Тексты для изложений (4 класс). Учимся писать изложение

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учимся писать изложение. Учитель: Мохова Ольга Игорьевна. МБОУ Северная СОШ Развитие речи 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части. Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается? Лёд на реке. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Л ёд крепкий. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение. 4 1 3 5 2 6

Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать? Прочитайте текст правильно. Лёд на реке. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

Придумайте название к каждой картинке. 1. Морозное утро. 2. Проверка льда. 3. На середине реки. 4. Лёд не выдержал тяжести. 5. Дети очутились в воде. 6. Спасение детей.

Перескажите текст по картинкам и плану. План. Морозное утро. Проверка льда. На середине реки. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Спасение детей. Слова - помощники. Чудесное утро, сковал. Радостный крик, бросали, крепкий. Трое, бегать, середине, тонкий. Упал, на него, другие. Цеплялись, кромку льда, выбились из сил. Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Белка взобралась на верхушку ёлки. Зверёк любит еловые шишки. Белка грызёт их и ест вкусные семечки. Белка взобралась на верхушку ели за шишками. Белка взобралась на верхушку ели за шишками. Зверёк грызёт их и ест вкусные семечки. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Белка взобралась на верхушку ёлки. Зверёк любит еловые шишки. Она грызёт их и ест вкусные семечки.

Постройте предложения или разбейте одно предложение на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь. Ехали две машины. Одна ехала медленно, а другая – с включёнными фарами. Ехали две машины. Одна на буксире тащила другую и, поэтому ехала медленно, а у второй были включены фары. На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную. Я люблю читать и много читаю, поэтому на прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.

Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Настя сняла шапку, куртку и кофту и положила её на стул. Настя сняла сначала шапку и куртку, а потом - кофту и положила её на стул. Рома надел брюки и ботинки почистил их щёткой. Рома надел брюки, а потом ботинки и почистил их щёткой.

Подберите более уместное слово. По лесной тропе бежала рыжая лисичка. Я невольно залюбовался этим прекрасным млекопитающим животным. По лесной тропе бежала рыжая лисичка. Я невольно залюбовался этим прекрасным животным.

Учимся писать изложение. Урок 101. Стр. 53. 1 Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей. 2 . При повторном чтении запишите ключевые слова, яркие образы, сравнения. 3. Составьте план теста. 4. Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст. 5. Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь могут быть записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения.

Учимся писать изложение. 6. В результате предварительной работы у вас получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом. 7 . Аккуратно без ошибок перепишите изложение и ещё раз его проверьте.

Учимся писать изложение. Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей. Лесной дом. Какова главная мысль текста? Какое предложение выражает эту мысль? Зачем губить свой лесной дом и природу? А победу присудили муравью.

Учимся писать изложение. 2. При повторном чтении запишите ключевые слова, яркие образы, сравнения. 1. поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести. 2 . бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.

Учимся писать изложение. 3. осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца. 4. очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу. 5. присудили, устроили пир.

3. Составьте план теста. Учимся писать изложение. Лесной дом. План. 1. Спор. 2. Труд животных летом. 3. Встреча осенью. 4. Зачем губить лесной дом? 5. Победа муравья.

4. Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст. Учимся писать изложение. 1. Спор. Лесной дом. План. Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить. 2. Труд животных летом. Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал. 3. Встреча осенью. Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять. 4. Зачем губить лесной дом? Зачем губить лесной дом и природу?. 5. Победа муравья. А победу присудили муравью.

Учимся писать изложение. 5. Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь могут быть записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения. Лесной дом. 1. Спор. Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить. поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести. 2. Труд животных летом. Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал. бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.

Учимся писать изложение. 3. Встреча осенью. Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять. осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца. 4. Зачем губить лесной дом? Зачем губить лесной дом и природу?. очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу. 5. Победа муравья. А победу присудили муравью. присудили, устроили пир.

http://animashky.ru/index/0-11?20-8 картинки Литература: С. А. Сущевская «Тексты с дырками и хвостами». «Карапуз», « Гелеос » С. А.. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать изложения» 3 класс Издательство Грамотей 2008 С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Русский язык. Комментарии к урокам. 3 класс « Вентана –Граф» 2011


1.Радость мальчишек.

2.Лёд не выдержал.

3.Спасение.

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Изложение

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;
  • Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;
  • Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;
  • Формирование умения составлять план текста;
  • Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

2. Развивающие:

  • Развивать речь, память, внимание;
  • Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;
  • Развивать логическое и образное мышление.

3. Воспитательные:

  • Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;
  • Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Оборудование:

  • Тексты
  • Тетрадь;
  • Черновик

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

  • Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами:
  • Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди. )

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим.(Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

  • А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)
  • А теперь вопрос посложнее. Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами? (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)
  • А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Учитель читает текст «Река стала»:

Река стала

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз , радостный , зима, снежки, ребята , ледок, деревня , помощь , речка , солнце, мальчик , гора, пополз, впереди .

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова . А чем отдельные слова отличаются от предложений ? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов.

  1. подняли, крик, ребята, радостный
  2. им, показался, крепким, лёд
  3. по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине
  4. в, дети, воде, очутились
  5. край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут составить предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

  1. утро, чудесное, было
  2. сковал, мороз, реку
  3. побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей
  4. бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки
  5. был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал
  6. упал, второй, на, третий, него
  7. не, лёд, тяжести, выдержал
  8. из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре
  9. помощь, на, пришла, крик
  10. толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди
  11. спасение, было, это

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.(ребятам раздаются тексты)

Давайте попробуем получить текст из наших предложений. Будьте внимательны. Проверять по тексту будет (ученик). (Один ребёнок получает карточку с текстом «Река стала», выходит к доске).

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: Итак, у нас получился текст. Давайте прочитаем его ещё раз про себя .

У: На сколько частей разделён этот текст? (3) Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

2. Забавы на реке

3. Возвращение домой

ІІ. 1. Чудесное утро

2. Происшествие на реке

3. Спасение

ІІІ. 1. Происшествие на реке

2. Дети в воде

3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь уберите тексты и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста - мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название ).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль - идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, мы с вами поработали сегодня над письменным пересказом текста - изложением. Кроме того, мы выявили отличия между словом, предложением и текстом.

Тема урока: Подробное изложение. На речке.

Цель урока: учить писать изложение по вопросам.

Задачи:

        формировать связную письменную речь учащихся с опорой на устные высказывания;

        обогащать словарный запас учащихся;

        закреплять умение правильно строить предложения, употребляя их в устной и письменной речи;

воспитывать нравственные качества: доброту и взаимовыручку.

Оборудование: компьютер; презентация, интерактивная доска, карточки- помощницы, памятка « Правила поведения на реке».

Ход урока:

1.Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Здравствуйте, ребята!

Покажите мимикой, с каким настроением вы пришли на урок.

Почему у вас такое настроение? Подарите своё хорошее настроение нашим гостям.

Я очень рада тому, что у вас у всех хорошее настроение. Оно вам будет отличным

помощником на уроке. Я тоже буду вам помогать, чтобы настроение ваше оставалось

таким же до конца урока.

2.Настрой обучающихся на работу. Целеполагание.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок –изложение.

Кто мне напомнит, что мы будем делать на уроке? Слайд 1

(Изложение - это письменный пересказ своими словами)

А о чём будет изложение, вы узнаете, отгадав загадку:

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (коньки).

Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Ребята, как нужно вести себя на реке? Слайд 2 (картинка)

Все мы любим зиму за возможность поиграть в снежки и насладиться зимними видами спорта. Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на зимнюю рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд - очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо вспомнить правила поведения на льду.

Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее 7 см. Передвигаясь в группе, нужно идти на расстоянии 5-6 м друг от друга, по следам идущего впереди человека. Не выходите на лёд, припорошённый снегом: в нём могут быть пробоины. Наиболее тонкий лёд - в местах сильного течения реки, а также там, где есть камыши и выходят стоки промышленных вод. Лёд возле берега, как правило, имеет небольшую толщину. Не выходите на первый лёд, чтобы покататься на коньках: в начале зимы он может быть очень непрочным.

Если вы провалились под лёд, немедленно избавьтесь от предметов, которые держали в руках. Раскиньте руки как можно шире, чтобы удержаться за кромку льда, не повредив её. Переместитесь к тому краю, где вас не унесёт подводным течением. Вылезайте на лёд ползком, не делая резких движений, прижимая грудь к ледяной поверхности. Выбравшись из воды, откатитесь к тому месту, откуда пришли, и дальше передвигайтесь ползком. Если вы не в силах перемещаться самостоятельно, раскиньте ноги и руки как можно шире и зовите на помощь.

А что делать, если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд?

Если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд, немедленно дайте ему знать, что идёте на помощь. Приближайтесь к пострадавшему ползком; если у вас есть такая возможность, подложите под себя доску или лыжи.

Протяните человеку любой предмет, с помощью которого можно вытащить его из воды - лыжную палку, шест, верёвку, длинный шарф. Вытаскивая пострадавшего из воды, не делайте резких движений. Если вы шли в составе группы, остальные участники должны вам помочь. Для этого тот, кто находится сзади вас, должен лечь на лёд и держать вас за ноги.

Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение. Затем необходимо снять с пострадавшего мокрую одежду и, надев на него тёплое бельё и шерстяные носки, уложить в постель. Отпаивайте его тёплой жидкостью.

Сейчас вы узнаете, что случилось с мальчиками во время прогулки на речке.

3.Знакомство с текстом изложения : Слайд 3

На речке.

На крик прибежал дядя Коля. Он бросил мальчику длинную верёвку. Диас ухватился за неё и вылез из воды. Так мальчик был спасён. (55 слов) Слайд 4

4.Работа по тексту:

Какая стояла погода?

Где играли дети?

Чем они были заняты?

Что случилось с Диасом?

Кто спас Диаса?

Как был спасен мальчик?

5.Составление плана: Слайд 5

1.Занятия детей.

2. Диас провалился.

3. Спасение.

6.Орфографическая подготовка: Слайд 6

а) Подбери проверочные слова на безударную гласную в корне слова:

ст_ял- сто я д_нёк- де нь л_пили- ле пка

сн_говик- сне г выб_жал-бе г (из) в_ды- во ды

б) Раскрой скобки: Слайд 7

(у) речки (в) снежки (вы)бежал (за) неё

(на) лёд (из) воды (в) коньках (за)трещал

(про)валился (за)кричал (в)воду (на)крик

(при)бежал

в) Выпиши из текста имена собственные: Слайд 8

Диас Коля Тобол

г) Выпиши слово с разделительным ь:

маль чик конь ки

д) Выдели орфограмму -ЧК -:

солнеч_ный реч_ка девоч_ки

е) Вставь гласную в сочетания ча- ща:

затрещ_л закрич_л

ж) Подбери проверочные слова на звонкую- глухую согласную: Слайд 9

моро_ный- мороз ы сне_ки- снеж о к лё_ лед о к

верё_ку- верёв о чка выле_- лез е т

з) Вставь орфограмму –оро-, -оло- :

х_л_дную м_р_зный

и) Выбери –н-, -нн- : дли (н,нн) ую

снег : Слайд 10

снеж ки, снег овик

з) объясни значение слова:

ухватился- схватившись, взяться за что-нибудь, уцепиться.

7. Перескажи текст по плану по опорным вопросам: Слайд 11

1. Какой стоял денёк? Морозный солнечный

2. Что делали мальчики у реки? Играли в снежки

3. Что делали девочки? Лепили снеговика

4. Куда выбежал Диас на новых коньках? На лёд

5. Что сделал тонкий лёд? Затрещал

6. Что случилось с Диасом? Провалился, закричал

7. Кто прибежал на крик? Дядя Коля

8. Что он бросил мальчику? Верёвку

9. Как Диас вылез из воды? Ухватился

Физминутка:

игра на внимание: большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - под­нимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: денек, лёд, город, Лисаковск, Коля, шестиклассник, река, Тобол, снежки, девочки, Диас, Зорька, веревка, мальчики.

8. Написание изложения по опорным вопросам.

9 .Подведение итогов урока.

Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке?

Почему это произошло?

Как нужно вести себя на реке?

А что делать, если вы провалились под лёд?

Что вы будете делать, если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд?

Чему же учит нас этот текст?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод : Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

Ребята, я хочу закончить наш урок стихотворением:

Однажды в холодную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, опускается медленно в прорубь
Какой-то детина... торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
"Спасите!" – вдруг крикнул детина, дрожа.
Бедняга, наверное, шел на рыбалку
И вдруг угодил в полынью с головой...
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался полуживой.
Ну что вам еще рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб,
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, кашель и грипп.

Чтобы вы не забыли как вести себя на реке, я хочу подарить вам памятку « Правила поведения на реке». Слайд 12

Вы сегодня все очень хорошо поработали на уроке. Спасибо.

Приложение. На речке.

Стоял морозный солнечный денёк. У речки Тобол мальчики играли в снежки. Девочки лепили большого снеговика.

Диас выбежал на лёд в новых коньках. Тонкий лёд затрещал. Диас провалился в холодную воду и громко закричал.

На крик прибежал дядя Коля. Он бросил мальчику длинную верёвку. Диас ухватился за неё и вылез из воды. Так мальчик был спасён.

а) Подбери проверочные слова на безударную гласную в корне слова:

ст_ял-________________ д_нёк- ________________________

л_пили- _______________________

сн_говик-_____________ выб_жал-_______________________

(из) в_ды- _______________

б) Раскрой скобки:

(у) речки _________________ (в) снежки _________________

(вы)бежал _______________ (за) неё ____________________

(на) лёд __________________ (из) воды _________________

(в) коньках _________________ (за)трещал _________________

(про)валился _______________ (за)кричал __________________

(в)воду __________________ (на)крик ___________________ (при)бежал_________________

в) Выпиши из текста имена собственные:

г) Выпиши слово с разделительным ь:

________________________________________________________________

д) Выдели орфограмму -ЧК -:

солнеч_ный реч_ка девоч_ки

е) Вставь гласную в сочетания ча- ща:

затрещ_л закрич_л

ж) Подбери проверочные слова на звонкую- глухую согласную:

моро_ный- __________________ сне_ки- _____________________ лё_ ___________________________ верё_ку- _____________________

выле_-________________________

з) Вставь орфограмму –оро-, -оло- :

х_л_дную м_р_зный

и) Выбери –н-, -нн- : дли (н,нн) ую _________________________

к) Подбери однокоренные слова в тексте к слову снег :

______________________________________________________________________

На речке.

Стоял морозный __________________ денёк. У речки______________мальчики играли в снежки. Девочки лепили большого ___________________ .

Диас выбежал на лёд в новых __________________. Тонкий_______________ затрещал. Диас провалился в холодную ___________ и громко закричал.

На крик прибежал дядя ___________. Он бросил мальчику длинную _______________ . __________________ ухватился за неё и вылез из воды. Так _______________ был спасён.

Слова для справок: мальчик, лёд, Диас,верёвку, Тобол, коньках, Коля, снеговика, воду, солнечный,


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Продолжительность урока 80 минут.

Тип урока: Урок изучения нового.

Цель: Формирование навыка передачи содержания текста в соответствии с планом.

Задачи:

  • обучающие : формировать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом;
  • развивающие :
    • развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    • развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение;
    • развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
    • развивать умения, полученные в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности по теме: "Безопасность на льду";
  • воспитывающие : воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других.

Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007г.,
  • запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов - по щелчку);
  • видео приложение: "Зимушка-зима" (запуск осуществляется при помощи проигрывателя;
  • Windows Media, либо - Media Player Classic - Homecinema);
  • индивидуальные листы с текстом "Река стала" по Д.Н. Мамину-Сибиряку;

Ход урока

I. Организационный момент.

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время общения в процессе работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

1. Подготовка к основному этапу:

а. Беседа

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.

Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?

(Деревьям, погоде, природе,..)

Сегодня нас будет удивлять одна особа.

А кто она, вы узнаете, отгадав загадку:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.

О какой царице идёт речь? (О зиме).

(Появляется слайд 1: "Зима"):

Что такое зима?

(Зима-время года).

Назовите признаки зимы.

(Понижение температуры воздуха, осадки в виде снега,..)

б. Фонетический разбор.

Выполните фонетический разбор слова "зима".

Затем "по цепочке" даётся характеристика каждому звуку:

з [з"]- согл.,зв., мягк., парн. з-с, з-з";

и [и]- гл., безуд.;

м [м]- согл., зв., тв., непарн., парн. м-м";

а [а?]- гл., ударн.

Укажите, сколько в слове букв, звуков и слогов.

(4 буквы, 4 звука, 2 слога).

II. Основная часть.

1. Вступительная беседа.

Ребята, несмотря на то, что сегодня 25 февраля, хочется еще раз заглянуть в зиму, насладиться зимними пейзажами, услышать музыку зимы, т.к. у каждого времени года свое очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные признаки, свой словарь.

У кого есть желание "перелистать" страницы зимнего календаря, вернувшись в начало зимы?

Садитесь поудобнее, подпевайте солисту данного музыкального произведения.

На экране демонстрируется фильм-презентация: "Зимушка-зима" в режиме Windows Media.

(Чувство радости,..).

Меня радует, что у всех вас хорошее настроение.

Действительно, мажорное сопровождение услышанного совпадает с заворожительно красивыми пейзажами своеобразия зимней природы.

На экране появляются слайды с 7-12 с комментариями:

А теперь давайте заглянем в мастерскую художника, посмотрим, как он рисует картину зимнего пейзажа.

2. Работа с картиной художника: появляется слайд 13.

Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который "написан" художником,- тогда картина "оживёт".

Попробуйте "войти" в картину, почувствовать морозный чистый и прозрачный воздух, замерзшую "стоячую" воду, радостный заливистый смех ребят.

Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в безоблачный зимний день на берегу деревенской речки.

Дайте картине название.

("На льду". "Зимние забавы детей").

3. Зарядка для глаз.

(Слайды с 14-22).

4. Работа с текстом.

Ребята, Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку удалось запечатлеть ещё одну картину, увиденную в зимний временной период.

Этот замечательный человек - не художник, не композитор, он -: ПИСАТЕЛЬ.

Им картины окружающей действительности изображены при помощи слов, словосочетаний, предложений.

Перед вами индивидуальные листы.

Прочитайте написанное глазами и губами:

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд был крепкий. Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лёд был скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лёд. Скоро совсем выбились из сил. Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

Одновременно с индивидуально выданными листами на экране воспроизводится 23 слайд:

После первичного чтения задается вопрос: "Что это такое?"

(Это текст).

Докажите.

(Текст - это предложения, связанные по смыслу и грамматически).

К какому типу речи относится данный текст?

  • Описание?
  • Повествование?
  • Рассуждение?

Докажите.

Вторичное чтение текста (воспроизводит хорошо читающий ученик).

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение: Дмитрий Наркисович назвал данный текст: "Река стала".

Открывается 24 слайд:

Запишите название текста в тетради.

5. Составление плана текста.

Для передачи текста нам необходимо составить план.

Открывается 25 слайд:

Запишите слово "План" в своей тетради.

Составление плана текста.

Для дальнейшей работы я предлагаю вам "разбиться" на группы.

На экране слайд 26:

Выберете представителя, который будет оглашать мнение группы.

Не забывайте "Правила работы в группе".

Открывается 27 слайд:

Первую часть текста вслух читает представитель первой группы.

Подберите заглавие к данной части.

На экране появляется первый пункт плана.

Запишите название первой части в своих тетрадях.

Вторую часть текста вслух читает представитель второй группы.

Подберите название ко второй части текста.

(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

На экране появляется второй пункт плана.

Третью часть текста вслух читает представитель третьей группы.

Ваша задача - дать название третьей части текста.

(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

На экране появляется третий пункт плана.

6. Пересказ текста по плану.

7. Лексико-орфографическая подготовка.

  1. Название парного звонкого / глухого согласного на конце слова
    (мороз, лед, пополз, вдруг).
  2. Написание парного звонкого / глухого согласного в середине слова
    (скользкий, крепкий).
  3. Написание непроизносимого согласного в корне слова
    (радостный).
  4. Написание сочетания чу-щу
    (чудесное, очутились).
  5. Написание сочетания чк-чн
    (речка).
  6. Написание безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением - словарные слова
    (мороз, ребята, деревня).
  7. Написание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
    (сковал, проверки, бросали, середине, не выдержал, в воде, цеплялись, выбились, появился).
  8. Написание наречий
    (скоро, совсем, вдруг, впереди).
  9. Написание местоимений с предлогами
    (на него, со всей).
  10. Написание предлогов
    (к речке, для проверки, по самой середине, в воде, по льду, ухватились за край).
  11. Написание частицы не с глаголами
    (не выдержал).
  12. Написание мягкого знака - показателя мягкости предшествующего согласного в середине и в конце слова
    (мальчишки, льда, (стали) бегать, скользкий, очутились, цеплялись, выбились, ухватились).
  13. Написание удвоенной согласной в середине слова
    (длинную (доску)).
  14. Написание приставок
    (сковал, появился, пополз, не выдержал, выбились, ухватились).

8. Физкультминутка.

Отложите-ка тетрадки. Раз-два!

Становитесь на зарядку. Раз-два!

Сладко-сладко потянулись и прогнулись, и пригнулись.

Ваши мышцы все проснулись?

Ваши губки улыбнулись?

Пальчики к письму готовы?

Мы работать будем снова?

9. Самостоятельное чтение текста.

10. Запись текста.

11. Самопроверка.

12. Физкультминутка:

Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Вверх, вниз, на дверь, в окно,
Глазкам видеть всё дано.
Обведу я снова круг
И глаза закрою.
Раз, два, три, четыре, пять -
Глазки видят всё опять.

13. Заключительная беседа.

Ребята, в декабре месяце в Интернете было размещено сообщение: "Наши герои!"

Вы желаете услышать текст данного сообщения?

16 декабря после уроков ученики 8 "а" класса нашей школы Холопов Костя, Цуницкий Лёша и Полькин Дима, проходя мимо пруда в зоне отдыха "Лесная", видели, как два школьника 10-12 лет бегают по неокрепшему льду. Наши ребята, предупредив их об опасности, не ушли и стали свидетелями печального события. Один мальчик провалился под лёд!

Костя не растерялся, подполз к нему, Алексей держал его в это время за ноги, Дима страховал их на берегу. Вытащив мальчика на берег, ребята отправили его домой. Учителя школы гордятся тем, что в момент опасности ребята не забыли правила безопасности жизнедеятельности, а также гордятся проявленным мужеством восьмиклассников!

Как вы думаете, почему я решила познакомить вас с текстом сообщения?

(Выслушиваются мнения ребят).

Ребята, не следует забывать ПРАВИЛА безопасного поведения на люду:

КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ КАТКАХ.

ЕСЛИ КАТОК ОБОРУДУЕТСЯ НА ВОДОЕМАХ, ТО КАТАНИЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА И ПРИ ТОЛЩИНЕ ЕГО НЕ МЕНЕЕ 25 СМ.

ОПАСНО ХОДИТЬ И КАТАТЬСЯ В ОДИНОЧКУ В ВЕЧЕРНЕЕ И НОЧНОЕ ВРЕМЯ СУТОК И, ОСОБЕННО, В НЕЗНАКОМЫХ МЕСТАХ.

Ребята, также хочется отметить, что в конце февраля постепенно начинает подниматься температура воздуха, снег становится рыхлым, а лед - хрупким. Поэтому необходимо соблюдать следующие ПРАВИЛА:

2. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СОЙТИ С БЕРЕГА НА ЛЁД, НЕОБХОДИМО ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРЕТЬСЯ И ИДТИ ПО ПРОЛОЖЕННОЙ ТРОПЕ. ВО ВРЕМЯ ОТТЕПЕЛИ НА ЛЁД ВЫХОДИТЬ ОПАСНО. НЕ СЛЕДУЕТ СПУСКАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ И САНКАХ В НЕЗНАКОМОМ МЕСТЕ, ОСОБЕННО С ОБРЫВА.

3. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЬДА, ОБХОДИТЬ ОПАСНЫЕ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА, ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПЛОЩАДОК, ПОКРЫТЫХ ТОЛСТЫМ СЛОЕМ СНЕГА. ПОД СНЕГОМ ЛЁД ВСЕГДА ТОНЬШЕ, ЧЕМ НА ОТКРЫТОМ МЕСТЕ.

4. ПЕРЕХОДИТЬ ПО ЛЮДУ НЕОБХОДИМО ПО ОБОРУДОВАННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ И ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕПРАВАМ, СОБЛЮДАЯ ПРИ ЭТОМ ДИСЦИПЛИНУ И ПОРЯДОК, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НИХ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАКИХ ПЕРЕПРАВ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДВИГАТЬСЯ ПО ЛЬДУ, НАДО УБЕДИТЬСЯ В ЕГО ПРОЧНОСТИ, ПРОВЕРЕННОЙ ВЗРОСЛЫМИ, ОПЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ.

5. БЕЗОПАСНЕЙ ВСЕГО ПЕРЕХОДИТЬ В МОРОЗНУЮ ПОГОДУ ПО ПРОЗРАЧНОМУ, С ЗЕЛЕНОВАТЫМ ОТТЕНКОМ ЛЬДУ.

Ребята, а какие ПРАВИЛА нужно соблюдать, если у вас под ногами провалился лёд?

(1. ТЁМНОЕ ПЯТНО НА РОВНОМ СНЕГОВОМ ПОКРОВЕ ТАИТ ОПАСНОСТЬ: ПОД СНЕГОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕПРОЧНЫЙ ЛЁД.

2. В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО, ШИРОКО РАССТАВИВ РУГИ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ, БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, СТАРАЯСЬ ВЫПОЛЗТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРЕПКОГО ЛЬДА, А ЗАТЕМ, ЛЁЖА НА СПИНЕ ИЛИ ГРУДИ, ПРОДВИГАЯСЬ В ТУ СТОРОНУ, ОТКУДА ПРИШЁЛ, ОДНОВРЕМЕННО ПРИЗЫВАЯ ЛЮДЕЙ НА ПОМОЩЬ.

3. ЛЫЖНИК В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО ОТБРОСИТЬ РЮКЗАК, ПОЛОЖИТЬ ПОПЕРЁК ТРЕЩИНЫ ПАЛКИ, ЛЕЧЬ НА ЛЁД, БЕЗ СУЕТЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЛЫЖ И ПОПЫТАТЬСЯ, ОПИРАЯСЬ НА ПАЛКИ, ВЫБРАТЬСЯ НА КРЕПКИЙ ЛЁД).

А все-таки, если вы стали свидетелем того, что кто-то оказался в воде, как его спасти?

(Для этого мы используем подручные средства. Это могут быть: жерди, лыжи, лыжные палки, шарф, пальто, ремень, верёвки, т.е. любые предметы, находящиеся рядом).

А если вы стали спасателями, то нужно помнить:

ОПАСНО ПОДХОДИТЬ К ТОНУЩЕМУ БЛИЗКО;

К ПОСТРАДАВШЕМУ СЛЕДУЕТ ПРИБЛИЖАТЬСЯ ЛЁЖА, С РАСКИНУТЫМИ В СТОРОНУ РУКАМИ И НОГАМИ;

ЕСЛИ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ ДВА-ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ОНИ ЛОЖАТЬСЯ, УДЕРЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА ЗА НОГИ, А ПЕРВЫЙ ПОДАЕТ ПОСТРАДАВШЕМУ ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ, ЖЕРДИ, ДОСКИ, ШАРФ, ОДЕЖДУ. СПАСАТЕЛЬ ПРИ ЭТОМ ДОЛЖЕН ОБЕЗОПАСИТЬ И СЕБЯ. ПРОДВИГАЯСЬ К ПОСТРАДАВШЕМУ, СЛЕДУЕТ ЛОЖИТЬСЯ НА ДОСКУ, ЛЫЖИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Открывается 31 слайд:

III. Итог урока.

Открывается 32 слайд.