“Дамский замок” Шенонсо во Франции. История замка Шенонсо

Шенонсо – один из самых элегантных замков Франции, окруженный небольшой рекой Шер и находится на вершине превосходного изящного арочного моста.

Трудно не восхищаться великолепной обстановкой, формальными садами, волшебством архитектуры и увлекательной историей замка, которая была сформирована рядом влиятельных женщин. Его интерьер украшен редкой мебелью и сказочной коллекцией произведений искусства, в которую входят произведения Тинторетто, Корреджо, Рубенса, Мурильо, Ван Дейка и Рибера (ищите необычный портрет Людовика XIV).

Этот впечатляющий комплекс – это, в основном, работа нескольких замечательных женщин (отсюда и его прозвище “Le Château des Dames”). Начальный этап строительства начался в 1515 году для Томаса Божье, придворного министра короля Карла VIII, хотя большая часть работы и дизайна фактически контролировалась его женой Кэтрин Брисоннет.

Отличительные арки и восточный формальный сад были добавлены Дайан де Пуатье, любовницей короля Анри II. После смерти Анри Кэтрин де Медисис, коварная вдова короля заставила ее двоюродного брата обменять Шенонсо на менее грандиозный замок Шамон. Кэтрин закончила строительство замка и добавила на его территорию лабиринт и западный розарий. Самым значительным её вкладом была чернослоистая траурная комната на верхнем этаже, в которой она жила, когда ее муж Анри III был убит в 1589 году.

Шенонсо имел расцвет в период восемнадцатого века, во времена правления аристократической мадам Дюпин, которая сделала замок центром модного общества. В то время в числе его гостей были Вольтер и Руссо. Во время Революции, в возрасте 83 лет, она смогла спасти его от разрушения, благодаря быстрому мышлению и некоторым стратегическим уступкам. Превосходство стиля замка – это грандиозная галерея на арках над рекой Чер. Она была местом многих элегантных вечеринок, организованных Кэтрин де Медисис и мадам Дюпин.

Также, он был военным госпиталем во время Первой мировой войны, а с 1940 по 1942 год служил маршрутом эвакуации для переселенцев, евреев и других беженцев, бежавших из оккупированной Германией зоны. Верхний уровень галереи Galerie Médicis имеет хорошо представленную выставку (на французском и английском языках) по красочной истории замка и женщинам, которые его формировали.

Практическая информация


На территории замка находится много мест, на которые обязательно стоит посмотреть, поэтому планируйте потратить, по крайней мере, здесь полдня. С середины марта до середины ноября Вы можете пообедать в гастрономическом французском ресторане под названием L’Orangerie (меню от 31 до 40 евро) и местной кофейне, которые находится на территории замка.

Адрес : 37150 Шенонсо, Франция.

Время работы : С 1 января по 20 февраля 9:30 до 5:00 часов вечера (ежедневно). С 21 февраля по 28 марта с 9:30 до 5:30 часов вечера (ежедневно). С 29 марта по 31 мая 9:00 утра до 7:00 часов вечера (ежедневно).

С 1 июня по 30 июня, 9:00 утра до 7:30 вечера (ежедневно). С 1 июля по 31 августа с 9:00 до 8:00 часов вечера (ежедневно). С 1 – го по 30 сентября с 9:00 до 7:30 часов вечера (ежедневно). С 1 октября по 1 ноября 9 утра до 6:30 часов вечера (ежедневно).

С 2 ноября по 11 ноября 9:00 до 6:00 часов вечера (ежедневно). С 12 ноября по 31 декабря 9:30 до 5:00 вечера (ежедневно). Замок доступен 30 минут после того, как касса закрывается.

Цена за вход : Полная стоимость взрослого билета от 13,00 до 17,50 € (с или без аудиогида). Бесплатный вход для детей до 7 лет, инвалидов и журналистов. Средняя продолжительность экскурсии: 2 часа.

Способы проезда : замок находится в 33 км к востоку от Тура, в 13 км к юго-востоку от Амбуаза и в 40 км к юго-западу от Блуа. Из города Шенонсо вы можете на поезде отправиться в Тур (стоимость билета € 7, время пути – 25 минут, поезда ездят от 9 до 12 раз в день).

Один из наиболее известных и посещаемых замков долины Луары замок Шенонсо (Château de Chenonceaux) находится на берегу реки Шер в департаменте Эндр и Луара.

Ранняя история замка

Земли около деревни Шенонсо, где стоит знаменитый замок, с 1243 года принадлежала аристократическому роду из Оверни де Марк. Первоначально это была военная крепость, окруженная рвом.

В конце XIV в. в годы правления Карла VI Ж. де Марк стал союзником английского короля и предоставил свой замок для размещения его военных отрядов. После его захвата французскими войсками король приказал разрушить замок, но прилегающие к нему землевладения вскоре были возвращены прежним феодалам.

В 1512 году земли и остатки крепости приобрёл Ж. Бойе. Следуя ставшими популярными после итальянских походов Франциска I новым веяниям в архитектуре, он приказывал снести старый замок. На его руинах был построен особняк в стиле Возрождения с четырьмя угловыми башнями с залами со стрельчатыми сводами и маршевыми лестницами между этажами. От прежних средневековых укреплений был сохранён только донжон.

Королевская резиденция

В 1533 году король Франциск I конфисковал замок Шенонсо у наследника Ж. Бойе. Он превратил его в свой охотничий домик и место проведения светских развлечений. На праздничные балы и торжества сюда приезжала вся королевская семья, придворные и фаворитки принцев и королей.

Вопреки традициям и законам Генрих III в 1547 году подарил замок Диане де Пуатье. В 1551 году она начинает работы по перестройке замка и благоустройству парка. Для осуществления её замыслов был приглашен архитектор Ф. Делорм, построившего и мост через Шер.

После трагической смерти Генриха III в 1559 году Д. де Пуатье вынуждена вернуть Шенонсо его вдове Екатерине Медичи. При новой владелице замка-дворца продолжались его дальнейшие преобразования. Архитектор Приматиччо подготовил новый проект фасада с классическими колоннами. В замковом саду появились новые статуи, фонтаны, обелиски и триумфальные арки.

В 1580 году на построенном Ф. Делормом мосту через Шер архитектором А. Дюсерсо было возведено новое двухэтажное крыло замка. Его фасад прорезан широкими окнами, люкарнами и ризолитами. Интерьер помещений этой части замка и особенно бального зала на верхнем этаже украшен обилием декоративных деталей в ренессансном стиле.

Калейдоскоп столетий

После 1650 года замок Шенонсо больше не посещался коронованными особами. Вскоре после этого года одно из крыльев замка занял монастырь капуцинов. В 1733 году часть замка была продана богатому предпринимателю К. Дюпену. Его жена устроив в замке светский салон и открыв небольшой театр вернула ему былой блеск и популярность.

После нескольких десятилетий запустения в XIX в. в 1864 году замок приобрёла мадам Пелуз. Она вложила личные средства в реставрацию замка с громкой историей и вернула его фасадам архитектурный стиль времён Екатерины Медичи.

С 1888 года и по настоящее время замок Шенонсо принадлежит семье Менье. Во время первой мировой войны она предоставила замок для размещения военного госпиталя. В годы оккупации Франции в 1940-е годы по замковому парку проходила демаркационная линия между территориями контролируемой немцами и правительством Виши. По этой причине замок Шенонсо был удобным местом для контактов участников французского движения Сопротивления.

Архитектурно-парковый ансамбль

В прямоугольном дворе замка Шенонсо находится самое старое его строение – башня Марка, время строительство которой относится к XIII в. На дворцовой площади находится и ещё одна интересная достопримечательность замка. Это средневековый колодец, над которым сооружена конструкция с геральдическими фигурами химеры и орла.

По подъёмного мосту открывается проход к парадному входу в замок от которого легко попасть в Зал гвардейцев. Главным украшением его интерьеров служит коллекция гобеленов XVI в. В часовне замка её посетители могут увидеть несколько мраморных статуй, среди которых наиболее ценна композиция, изображающая Деву Марию с младенцем Иисусом.

На первом этаже замка находится художественная галерея, в которой выставлены живописные произведения П. Рубенса, Ж-М. Натье, П. Миньяра, Л-М. Ван Лоо и Ф. Приматиччо. В этой части замка также расположены Зелёный зал и покои Д. де Пуатье.

На второй этаж замка Шенонсо ведёт лестница в итальянском стиле. Проходя по анфиладе комнат экскурсанты знакомятся с интерьером покоев Г. дЭстре, Карла Орлеанского, Екатерины Медичи. Открыты для свободного посещения также Парадный зал и комната Пяти королев.

В помещении бывшей конюшни замка размещается экспозиция Музея восковых фигур. В его залах воспроизведены тематические сценки из жизни владельцев замка с участием известных исторических персон. В дворцово-парковый ансамбль также входят сады Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи с тисовым лабиринтом, ферма XVI в. и оранжерея с 130 тыс. цветковых растений.

Как добраться

Адрес: Le Château de Chenonceau, Chenonceaux
Телефон: +33 820 20 90 90
Сайт: www.chenonceau.com
Время работы: 9:00-20:00 Как добраться :
- на поезде: ж/д станция Chenonceau в непосредственной близости от замка. Из Тура поезда ходят 3 раза в день, время в пути 30 мин., цена билета 6 евро. До станции Chisseaux (в 2 км от замка) из Тура ходят поезда 6 раз в день, время в пути 25 мин., цена билета 6,5 евро.
- на автобусе из Тура №10 CAT: с июня по сентябрь 8 раз в день, время в пути 40 минут, цена билета 4 евро.
- на автомобиле: от Тура дорога N76 или D140; от Амбуаза D115; от Блуа D751 и далее D764.

Как работает : с 24 октября по 4 ноября 9.00-18.00; с 5 ноября по 31 декабря 9.30-17.00; остальное время 9.00-19.30.
Цена вопроса : 10,50 (8) евро.

На что посмотреть : Шенонсо - обязательный пункт программы визита в Долину Луары. Это замок-Нарцисс, словно вечно любующийся своим отражением в воде, дает исчерпывающее представление об эпохе французского Ренессанса. Белый камень, игра света и тени, отраженных от поверхности воды, создают удивительный художественный образ, остающийся в памяти навсегда.

История

Шенонсо называют замком женщин, потому что наибольшее влияние на его архитектуру и историю оказали именно женщины.

Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница. К настоящему времени от XV века остался лишь донжон, называемый башней Марк , который стоит на искусственно созданном островке, чьи берега облицованы камнем наподобие фортификации.

Во времена правления Карла VI Жан де Марк размести в своей крепости английский гарнизон, что побудило короля приказать срыть все оборонительные укрепления и закрепить земли за их законными владельцами. Денежные затруднения заставили семью продать свой удел Тома Бойе. В 1512 году Тома Бойе, интендант по финансовым делам в Нормандии, купил также и крепость. Влюбленный в ренессансный стиль, Бойе решил разрушить старый замок, за исключением донжона, чтобы возвести новое сооружение. Сам донжон обретает большие окна, скульптурная декорация окружает дверной проем. Башня представляла собой тип павильона с большими окнами, высокой крышей, люкарнами. Характер оформления фасада напоминает то, что уже встречалось в архитектуре "крыла Франциска I" в Блуа. Пилястры и балконы еще больше подчеркивают ренессансный облик этого донжона. Интерьеры частично сохранили старую декорацию, например, камины с фаянсовыми изразцами.

Однако Тома вскоре отправился на войну, а за строительство нового замка взялась его жена Катрин Бриссоне . Именно с ней Шенонсо с головой погружается в придворную жизнь. Супруга Тома Бойе, главного сборщика налогов Нормандии, она была дочерью и племянницей суперинтендантов финансов Гийома Бриссоне и Жака де Семблансей. Это мир крупных финансистов королевства. Под руководством Катрин, здание и имение входят в первую стадию подлинного управления. Она берет в свои руки бразды правления и крепко держит их, благодаря своему характеру, воспитанию и возможностям.

Вопрос со старыми постройками она решила радикально. На месте донжона разбили парадный двор, который до сих пор окружают рвы. От крепостных укреплений оставили одну башню, а от мельницы – две опоры. На них по распоряжению Катрин мастер П. Непве построил квадратное здание с угловыми башенками. Эта прямоугольная конструкция с выступающими угловыми башнями окружила с четырех сторон вестибюль со стрельчатыми сводами. На нижнем этаже находились четыре комнаты, соединенные с четырьмя другими комнатами второго этажа широкой прямой лестницей. Шенонсо стал первым во Франции замком, залы которого выходят в центральный холл, где вместо готической винтовой лестницы используется лестница с прямыми маршами, а на фасаде есть балкон, построенный не для утилитарных целей и не для наблюдения за турнирами.

Строительство завершилось в 1521 году, после чего кардинал Бойе, епископ Буржа, освятил капеллу замка. Спустя три года, в 1524 году, Тома Бойе умер в Италии, куда он отправился в свите короля. Катрин Брисонне скончалась двумя годами позже. Замок унаследовал их сын Антуан. Внезапно Франциск I обнаружил, что Бойе воровал. За истинные или мнимые грехи отца сын расплатился поместьем, и Шенонсо стал королевской резиденцией в 1533 году. Возможно, король хотел обладать прекрасным поместьем из-за его охотничьих угодий. Франциск I иногда наведывался в замок в сопровождении небольшого круга придворных: Элеоноры Габсбургской (своей второй жены), сына Генриха, невестки Екатерины Медичи, своей фаворитки Анны де Писселе (дамы д"Эйи) и фаворитки сына – Дианы де Сен-Валье де Пуатье. В замке устраивались охотничьи выезды, праздники, литературные вечера по моде тех времен.

Существует множество невероятных историй, связанных с именем Дианы де Пуатье : якобы она была одновременно любовницей короля Франциска I и его сына, будущего Генриха II; будто бы Франциск просил её "обучить науке любви" его сына, еще неопытного юношу, которого она дальновидно сделала своим постоянным любовником. Как бы то ни было, став в 1547 году королем Франции, Генрих II, невзирая на свой брак с Екатериной Медичи, продолжал осыпать Диану многочисленными знаками своего внимания, в которую он влюбился еще мальчиком. Надо заметить, что Диана была старше короля на 19 лет. Новый король даже учредил ее эмблему в виде полумесяца – знак богини Дианы-охотницы, и одевался в цвета своей фаворитки – черное и белое. Неудивительно, что вскоре замок Шенонсо стал собственностью Дианы – вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавшим Короне. Одновременно с замком Генрих сделал еще один подарок свой любовнице, простив ей часть налога, который вернул ей лично. Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла в 1551 году предпринять работы по благоустройству своего нового владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в то время экзотическими (например, артишоки и дыни).

Она заставила промерить глубину Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Филибера Делорма в 1556 году. Возможно, она планировала построить второй корпус, симметричный первому.

Проводимое Дианой управление замковыми владениями было образцовым. В первую очередь она провела опись владений и имущества. Во вторую – сделала поместье Шенонсо рентабельным. Окружив себя опытными советниками-администраторами, герцогиня взяла все в свои руки. Она довела Шенонсо до совершенства, соответствующего ее стремлению к славе.

Невзирая на возраст, Диана сумела сохранить свою красоту, о чем свидетельствует ее знаменитый портрет, где она изображена обнаженной вместе с оленем. Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и прогуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня. В 1559 году Генрих II умер, и Екатерина Медичи отобрала Шенонсо у любовницы мужа. Диана была вынуждена обменять замок на Шомон, хотя ни разу там не появилась, переселившись в свое поместье в Ане, где и умерла в возрасте 66 лет.

Екатерина же, возвратив Короне Шенонсо, устроила там на радостях великолепные празднества в честь своего сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт. Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью колонны, статуи, фонтаны, триумфальные орки, обелиски… Во дворе салютовала батарея из 30 пушек.

Медичи приказала Делорму построить двухэтажную галерею на мосту через Шер. Сам мост имеет сходство с парижским Новым мостом. Фасад новой постройки на мосту, несколько тяжеловатой по пропорциям, имел ряд новых и оригинальных черт. Окна над пилонами образовывали вместе со стеной полукруглый выступ, наподобие современных эркеров, так что для следующего окна, этажом выше, образовывался как бы небольшой балкон. Вертикали устоев моста и ряда окон подчеркивали люкарны с круглым отверстием – "бычьи глаза", как они тогда назывались.

При Екатерине Медичи был разбит (к западу) новый сад и построены новые служебные помещения, в частности, библиотека возле капеллы. Эти работы были закончены в 1568 году к моменту подписания Амбуазского мира. Продолжая работы по строительству и украшению, Екатерина в еще больше степени развила дело, начатое ее предшественницей и соперницей Дианой де Пуатье. Расширив шелководство и организовав производство шелка на месте, она создала орлеанское "королевское полотно". Она также добилась значительного увеличения дохода от имения, пересмотрев арендную плату, аренду ферм, мельниц, лесов и пошлины с жителей округа. Она придает еще больший размах роскошным садам. Так, она сажает лимонные и апельсиновые деревья, великолепно обустраивает земли, цветники, увеличивает количество рощ, гротов, построек и фонтанов.

Еще одно памятное торжество состоялось в Шенонсо в 1577 году, приуроченное к возвращению из Польши Генриха III, чтобы подтвердить право наследования для своего брата Карла IX. Здесь была возобновлена идея праздника, имевшего место в Плесси-ле-Туре, когда мужчины одевались в женские костюмы, а женщины – в мужские. Генрих III любил надевать на балы платье из розовой с серебром парчи, волосы его украшали фиалки и бриллианты, а шею обвивала нитка жемчуга. По словам французского хроникера Пьера д"Этуаля, "глубина его декольте не позволяла определить с первого взгляда, кто перед вами – король-женщина или королева-мужчина".

В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мостy через реку Шер новое крыло. Эта двухэтажная конструкция представляла собой два длинных фасада, прорезанных ритмично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато декорирован, как и вся остальная часть замка. Роскошные праздники, навеянные воспоминаниями об античности и мифологией, на которых придворные молодые дамы бывали зачастую полуобнажены (это был "летучий эскадрон", в обязанности которого входил сбор всякого рода информации, которая затем передавалась королеве), закончились со смертью Екатерины, настигшей ее в Блуа в 1589 году.

По завещанию замок перешел жене Генриха III Луизе Лотарингской . Несколько месяцев спустя короля убил монах Жак Клеман. Перед смертью он продиктовал письмо своей супруге, в котором говорил: "Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не уезжайте оттуда, где вы находитесь". Возможно, эти слова послужили причиной того, что королева оставалась в Шенонсо до самой своей смерти. Луиза уединилась в замке, оформила комнаты в виде могильного склепа, затянув всё черными драпировками, а сами приняла обет белого траура – обычай, существовавший еще со времен античности. До самой смерти вдова ходила по черному замку в белых траурных платьях, за что её прозвали "белой королевой", и истово молилась вместе с монахинями-урсулинками.

Замок по наследству перешел к Франсуазе де Меркёр , жене Цезаря Вандомского. Начиная с этого момента короли Франции покинули Шенонсо. Последним там жил Людовик XIV в 1650 году в возрасте 12 лет. Состояние заброшенности, в котором герцоги Вандомские и Бурбоны-Конде оставили замок, было прервано с переоборудованием одного из его крыльев в монастырь капуцинов. От этой эпохи остался подъемный мост, служивший для изоляции монахов от внешнего мира.

В 1733 году Шенонсо купил банкир Клод Дюпен. Его жена покровительствовала искусству, наукам и литературе. Мадам Дюпен , потомком которой была Жорж Санд, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали мена многих знаменитостей той эпохи: Фонтенель, Бюффон, Монтескье, Мабли, Мариво, Вольтер, Кондиллак, мадам де Тенси, мадам дю Деффан. Секретарем у нее служил Ж.-Ж. Руссо. Он тогда писал: "… В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием "Аллея Сильвии" по названию аллеи парка, огибающей Шер". И действительно, мадам Дюпен устроила небольшой театр с показом спектаклей и оборудовала физический кабинет. Комнаты старых апартаментов были заново меблированы и стали более уютными.

Мадам Дюпен прожила долгую жизнь (93 года) и была столь уважаема крестьянами, что во время Революции они защитили свою госпожу и спасли замок от разорения и разрушения. Аббат Леконт, деревенский кюре, выступил против наиболее разгоряченных революционеров, сказав им: "Между Монришаром и Блере только один мост, и вы хотите его разрушить! Вы враги общественного блага!".

Мадам Дюпен умерла в 1799 году и была похоронена в парке. Опустевший замок был продан в 1864 году Шенонсо, его приобрела мадам Пелуз . Она попыталась привести богато украшенное главное здание в гармонию со скупо декорированной галереей, для чего срубила с окон фасада каменную резьбу. Идеей новой владелицы замка было вернуть ему первоначальный облик – до переделок Екатерины Медичи. Так фасад лишился своих окон и кариатид, но крыло на мосту через Шер не было тронуто. После разорения семьи Пелуз замок был конфискован и в 1888 году Земельный Кредит продал его Анри Менье, одному из богатых промышленников того времени. Его наследники до сих пор являются хозяевами Шенонсо.

В XIX веке замок был реставрирован Виоле ле Дюком.

В годы Первой мировой войны Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сена и Марна, на собственные средства оборудовал в галерее госпиталь, где разместилось более 2000 раненых. Во время Второй мировой войны в 1940-42 гг. по реке Шер проходила граница фашистской оккупации. Южная дверь галереи выходила на территорию, контролируемую вишистским правительством, а северная – на земли, занятые немцами. В Шенонсо находился связной пункт для местных партизан.

Сегодня замок полностью восстановлен и открыт для посещения публики, являясь обязательным пунктом для визита в Долину Луары.




Главные ворота замка - портал Ане

Осталоь только отражение от чудесного замка, построенного по воле Дианы де Пуатье, госпожи де Брезе, жены королевского министра в Нормандии и неприступной фаворитки короля Генриха II: крыло, портал, часовня… но они так великолепны, так прекрасны в своем истинно французском величии, несмотря на едва уловимое вмешательство итальянских мастеров.



Дворец-замок Ане — этапное произведение Французского Ренессанса, спроектированное Филибером Делормом., расположены в департаменте Эр-э-Луар. . С 25 марта 1993 г. поместье обладает статусом памятника истории.

Земля Анетум упомянута в начале XII в. в картулярии шартрского аббатства Сен-Пер-э-Валле.В то же столетие была сооружена феодальная четырёхбашенная крепость с круглым донжоном.



В ней останавливался в 1207 г. Филипп Август, перед атакой Нормандии из-за близости границы с последней — реки Эр. Эту крепость разрушили в 1378 г. по приказу Карла V, после восстания Карла Злого, сеньора Ане. За бывшими конюшнями и сегодня сохранились следы того сооружения.


В декабре 1444 г. Карл VII даровал своему верному советнику, камергеру Пьеру де Брезе́, сеньориальные права на четыре владения, в числе которых Ане, за заслуги последнего в войне против англичан и, особенно, за завоевание Нормандии.

Сын Пьера де Брезе Жак, Великий Сенешаль Нормандии построил в Ане около 1470 г. дом, кирпичную кладку стен которого оттеняли детали из тёсанного камня. Он находился за существующей ныне часовней. Довольно унылое по отзывам сооружение украшали люкарны с декором в стиле пламенеющей готики и лестничная башня. Рядом располагались конюшня и псарня.



Жак де Брезе женился на Шарлотте Французской, дочери Карла VII и Аньес Сорель, сводной сестре Людовика XI. В 1477 г. в небольшом замке Рувр (фр. Rouvrest), в лье от Ане, Жак застал супругу в постели с оруженосцем. После на телах любовников насчитали более 100 ударов меча разъярённого супруга.

Приговорённый к смерти, господин де Брезе был однако помилован, но всё его имущество и должности отошли королю, однако впоследствии недвижимость возвращена сыну, Луи. Спустя три года после воцарения Карл VIII отменил приговор в отношении Жака де Брезе, вернув ему титулы и звания

После кончины Жака в 1490 г. Луи де Брезе унаследовал титулы графа Молеврие, сеньора Ане, Великого Сенешаля Нормандии и Главного Егермейстера Франции, став таким образом одним из высокопоставленных лиц государства. Овдовев (первая супруга Катрин де Дрё)


29 марта 1515 года Диана де Сан-Валье де Пуатье в Париже, в часовне королевской резиденции Бурбонов, венчается с Луи де Брезе, министром Нормандского двора.

Ей шестнадцать лет, ему пятьдесят шесть. Она прекрасна той ослепительной, холодной красотой, красотой изваяния, которая будет с ней до самой смерти. Он уродлив, горбат, «с гадкой физиономией», но в нем течет королевская кровь. Впрочем, он лишь побочный сын: его мать, Шарлотта Французская, была дочерью Карла VII и Агнессы Сорель.

Любая девушка была бы недовольна таким союзом, но только не Диана. Обладая пылким темпераментом, который истолковали как холодный, несмотря на ее сумасшедшую страсть к своему королевскому любовнику, дочь неугомонного владельца Сан-Валье и других поместий, выдвигала впереди всего социальный ранг, высокое звание, огромное состояние и положение в свете.



С этой стороны она была полностью удовлетворена. Ее супруг очень богатый и могущественный человек. На их свадьбе присутствует Франциск I, который является королем только два месяца и которому осенью предстоит увидеть, как восходит солнце Мариняна.



Диана де Пуатье позирует Жану Гужону

Он сказал о новоявленной госпоже де Брезе, которая никогда не была его любовницей (что противоречит рассказам Виктора Гюго): «Прекрасная внешне, благородная внутри…» Он всегда будет придерживаться этого мнения и всегда будет испытывать к ней глубокое уважение.
Церемония закончилась, и неподходящая, но всегда очень дружная пара останавливается на какое-то время в Анете, принадлежащем Луи де Брезе.



Там есть один очень старый замок, имеющий довольно отталкивающий вид и окруженный ореолом одной трагической истории: в этом маленьком замке любила проводить свои дни красавица Шарлотта Французская, мать Луи, которая приняла смерть, будучи застигнутой в компании одного юного конюха своим супругом Жаком де Брезе.


Дама в ванной (Портрет Диана де Пуатье).Ф.Клуэ

Можно догадаться, что в таких условиях юность Луи была лишена веселья. Диане придется приспособиться к старинным камням и привидениям Анета.






Монумент Луи де Брезе (мужу Дианы Пуатье). Сооружён по заказу Дианы Пуатье в 1540 году.

В 1531 году, когда ее муж умирает, Диана делает ему пышную могилу в руанском соборе и объявляет о своем вечном трауре. С этого времени черный и белый будут ее постоянными цветами. Но никогда еще траур не принимал столь роскошные формы!


Диана де Пуатье вдова


Через некоторое время после кончины супруга Диана стала фавориткой Генриха Орлеанского, сумев сохранить привязанность принца до его гибели, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте



Встреча Генриха и Дианы состоялась, когда ему было 6 лет: он отправлялся в заложники, вместо своего отца, Франциска, и Диана, которой тогда было 25, поцеловала мальчика в лоб. С тех пор он стал её рыцарем и, вернувшись через 10 лет из плена, пылал к ней страстью. К сожалению для Дианы, Генрих был младшим сыном короля, что не давало ему возможности претендовать на корону


Но вскоре после смерти малолетнего Франциска Дофином Франции стал герцог Орлеанский, и Диана, его возлюбленная, разделила власть при дворе с герцогиней д’Этамп, фавориткой Франциска I. Хотя Диана была старше соперницы на десять лет, она по-прежнему ослепляла красотой, которой так и не суждено было поблёкнуть. Брантом, видевший её незадолго до смерти, уверял, что она всё ещё прекрасна.


Напрасно герцогиня д’Этамп и её сторонники шутили по поводу возраста прекрасной вдовы, наградив её прозвищем «Старый гриб»: влияние Дианы возрастало с каждым днем. Став верным рыцарем Дианы, Генрих носил цвета владычицы своего сердца: белый и чёрный, — до самого последнего вздоха и украшал свои перстни и одежды сдвоенным вензелем «DH» (Диана — Генрих).


Генрих II становится королем, она — герцогиней де Валенти-нуа и ее власть во Дворе во многом превышает власть самой королевы Екатерины Медичи.



К ее услугам самые лучшие мастера, художники. Перед ней благоговеют, ее боготворят.


Филибер Делорм — архитектор

Филибер Делорм — архитектор в Ане, Бен-венуто Челлини и Жан Гужон — скульпторы в том же Ане. Леонард Лимезон использует для часовни, витражи которой расписывает Жан Кузен, несравнимый ковер цветов и оттенков.


Диана де Пуатье, любовница Короля Франции Генриха II.


Генрих II.

Самая красивая мебель, самые красивые ткани, самые прекрасные драгоценности… вплоть до тех, что находятся в короне, которую Екатерина Медичи после смерти короля потребует для своего сына. Анет ни в чем не нуждается, ни в чем не нуждается и Диана, владеющая кроме всего прочего еще и Шенонсо.


Диана де Пуатье 1555г.школа Фонтенбло

В 1546 г. Филибер Делорм представляет заказчице планы переустройства замка Ане. В 1547 г., за несколько недель до смерти Франциска I, приступают к осушению болота, устройству садов, фундаментов и подвалов замка и служб.



Архитектор, ставший к тому времени Главным управляющим королевских зданий, должен сам следить за строительством. Так хочет король. «Он гневался на меня, когда я не приезжал туда достаточно часто» — писал Делорм.


Клод Молле,

Ане стал первым во Франции архитектурным комплексом, где партерный парк, созданный в итальянском стиле, был центрирован относительно фасададворца; создание сада было поручено известному в то время садовнику Жаку Молле, который на примерах парка Ане обучал садоводству своего сына, Клода Молле, ставшего впоследствии главным садовником у трёх королей Франции.



В следующем году завершают центральный жилой корпус, продолжающий старый особняк де Брезе, который Диана пожелала сохранить. В 1550 г. возводят правое (восточное) крыло и часовню, в 1551 г. — левое (западное) крыло, а знаменитый портал Ане — в 1552 г. Эта дата окончания строительства вырезана на замковом камне ворот.



Франсуа Клуэ: Купание Дианы

В главном корпусе размещены покои Дианы и короля, в левом другие жилые апартаменты. Правое крыло включает просторный зал, называемый «Галереей Дианы», скрывающий со стороны курдонёра вход в часовню.






Эта церковь, представляющая в плане греческий крест, — один из первых во Франции примеров центрического сооружения, пространство которого полностью перекрыто куполом. Уже современники признавали её выдающимся творением, Дюсерсо, кроме как на общих планах и перспективах замка, дал отдельно план часовни и её разрез в книге 1556 г. «Прекраснейшие здания Франции».





За боковыми крыльями располагались малые дворы: один из них, ограниченный старым замком де Брезе, выходил монументальными «Воротами Карла Злого» на дорогу Улен и украшен фонтаном «Нимфа Ане».
Центр западного двора, окружённого оранжереей и вольерами, отмечал фонтан со знаменитой группой «Диана и олень», долгое время приписываемой Жану Гужону (ему же, как считалось, принадлежал декор часовни, однако скульптор никогда не работал в Ане)


Сегодня оригинал хранится в Лувре, как и фигура Дианы, работы Бенвенуто Челлини с тимпана въездных ворот Ане. Наконец, ниже главного корпуса, расположился сад, разбитый на 24 квадрата, засаженных овощами, душистыми травами и цветами. На пересечении аллей устроили два фонтана из белого мрамора.



Диана, подарок Короля Генриха II (в Стокгольме)

Сад окружён галереей с двухэтажными павильонами на дальних от замка углах. За ней, у опоясывающего усадьбу рва — зал для пиршеств и балов. Таким поместье зафиксировал Андруэ Дюсерсо в 1556 г.
.


В оформлении портика центрального корпуса Делорм впервые во Франции применил классическое чередование ордеров: дорический в колоннаде галереи первого этажа, ионический в бельэтаже и коринфский во фронтоне кровли.


В центральной нише последнего Диана поместила статую Великого Сенешаля, с латинской посвятительной надписью.



Подчёркивая свою непогрешимость владелица пожелала украсить люкарны, фронтоны и печные трубы не только своими символами целомудренной богини (полумесяцами), но и символами скорби и траура (кенотафами), ни чуть не смущаясь их соседства с переплетёнными вензелями H и D. Внутренние углы курдонёра архитектор украсит башенками на тромпах — приём, только появившийся в зодчестве французского Ренессанса.


Купание Дианы. Гобелен посвящён Диане Пуатье. Музей Клюни.

В украшении интерьеров приняли участие знаменитые мастера той эпохи: эмальер Леонард Лемузен, керамист Массео Абакен, художник Жан Кузен-отец.



Замок Ане стал блестящим образцом французской архитектуры Возрождения, где само здание замка строилось с учётом прилегающего парка, что являлось оригинальным для той эпохи решением. Неслучайно этот шедевр заслужил восторженные отзывы Рабле и Жоашена Дю Белле.



Замок Ане создавался не только для демонстрации богатства и могущества владелицы, но и как некое программное произведение, развивающее в аллегорическом ключе миф о вечно юной Диане (что должно было способствовать удержанию восторженного возлюбленного); и этой последовательно развиваемой мыслью предвосхитил, конечно в значительно более скромном масштабе, солярную идею Версаля.


После внезапной гибели монарха на глазах у жены и любовницы, последовало неизбежное падение герцогини Валентинуа. Король ещё не испустил последний вздох, а Диана уже вынуждена вернуть короне драгоценности, подаренные им.


Екатерина Медичи

Она высылается от двора, затем лишается замка Шенонсо, однако это скорее символический реванш Екатерины Медичи: взамен Дама Оленя получает даже более доходное поместье — замок Шомон. На большее в отношении Дианы не решились.



Королева посчитала, что мудрее не доводить ту до отчаянья. В конце концов, единственным наказанием бывшей фаворитки стало унижение. Вдова Великого Сенешаля удалилась в Ане, с той поры посвятив себя управлению своими многочисленными вотчинами.
В 1564 г. флорентийка предприняла атаку на герцогиню, обвинив её в присвоении значительных сумм, полученных со сборов налога на соль в царствование Генриха II. Однако Диана, благодаря сохранившимся связям сумела отбиться.


Охотница Диана.Школа Фонтенбло



Вероятно, это происшествие дало ей повод задуматься о вечном. В тот же год она приступила к строительству надгробной часовни в Ане и составила подробнейшее завещание. Летом 1565 г. она сломала ногу, но нашла в себе силы осенью отправиться в Дофине. Вернувшись в Ане, в конце октября Диана приняла в замке Брантома (очарованный ею, он впоследствии завершит формирование легенды о Даме Оленя)








Именно здесь 25 апреля 1566 года она скончается в возрасте шестидесяти лет и четырех месяцев, «такая же прекрасная лицом, такая же свежая, как в тридцать лет».



/>

С высоты нашего времени Диана де Пуатье не представляет собой исключительный случай: просто она смогла открыть благотворное влияние диеты, спорта и ежедневного холодного душа. Вещи необычные и странные для XVI века.




Вторая дочь покойной Луиза, герцогиня д’Омаль, наследует сеньорию Ане.

В 1567 г. замок посещает Карл IX. Продолжается строительство погребальной часовни из кирпича и камня архитектором Клодом де Фуке.


Франсуаза де Брезе (1515-1557), графиня де Молеврьер, жена (1539) Роберта IV де ла Марк (1512-1556), герцога де Бульон. Дочь Дианы Пуатье. Картина Франсуа Клуэ, 1550.

В 1576, Луиза де Брезе, вдовствующая уже три года, оставляет замок своему сыну Карлу Лотарингскому, второму герцогу д’Омаль.



Первый шаг нового владельца — освящение погребальной часовни и и торжественное захоронение бабки, Дианы де Пуатье, тело которой осталось до тех пор в приходской церкви (1577 г.). Церемонией, на которой присутствовали все дети и внуки покойной, руководил Николя де Ту, епископ Шартрский.


В 1581 г. в часовне замка Генрих III и Екатерина Медичи участвуют в крестинах одного из детей Карла Лотарингского. Герцог расширяет приходскую церковь, в 1583 г. в парке замка устраивает монастырь кордельеров. В том же году король возводит сеньорию Ане в княжеское достоинство.
Во времена религиозных войн Карл Лотарингский находится среди самых ожесточённых противников будущегоГенриха IV.



Фонтан Дианы.Лувр

После поражения Лиги он бежит за границу, в Брюссель. Парламент за союз с испанцами объявляет его изменником и приговаривает к смертной казни, а замок Ане к разрушению с вырубкой окрестных лесов. Генрих IV, в духе политики умиротворения, отменяет этот шаг. К тому же он благосклонен по отношению к супруге беглеца, Марии Лотарингской, у которой гостит с королевой за несколько недель до своей смерти.



Разлучённая с мужем герцогиня д’Омаль под нажимом кредиторов вынуждена продать в 1615 г. замок Марии Люксембург, герцогине де Меркёр (1562—1623) супруге Филиппа-Эммануэля Лотарингского (1558—1602).


Слава Богу, все устраивается, когда Анет из рук де Лорена переходит к Вандому! Сыновья Габриеллы д"Эстре и Генриха IV — люди с головой! Они перенимают от своей матери вкус к роскоши, а от отца они узнали толк в хорошем столе. Но настоящий благородный вид Ане принимает вновь, когда его владельцем становится Луи-Жозеф де Вандом, внук Вер-Галана.



Храбрый солдат, главнокомандующий, маршал де Вандом представляет собой не менее странную личность. Вместе со своим братом, кавалером де Вандомом, они были награждены странным прозвищем «эпикурейцев».



Луи Жозеф де Вандом, знаменитый маршал, принявший участие в почти всех компаниях Людовика XIV, еще в возрасте 24 лет в 1678 г. получил чин бригадного генерала, а спустя три года он управляющий Прованса.

Затем однако король в течение ряда лет не привлекает военачальника к службе, и тот решает поселиться в Ане, модернизировав замок. Клод Дего племянник Ленотра — инспектор Королевских зданий, осуществляет руководство по масштабной реконструкции как экстерьера, так и внутреннего устройства здания.


В правом крыле на месте галереи Дианы он создаёт дополнительные жилые апартаменты, в левом — просторный вестибюль с новой роскошной лестницей. Окна 1-го этажа лишаются делормовских каменных импостов и превращены в двери, уничтожены знаменитые витражи и заменены простым стеклом, в простенках бельэтажа появляются ионические пилястры и декоративные трофеи, изменён уклон кровли и под ней устроены новые комнаты, полы из зелёных керамических плиток заменены чёрным и белым мрамором.



К левому крылу пристроен дополнительный корпус соединённый полукруглой стеной с так называемым «павильоном Правительства». Новые интерьеры украшают художник-анималист Франсуа Депорт и Клод Одран, расписавший в 1690 г. гротескамиапартаменты 1-го этажа.



Устройство садов с 1685 г. поручено А. Ленотру. Тот начинает со сноса окружающих замок сооружений: уничтожены оранжерея, вольеры, галерея, огибавшая сад. Перепад рельефа у замка используется для сооружения террас с партерами-бродери, вокруг которых вырыт Большой канал с каскадом. За ним веером расходятся аллеи, прорезающие лесопарк.

Гостеприимством маршала, во время его пребывания в Ане, пользовались многие знаменитости того времени, среди них маркиз де Данжо, Лафонтен, Кампистрон иМольер. За десять лет Великий Дофин семь раз посещает Вандома.



Как говорил о них Сен-Симон, они были представителями «низких нравов», предаваясь «порокам, заставляющим краснеть за человечество во все времена». Тем временем Анет мог только гордиться их пребыванием в нем.



В сентябре 1686 г. его сопровождает почти весь двор. Восьмидневные празднования, устроенные хозяином по этому поводу, будут стоить владельцу замка более 100 000 ливров. В первый вечер Люлли ставит написанную специально для этого случая оперу «А́цис и Галатея», ставшую его последней премьерой.

Стало знаменитым меню, которое однажды вечером маршал предложил дофину: «Тридцать видов супов, сто тридцать два горячих блюд, шестьдесят холодных блюд, семьдесят два блюда с жарким, триста тридцать четыре блюда из дичи» .



На десерт: «Пятьдесят различных салатов, тридцать две миски с апельсинами, сто корзинок со спелыми фруктами, восемьдесят четыре с сушеными фруктами, сто шесть компотов и пятьдесят блюдец с мороженными фруктами…» И все это для сорока человек! Можно себе представить, какая паника была на кухне.

Генерал, губернатор Прованса, губернатор Каталонии, маршал де Вандом, взяв Барселону, не окончил в Анете свое полутаинственное существование.


Затем последовали охота на волка, различные игры и бесконечные пиршества. Роскошная и расточительная жизнь, которую маршал Вандом ведет в замке в компании своего брата Великого Приора Мальтийского ордена, а также большие расходы на переустройство Ане, вынуждают владельца продать королю свой парижский особняк на улице Сент-Оноре. На его месте Ардуэн-Мансар создаст Вандомскую площадь.


Попав в опалу после своего поражения в Уденарде, он поступил на службу к внуку Людовика XIV, ставшего королем Филиппом V Испанским, и принес ему победу в Вилавичиозе. Он был объявлен наследным принцем 23 марта 1712 года и умер в Винарозе три месяца спустя. В Экюреале находится могила самого странного из владельцев Ане.


Анна Баварская, принцесса Конде

До этого маршал успел жениться на Марии-Анне де Бурбон-Конде, но у него не хватило времени обзавестись детьми. Поэтому его жена унаследовала Ане

Принцесса Конде, мать герцогини Вандом, наследует дочери, но пользуется этим недолго — 1723 г. она скончалась.
В течение девяти лет имущество остаётся выморочным, однако в конце концов возвращается к восьмой дочери принцессы Анне-Луизе-Бенедикте де Бурбон, герцогине дю Мэн.


Герцогиня дю Мэн

С нее началась новая королевская побочная ветвь в Анете. Речь идет о герцоге дю Мэне, сыне Людовика XIV и госпожи де Монтеспан.
Крошечная, блестящая, вспыльчивая, злая и остроумная, смертельный враг Регента, находящаяся всегда между двух огней, герцогиня дю Мэн влюбляется в Ане почти также сильно, как и в свой замок де Ско.



Для покрытия расходов по содержанию замка супруга сына короля и маркизы Монтеспан продаёт библиотеку Дианы де Пуатье (171 фолиант), пополненную её преемниками. Она продолжает дальнейшее переустройство дворца, приглашая вновь в 1733 г. Одрана и Кристофа Юэ, украсившего потолки нескольких салонов.

Когда герцогиня получила Ане, ей было уже около шестидесяти, времена, когда она блистала в свете, собирая вокруг себя настоящий двор остроумия, прошли. Однако герцогиня пытается создать литературный кружок у себя в замке.


" />

В 1746 г. у герцогини гостят Вольтер и маркиза дю Шатле. В следующем году они вновь посетят Ане и поставят здесь комедию к празднику Сен-Луи.
7 августа 1749 г. Людовик XV остановился в замке, у своей тётки и поклонился праху прабабки, и верхом через лес Дрё отправился в поместье Креси, приобретённое маркизой Помпадур.

За три года до смерти уже больная герцогиня делит имущество между двумя сыновьями. Старший Луи-Огюст де Бурбон, принц де Домб, получивший Ане и графство Дрё, с тех пор обустраивается в замке. Он старается поддерживать поместье в надлежащем порядке, сам проектирует и приказывает построить на берегу р. Эр водовзводную машину для поливки садов.


Принц де Домб

Принц умер в 1755 г. холостяком и не оставил потомков. Ане перешло к его брату, графу д’Э Тот использует замок, как охотничью резиденцию.

Менее, чем за два года до смерти, в 1773 г. владелец договаривается о продаже бо́льшей части своего имущества, в том числе и Ане, Людовику XV за баснословную сумму 12 млн ливров, и составляет завещание, сделав основным наследником двоюродного брата, герцога де Пантьевр.

Людовик XV умер незадолго до графа д’Э, не урегулировав покупку имущества последнего. Людовик XVI аннулирует слишком дорогостоящую для королевских финансов сделку. В 1775 г., герцог вступает во владение княжеством Ане. Губернатор Бретани, Великий адмирал Франции, Пантьевр, наследовав своему кузену, объединяет в своих руками все земли, которые Людовик XIV подарил своим двум узаконенным сыновьям. Он становится самым богатым землевладельцем королевства.


Герцог де Пантьевр

При герцоге де Пантьевре замок хорошо содержится и не подвергается никаким изменениям. Когда начинается Революция, герцога де Пантьевра не беспокоят — столь велико уважение, которым он пользуется в самых широких слоях населения. Он умирает в своём замке Бизи, около Вернона, в марте 1793 г., завещав свои владения единственной дочери, Луизе Марии Аделаиде де Пантьевр — супруге герцога Орлеанского.

Через пять недель после кончины герцога де Пантьевра, на замок наложен секвестр. Такая ситуация продолжается в течение четырёх лет. Этим пользуются местные революционеры.



В эпоху террора они захватывают погребальную часовню, используя её как зал заседаний Революционного трибунала и для размещения Национальной гвардии. Тогда на фасаде появляются надписи «Смерть тиранам» и «Общественное благоденствие».18 июня 1795 г. группа санкюлотов под предводительством двух комиссаров комитета Общественного спасения Дрё разрушила могилу фаворитки Генриха II и двух её внучек. Останки выбросили в яму, вырытую рядом с апсидой часовни.

В конце января 1798 г, после депортации герцогини Орлеанской, замок выставлен на продажу администрацией департамента Эр-э-Луар.

Сначала распродают обстановку. Затем земля разделена на четыре лота. Тот, что включал замок и сады, приобретён двумя перекупщиками участков за 3 200 000 франков, которые ради компенсации понесённых затрат распродают всё, что можно: сточные желоба, полы, камины, деревянные панели, двери и даже соскобленную позолоту.


Герцогиня Орлеанская

Однако, один любитель искусств сумел спасти часть сокровищ замка. Ещё в 1797 году Александр Ленуар- создатель Музея памятников Франции в Париже, смог добиться покупки государством большей части рассеянных элементов могилы Дианы. Надгробная статуя, саркофаг из чёрного мрамора, использовавшийся как корыто для кормёжки свиней на близ лежащей ферме, алтарь работы Пьера Бонтана будут перевезены в Париж.


Впоследствии, когда предприимчивые владельцы примутся за само здание, Ленуар постарается спасти от разрушения основные детали: фонтан «Диана с оленем», барельефы «Нимфа Ане» и «Летящие фигуры Славы» с портала и даже портик главного главного корпуса найдут пристанище в его музее (последний ныне в Школе изящных искусств).

Именно по случаю этих приобретений, 29 октября 1802, Бонапарт, тогда Первый Консул, посетит замок прежде, чем отправится за несколько километров от Ане, на поле битвы Иври.

В 1804 году опустошённое жилище Дианы попадает в руки нового владельца, некоего Демонти, который сначала вырубил все деревья в парке, а затем принимается за снос зданий. Он взрывает центральный корпус и правое крыло. Чудом, не задевают часовни Делорма. Жители Ане не понимают причин этого варварского разрушения.



Падение рабочего с кровли при демонтаже левого крыла в 1811 г. провоцирует спор рабочих с подрядчиком, который перерастает в настоящий бунт, угрожающий владельцу-вандалу, спасающемуся бегством. Это остановит дальнейшее разрушение. То, что осталось от замка, находится в заброшенном состоянии до тех пор пока в 1820 г. земля не выкуплена вдовствующей герцогиней Орлеанской.


Герцогине не хватает времени, чтобы поднять Ане из развалин: она умирает 23 июня 1821 , через девять месяцев после выкупа замка. Сын уклоняется от огромных расходов, требуемых на восстановление: он продаёт замок Луи Пасси, генеральному сборщику налогов департамента Эр, который в замке не живёт, довольствуясь тем, что застраивает стеной торец левого крыла, оставшийся после разрушения центрального корпуса открытым.

В 1840 г. земли Ане наконец находят покупателя в лице графа Адольфа де Карамана (, который, с большим энтузиазмом принимается приводить в порядок заброшенное жилище. Он обживает павильоны и несколько комнат сохранившегося крыла. В 1844 г. де Караман приглашает известного архитектора Огюста Каристи, чтобы восстановить часовню и создать ей фасад, согласованный со стилем памятника.



Работы, законченные в 1851 г., привлекают внимание министра внутренних дел, который в следующем году классифицирует как памятники истории часовню и портал и предоставляет владельцу существенную субсидию. Де Караман приступает затем к восстановлению главных ворот. Он размещает тимпане копию Нимфы Челлини, переведённую в Лувр после закрытия музея Ленуара, заменяет современными старые утраченные часы и восстанавливает на вершине здания скульптуры оленя и собак.

Старые сады Ленотра, заброшенные в течение шестидесяти лет и давно ставшие неузнаваемыми, превращаются в английский парк ландшафтными архитекторамиДени и Эженом Бюле. Однако в превратности судьбы вынуждают де Карамана в 1860 г. продать Ане Фердинанду Моро, депутату от департамента Сена и генеральному советнику департамента Эр-э-Луар, продолжившему дело предшественника.



Новый владелец привлекает сразу трех архитекторов. Комнаты украшаются мебелью, происходящей из замка и обнаруженной зачастую в прилегающем регионе. Так выкуплены кровать Дианы де Пуатье, которая использовалась в деревенской гостинице, буфеты, витражи, декоративные изделия и керамика, фолианты, гравюры. Четыре больших гобелена истории Дианы, вытканные в XVI в. для Ане, приобретены на аукционе в Париже.


В 1868 г. состоялась покупка Большого Парка и других прилегающих территорий, что помогает восстановить полностью часть садов, окружённую водой. Мельницы и маленькие мастерские, которые были установлены вдоль Большого канала, снесены, чтобы облагородить перспективу. В дальнейшем следует строительство больших служб, восстановление фонтана в мраморном бассейне в конце существующего крыла.
В 1879 г. обнаруживается своды галереи, зарытой в землю уже двести лет назад и считавшейся разрушенной.



Наследники Ф. Моро продолжают постепенную реставрацию поместья. В 1-ю мировую госпожа де Лёсс дочь Ф. Моро, устроила в замке больницу Красного креста, где самоотверженно работает сама.













В июне 1940 г. монастырь кордельеров подвергается бомбардировке и исчезает в пламени пожара вместе с богатым собранием книг и мебели, содержавшимся в нём. Затем замок занят немецкими военными. В 1944 г., во время боёв Освобождения, бомбы, пощадили здание, но при подрыве вражеской бронетехники пострадало около тридцати гектаров лесопарка.

Реставрационные работы, прерванные войной, разворачиваются с новой силой и продолжаются по сей день.

В 1965 г. в замке снимали начальные сцены фильма«Шаровая молния».



1971 году замок унаследовал Жан де Ютюб, который живет в нем с самого детства, и стал исключением в женской эстафете за достоянием. На данный момент он проживает во дворце со своей семьей. Его жена, Санди де Ютюб, реставратор и дизайнер. И теперь она занимается восстановлением замка Ане. Следующим приемником будет их дочь — Диана Хотингер, которую назвали в честь первой хозяйки замка Ане.


спустя 215 лет после осквернения гроба дианы в 1795 году, останки княгини возвратил замок Ане

Тарифы 2013:
8,40 евро для индивидуальных
бесплатно для детей до 5 лет
6,70 евро, для групп не менее 20 человек
5 евро, для групп школьников
Замок 28260 ANET
Тел.: 02 37 41 90 07


Хотелось бы, чтобы были известными и проклятыми имена этих вандалов! К счастью, Лувру удалось спасти наиболее важные комнаты. Как раз вовремя, так как уже был поставлен вопрос о сносе замка. Но его решили сохранить, надеясь на то, что последующие владельцы попытаются вернуть сей замок к жизни. И это у них довольно хорошо получилось.

Литература и источники
Леврон, Ж.. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого. — М.: Стройиздат, 1986.
Официальный сайт замка Анет- http://www.chateaudanet.com/
Эрланже, Ф. Диана де Пуатье. — СПб: Евразия, 2002
. Альфонс Ру "замок Ане"-.Париж, Анри Лоран, 1913
Даниэль Leloup, Замок Ане, Белин, 2001, 159 стр.

Замок Шенонсо (фр. Chateau de Chenonceau) расположен около небольшой одноимённой деревни Шенонсо во французском департаменте Эндр и Луара. Входит в число замков, обычно называемых замками Луары. Имеет «народное» название — «дамский замок».
Замок Шенонсо — один из наиболее любимых, известных и посещаемых замков Франции.
Является частной собственностью, но открыт для посещения.


Вид на замок с реки Шер

Замок Шенонсо был построен женщинами и для женщин - тем и уникален. Именно им, шести добрым феям замка, здание обязано своим великолепием: Екатерине Бриссоне (Catherine Briconnet, именно она начала строительство замка в 1513 году), Диане де Пуатье (Diane de Poitiers), Екатерине Медичи (Catherine de Medicis), Луизе де Водемон (Louise de Vaudemont), мадам Дюпен (Madame Louise Dupin), мадам Пелуз...
Довольно романтичный с его белым кружевным силуэтом и знаменитой галереей на мосту через реку Шер (длина - 60 метров, ширина - 6 метров), а потому, наверное, и самый посещаемый в Долине Луаре.
В его истории нет убийств и злодеяний, хотя без интриг, конечно же, не обошлось.



Фотомонтаж с ситуацией замка до 1576


Средневековый колодец на площади перед замком
украшен эмблемой семьи Марк — химерой и орлом


Древняя башня Марк — донжон

Одинокая башня-донжон — это все, что напоминает сегодня о первых владельцах обширногопоместья Шенонсо в XII веке. Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница. К началу XVI в. расходы семьи существенно превысили ее доходы и она выставила на продажу часть земель. Этим воспользовался интендант по финансовым делам в Нормандии при дворе Франциска I, Томас Бойе. Участок за участком он выкупал поместье пока не оказался владельцем его большей части. Остальное было только делом времени и в 1512 году Бойе выкупает у семейства де Марк также и замок.



Северный фасад вечером

Дальше все происходило по известному уже из истории замков Луары сценарию: новый владелец, поддавшись очарованию Ренессанса, разрушает старую крепость и строит новый загородний замок-резиденцию на месте мельницы, отказавшись от толстых стен и бойниц в пользу легкости и красоты нового стиля. От старого замка он сохранил только донжон. Правда, некоторые элементы укреплений все же пришлось сохранить, принимая во внимание стратегическое расположение замка на переправе через реку Шер.



Восточной аспект

Так получилось, что с именем Шенонсо связаны судьбы сразу нескольких незаурядных женщин, имена которых сохранила история. Первой была жена Томаса Бойе — Екатерина Боне . Поскольку ее муж был занят на службе у короля, вся забота о перестройке замка в соответствии с грандиозными замыслами супруга легла на ее плечи. Она справилась с этой задачей — замок удался на славу, продолжая оставаться укрепленной крепостью с четырьмя башнями и подъемным мостом, но обладая при этом элегантностью и красотой, присущей стилю Ренессанса. На обширных прилегающих территориях были разбиты сады.




Северо-восточный вид

В 1524 году Томас Бойе умер в Италии, куда он отправился в свите короля; его жена скончалась двумя годами позже. После перехода владения в руки их сына Антуана, Франциск I, которого про себя назвала “ненасытным”, под предлогом компенсации за ряд нарушений в финансовых делах, за которые Томас нес ответственность, конфисковал замок. С благовидными предлогами у короля Франциска I, очевидно, затруднений не было) Складывется впечатление, что все обладатели симпатичной недвижимости в долине Луары рано или поздно попадали в поле его внимания и обнаруживали себя в местах, весьма от недвижимости удаленных)

После смерти Франциска I замок переходит к его сыну Генриху II и далее сценарий превращается в настоящий любовный триллер.



Главный вход с балконом выше


Дверь


Второй блистательной владелицей замка становится Диана де Пуатье — видная дама при дворе, которую заметил и выделил еще Франциск I. Диана становится фавориткой будущего короля Генриха II при Екатерине Медичи, будучи старше его на 19 лет. Невзирая на возраст Диана сумела сохранить свою красоту, как об этом свидетельствует ее знаменитый портрет, где она изображена обнаженной вместе с оленем. Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и прогуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня. Красавица, обладающая незаурядными способностями, мужским умом и характером, она получила замок Шенонсо в подарок от короля, на зависть Екатерине. Генрих II сделал еще один подарок своей фаворитке, простив ей часть налога, который он лично ей вернул. Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. По поручению Дианы была промерена глубина Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Филибера Делорма.



Аэрофотоснимок. Юго-западная сторона

В 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Только после этого трагического случая с королем на турнире Екатерина смогла наконец выказать Диане свое истинное к ней отношение и приказала ей покинуть замок, не дав даже повидать короля перед смертью. Диана удалилась в свой замок Анэ, где вскоре и умерла в возрасте 66 лет.



Вид на замок из сада Дианы


Вход с подъемным мостом, в "Сад Дианы

Со смертью Генриха II Екатерина Медичи становится регентшей при дофине-Франциске II. Интересно, что Екатерина, не пользующаяся первые годы при французском дворе расположением и вниманием, считаясь дамой не особо утонченной и образованной, отдала распоряжение построить чрезвычайно красивую галерею на мосту, которая дополнила замок и придала ему очарование. При ней в замке состоялись роскошные празднества в честь сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт. Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны, триумфальные арки, обелиски… Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Позже Екатерина организовала еще одно памятное торжество в 1577 году, приуроченное к возвращению из Польши Генриха III, чтобы подтвердить право наследования для своего брата Карла IX. Тогда были устроены балы с переодеваниями ставшие затем любимым развлечением двора. Екатерина также приказала разбить сады с другой стороны усадьбы. В итоге на сегодняшний день замок украшают два сада: один — созданный Дианой де Пуатье, а второй — Екатериной Медичи.



Сад Екатериной Медичи



Вид на замок со стороны сада Екатерины Медичи


В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мосту через реку Шер новое крыло. Эта двухэтажная конструкция представляла собой два длинных фасада, прорезанных ритмично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато декорирован, как и вся остальная часть замка.

Четвертой дамой, чья история связана сзамком Шенонсо , была жена короля Генриха III Луиза де Водемон , за которой история закрепила прозвище “белой дамы”, так как она до конца своих дней соблюдала траур по своему мужу, который был убит религиозным фанатиком монахом католиком Жаком Клеманом. По обычаям средневековья траурный цвет платья был белым. С Луизой де Водемон все праздники в замке прекратились. Она уединилась в замке и большую часть времени проводила в молитвах и общении с монашками урсулинками.


Замок был также свидетелем царствования династии Валуа и увидел ее закат, после того, как один за другим из жизни ушли трое сыновей Екатерины Медичи, короли Франции: Франциск II, Карл IX и Генрих III. В 1589 году в Блуа умерла Екатерина и власть перешла к Генриху IV, мужу королевы Марго, дочери Екатерины. Генрих IV Наваррский, стал родоначальником королевского рода Бурбонов.


Во второй половине XVII в. в замке недолго проживал Людовик XIII, ставший последним королём, жившим в Шенонсо. После этого замок постепенно пришёл в запустение


Ров возле проспекта

Еще одной незаурядной женщине посчастливилось стать обладательницей замка в XVIII веке — ею стала мадам Дюпэн , жена богатого землевладельца-банкира Клода Дюпэна, которому в 1733 году замок достался от герцога Бурбонского. Луиза Дюпэн, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи в том числе Фонтенель, Монтескье, Вольтер, мадам де Теней…


Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: “… В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием “Аллея Сильвии” по названию аллеи парка, огибающей Шер”.



Аллея к замку

Мадам Дюпэн провела свои последние годы в замке в окружении своих деревенских слуг, которые очень её любили. Благодаря этому Шенонсо во время Революции не получил никаких повреждений. Она умерла в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке.


Могила Луиза Дюпен в паркеШенонсо

В 1864 году, мадам Пелуз покупает Шенонсо и реставрирует замок, это становится делом ее жизни. Она вернула замку то состояние, в котором его оставил Бойе.



старые гравюры 1850 Автор неизвестен

После разорения семьи Пелуз замок был конфискован в 1888 году и в последствии был продан Анри Менье одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи.



В 1914 году Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сены и Марны, преобразовал замок в госпиталь, где он разместил более 2000 раненых до окончания первой мировой войны. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан.



Сегоднязамок Шенонсо , полностью восстановлен и открыт для посещений публики. В служебных помещениях размещается Музей восковых фигур. Там воспроизведены сцены из жизни замка с некоторыми наиболее известными историческими персонажами. Так, там можно видеть Екатерину Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпэн, принимающую Руссо и Вольтера, ее же — позирующую Наттье, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года.




Картина 19-го века Автор неизвестен