Что такое триз? триз-технологии в детском саду. теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Об этом читайте ниже.

Что такое ТРИЗ

Эта аббревиатура расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи.

Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.

Зачем была создана ТРИЗ?

Основная цель теории решения изобретательских задач - это найти одно-единственное решение. Для многих пиарщиков и креативщиков это может показаться странным. Всего одно решение? Но, как известно, самая лучшая идея - всегда самая простая и лежит на поверхности. До того как была разработана теория ТРИЗ, люди считали, что для нахождения оптимального решения нужно обследовать проблему вдоль и поперек, провести мозговой штурм и найти 100500 различных вариантов решения. Но ведь если подумать, то в итоге всегда оставляли один вариант, причем тот, для реализации которого потребуется наименьшее количество затрат, как физических, так и материальных.

Принципы ТРИЗ

  • Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
  • Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
  • Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.

На кого рассчитана система

Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.

А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.

Сколько времени занимает обучение

Теория решения изобретательских задач - это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.

Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ, можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.

ТРИЗ в детском саду

Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами.

  • Первый этап - перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ. Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире? Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник?
  • ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце - это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар.
  • Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например: идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.

ТРИЗ в школе

Как известно, учебная программа всех общеобразовательных учреждений заверяется, утверждается и, как следствие, не меняется годами. И если технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС существуют, то в школе официально эту систему не применяют. В качестве дополнительных или факультативных занятий некоторые учителя ее внедряют, но не на постоянной основе. А как мы уже выяснили, знания, не подтвержденные достаточной практикой, особой ценности не имеют.

Чем же можно развлечь детей на факультативе? ТРИЗ для дошкольников - это легкие задачки, в основном на базе сказок или их жизненного опыта. Детям 9-12 лет уже можно давать серьезные задания, ответы на которые они будут придумывать, а не искать в своем прошлом. Что же это может быть?

Пример задания. В комнате общежития живут два соседа. Один из них вечером смотрит телевизор, другой читает. Лампочка в комнате одна, висит по центру на потолке. Свет мешает одному из соседей смотреть телевизор, так как засвечивает экран. Что же можно придумать в качестве решения такой задачи? Ответ вполне очевиден. Нужно приклеить на лампочку со стороны телевизора кусок непрозрачного скотча, тогда засветы прекратятся, а второй человек в это время все еще сможет спокойно читать при свете.

Взрослые люди могут повысить свои изобретательские способности?

Несмотря на то что с возрастом мозг теряет свою пластичность, способность к обучению у человека остается. Использование ТРИЗ пригодится человеку любой профессии и любого возраста. Ведь бытовые проблемы подчас раздражают ничуть не меньше, чем рабочие. Сегодня, в век цифровых технологий, все желающие могут скачать книги по теории ТРИЗ или же, если нет времени самостоятельно постигать азы, можно записаться на специализированные курсы. На них за 2-3 недели можно получить знания в сжатой форме.

Какие игры проводить с ребятами

ТРИЗ в детском саду - это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется "Маша-растеряша". Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой.

Еще один пример задач ТРИЗ - это игра в теремок. Задача детей - научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.

Как искать ответы

ТРИЗ для дошкольников - это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы.

Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ - это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.

Задача с готовым решением

ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду».

Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?

Что дает система

После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями.

А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.

Каждый из нас легко назовет хотя бы несколько законов, по которым живет окружающая нас природа (законы, открытые Кеплером, Ньютоном, Дарвиным, Менделем, проходят в школе). А многие ли знают законы, по которым «живет» окружающая нас техника?

ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач — изучает эти законы и на основе полученных знаний выстраивает методологию совершенствования и прогнозирования развития технических систем. Создается возможность более эффективно решать проблемы, с которыми постоянно сталкиваются специалисты в разных областях техники. Из множества путей решения проблемы инженер, конструктор, управленец теперь может выбрать путь, лежащий в русле объективной линии развития совершенствуемой системы, что обеспечит его новации более долгую жизнь и конкурентоспособность. Более того, появляется возможность прогноза основных свойств, которые примет система на следующей стадии своего развития, в том числе — возможность предсказания изменений ее принципа действия, хотя эти изменения часто далеко не очевидны и обычными прогностическими методами не определяются.

Выделение общих черт, сопутствующих смене поколений самых разнообразных устройств и технологий, привело к обобщению принципов создания нового. Так появились библиотеки приемов, стандартов, эффектов, помогающих решать задачи; появились и методические рекомендации, подсказывающие, что именно из библиотеки следует применять в конкретном случае.

Алгоритмический подход к решению задач на наших глазах совершил революцию в технологии творчества. Специалисты, обученные ТРИЗ, с изумлением для себя обнаружили, что многие «неразрешимые» задачи решаются «по стандарту». На базе ТРИЗ начали создаваться системы искусственного интеллекта для автоматизации поиска решений. На предприятиях, руководство которых убедилось в эффективности новой технологии и осознало важность ее освоения, сотни специалистов централизованно изучают ТРИЗ.

Разработанные с помощью ТРИЗ методики развития творческих способностей, «находчивого» стиля мышления преподаются во многих учебных заведениях. Возраст обучаемых все время омолаживается: о серьезной результативности применения ТРИЗ в образовании уже говорят воспитатели детских садов .

Выяснилось, что разработанные в ТРИЗ методические подходы к решению задач работают не только в технике. Их применяют, хоть и не всегда строго «по правилам», писатели и сценаристы — для генерации идей сюжетов, художники и режиссеры — для поиска выразительных средств реализации замысла, организаторы производства — для выбора управленческих решений, спасатели — для выхода из острых ситуаций и т.д.

Развитие ТРИЗ и расширение областей ее применения продолжается в России и за рубежом разными методическими школами. Главное, что их объединяет – опора на объективные закономерности развития тех систем, которые подлежат анализу, усовершенствованию, синтезу.

Рано или поздно любая компания оказывается в жестких условиях выживания на высококонкурентном рынке. Необходим стремительный рост продаж. Один из самых эффективных способов решения подобных задач - применение методик ТРИЗ. Именно благодаря им наши партнеры в короткий срок увеличили оборот компании на 500%. Как грамотно использовать ТРИЗ-модели в управлении продажами?

Павел Володин,

консультант, «Биллион»

В этой статье вы узнаете:

    Где применима система ТРИЗ

    Три инструмента для принятия логичных решений

Система ТРИЗ 1 в продажах - это оригинальные и, по возможности, бюджетные решения. С ее помощью крупной компании удалось увеличить оборот продаж в 6 раз. Когда возникла проблема с продажами, можно было пойти по обычному пути - нарастить пул клиентов и увеличить объем поставки. Однако выбор пал на приемы и методы ТРИЗ. Аналитики выяснили, что в данной ситуации достаточно стабилизировать денежный поток. Для этого необходимо, чтобы деньги поступали 24 часа в сутки (у компании с различными поставщиками возникала разница в часовых поясах, в работе появлялся «мертвый» временной интервал и возникали перебои с перечислением денег). Решили организовать несколько складов в других регионах, поближе к проблемным поставщикам. Практически все коммерческие директора используют ТРИЗ, но чаще всего делают это по наитию. Давайте рассмотрим три инструмента ТРИЗ, применяемые в управлении продажами.

1 - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разработана изобретателем Генрихом Альтшуллером. Исследует механизмы развития технических и иных систем с целью создания практических методов, позволяющих решать задачи любого уровня сложности. - Ред.

Система ТРИЗ. Инструмент 1. Причинно-следственная цепочка

Эффективна при создании графической модели решения задачи с построением определенной иерархической структуры. Два года назад в статистике продаж крупной компании (электротехническая продукция) по Санкт-Петербургу наблюдался резкий перекос по сравнению с продажами в других регионах. Дорогая продукция реализовывалась в Петербурге намного лучше, а оборудование более низкого ценового сегмента, продажи которого в остальных офисах составляли львиную часть оборота, уходило плохо. Такие скачки негативно сказывались на годовом планировании и торговой логистике - периодически возникали проблемы на складах (дефицит продукции высокого ценового сегмента и затоваривание склада малобюджетными изделиями).

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Необходимо было понять, как увеличить объем продаж в малобюджетном сегменте. Начали с использования маркетингового ресурса: компания провела в регионе несколько конференций совместно с партнерами, вложила существенные бюджеты в рекламу. Была разработана и запущена программа дополнительных скидок на продукцию данного сегмента. Особое внимание руководство уделило и работе менеджеров, но тут промахов не выявилось. Однако принятые меры не дали требуемого результата.

  • Отложенный спрос: способы стимулирования сезонных покупок

Компания привлекла к решению задачи специалистов по методу ТРИЗ. Прежде всего требовалось ответить на вопрос, почему оборудование низкого ценового сегмента в Санкт-Петербурге продается плохо. Эксперты перечислили несколько возможных причин. Представленные варианты образовали дерево мини-задач (рисунок 1 ). Часто ветви дерева соединялись и пересекались - это совершенно нормальное явление, которое позволило сгруппировать мини-задачи. Для каждой группы был сформулирован вопрос «Как решать эту мини-задачу?», который лег в основу интервью с клиентами компании. Интервью помогло ответить на два вопроса: «Нужно ли решать эту задачу?» и «Если нужно, то как именно?». В ходе интервью были выявлены дополнительные мини-задачи, важные для клиентов. В результате анализа выяснилось, что огромное значение для данного сегмента оборудования имела близость к «большой воде» - Балтике. Большинство электротехнической продукции устанавливалось на улице. Малобюджетные устройства имели низкий коэффициент пылевлагозащиты - в них накапливался конденсат из-за повышенной влажности воздуха, и они чаще выходили из строя. Поэтому многие потребители предпочитали покупать более дорогостоящие приборы, которые дополнительно защищены от проникновения влаги. Глубинное понимание причины проблемы помогло компании найти недорогое и эффективное решение - грамотно распланировать насыщение склада в этом регионе, что отразилось на изменениях в складских запасах и логистике.

Приемы и методы ТРИЗ. Инструмент 2. Девятиэкранная матрица

Некоторое время мы работали с компанией, которая занимается поставками дорожно-строительной техники. Это сложный и высококонкурентный рынок, который компания начала осваивать недавно, но уже успела занять там свое место. Однако работы по расширению охвата рынка не остановила, напротив, стала прилагать к этому дополнительные усилия, что потребовало инвестиций. Необходимо найти такие конкурентные преимущества, которые могли бы представить технику в неоспоримо более выгодном для заказчика свете.

Для решения этой задачи использовался системный оператор, или девятиэкранная модель.Чтобы работать предметно, подробно описали цикл жизнедеятельности одной из единиц строительной техники - грейдера.

Было решено провести детальное исследование матрицы по системе ТРИЗ. Вертикальный анализ (рассматриваются экраны по вертикали) позволяет понять взаимосвязь динамики изменения характеристик с условиями эксплуатации. Например, если на объекте, А (экран 4 ) повышенная влажность (строительство ведется на берегу озера или моря), то износ грейдера (экран 5 ) может происходить быстрее - повышенная влажность способна вывести из строя ряд механизмов (экран 6 ). Мы проанализировали грейдеры конкурентов, оказалось, что данная особенность характерна для всего класса оборудования. Но этот факт, негативный с точки зрения технических характеристик, обыграли в свою пользу. На логичный вопрос клиентов, почему китайский грейдер стоит на 20% дешевле, нашелся вполне очевидный ответ. Ремонт представляемого грейдера обходится клиенту на 30% дешевле, чем ремонт китайской техники, что связано с ценой комплектующих. Плюс простой китайского грейдера в момент ремонта (на доставку деталей необходимо определенное время). С помощью этих аргументов удалось убедить клиентов в целесообразности работы с нашей продукцией.

  • Как продавать дорогой товар: программа рассрочки для клиентов

Анализ по горизонтали позволяет углубиться в другом направлении - эксплуатации. Например, анализируя транспортировку грейдера от объекта, А до объекта Б (экран 5 - экран 8 ), мы заметили преимущество технических характеристик грейдера (экран 2) по сравнению с конкурентами. Оказалось, что наш грейдер в сложенном состоянии на 0,3 м ниже, чем любой другой. Таким образом, при перевозке он проходил под мостами, находясь на обычной платформе, в то время как для транспортировки техники конкурентов требовались платформы с низким профилем. Заказ низкопрофильных платформ - это потеря времени и увеличение стоимости перевозки. Так компания получила конкурентное преимущество «из воздуха», что принесло существенный экономический эффект - не надо было менять логистику, как в случае с грейдерами конкурентов.

Система ТРИЗ. Инструмент 3. Метод пересекающихся трендов

Один из наших партнеров столкнулся со следующей ситуацией. Компания нанимала сотрудников и инвестировала средства в их образование. Со временем повышала и зарплату. Но в какой-то момент уровень квалификации этих работников достигал определенной планки, и их стоимость на рынке труда значительно повышалась. Работодатель не имел возможности увеличить им зарплату до среднерыночного уровня согласно квалификации. Как правило, такие специалисты покидали компанию. Пришедшим на их место новичкам часто приходилось начинать все сначала. Естественно, процесс сопровождался для компании потерей денег и времени, затрачиваемого на обучение и адаптацию новых сотрудников.

  • Демпинг: скрытые опасности продаж по заниженным ценам

На помощь пришли методы ТРИЗ. Были построены два тренда - роста квалификации и ожидаемого роста заработной платы. В месте, где они пересекаются, возникает проблема. Очевидно, что в начале трудового пути в компании сотрудник не просто не ожидает повышения оклада - он считает, что ему переплачивают. Этот этап плодотворен для привязки к компании - как правило, работник понимает, что должен заслужить преференции, предоставляемые работодателем, и шанс, что он покинет это место, стремится к нулю. Очевидно, что и программа лояльности должна отличаться от подобных программ (полисом ДМС или абонементом в фитнес-клуб уже никого не удивишь), что позволит выделить компанию из массы работодателей.

Для повышения мотивации в программу были внесены такие пункты, как возможность обсудить проблему напрямую с топ-менеджером и обращение к корпоративному юристу по личным вопросам, например оформлению собственности, помощи в ДТП (юристу отдельно выплачивалась премия за оказание услуг). Каждый сотрудник мог, минуя непосредственного руководителя, в определенное время позвонить генеральному директору с тем или иным вопросом (например, касающимся взаимоотношений в коллективе).

Информация об авторе и компании

Павел Володин окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (факультет информационных технологий) в 2012 году и Московский общественный институт технического творчества (квалификация - «специалист ТРИЗ третьего уровня»). Опыт работы по технологии ТРИЗ с 2010 года.

«Биллион» специализируется на проведении маркетинговых исследований рынка, а также на разработке и проведении тренингов для компаний, реализующих технически сложный продукт и решения на его основе. На рынке с 2008 года. Партнеры: «Идеальные решения», «Визави-консалт», бизнес-школа SRC. Официальный сайт - www.10v9.ru

3 ноября 2016 в 20:00

Теория решения изобретательских задач на пальцах

  • Алгоритмы ,
  • Занимательные задачки

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине
Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:
  1. Морфологический метод
    Создаём таблицу, где оси - важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи
    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.
    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий
    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.
    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, - это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений - повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, - интерактивная технология, которая используется у дошкольников для , фантазии и склонности к решению изобретательских задач. Ее основателем является Г. С. Альтшуллер, а главная идея сводится к тому, что все по определенным законам, которые следует сознательно использовать.

Эта технология долгие годы успешно использовалась для работы с детьми на , а затем появилась ее вторая часть - творческая педагогика с ее разделом ТРИЗ. Сегодня методы и приемы технического ТРИЗа успешно используются при работе с дошкольниками для развития воображения, творчества, диалектического мышления, изобретательной смекалки.

Программа ТРИЗ для детей представляет собой программу коллективных занятий и игр, которая сопровождается подробными методическими рекомендациями для педагогов. Ребенок сам выбирает для занятия тему, материал и вид деятельности, в процессе игры он учится видеть противоречивые свойства предметов и явлений, находить решение этих противоречий. Дети фантазируют, чтобы найти оптимальное решение задачи и тем самым познают устройство и сущность предметов, закономерности их появления и развития.

Основным средством работы в ТРИЗе является педагогический поиск: дети исследуют проблему и ищут ответы на вопросы. Задача педагога заключается не в том, чтобы давать ребенку готовые знания, а показывать, как находить их самостоятельно.

Принципы построения занятий по ТРИЗ для детей

Для достижения успешного результата технология занятий по ТРИЗ должна строиться на четких принципах. Первым из них будет минимальное количество информации и максимальное - рассуждений. Оптимальной формой организации обсуждения здесь является «мозговой штурм». Важным принципом также будет системный подход, предполагающий, что все явления взаимосвязаны и должны рассматриваться в развитии: предпосылки - явление - результат. В процессе занятия следует подключать все доступные для ребенка средства восприятия, мыслительные операции, активировать творческое воображение, визуализировать и пр.

К примеру, задача по ТРИЗу: «Как перенести в решете?» должна подключить знания детей о разных агрегатных состояниях вещества. Ребенок может долго рассуждать о том, как усовершенствовать само решето, а позднее педагог подводит к тому, что пар, выходящий из чайника, это тоже вода. В процессе дальнейших рассуждений, дети сами приходят к выводу, что воду можно заморозить, а затем перенести в решете. В результате у детей развивается творческое воображение, и они становятся активными участниками педагогического процесса.

Полезными будут беседы на исторические темы, например о том, как были изобретены колесо, карандаш, вилка, самолет и пр. Можно задействовать эти технологии для развития эмпатии: «Что чувствует дерево или куст, когда мы срываем листок, ломаем ветки? Больно ли ему?»

Также примером задачи по ТРИЗ для детей может быть игра на функции предметов: когда нужно назвать наибольшее количество сфер применения какого-либо предмета, например, кирпича. Это и строительный материал, и пресс, и мел, и украшение садовых дорожек и т.д. Можно найти самые неожиданные сферы применения для обычных предметов.

Игра «Данетка, или угадай, что я загадала»: воспитатель загадывает слово, а дети задают вопросы, пока не угадают его. Воспитатель отвечает только «да» или «нет». Загадывать слово может и ребенок, а воспитатель вместе с остальными детьми будет задавать вопросы и пытаться угадать слово.

Игра «Создание сказки по вопросам»: дети по очереди отвечают на вопрос и придумывают сюжет истории, которую можно затем можно изобразить в рисунках. ТРИЗ для детей можно использовать не только планово, во время занятий или прогулок, а в ситуациях, когда воспитателю нужно чем-то занять детей, например, в ожидании, когда из заберут из детского сада, или по дороге на экскурсию.

Итак, технология ТРИЗ реализуется на принципах педагогики сотрудничества, делает ребенка и педагога партнерами, позволяет создать ситуацию успеха для детей, подкрепить их веру в свои силы и стимулировать интерес к познанию окружающего мира.