Что изобрел древний рим. Римские мосты и дороги


Римская цивилизация оставила за собой огромный вклад в историю, несмотря на то, что в большинстве случаев была в тени соседей из Греции. Римляне заимствовали многие науки, а счет с использованием римских цифр и вовсе был малоприятен. Тем не менее, существует как минимум 10 технологий созданных в Риме, но используемых поныне.

В древности считалось, что для того, чтобы познать азы геометрии или философии, предпочтительно обращаться к греку. Если же необходимо построить мост, канализацию или мощное оружие, то лучше обратиться к римлянину. Действительно, непревзойденные технологические достижения выделяют эту цивилизацию среди прочих представителей своего времени. Результатом римских изобретений стал тот факт, что многие технологии используются и по сей день по всей планете. Мы расскажем о десяти наиболее известных.


10. Купол
То, что сейчас воспринимается, как должное: арки, атриумы, стеклянные стены и потолки, было немыслимо в древнем мире: прежде, чем римлянам удалось создать технологию усовершенствования зданий, самые лучшие архитекторы того времени подолгу мучались с каменными крышами. Все архитектурные произведения, созданные до расцвета римской цивилизации, такие, как пирамиды, выгляди снаружи намного более впечатляющими, чем были внутри-они представляли собой темные помещения с ограниченным пространством. Первыми в итории именно римляне сумели создать огромные открытые внутренние пространства благодаря осознанию того факта, что арку можно было вращать в трех измерениях. А для создания мощной надежной силы, позволяющей удерживать такие сооружения, было необходимо особое вещество, которым стал бетон - достижение римлян. В данном рейтинге мы еще вернемся к этому достижению цивилизации


9.Вооружение
Как и большинство технологий того времени, осадное оружие первыми создали греки, но было усовершенствовано римлянами. Благодаря захваченным образцам греческого оружия, мир увидел баллисты - арбалеты гигантского размера, легкие и точные. Использование баллист было широко направлено как против пехоты, в то время, как на их основе были созданы «двигатели осады» - мощные и маневренные мини-катапульты, которые хоть и были не такими прицельными, как баллисты, но наносили огромный урон, что позволяло успешно использовать их для осады


8. Бетон
Жидкий камень, он же бетон - одно из величайших достижений римлян. В наше время бетон является повсеместно используемым при строительстве самого разного масштаба. Античный бетон состоял из смеси вулканического пепла, пуццолана, щебня, извести и песка. Бетон позволял производить заливку любой формы, и был необычайно прочным. Изначально, римские архитекторы использовали его для отливки оснований алтарей, однако в более поздние времена проводились самые различные эксперименты с этим материалом, результатом которых стало появление таких чудес, как Пантеон - крупнейшее в мире неармированное сооружение из бетона и поныне возрастом в 2000 лет


7. Дороги
Повествуя о достижениях римской цивилизации нельзя умолчать о таком изобретении, как дороги, которые создавались настолько хорошо, что многие из них до сих пор годятся для использования. Конечно, было бы некорректно сравнивать римские дороги с современными асфальтовыми шоссе, но они действительно были прочными, и создавались на века в несколько этапов. В начале рыли огромный котлован глубиной около метра, затем на дно траншеи устанавливали широкие каменные блоки, после чего оставшееся место заполняли толстым слоем гравия. Самый верхний слой укладывали специальными плитами с выпуклостями, по которым могла стекать вода. Как известно, инженеры империи настаивали на создании исключительно прямых дорог, требовавших огромных ресурсов для очистки местности, через которую эти дороги проходили. Однако, к 200 году до нашей эры, империя римлян имела в своем активе 85000 километров дорог


6. Канализация
Монументальные коллекторы римлян стали одним из самых знаковых творений при том, что изначально строились совсем для другой цели. Первоначально «Клоака Максима» («Крупнейшая канализация» при дословном переводе), создавалась для слива части воды из местных болот. Начиная с 600 года до нашей эры и в последующие сотни лет было добавлено множество водных путей. На данный момент сложно точно определить, в какой момент клоака стала полноценной канализацией, однако по мере роста городов канализация стала проникать в них глубже и глубже, со временем полностью охватив их. Основным достижением канализации был факт неприметности и избавления общества от большинства инфекционных болезней, а Плиний старший заявил, что римская канализация является намного более сложным архитектурным сооружением, нежели египетские пирамиды


5.Пол с подогревом
Создание оптимальной температуры - сложнейшая инженерная задача, которая требует мощного научного потенциала даже в наше время, что говорить про древние времена. Однако, римляне справились с этой задачей. Они впервые применили идею, которая до сих пор используется при строительстве теплых полов - он представлял собой сооружение из глиняных полых колонн, которые встраивались под основание пола, и решал сразу несколько проблем: проблему огня и проблему дыма. Огонь в то время был основным источником тепла, однако здания имели свойства гореть, а выделяющийся при этом дым нес собой огромную опасность удушения. В римской системе подогрева пол был приподнят, что позволяло горячему воздуху из печи никогда не вступать в контакт с комнатой: он проходил через полые плитки, а на выходе из здания поглощался глиняными черепицами, что позволяло достичь необходимого эффекта


4. Акведук
Как и дороги, акведуки феноменальной длины стали визитной карточкой и настоящим инженерным чудом в жизни римлян. Одним из ограничений роста древних городов была невозможность добраться из любой его точки до питьевой воды, и эта проблема была решена. Ведь, хоть Рим и располагался на реке Тибр, она была чрезмерно загрязнена другим изобретением зодчества: канализацией. Римские акведуки представляли собой сложную систему, имеющую протяженность в более чем 400 километров, и поставляющую в город чистую питьевую воду


3. Гидроэнергия
Римляне сумели объединить воедино греческие технологии и собственное инженерное мастерство, которое позволило создать первые в мире мельницы, турбины и лесопилки на энергии воды. Также, римляне создали первое в мире колесо-перевертыш, впоследствии получившее широкое распространение во всем мире. Примечателен тот факт, что несмотря на обилие инженерных идей, в большей части империи продолжал использоваться доступный и дешевый ручной труд


2.Арка из сегментов
Хотя такое изобретение, как арка не принадлежит рукам римлян, они нашли возможность его усовершенствования. Инженерам римлян удалось постичь, что для придания конструкции прочности, арка не должна состоять из одного сегмента, когда ее можно разбить на множество мелких деталей. Это позволило создавать намного более мощные и надежные мосты


1. Понтонные мосты
Огромное количество римских дорог подразумевало под собой возможность быстрого перемещения армий, а созданный в 55 году до нашей эры Юлием Цезарем понтонный мост длиной более 400 метров позволил римлянам молниеносно пересечь Рейн, в котором древние племена немцев видели надежную защиту от вторжения. Мост через Рейн оказался чрезвычайно умным творением, ведь соорудить мост через реку, не нарушая течения - очень непростая задача, тем более в условиях военной обстановки. Инженеры работали быстро и качественно: сваи были собраны вместе в течение десяти дней, после чего был собран мост

Римская империя (древний Рим) оставила нетленный след во всех европейских землях, куда только ступали его победоносные легионы. Каменная вязь римской архитектуры сохранилась и по сей день: стены, защищавшие граждан, по которым двигались войска, акведуки, доставлявшие горожанам свежую воду, и мосты, переброшенные через бурные реки. Как будто всего этого было недостаточно, легионеры возводили все новые и новые сооружения - даже когда границы империи начали отступать. В эпоху Адриана , когда Рим куда больше был озабочен сплочением земель, нежели новыми завоеваниями, невостребованная боевая удаль воинов, надолго оторванных от дома и семьи, была мудро направлена в другое созидательное - русло. В каком-то смысле вся европейская обязана своим рождением именно римским строителям, внедрившим множество новшеств и в самом Риме, и за его пределами. Важнейшими достижениями градостроительства, имевшего целью общественное благо, стали канализация и водопроводы, создававшие здоровые условия жизни и способствовавшие увеличению населения и росту самих городов. Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи.

Так как каменные арки выдерживали огромный вес и их можно было строить очень высокими - иногда по два-три яруса,- инженеры, трудившиеся в провинциях, без труда одолевали любые реки и ущелья и добирались до самых дальних краев, оставляя позади себя прочные мосты и мощные водопроводы (акведуки). Подобно многим другим сооружениям, построенным с помощью римских войск, мост в испанском городе Сеговии, по которому проходит водопровод, имеет гигантские размеры: 27,5 м в высоту и около 823 м в длину. Необычайно высокие и стройные столбы, сложенные из грубо обтесанных и ничем не скрепленных гранитных глыб, и 128 изящных арок оставляют впечатление не только небывалой мощи, но и имперской самоуверенности. Это чудо инженерного искусства, построенное около 100 т. и. э., стойко выдержало испытание временем: еще недавно мост служил системе водоснабжения Сеговии.

Как все начиналось?

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие. При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы - привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан.

Древний Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях - единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода его истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами. Побеждённые народы подчинялись этой великой империи либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер - с Зевсом, Марс - с Аресом, Венера - с Афродитой и т. д.

Войны Римской империи

Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южно-италийцами и греками стала война 280-272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов, Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию.

Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них - города Сиракузы. Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики.

Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны , а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима. В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый город Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров.

Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье. Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители .

Оборонительные стены Римской империи

Рельеф с колонны Траяна изображает сцену (см. слева) из времен дакийских войн; легионеры (они без шлемов) сооружают из прямоугольных кусков дерна походный лагерь. Когда римские воины оказывались во вражеских землях, строительство таких укреплении было обычным делом.

«Страх породил красоту, и древний Рим дивным образом преобразился, изменив прежнюю - мирную - политику и начав спешно возводить башни, так что вскоре все семь его холмов засверкали бронею непрерывной стены» - так писал один римлянин о мощных укреплениях, сооруженных вокруг Рима в 275 г. для защиты от готов. По примеру столицы крупные города по всей Римской империи, многие из которых давно «перешагнули» пределы прежних стен, поспешили укрепить свои оборонительные рубежи.

Возведение городских стен было чрезвычайно трудоемкой работой. Обычно вокруг поселения прорывали два глубоких рва, а между ними нагромождали высокий земляной вал. Он служил своего рода прослойкой между двумя концентрическими стенами. Внешняя стена уходила в землю на 9 м , чтобы враг не мог сделать подкоп, а наверху была снабжена широкой дорогой для дозорных. Внутренняя стена поднималась еще на несколько метров, чтобы затруднить обстрел города. Такие укрепления почти не поддавались разрушению: их толщина достигала 6 м , а каменные глыбы были пригнаны друг к другу металлическими скобами - для большей прочности.

Когда были завершены стены, можно было приступать к возведению ворот. Над проемом в стене сооружалась временная деревянная арка - опалубка. Поверх нее искусные каменщики, двигаясь с обеих сторон к середине, клали клинообразные плиты, образуя изгиб свода. Когда был вложен последний - замковый, или ключевой,- камень, опалубку убирали, а рядом с первой аркой принимались строить вторую. И так до тех пор, пока весь проход в город не оказывался под полукруглой крышей - Коробовым сводом.

Сторожевые посты на воротах, охранявшие покой города, часто представляли собой настоящие маленькие крепости: там имелись воинские казармы, запасы оружия и продовольствия. В Германии прекрасно сохранилась так называемая (см. внизу). На ее нижних лажах вместо окон были бойницы, а с обеих сторон высились круглые башни - что-бы удобнее было вести обстрел неприятеля. Во время осады на ворота опускалась мощная решетка.

Стена, построенная в III веке вокруг Рима (19 км в длину, 3,5 м в толщину и 18 м в высоту), насчитывала 381 башню и 18 ворот с опускающимися решетками. Стену постоянно подновляли и укрепляли, так что она прослужила Городу вплоть до XIX века, то есть до усовершенствования артиллерии. Две трети этой стены стоят и поныне.

Величественная Порта Нигра (то есть Черные ворота), вздымающаяся на 30 м в высоту, олицетворяет мощь имперского Рима. Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена. Некогда ворота служили въездом за городские стены II века н. э. в Августу Тревирорум (впоследствии Трир), северную столицу империи.

Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города

Знаменитый трехъярусный акведук в Южной Франции (см. выше), переброшенный через реку Гар и ее низменную долину - так называемый Гардский мост, - столь же красив, сколь и функционален. Это сооружение, протянувшееся на 244 м в длину, ежедневно поставляю с расстояния 48 км около 22 тонн воды в город Немаус (ныне Ним). Гардский мост до сих пор остается одним из чудеснейших произведений римского инженерного искусства.

Для римлян, славившихся достижениями в инженерном деле, предметом особой гордости были акведуки . По ним в древний Рим ежедневно поступало около 250 миллионов галлонов свежей воды. В 97 г. н. э. Секст Юлий Фронтин, смотритель системы водоснабжения Рима, риторически вопрошал: «Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными - хоть и знаменитыми - творениями греков наши водопроводы - эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?» Под конец своего величия город обзавелся одиннадцатью акведуками, по которым бежала вода с южных и восточных холмов. Инженерное дело превратилось в настоящее искусство : казалось, грациозные арки легко перескакивали препятствия, к тому же украшая пейзаж. Римляне быстро «поделились» своими достижениями с остальными областями римской империи, и до сих пор можно видеть остатки многочисленных акведуков во Франции, Испании, Греции, Северной Африке и Малой Азии.

Чтобы обеспечить водой провинциальные города, чье население уже истощило местные запасы, и соорудить там термы и фонтаны, римские инженеры прокладывали каналы к рекам и источникам, нередко удаленным на десятки миль. Стекая под небольшим наклоном (Витрувий рекомендовал минимальный уклон 1:200), драгоценная влага бежала по каменным трубам, которые пролегали через сельскую местность (и по большей части были упрятаны в подземные тоннели или рвы, повторявшие очертания ландшафта) и в конце концов достигали черты города. Там вода благополучно поступала в общественные резервуары. Когда на пути трубопровода попадались реки или ущелья, строители перебрасывали через них арки, позволявшие сохранить прежний мягкий уклон и поддержать непрерывный приток воды.

Чтобы угол падения воды оставался постоянным, землемеры вновь прибегали к громе и хоробату, а также к диоптру, измерявшему горизонтальные углы. Опять-таки основная тяжесть работ ложилась на плечи войска. В середине II века н.э. одного военного инженера попросили разобраться в трудностях, возникших при строительстве акведука в Сальдах (в нынешнем Алжире). Два отряда рабочих принялись рыть тоннель в холме, двигаясь друг к другу с противоположных сторон. Инженер скоро понял, в чем дело. «Я измерил оба тоннеля,- писал он позднее,- и обнаружил, что сумма их длин превышает ширину холма». Тоннели просто не встретились. Он нашел выход из положения, пробурив между тоннелями скважину и соединив их, так что вода стала течь как надо. Город почтил инженера памятником.

Внутреннее положение Римской империи

Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором. Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть его к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике.

Внешнее положение Римской империи

Между тем стабильному развитию империи угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов. Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.). Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени - Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея.

Позже Помпеи, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником - Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики - галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором - военным правителем с неограниченны ми правами. В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея - своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников - сыновей Помпея, Гнея младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти .

Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря - Марк Антоний и Гай Октавиан. Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана. Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье.

Октавиан, в 27 г. до н. э. принявший имя Август «благословенный», считается первым императором Римской империи, хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу. Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов. И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспоти-ческим государствам.

Своего наивысшего внешнеполитического могущества империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного сильного противника Рима на востоке - Парфянской державы. Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена прейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах.

Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии, что они будут охранять границы от других враждебных племён.

В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому - «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык Одновременно империя разделилась на две части - Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул Августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время Август должен был передавать власть Цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что это великое государство просуществовало ещё 200 лет.

В IV в. господствующей религией в империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы. С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи. Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии.

И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима .

Общее. Античностью или античной цивилизацией называют период истории с XII в. до н.э. по 476 г. н.э. В основном под античной цивилизацией понимаются Древняя Греция и Рим. Особенностью античной цивилизации было широчайшее применение рабского труда, что создавало условия для развития науки, искусства и общественной жизни, зато тормозило развитие технических приспособлений и устройств. Дешевая рабочая сила рабов заменяла большинство механизмов и провоцировала застой в технике. Фактически только одна отрасль развивалась и совершенствовалась – военная техника. В течение все античной цивилизации война была непременным явлением жизни античного общества. Войны велись постоянно: ради захвата добычи, новых территорий, а главное – рабов, основы производства Древней Греции и Древнего Рима.

Древняя Греция стала преемницей ранних культур, поэтому многое из технических достижений и изобретений было заимствованно из Египта, Малой Азии. Античная цивилизация существовала в условиях классического рабства, когда раб был основным работником, превращенным в говорящее орудие труда.

Набор машин античности ограничен: водоподъемные механизмы; деревянное водоподъемное колесо, которое вращается с помощью рабов; водоотливное приспособление с «архимедовым винтом», вращаемое рабом. Подъемные машины триспасты применялись в строительстве. Античная цивилизация знала водяную мельницу, но она не получила распространения. Основой античной «энергетики» являлась мускульная сила рабов и тягловая сила животных, с их использованием приводилась в действие механизация Древней Греции и Рима: жернова мельниц и масличных прессов, водоподъемные колеса, колеса для подъема тяжестей и т.д. Исключение составляли военные машины.

Рабский труд и незаинтересованность подневольных работников в результатах труда препятствовали внедрению новых технологий. В таких условиях возможность применения совершенных орудий труда и достижений в области агрономических наук исключалась.

Некоторый прогресс происходил там, где нельзя было применить рабов или возникала потребность в более качественных технологиях. Среди примеров: изобретение и использование муфельных печей, стрижку овец, гончарные горны, обрушение породы и подъемные ручные вороты в горном деле и т.д.

Определенный прогресс отмечается в области литья из меди, бронзы и медных сплавов. При отливке больших статуй был изобретен способ полого литья по восковым моделям. Среди примечательных достижений античности – статуя бога Гелиоса на острове Родос, «Колосс Родосский» III в. до н.э., вошедшая в список семи чудес света. Его высота достигала около 35-38 м.

Античные мастера смогли разработать и на практике применить множество новаций, обоснованных и вычисленных с помощью научных познаний. Для примера достаточно вспомнить сооружения из списка семи чудес света: Александрийский маяк, храм Артемиды в городе Эфес. А водопровод на острове Самос проходил через горный массив, вода текла по километровому искусственному тоннелю, прорубленному сквозь толщу скалы.

Греки создали основные принципы классической архитектуры. Это создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), как особой организации соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Римляне предпочитали коринфский, тосканский и композитный ордера. Другими достижениями греков было формирование архитектурных стилей, строительство сооружений без связующего материала, новые виды общественных зданий – театр, стадион, ипподром, библиотека, гимнасий, маяк и т.д. Новым словом в градостроительстве было использование регулярной планировки (шахматной), разработанной Гипподамом Милетским.

Ордерная система позволяла придать особую выразительность различным элементам здания. Так сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки, со всех сторон обнесенной колоннами. Примером дорической постройки был храм Аполлона в Коринфе, а ионической – храм Артемиды в Эфесе. Знаменитый афинский Парфенон сочетал дорический и ионический стили.

Оригинальным зданием был Александрийский маяк на о. Фарос. Он представлял собой трехступенчатую башню высотой 120 м, внутри которой был спиральный пандус, по которому наверх завозили на ослах горючие материалы. На вершине находился фонарь, где с наступлением темноты разжигался огонь.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Основные римские новшества в строительном деле: широкое применение бетона, обожженного кирпича, известкового раствора и сводчатых перекрытий. Вершиной камнетесного дела было сооружение арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных насухо. В III в. до н.э. в строительной технике римлян было сделано важное открытие – применение пуццоланового раствора, изготовлявшегося из измельченной породы вулканического происхождения. На этом растворе изготовлялся римский бетон. Римляне научились использовать опалубку и строить бетонные сооружения, а в качестве наполнителя использовать щебень. Во II в. н.э. в Риме был построен Пантеон, «Храм всех богов», с литым бетонным куполом диаметром 43 м, он считался самым крупным в мире. Это сооружение стало образцом для архитекторов Нового времени.

Римляне заимствовали многие достижения у своих предшественников-этрусков. Этруски считались отличными металлургами, строителями, мореходами. В число таких приобретений вошли основные виды сооружений, создавших славу римским строителям. Римляне развили идеи этрусков и достигли в них максимальных успехов. Это акведуки и дороги, клоаки и триумфальные арки, форумы и амфитеатры, ирригация болотистой местности, каноны в архитектуре и скульптурном портрете.

Главенствующий принцип целесообразности, практичность и утилитарность отчетливо проявлялись в римской архитектуре. Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволяли римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Бурное строительство городов Римского государства, мощный приток и скопление населения в них, густая застройка улиц – все это вынудило городские власти ввести новые принципы градостроительства и позаботиться об элементарных удобствах и развлечениях обитателей Рима. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы, которые могли достигать высотой 3-6 и даже 8 этажей.

Для обеспечения водой Рима было построено 11 акведуков-водопроводов, длина некоторых из них достигала 70 км. Ряд арок давал возможность строить многоярусные аркады, внутри которых находились трубы, подающие воду в город. Одним из наиболее оригинальных творений римлян в области общественных зданий были термы – римские бани, которыми пользовались не только с целью гигиены, но и для отдыха, общения. Особенностью терм были керамические трубы для обогревания стен и полов.

Римляне широко использовали цемент и бетон. Из бетона был сооружен фундамент Колизея, крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги. Колизей стал одним из самых грандиозных сооружений. Здание, предназначенное для гладиаторских боев и травли животных, представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стены Колизея имела высоту 50 м и состояли из трех ярусов.

Римские дороги вызывали восхищение у современников и последующих поколений. При их строительстве применялся бетон в сочетании с многоуровневой структурой дорожного полотна. Кроме дорог римляне знамениты своими мостами, среди которых выделяется мост через Дунай, построенный Аполлодором. Знаменитым ученым и инженером римского времени был Витрувий, I в. до н.э. Он написал «Десять книг об архитектуре» ‑ труд о строительстве и различных машинах; в этом труде содержится первое описание водяной мельницы.

Среди технических изобретений Древней Греции можно назвать новшества, которые либо опережали свое время, либо не несли практического значения в условиях рабовладения. Хотя многие из них применяются до сих пор. Такими изобретениями были автоматы Герона Александрийского. Разработанные им модели использовали силу водяного пара или сжатого воздуха. Аэропил (геронов паровой шар) является прототипом современной паровой машины. Использовать это изобретение в античной цивилизации было невозможно, поэтому и оно и многие аналогичные оставались просто игрушками. Некоторые творения Герона оказались применимы, например, автомат для продажи товаров, полезным изобретением Герона стал годометр (измеритель пути).

Ремесло и наука состоят в тесной связи, что заметно в появлении прибора, отмеряющего время. В античности были распространены солнечные часы, водяные, песочные. Античные мастера научились делать дорожные солнечные часы, а водяные получили приспособление для выполнения роли будильника.

Достижения Архимеда связаны с нуждами практики. Они использовались в машинной технике того времени, при создании блоков и лебедок, зубчатых передач, ирригационных и военных машин. Архимедом сделаны многочисленные изобретения: архимедов винт - устройство для подъема воды на более высокий уровень; различные системы рычагов, блоков и винтов для поднятия тяжестей.

Техника для войны . Древний мир немыслим без войны. Для ведения войны требовались все более сложные машины. Если говорить о прогрессе технике, то речь пойдет об артиллерии. Среди авторов древней артиллерии наиболее важными являются механики Филон и Герон.

Военными машинами, устроенными по типу лука, были самострелы (аналог арбалета), которые назывались гастрафет. На этой основе были созданы первые образцы более крупных метательных машин ‑ катапульты. Они носят различные названия: оксибел (орудие для метания стрел или катапульта) или литобол (орудие для метания каменных ядер или баллиста). Еще более совершенные орудия были придуманы Филоном: халкотон, в котором для натягивания лука использовалась упругость кованых бронзовых пружин; полибол, основанный на использовании упругости при кручении, мог перезаряжаться сам.

Кроме метательных машин, военная техника включала разнообразные приспособления для штурма городов и разрушения крепостных укреплений: осадные башни, тараны, буравы, подвижные галереи, механизированные штурмовые лестницы, подъемные мосты. Для осады крепостей греческий механик Деметрий Полиоркет изобрел большое количество осадных сооружений. Среди них были укрытия от метательных снарядов – черепахи для земляных работ, черепахи с таранами. Значительным сооружением была гелепола – движущаяся башня пирамидальной формы высотой до 35 м на восьми больших колесах.

Греки были морской цивилизацией, главенство их на море обычно связывают с изобретением нового типа боевого корабля – триеры. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника. Триера позволила грекам завоевать господство на Средиземном море и овладеть морской торговлей. Появление баллисты изменило тактику не только сухопутных битв, но и морских. Если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь стали строить корабли с башнями, на которые устанавливали баллисты.

Военным изобретением иного характера стала македонская фаланга. Начиная с отца Александра Македонского, его воины имели длинные копья (до 6 м) и строились плотными рядами, создавая частокол стальных наконечников. Новое построение и тактика привели к великим завоеваниям македонских царей, а с точки зрения истории – к началу новой эпохи эллинизма.

Новый центр античной цивилизации, Древний Рим, начал активную военную экспансию, постоянно модернизируя оружие, тактику, военные приспособления. В итоге, римляне создали лучшую армию Древнего Мира, что породило волну завоеваний и появление «Римского мира» или Римской империи.

Итого:

В этот период появилось много важных изобретений и открытий, которые применялись в строительстве, мореходстве и быту. Они не носили революционного характера, однако способствовали постепенному развитию материальной и технической мысли человечества. Основные технические достижения античности были сосредоточены на орудиях войны, но и в мирных целях, особенно в сельском хозяйстве было сделано немало открытий.

Достижения античной материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья и последующие периоды.

Вопреки устоявшемуся мнению, водопровод изобрели не в Древнем Риме. Системы для подвода (водопровод) и отвода (канализация) воды были в Древнем Египте, Вавилоне. Впрочем, тут нужно определиться, что именно считать водопроводом. Специалисты относят к системам, проводящим воду, не только акведуки и трубы, но и колодцы с оросительными каналами, которые общественное мнение относит, скорее, к системам ирригации. Тем не менее, вся система транспортировки воды к потребителю формально относится к водопроводной, и поэтому мы вынуждены отказать Риму в этом великом изобретении.

Но римляне в изобретённую не ими систему внесли массу усовершенствований. Именно в Риме была создана самая мощная индустрия производства воды для питьевых и бытовых целей. Впрочем, в миллионном городе иначе и быть не могло. Любопытно, что на одного римского жителя эпохи императора Августа приходилось до тонны воды в сутки, что втрое превышает водопотребление в современном Риме.

Римский водопровод представлял из себя систему многокилометровых акведуков, огромных очистных сооружений и глиняных трубопроводов, доставлявших воду по всему городу – в термы, частные виллы, фонтаны, искусственные пруды для разведения рыбы… Если что и считать чисто римским «изобретением» в этой области, то исключительно масштабность решённой римлянами задачи.

А подлинно римскими изобретениями, которые мы используем по сей день, были вещи, не менее важные, чем водопровод.

Изобретения Древного Рима :

1. Бетон .

2. Арка , точнее говоря, замковый камень, который позволяет арке не осыпаться вниз.

3. Освещаемые туннели . Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причём, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров. И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казённое масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет.

4. Батальонный (манипулярный) принцип построения армии . Применялся и применяется по сей день, за исключением ракетных войск.

5. Пешеходная зебра . Пешеходы переходили через дорогу по длинным камням, а дождевые потоки текли между камней. Колёса телег тоже ехали между ними.

6. Центральное отопление . Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шёл с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам.

7. Дороги в современном понимании этого слова (с подушкой и твёрдым покрытием). Справка: Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. Дороги действительно делались на века. Сначала роется траншея глубиной примерно метр – метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои – крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка… «Слоёный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладётся собственно дорожное покрытие – каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населённых пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Сердцевина империи, на которую приходили поглядеть досужие древние туристы. Любопытная деталь: вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник (artemisia absinthium) – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.

8. Рыбный соус . Его делали из внутренностей чуть протухшей рыбы, смешивая их со специями.

9. Соломенная шляпа (похожая на сомбреро, но без загнутых полей).

10. Капюшон . В знак траура на голову накидывалась часть тоги, которая обычно лежала на спине. Получался не ярко выраженный капюшон, который потом эволюционировал до отдельного причиндала.

11. Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре). Римская арена была сложным техническим сооружением – её могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои. Арена Колизея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъёма животных прямо в центр арены.

12. Складные столики и стулья (у римлян они были деревянные и бронзовые).

Александр Никонов


Древний Рим является одним из первых и вместе с тем самым ярким примером глобализации в истории человечества. Наследие римского государства поистине колоссально. Оно настолько велико и ощутимо в нашем, западном мире, что все мы можем считать себя чуть-чуть римлянами. И сейчас речь пойдет о несколько наиболее значимых вещах, которые даже если не были изобретены в Риме, то вошли в «моду» именно благодаря ему.

1. Латинский алфавит



Где используется латиница.

Самый очевидный предмет наследия Рима. Сегодня на языках, которые основаны на латинице, говорит и пишет полмира. Сам же латинский алфавит, по наиболее популярной (и правдоподобной) теории ученых, появился в результате адаптации этрусского алфавита и добавления в него элементов греческого.

2. Бетон



Только римляне оценили сей материал по достоинству.

Бетон был изобретен людьми задолго до римлян. Тем не менее, именно римляне в полной мере оценили все достоинства этого материала. В центральной и западной части империи, из бетона строилось буквально все от зданий мастерских и жилых домов, до храмов, акведуков, государственных и культурных зданий.
Более того, римляне делали особый бетон, невероятно прочный и долговечный! Его секрет ученые разгадали совсем недавно. Вся соль была в том, что римляне для укрепления материала использовали морскую воду и вулканическую сажу.

3. Мощеные дороги и каменные мосты



Римляне первыми стали широко строить каменные мосты.

Как и в случае с бетоном, дороги и мосты люди строили по всему миру и до римлян. Однако в «западной» части наше планеты, именно они решили, что неплохо бы делать дороги долговечными, а мосты более прочными. В результате строительства этих инфраструктурных объектов стали активно применять камень и бетон. Потребность в хороших дорогах была очевидна, во времена «pax romana» (эпохи римского процветания), Римская Империя занимала почти весь известный мир и была крупнейшим государством на нашей планете. Сохранились римские мощеные дороги, и по сей день.

4. Дорожная паутина



Римские дороги дошли и до наших дней.

Римские дороги сегодня конечно уже не используются там, где они сохранились. Однако, римляне оставили нам другой подарок. Транспортная паутина Европы и Малой Азии все еще определяется местами прохождения римских дорог. Многие современные магистрали и шоссе сегодня совпадают с древнеримскими.

5. Водопровод



Акведуки римляне также популяризировали.

Запатентовать авторство водопровода за римлянами будет трудно. Строить акведуки пробовали еще в древнем Вавилоне. Однако, именно римляне стали использовать акведуки везде, где только могли. В отличие от всех цивилизаций-предшественников, римляне использовали акведуки не только для ирригации, но и для снабжения водой городов, а также промышленных объектов: ремесленных кварталов и мест добычи ресурсов. Один только город Рим снабжался с 11 акведуков! Сегодня более-менее сохранившиеся акведуки можно найти по всей Европе: в Италии, Франции, Германии и в других местах.

6. Канализация



Самые большие города и самые большие клоаки для них, были у римлян.

Именно римляне сделали канализацию не просто «модной», а жизненно необходимой для крупных городов. Использовались римские клоаки, как для отвода нечистот, так и для отвода ливневых вод. Поначалу это были достаточно тривиальные выгребные ямы да канавы, однако позднее римляне стали мостить их камнем и даже делать подземные тоннели! Первой римской канализацией стала «Cloaca Maxima», которая находится в самом Риме. Кстати, сохранилась она и до наших дней. Ее даже используют! Правда, сегодня исключительно для отвода дождевой воды.

7. Регулярная, профессиональная армия



Ополчение хорошо, а армия еще лучше.

До римлян регулярные армии, как таковые отсутствовали. В древней Греции, в Египте и на Востоке, армии, как правило, собирались в виде ополчения, в час нужны, для защиты или напротив, военного похода на соседей. Число «профессиональных» воинов во всех ранних государствах было ничтожно мало и чаще всего заканчивалось на личной охране правителя, да храмовой страже.

История Рима – это история воин, внешних и внутренних. И всю историю этого государства, развивалась и его армия, которая прошла большой путь от описанной выше милиции и ополчения, до регулярной и более того – профессиональной армии. Именно римляне сменили понятие воина на солдата, поняв, что в большом государстве постоянно нужны те, кто будет защищать его интересы с оружием в руках.

Примечательно, что окончательный переход к регулярной армии произошел благодаря экономическому кризису в государстве. В стране страшнейшими темпами рост уровень безработицы из-за разорения крестьянских хозяйств. Решение нашел Гай Марий, который стал брать всех свободных жителей страны (не только граждан), на воинскую службу обещая жалование и земли при выходе на пенсию

8. Меценатство



Римляне сделали модным покровительство искусству и науке.

Само это явление в обществе было названо в честь Гая Цильния Мецената, лучшего друга правителя Рима Октавиана Августа. Выражаясь современным языком, можно было бы назвать Мецената первым министром культуры в истории человечества. На деле, Гай Цильний не занимал никакой официальной должности, однако активно спонсировал деятелей культуры, дабы те прославляли государственные ценности и самого Октавиана Августа.

9. Республика



Республика есть общее дело.

Когда современные люди говорят о демократии, республике и свободе, можно подумать, что все эти три слова – синонимы. На самом деле все это совсем не так. Демократия Афин не имела никакого отношения к Республике Рима, последняя же, как раз и является дедушкой всех республиканских форм правления.

Именно римляне первыми оценили пользу от разделения власти, поняв, что концентрация таковой в руках одного человека может быть опасной для всего общества. По иронии судьбы, именно концентрация власти в одних руках уже в имперский период и станет одним из могильщиков древнего государства.

Тем не менее, долгое время римлянам действительно удавалось успешно разделять власть в обществе, достигать общественного консенсуса между всеми свободными жителями страны. Пускай временами для этого беднейшим представителям общества и приходилось шантажировать богатейших массовой миграцией в другие земли, или даже браться за оружие.

10. Гражданство



Гражданином может быть каждый, кто живет и свободен.

Пожалуй, самое главное наследие Рима, которым сегодня, так или иначе, пользуется человек. Понятие «гражданин» существовало во многих древних государствах. Однако, только римляне со временем пришли к тому, что все свободное люди должны быть гражданами империи, вне зависимости от того, где они родились и в какой части государства проживают.

11. Христианство



Сим победишь.

Долгое время в Римской Империи христиане считались опасной иудейской сектой. Однако все изменилось при Константине Великом, который после битвы за Рим уравнял все религии в правах. Он же перенесет тот самый крест из Иерусалима в новую столицу государства – Константинополь. Уже Феодосий I Великий сделает христианство государственной религией. Так, благодаря Риму христианская вера начнет свое распространение по миру.

12. Социальная мобильность



Римская империя по социальной мобильности едва ли не превосходила современные США.

Напоследок хочется поговорить о еще одном «подарке». Как и все древние государства, Рим был рабовладельческим. Именно в древнем Риме сформировалось понятие «классического рабства», того ужасного явления, которое сегодня кажется абсолютной дикостью. Но при всем при этом, ужасный Рим разительно отличался от любого другого государства в вопросе социальной мобильности.

До Рима, в какой-нибудь древней Греции, Египте, Вавилоне – люди умирали теми, кем рождались. Еще много столетий после Рима, люди умирали теми, кем рождались. И только в Риме, впервые, люди стали активно пользоваться социальной мобильностью. Здесь рабы становились свободными, вольноотпущенники возносились в аристократию, а простые солдаты проходили дорогу до императора.

Post scriptum



Мавзолей простого пекаря.



Сам герой.

Сегодня, в современном Риме, в центре города, недалеко от Колизея и руин форума, можно найти маленький мавзолей. Хозяином этого мавзолея был не император, не сенатор и даже не почтенный гражданин. Его хозяином является простой пекарь – Марк Вергилий Эврисак. Он был рожден рабом в семье греческих мигрантов, смог получить свободу, заключил со столицей страны договор на поставки хлеба и разбогател настолько, что в итоге смог позволить этот самый памятник для себя и своей жены.