Скифы и славяне. Иранские элементы в Скифии

Напомню, мы пытаемся понять, с кем воевали древние римляне, выйдя на восточную границу Дакии. Слово "волохи", которым русская летопись обозначала древних римлян и предков современных румын и молдован, однако, - скифо-сарматское. Начнём с легенды об Андрее Первозванном, приведённом в «Повести временных лет». Важна одна деталь, касающаяся летописного эпизода об Андрее Первозванном. Византийское церковное предание говорит о том, что апостол Андрей проповедовал христианство среди жителей крымских городов и скифов. Русский летописец, поместив эту легенду в свой текст, заменяет скифов на славян днепровских. Случайна эта замена, или за ней скрыт намёк на родство славян и скифов? Геродот приводит легенду о зарождении скифов от Колоксая, получившего в подарок от отца, бога Таргетая золотые плуг, секиру и конскую сбрую (символы скифов-землепашцев, скифов-воинов и скифов-скотоводов). До XVII века русские люди, в том числе и князья, носили медальоны-обереги, на одной стороне которых изображались христианские сюжеты, а на другой — голова, реже фигура женщины, обрамлённая лучеобразными змеями. Археологи нашли множество таких "змеевиков". Скифское изображение змееногой богини на золотом конском налобнике стилистически является образцом для древнерусских змеевиков, изображавших богиню в полный рост. На некоторых таких змеевиках есть надписи, относящиеся к этой "Медузе Горгоне": "Дна", подобная змее или дракону, "родильница" ("матица"). Что же это за "матица Дна", способная защитить хозяина оберега от напастей наравне с распятием? Не являются ли змеевики-обереги отражением другой легенды о происхождении скифов, приведённой Геродотом в явно эллинизированном виде? Эта легенда рассказывает о рождении скифов от змееногой богини и Геракла, пасшего когда-то коней то ли в Северном Причерноморье, то ли в Крыму. Не в связи ли с этой легендой "проговорился" польский хронист Галл Аноним, безусловно, знавший труды Геродота, назвав славян-язычников "змеиным родом"? Знал, значит, скифский вариант родословной славян! На “иранском” (скифском) наречии слово «Дн» означало реку вообще. Отсюда названия многих рек южной Руси - Дон, Днепр, Днестр и т.п. Змееногая богиня Дна – видимо, символ одной или всех этих рек с многочисленными притоками - “змеями”. Геракл же (“отец скифов”, разумеется, имел другое имя в скифском эпосе) – мифологический символ некоего конного племени, давшего начало причерноморским скифам. Скифы, как и сарматы, антропологически сходны древним славянам. Уже теплее! Много общего и в их "характерах": неприхотливость и одновременно чистоплотность, свободолюбие, отчаянная храбрость, своеобразные принципы справедливости, приверженность коллективизму, традиции многочисленных и длительных застолий с хмельным питьём, драчливость, сочетавшаяся с долготерпением и уникальной верностью дружбе. Кельты, скифы и славяне умели изготавливать уникальный по своим свойствам хмельной мёд, который сбраживался каким-то таинственным способом без участия дрожжей. Много общего у славян и скифов в тематике и стилистике изобразительного искусства. Один скифский «звериный стиль» чего стоит! Он воспринят и древними славянами, и кельтами и скандинавскими германцами в их предметах быта и украшениях. Ещё теплее! От скифов в русский язык попали многие слова: топор, колос, молоко, корова, собака и т.п. Обратите внимание, что эти слова употребляются в хозяйственной деятельности. В отличие от юго-западных кандидатов на «отцовство» славян, скифо-сарматы в области материальной культуры гораздо ближе к нашим древним предкам. Скифы-сколоты жили в Среднем Поднепровье практически в тождественных с древними славянами хозяйственных условиях. В верованиях скифов и древних славян много общего. Яркий пример – культ меча. Слово "бог" - "иранское"! Если бы славяне были только соседями скифов, то «те праславянские племена, которые жили близко к населению лесостепной полосы скифского времени, были бы связаны и культурно, и, как показывает археологический материал, этнически со скифами», как справедливо пишет в своей книге о скифах историк А.П. Смирнов. Но скифская тематика и стилистика в изобразительном искусстве распространена особенно сильно не на юге, граничащем с лесостепью, а на севере Руси (по сей день)! Большинство историков хором называют скифов, как и ариев, и киммерийцев кочевниками. Однако, археологи убедительно доказывают, что и до прихода в Европу, и после этого у скифов наряду со скотоводством было развито земледелие (у саков - даже орошаемое земледелие!). Те же археологи приводят сведения о том, что скифы от Днепра до Алтая жили в посёлках вроде Бельского или Никопольского городищ, в глинобитных или бревенчатых домах. Крымские и причерноморские греки покупали у скифов ХЛЕБ! Высочайший уровень ремесленного и ювелирного дела кочевникам не свойственен. Удивительный парадокс! На большой карте Великой Скифии в скифском зале Эрмитажа показаны больше десятка скифских городищ, найденных археологами. Экскурсовод, рассказывая о скифах, называет их кочевниками. А в ответ на простой вопрос пожимает плечами! «Почему у кочевников – десятки городов и городищ? Но как же быть с описанием жизни скифов, приведённым Геродотом? Из этого описания следует, что скифы жили в кибитках, питались кобыльим молоком и мясом диких и домашних животных. Это же типичные признаки быта кочевников! А каков мог ещё быть быт конного полка воинов и их слуг, проводивших почти всю жизнь в походах и «летних лагерях»? Ведь именно с ними, с царскими скифами, общался учёный грек. Вероятно, кочевой образ жизни являлся своеобразной привилегией воинской элиты – кшатриев – царских скифов, быт которых описывал Геродот и запечатлели древние ремесленники в своих драгоценных шедеврах. Академик Б.А. Рыбаков изучил и замечательно описал в своих работах о Киевской Руси процесс сбора дани у подвластных соплеменников их князьями – полюдье. Полюдье заключалось в ежегодном объезде княжеской дружиной во главе, как правило, с самим князем своих земель по издавна определённому маршруту. Сборщики полюдья отправлялись в путь в начале зимы, объезжали населённые пункты, куда окрестное население свозило установленное для сдачи в качестве налогов (дани) имущество. Здесь же князь чинил суд и решал вопросы «на местах». К концу зимы обоз с данью возвращался в столицу (племенной центр). Таким образом собирали дани не только стольно-киевские князья, но и князья племенные. Казалось бы проще было сдавать дань в установленные места – погосты государственным чиновникам, под охрану местных гарнизонов, которые свозили бы собранное в Киев. Такую организацию и установила княгиня Ольга, но поводом для изменения существовавшего порядка было чрезвычайное обстоятельство – убийство князя во время полюдья. Видимо, у полюдья были глубокие корни, уходящие в древнюю традицию, когда племена ариев (киммерийцев, скифов, сарматов) имели варновую структуру. «Кочевники»-кшатрии собирали дань, ипользовавшуюся для поддержания обороноспособности племени, демонстрировали свою силу защитников, решали текущие вопросы управления повседневной жизни. В этом состояла их служба племени и их привилегия. Получается, что сходство скифов с древними славянами совершенно конкретное. Но… Великая Скифия погибла в III веке до нашей эры под ударами сарматов. А где же праславяне?

© Дмитрий Логинов, директор Института богословия РСТ СВА, Куда исчезли скифы – откуда появились славяне (лекция), 23.03.2013

«Прославившего Меня прославлю» (св. Серафим Саровский)

«Лета 3113 (2385 г. до Р.Х.) великий князь Словен поставиша град… и от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словяня» (хартия Мазуринский Летописец)

В учебниках по истории можно встретить, увы, фразу вроде: «Славянские племена появляются приблизительно во 2-5 веке новой эры». И далее перечисляются названия племен, имена многочисленных земель и побережья морей, и реки, на протяжении которых «появляются» во 2-5 веке н.э. славяне.

Так прямо и видишь, читая, это грандиозное массовое явление природы, сиречь истории: стремительное самозарождение славянских племен из, по-видимому, природных стихий. Прошелестел во втором или пятом веке какой-то ласковый дождь и после, словно грибы…

В конце предыдущего раздела тех же учебников можно прочесть не менее «высокоумную» фразу на другую, вроде как, тему: «Согласно изысканиям ведущих специалистов, скифы начинают исчезать приблизительно во 2 веке новой эры и в 5 веке уже исчезают полностью, повсеместно».

Как ухитряются «ведущие специалисты» не замечать, что исчезновение скифов и появление славян есть две стороны одной медали? Как и почему они не задумываются, что ничего не может появиться на пустом месте? Или – что ничего не может возникнуть из ничего?

Закон сохранения энергии вроде как бы знаем из физики. Закон сохранения вещества – из химии. А в данном случае какой самоочевидный закон еще следовало бы вывести, чтобы специалисты, ведущие, как-то все-таки не заводили бы своим неведением неспециалистов из области реальной истории на пространства таинственных исчезновений и, напротив, материализации духов.

Другое дело, намеренное извращение истории тоже суть часть исторического процесса и должно быть исследовано.

Действительно, начиная с 1-2 века после Р.Х. и заканчивая 5-7 СЛАВЯНО-СКИФОВ перестают, в основном, именовать СКИФАМИ и начинают их называть, как правило, именем СЛАВЯНЕ. Это исторический факт, он документирован рядом сохранившихся хартий. Это переходный период именования, когда встречаются и такое, и этакое. То есть можно проследить перетекание одного преимущественного именования в преимущественно другое.

Факт изменения названия устраивает круги, заинтересованные представить историю славянства куцей. Вроде того, что славяне не имеют никакого отношения к скифам – просто вот самозародились из ничего веков пятнадцать назад… Подразумевается, что с деревьев слезли! А скифы – это вроде как было нечто совсем иное. Они исчезли, те скифы – так чего ж о них говорить? Подразумевается: вымерли как мамонты или как динозавры…

Этакое вот положение принято в академической науке. Абсурдность такого положения – да и других подобных – бросается в глаза всем. Однако говорить об этом почему-то не любят, в основном. Наверное, потому не любят, что грантов не платят за подобные разговоры. А то, так даже и платят за их отсутствие: за то, чтобы не было интереса к теме.

Однако есть исключения из печального такого молчания. Не всем из официально признанных историков оно по нутру. Есть вот, например, доктор исторических наук Петр Золин . Он и без грантов готов свидетельствовать, что скифы – это был тот самый народ, который теперь здравствует под именем славяне. И славяне, соответственно, не самозародились по берегам европейских рек пятнадцать веков назад, а есть тот самый народ, который тысячелетиями был известен всему человечеству как скифы, властители Евразии.

Скифов еще за долгие тысячелетия до Р.Х. именовали и славянами (словенами), и руссами. Уж за два с половиной тысячелетия точно. Потому что тогда братья Словен и Рус воздвигли город Словенск (предтечу Новгорода Великого), о чем повествует сохранившееся во многих списках «Сказание о Словене и Русе» (именуемое русофобами и славянофобами «несерьезным» — без малейших попыток с их стороны привести какие-либо АРГУМЕНТЫ в пользу такого именования, хотя бы даже и несерьезные).

Славян и до сего времени иногда называют, и сами они себя именуют, бывает, скифами. В поэме «Скифы» у Александра Блока: «Да, скифы – мы!.. Для вас – века, для нас – единый час… Вы сотни лет глядели на Восток, копя и плавя наши перлы»…

Вопрос: а почему вдруг народ, у которого не изменилась ни кровь, ни вероисповедание, ни обычаи — почему он вдруг за какие-то два-три века (не слишком большой срок по исторической мерке) поменял название? Почему все остальные народы мира привыкли за это время звать его по-другому?

Золин этот вопрос не оставляет без ответа. И отвечает он вот как. Изменение именования народа приблизительно совпало со временем распространения на планете христианской веры. А значит, и с распространением по земле Библии. А в Библии князья скифов, основатели древних родов, именуются Рошь, Мосох, Магог… И вот, читая Библию, стали называть великую Скифию – Россией: землями князя Роша (или Роса). Или еще Московией — от Мосоха.

Насчет Магога Золин особо не расписывает. А вообще-то имя действительно славяно-скифское. И — несущее интересную информацию. Одна из вариаций произнесения имени Великой Матери это Магужь. Причем это есть одна из наиболее древних транскрипций (немало свидетельств чему приводится в работах Валерия Чудинова).

То есть Магог – или, кратче, Маг — есть жрец Магужи. Надо сказать, на Руси волхвы Макоши в древности действительно чаще были называемы МАГАМИ, чем волхвами. Это уже потом как-то так случилось, что слово МАГ (жрец Магужи) стало восприниматься как западное (не пойми откуда на Западе взявшееся) а не русское. (Точно такая судьба постигла, между прочим, и слово «рыцарь».)

Итак, ответ который предлагает Петр Золин, интересен. Тем более, что в такой манере ответа чувствуется осознание исследователем: у всего славянства есть русский, российский корень. Изначально были древние руссы, и вот они разветвились на различные славянские племена.

Однако Золин, фактически, отвечает не на вопрос, почему скифы начали называться славянами, а на вопрос, почему скифы стали называться руссами, московитами. И связывает ответ с процессом распространения христианства, со становлением христианства все более мощной мировой религией. И в этом безусловно есть смысл.

Но, все же, ответ не полон. Попробуем ответить более точно на вопрос, почему сей великий народ — славяно-скифы — долгие тысячелетия до Р.Х. назывались, в основном, скифы, а в первые века после Р.Х. и до сего времени называются славяне.

Первое. Славяне – или, точнее говоря, словене — всегда почитали Даждьбога. Все славянские племена почитали Даждьбога, здесь не было исключений, тогда как относительно других богов могли иметься разночтения в пантеонах разных племен. А Даждьбог — это Бог Слово. Почему и словене — Даждьбожьи внуки. А то вот все знают, слава Богу, что славяне называются Даждьбожьи внуки «Словом о полку Игореве» многажды. А ПОЧЕМУ они именно так называются, мало кто понимает в точности. А вот потому так и называемся, что СЛОВЕНЕ — то есть внуки Бога СЛОВА Даждьбога. И долгие тысячелетия хранили словенские племена предсказание: Слово станет плотью. Даждьбог воплотится на земле. Ису – громовая стрела («ису» на санскрите и протосанскрите означает «стрела») — ударит в камень земной и камень станет живым. Так символизировал ведизм, то что в христианстве называется «непорочное зачатие». Поэтому и апостол Петр говорит в послании: «Он есть камень живой» (1 Пет 2:4) о Христе. И еще предрекаемого воплощенного Даждьбога называли Ис — это в основном славяно-скифы скандинавских земель называли — то есть Лёд. Вспомним начертание соответствующей руны – I – Футарка. Лед есть, можно сказать, воплощение (материализация) водяных паров, которые рассеяны в воздухе. Однако до того, как Даждьбог действительно воплотился на земле и стал известен как Христос, до того, как Слово воистину стало плотью, – народы мира не понимали или понимали с трудом, почему это народ наш называется «словене». И какое это такое предсказание они с начала своего бытия хранят. А вот что славяно-скифские племена есть именно скифы, то есть находники, пришельцы, скитающиеся по всей Евразии выходцы с ее крайнего севера — это народы другие помнили. Об этом книга Мавра Орбини, как сколоты — то есть с Кола Великого выходцы — стали скифами. То есть распространились и распространили свое влияние на всю Евразию, а некогда на весь мир.

Тут, кстати, мы подошли ко второй стороне медали. Выше ведь мы ответили на первую сторону вопроса, почему славяно-скифы стали называться «славяне». Оборотная сторона оного: почему славяно-скифы перестали называться «скифы». Об этом хорошо писал еще Александр Щербаков, открывший Асгард: «В первые века после Р.Х. весь фракийский район Средиземноморья пришел в движение. Скифы отходили на север. Расселялись во все более северных местах по Днепру, по Волге»… Только Щербаков не уточнил один очень важный момент. Скифские племена не просто переместились на север — мы ВОЗВРАТИЛИСЬ на север. Мы вернулись из тех земель, где было воплощение Бога Слово в земли наших великих пращуров. Мы увидели своими глазами то, что должно было свершиться согласно предсказанию этих пращуров. Мы не позволили уничтожить в зародыше весть об этом свершении. Напротив мы распространили весть эту по всему миру. То есть мы сделали христианство мировой религией. И нам больше стало незачем бывать скифами. В смысле – находниками, скитающимися в не исконных землях своих. Мы возвратились в земли своих отцов, дедов, прадедов. И в этом смысле перестали быть скифами. Только лишь в этом смысле. По крови, по обычаям и по вере славяно-скифы остаются и ныне практически тем же самым, чем были они всегда, – за исключением естественных прецессий, конечно же, неминуемо накладываемых течением веков. И, главное, за исключением того, что пророчества скифской древлеправославной веры – исполнились. И теперь все скифо-славянские племена уже не только прославлены, но, говоря языком церковным, прославлены паки и паки: как принадлежащие народу все ключевые предсказания веры коего СБЫЛИСЬ. Скифы называются славянами, можно сказать, по слову «прославившего Меня прославлю»! Ибо многозначительны речения святых и не единственный может быть у них смысл, но множество взаимоусиливающих.

Подробнее о главных пророчествах скифской древлеправославной веры в книгах:

Лала Виольева, Дмитрий Логинов « »

Вопрос этот не случаен. В течении долгого времени Русские и Европейские историки считали скифов прямыми предками славян. Утверждение, что именно скифы являются предками славян нашло отражение и литературе, музыке и даже в кино.

Но, как известно, история интересует не только ученых. Вернее только ученым интересен факт ради факта, но когда в дело вмешивается политика, то возможны и прямые фальсификации, и более тонкие манипуляции обширным историческим материалом. Так, на протяжении многих веков многие Европейские ученые навязывают широкой общественности мнение, что скифы были варварами, разрушителями цивилизации. Да, так и утверждалось и утверждается: Скифы совершали жестокие набеги на причерноморские колонии европейцев, грабили, уводили в плен.

Отсюда западные пропагандисты делали «логичный» для них вывод, что Скифы – разрушительная сила, несущая хаос, отсталость и варварство. Становится очевидно, что научные споры вокруг Скифов и Славян, перетекают в политическую плоскость. Понятно, почему в сознании цивилизованных Европейцев так крепко засел архетип Русского медведя. Согласитесь, когда Европейским обывателям из поколения в поколение вбивается одна и та же чушь, Европейское общественное мнение не может быть не предвзятым. Вот и «вешают всех собак» на Россию, от времен Екатерины, до 08. 08. 08 – когда Россия не нападала, а защищала. И в этой ситуации Европа просто не могла просто не могла объективно оценить ситуацию.

Но сказанное выше – последствия, нас же интересуют истоки. Говоря о связи Славян и Скифов, надо разобраться, являлись ли Скифы «разрушителями» цивилизации? Обратимся к исследованиям Советских и Российских ученых: полевые раскопки Скифских поселений убедительно доказывают, что с Vll по lll век до (!) нашей эры, скифы имели богатую и своеобразную культуру. А что в это время было в Европе, за исключением Средиземноморья?

Посмотрим на скифов подробнее: ученые полагают, что Скифы пришли в Северное Причерноморье с территории Сибири, а возможно и средней Азии и обосновались в междуречье Дуная и Дона на огромных степных пространствах. Со временем, скифы образовали мощные союзы племен и действительно совершали военные походы, только не в Европу, а ближайшие богатые торговые города Азии. Не стоит отрицать, может быть и делали бы набеги и в Европу, вот только делать там было нечего: Собственно Европейская цивилизация появилась на несколько столетий (!) позже.

Что там еще говорят про Скифов: дикие банды кочевников, без роду и племени? Не будем отрицать наличие кочевых племен, такие действительно были, но основная масса Скифского населения жила не «под кустом», а в укрепленных городах. А в то время укрепленными и крупными городами мало какая цивилизация могла похвастаться.

Скифы обижали Европейцев? Это утверждение в корне неверно. Скифы вели очень оживленную торговлю с Греческими колониями Причерноморья. Произошло и взаимопроникновение культур, которого при вражде не могло бы произойти. В окрестностях Симферополя в ходе полевых археологических работ были найдены остатки очень мощного и крупного крепостного сооружения. Отдельные исследователи даже полагают, что в какое то время здесь находилась столица скифского государства.

В городе, находившемся в Крыму, в ходе полевых работ археологи собрали серьезный «урожай» находок предметов и артефактов. Многочисленные изделия ремесленников не только подтвердили то, что Скифы были весьма высокоразвитым народом того времени. А обнаруженные новые предметы позволили говорить от том, что уровень развития Скифской цивилизации был даже выше, чем считалось ранее. В Скифском городе были обнаружены и огромные помещения для хранения зерна, что наглядно свидетельствует только об одном – сильно развитом земледелии.

Позднее в северное Причерноморье пришли с Востока новые и более сильные племена, потеснившие и Скифов и Греков. Возможно, когда тревожные новости дошли до Греции, то сами новости были так изменены, что нападения были приписаны Скифам? И эта версия вполне правдоподобна. Согласитесь, после нападения банды кочевников на мирное поселение, рассказывать было уже некому: даже те, кто выжил, попали в плен. Так что информации от «первоисточника» просто не могло быть.

Греки ушли на юг морем, а Скифы, спасаясь от захватчиков, пошли на север. И дальше, именно здесь начинается самое интересное: Здесь Скифы встретились и постепенно перемешались со… Славянами. Именно так: две культуры развивались почти параллельно. И Скифская культура влилась в Славянскую. До сих пор в Русском языке существуют слова, имеющее сходное значение, но разное произношение. Скифское «хорошо» уживается со Славянским «добро», Скифский «топор» и Славянская «секира» обозначают одно и то же. Скифское слово «пес», так же понятно, как Славянское «собака». И таких примеров десятки.

Так что Скифы – не прямые предки Славян, а один из высокоразвитых народов своего времени, вошедший в состав Славянских племен. И влились скифы в огромную Славянскую «семью» не бедными родственниками, а на равных. В Русском народном искусстве прослеживаются связи со Скифским искусством, чего при отсталости просто не могло быть. А цивилизованной Европе стоило бы учить «матчасть» и посмотреть на то, что на момент существования Скифской цивилизации было у них самих!

Повтор давнишней статьи. Для Симпатичной Пчёлки особенно.

Слово "волохи", которым русская летопись обозначала древних римлян и предков современных румын и молдован - скифо-сарматское.

Начнём с легенды об Андрее Первозванном, приведённом в «Повести временных лет».
Важна одна деталь, касающаяся летописного эпизода об Андрее Первозванном. Византийское церковное предание говорит о том, что апостол Андрей проповедовал христианство среди жителей крымских городов и скифов.
Русский летописец, поместив эту легенду в свой текст, заменяет скифов на славян днепровских. Случайна эта замена, или за ней скрыт намёк на родство славян и скифов?
Геродот приводит легенду о зарождении скифов от Колоксая, получившего в подарок от отца, бога Таргетая золотые плуг, секиру и конскую сбрую (символы скифов-землепашцев, скифов-воинов и скифов-скотоводов). До XVII века русские люди, в том числе и князья, носили медальоны-обереги, на одной стороне которых изображались христианские сюжеты, а на другой — голова, реже фигура женщины, обрамлённая лучеобразными змеями.

Археологи нашли множество таких "змеевиков". Скифское изображение змееногой богини на золотом конском налобнике стилистически является образцом для древнерусских змеевиков, изображавших богиню в полный рост. На некоторых таких змеевиках есть надписи, относящиеся к этой "Медузе Горгоне": "Дна", подобная змее или дракону, "родильница" ("матица"). Что же это за "матица Дна", способная защитить хозяина оберега от напастей наравне с распятием? Не являются ли змеевики-обереги отражением другой легенды о происхождении скифов, приведённой Геродотом в явно эллинизированном виде? Эта легенда рассказывает о рождении скифов от змееногой богини и Геракла, пасшего когда-то коней то ли в Северном Причерноморье, то ли в Крыму. Не в связи ли с этой легендой "проговорился" польский хронист Галл Аноним, безусловно, знавший труды Геродота, назвав славян-язычников "змеиным родом"? Знал, значит, скифский вариант родословной славян!
На “иранском” (скифском) наречии слово «Дн» означало реку вообще. Отсюда названия многих рек южной Руси - Дон, Днепр, Днестр и т.п. Змееногая богиня Дна – видимо, символ одной или всех этих рек с многочисленными притоками - “змеями”. Геракл же (“отец скифов”, разумеется, имел другое имя в скифском эпосе) – мифологический символ некоего конного племени, давшего начало причерноморским скифам.
Скифы, как и сарматы, антропологически сходны древним славянам. Уже теплее! Много общего и в их "характерах": неприхотливость и одновременно чистоплотность, свободолюбие, отчаянная храбрость, своеобразные принципы справедливости, приверженность коллективизму, традиции многочисленных и длительных застолий с хмельным питьём, драчливость, сочетавшаяся с долготерпением и уникальной верностью дружбе. Кельты, скифы и славяне умели изготавливать уникальный по своим свойствам хмельной мёд, который сбраживался каким-то таинственным способом без участия дрожжей. Много общего у славян и скифов в тематике и стилистике изобразительного искусства. Один скифский «звериный стиль» чего стоит! Он воспринят и древними славянами, и кельтами и скандинавскими германцами в их предметах быта и украшениях. Ещё теплее!

От скифов в русский язык попали многие слова: топор, колос, молоко, корова, собака и т.п. Обратите внимание, что эти слова употребляются в хозяйственной деятельности.
В отличие от юго-западных кандидатов на «отцовство» славян, скифо-сарматы в области материальной культуры гораздо ближе к нашим древним предкам. Скифы-сколоты жили в Среднем Поднепровье практически в тождественных с древними славянами хозяйственных условиях.
В верованиях скифов и древних славян много общего. Яркий пример – культ меча. Слово "бог" - "иранское"!
Если бы славяне были только соседями скифов, то «те праславянские племена, которые жили близко к населению лесостепной полосы скифского времени, были бы связаны и культурно, и, как показывает археологический материал, этнически со скифами», как справедливо пишет в своей книге о скифах историк А.П. Смирнов. Но скифская тематика и стилистика в изобразительном искусстве распространена особенно сильно не на юге, граничащем с лесостепью, а на севере Руси (по сей день)!
Большинство историков хором называют скифов, как и ариев, и киммерийцев кочевниками. Однако, археологи убедительно доказывают, что и до прихода в Европу, и после этого у скифов наряду со скотоводством было развито земледелие (у саков - даже орошаемое земледелие!). Те же археологи приводят сведения о том, что скифы от Днепра до Алтая жили в посёлках вроде Бельского или Никопольского городищ, в глинобитных или бревенчатых домах. Крымские и причерноморские греки покупали у скифов ХЛЕБ! Высочайший уровень ремесленного и ювелирного дела кочевникам не свойственен.
Удивительный парадокс! На большой карте Великой Скифии в скифском зале Эрмитажа показаны больше десятка скифских городищ, найденных археологами. Экскурсовод, рассказывая о скифах, называет их кочевниками. А в ответ на простой вопрос («Почему у кочевников – десятки городов и городищ?) пожимает плечами! Но как же быть с описанием жизни скифов, приведённым Геродотом? Из этого описания следует, что скифы жили в кибитках, питались кобыльим молоком и мясом диких и домашних животных. Это же типичные признаки быта кочевников!
А каков мог ещё быть быт конного полка воинов и их слуг, проводивших почти всю жизнь в походах и «летних лагерях»? Ведь именно с ними, с царскими скифами, общался учёный грек.
Вероятно, кочевой образ жизни являлся своеобразной привилегией воинской элиты – кшатриев – царских скифов, быт которых описывал Геродот и запечатлели древние ремесленники в своих драгоценных шедеврах. Академик Б.А. Рыбаков изучил и замечательно описал в своих работах о Киевской Руси процесс сбора дани у подвластных соплеменников их князьями – полюдье. Полюдье заключалось в ежегодном объезде княжеской дружиной во главе, как правило, с самим князем своих земель по издавна определённому маршруту. Сборщики полюдья отправлялись в путь в начале зимы, объезжали населённые пункты, куда окрестное население свозило установленное для сдачи в качестве налогов (дани) имущество. Здесь же князь чинил суд и решал вопросы «на местах». К концу зимы обоз с данью возвращался в столицу (племенной центр). Таким образом собирали дани не только стольно-киевские князья, но и князья племенные.
Казалось бы проще было сдавать дань в установленные места – погосты государственным чиновникам, под охрану местных гарнизонов, которые свозили бы собранное в Киев. Такую организацию и установила княгиня Ольга, но поводом для изменения существовавшего порядка было чрезвычайное обстоятельство – убийство князя во время полюдья. Видимо, у полюдья были глубокие корни, уходящие в древнюю традицию, когда племена ариев (киммерийцев, скифов, сарматов) имели варновую структуру. «Кочевники»-кшатрии собирали дань, ипользовавшуюся для поддержания обороноспособности племени, демонстрировали свою силу защитников, решали текущие вопросы управления повседневной жизни. В этом состояла их служба племени и их привилегия.

Получается, что сходство скифов с древними славянами совершенно конкретное. Но…
Великая Скифия погибла в III веке до нашей эры под ударами сарматов.
А где же праславяне?

Начнём с явного логического парадокса, который почему-то не замечен официальными исследователями. Автор “Повести временных лет” перечисляет названия славянских племён: поляне, древляне, полочане, дреговичи, север… Не северяне, а именно север. Слово «север» - по происхождению не славянское и в русском языке наряду со словом «полуночь» искони означает географическое понятие. Это наводит на мысль о том, что племя или территория «север» – северная часть, оконечность некоего племенного массива в праславянские времена. Относительно кого в более ранние времена Черниговщина, Курская область - Северская земля, действительно была северной? Относительно скифо-сарматов!
Предположим, что славяне переняли слово «север» как название территории у оттеснённых (следовательно, побеждённых) ими сарматов. Как западные славяне имя венетов. Но, чтобы принять его как название СТОРОНЫ СВЕТА, необходимо было бы поменять на противоположную логику географических ориентиров, существовавших в то время. То есть названием вновь приобретённой южной (!) территории «Север» начать обозначать направление, находящееся как раз в противоположной стороне. К тому же эту странную новинку должны были принять и славяне других племён, даже не соседствовавших с южной оконечностью славянского этнического массива. Можно ли поверить в возможность такого абсурда? Нет, людей, называвших полуночь «севером» должно было быть среди славян много, они должны были жить среди них давно, повсеместно и не в роли прибившихся чужаков. Если слово «север» вошло в русский язык как обозначение стороны света, это означает, что племя северов наблюдалось нашими предками изнутри скифо-сарматских земель, а значит праславяне являлись частью этого этнического образования! Иное объяснение найти трудно.

Племя северов (савиров, сабиров и т. п.) известно по разным источникам. Их причисляют и к сарматам, и к гуннам, и к хазарам. Вероятно, что именно этому сарматскому племени обязана своим названием Сибирь, где жили ранее северы. После распада гуннской державы часть северов оказалась вовлечённой в союз хазарских племён и упоминается в хазарском эпосе в качестве одного из хазарских колен. По другой версии с гуннами пришла та часть северов, которая в своё время (III век до н. э.) не ушла в Европу с остальными сарматами.
Сарматы известны истории ещё с VI века до н. э. Тогда одно из скифо-сарматских племён, массагеты (название - греческое), жили в Средней Азии. В 530 году до н. э. великий персидский царь Кир погиб в сражении с массагетами при попытке покорить их. В 320-х годах до н. э. массагеты успешно воевали в ходе обороны Согдианы от войск Александра Македонского.
В III веке до н. э. на восточной окраине расселения индоевропейцев интенсивно завершается процесс формирования тюркоязычных кочевых племён в результате смешения арийцев, финно-угров и монголоидов. Из этих племён образовалась держава Хунну. К 179 г. до н. э. хунну прорвались к границам Европы. Именно тогда были отуречены уральские угры, а прикаспийские скифы-хазары были отуречены настолько, что их потомков многие историки считают полноценными тюрками. Именно хунну вытеснили сарматов из Средней Азии и вынудили их к переселению. Великая Скифия была ими уничтожена. А что стало с самими скифами? По мнению Б.А.Рыбакова «скифы оказались разрезанными надвое потоком кочевников: часть их ушла на юг, в Крым, а часть отодвинулась к северу, в лесостепи, где была ассимилирована славянами». Но, может быть, всё было и по-другому.
"Сарматы (греч. – «ящероголовые», вспомним змеиную традицию скифов!) — ирано-язычные кочевники-скотоводы... В III веке до н. э. началось движение сарматских племен в сторону Северного Причерноморья... Часть сарматов во II веке до нашей эры тремя племенами — языгами, роксоланами (“роксоланы” - греческое название племени, самоназвание которого “рухсалан” – с “иранского” наречия переводится как русые (светлые) аланы) и сирматами, вышла к излучине Днепра в районе Никополя и в течении пятидесяти лет заселила земли от Дона до Дуная, став хозяевами Северного Причерноморья почти на половину тысячелетия... Достоверно неизвестно, как происходил процесс вытеснения скифов из причерноморских степей — военным или мирным путем. В Северном Причерноморье не найдены скифские и сарматские захоронения III в. до н. э. Распад Великой Скифии отделяет от образования на той же территории Великой Сарматии не менее ста лет. Возможно в степи была большая многолетняя засуха, и скифы сами ушли на плодородные земли”.(А. Р. Андреев).
Сарматы либо не смогли, либо не хотели посягать на большую часть владений царских скифов, Крым, а, напротив, выступали их союзниками в войнах с греками. Таким образом для уже давно оседлого киммерийско-скифского населения покорённых сарматами земель произошла лишь смена власти.
"Сарматы" - греческое название большого количества этнически родственных, арийских по происхождению племён, не образовывавших даже племенного союза. Вряд ли эти племена подозревали, что кто-то называет их именно так. Каждое племя и некоторые группы племён имели свои названия: аланы, ясы (асы, языги), роксоланы, сирматы, аорсы и др. Сарматы не имели общего центра, бывали и междоусобицы. Социальное расслоение у сарматов было меньшим, чем у скифов. Никто не может чётко объяснить, чем сарматы отличались от скифов этнически. Этническую связь саков, массагетов и роксолан специалисты-историки считают очевидной. Может быть, роксоланы и другие племена второй волны сарматского переселения (IIвек до н. э.) – всего лишь остатки разбитых хуннами скифов-саков, точнее царских скифов-саков. Сарматские племена полностью состояли из воинов, потомков кшатриев, и их семей. Свободные общинники-вайшьи-скифы остались на своём месте. Также, как и в предыдущую эпоху - киммерийцы. Получается, что царские скифы просто ушли в Крым, а сарматы заняли их общественно-политическое место. Таким образом, состав остального населения в покорённых сарматами землях изменился мало.
Традиционная историческая школа утверждает, что славяне с момента прихода сарматов в Скифию постоянно испытывали набеги этих диких и жестоких кочевников, веками воевали с ними, на что есть намёки в фольклоре. Эти войны в конечном итоге привели к уходу праславян на север во II веке нашей эры, к резкому упадку их культуры. Этот период истории славян как раз связывают с зарубинецкой археологической культурой. Принадлежность этой культуры славянам, как уже говорилось, спорна. “Цивилизованные” греки и римляне считали сарматов варварами. Нравы сарматов по свидетельству их врагов отличались не только жестокостью, но и свободолюбием. Что же касается их дикости, то по этому поводу есть интересные возражения. По данным греков уже во II веке до нашей эры сарматы Северного Причерноморья имели тяжёлую конницу. Воин-сармат был вооружён тяжёлым длинным копьём, длинным мечом (именно такой меч получил общеевропейское распространение к началу средневековья), защищён железными шлемом и доспехами. Доспехи защищали и лошадей (ещё раз вспомните, как изобразили сарматов в “Колонне”!). Использование такого вооружения подразумевает и наличие довольно совершенного конского убора, в частности – наличие стремян. Знакомство европейцев, в особенности римлян, с оружием и тактикой сарматской конницы привело к большим изменениям в военном деле Европы.
Бронированная сарматская конница насчитывала десятки тысяч воинов. Греки называли их «катафрактами», как позднее и своих тяжеловооружённых конников. Сарматы обладали совершенной военной тактикой и диктовали военную моду для византийцев и римлян. В связи с этим не совсем ясно, как «славяне», вооружённые дротиками и лёгкими луками, действовавшие в рассыпном строю, «вытесняли» прекрасно вооружённую и организованную сарматскую конницу, да ещё в степных условиях?
Сарматская конница атаковала неприятеля, построившись клином. Ничего это не напоминает читателю? Правильно. Именно такой строй и подобное вооружение были у средневековых немецких рыцарей. Но в Европе и в Византии, имевших тяжёлую конницу, существовали большие города, ремесло давно отделилось от сельского хозяйства и развилось до цехового уровня. О том, как связана история возникновения собственно германцев с сарматами – разговор впереди.
Большие города сарматов традиционной науке не известны, но кто же тогда вооружал сарматское войско столь совершенным оружием? Ведь сарматы – кочевники!?
В XII веке арабский географ ал-Идриси написал своё сочинение, в котором описал и Северное Причерноморье, в том числе Прикубанье, где по его представлениям, в многочисленных и густонаселённых сёлах и трех больших торговых городах проживали...аланы. Река Кубань была названа “Русиййа”. А совсем рядом, видимо на месте Керчи (Корчева), находился город ар-Русиййа! Современные исследователи ал-Идриси этой ошибке (остатки алан ещё с IV века жили далеко в горах Северного Кавказа) особого внимания не придают, но уверены, что эти сведения арабы переписали из трудов Птоломея (II век н. э., современник настоящих алан и, чем чёрт не шутит, сарматов-русов!). Можно ли вообще считать классическими кочевниками племена, занимавшиеся земледелием, профессиональной торговлей, обладавшие массовым ремесленным производством? А ведь Птоломей не имел сведений о более удалённых от моря сарматских территориях! В этой связи стоит с осторожностью относиться к высказываниям греков и римлян о дикости скифов и сарматов.
Степной мир был чуждым и часто враждебным античной цивилизации, устроенным по другим принципам, непонятным «цивилизованным» соседям. Представители рабовладельческого мира удивлялись чужой жестокости и не ценили другую справедливость. Хотя их собственное общество не было ни гуманнее, ни справедливее. Подобные «двойные стандарты» знакомы и нам.
По греческой легенде сарматы (савроматы) произошли от скифов и оказавшихся на берегу Меотийского болота (Азовского моря) амазонок. Этой легендой греки объясняли необычно важную роль женщин в общественном укладе сарматов (иногда древние авторы даже называли сарматов «женоуправляемыми»).

Сарматские женщины, только до замужества, участвовали в войнах наравне с мужчинами. Известны скифские женские воинские захоронения. Совсем недавно при раскопках в Киеве обнаружено сарматское захоронение женщины-воина! Упоминание в русских былинах «богатырш-поляниц» относится, вероятно, к этому явлению. Византийцы и в VII веке отмечали участие в боях женщин-славянок. Положение женщины у древних славян-язычников было куда более свободным, чем в христианские времена. Одно только право носить оружие чего стоит!

Древнее подобие географической карты, Певтингеровы таблицы (I-III века нашей эры), население, жившее там, где историки автохтонисты ищут прародину славян, называют лугиями-сарматами, венетами, венето-сарматами, сарматами. Из этих названий только слово «сарматы» не вызывает сомнений по поводу того, кого именно в этническом смысле оно означает. Ясно, что двойные названия племён есть свидетельство древнего географа о смешении сарматов с другими племенами (балтами, фракийцами, кельтами?).
Собственно о венедах римский писатель I века нашей эры Тацит писал: «Венеды заимствовали многое из обычаев сарматов, ибо они простирают свои воинственные походы на все леса и горы, возвышающиеся между певкиннами и феннами (то есть от земель угро-финнов до северо-восточных римских границ). Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими...»
Можно предположить, что к моменту вторжения готов в III веке нашей эры скифо-сарматы в лесостепной зоне давно осели и образовали племенной союз антов (в переводе с «иранского» наречия сарматов «анты» означает союзники), который представлял из себя действительно предгосударственное образование праславян, возможно имевшее название Русь, если в качестве кшатриев в этом образовании были рухсаланы.
Ещё трипольцы выработали естественный для данного региона тип комплексного хозяйства, который просуществовал через киммерийцев, скифов и сарматов вплоть до эпохи капитализма и включал в себя земледелие (пшеница, ячмень, лён), скотоводство (корова, коза, свинья, овца), рыболовство и охоту. Неизбежно было образование крупных посёлков и даже городов. Война перестала быть основным занятием для мужчин.
Затем пришли готы. Началась длительная война за Причерноморские земли.
Византийский гот Иордан, описывая события III-IV веков, утверждал, что предки славян были покорены готами, при этом, перечисляя названия покорённых готами племён, Иордан не привёл ни одного славянского названия. Между тем готы завоевали Северное Причерноморье, где по данным Иордана и Прокопия Кесарийского в VI веке располагались земли славян-антов. Но ведь до прихода готов здесь жили сарматы и венето-сарматы Певтингеровых таблиц!
Прокопий Кесарийский в VI веке писал, что быт славян похож на быт «массагетов» (так византийцы часто называли всех сарматов). До VII века включительно славянские вожди во главе своих дружин передвигались по своим дунайским владениям, останавливаясь во временных военных станах (засвидетельствовано Маврикием). А ведь это очень похоже на образ жизни царских скифов. Это – полюдье! Византийские источники VI—VII веков не знают постоянных резиденций славянской знати. В VI-VII веках имена большинства славянских князей, известных из византийских источников, носили следы того самого «ираноязычия», доставшегося славянской знати от своих сарматских предков: Акамир, Ардагаст, Идаризий, Келагаст, Мусокий, Пирагаст, Хацон.
Византийский писатель рубежа IX-X веков Лев VI Мудрый, опираясь на более древние источники, утверждал, что когда-то славяне жили как кочевники.
По мнению А.Г.Кузьмина даже в середине X века значительная часть славянской знати носила «иранские» имена, что видно на примере послов князя Игоря в Византию (Сфандр, Истр, Прастен, Фроутан) и является «несомненным фактом участия скифов и других этнических групп, относимых обычно к иранской ветви индоевропейского населения, в сложении древнерусской цивилизации и даже антропологического типа славяно-русов».
Арабские путешественники X века Масуди и Ибрагим ибн-Якуб в землях чехов и бодричей записали легенду о существовании в древности единого союза славянских племён под предводительством племени «валиана» (аланов?) и их царя Маджака. Согласно этой легенде племя валиана было в большом почёте у славян, пока они не перессорились между собой.
Увы! Межплеменная рознь по сей день является нашим бичём!
Названия крупных славянских союзов племён - анты, сербы, чехи, дулебы, хорваты, север - как ни странно на первый взгляд, "иранского", т.е. скифо-сарматского происхождения, как и имена персонажей легенды об основании Киева - Кий, Щек (Чех), Хорив (Хорват). Наличие географических названий с корнем "Киев" почти во всех славянских странах говорит об общеславянском, а не только общерусском происхождении этой легенды, восходящей, возможно, и к скифским временам.
Итак, скифо-сарматы и древние славяне тождественны антропологически, жили на общей территории, имели близкую материальную культуру, сходные религию и мифологию. Это уже была письменная эпоха, и существуют многочисленные свидетельства древних авторов, позволяющие предполагать родство славян и скифо-сарматов.
Схожесть скифо-сарматов и древних славян существенна, если не очевидна.
Но!
Верования скифо-сарматов, подобно верованиям фракийцев, венедов и этрусков, далеки от ведических традиций. И, главное, "иранское", скифо-сарматское наречие слишком отличается от древнеславянского языка.
Опять тупик?
Чёртовы лингвисты. Опять всю малину испортили.
А что, если обратиться к самим лингвистам? Ведь и им же интересно, «откуда есть пошла Русская земля»?
Продолжение следует.

Попытки персов и греков покорить скифов всякий раз терпели провал. Когда в 331 году до н. э. один из наместников Александра Македонского Зопирион с 30 тысячами воинов предпринял поход в Скифию, он был уничтожен вместе со всем своим войском. И все же IV век - век расцвета Скифии - стал прелюдией заката скифского могущества. Но период заката длился 500 лет.

С востока на скифов надвигались сарматы, понемногу они стали переходить на правый берег Дона. А во II веке до нашей эры сарматы перешли в решительное наступление. Территория, подвластная скифам, значительно сократилась и оказалась разрезанной надвое. Столица скифского царства была перенесена в Крым, на место нынешнего Симферополя. Греки называли ее Неаполь - «Новый город». Быт скифской знати к этому времени подвергся сильной эллинизации, скифы к тому времени утратили былую пассионарность, элита погрязла в роскоши и разврате, простолюдины ненавидели элиту.

Скифы все больше и больше смешивались с окружающими их народами, культура скифов постепенно теряла своеобразные черты. В III веке нашей эры жизнь в Неаполе скифском прекратилась, и скифы исчезли с арены истории, где почти тысячелетие были одними из главных героев.

Египетские памятники донесли до нас внешний вид "народов моря" - воинов Киммерин, боровшихся с фараоном Рамсесом. Они изображены "с бритыми бородами и головами, с длинными торчащими врозь усами и чубом, какой носили наши запорожцы в XVI-XVII вв.; черты лица суровые, с прямым лбом, длинным прямым носом... На головах высокие конические барашковые шапки; на туловищах рубахи с каймой по подолу и нечто вроде кольчуг или кожаных курток. На ногах штаны и большие сапоги с голенищами до колен и узкими носками... Сапоги настоящие, современные, какие носят и теперь простые казаки. На руках рукавицы... Вооружение: короткое копье, лук и секира".

Следует отметить также, что египетские источники называли "народы моря" гитами (гетами), а это имя издревле было одним из самых распространенных в скифской среде; так, во времена Геродота "геты" жили на Дунае, "фисса-геты" на Волге и "масса-геты" - в Средней Азии... Судя по изображениям, эти древние скифы-геты были удивительно похожи на средневековых казаков. Не оттого ли казачьи руководители носили титул "гетман"?.

О войнах скифов в Египте сообшает русская Никаноровская летопись, она упоминает о походах на Египет предков русских, братьев "Скифа и Зардана". "Зардана" из этого сообщения можно сопоставить с названием одного из "народов моря", напавших на Египет, а именно с "шарданами"; эти "шарданы" через некоторое время после похода на Египет вторглись на о. Сардинию и дали ему свое имя - Шардания, позднее трансформировавшее в Сардинию. Упоминание о "Скифе и Зардане" позволяет отнести сообщение Никаноровской летописи не к скифским походам VI-VII веков до н.э. но к нашествию "народов моря", известному по египетским источникам, около 1200 г. до н.э. Это одно из самых ранних событий русской истории, сохранившееся в национальной историографии, событие, которое можно надежно датировать.