Дань хазарам серебряной монетой и мехами. Славяне - Русь Великая

ГЛАВА 3. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

§ 1. Восточнославянские племена VIII-IX вв.

Союзы племен. К тому времени, когда имя Русь стало применяться к восточным славянам, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.

В «Повести временных лет» отмечается, что накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь сущест­вовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем По- днепровье обитал мощный союз племен, объединенный именем «поляне».

Центром Полянских земель издавна был город Киев. На севере от по­лян жили новгородские словене, группирующиеся вокруг городов Новго­род, Ладога. К северо-западу располагались древляне, т. е. жители лесов, главным городом которых был город Искоростень. Далее, в лесной зоне, на территории современной Беларуси, сформировался племенной союз дря- говичей, т. е. болотных жителей (от слова «дрягва» - болото, трясина). На северо-востоке, в лесных чашах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, жили вятичи, в землях которых главными городами были Ростов и Суздаль. Ме­жду вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, обитали кривичи, проникшие позднее в земли словен и вятичей. Их глав­ным городом стаз Смоленск. В бассейне Западной Двины обитали полоча- не, получившие имя от речки Полота, впадающей в Западную Двину, глав­ным городом полочан позднее стад Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северяна­ми или обитателями северских земель; их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарии.

В летописи упоминаются также племена хорватов и дулебов, обитав­ших в Подунавье и Прикарпатье.

Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племен го­ворится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных сосе­дей. Восточно-Европейская равнина настойчиво перемешивала народы, соединяла их речными и озерными путями, лесными дорогами. Так, в рай­оне обитания новгородских словсн рядом с вятичами и кривичами жили угро-финские племена: меря, весь, корела, чудь, мурома, мордва. Ростов был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро - веси. Муром яв­лялся главным поселением угро-финского племени мурома, располагав­шегося в то время в междуречье Волги и Оки, где также обитали мордва и марийцы. Ученые считают, что название «Москва» также восходит к уг­ро-финскому языку.

Сильные и многолюдные восточнославянские союзы племен подчиня­ли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

Собирая дань с окрестных племен, некоторые славяне сами находи­лись в даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей. Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хаза­рам - по белке и горностаю от «дыма», новгородские словене и кривичи вместе с чудью и мерей платили дань варягам. Да и сами славяне, победив и подчинив какое-либо другое славянское племя, облагали его данью. По­ляне, начав «собирать» под свою руку восточно-славянские земли, обло­жили данью радимичей, северян, вятичей, которые раньше платили ее ха­зарам.

К концу VIII - началу IX в. полянское ядро восточных славян освобо­ждается от власти хазар.

Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Что собой пред­ставляла в VIII-IX вв. жизнь восточнославянских племенных союзов? Го­ворить о них однозначно невозможно. Знал об этом еще летописец Нестор в XII в. Он писал, что наиболее развиты и цивилизованны среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции стояли на весьма высоком уровне. «А древляне, - заметил он, - живут звериным образом». Это лесные жите­ли; недалеко от них ушли и жившие в лесах радимичи, вятичи и северяне.

Конечно, киевский летописец особенно выделял полян. Но в его на­блюдениях есть и доля истины. Среднее Поднепровье было наиболее раз­витым районом среди других восточно-славянских земель. Именно здесь, на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприят­ного климата, на торговой «днепровской» дороге, прежде всего сосредото­чивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремес­ленные специальности.

В землях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо раз­ветвленная водная транспортная система, ориентированная, с одной сто­роны, на Балтику, а с другой - на днепровскую и волжскую «дороги», бур­но развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильмснский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издрев­ле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опуш­ках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особен но тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов.

Земли восточных славян были весьма различны по своему уровню раз­вития, хотя люди медченно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природных условий, от количества населения, нали­чия ресурсов, скажем железной руды.

Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточносла­вянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень разви­тия Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточно-славянских земель.

Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие - этот основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались ору­дия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной тех­ники стало «рало с полозом», с железным лемехом или плуг. Жернова заме­нили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы, Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне пре­красно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сдела­ли эти знания достижением всех здешних земледельцев.

А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно «спокойные века», когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Ши­роко осваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне веко­вые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес.

Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным яв­лением в славянских землях VII-VIII вв., заменяя собой подсечное земле­делие, которое характеризовалось очищением земли из-под леса, исполь­зованием ее до истощения, а потом забрасыванием. Широко стало практи­коваться унавоживание почвы. А это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровские славяне зани­мались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводшш свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных за­нятий. А рядом находились реки, озера, богатые рыбой. Рыболовство явля­лось для славян важным подсобным промыслом.

Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гу- ше и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славя­нин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как до­быча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Ви­зантию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и уг­ро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической мо­неты на Руси называли кунами, т. е. куницами.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их со­седи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова «борть» - лесной улей). Оно дав&то предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце кон­цов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуж­даться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство начало посте­пенно распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдель­ные участки, принадлежащие семьям. Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, охотой. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии тре­бовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, желез­ный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, дротики с железными наконеч­никами, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способство­вали отмиранию родовой общины. Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарожда­лось право частного владения, частной собственности, появлялась воз­можность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать оп­ределенные их излишки, накопления.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в рай­онах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.

Ремесла. Торговля.Путь «из варяг в греки». Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремесел, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще всего попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными.

Среднее Поднепровье стало местом, где ремесла в VIII - начале IX в. достигли большого совершенства. Так, близ одного из сел во время архео­логических раскопок нашли 25 кузнечных горнов, в которых плавили же­лезо и изготовляли из него до 20 видов орудий труда.

С каждым годом множились продукты ремесленников. Постепенно их труд все более отделялся от труда сельского. Ремесленники теперь уже мог­ли содержать этим трудом себя и свою семью. Они начинали селиться там, где им было удобнее и легче продавать или обменивать свои изделия на продукты питания. Такими местами, конечно, были поселения, располо­женные на торговых путях, места, где жили племенные вожди, старейши­ны, где находились религиозные святыни, куда прибывало на поклонение множество людей. Так зарождались восточнославянские города, которые становились средоточием и племенных властей, и центром ремесла и тор­говли, и местом отправления религиозного культа, и местом обороны от врага.

Города зарождались как поселения, которые выполняли одновременно все эти задачи - политические, хозяйственные, религиозные и военные. Только в этом случае они имели перспективы дальнейшего развития и мог­ли превратиться в действительно крупные населенные центры.

Именно в VI11-IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружаю­щим миром, но и связывал воедино сами восточно-славянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры - Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в ис­тории Руси.

Сам путь древний автор описывает так. Он шел из Византии по Черно­му морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ло- вать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющей Ильмень и Ладожское озеро, или, как его называли в древности, озеро Нево. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяю­щую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике, или, как iее называли. Варяжскому морю, отправлялись в сторону Рима. Тут-то, в землях варягов, собственно, и начинался путь «из варяг в греки», т. е. из I южной Балтики к Константинополю. Рим был здесьлишь промежуточным пунктом.

Но кроме этого, основного для восточных славян, торгового пути су­ществовали и другие. Прежде всего это восточный торговый путь, осью ко­торого были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских зе­мель либо сушей до Дона, либо сюда же по Днепру, затем мимо Крыма по Черному и Азовскому морям. Далее суда волоком перетаскивались из Дона в Волгу в том месте, где сейчас находится Волго-Донской канал. Дальней­ший путь шел вниз по Волге через хазарские владения мимо столицы Хаза- рии, Итиля, находившегося в устье Волги, на Каспий и в страны Востока, в первую очередь в Хорезм, Бухару, на восточное побережье Каспия, к «Железным воротам» - Дербенту, в Хорасан.

К северу от этого волжско-донского пути пролегали дороги из государ­ства болгар, располагавшегося на Средней Волге, через воронежские леса, на Киев, и вверх по Волге, через Северную Русь, в районы Прибалтики. Из Окско-Волжского междуречья на юг, к Дону и Азовскому морю, вела Му- равская дорога, названная так позднее. По ней шли как торговцы с севера из вятичских лесов, так и те, кто двигался на север, направляясь из стран Востока. Наконец, существовали и западные, и юго-западные торговые пу­ти, которые давали восточным славянам прямой выход в сердце Европы. Один из них шел от Киевских гор на юг по Днепру, затем по Черному мо­рю, а далее в устье Дуная и вверх по этой реке, уходящей в центр Европы и подходящей почти к верховьям Рейна. Другой же путь пролегал строго на запад, в польские земли и шел на Краков и далее в германские земли.

Все эти пути покрывали своеобразной сетью земли восточных славян, перекрещивались друг с другом и, по существу, накрепко привязывали вос­точно-славянские земли к государствам Западной Европы, Балкан, Север­ного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Прикаспия, Передней и Сред­ней Азии.

Восточные славяне оказались по темпам хозяйственного, обществен­ного, политического, культурного развития на среднем уровне. Они отста­вали от западных стран - Франции, Англии. Византийская империя и Арабский халифат с их развитой государственностью, высочайшей куль­турой, письменностью стояли для них на недосягаемой высоте, но восточ­ные славяне шли вровень с землями чехов, поляков, скандинавов, значи­тельно опережали еше находившихся на кочевом уровне венгров, не говоря уже о кочевниках-тюрках, угро-финских лесных жителях или живущих изолированной и замкнутой жизнью литовцах.

Религия восточных славян. Сложной, разнообразной, с детально разра­ботанными обычаями была и религия восточных славян. Как и другие древние народы, в частности древние греки, славяне населили мир разно­образными богами и богинями. Были среди них главные и второстепен­ные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь - были носителями света и тепла. Бог солнца Дажьбог весьма почитался славянами. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян «дажьбожьи внуки». Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя домаш­них животных, это был своеобразный «скотий бог». Стрибог, по их поняти­ям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон.

Так, в VIII-IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, ко­торый изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодоро­дия.

Единственным крупным женским божеством у славян была Мокошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых игра­ла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем стано­вится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как бо­лее древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.

Перун - молния, высшее божество - был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными бога­ми. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Мно­гие из них были связаны с представлением о существовании загробного Царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добры­ми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стреми­лись защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми оберегами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством до­мового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призы­вал своего покровителя - домового, чура защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»

Уже накануне нового года (год у древних славян начинался, как и те­перь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Ко­ляды. Сначала в ломах гасли огни, а потом люди добывали грением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения,

Другой праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чу­чело зимы, холода, смерти: начиналась Масленица с ее блинами, напоми­нающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. По­спевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. На­кануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из волы - начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хорово­ды, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал свя­щенный огонь.

В купальские ночи совершались так называемые умыкания девиц, ко­гда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен обычай восточных славян хоронить вместе с пра­хом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подзем­ное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийст­во; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: род­ственники и соратники поминали умершего.

Хазарский каганат в средние века был полновластным хозяином огромной территории Евразии, заключенной между Аральским морем на Востоке до Киева на Западе и от Кавказа на Юге до Урала на Севере. Но откуда хазары берут свое начало, где лежат их корни? В 454 году н.э. умер знаменитый завоеватель, наводивший ужас на всю Европу, имя ему Аттила, в восточных источниках - Идиль (запомните это имя). После кончины Бича Божьего его империя распалась на отдельные народы и племена, в числе которых были и хазары. В середине VII века в Западно-Тюркском каганате происходила эпоха раздора и ослабления в это время многие народы, входившие в него, начали отделяться. Объявили себя независимыми и хазары, создав свое государство - Хазарский каганат, столицей стал город Итиль (вспомните как в восточных источниках называли Аттилу).

После появления государственности у хазар они приступили к агрессивной завоевательной политике. Под "горячую руку" хазарских каганов попали многие соседние племена. В это время на территории Кавказа появились мусульманские миссионеры, а вслед за ними арабские полчища. Хазары, объединившись с тюрками дали массированный отпор арабам. Хазары вели войны с могущественной в то время Византийской империей. Была завоевана братская Булгария, разбиты греческие войска, захвачен Крым, подчинены южные и центральные части восточнославянских земель и такие племена как вятичи, радимичи и поляне. Была образована огромная держава. Завоеванные и подчиненные народы платили дань хазарам.

Многочисленные народы, населяющие земли Хазарского каганата имели разную культуру, и, что более всего настораживало хазарских правителей - религию. Религия во все времена играла центральную роль в объединении народов, в превращении их в "монолит" с едиными целями и идеалами. Хазары на тот момент являлись язычниками, их религия называлась Тенгрианство - общая вера для многих тюркских племен. Не было единого Бога, следовательно, не было и единства. Каган начал искать новую монотеистическую религию, которая бы привела к идеологическому сплочению. Выбор стоял между тремя верами: христианством, исламом и иудаизмом. Ислам каган не мог принять из-за того, что хазары вели непрекращающиеся войны с мусульманами. Византийские императоры своими действиями и ревностными поступками в отношении религии дискредитировали христианство, поэтому оно тоже не рассматривалось как серьезная альтернатива Тенгрианству. Выбор пал на иудаизм. Кто знает, как бы развивалась история, если бы каган выбрал христианство.
Печальное положение было у восточных славян - они находились в тисках меж двух мощных на тот момент объединений - варяжских завоевателей и хазар. Таким образом произошло разделение на сферы влияния. Северные и западные племена становились зависимыми от скандинавов, южные и восточные от хазар. Славянские племена, занимавшие Стольный град Киев - поляне выплачивали дань хазарам. Большого количества источников по этому вопросу не было обнаружено, но до нас дошли сведения о том, что славяне платили дань серебром и мехами. Эти товары представляли особенное богатство и их можно было продать на других рынках. Наибольшей популярностью во всем мире пользовались меха. Также существует легенда о выплате дани обоюдоострыми мечами. Повествует она о следующем: однажды поляне решили выплатить дань мечами. Но хазарские старейшины увидели в этом неладное. Они сказали, что наши сабли, заточенные с одной стороны отражают веру только в Ветхий Завет, их же мечи, заточенные с двух сторон показывают веру в два Завета - Ветхий и Новый. Старцы посчитали, также, что такой вид меча символизировал сбор дани с двух сторон, одна из них была направлена на хазар. Эти мысли были пророческими.

В годы правления на Руси Святослава славяне значительно усилились, а князь затеял военный поход против Хазарского каганата. В 965 году славяне в союзе с огузами совершили поход на хазар, в результате чего последние понесли тяжелое поражение, но не были разгромлены окончательно. Завершил же дело Святослава его сын, крестивший Русь, Владимир. В 985 году в союзе с теми же огузами Хазарский каганат был окончательно разгромлен, а сами хазары стали платить дань Владимиру.

На этом закончилась эпоха владычества Хазарского каганата. Хазары расселились по многим территориям Евразии. Большая часть была расселена в Крыму, где остается и по наши дни, следует сказать, что их культура осталась практически без изменений, только называются они сейчас караимами. Это один из народов, являющихся чистыми, то есть без смешивания с другими племенами и народами. По сей день они являются иудаистами, хотя и не признают Талмуд. Таким образом народ наводивший страх и ужас на многие государства средневековья не исчез по прошествии более 10 веков. В результате заключения браков только с представителями караимов их культура осталась той, которая была у них боле 1000 лет назад.

«Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарии. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период исчерпывается сказанием о дани мечами. После смерти Кия, Щека и Хорива хазары «наидоша» полян, «седящих на горах сих, в лесах», и сказали им: «Платите нам дань». Поляне «сдумавше… и вдаша от дыма меч». Хазары отнесли мечи «ко князю своему и к старейшинам своим» и сказали им: «Вот, добыли дань нову». Те же спросили их: «Что суть вдали?» Хазары показали мечи. «И реша старцы хазарские: «Не добра дань, княже! Мы взяли ее при помощи сабель, а у этих людей оружие обоюдоостро. Будут они брать дань с нас и с иных стран». Так все и случилось, заключает летописец, «владеют хазарами русские князья и до днешнего дня», ибо старцы хазарские «не от своея воли рекоша, но от Божья повеленья».

Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь:

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:). За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Вообще говоря, легенда о полянской дани, выплаченной хазарам мечами, вполне могла принадлежать не славянскому, а сарматскому населению Среднего Поднепровья. Упоминание меча, как характерного предмета вооружения скифо-сарматских народов, прослеживается в письменных памятниках со времен Геродота. Между тем археологические исследования в Среднем Поднепровье говорят о том, что меч «не имеет местных корней в культуре предшествующей поры» (Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985. (Археология СССР). С. 320 ), а массовое вооружение мечами восточнославянских ополчений состоялось не ранее Х в., то есть тогда, когда Русская земля уже избавилась от даннической зависимости от хазар. Следовательно, легенда о дани мечами возникла у народа, который поселился в Среднем Поднепровье в VII - VIII вв. и с давних пор исповедовал культ меча. Этим народом могли быть, например, аланы или асы.

Но, к сожалению, использовать летописное сказание о дани мечами для каких-то исторических заключений практически невозможно, потому что под пером монаха-летописца народная легенда превратилась в развернутую поэтически-богословскую метафору, насыщенную библейскими отголосками. Противопоставление двулезвийного меча однолезвийной сабле, конечно, не могло иметь чисто военного смысла. Военная история свидетельствует, что сабля вовсе не была такой уж беспомощной перед мечом, более того, именно ей принадлежало будущее в кавалерийском деле. Но обоюдоострый меч — один из самых значимых библейских символов, атрибут народа-избранника. В 149-м псалме говорится: «…благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его». В Откровении Иоанна Богослова упоминается «острый с обеих сторон меч», который выходит из уст Христовых и является, таким образом, мечом духовным, который, по словам апостола Павла, «есть слово Божие» (Ефес., 6: 17).

Древнерусский читатель «Повести временных лет» воспринимал сказание о хазарской дани отнюдь не в военно-политическом аспекте. Слова о превосходстве обоюдоострого меча над саблей, вложенные летописцем в уста старцев хазарских, имели для него религиозный, эсхатологический смысл. Противопоставляя полянский меч своей сабле, вожди хазар (принявшие иудейство), «не от своея воли» признавали превосходство христианства над иудаизмом, «двух лезвий» нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над «одним лезвием» Ветхого завета. Такой смысловой подтекст легенды ставит под сомнение содержащиеся в ней исторические сведения, в частности, как и чем хазары взымали дань с «полян» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 334 - 335 ).

Освобождение славян Среднего Поднепровья от хазарской дани, по всей видимости, было тесно связано с событиями, происшедшими в конце VIII - начале IX в. в Хазарии.

В это время перед правящей верхушкой Хазарского каганата с особой остротой встал вопрос о государственной религии. Каждый из двух могущественных соседей Хазарии пытался навязать ей свою веру: Византия действовала через крымские епископии, халифат посылал на Северный Кавказ свои армии. Стремясь обеспечить себе культурную, а вместе с тем и политическую независимость, хазары выбрали третью религию — иудаизм.

Евреи издавна составляли заметную прослойку населения в южных областях Хазарского каганата. В Крыму и на Таманском полуострове еврейские памятники известны с I в. н. э. Со второй трети VI в. на Кавказе появились еврейские беженцы из Сасанидского Ирана — участники подавленного восстания маздакидов. А преследование евреев, начатое в Византии Ираклием еще в 20-х гг. VII в. и затем возобновленное Львом II Исавром (717 - 741 гг.), сделало еврейскую общину в Хазарии еще более многочисленной.

В Крыму, на Кавказе и в Поволжье евреи занялись тем же, чем занимались всюду, — торговлей и финансовыми спекуляциями. Их вклад в экономический рост Хазарии был весьма велик. Кроме того, раввины и отдельные представители еврейского купечества, как люди грамотные и бывалые, часто привлекались ко двору кагана для исполнения различных государственных, в том числе и международных, поручений. Но все же их влияние на дела в каганате никогда не было решающим, а националистический оттенок религии «избранного народа» исключал активный прозелитизм: для последовательных талмудистов исповедующие иудейство иноплеменники все равно оставались «проказой Израиля». Укоренение иудаизма со статусом государственной религии в стране с преобладающим нееврейским населением было уникальным явлением в мировой истории, которое стало возможным лишь благодаря совершенно исключительному стечению обстоятельств, внешних и внутренних.

К обстоятельствам внешним относилось настойчивое желание византийского императора и багдадского халифа видеть хазар в числе своих единоверцев. К обстоятельствам внутренним — кризис политической системы каганата. «Быстрый рейд» Марвана 737 г. в глубь хазарских владений (зеленые стрелки на карте), закончившийся военным разгромом Хазарии и принятием каганом мусульманства, вызвал рост патриотических настроений среди хазарской знати. Поборники независимости сплотились вокруг бека. В поисках религиозно-идеологического символа возрождения Хазарии они остановились на звезде Давида. Иудаизм стал для них религией, которая обеспечивала хазарам «вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами» — Византией и халифатом (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 264 ). Согласно традиции, основатель иудейской династии хазарских беков носил имя Обадия.

Хазары в большинстве своем обратились по примеру знати в иудаизм. Но кроме хазар, в каганате проживало еще 25 народов, многие из которых исповедовали ислам; в городах значительным влиянием пользовались христианские общины. Религиозная реформа Обадии вызвала среди них открытое недовольство. В начале IX в. в Хазарии вспыхнула гражданская война. Противники иудаизма, которых, возможно, поддерживал каган, призвали на помощь мадьяр; бек противопоставил им печенежские сабли. Доселе несокрушимая хазарская плотина, воздвигнутая между Уралом и Каспием, дала трещину, и в нее хлынули заволжские кочевые орды.

Хазарская смута длилась почти два десятка лет. Константин Багрянородный с лаконичностью государственного человека записал ее последствия: «первая власть» (правительство) одержала победу; побежденные бежали к мадьярам; все, кто не убежал, перебиты. Мятеж был подавлен дорогой ценой. Значительная часть собственно хазарского населения была истреблена, и власть бека, фактически полностью отстранившего кагана от дел, могла теперь опереться только на наемников — печенегов и гузов.

Западные окраины каганата в период междоусобицы были брошены на произвол судьбы. Византия, например, почти без усилий вернула себе Крым. Вероятно, днепровские славяне также воспользовались случаем, чтобы заявить о своей независимости от кагана. Случилось это, по всей видимости, в первой четверти IX в.

У Хазарии не было сил привести своих бывших данников к покорности. Напротив, в Итиле принимались срочные меры для охраны своей территории, дабы удержать западную границу каганата хотя бы на линии Дона. С этой целью на донском левобережье, ближе к низовью реки, во второй половине 830-х гг. была сооружена крепость Саркел. Какое важное значение имела эта твердыня в глазах хазарского правительства, видно по тому, что возглавить ее строительство были приглашены лучшие византийские инженеры во главе с братом жены императора Петроном Каматиром. Но объединенные хазаро-византийские усилия уже не могли отдалить неумолимое превращение Дона в «Русскую реку», а Понта — в «Русское море».

1. Расселение восточно-славянских племен

2. Соседи восточных славян

3. Занятия славян

4. Нравы и обычаи древних славян

5. Община и её характеристика

6. Города

7. Общественный строй

8. Славянское язычество

1. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке. От Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. В 6-9 веках славяне объединились в общности, носившие не только родовой, но и территориально-политический характер. Названия таких общностей происходили либо от названия местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). В "Повести временных лет" названо 15 племенных союзов восточных славян. Каждый союз включал по 120-150 племён. Каждое племя состояло из родовых общин и занимало территорию 40-60 км.кв. К 8-9 веку эти племенные союзы имели свои центры-грады. Племенные союзы расселились следующим образом:

Словене ильменские: район озера Ильмень, река Волхов и Мста. Центр - Новгород, возникший приблизительно в 859 году.

Кривичи: вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Центр-Смоленск, основан в 863 году.

Вятичи: по реке Оке и Волге, верховья реки Москвы. Их главные города: Ростов (862 г.), Суздаль (1024 г., как говорит летопись).

Радимичи: жили по рекам Сож, Сейм, Десна и Днепр.

Северяне: жили по рекам Десна, Рось, по левому берегу Днепра. Главный город-Чернигов (с 9 века).

Поляне: среднее течение Днепра. Главный город-Киев (приблизительно 5 век).

Древляне: располагались по правому берегу Днепра, южнее р.Припяти. Главный город -Искоростень (9 век).

Дреговичи: расселились к северу от р.Припяти, по правому берегу Днепра.

Полочане: по реке Полота. Главный город-Полоцк (862 год).

Волыняне и бужане: по правому берегу Днепра, в бассейне реки Южный Буг.

Уличи: нижнее Поднепровье, между Днепром и Прутом.

Тиверцы: между Днестром и Прутом.

Хорваты, дулебы: Прикарпатье. Главный город-Ужгород (9век).

2. До появления славян в Восточной Европе она была заселена другими племенами. Эти племена были многочисленные, но слабые и разбросанные по необъятным просторам. На западе это были эсты, чудь, водь, ижора, лопари, емь, финны. На севере: югра, остяки, вогулы. В районе Белоозера: весь. В Волжско-окском бассейне: мещера, мурома (финно-угорское племя!), меря, черемисы, мордва. В Пермском краю: вотяки, зыряне, пермяки. Все эти племена были финно-угорскими. Они были миролюбивы, поэтому восточные славяне, поселившись здесь, обложили их данью, но постепенно началась ассимиляция с этими народами.



На юго-восточном побережье Балтийского моря жили балтские племена. Это литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги, жемайты и др. Эти племена были воинственны и нередко производили набеги на славянские земли. Важнейшими соседями здесь были скандинавские племена варягов. Происхождение варягов (викингов или норманнов, руссов) спорно. Есть точка зрения, что они являются предками славян. Они нападали на поселения славян, часто выступали в роли наемных дружинников, участвовали в торговле с Хазарией и Византией. Занимались разбоем на торговых путях. Типичными поселениями скандинавов были торговые места-вики, они основали их в Ладоге, а затем на Днепре под Смоленском. Считается, что главным их занятием была международная торговля, но славяне, столкнувшись с варягами, стали строить свои укреплённые поселения для борьбы с ними. Так возникли поселения Ладога, Изборск, Белоозеро, Новгород.

Таким образом, варяги оказали значительное влияние на культуру славян и развитие торговых отношений.

Западными соседями славян были поляки (ляхи). Жили по берегам Вислы. Наиболее тягостными и опасными соседями славян были юго-восточные народы, орды кочевых азиатских народов, которые непрерывным потоком шли через урало-каспийские степи - "ворота народов". Начиная с аваров(6-начала 7 века) (обры), которые "примучили" славян, они не давали покоя населению Русской равнины. На территории современной Венгрии авары создали своё государство - Аварский каганат. Это было непрочное объединение, держалось на военном подчинении. Авары нападали на дулебов. Но в 7-8 веках объединённые войска франков и славянских племен разбили аваров. Вместо них в 7 веке в нижнем Поволжье создали своё государство тюрко-язычные хазары - Хазарский каганат. Столица - город Итиль. Оно существовало до 10 века и было уничтожено Святославом. Славяне платили дань хазарам от "дыма". Особенность хазар заключается в том, что они часто меняли кочевой образ жизни на оседлый. Весной и летом - кочевали, а осенью возвращались в свои города. Город Итиль стал крупным торговым центром на Волжском торговом пути. В 8 веке хазары приняли иудаизм.



Хазарский каганат закрыл "ворота народов" и на 2,5 столетия прекратились нашествия с Востока.

С начала 9 века славяне стали сталкиваться с прорывавшимися через хазарские земли другими кочевниками: болгарами, торками, печенегами. Часть из них сумели обосноваться в северном Причерноморье, например печенеги. Они до 11 века, а именно 1036 г., постоянно совершали нападения на славянские земли. Они жили в Крыму и северном Причерноморье; там где были Днепровские пороги, они устраивали засады и жили за счёт грабежей торговых караванов. Особенно активной деятельность печенегов была в 10-11 веках .

В 11-13 веках половецкие орды заняли Северное Причерноморье и со второй половины 12 века принудили часть славян уйти из среднего Поднепровья на северо-восток, где были суровые условия для жизни.

На Средней Волге племя болгар создало своё государство - Волжскую Булгарию, которая просуществовала до 1236 года. Столица-город Булгар (ныне Казань) был построен по восточному образцу. Булгары приняли ислам в 10 веке, у них была арабская письменность. Город Булгар находился на Волжском торговом пути и был своеобразной "перевалочной базой", поэтому он и процветал. Болгары совершали нападения на славянские земли, но немногочисленные. Отношения со славянами в основном были мирные.

Важную роль в жизни восточных славян играли отношения с Византийской Империей. Константинополь - Царьград поражал славян красотой и величием. Отсюда Русь вывозила вина, фрукты, золото, металлические изделия, шёлк, керамику и т.д. В Византию ввозили, в основном, рабов. Кроме торговых отношений были и военные столкновения. В 9 веке князья Оскольд и Дир побывали в Константинополе (860 г.), поход был удачным, Византия официально признала Русь как государство.

ВЫВОД: колонизация славян носила, в основном, мирный характер. Славяне проживали по соседству с многими племенами и оказывали взаимное влияние друг на друга. Славянские племена были многочисленными, более развитыми, поэтому они большее влияние оказывали на финно-угорские племена.

3. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими находками, обнаружившими семена злаков: рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Выращивали технические культуры: лён, коноплю. Огородные культуры: капуста, свёкла, репа. Неурожай репы приводил к голоду. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом. Отсюда название зерновых культур: "жито". Южные земли обгоняли в своём развитии северные. Большая часть заселённой славянами территории была покрыта лесами, поэтому сначала необходимо было вырубить деревья, оставшиеся пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называлась подсечно-огневая . Она была распространена на севере и в центральных районах. Основными орудиями труда здесь были топор, мотыга, соха , борона-суковатка, заступ, которым рыхлили землю, серпы. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами. Работать сохой было тяжело, но в лесной зоне нужна мелкая пахота, поэтому соха была незаменима. Земля отдыхала 10-15 лет, потом к ней возвращались. Рубка, сжигание лесов - трудоемкая работа, поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом мужчин.

Ведущей системой земледелия в южных районах был перелог. Здесь были плодородные земли в большом количестве, и с истощением почвы "перекладывались" на новые участки. Здесь инструменты были другими: рало, деревянный плуг с железным наконечником. В качестве рабочего скота использовали валов, а на севере-лошадей. В лесостепной полосе существовала паровая система с двупольным севооборотом. В 8-9 веках в лесостепной полосе возникло пашенное земледелие , где использовался плуг с отвалом, способный переворачивать пласт земли.

Второе занятие - скотоводство, имеющее подсобное значение; было оседлым. Слово "скот" означало "деньги". Лошади были только тяжеловесами. В качестве денег использовали также мех куницы и шкурки ценных зверей, т.е. пушнину.

Третье занятие - промыслы (лесные и речные): охота, рыболовство, собирательство, бортничество .

Большую роль в экономике восточных славян в это время играла военная добыча. Племенные вожди совершали постоянные набеги друг на друга и на Византию. Именно под ударами славянских племен Византийская Империя ослабела.

Пятое занятие - торговля. Существовало 2 торговых пути: "Из варяг в греки" и Волжский торговый путь. Путь "из варяг в греки" шёл из Балтийского моря в реку Неву, затем в р.Волхов, после - в оз.Ильмень, по реке Ловать, волоком до Днепра, а по Днепру до Чёрного моря. Этот путь - своеобразная "столбовая дорога", связывающая Северную и Южную Европу. Он возник в конце 9 века. Наиболее развитые земли славян контролировали его. Главными городами-контрольными пунктами были Новгород, Смоленск, Киев. Другой путь - Волжский, связывающий Русь со странами Востока. Шёл из Новгорода в Торжок, Москву-реку, Волгу, через Ярославль, Булгар, Итиль.

Вывозили : меха (пушнина), мёд, воск, рабов. В Западную Римскую Империю вывозили хлеб (злаковые культуры: пшеницу, рожь измеряли с помощью четверика ; мера заимствована у римлян).

Ввозили : предметы роскоши, оружие, вина, серебряные монеты.

Торговля постепенно развивалась от меновой к денежной форме. Сначала эквивалентом служили скот и меха, а затем - слитки серебра(гривны). Киевские – 300 грамм, новгородские – 400. Мелочь из обрезков серебряной гривны носила название ногаты ирезаны. При отсутствии собственных месторождений серебра и золота славяне покупали иностранные монеты и переплавляли их. Внешняя торговля обслуживала потребности знати, а основная масса славян жила в условиях натурального хозяйства , поэтому внутренняя торговля была развита слабо.