Типы памяти в психологии. Психология памяти

Для определения видов человеческой памяти большинство психологов (С. Костюк, А.В. Петровский, А.А. Смирнов и др.) Выделяет следующие критерии: содержание материала; характер цели деятельности; закреплении и хранения материала.

В зависимости от содержания память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память является одним из условий образования различных умений и навыков, необходимых в учебной, трудовой и других видах деятельности человека. Сущность этой памяти заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Сложные виды памяти существуют только благодаря двигательной, которая дает человеку возможность сознательно использовать закрепленные комбинации движений при выработке их новых систем.

Эмоциональная память хранит переживания и чувства, связанные с событиями прошлого. Запоминается прежде всего то, что вызывает эмоции. Известный режиссер К. Станиславский подчеркивал: если вы, вспоминая давно пережитое, способны бледнеть, краснеть - у вас есть эмоциональная память. Этот вид памяти предоставляет опыту индивида глубоко личностью характера и отличается особой устойчивостью. Глубоко пережитые события трудно забыть.

В. Мясищев, исследуя устойчивость эмоциональной памяти, выяснил, что точность запоминания учениками картинок, которые им показывают, зависит от эмоционального отношения к ним - положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении ученики запомнили все 50 картин, при отрицательном - только 28, а при безразличном - всего 7 картин. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к восстановленного чувства как к воспоминаниям чувство, ранее пережитого. Так, человек, которого в детстве напугал или покусала собака, пугается затем при каждой встрече с ней.

Образная память проявляется в запоминании образов, представлений предметов, явлений, их свойств. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимают объекты при их запоминании, эту память делят на обонятельную, зрительную, тактильную и тому подобное.

Образы, представления запомненных предметов, явлений, ассоциируясь со словами, закрепляются в них и благодаря этому приобретают относительно устойчивый характер. Язык является средством осознания человеком его чувственного опыта, который является источником наших знаний о внешнем мире. Важной задачей учителей является постоянное обогащение образной памяти учеников, чтобы их знания опирались на фактический, наглядно-образное содержание.

Особыми мнемическая образами является эйдетического (от гр. Eidos - вид, образ), которые хранятся в памяти ярко и четко без изменений от нескольких минут до нескольких часов, а иногда до нескольких лет. А.Р. Лурия описал случай выдающейся эйдетической памяти Шерешевского, который воспроизводил практически все, что запоминал. Эта память присуща художникам, музыкантам, а также детям дошкольного и младшего школьного возраста. Образная память - не пассивна копия предметов и явлений действительности, а особая активность, направленная на решение познавательной задачи.

Словесно-логическая память формируется в процессе психического развития человека на основе образной. Характерными ее чертами являются точность воспроизведения и значительная зависимость от воли. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и объемом: что короче материал, тем меньше ошибок при воспроизведении. Краткость материала обеспечивается за счет как простого урезания, так и выделение существенного.

Особенности этой памяти оказываются и в запоминании только содержания материала. В процессе его вычленения происходит переработка текста в более общих понятиях. Воспроизведение такого материала это переход от обобщенных понятий к конкретным. Постепенно, благодаря связи памяти с мышлением и языком, развивается словесно-логическая память.

Виды памяти в зависимости от характера цели деятельности делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память осуществляется без цели, без волевого усилия запомнить и воспроизвести. Она всегда является следствием определенной практической деятельности человека, поэтому ее результативность определяется способом организации этой деятельности (например, в игровой форме изучать моря, океаны, проливы и т.д.).

Непроизвольная память начинает работать тогда, когда человек пытается, например, понять материал, и через определенный промежуток времени он запоминается, в нем определяются внутренние и внешние связи. Эту особенность непроизвольной памяти с успехом используют во всех методах активного обучения.

Произвольная память предполагает наличие четко определенной цели что-то запомнить, воспроизвести, припомнить. Главным орудием этой памяти является язык: человек использует слово как же инструкцию для запоминания и воспроизведения. Развитие произвольной логической памяти требует не только накопления знаний, но и овладение определенной системой умственных операций.

Процессы запоминания и воспроизведения являются специальными мнемические действиями, которые выполняют с помощью мнемических операций, а именно: включение материала в систему опыта индивида; поиска и выделения способа организации материала для его последующего воспроизведения; создание единиц воспроизводства на основе установления пространственно-временных связей между элементами материала и тому подобное. Результатом становится мнемический образ, который помогает в подготовке к деятельности в будущем. Критерием развитой произвольной памяти является мера осознания индивидом цели и содержания запоминания и воспроизведения.

Непроизвольная и произвольная память - это два последовательных этапа развития памяти. Непроизвольная память генетически является первым видом памяти, она без специальных усилий обогащает наш опыт. Произвольная память дает человеку возможность управлять своей памятью.

В зависимости от времени хранения материала память делят на сенсорную, кратковременную и длительную.

Сенсорная память фиксирует и сохраняет информацию в афферентных частных анализаторов (во внутренних каналах уха, на сетчатке глаза, в окончаниях кожного, обонятельного, вкусового нервов) в течение 250 мс.

Эту память, мгновенный отпечаток разной модальности, называют над-кратковременной. Необходимое условие содержание информации в сенсорной памяти - наличие установки на ее появление.

П.И. Зинченко считает, что сенсорная память длительностью 100 мс создает возможность предметной отнесенности образа, однако ни константа, ни обобщенность еще не формируется. Благодаря ей индивид может распознавать образы еще в процессе их формирования. Так, в зрительной сенсорной памяти происходит первичная обработка информации, поступающей ее отбор (фильтрация), сканирования (считывания), после чего часть отобранной информации поступает для дальнейшей переработки в центральные каналы - в кратковременную, а затем и длительную память.

Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением.

Кратковременная, или оперативная, память осуществляет ввод и получение информации из длительной памяти для удовлетворения актуальных потребностей человека. Взаимосвязь между сенсорной, кратковременной и длительной памятью показано на рис. 8.2.

Рис.8.2. Схема временных видов памяти

Новая информация может поступать в систему памяти только через сенсорную память. Для того чтобы быть сохранена, она должна перейти оттуда в кратковременную память, которую еще называют рабочей, оперативной, где осуществляется переработка и осознание информации, а затем - в длительную память, которая является базой постоянных знаний. В кратковременную память может переходить информация с длительной памяти, которая необходима для узнавания поступившей из сенсорной памяти, а также в ситуации воспроизведения.

Эта память обслуживает актуальные потребности деятельности и имеет ограниченный объем. Очень важно сосредоточиться на объектах запоминания. Американский психолог Дж, Миллер доказал, что объем кратковременной памяти ограничен. В зависимости от сложности объектов запоминания количество их может колебаться в пределах от 5 до 9 (7 ± 2), то есть в среднем кратковременная память способна одновременно хранить семь элементов. Индивид может увеличить количество информации, удерживаемой в кратковременной памяти, путем перекодирования элементов в новые структурные единицы. Главное - сделать их более информационно насыщенными за счет группировки, схематизации, обобщения в единый целостный образ. Важно также активно проговаривать, повторять этот материал.

Перевод информации из кратковременной в длительную нередко вызывает трудности, потому что сначала необходимо осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает, а затем повторить. Механический характер проговаривание материала приводит к забывания, если он осмыслен и сопровождается мнемическая действиями, то переходит в длительную память.

Длительная память сохраняет человеческий опыт и обеспечивает долговременное хранение материала и последующее использование в деятельности. Это - самый сложный вид памяти. Материал в ней сохраняется, подвергаясь воздействию процессов запоминания, забывания, воспроизведения.

Длительную память делят на два типа: первый - с сознательным доступом, то есть человек может по своему желанию вспомнить нужную информацию; второй - с закрытым доступом. В этом случае человек в естественных условиях не может пользоваться длительной памятью, и лишь во время гипноза, благодаря раздражению всех участков головного мозга, актуализируются во всех деталях образы, переживания собственной жизни. Известны случаи феноменальной памяти и уникальных способностей считать, связанные с доступом к этому виду памяти. У людей с феноменальной памятью информация восстанавливается после длительного хранения (десятки лет) без изменений. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти преобразований и способности к забывания. У людей, которые не имеют описанных способностей, длительная память без произвольного доступа составляет, вероятно, базу интуиции.

Психологи основном изучают проблемы длительной памяти с сознательным доступом (проблемы запоминания и воспроизведения). Она начинает функционировать не сразу после восприятия и запоминания материала, а лишь через некоторое время.

Организация материала в длительной памяти подчиняется определенным принципам, в частности, использованию средств, зависимости запоминания от места материала в структуре деятельности. Последний принцип обоснован в исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, где освещены зависимость запоминания от связей материала с мотивами, целями и условиями деятельности.

Рассмотрены виды памяти взаимосвязаны как содержанием того, что запоминается и воспроизводится, так и целью деятельности, длительности хранения информации. В частности, словесно-логическая память также невольной или произвольной; одновременно она обязательно является кратковременной или длительной.

Память в психологии - это нейропсихофизиологический процесс, обуславливающий преемственность всех психических процессов и заключающийся в сохранении и воспроизведении полученного опыта. Является основой психической деятельности и отвечает за способность к обучению и развитию. Без неё индивид не сможет провести градацию между настоящим прошлым и будущим. Психология памяти для изучения различных аспектов и характеристик использует широкий спектр экспериментальных опытов.

Виды памяти

  1. Механическая
  2. Ассоциативная или логическая

Под механической понимается способность организма сохранять след многократных повторений реакций , производить соответствующие изменения в нервных путях. Это процесс накопления индивидуального опыта, который можно сравнить с проторением дорожной колеи. Вся совокупность личных умений, навыков, реакций и движений результат таких проторений. Многократное повторение движения как будто оставляет следы в нервной системе и обуславливает прохождение этими же путями новых возбуждений.

Ассоциативная память. Психология определяет этот вид как связь реакций, при которой наступление одной из них ведёт к немедленному проявлению другой. Учение об ассоциативном дало начало изучению условных рефлексов, которые и есть частный случай ассоциативной памяти .

Учёные пытались выявить, какой вид запоминания более важен или полезен для человека. Опытным путём выяснилось, что, например, процесс запоминания любого материала продуктивнее логическим путём, при котором устанавливаются логически выстроенные порядки через связывания ранее изученного и нового материала в 22 раза, чем механическим - обычной « зубрёжкой».

Состав процесса памяти

Типы памяти по способу восприятия

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс , проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет , на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека . Такие люди часто употребляют фразы « вертится на языке» или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная - образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память - это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы . Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Виды памяти по способу хранения информации

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Мгновенная
  • Оперативная

Кратковременная память имеет относительно короткий временной период хранения информации, около 30 секунд. Затем полученная информация вымещается вновь поступившей. Если индивид акцентирует своё внимание на полученную информацию, то из разряда кратковременно хранимой, она переходит в содержимое долговременной памяти.

Основная роль кратковременной памяти в психологии - обобщение и схематизация полученной индивидом информации. Она играет главную роль в принятии решений. Происходит идентификация информации поступившей извне или из объёма долговременной памяти и далее принимается решение в соответствии со знаниями и навыками индивида.

Долговременная память содержит весь объём знаний, умений и навыков индивида, полученных на протяжении всей жизни.

Этот вид подобен огромному книгохранилищу в котором без особых усилий можно отыскать любую актуальную для человека информацию. Но, несмотря на это, многие фрагменты долговременной памяти утрачиваются со временем и для того, чтобы их вспомнить требуются немалые волевые усилия. Это происходит из-за того, что информация долгое время не была востребована или не имеет особой значимости в это время.

Все сведения, содержащиеся в памяти связаны между собой ассоциациями . Исходя из этого гораздо лучше воспроизводится или запоминается та информация, которая наибольшей степени ассоциируется с уже имеющейся. Прежде чем попасть в долговременное хранилище, новое понятие активизирует систему имеющихся понятий близких ему по смыслу. Возникающие ассоциативные связи определяются частотой совпадения, актуальностью и эмоциональной значимостью.

Учёные определили, что человек со среднестатистическим объёмом долговременной памяти может запомнить информацию, содержащуюся в миллионе отдельных книг. Люди с феноменальной памятью способны запоминать гораздо больше и спустя много лет точно воспроизводить информацию с мельчайшими деталями и нюансами.

Мгновенный или иконический вид памяти является первейшим этапом в восприятии поступившей извне информации без её обработки. Это пассивный процесс, помогающий на данное мгновение сохранить точную картину окружающей действительности. Объём этого вида достаточно велик по сравнению с кратковременной памятью, так как с помощью неё воспринимаются все стимулы, воздействующие на сенсорную систему человека (положение объектов в пространстве и их движение, освещённость, температура воздуха и т. д.).

Оперативная память человека по времени хранения информации находится между кратковременной и долговременной . Оперативный вид восприятия информации обуславливает возможность самостоятельно регулировать срок хранения информации в зависимости от своих целей и задач (от считаных секунд до нескольких недель или дней).

Что влияет на память

Это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов:

Человеческая память — понятие достаточно сложное, имеющее большое количество нюансов, трудностей. Разделение типов памяти на группы делает возможным выделить из всего объёма части самые значимые.

Человеческая память зависит от индивидуальных особенностей его личности: какой-то вид развит сильнее, другой — слабее. Человек, знающий какой из видов ему присущ и более развит, способен развиваться и учиться гораздо продуктивнее, так как будет использовать самые удобные методы обучения.

Виды памяти

Память может быть представлена по характеру цели и по продолжительности, по активности психической.

Зрительная. Человек с легкостью запоминает то, что он видит собственными глазами, в его памяти появляются всевозможные зрительные образы.

Двигательная. Человека легче обучить на основе двигательных ощущений и реакций. Он запоминает часто выполняемые действия и комбинации.

Слуховая. Легче всего запоминается информация, которую человек слышит. Ему не обязательно видеть предоставленную информацию, у него хорошо развит слух. Лучший способ запоминания — проговаривание определенного текста вслух.

Смешанная. Редко случается, что человек владеет одновременно двумя типами. Или же все виды распределены равномерно.

Если распределять память на группы в соответствии с особенностями получения информации, можно выделить следующие виды памяти:

Наглядно-образный. Учитель показывает — ученик повторяет. Вот так действует данный вид. Сигналы фиксируются сразу же после получения знания.

Словесно-логический. Память смысловая. Фиксируются не движения, которые были использованы при обучении, а слова, которые их сопровождали. Человек ухватывает общую суть данных и может без труда их кратко пересказать. Такой вид памяти очень полезен при пересказе параграфов из школьных учебников.

Двигательный. Человек способен запоминать движения и воспроизводить их. Именно так танцоры учат свои па, а музыканты — игре на музыкальных инструментах.

Эмоциональный. Человек способен воспроизводить в памяти определенные события и время от времени погружаться в них. Данный вид действует с помощью эмоций — чем они ярче, тем отчетливей человек может представить их и воспроизвести.

Память бывает произвольной, когда человек способен запоминать определенные данные в соответствии с какой-либо целью. Человек может воспользоваться ею, припомнив в любой ситуации конкретную информацию.

Непроизвольная память — это информация, запоминаемая без особой на то цели. Из такого типа и формируется жизненный опыт.

Кратковременная память направлена на закрепление в мозгу человека информации, необходимой в определенный временной период (стихотворение для урока литературы). Затем она приходит в ненадобность и забывается. Информация сохраняется на ограниченное время. Долговременная память действует с точностью до наоборот: человек может повторить полученную информацию неоднократно.

Was last modified: Декабрь 25th, 2015 by Елена Погодаева

Память – одна из важнейших процессов психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами.

Память избирательна . В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психич. процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными. Запомнить – значит связать что-то с чем-то, например, имя человека – с его внешним видом, дату исторического события – с содержанием события. Эти связи называются ассоциациями.

Запоминание процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на органы чувств. Доказано, что всякое запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания протекает в трех формах:

Запечатление, - непроизвольное запоминание, - произвольное запомин.

Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Так, с года ребенок запоминает слова языка, находясь в определенной языковой среде. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение…). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий.

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи.

Сохранение более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте . Сохранение имеет две формы:

Собственно сохранение и - забывание.

Различают два вида сохранения материала в памяти:

1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. В кратковременной памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких часов (1-2 суток). Объем – 5-6 предметов. В условиях КП продуктивными являются задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия.

Долговременная память – запоминание и сохранение информации, имеющей большее значение, на длительный срок содержания. Объем ДП зависит от важности для человека информации. ДП хранится многие месяцы и годы. КП – имеет тактическое значение, а ДП – стратегическое.

Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти или из КП переходит в ДП.

В качестве промежуточного звена между КП и ДП существует оперативная память – обслуживающая текущие действия человека. Из ДП извлекается информация, необходимая для обслуживания соответствующей деятельности.

Забывание – процесс памяти, связанный со стиранием из памяти событий, которые не важны для человека, не повторяются, не воспроизводятся человеком в его деятельности. То, что не включается в деятельность, не повторяется – забывается. Забывание полезно и связано с формированием опыта личности.

Включение в деятельность – средство связи материала с потребностями человека, следовательно, борьба с забыванием. Нужно систематически повторять то, что было сохранено в памяти. Повторять материал необходимо спустя небольшое время после его восприятия, например, вечером прочитать записанную утром лекцию. Забывание также имеет избирательный характер. Значимый материал, связанный с деятельностью, забывается медленно. А то, что имело жизненное значение, совсем не забывается.Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности .

Сохраняемое в ДП не стирается, а становится несосознанным. Сохранение - процесс не пассивный, а динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они ассоциируются, уточняются и дифференцируются. Сохраняемый в сознании опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится лишь то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

Воспроизведение – процесс памяти, воссоздание в деятельности и общении сохраненного в ДП материала и перевода его в оперативную.

Существует 3 уровня воспроизведения:

Узнавание, - собственно воспроизведение, - припоминание.

Узнавание – это воспроизведение какого-то объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое значение в жизни. Без него мы каждый раз воспринимали бы вещи как новые, а не как уже знакомые. Без узнавания невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое в систему наших знаний, нашего опыта. Узнавание сопровождается особым эмоциональным переживанием – чувством знакомости: «уже слышал, видел, пробовал». Узнать легче, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Каждому приходилось испытывать странное переживание: ты приезжаешь в заведомо новый для тебя город или оказываешься в новой ситуации, а кажется, что все это уже было. Мнимое узнавание называется«дежа вю» (в переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание полное, определенное, оно осуществляется непроизвольно (без усилий) – незаметно для себя мы узнаем в процессе восприятия вещи, предметы, которые ранее воспринимали. Но если узнавание неполное и поэтому неопределенное, когда, например, увидев человека, мы переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествлять его с тем, которого знали ранее или мы узнаем человека, но не можем вспомнить условия, в которых мы воспринимали человека, то в этих случаях узнавание являетсяпроизвольным. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренное стараемся вспомнить различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание переходит в воспроизведение.

Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное . Но оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к нему бывают восприятия предметов, представления, мысли, которые вызваны внешними воздействиями.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивными задачами, которые человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевая трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание характеризуется активными поисками в лабиринтах памяти нужной информации, это определенная умственная работа, труд. Требуется волевое усилие. Припоминание также, как и запоминание, избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации. Рекомендуется два приема:

ассоциирование и опора на узнавание. Опора на узнавание – название возможных вариантов цифр, слов, фактов, которые могут быть узаны и припомнены.

Все три уровня воспроизведения вплетены друг в друга и взаимодействуют в мнемической деятельности.

Ассоциирование – связи между отдельными звеньями воспринятого в жизни, играют большую роль в запоминании и припоминании.

Выученное постоянно взаимодействует с тем, что изучалось ранее .

Виды памяти:

    по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

    по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков письма, ходьбы, танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная память – на чувства, заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек. Пережитые и сохраненные в памяти чувства могут побуждать к действию или тормозить. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая (смысловая) – заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не существуют без языка, то и память на них смысловая.

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.