Золотой дождь по н сладкову.

ЦЕЛИ:

  1. научить школьников проведению лингвистического анализа текста;
  2. выявить художественные средства, использованные автором в тексте, предложенном для анализа;
  3. определить их роль в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
  4. способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения;
  5. заинтересовать учащихся проводимым на уроке анализом текста, сохранив его целостное восприятие;
  6. продолжить работу над формированием уме6ния выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.

I. Психологическая подготовка к теме урока.

(Звучит музыка – П.И. Чайковский “Времена года” (“Октябрь”) и идет показ слайдов об осени ).

Сегодня на уроке мы вновь будем говорить об осени. Вспомните, мы уже рассматривали стихотворные тексты, посвященные осени (стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Фета), описывали картину С.Ю. Жуковского “Осень. Веранда”, делились своими впечатлениями об осени в сочинении “Мало ли что можно делать в лесу”.

А какие приметы осени вы могли бы назвать? Как бы вы рассказали об этом времени года, например, жителям тропиков, которые не знают, что такое осень в нашем понимании?

Итак, каждый из нас видит происходящие в природе изменения, но реагируем мы на них по-разному. У кого-то щемит сердце при виде улетающих на юг птиц, и печальном шелесте листьев под ногами, кого-то восхищает необычайная красота пестрого осеннего леса, кто-то безразличен ко всем этим изменениям. Но есть люди, которые видят все, что происходит вокруг них, удивительно ярко и отчетливо, реагируют на малейшие изменения природы. А если такой человек вдобавок ко всему наделен чувством слова, то он выражает свои мысли, чувства, настроения так, как это делают писатели. Благодаря этому мы с вами можем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать, со-радоваться, читая: “Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…” Но читая описания осени у разных писателей, мы видим, что осень у каждого из них разная, особенная. Сегодня мы обращаемся к нескольким произведениям, посвященным осени. А начнем с чудесной зарисовки писателя Николая Сладкова “Золотой дождь”. Постарайтесь понять особенности его восприятия осени, увидеть своеобразие его речи, понять, как ему удается сказать об обыденном, повседневном так необычно и красиво.

II. Знакомство с текстом.

Золотой дождь.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.

И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Н. Сладков

III. Лингвистический анализ текста.

О чем этот текст? (О листопаде. )

Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется в тексте? (По смыслу текста. )

Как вы думаете, зачем автор называет листопад “золотым дождем”, почему бы не сказать просто: “Листопад”? (Сладков хотел показать, что обычное ежегодное явление – листопад – необычно и удивительно красиво, для этого он использовал не само слово, отражающее природное явление, а создал образ листопада. )

Нам необходимо разобраться, как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимает, о чем идет речь. Необычное начинается с первого предложения: ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОШКИ И ЩЕЧКИ, СПИНКИ И ЖИВОТИКИ. “Переведите” слова автора на обычный язык, назовите все своими именами.

Посмотрите, какой многословный у нас получился перевод, а у Сладкова все – в одном предложении!

Проведем лингвистический эксперимент. Я прочитаю вам это предложение, сохранив все слова, только чуть-чуть их изменю: ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОНИ И ЩЕКИ, СПИНЫ И ЖИВОТЫ. Изменилось ли что-нибудь в предложении? (Исчез образ маленького, симпатичного, беззащитного существа. )

Почему это произошло? Что я изменила в предложении? (Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы, и предложение потеряло свое очарование и смысл. )

Читаем следующее предложение: И ДО ТОГО НАЛИЛИСЬ И ПРОПИТАЛИСЬ СОЛНЦЕМ, ЧТО К ОСЕНИ САМИ СТАЛИ КАК СОЛНЫШКИ – БАГРЯНЫМИ И ЗОЛОТЫМИ. Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет. )

Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет (под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску. )

Читаем дальше: НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ И ПОТЕКЛИ. Почему появилось такое необычное слово ПОТЕКЛИ? Почему не ЗАКАПАЛИ? (Глагол ЗАКАПАЛИ передает действия единичных явлений, а глагол ПОТЕКЛИ - действие сплошного потока. Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня. )

Прочитайте следующие предложения: ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ… ЗАПРЫГАЛИ БЕЛКАМИ… ПОНЕСЛИСЬ КУНИЦАМИ... НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ, значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они ПОЛЕТЕЛИ, ЗАПРЫГАЛИ, ПОНЕСЛИСЬ! Может быть, автор ошибся? (Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: БАГРЯНЫЕ И ЗОЛОТЫЕ. )

Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора – индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. “Характеры” разные, вот и действуют они по-разному. )

Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Противоречия нет. Дождь у Сладкова – необычный, золотой. Автор следующим предложением это подтверждает: ЗАШУМЕЛ В ЛЕСУ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.)

Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы? (Автор показывает изменения в осеннем лесу. )

Действительно, дождь у Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:

КАПЛЯ ЩЕЛКНЕТ – СОРВЕТСЯ ЛИСТ…

СИНИЦЫ ЗАВОЗЯТСЯ – ЛИСТЬЯ БРЫЗНУТ…

ВЕТЕР НАЛЕТИТ – ЗАКРУЖИТСЯ СМЕРЧ.

КОСАЧ ВЛОМИТСЯ – ХЛЫНЕТ ВОДОПАД.

Кто заметил особенности, “изюминки” этой картины? (Во-первых, на каждое действие в природе листочки отвечают по-своему; во-вторых, все идёт по возрастающей: чем сильнее воздействие, тем больше листьев падает с дерева. )

Обратите внимание на существительное КАПЛЯ. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может СОВЕРШИТЬ КАПЛЯ. (Капнет, растечется, высохнет, упадет… ) А Сладков использует глагол ЩЕЛКНЕТ. щелкнуть может дверной замок, птица, бич. Почему же у Сладкова капля ЩЕЛКАЕТ? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому натянутому листочку звучит, как щелчок. )

Следовательно, автор рисует не только зримую, но и звуковую картину. Перечитайте текст каждый вслух, негромко, вслушивайтесь в звуки текста. Что вы услышали? (Обилие шипящих свистящих звуков, что соответствует осенним шорохам, шелесту. )

Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то важное при таком прочтении было упущено. Что же? (Смерч – пестрый, косач – неуклюжий; водопад – сверкающий. )

Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором. ) И не только картину. Как характеризует прилагательное НЕУКЛЮЖИЙ косача? (При помощи данного определения показан характер движения данной птицы. ) А какова роль глагола в этом предложении? (Глагол дополняет характеристику птицы: не просто СЯДЕТ, а ВЛОМИТСЯ. )

Итак, мы видим, что у Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Слова ВЛОМИТСЯ и НЕУКЛЮЖИЙ соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.

Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь не обычный, а золотой. Рассмотрим следующее предложение: ЛИСТЬЯ ШУРШАТ, СКРЕБУТ, ЛОПОЧУТ. ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ. ЛИСТЬЯ ВВЕРХУ, ВНИЗУ И ВОКРУГ. Как подчеркивает автор отличие обычного дождя от “золотого”? (При помощи глаголов, обозначающих различные действия, и наречий. )

ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ. Три предложения – три повтора слова. Мы помним, что нужно избегать повторов, заменять их синонимами. Давайте попробуем отредактировать этот отрывок, избавимся от повторяющегося слова. Сделайте вывод. (Делать этого нельзя, т.к. повторы в данном случае оправданы, необходимы, они показывают обилие осенних листьев, разгар листопада. )

ШУМИТ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ – так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью.

Мы видели, как изобразил одно из явлений осени – листопад Н. Сладков. Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.

IV. Знакомство учащихся с текстами, посвященными осени.

Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы…
И голая ива маячит
Над синью холодной травы.
И осень,
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы.

Ф. Васильев

Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы читаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю.

А. Барто

Золотая осень, погоди немножко!
За леса и горы ты не уходи!
На тебе янтарные светятся сережки,
Золотые бусы блещут на груди.
В золотых сапожках ножки-невелички,
Золотой платочек вьется на юру,
А косички, словно у моей сестрички,
У моей сестрички – маленькой Гулру.

Г. Сулейманова

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем сврй.

И. Бунин

В каком образе предстает перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? (У Ф. Васильева осень – обиженная девочка, у А. Барто – почтальон, рассылающий письма-листья, у Г. Сулеймановой – красавица девушка, у И. Бунина – тихая вдова. )

Назовите приметы каждого образа осени.

А теперь каждому из вас предстоит стать писателем и написать об осени, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит осень в каком-то образе, придумает атрибуты каждого образа (волшебница – волшебная палочка, художник – кисти и краски) и подберет необходимые для раскрытия данного образа языковые средства. Создайте свою миниатюру об осени.

Рефлексия

  1. Что у меня получилось неплохо?
  2. Чему нужно уделить особое внимание?
  3. Над чем мне следует ещё работать?
  4. Какое у меня в конце урока настроение?

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели - и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если тяжёлый косач с лёту вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

Ёлочки листьями украсились.

Папоротники под листьями пригрелись.

Грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

ШВЕЙНЯ

Зима на носу, майку на шубу пора менять, босоножки - на валенки. Задумались звери: где шубу достать? А Лисица тут как тут:

Ко мне, ко мне, желанные, торопитесь. У меня швейня "Семь шкур". На всех угожу!

Первым прискакал Заяц:

Поторопись, Лиса, снег со дня на день того и гляди, а я в летней безрукавке. Зуб на зуб не попадёт, да не от холода, а от страха: хорош я буду в тёмном-то на белом снегу! Можешь ты мне раздобыть шубку защитную - беленькую, как снежок?

Это мне что хвостом вильнуть! - отвечает Лиса. - Только вот мерку сниму, скачи ко мне ближе…

Какую ещё мерку? - насторожился Заяц. - А ты на глазок.

Без мерки не могу, - отвечает Лиса. - Глазам я не верю, мне надо пощупать. Кто следующий?

Белка на ёлке стрекочет:

Мне, Лиса, сделай шубку на беличьем меху, тёплую, зимнюю. И хвостик чтоб попушистей, да на ушки кисточки не забудь, да на грудку белый передничек. Моя-то летняя рыжая пообносилась. Зябну…

Фу-ты, ну-ты, франтиха какая! - проворковала Лиса. - Кисточки ей, хвостик, передничек… И кому на тебя в лесу-то смотреть? Ну да ладно, слезай с ёлки, мерку снимать буду.

А без примерки разве нельзя? - испугалась Белка.

Без примерки я только Ежу делаю: иголок натыкаю, и готово. Есть там ещё кто?

Из воды высунулась Выдра:

Мне, Лиса, нужна шуба тёплая и непромокаемая, из водоотталкивающей шерсти. Я ведь и зимой в воде-сырости, мне в шубе и нырять и плавать!

Могу и непромокаемую, - обещает Лиса. - Я всё могу! Вылезай на берег, мерку с тебя сниму.

Только мерку снимешь?

А что же ещё?

Мне бы лучше без мерки… - упирается Выдра.

И чего это вы все недотроги такие? - не понимает Лиса. - Или вы щекотки боитесь? Видали на мне лисью шубу - какая работа! Пушнина, мягкое золото! Охотники прямо глаз с неё не сводят. А всё потому, что по мерке. И медвежью шубу шила, и волчью доху - нахвалиться не могут!

Так-то оно так… - жмутся звери. - Да мы-то не волки и не медведи. Как бы в твоих "Семи шкурах" свою последнюю не потерять. Вместе с меркой-то, гляди, и голову снимешь. Лучше уж мы, Лиса, без твоей помощи обойдёмся, сами выменяем майку на телогрейку.

И разбежались во все стороны. Лиса только зубами щёлкнула.

СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА

Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил травы.

Бесследно исчезли птицы - пеночки, зяблики и дрозды.

Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.

Звери и птицы испуганно прятались в чаще.

Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток - белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.

Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели; вот натерпелись страху!

Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.

А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!

ФАЗАНИЙ БУКЕТ

Фазана я подстрелил ещё осенью. Нагнулся, чтоб взять его, и не мог. Руку боюсь обжечь! Перо горит: медью, бронзой, пурпуром!

Жар-птица, да и только.

Моя дочка-первоклассница подняла фазана за крыло и говорит:

Ой, папа, что ты наделал!

А я уж и сам не рад.

Фазана не оживишь, - говорю дочке, - пусть он хоть науке послужит! Давай запишем его размеры и окраску и посмотрим, чем он питается?

Зоб у фазана был туго набит насекомыми, ягодами и семенами. Всё это я разложил на отдельные кучки и стал смотреть, чем питается фазан осенью. Насекомых я определил быстро. Были там кузнечики, кобылки и муравьи. Ягоды тоже узнать было нетрудно - одна лиловая ежевика. А вот семена - беда! Попробуй-ка определи, от каких они растений!

Жаль было, но пришлось семена ссыпать в спичечный коробок и положить на стол. Написал я на коробке "семена" и оставил до лучших времён. Может, найдётся специалист, определит.

Прошла зима. Только к весне вспомнил я про коробок с семенами. Открыл коробок - пусто!

Спрашиваю дочку:

Ты взяла семена?

Валежник собираешь - оно скрипит, рогульки для котелка вырубаешь - скрипит, лапник стелешь - всё скрипит, скрипит…

И за треском костра слышен скрип, и за бульканьем чая. Сквозь дремоту, всю ночь - скрип да скрип.

К утру уже знаешь, почему скрипит.

То растут два дерева тесно, упёрлись друг в друга сучьями, одно другое отталкивает, отпихивает - вот и скрипит. Бывает, ветер повалит одно другому на плечи - тоже оба скрипят.

Иное на вид живо-здорово, да сердцевина трухлява: чуть ветерок - скрипит. А то снег зимой в дугу скрючит - за всё лето распрямиться не может. Стоит гнутое, голова лохматая в землю уткнута, - тоже скрипит.

Наслушался я по лесам скрипа. Ни рощи нет, ни бора и ни дубравы, где бы дерево не скрипело. И каждое по-особому. И каждое о своём…

Тип урока: Развитие речи.

Цели:

  • способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе;
  • обучать анализу художественного текста;
  • развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания;
  • воспитывать у учащихся любовь к природе и бережному к ней отношению.

Структура урока:

  1. Интрига.
  2. Контрольно-подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».
  3. Движение темы.
  4. Осмысление результатов работы.

Ход урока

I. Интрига.

Вступительное слово учителя.

Ребята, надеюсь, что вы с большим интересом ждете уроков развития речи, уроков, на которых мы учимся мыслить и говорить. Сегодня мы поработаем с небольшим рассказом Николая Сладкова – человека, страстно влюбленного в природу. Мы увидим, как развивается сюжет, как художник слова ведет читателя по неизведанным тропам к раскрытию великих тайн природы. Не просты эти дороги. Сегодня мы отправимся в этот трудный путь. Многое объяснит любознательным исследователям и любителям красоты природы рассказ-зарисовка «Золотой дождь».

II. Контрольно-подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».

Учитель. Прежде чем приступить к работе над текстом, необходимо повторить пройденный материал, т. е. повторить то, что уже знаем о языке и речи. Попробуем сделать выводы из проделанной ранее работы и ответить на вопросы:

– Зачем человеку нужен язык? (Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания).

– Есть ли разница между языком и речью?

– В чем смысл изучения языка?

– Какие формы речи вы знаете?

– На какие типы речи разделяется монологическая речь?

– Что имеет в виду каждый тип речи?

– Что, по-вашему, называется темой текста? (События, явления, характеры, взятые писателем из жизни и описанные правдиво или в форме сказочного, аллегорического сюжета).

– Что называется идеей произведения? (Идея – это мысль, выраженная словами)

III. Движение темы.

1. Чтение текста.

(Текст размножен для каждого ученика).

Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли.
Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг полетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломиться в ветви, хлынет сверкающий водопад.
По колено в листьях деревья стоят.
Елочки листьями украсились, папоротники под листьями пригрелись, грибы под листьями спрятались.
Листья шуршат, скребутся, лопочут.
Листья летят, качаются и бегут.
Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.

Учитель. Нет сомнений, что перед нами текст, и все же по каким условиям мы это узнали? Предполагаемый ответ.

Прежде всего, потому, что это законченное высказывание. В нем есть изложение событий и конец. Все вместе это единое целое. Отвечает и второму условию текста: все предложения в нем связаны грамматически и по смыслу. Зарисовка повествовательный текст: в ней говорится о действиях, которые идут друг за другом.

Словарная работа.

Повествование – повествовать, весть, известие, извещение, вещунья .

2. Задание.

  • Выписать из первого абзаца слова с безударным гласным в корне и написать рядом проверочные.
  • Выписать глаголы 1 и 2 спряжения по два на каждое.
  • Выписать существительное с предлогом и доказать раздельное написание.

Учитель. Ребята, какова же тема этого рассказа? Отвечая на этот вопрос ошибиться нетрудно. Легче всего сказать: «Золотой дождь» – таково название рассказа, такова и тема его».
Прочитаем в «Школьном толковом словаре» словарные статьи, посвященные слову «Золотой».

Золотой, – ая, ое.

  1. см. золото.
  2. в знач. сущ. золотой, - ого, м. Монета из золота, червонец.
  3. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотые кудри. Золотая осень (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья).

А теперь подумаем, какова же основная мысль этого текста? Совсем не просто сразу понять главную мысль произведения, которая вытекает из многих деталей сюжета, чтобы выразить ее, мы должны выявить мысль автора, как видит он это уникальное время года – осень, и вернуться к некоторым деталям, которые мы, может, упустили.

Итак, в любом произведении есть:

  • второстепенные, побочные мысли;
  • главная идея, которую хочет донести до читателя автор.

Учитель. Я назову некоторые мысли, а вы подумайте, какая из них главная, а какая второстепенная.

  1. Хорошо бродить по извилистой тропинке осеннего леса, и слушать, как под ногами шуршат листья.
  2. И все-таки грустно, что наступила осень. Вскоре деревья лишаться своего пышного убранства.
  3. Медленно кружатся в воздухе листья. Интересно наблюдать за листопадом и ощущать радость от осенней красоты, несущей в мир.
  4. Трава пожелтела и наклонилась к земле, только золотые листья радуют глаз.

Учитель. Итак, запишем движение сюжета: от «листья летом пропитались солнцем» – к «налились, отяжелели и потекли». От «полетели, запрыгали и понеслись» – к «зашумел в лесу золотой дождь».

Основная мысль рассказа – не в том, как лес лишается своего нарядного убранства, а в человеческом удовлетворении, ощущать радость от волшебной красоты осени, что в такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем предназначении на этой удивительной земле.

Учитель. Ребята, если тема «золотой дождь», то писателю нужно было показать, какие изменения произошли в природе. Как изменил листопад лес? (По колено в листьях деревья, елочки украсились, папоротники пригрелись, грибы спрятались). А вы когда-нибудь наблюдали за листопадом? (Ребята делятся своими наблюдениями и впечатлениями).

Для передачи своего впечатления писатель прибегнул к художественным средствам выразительности эпитетам, сравнению, метафоре, олицетворению.

Запись.

  • Эпитет – образное, красочное определение предмета или действия.
  • Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (лица).
  • Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства (скрытое сравнение).
  • Сравнение – сопоставление двух предметов, присоединяемое союзами как, точно, словно, как будто и другие; помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.
  • Сравнение – это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.

А теперь еще раз внимательно перечитаем текст и найдем средства художественной выразительности. Какой цели они служат?

(Составление таблицы с помощью учителя)

Тропы Примеры выразительных средств Какой цели они служат
Сравнение Листья как солнышки Здесь уподобление листьев солнышку основано на сходстве цвета.
Метафора Листья – ладошки и щечки Сходство округлой формы листьев и щечек и ладошек у детей;
сопоставление листьев со спинками и животиками вызывает в памяти загорающих на солнышке детишек.
Эпитеты Багряные, золотые Красивые, нарядные;
помогают автору выделить предмет, сделать его не похожим на другие.
Метафора Налились, отяжелели – и потекли Метафорические глаголы, вызывающие в памяти образ расплавленного, текущего металла: меди, золота.

Учитель. Ребята, понравился ли вам язык Н. Сладкова? Чем? (Красочностью, образностью, нестандартностью, мастерским владением фантазией).

IV. Подытожим урок.

Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова и огромную любовь к родной природе.

Стихи об осени для средней группы детского сада (4-5 лет)

Предлагаем вашему вниманию тематическую подборку стихов, посвященных осени. Осень - одно из четырех времен года, которое очень часто в поэзии ассоциируется с грустью, поскольку летнее тепло уходит и близятся зимние холода, голубое небо становится серым, а все люди погружаются в свои мысли и размышления, таким образом создавая шедевры поэзии - осенние стихи про золотую осень.

Осень

Осень,
Осень...
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле,
На тропинку,
Выдуло зайчонка -
Первую
Снежинку.
Т. Белозеров

Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
3. Александрова

Вот и осень

Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
В. Приходько

Золотой дождь

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лесовая

Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
И. Бунин

«Дождь по улице идет...»

Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
В. Семернин

Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит. Т
акая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень.
М. Сидорова

«Наступила осень...»

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
А. Ерикеев

Осень

Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовский

В небесах высоких тает
Одинокий тонкий луч,
Улетают птичьи стаи,
Прилетают стаи туч.
И. Никитин

Лоскутное одеяло
На деревьях
Листьев мало.
На земле -
Невпроворот.
Из лоскутьев
Одеяло
На прощанье
Осень
Шьет.
С. Островский

Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Е. Благинина

«В лесу осиновом...»

В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит -
В лесу осиновом
Наступит осень.
В. Степанов

Солнышко усталое,
Скупо греешь ты!
Желтые да алые
Кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежат.
М. Пожарова

Плакали ночью желтые клены.
Вспомнили клены, как были зелены...
С желтой березы тоже капало.
Значит, береза тоже плакала...
Э. Мошковская

Дождик

Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.
Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.
Вот и серый снег пошел,
Лег густо.
До чего же хорошо
И грустно.
Р.Сеф

Дождь идет

Туча-кошка, хвост трубой,
Туча с длинной бородой,
Туча-лошадь, туча-жук...
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места.
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе.
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идет!»
Д. Лукич

Осени привет

Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.
Т. Маршалова

Листопад

Опавшей листвы разговор Еле слышен:
- Мы с кленов...
- Мы с яблонь...
- Мы с вишен...
- С осинки...
- С черемухи...
- С дуба...
- С березы...
Везде листопад:
На пороге морозы!
Ю. Капотов

Листопад

Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н. Минский

Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых...
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
Н. Найденова

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена,
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Красный, разноцветный,
Старый лист газетный.
Солнечно, ведрено,
Ветрено, ветрено!
И. Токмакова

Журавли

Над бурой нивой конопли
Летят лениво журавли,
Летят, перекликаются,
На все глядят, прощаются -
С елками зелеными,
С березками и кленами.
С долинами, озерами, С родимыми просторами.
Г. Ладонщиков

«Кру-кру»

Кру - курлычут тихо
Журавли над нами.
Кру - кругами падает
Желтая листва,
Словно повторяет
Вслед за журавлями
Кру-кру-кру -
Осенней песенки слова.
Кру - летит по кругу
Песенка простая.
Грустными ветвями
Машут тополя.
- До свиданья, лето!
- До свиданья, стая...
Кру-кру-кру -
Кружится круглая Земля.
В. Степанов

Осень - бабушка

В сером выцветшем платке
Ходит осень - бабушка
У реки, в пустом леске,
Где повяла травушка.
И стучит ее клюка
О коряги, пенышки,
И глядят из кузовка
Хилые опенышки.
Снимет варежки потом -
Вязаны, не куплены -
И звенят в ее бидон
Розовые клюквины.
Гладит высохшей рукой
Зайца полинявшего...
Ходит-бродит за рекой
Осень настоящая.
Л. Фадеева

Осень

Надевала осень пестрый сарафанчик,
Желтенький платочек, лапти с подковыркой,
Вышла на крылечко на заре туманной,
Плечиком пожала: студено и сыро.
Под крылечком топко, желтый лист валится,
У колодца лужа за ночь не просохла.
Не студи ты плечи на холодном ветре,
Уходи в избушку, да припри оконце.
Натопи печурку, засвети лучину,
Коротай за прялкой темные часочки.
О. Беляевская

Летят дождинки

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
И. Демьянов

Сначала ветер прошумел осиной.
Потом прошла над лесом туч гряда.
Потом дождь кончился. И след лосиный
Наполнила небесная вода.
По самой лучшей из лесных дорожек,
Пофыркивая и наморщив нос,
Ежихе
Осторожный ежик
Четыре капельки на иглах нес.
И. Смольников

Под кустом свернулся ежик,
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенек.
Простоял сухой все лето,
А теперь насквозь промок.
И. Могилевская

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется -
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт

Белый день недолог.
Вечера длинней.
Крики перепелок
Реже и грустней,
Осень невидимкой
На землю сошла,
Сизо-серой дымкой
Небо облекла...
Н. Некрасов

Осень

Расправив широкие крылья,
Над желтым простором полей
Плывет в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей.
Осенний старательный ветер
Листву по дорогам разнес,
И в город вчера на рассвете
Отправлен последний обоз.
М. Исаковский

Сентябрь

По алым перьям снегиря
Течет прохлада сентября.
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей...
На юг уходит наша осень,
Держась за нитку
Журавлей.
Т. Белозеров

Осень

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
Сбросил.

Под ногами коврик новый,
Желто-розовый -
Кленовый.
В. Авдиенко

В густой синеве,
Апельсиново-ал,
Кленовый листок
Надо мною летал.
Я следом бегу:
Он, как-будто дразня,
Куда-то манил
За собою меня.
Листок,
Утомившись кружить в вышине,
Доверчиво сел
На ладошку ко мне.
Г. Осинина

Поздняя осень

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г. Ладонщиков

Клен и елки

Надежды
На спасенье
Нет! -
Осенний Клен
Полураздет.
А ветер-вор
Стараться рад -
Срывает
Золотой наряд.
Но не сдаются
Елки -
Остры
У них
Иголки!
С. Островский

Осенние хлопоты

Сколько белкам хлопот! Поспевает орех,
Кислый яблок лесной и рябина,
По кустам заалела калина, -
У хозяек заботливых спех:
Надо белых грибов насбирать,
Нанизать их по веткам сосновым,
Конопатить дупло мохом новым,
Трав и листьев в гнездо натаскать.
Оттого-то в лесу суетня
И без ветра в движенье верхушки,
Оттого вкруг косматого пня
Взрыты мхов разноцветных подушки.
О. Беляевская

Осенняя гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лед на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку теплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь. Снег!
Л. Станчев

Листопад

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь -
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Л. Разводова

Осень

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.
Ю. Капустина

Осень

На кусте-кусточке -
Желтые листочки,
Виснет тучка в просиниё -
Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.
Каждый листик - как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится...
В красных листьях бережок.
Каждый листик - как флажок!
И. Демьянов

Осенние листья

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
И. Токмакова

Ноябрь

Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес...
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин

Стрижи

Улетели сегодня стрижи...
- А куда улетели, скажи?
- А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы.
Но милее им все-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине.
Е. Трутнева

Осенний календарь

Нынче
Улицы
В хаосе.
В город
С гор
Спустилась
Осень -
Со своим календарем,
Отрывные листья в нем.
Их,
Срывая,
Ветер
Носит -
Разбросал,
Шуршат
Кругом.
С. Островский

Осенью

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
А. Плещеев

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело,
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем...
И. Никитин

Круглый год. Октябрь

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
С. Маршак

Ноябрь

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
А. Твардовский

Из романа «Евгений Онегин»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Пушкин

Ковровые дорожки

За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улегся ковер.

Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
В. Орлов

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
А. Плещеев

Осень

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу темную одета,
По лесам с метелкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке -
Русская румяная зима!
Д. Кедрин

Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осину
В красном сарафане.
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой.
А под елкой грузди
Замостили мостик...
До свиданья, елка,
Приезжай к нам в гости!
Е. Трутнева