Школьная незрелость. Школьная зрелость ребёнка

Школьная зрелость - достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении, а именно: овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Готовность ребенка к школьному обучению - это сложное системное образование, которое включает в себя помимо предметно-специфической готовности собственно психологическую готовность:

  • Личностную и социальную;
  • Интеллектуальную;
  • Эмоционально-волевую готовность.

При определении личностной и социальной зрелости учитываются следующие показатели:

  • готовность принять социальную позицию школьника;
  • коммуникативные способности;
  • отношение к себе;
  • отношение к другим;
  • отношение к взрослым;
  • отношение к учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

  • речь (диалогическая и монологическая);
  • мышление (наглядно-действенное, наглядно- образное, основы словесно-логического мышления);
  • восприятие;
  • память;
  • внимание;
  • усвоение системы понятий.

Эмоционально-волевая готовность:

  • организация своей деятельности;
  • управление своим поведением;
  • способность к соподчинению мотивов «хочу» и «надо»;
  • трудолюбие;
  • умение работать в группе.

Методические материалы, применяемые в определении школьной зрелости детей подготовительной к школе группы:

*Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./ Под общей редакцией М.М. Семаго.; библиотека психолога-практика/. ISBN 5-89415-038-8.

*Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб.: Речь-.с.,-илл. ISBN 5-9268-0341-1 .

Программа по определению школьной зрелости детей 6,5- 7 лет

Диагностическая программа состоит в основном из игр и игровых заданий с правилами, подобранных таким образом, что хорошего результата в них можно добиться при условии, что ребенок имеет достаточный опыт участия в подобных играх, что свидетельствует о достаточной сформированности исследуемых психических процессов внутри игровой деятельности и позволяет определить возникновение учебной мотивации. Набор игр позволяет ребенку проявить такой уровень мотивационного, интеллектуального и речевого развития, который необходим для начала обучения в школе.

Аффективно-потребностная сфера (эмоционально-волевая готовность):

  1. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.
  2. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника.

Произвольная сфера (личностная и социальная готовность):

  1. Методика «Домик» (Гуткина Н.И.)
  2. Методика «Да» и «Нет» (Гуткина Н.И.)

Интеллектуальная и речевая сферы (интеллектуальная готовность к обучению в школе):

  1. Методика «Сапожки» (Н.И.Гуткина).
  2. Методика «Последовательность событий» (Н.И.Гуткина).
  3. Методика «Звуковые прятки» (Н.И.Гуткина).

Процедура определения психологической готовности к школе.

Обследование проводится в апреле-мае.

При определении школьной зрелости ребенку предъявляются задания с целью:

  1. Выявить умение ребенка воспроизводить образец.
  2. Способность работать по правилу.
  3. Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ.
  4. Умение различать отдельные звуки в словах.
  5. Обследование проводится в 2-3 этапа (в присутствии воспитателя группы). Дети находятся в привычных условиях, а именно - в помещении групповой комнаты.

Дополнительно используются метод наблюдения и метод независимых экспертных оценок.

Данные результатов определения школьной зрелости не подлежат разглашению. По просьбе родителей в процессе индивидуальной консультации психолог консультирует родителей ребенка и отвечает на все вопросы родителей. В медицинской карте ребенка ставится штамп и делается запись о готовности к обучению в школе и соответствии уровня психологического развития возрастной норме.

Школьная зрелость - это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Обычно определение школьной зрелости проводится за полгода-год до поступления ребенка в школу. На основании полученных результатов родители ребенка получают консультации по улучшению здоровья ребенка и коррекции возможных недостатков и упущений в развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению. Проводит определение школьной зрелости психолог.

Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2–2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (начинает, потому что полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).

Из факторов, которые могут задержать наступление школьной зрелости, необходимо упомянуть следующие:

а) ребенок родился недоношенным или ослабленным и, несмотря на усилия врачей и родителей, все еще не догнал сверстников в психомоторном развитии;

б) ребенок родился доношенным, но имеет какой-либо неврологический диагноз (невропатия, невроз, ММД);

в) ребенок страдает хроническим соматическим или психосоматическим заболеванием, из-за обострений которого часто находился в больницах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефрологические нарушения и т. д.);

г) ребенок здоров психически и соматически, но с ним никогда не занимались, он педагогически запущен, и уровень его актуальных знаний не соответствует его календарному возрасту.

Для определения школьной зрелости психолог, как правило, пользуется стандартным набором методик, позволяющих оценить:

Общую информированность;

Уровень восприятия;

Развитие слуховой и зрительной памяти;

Развитие мышления;

Психосоциальную зрелость;

Уровень умственной работоспособности.

Ответы ребенка и результаты выполнения заданий оцениваются в баллах или других условных единицах. Потом баллы суммируются и сравниваются со средними данными, полученными экспериментальными психологами путем исследования большой и стандартизированной выборки детей старшего дошкольного возраста.


Обычно выделяют три уровня школьной зрелости:

Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня) и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.

Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению по программе массовой начальной школы. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него тяжеловатым, и если родители все же отдают его в такую школу, то (по крайней мере, в начале обучения) они должны оказывать своему сыну или дочери очень существенную помощь, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов. Иначе может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка. Сама по себе такая жизнь - перенапряжение в школе и щадящая обстановка в семье - не полезна для развития и психического здоровья ребенка, и если амбиции родителей не чрезмерно велики, то лучше не создавать такой ситуации. Лучше комфортно и хорошо закончить начальную школу, в конце ее еще раз пройти тестирование и, если способности ребенка действительно окажутся существенно выше среднего (ребенок не сумел проявить себя на первом тестировании или за три года начальной школы имел место значительный прогресс в развитии способностей ребенка), держать экзамен в какую-нибудь гимназию.

Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе. Их может осуществлять как психолог, наблюдающий ребенка, так и сами родители при помощи соответствующих пособий и в тесном контакте с психологом. Как правило, при низком уровне школьной зрелости различные функции восприятия и мышления развиты неравномерно. Например, при неплохом уровне общей информированности и психосоциальной зрелости очень плохая зрительная память и почти полностью отсутствует произвольное внимание. Или - хорошая слуховая память (ребенок легко заучивает длинные стихи) и очень низкая умственная работоспособность. Психолог подскажет родителям, какие именно функции наиболее страдают у их сына или дочери, и порекомендует соответствующие упражнения.

При очень низком уровне школьной зрелости психолог обычно дает рекомендацию отложить поступление в школу на год и посвятить этот год психофизиологическому закаливанию и устранению недостатков в развитии ребенка.

Готовить ребенка к школе можно самостоятельно (силами родителей, дедушек или бабушек), можно положиться на детское дошкольное учреждение (если ребенок посещает детский сад), а можно - отдать в специальные группы для подготовки к школе. Наилучшие результаты обнаруживает, как обычно, сочетание всех трех методов.

Рискну предложить следующий алгоритм действий родителей в предшкольный год их чада.

1. Если ваш ребенок не посещал до этого никакое детское дошкольное учреждение, обязательно отдайте его в детский сад. Иначе при поступлении в школу на вашего ребенка навалятся сразу три типа стрессов: иммунологический (25 детей в классе - это минимум, и полторы тысячи в средней школе), социальный (домашнему ребенку придется пробовать себя во всех социальных ролях, не имея никакой предварительной подготовки. «Обучалки-развивалки» не в счет, потому что там все происходит под контролем взрослых) и, наконец, собственно учебный. Очень разумно первые два вида стрессов пережить раньше, чем ребенок пойдет в первый класс.

2. Сходите к психологу и определите уровень школьной зрелости вашего ребенка.

3. Если уровень оказался средним и вы собираетесь в «дворовую» школу по микрорайону, то все в порядке. Вам будет достаточно выполнить дома те рекомендации, которые даст психолог, и правильно сориентировать ребенка на занятия по подготовке к школе в детском саду. Если же вы замахиваетесь на какую-нибудь школу с «уклоном», то предшкольный год для вас - это год интенсивных занятий. Именно вам и именно в этот год нужно отдавать ребенка в группу подготовки к школе. Лучше всего, если это будет та самая школа, в которой вы хотите учиться. Ваш ребенок не слишком пластичен, ему будет комфортней, если к школе (а если повезет, то и к учительнице) он привыкнет заранее. Тщательно выполняйте все домашние задания, заранее приспосабливайте режим дня ребенка к школьному обучению. Именно в этом случае разнесение разных типов стрессов во времени и пространстве просто жизненно необходимо. Всего сразу, да еще и спецшколу в придачу ваш ребенок попросту не выдержит.

4. Если уровень школьной зрелости вашего ребенка оказался высоким или очень высоким, то это еще не повод почивать на лаврах. Спецшкола для вас вполне доступна, но следует хорошенько подумать и взвесить - куда именно отдавать? Исходить надо исключительно из индивидуальных особенностей ребенка и вашей семьи в целом. Как это учесть - будет сказано в следующем разделе. Ребенка с высоким уровнем школьной зрелости лучше готовить к школе на соответствующих курсах. Но здесь уже можно выбирать те курсы, про которые известно, что на них интересно и они дают хорошие и крепкие знания. Такие курсы не обязательно расположены в школе, в которую собирается поступать ребенок. Они могут быть в клубе, в Доме детского творчества или в специальном частном дошкольном образовательном учреждении.

Школьная зрелость - это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Обычно определение школьной зрелости проводится за полгода-год до поступления ребенка в школу. На основании полученных результатов родители ребенка получают консультации по улучшению здоровья ребенка и коррекции возможных недостатков и упущений в развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению. Проводит определение школьной зрелости психолог.

Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (начинает, потому что полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).

Из факторов, которые могут задержать наступление школьной зрелости, необходимо упомянуть следующие:

а) ребенок родился недоношенным или ослабленным и, несмотря на усилия врачей и родителей, все еще не догнал сверстников в психомоторном развитии;

б) ребенок родился доношенным, но имеет какой-либо неврологический диагноз (невропатия, невроз, ММД);

в) ребенок страдает хроническим соматическим или психосоматическим заболеванием, из-за обострений которого часто находился в больницах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефрологические нарушения и т.д.);

г) ребенок здоров психически и соматически, но с ним никогда не занимались, он педагогически запущен, и уровень его актуальных знаний совершенно неадекватен его календарному возрасту.

Для определения школьной зрелости психолог, как правило, пользуется стандартным набором методик, позволяющих оценить:

Общую информированность;

Уровень восприятия;

Развитие слуховой и зрительной памяти;

Развитие мышления;

Психосоциальную зрелость;

Уровень умственной работоспособности.

Ответы ребенка и результаты выполнения заданий оцениваются в баллах или других условных единицах. Потом баллы суммируются и сравниваются со средними данными, полученными экспериментальными психологами путем исследования большой и стандартизированной выборки детей старшего дошкольного возраста. Обычно выделяют три уровня школьной зрелости.

Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня), и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.

Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению по программе массовой начальной школы. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него тяжеловатым, и если родители все же отдают его в такую школу, то (по крайней мере в начале обучения) они должны оказывать своему сыну (или дочери) очень существенную помощь, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов. Иначе может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка.

Сама по себе такая жизнь - перенапряг в школе и щадящая обстановка в семье - неполезна для развития и психического здоровья ребенка, и если амбиции родителей не чрезмерно велики, то лучше не создавать такой ситуации. Лучше комфортно и хорошо закончить начальную школу, в конце ее еще раз пройти тестирование и, если способности ребенка действительно окажутся существенно выше среднего (ребенок не сумел проявить себя на первом тестировании или за три года начальной школы имел место значительный прогресс в развитии способностей ребенка), держать экзамен в какую-нибудь гимназию.

Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе. Их может осуществлять как психолог, наблюдающий ребенка, так и сами родители при помощи соответствующих пособий и в тесном контакте с психологом.

Как правило, при низком уровне школьной зрелости различные функции восприятия и мышления развиты неравномерно. Например, при неплохом уровне общей информированности и психосоциальной зрелости очень плохая зрительная память и почти полностью отсутствует произвольное внимание. Или - хорошая слуховая память (ребенок легко заучивает длинные стихи) и очень низкая умственная работоспособность. Психолог подскажет родителям, какие именно функции наиболее страдают у их сына (или дочки) и порекомендует соответствующие упражнения.

Очень низкий уровень школьной зрелости. Психолог обычно дает рекомендацию отложить поступление

в школу на год и посвятить этот год психофизиологическому закаливанию и устранению недостатков в развитии ребенка.

Готовить ребенка к школе можно самостоятельно (силами родителей, дедушек или бабушек), можно положиться на детское дошкольное учреждение (если ребенок посещает детский сад), а можно - отдать в специальные группы для подготовки к школе. Наилучшие результаты обнаруживает, как правило, сочетание всех трех методов.

Рискну предложить следующий алгоритм действий родителей в предшкольный для их чада год.

1. Если ваш ребенок не посещал до этого никакое детское дошкольное учреждение, обязательно отдайтеего в детский сад. Иначе при поступлении в школу на вашего ребенка навалятся сразу три типа стрессов: иммунологический (тридцать детей в классе - это минимум, и полторы тысячи в средней школе), социальный

(домашнему ребенку придется пробовать себя во всех социальных ролях, не имея никакой предварительной подготовки. "Обучалки-развивалки" не в счет, потому что там все происходит под контролем взрослых) и, наконец, собственно учебный. Очень разумно первые два вида стрессов пережить раньше, чем ребенок пойдет в первый класс.

2. Сходите к психологу и определите уровень школьной зрелости вашего (еще шестилетнего) ребенка.

3. Если уровень оказался средним, и вы собираетесь в "дворовую" школу по микрорайону, то все в порядке.

Вам будет достаточно выполнить дома те рекомендации, которые даст психолог, и правильно сориентировать ребенка на занятия по подготовке к школе в детском саду. Если же вы "замахиваетесь" на какую-нибудь школу с "уклоном", то предшкольный год для вас - это год интенсивных занятий. Именно вам и именно в этот год нужно отдавать ребенка в группу по подготовке к школе. Лучше всего, если это будет та самая школа, в которой вы хотите учиться. Ваш ребенок не слишком пластичен, ему будет комфортней, если к школе (а если повезет, то и к учительнице) он привыкнет заранее. Тщательно выполняйте все домашние задания, заранее приспосабливайте режим дня ребенка к школьному обучению. Именно в этом случае разнесение разных типов стрессов во времени и пространстве просто жизненно необходимо. Всего сразу, да еще и спецшколу в придачу, ваш ребенок попросту не выдержит.

– несоответствие уровня развития определенных мозговых структур, психических функций требованиям школьного обучения. Проявляется несформированностью зрительно-моторной координации, мелко-моторных движений, логического мышления, недостаточной произвольностью поведения и когнитивных процессов, социальной незрелостью, ориентацией на игровую деятельность. Диагностика проводится клиническими, психодиагностическими, нейропсихологическими методами. Лечение основано на коррекционных мероприятиях, дополняется медикаментозной терапией.

Общие сведения

Школьная незрелость определяется как недостаточная сформированность одного либо нескольких компонентов психологической подготовленности к школе. Ошибочно ассоциировать данное состояние с общим отставанием развития либо интеллектуальной недостаточностью. Психологическая готовность учиться включает в себя определенный уровень развития мыслительных функций, познавательного интереса, способности к произвольной регуляции собственных действий, понимания и принятия позиции школьника. Школьную незрелость называют низкой, недостаточной функциональной готовностью к школе. По различным данным, распространенность феномена среди первоклассников составляет 10-12%.

Причины школьной незрелости

Психологическая неготовность к процессу обучения формируется на основе биологических и социальных факторов. Часто физиологически медленное созревание центральной нервной системы сочетается с неблагоприятными условиями среды. К причинам школьной незрелости относятся:

  • Пренатальные и натальные осложнения. Тяжелый токсикоз , гипоксия плода , внутриутробные инфекции , интоксикации, травмы в период беременности и родов негативно сказываются на последующем развитии ребенка. Минимальная мозговая дисфункция проявляется в кризисный период – при поступлении в школу.
  • Соматические заболевания. Длительные, хронически протекающие и тяжелые острые патологии замедляют процессы психического и физического развития. Соматически ослабленные дети испытывают трудности в усвоении новой информации, хуже адаптируются к изменениям окружающей среды.
  • Педагогическая запущенность . Недостаточная функциональная готовность к обучению может являться результатом неблагоприятных материально-бытовых условий, асоциального образа жизни родителей, гипоопеки, неэффективной педагогической тактики. Отсутствие внешних стимулов к развитию замедляет созревание нервной системы.

Патогенез

В основе психологической неготовности к школе лежит недостаточная зрелость структур мозга. Как правило, функционально недоразвитыми являются лобные, теменные, височные области. Клинически это проявляется нарушением функций программирования и контроля деятельности, слухоречевого, пространственного восприятия, нестабильностью базовых эмоций. Незрелость нервной системы может быть вызвана биологическими и средовыми влияниями. Наиболее уязвимым является переходный период от дошкольника к школьнику. Данный возрастной этап сенситивен к развитию высших функций психики, формированию социальных навыков, сочетается с повышенной стрессовой нагрузкой – поступлением в школу. С течением времени выраженность клинической картины уменьшается: ребенок постепенно адаптируется к учебному процессу, правилам поведения, параллельно происходит дозревание функциональных механизмов ЦНС.

Классификация

Школьная незрелость состоит из ряда компонентов, согласно которым производится классификация. В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют четыре ее типа:

  • Социально-психологическая. Отличается низкой потребностью в общении, неумением сотрудничать, подчиняться нормам, правилам. Ребенок испытывает трудности установления контактов с учителями, сверстниками.
  • Интеллектуальная. Отсутствуют начальные навыки, необходимые для учебной деятельности: ребенок не умеет держать карандаш, не ориентируется на пространстве листа, не концентрирует внимание на информации от учителя. Недостаточно развито наглядно-образное мышление, воображение, память, мелко-моторные движения.
  • Личностная. Не сформировано положительное отношение к ученической деятельности, школе, учителям. Отсутствует восприятия себя как ученика. Ребенку трудно управлять своим поведением и эмоциями в соответствии с нормами, правилами школы.
  • Мотивационная. Ребенок ориентирован на игру, учебные мотивы отсутствуют. Не развита способность ограничивать желания, преодолевать трудности. Нет понимания важности, необходимости учения.

Симптомы школьной незрелости

Школьники с низким уровнем функциональной готовности с трудом усваивают и выполняют предъявляемые требования, имеют плохую успеваемость, крайне недисциплинированны. Дети опаздывают на уроки, встают с места во время занятия, отвлекаются на разговоры, игры, рисование, часто «не слышат» учителя, на замечания реагируют агрессией, необоснованным смехом. Произвольное внимание неустойчиво, концентрация на задании непродолжительна. Затруднено понимание инструкций, условий задания.

Недостаточное развитие мелкой моторики, скоординированности движений руки и зрительного контроля, неумение следовать образцу проявляется трудностями формирования навыков чтения, письма. Дети долго осваивают правописание, допускают множество ошибок, почерк неаккуратный. В сочетании с недостаточным развитием произвольности, учебной мотивации это приводит к отказам от выполнения заданий, прогулам уроков, грубому отношению к учителям. Самостоятельная работа невозможна. Освоение учебной программы осуществляется при постоянной организующей и направляющей помощи взрослого.

Низкий уровень дисциплины, неумение устанавливать межличностные контакты способствуют формированию позиции изгоя. Дети со школьной незрелостью имеют мало друзей, так как большинство сверстников принимают социальную позицию школьника, стремятся быть прилежными, успевающими. Реакция на непринятие одноклассниками может стать пассивно-безучастной, негативно-протестной, демонстративно-протестной. Дети отгораживаются от окружающих, не участвуют в играх либо реагируют агрессивно – забирают игрушки, ломают карандаши, рвут листы тетрадей, учебников.

Осложнения

Школьная незрелость без специальной коррекции формирует учебную неуспеваемость. С одной стороны, этому способствует недостаточно развитая мелкая моторика, несформированный фонематический слух, отвлекаемость внимания, с другой – конфликты со сверстниками, учителями, нежелание следовать режиму учебного заведения. Эмоционально-поведенческая незрелость закрепляется через отношения с педагогами и сверстниками. Формируется позиция «двоечника», «прогульщика», «изгоя». К подростковому возрасту закрепляются черты демонстративного, возбудимого, неустойчивого типов характера. Формируется девиантное поведение , нарастает социальная дезадаптация – подростки употребляют алкоголь, наркотики, совершают преступные действия.

Диагностика

Диагностика школьной незрелости проводится клиническим психологом , нейропсихологом , врачом-психиатром . В случае неврологических и иных соматических заболеваний рекомендуется осмотр невролога , педиатра . Специфическое обследование включает ряд процедур:

  • Клиническую беседу. Врач-психиатр проводит опрос жалоб родителя, собирает анамнез, выписки заключений узких специалистов (невролога, отоларинголога , окулиста). Беседуя с ребенком, оценивает уровень интеллектуального, эмоционально-личностного развития, социальную компетентность.
  • Психодиагностику. Психологи используют комплексные тесты и диагностические программы, ориентированные на выявление различных компонентов школьной незрелости. Распространены следующие методики: «Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению» («Генезис»), «Тест школьной зрелости Керна-Йирасека», «Способность к обучению в школе» (Г. Витцлак).
  • Нейропсиходиагностику . Обследование выявляет первопричины проблемы – незрелость отдельных мозговых центров. Применяются нейропсихологические пробы различной направленности – на оценку пространственного гнозиса, праксиса, слухоречевого восприятия и других функций.

Важна дифференциальная диагностика с отставанием интеллектуального развития при умственной отсталости , деменциях , органических поражениях головного мозга, специфических расстройствах поведения. Основной признак психофизиологической неготовности – поведение и эмоции адекватны более раннему периоду развития (не патологические), недостаточность когнитивных функций легкая, поддается коррекции.

Лечение школьной незрелости

Основная задача терапии – скорректировать отставание интеллектуального, эмоционального, мотивационного, поведенческого, волевого, двигательного развития. Лечение включает:

  • Психолого-педагогическую коррекцию. В образовательном учреждении создаются специальные условия, способствующие «дозреванию» школьника. Они оформляются как занятия со школьным психологом, логопедом , дополнительные занятия с классным учителем.
  • Поведенческие тренинги. При доминирующем отставании социальной, мотивационной, личностной незрелости детям рекомендуется посещение групповых занятий с психотерапевтом . В форме игры, увлекательных упражнений происходит отработка навыков сотрудничества, коммуникации, «примерка» роли школьника.
  • . Специалист составляет индивидуальную программу с учетом результатов обследования. Занятия нацелены на развитие, стимуляцию дозревания определенных отделов мозга.
  • Прием медикаментов. Вопрос о необходимости применения лекарственных средств решается индивидуально с психиатром, неврологом. Назначаются ноотропы, аминокислоты, транквилизаторы.

Прогноз и профилактика

Адекватная коррекционная программа, индивидуальный подход педагогов помогают устранить школьную незрелость в течение 1-2 лет. Прогноз наиболее благоприятный при отсутствии сопутствующих заболеваний. Профилактика основана на поддержании здоровья женщины в период беременности и ребенка в первые годы жизни, создании оптимальных условий для его умственного и физического развития. Важна демонстрация родителями положительного отношения к школе. Поступление в первый класс должно быть долгожданным, радостным событием, будущую позицию ребенка-школьника необходимо рассматривать как возможность получить новые знания, завести друзей.

Школьная зрелость
Под школьной зрелостью понимают особую степень морфофункционального развития детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям. О школьной зрелости судят по антропометрическим показателям, функциональному состоянию различных органов и систем организма (частота сердечных сокращений, кровяное давление, уровень обмена веществ), по уровню умственной работоспособности, развитию речи, моторики, произвольного внимания.

Наиболее важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие второй сигнальной системы. Если у 3-4-х летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую, то у 6-7-летних усиливается активность второй сигнальной системы, которая оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Следовательно, к 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы, что благоприятно сказывается на восприятии нового учебного материала.

Функциональным проявлением морфологического созревания корковых структур мозга, а, следовательно, и умственного развития, является усиление взаимосвязи между теменными, затылочными и лобными областями коры. Скачок в развитии этих связей наблюдается к 7 годам.

Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость является тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что детям предлагают выполнить три задания: нарисовать человека, скопировать фразу из трех коротких слов и срисовать 10 точек, расположенных в форме пятиугольника. За каждое задание выставляется оценка. Наивысшей оценкой считается 1, наихудшей – 5. Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей общая оценка составляет 3-5 баллов, у среднезрелых – 5-9 баллов, у незрелых – 10 баллов и более.

Использование этого теста позволяет оценить уровень психического развития ребенка, степень развития координации движений, мышления и способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, который определяется по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям, то есть, по показателям деятельности различных систем органов организма.

Согласно данному тесту существует три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. В возрасте 5 лет 90% детей относятся к незрелым, в 6 лет – 51%, в 6,5 лет – 32%, в 7 лет – 13%, в 8 лет – 2%. В возрасте 5,5-6,5 лет большее количество незрелых детей отмечается среди мальчиков. В 7 лет – количество незрелых детей делится поровну среди мальчиков и девочек. Незрелые дети хуже адаптируются к новым условиям, которые характерны для школьной жизни. У них отмечается более низкая умственная работоспособность, большая утомляемость, более длительный период адаптации к учебной деятельности. Это требует особого внимания при обследовании детей за год до поступления в школу.

Вторым способом определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам является филиппинский тест: при вертикальном положении головы ребенка его правая рука кладется поперек середины темени. Рука должна прилегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Если при этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тест считается положительным: организм ребенка готов к началу обучения в школе.

По результатам обследований необходимо проводить беседы с родителями, информировать их о необходимости улучшения быта детей и организации правильного воспитания, так как причиной школьной незрелости, могут быть такие факторы, как низкий культурный уровень родителей и плохие бытовые условия.

Раннее начало учебы в школе не сказывается отрицательно на формировании психических и физических функций развивающегося организма. Но для шестилетних первоклассников необходима специальная организация режима дня: меньшая продолжительность урока, увеличение двигательной активности, дневной сон, рациональное питание, длительное пребывание на воздухе.