенные требования предъявляются и к продолжителгности мероприятия, количеству его участников. Излишняя продолжительность негативно сказывается на качестве мероприятия, провоцирует усталость всех, потерю интереса к нему.

Педагоги должны стремиться к правильной реализации принципа наглядности, побуждающей детей к высказываниям, словесным реакциям. Каждое проведенное мероприятие утверждает что-то новое, расширяет границы познания, обеспечивает интеллектуальную активность. Включенные в него элементы новизны и соревнования, состязания делают его привлекательным. Все делается с учетом возможностей, способностей, интересов, склонностей, запросов детей, их возрастных, типологических особенностей.

В предлагаемых мероприятиях прослеживается познавательная, коррекционная, социальная, коммуникативная и, конечно, воспитательная направленность.

Воспитательную работу в классе необходимо вести непрерывно, систематически и последовательно, параллельно образовательному процессу, в соответствии с мероприятиями общешкольного плана воспитательной работы в классе по следующим направлениям: санитарно-гигиеническое, гражданско-патриотическое, правовое, экологическое, физическое, экономическое, нравственное, социально-бытовое, эстетическое. Каждое из них важно по- своему.

Представленные разработки внеклассных мероприятий из опыта работы педагогов нашего сайта, они прошли успешную апробацию, были приняты детьми и имели положительный отклик как учащихся, так и их родителей.

Хочется верить, что материалы пособия будут использованы и творчески реализованы коллегами.

Внеклассные мероприятия для младших школьников

Сценарий инсценировки испанской народной сказки «Ученик волшебника» в начальной школеАвтор: Чангиан Ася Сергеевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, МУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района города Волгограда". Описание материала: Сценарий инсценировки испанской народной сказки «Ученик Волшебника» разработан для школ и учреждений дополнительного образования для учащихся начальной школы. Направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся...

Автор: Чангиан Ася Сергеевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, МУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района города Волгограда". Описание материала: Сценарий инсценировки кавказской сказки «Шейдулла-лентяй» разработан для школ и учреждений дополнительного образования для учащихся начальной школы. Направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся и развитие их актерских способностей.Кавказская сказка «Шейдулла-лентяй»Звучит красивая кавказс...

Отрицательные эмоции и способы их выражения»Цель занятия: научить разнообразным способам выражения отрицательных эмоций. Задачи: - помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; - активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребёнок мог увидеть, почувствовать, «услышать», раздражение и гнев, и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл; - показать и научить детей безопасным спо...

Сценарий мероприятия ко Дню Космонавтики для учащихся начальных классов «Звёздный час»Цель: познакомить ребят с праздником, посвященным 12 Апрелю «Дню Космонавтики». Задачи: - познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами; - прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики; - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. Оборудование: принадлежности для конкурсов. Ход праздника«Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, ...

Сценарий мероприятия к 8 Марта для младших классов «Наши девочки лучше всех!»Цель: познакомить ребят с праздником, посвященным 8 Марта, Международному женскому дню. Задачи: - формировать знания о празднике 8 марта, обогатить знания детей о мире растений; - развивать мышление, эмоциональность и внимание, способствовать развитию любознательности; - воспитывать чувство товарищества, радости; Оборудование: мультимедийное оборудование, принадлежности для конкурсов, презентация. Ход праздникаИг...

Сценарий литературной гостиной для школьников 1 класса «Знакомьтесь, герои Эдуарда Успенского»для дошкольников, учащихся первых классов. Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующая филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик». Материал будет полезен воспитателям, учителям, библиотекарям. Мероприятие для дошкольников, учащихся 1-х классов. Направлено на знакомство детей с творчеством Э. Успенского. Цель: привлечение к чтению, знакомство...

Мероприятие для младших школьников на экологическую тему «Путешествие в Царство природы»Автор: Зубарь Ольга Андреевна, заведующий учебно – методическим кабинетом государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля» Описание: Материал предназначен для младших школьников, представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и может быть использован на занятиях экологическо...

Игра - викторина для учащихся 2 класса. Русский фольклор "Загадки, пословицы и поговорки"Цели: Личностная: создание условий для готовности детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру Метапредметная: развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать; работать над формированием нравственных ценностей у детей; Предметная: показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народ...

Беседа для учащихся 4-5 классов. Детское чтение в Древней РусиЦель: Личностная: Познакомить с истоками древнерусской литературы Составить картину процесса развития древнерусской литературы для детей. Развитие познавательного интереса учащихся к древнерусской литературе. Закрепление учебного материала на уроках литературы. Оборудование: Мультимедиа, Презентация. Лекция ведущего: В 988г. было принято христианство, что послужило к более широкому распространению письменности. Для...

Конспект классного часа в начальной школе (3 класс) на тему "Зачем человеку зеркало?"Описание: Данный материал полезен для учителей начальных классов, для воспитателей. Цель: воспитание у детей доброжелательности, уважения друг другу. Задачи: 1. способствовать сплочению коллектива; 2. мотивировать детей на совершение добрых поступков; 3. раскрыть понятие "красоты" с разных сторон, рассмотреть смысл зеркала; 4. формировать нравственно-ценностные ориентации. Оборудование: театральная ширм...

Развлекательная программа для детей начальной школы "Праздник Принцев и Принцесс". СценарийРабота содержит разработку внеклассного мероприятия (развлекательной конкурсной программы) для младших школьников. Такое мероприятие можно провести в третьей учебной четверти, чтобы поздравить мальчиков и девочек с праздниками. Также можно использовать материал для проведения праздника в школьном лагере. Цели: - способствовать формированию сплоченного дружного классного коллектива; - формировать умение...

Внеурочное воспитательное мероприятие в 1 классе «Сядем рядком да поговорим ладком»Цель: провести интересно досуг. Хозяюшка 1 Здравствуйте, гости дорогие, гости желанные! Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! Хозяюшка 2 На завалинках, в светелке Иль на бревнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод - Говорили, песни пели И водили хоровод. А мы с вами будем водить хоровод «Встречальный». Я...

Сценарий конкурсно-познавательной программы ко Дню Защитника Отечества для младших классов «Богатырские забавы»Слайд 1. Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады видеть вас в этом праздничном зале. А собрались мы неспроста. Сегодня, накануне праздника, Дня защитников Отечества, мы чествуем наших дорогих защитников: всех тех, кто оберегает нашу страну – наши дедушки, дяди, папы, и, конечно же, наши мальчики. От всей души мы поздравляем всех вас с Днем защитника Отечества! Желаем вам быть зд...

Познавательно-развлекательное мероприятие на экологическую тему «Путешествие в Царство природы» для младших школьниковАвтор: Зубарь Ольга Андреевна, заведующий учебно – методическим кабинетом государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля» Описание: Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, может быть использован на мероприятиях экологической на...

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету. Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес младших школьников к учению. Немаловажная роль отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания. В проведении предметной недели используется метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения.

Общие положения о проведении предметных недель

  1. Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.
  2. Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать целям и тематике.
  3. При составлении плана проведения предметных недель учитываются :
    • занятость всех учителей
    • разнообразные формы проведения мероприятий
    • оформление стендов и кабинетов
    • четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.

Задачи предметной недели:

  • Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
  • Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
  • Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.
  • Способствовать повышению образовательного уровня.
  • Обучать детей самостоятельности и творчеству.
  • Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.

В настоящее время в школе все шире внедряются в практику организация научно -исследовательской деятельности учащихся. Ежегодно в школе проводится Научно-практическая конференция школьников.

Для развития творчества детей в школе работает 22 кружка, спектр их деятельности разнообразен – это театральный, компьютерный, танцевальный, спортивный и т.д.

Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Все больше места в ней отводится активным приемам и средствам воспитания, таким как игры, соревнования, праздники, конкурсы. Известные педагоги прошлого и настоящего Песталоцци, Ушинский, Пиаже, Сухомлинский и др. относились к игре как уникальному явлению детства.

«Игра - не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая помогает ребенку самоутвердиться, самореализоваться».

Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и четкости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Важно при этом научить детей Правилам честного ведения игры:

  1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.
  2. Конечно, обидно, когда проигрываешь, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.
  3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
  5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.

Учась радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаясь поиском материала для общего дела или создания классной газеты – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.

Организация общешкольных мероприятий на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Целью общешкольных мероприятий является создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Задачи:

  • Развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.
  • Развитие инициативы и творчества детей.
  • Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Учебно-воспитывающая деятельность;
  • Досуговая деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.

Учебно-воспитывающая деятельность включает в себя организацию и проведение творческих мастерских, ярмарочных игрищ, посиделок по интересам. На мероприятиях, посвященных зимним забавам, дети познакомятся с народными играми и забавами, смогут реализовать свою энергию, поддержать себя в хорошей физической форме, закаляться и просто получить заряд хорошего настроения и положительных эмоций.

Досуговая деятельность предполагает проведение на основе игрового сюжета мероприятий разной направленности: интеллектуальные, конкурсные программы, музыкальные, литературные, развлекательные, спортивные и другие игры и утренники.

Оздоровительная деятельность обеспечивает организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.

Ожидаемые результаты организационной работы и проведения предлагаемых мероприятий:

  • создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
  • творческая самореализация детей;
  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  • психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
  • реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Организация и проведение развлекательно-познавательных мероприятий

В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы.

1. Общение с учащимися может быть полилогичным. Такое общение предполагает обратную связь от учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.

2. В начальной школе дети чрезвычайно подражательны. Это дает возможность классному руководителю в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.

3. Такие мероприятия создают условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом, а также создают естественную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.

При подготовке мероприятия классный руководитель должен четко следовать его методике организации и проведения:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение времени и места проведения.
  3. Разработка плана подготовки и проведения такого мероприятия.
  4. Определение ключевых моментов мероприятия.
  5. Определение участников подготовки и проведения мероприятия.
  6. Распределение заданий между участниками и группами.
  7. Анализ результативности.

Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать.

Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.

В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:

  • беседа (этическая, нравственная)
  • дискуссия (в 4 классе)
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • театрализация
  • интерактивные игры
  • тренинги
  • читательские конференции.

Организация и проведение викторин

Большое значение в воспитательной работе с младшими школьниками имеют викторины. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: науки, техники, искусства, литературы, музыки. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и в учебной деятельности.

Правила подготовки викторин

  1. Темы викторин должны быть актуальными.
  2. Вопросы должны быть четкими и понятными учащимся.
  3. Вопросы викторины должны быть рассчитаны на определенный возраст участников.
  4. Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным.
  5. Учащиеся должны иметь время на подготовку ответа.
  6. В викторинах должны быть победители.
  7. Тематика викторин должна определяться учащимися.
  8. Викторины могут быть обзорными и тематическими.

Организация и проведение читательской конференции

Читательские конференции пользуются большой популярностью у младших школьников. Надо отметить, что читательские конференции младших школьников не многие школы считают необходимым средством воспитательной работы. А ведь педагоги отмечают, что нынешние школьники, растущие в период научно-технического прогресса, читают мало. Это очень тревожный симптом, который должен послужить серьезным поводом для того, чтобы формировать у детей интерес к чтению книг. Основные цели читательских конференций – развитие интереса учащихся к книге и к чтению, формирование читательский умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции способствуют развитию интеллектуальных умений, кругозора, познавательных интересов учащихся, также формируют читательскую культуру.

Последовательность подготовки читательской конференции

  1. Изучение приоритетов в чтении младших школьников.
  2. Определение темы конференции и выбор произведений.
  3. Определение сроков проведения конференции.
  4. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
  5. Просмотр спектаклей, посещение музеев и выставок, имеющих отношение к теме читательской конференции.
  6. Распределение учащихся по группам для участия в конференции.
  7. Анализ готовности учащихся класса к конференции.
  8. Обсуждение результатов конференции.

Формы проведения читательских конференций

  1. Турнир литературных героев.
  2. Театр театральных миниатюр.
  3. Литературный ринг.
  4. Гостиная писателя.
  5. Литературный праздник.

Младшим школьникам очень нравится, если в ходе читательской конференции они могут проигрывать эпизоды из произведений, изображать литературных героев. Это способствует формированию у детей положительных эмоций, преодолению замкнутости, неуверенности, желанию открыть прочитанную книгу еще раз, развитию эрудиции учащихся.

Проведение экскурсии в начальной школе

Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения.

Однако неподготовленные и непродуманные внеклассные мероприятия могут быть безнравственными и даже вредными. Иногда в школах можно наблюдать, например, как детей заставляют идти на заседание клуба любителей музыки. Учащихся не готовят к восприятию музыкальных произведений. Становится стыдно за взрослых, которые приводят на концерт неподготовленную аудиторию. Ни о положительных эмоциях у детей, ни о доброжелательной атмосфере речи в такой ситуации нет. Для того чтобы ребятам было интересно принимать участие в мероприятиях подобного рода, необходимо придерживаться следующих требований:

  • Учащихся нужно готовить к будущему походу в театр, в кино и на экскурсию.
  • Экскурсии, походы в театр должны учитывать интересы учащихся, их вкусы.
  • Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  • Экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся.
  • Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно учитываться при организации последующих просмотров, походов и экскурсий

Новые государственные стандарты – ориентиры на новые результаты

В нашей школе уже разработан учебный план на основе стандарта второго поколения, который основан на приоритете развития личности, личностно-ориенторованном обучении и воспитании обучающихся.

В новом базисном плане в отличие от действующего занятия второй половины дня называется не внеурочной, а внеучебной работой, которая также входит в сетку часов.

Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемленной частью образовательного процесса. Внеучебная деятельность в нашей школе представлена следующими направлениями:

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками:

«Летящий мяч» с целью укрепления здоровья, развития двигательных способностей обучающихся.

«Школа докторов природы» ориентирован на формирование у обучающегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

«Путешествие по тропе здоровья» с целью воспитания здорового образа жизни.

Художественно-эстетическое направление представлено:

Студия «Театр»

Цель: развивать у детей интерес к специальным занятиям по теории и истории театрального искусства, помочь ребенку проявить себя в общении, а потом и втворчестве.

Изостудия «Волшебный карандаш» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества.

Творческие мастерские «Бусинка» и «Самоделкин» способствуют развитию самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи

Научно-познавательное направление представлено кружками:

«В мире неизведанных слов» и «В лабиринте чисел»

Цель: раскрытие и реализация познавательных способностей обучающихся.

Военно-патриотическое направление представлено:

Клуб «Я – гражданин России» знакомит с целостной элементарной научной картиной мира.

Общественно- полезная деятельность представлена кружком

«Культура труда», цель которого воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда.

Проектная деятельность

Проект «Кузбасс – наш край родной»

Цель: знакомство обучающихся с родным краем, его особенностями. историей.

Литература

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. – М.: Вербум-М, 2000.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: «Вако», 2007
  4. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. – М.: ГИЦ Владос, 2002.
  5. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ГИЦ Владос, 2001.

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

Внеурочное мероприятие является заключительным этапом в проекте «Давайте жить дружно!». Праздник проводится на всей параллели учащихся 2 классов. Ему предшествует подготовительная работа в классах, которая учит детей ценить дружбу, быть добрыми и отзывчивыми.

Тема мероприятия: «Давайте жить дружно!»

Цель мероприятия : формировать представления о дружбе.

Задачи:

  1. Учить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях.
  2. Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта и отзывчивость.
  3. Воспитывать стремление дружить с окружающими.
  4. Воспитывать толерантность, целеустремлённость.
  5. Выявить у детей представления о том, каким должен быть настоящий друг.
  6. Создавать дружный и сплочённый коллектив. Способствовать сплочению детей из разных классов.
  7. Учить думать, рассуждать, делать логические умозаключения.

Форма проведения: проект.

Формируемые в рамках мероприятия УУД:

Личностные:

  • Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим людям.
  • У учащихся будет формироваться понимание необходимости соблюдения «правил дружбы»

Познавательные:

  • Соотносить новую информацию с имеющимисязнаниями о том, что такое дружба и что значит «верный друг».
  • Построение рассуждений на тему: «Кто мой друг и почему я считаю его своим другом?».
  • Учащиеся будут учиться осуществлять поиск информации при выполнении заданий (Найти произведения, в которых героев можно назвать друзьями. Найти пословицы и песни о дружбе.).
  • Учащиеся будут учиться анализировать литературные произведения, давать характеристику литературным героям; сравнивать литературных героев разных произведений.

Регулятивные:

  • Формировать умение ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения.
  • Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. (При обсуждении жизненных ситуаций)
  • Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Коммуникативные:

  • Участвовать в коллективной работе, связанной с общением (при обсуждении литературных произведений).Осваивать правила выполнения работы (говорить тихо, не перебивая).
  • Инсценировать сказки «Теремок» и «Репка».
  • Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Задавать вопросы с целью получения нужной информации.
  • Формировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.

Организационный этап (проходит в классе).

На классном часе раскрыть сущность понятия «дружба»; поставить цели и определить дальнейшие шаги для достижения целей во время проектной деятельности.

Основной этап (проходит в классе).

На классных часах:

  • Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг;
  • На основе примеров из жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;
  1. Прочитать и обсудить произведения, в которых раскрываются дружеские отношения между сверстниками. Предложить детям самим найти такие произведения. Можно устроить соревнование, кто больше прочитает таких произведений. Можно оформить читательский дневник с отзывами о прочитанных произведениях.
    • Л.Воронкова «Подружки идут в школу»
    • В.Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»
    • Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
    • В. Осеева «Три товарища», «До первого дождя»
  2. Вспомнить пословицы о дружбе.
  3. Найти и выучить стихотворения о дружбе, о друзьях.
  4. В классах провести классный час «Мой друг», на котором дети должны принести фотографию своего друга и рассказать, почему он его считает своим другом.
  5. Нарисовать себя с другом. (Вместе катаются на велосипедах, вместе купаются…)
  6. Найти и исполнить песни о дружбе.
  7. Инсценировать литературное произведение, которое отображает сущность «дружба»

Заключительный этап (проходит в актовом зале).

Оборудование:

  • На сцене: запись из букв «Давайте жить дружно!»
  • Картинка с изображением Леопольда и табло с «золотыми правилами дружбы»
  • Набор карточек для составления пословиц
  • Мультимедийный проектор, экран, презентация «Когда мои друзья со мной» (с использованием детских рисунков и фотографий друзей).

Самоанализ.

Считаю, что тема, по которой выбран проект, актуальна в любом возрасте, а особенно, в начальных классах, когда идёт формирование умения дружить, быть настоящим другом. Информационный поиск осуществляли дети (с использованием детских книг, сборников детских стихотворений и песен). За помощью, если в этом была необходимость, обращались к взрослым. Каждый учитель в классе, умело корректировал проектную деятельность. Результатом проекта было внеклассное мероприятие, проходящее на всю параллель 2 классов, которое не только позволило подвести итоги проделанной работе, но и помогло формированию дружеских отношений между разными классными коллективами.

Заключительный этап проекта «Давайте жить дружно!»