Звук и буква, графика и орфография. Основные принципы русской графики

Поговорим о звуках и буквах. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Эти два понятия неразрывно связаны, поэтому их часто смешивают.

Звуки составляют оболочку звучащего и произносимого слова. Они нужны для различения слов: крот - рот, кот - ток, бой - вой, галка - галька.

Виды звуков
Гласных звуков - 6:
- ударные,
- безударные.

Согласных звуков - 37:
- звонкие,
- глухие,
- твердые,
- мягкие.

– прямые скобки служат для обозначения звука и его пары.

Чтобы ученики отлично знали буквы, мои коллеги, учителя начальных классов Золотарёва М.М. и Кубышкина Е.Л., придумали замечательную страну. В ней есть домики парных и непарных согласных, дорожка сонорных согласных, замок йотированных гласных букв.

Буквы - это письменные знаки. Письменными знаками являются цифры, пробелы между словами, кавычки, точка, запятые, многоточие, двоеточие, скобки. Полный последовательный перечень букв называется алфавитом.

Русский алфавит: 33 буквы

10 гласных букв: а, о, э, у, ы, и, е, ё, ю, я.

21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Две буквы не имеют звукового значения: ъ, ь.

Буквы заключаются в кавычки « », когда мы указываем их в фонетическом разборе.

Каждая буква имеет две разновидности - прописную и строчную. ПрописнАя буква пишется как заглавная, большая. СтрочнАя - маленькая буква. Они различаются в печатном и рукописном виде.

Аа Бб Вв Гг Дд
а бэ вэ гэ дэ
Ее Ёё Жж Зз Ии
е ё жэ зэ и
Йй Кк Лл Мм Нн

и краткое

ка эль эм эн
Оо Пп Рр Сс Тт
о пэ эр эс тэ
Уу Фф Хх Цц Чч
у эф ха цэ че
Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь
ша ща твёрдый знак ы мягкий знак
Ээ Юю Яя
э оборотное ю я

При необходимости можно обратиться к терминам.

Фонетика [от греческого “phonetikos” – касающийся звуков] – раздел лингвистики, который изучает звуковой строй языка.

Фонема [от греческого “phonema” – звук] – единица звукового строя языка, служащая для построения и различения слов (мел – мель, власть-сласть).

Графика [от греческого “graphikos” – нарисованный] - раздел лингвистики, который изучает начертания письменных или печатных знаков, букв.

Транскрипция (транскрибировать) [от латинского “transcription” - переписывание] – передача звуков какого-либо языка условными знаками, буквами, отличающимися от принятой системы письма на этом языке.

К звуковым средствам художественной изобразительности относят аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы.

Аллитерация - усиление изобразительности текста через повторы согласных звуков.

ШиПеНье ПеНистых БокаЛов

И ПуНШа ПЛамеНь гоЛуБой.

А.С. Пушкин

Ассонанс - усиление изобразительности через повторение гласных звуков.

Скучна мне Оттепель: вОнь, грязь - веснОй я бОлен;

КрОвь брОдит; чувства, ум тоскОю стеснены.

СурОвою зимОй я бОлее довОлен.

А.С. Пушкин

Звуковые повторы - усиление изобразительности через повторение сочетаний звуков.

В зАре гОРит ГРядущих ГРоз баГРянец.

Русское письмо является звуковым, т.е. отдельные графические единицы (буквы) призваны отражать звуки речи. Таким образом, графика рассматривает соотношение между звуками и их обозначением на письме. Графика управляет только теми случаями обозначения фонем, в которых они представлены в сильных позициях. Для обозначения звуков в слабых позициях графика представляет только определенный выбор букв (сИ/Ыграть). Окончательный выбор осуществляет орфография – правила написания. Написание согласно правилу называется орфограммой. Единицей графики является буква – графема. Графическая система не идентична звуковой системе. Букв всего 33, а звуков гораздо больше. Буква может иметь основное значение (при обозначении сильного аллофона) и второстепенное значение (при обозначении слабого аллофона). Буквы могут обозначать 1, 2 звука и вообще не иметь звукового обозначения.

Ь и Ъ не обозначают звуков , но обладают особыми функциями:

Сигнализируют о наличии Й в буквенных обозначениях Я, Ё, Е, Ю

Ь обозначает мягкость парных по твердости/мягкости

Ь имеет и грамматическую функцию, т.е. употребляется в определенных грамматических формах (сущ. 3 скл., глаг. в пов. накл., у глаголов во 2 л., в инф., по традициях – в нареч. и частицах)

1 звук обозначают гласные О, А, У, Э, И, Ы и все согл.

2 звука обозначают буквы Я, Ё, Е, Ю (в абс. нач. слова, после гласного, после Ь и Ъ). В остальных случаях обозначают 1 звук и указывают на мягкость предыдущего согл., кроме шипящих и Ц. Буква И также может обозначать 2 звука: на конце слов после Ь (ульи, Ильи).

jпередается на письме буквами Я, Ё, Е, Ю. Буквой Й этот звук обозначается только в начале некоторых заимствованных слов (йогурт, йод), в которых по законам русской графики должна быть буква Ё. В некоторых инояз. словах для обозначения звукаjо используется ЬО (бульон).

2. Принципы русской графики:

Фонемный – одной фонеме соответствует одна графема

Слоговой – единицей при чтении и письме является не отдельная буква, а слог (сочетание гл. и согл.).

Фонемный принцип соответствует системе языка, а слоговой экономит средства выражения. Например, для обозначения твердого или мягкого аллофона используется один буквенный знак, но в сочетании с разными буквами (ма, мя). Слоговой принцип последовательно не соблюдается. Например, при написании Ш, Ж, Ц, после которых должны идти Э и Ы (как после всех твердых), а пишутся И и Е, или при написании Ч, Щ, после которых нужно бы писать Я, Ё, Ю, но пишутся А, О, У в соответствии с правилами русской орфографии.

3. Алфавит

Графема существует в виде 4 знаков: малая и заглавная буквы печатного и прописного шрифта. Перечень графем, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом. В основе русского алфавита находится кириллица – древнеславянская азбука, составленная в Болгарии в 9 в. Эта же азбука лежит в основе укр., белорус., болгар., македон. алфавита. С момента появления изначальная кириллица претерпела ряд изменений. Были введены 3 новые буквы:

Й – ввела Академия Наук в 1735 г.

- ё – ввел Карамзин в 1797

Э – узаконена Петром 1 в 1710, хотя применялась и раньше

В 1710 г. по реформе графики Петра 1 из алфавита были исключены ω (о), Ѱ (пси), ν (ижица), ʓ (дз), Ѯ (кси).

Постепенно утрачивались дублетные буквы, передававшие один и тот же звук:

- Ѳ (фита) совпала с Ф (фердь)

I(и-десятиричное) – с И (и-восьмиричное)

- ѣ (1918) – с Е

- Ѧ, Ѫ, Ѩ, Ѭ – исчезли, т.к. не соответствовали русским звукам.

В связи с утратой редуцированных звуков Ъ и Ь изменили свое функциональное значение и стали тв. и мягк. знаками.

Русская графеми претерпела целый ряд существенных изменений в строну упрощения и унификации. Сейчас 33 буквы. Современное название букв появилось во 2-ой половине 18 века.

Алфавит широко используется в различных сферах жизни как средство нумерации и рубрикации. По алфавиту располагаются слова в словарях.

Звук - это мин., нерасчленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком. Термины «звук» и «буква » недопустимо смешивать. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются . Букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами,буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых законом-тей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы , а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.

Звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков в языке нацелена на обеспеч-е возмож-ти общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов. Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией наз. условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу или концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые облад. способ-тью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие : [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п"ат"] три звука, а записывается оно четырьмя буквами - пять.

Графика и орфография представляют собой правила использования графем . Графика в отличие от орфографии - это правила соответствия букв фонемам . Соотношения между буквой и фонемой могут быть разными. Один тип соотношения наблюдается в тех случаях, когда одна буква передает одну фонему . Такой тип считается идеальным, но он не встречается в чистом виде ни в одной графич. системе. Зачастую графические системы отдельных языков имеют гораздо меньше букв, чем фонем. В этом случае фонема соотносится с комбинациями графем (диграфами). Однако не всегда равное кол-во графем и фонем является идеальным качеством. Иногда меньшее число графем свидетельствует о рациональности графической системы. Например качество в русской графике, в которой рационал-сть проявляется в слоговом принципе обозначения мягкости согласных.

Пиктография применяется: 1) либо в расчете на неграмотного или малограмот. читателя - это рисунки на вывесках: сапог, примус, калач: дощечки с изображением ведра, багра, топора и т. п.; в букварях, где дети должны сначала «прочитать» картинку, а потом «по буквам»: 2) либо когда неизвестен язык читателя , например рисунки уборщицы, официанта и т. п. у кнопок звонков в гостиницах «Интурист».

Идеография рисуночная , и иероглифическая ) – в качестве дорожных знаков ., или знаков черепа и костей на электросети высокого напряжения, или эмблемы медицины в аптеках: змея и чаша с ядом; к идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знаки полезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т. п.)\

К иероглифике относятся цифры , выражающие понятие числа, специальные символы наук , например математические знаки , в качестве которых могут быть и цифры, и буквы, и специальные изображения:

Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке нужно выразить понятие: 1) точно (не вода «вообще», а химическое понятие воды Н 2 0). 2) лаконично , т. е. кратко и экономно (стоит только попробовать «переписать словами» математическую формулу, чтобы убедиться в лаконичности иероглифики), 3) сделать написание международным , так как в качестве иероглифа оно не связано с данным языком, что позволяет любым специалистам: техникам, врачам, шахматистам - пользоваться литературой, изданной в любой стране.

Конечно, идеографическое письмо - письмо «для посвященных» , надо знать соответствующие данной области знания знаки.

Но основным видом современного письма служит фонематическая фонография , хотя наряду с этим используются и другие ее приемы. Так. в русском письме наряду с нормальным употреблением букв как графических знаков для фонем языка встречается и слоговое употребление графических знаков (я [йа], ею [йэйу] и т. п.). Такие написания, как СПБурге (в Санкт-Петербурге) , показывают применение консонантного метода письма (ср. подпись покойного композитора С. С. Прокофьева: СПркфв ).

Другой тип правил составляют правила орфографии . Это правила правописания слов и морфем. Существует несколько принципов, на основе которых строятся орфографические правила. Наиболее важными принципами являются фонетический и морфологический . По фонетическому принципу слова и их части пишутся в соответсвии с их произношением . Например, приставка з пишется в двух вариантах: разбить и раскрыть . В качестве ведущего он используется в белорусской орфографии.

Благодаря морфологическому принципу сохраняется одинаковое написание одной и той же морфемы. На письме не отражаются позиционные изменения фонем. Так, в корневой морфеме гриб / грибы представлено чередование согласных п//б , которое на письме не отражено. Из нескольких возможных вариантов выбирается один, который соответствует фонеме в сильной позиции.

Помимо указанных принципов, существует традиционное написание слов . При традиционном написании выбор букв основывается на традиции и этимологии . Типичным примером такого написания является правописание жи , ши в русском языке.

Разные типы написания сочетаются в орфографии одного и того же языка. Однако обычно один из принципов является ведущим . Например, для русского языка характерным является морфологическое написание , а для английского – -традиционное (*- морфемы не проверяются).


История письма.

Письмо появляется из потребности общения в случае, когда звуковая речь была затруднена в основном на больших расстояниях. Появление письма => использование разных предметов в качестве условных знаков . У перуанцев использовалось «узловое письмо», которое называлось «хипу». Характер сообщения зависел от количества узлов, различных цветов нитей, от их последовательности. Знаковость хранилась в тайне, передавали из поколения в поколения. Передавались элементарные простые сообщения. Более удобным было начертательное письмо .

3 этапа начертательного письма: пиктография, идеография, фонография

Письмо изображалось рисунками - это первый этап .

Линейный ряд рисунков соответствовал событийному ряду , который легко угадать. Труднее прочитать письмо, если в нем абстрактные мысли, понятия. На определённом этапе письмо было удобным средством общения, т.к. не был связан с алфавитом и могли общаться представители разных племён, времён.

С развитием абстрактного мышления , письмо сменилось на «письмо понятиями ». По началу в качестве знаков использовались те же пиктограммы, но с другим смыслом, (рисунок глаза (письмо - глаз) («письмо понятие» - зоркость, бодрствование) В письме понятии рисунок выступает во вторичном, переносном значении. Потребность передавать более длинные и сложные сообщения привела к замене рисунков схемами , превратила в иероглифы . Сама иероглифическая система требовала пополнения. Пути появления новых знаков были различны: простейший путь: повторение знаков; появление новогоиероглифана базе старого , использование сочетания со старыми , (плакать -глаз и вода, свет - солнце, луна)

С передачей звука связан третий этап - фонография . Фонетическое письмо более продуктивное и перспективное. Почти все народы перешли на такой вид письменности, в Китае же нет. Графика и орфография

Современная письменность используется в некоторых случаях в пиктограммах. Идеографический принцип в дорожных знаках. Но основной вид - фонография. Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких графем, сколько фонем в данном языке. Но такие условия очень редко встречаются, т.к. алфавит часто заимствуется, а в дальнейшем приспосабливается к системе данного языка. С этим связан ряд несоответствий:

1) одна фонема , т.е основные варианты звуков не изображаются сочетанием графем (в англ. – th, pf)

2) одна фонема - разными графемами (в рус. яз. – в, г – его, синего)

3) одна графема обозначена сочетанием фонем (ё, е, ю, я, – jэ, jо, jу, jа)

4) есть графемы , которые вообще не передают звук (ъ, ь)

Недостаточный алфавит устраняется с помощью системы правил графики и орфографии.

1. Графика определяет способ выражения фонем в языке и, наоборот, определяет правило чтения определённых букв .

2. Орфография определяет написание значимых единиц языка : морфем, слов, предложений.

3. Орфография определяет выбор первого написания там, где возможны большие варианты .

В орфографии любой язык применяет ряд принципов:

1.) морфологический (фонематический) проявляется в стремлении сохранять написание одинаковых морфем, не зависимых от звучания. В русском языке основной принцип; 2.) фонетический . В рус. яз. он вспомогательный (пристав. на з-, с-); 3.) традиционно исторический или этимологический – стремление сохранности написания слова в том виде, которое оно имело прежде, (используется во фр. и англ. языках.) (написание почти не соотносится со звучанием); 4.) грамматический (дополнительный) – используется написание букв не для звуковых целей, а для обозначения граматич. категории (ь - 3 скл. ж. р., о – поджог - сущ, ё - поджёг - глаг.); 5.) дифференцирующий – для графического различия омонимов (компания, кампания)


25. Принципы орфографии.

Употребление алфавита в письме нуждается в орфографических правилах.

Орфография - это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний , 2) правил н аписания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

Шесть принципов орфографии, которые сочетаются попарно :

Первый принцип - фонематический (морфологический), второй –фонетический .

Морфологический каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции , в которую она попадает: например, дуба и дуб пишутся одинаково, хотя произносятся по-разному. Наоборот, фонетический принцип письма состоит в том, что буквами изображаются реально произносимые звуки ; таким образом, написания фонематическое и фонетическое в сильных позициях совпадают, а в слабых не совпадают (приставки на з, с).

В русском письме исключения из фонематического принципа могут встречаться: 1) либо по составу алфавита : это то, что гласных букв в два раза больше, чем надо было бы, а согласных букв на 12 меньше, чем надо; кроме того, нет буквы для согласной [ж]; 2) либо потому, что существуют особые орфографические правила ;

Основные правила русской орфографии основаны на фонематическом принципе: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением , например: во да, во довоз , потому что во ды ; ле совод, потому что ле с, и ли совод, потому что ли сы». «Пиши звонкие и глухие согласные всегда в любых позициях так, как перед гласными , сонорными согласными и перед [в], [в"] , например: плод , потому что плод а , и плот , потому что плот а ; от дать, так как от о рвать, но под пилить, так как под о рвать; дворняж ка, потому что дворняж е к, но Маш ка, потому что Маш е к; лез ть, так как лез у , но нес ти, так как нес у ; купать ся с (ь), так как купать.

Третий и четвертый принципы орфографии - этимологический и традиционно-исторический - основаны на том, чтобы отражать в письме не современное состояние, а прошлое , причем этимологический принцип отвечает действительно языку в его прошлом . На том же принципе передачи прошлого базируется традиционно-исторический принцип, самый «беспринципный», слепо сохраняющий любую традицию письма , (бульон, майор)

Пятый и шестой принципы - это грамматический принцип и диффузный . Общее в них заключается в том, что они стремятся передать язык не через фонетику , при этом написания отражают грамматику (морфологию), минуя фонетику и даже вступая с ней в противоречие , а символические написания стремятся различать лексические омофоны , фонетически нераз­личимые .

Образцом морфологических написаний может служить употребление мягкого знака в конце слов женского рода после шипящих (мышь).

К символическому принципу следует отнести употребление больших (прописных) букв в собственных именах (ср. френч и генерал Френч, мороз и Дед Мороз); на этих примерах видно, что символический принцип связан с проявлением своеобразной идеографии .

Для русской орфографической системы ведущим является принцип фонематический , исходя из которого, строятся основные орфографические правила, тогда как для большинства западноевропейских орфографий ведущими принципами служат этимологический и традицион­но-исторический (например, для английской или французской орфографии).

§ 1 Буквы и звуки русского алфавита

Цель этого урока - научиться различать звуки и буквы, найти разницу между ними.

Очень важно понять, что буква и звук - это не одно и то же. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Таким образом, буква - это знак для обозначения звука на письме.

Но это вовсе не означает, что количество букв и звуков в русском языке совпадает. Как нам известно, все буквы представлены в алфавите. Алфавит - это перечень букв в определенном порядке. Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твердый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я».

Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В разных языках количество букв разное. В русском языке их 33: 10 гласных, 21 согласная, ь и ъ.

Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Согласные: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Есть еще твердый и мягкий знаки.

§ 2 Отличия букв и звуков

Используются эти буквы для обозначения 43 основных звуков: 6 гласных и 37 согласных. Буквы ъ и ь звуков не обозначают вовсе.

Гласные звуки: а, и о, у, ы, э. Они могут быть ударными или безударными.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие. Причем, твердые и мягкие звуки в русском языке обозначаются одной и той же буквой.

Например:

в слове «торт» твердый [т] обозначен буквой т «тэ»

в слове «терем» мягкий звук [т’ ] обозначен буквой т «тэ».

Существуют в русском языке буквы, которые могут обозначать два звука. Это буквы е, ё, ю, я. Если эти буквы стоят в абсолютном начале слова (ель, ёж, юла, якорь), либо после другой гласной (переезд, воюет), либо после ъ или ь знаков (подъезд, полью), то они обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа].

Т.е. все буквы русского язык делятся на три группы:

1) буквы, которые звуков не обозначают;

2) буквы, обозначающие два звука;

3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день, объем.

Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я.

К третьей - все остальные.

Так как буква - это знак (такой же знак, как например, скобки, кавычки, многоточие и др.), то существуют и правила начертания букв. Эти правила изучаются в разделе графика.

Отметим, что буквы бывают прописные и строчны́е (мы иногда говорим: большие и маленькие). Каждая буква имеет свой печатный и рукописный вариант.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведем итоги.

Звуки - минимальная единица звучащей речи, их мы слышим и произносим. Буквы - это знак для обозначения звука на письме.

Давайте построим схему и обобщим в ней свои знания о звуках.

Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными. Всего гласных звуков 6, а букв, их обозначающих, 10. Согласные могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Согласных букв 21, они служат для обозначения 37 звуков. Твердый и мягкий знаки звуков не обозначают.

Обратите внимание! Количество букв и звуков различно.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенццова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012.
  4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль: Академия Развития, 1998.
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  7. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
  8. Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
  9. Бурлак Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика.- Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
  10. Шибаев А.А.Язык родной, дружи со мной. – Л.: Детская литература, 1991.

Использованные изображения: