Диагностика адаптации первоклассников к школе. Комплект методик для диагностики особенностей адаптации первоклассников к школе
Батарея диагностических методик для определения уровня школьной адаптации первоклассников.
Комплексная диагностика первоклассника основана на предупреждении или раннем распознавании кризисных ситуаций, а именно дезадаптации учащегося, что является основой психологического исследования. Диагностика включает не только оценку состояния и результатов работы ребенка, но и в целом психологическое и физиологическое состояние первоклассника, это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго
Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.
Слушайте внимательно .
Задание № 1. «Продолжи узор» (см. приложение 1)
Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Инструкция: здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Сначала продолжите первый узор, кто закончил, положите карандаш и покажите, что выполнили работу. Закончили. А теперь приготовились выполнять второй узор, также не отрывая руки до конца строчки. Кто выполнил задание, положите карандаш на стол, чтобы я видела, что вы сделали задание».
Психолог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей, прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Рекомендуется при выполнения любого задания, это успокоить и подбодрить первоклассника, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. Ты справишься с заданием, ты это знаешь и умеешь. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.
Задание № 2. «Сосчитай и сравни» (см. приложение1)
Цель : оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Инструкция . Все нашли задание №2. Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ - где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ - где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом галочку там, где фигур больше.
Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.
Задание при необходимости можно повторить дважды. По мере выполнения задания № 2 еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения детьми задания, отмечаются на листе наблюдений особенности выполнения и поведения. Психолог наблюдает, так же как дети выполняют второе задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения и поведения детей, прохаживаться между рядами. Так же как и в первом задании, при необходимости можно использовать помощь: «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.
Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил работу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».
Задание № 3. «Слова» (см. приложение1)
Цель : оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
p . s . Для выполнения этого задания необходима
предварительная ориентировка детей.
На доске рисую три квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Проговариваю, что этот образец списывать не нужно, а только смотреть и слушать. Называю слово и показываю как нужно будет проставлять каждую букву в соответствующие квадраты.
Инструкция. Ребята посмотрите на лист и найдите задание № 3. А теперь посмотрите на доску.
Сейчас я произнесу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.
В слове ДОМ - три звука: Д, О, М , ребята определяют какую букву в какой квадрат устно ставить и я вписываю на доске в квадраты). Будьте внимательны!
p.s. Ребята если вы не знаете, как писать букву,
то просто поставьте вместо буквы галочку
(в квадратах на доске стираются буквы - одна или две,
а на их место ставятся галочки).
Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.
Ребята возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы - отмечать каждый звук в своем квадратике на листе.
Начали. Первое слово - ШАР, начинаем отмечать звуки... Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.
Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.
Задание № 4. «Шифровка» (см.приложение 1)
Цель: в ыявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 мин. На доске рисую пять пустых фигур.
Инструкция. Ребята посмотрите внимательно на доску и в свой листик. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас мы будем ставить в пустые фигуры знаки. У вас на листе показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на бланке. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Пожалуйста не спешите, будьте внимательны. Задание можно повторить при необходимости.
Приготовились. Время пошло.
С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Фиксирую в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени дети перестают работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Цель: Оценить уровень сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. Ребята,а теперь послушайте последнее задание. Переверните все свои листики. Возьмите простой карандаш, послушайте задание:
НАРИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Приготовились. Начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания не более 5–7 минут.
В процессе выполнения задания, отмечаю характер поведения и работы детей в листе наблюдений.
СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням:
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе. (У) от 17 до 25 баллов
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.(УГ) от 14 до 17 баллов.
3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения. (УН) от 11 до 14 баллов
4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.(Н) суммарная оценка ниже 10 баллов .
2. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (для педагогов и родителей)
(схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют отдельно учителя и отдельно родители))
Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.
Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки. (см. приложение 2). Схема для родителей состоит и 6 шкал, из которых нужно выбрать утверждение, которое наиболее точно отражает состояние своего ребенка. (см. приложение 3.)
В качестве критериев выбраны:
эффективность учебной деятельности;
усвоение школьных норм поведения;
успешность социальных контактов;
эмоциональное благополучие.
Схема для родителей включает в себя 6 характеристик (шкал):
успешность выполнения школьных заданий;
степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;
самостоятельность ребенка при выполнении заданий;
настроение, с которым ребенок идет в школу;
взаимоотношения с одноклассниками;
общая оценка адаптированности.
Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени. При одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе.
Обработка результатов для учителей:
Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:
нормальная адаптация – 22–35 баллов;
неполная адаптация – 15–21 балл;
дезадаптация – 0–14 баллов.
Обработка результатов для родителей:
Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально
психологической адаптации детей:
зона нормальной адаптации – 19–30 баллов;
зона неполной адаптации – 13–18 баллов;
зона дезадаптация – 0–12 баллов.
3. Проективная методика "Кактус".
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника.
Инструкция : ребята перед вами белый лист бумаги, все вы видели цветок такой как кактус и представляете его, я вас попрошу сейчас нарисовать кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
Агрессивност ь - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивност ь - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированност ь - на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку (при инд.диагностике) в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
4.Микропрактикум «Мой класс»
Инструкция: Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. (см. приложение 4) За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свою имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать:
С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (Рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
Анализ результатов:
1. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
2. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
3. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
4. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции
5. Методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов
Данная методика может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должен написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы. (см. приложение 5)
Обработка результатов
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
Нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;
Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | Оценка за | Оценка за | Оценка за |
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;
15–24 балла – средний уровень мотивации;
10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).
6. Методика «Градусник»
Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике. Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Инструкция:
Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. (см. приложение 6) Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).
Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.
Интерпретация данных:
Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов - высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов - очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
7. Методика "Солнце, тучка, дождик"
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне -
С друзьями мне -
Дома мне -
Диагностическая методика "Солнце, туча, дождик" позволила определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях. Настроение в школе дети обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Имя Фамилия ____________________________________________Класс_____
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экспертная оценка
социально-психологической адаптации детей к школе
Инструкция: Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.
Ф.И.учащегося __________________________________________________________ Класс _____________
Показатели | Оценка |
Критерий 1. Эффективность учебной деятельности |
|
Шкала 1. Учебная активность |
|
Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс) | |
Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски | |
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса | |
Редко поднимает руку, но отвечает правильно | |
На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются | |
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно | |
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость) |
|
Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3) | |
Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже) | |
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок | |
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой | |
Критерий 2. Усвоение школьных норм поведения |
|
Шкала 3. Поведение на уроке |
|
Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами | |
Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает | |
Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах | |
Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами | |
Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока | |
Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя | |
Шкала 4. Поведение на перемене |
|
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой) | |
Пассивный, движения скованные, избегает других детей | |
Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой | |
Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс) | |
Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры | |
Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх | |
Критерий 3. Успешность социальных контактов |
|
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками |
|
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят) | |
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему) | |
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт | |
Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами | |
Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | |
Общительный, легко контактирует с детьми | |
Шкала 6. Отношение к учителю |
|
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании | |
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается | |
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным | |
Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам | |
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью | |
Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним | |
Критерий 4. Эмоциональное благополучие |
|
Шкала 7. Эмоции |
|
Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, чтото сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем | |
Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос | |
Отрицательные эмоции: | |
Эпизодически проявление сниженного настроения | |
Спокойное эмоциональное состояние | |
Хорошее настроение, часто улыбается, смеется |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспертная оценка
адаптированности ребенка к школе
(Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
Инструкция:
Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.
Ф.И. учащегося _________________________________________________ Класс _____________________
Показатели | Оценка |
Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий |
|
Плохое усвоение программного материала по всем предметам | |
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий | |
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой | |
Небольшие помарки, единичные ошибки | |
Правильное безошибочное выполнение школьных заданий | |
Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий |
|
Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию | |
Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения | |
Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения | |
Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений | |
Ребенок работает легко, свободно, без напряжения | |
Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий |
|
Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого | |
Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого | |
Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам | |
Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого | |
Ребенок сам справляется со школьными заданиями | |
Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу |
|
Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости) | |
Случаются проявления отрицательных эмоций: | |
Иногда бывают проявления сниженного настроения | |
Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения | |
Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу | |
Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками |
|
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется | |
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт | |
Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами | |
Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | |
Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых | |
Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка |
|
Низкий уровень адаптированности | |
Уровень адаптированности ниже среднего | |
Средний уровень адаптированности ребенка | |
Уровень адаптированности выше среднего | |
Высокий уровень адаптированности |
ПРИЛОЖЕНИЕ4
Фамилия Имя ___________________________________ Класс __________
ПРИЛОЖЕНИЕ5
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Тебе нравится в школе?
Не очень
Нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Чаще хочется остаться дома
Бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
Остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится
Бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы
Не хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Хотел бы
не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Не очень
не нравятся
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Бланк для ответов:
«Градусник»
ФамилияИмя___________________________________________________ класс ________
Насколько я разозлился сегодня _______________________________ (число, месяц, год)?
1. Анкета для родителей «Особенности адаптации первоклассников к школе»
Цель: получить информацию о физическом и эмоциональном компоненте здоровья первоклассников в период адаптации.
2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
3. Методика исследования мотивации учения у первоклассников
Цель: исследование мотивации учения у первоклассников.
4. Карта Дж. Скотта для анализа адаптации учащихся
Цель: изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы.
Анкета для родителей «Особенности адаптации первоклассников к школе»
Уважаемые родители! Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.
Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.
Ф.И. ребенка_______________________________________Класс________
Ф.И.О.родителей_________________________________Дата _____________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
Неохотно
Без особой охоты
Охотно, с радостью
Затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
Пока нет
Не совсем
В основном да
Затрудняюсь ответить
3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.
Засыпает с трудом
Долго не может заснуть, хотя очень устал
Внезапно просыпается ночью, плачет
Разговаривает во сне
Просыпается с трудом
Утром сонный и вялый
Недержание мочи
Плохой аппетит
Вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
Беспричинные боли в животе
Частые головные боли
Болел в сентябре-октябре
Стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
Наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
Ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
Другие изменения___________________________________________
4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
Да______________________________________________________
5. Опишите режим дня Вашего ребенка:
Встает в ______
В школу идет самостоятельно
В школу ребенка отводит ______________
Посещает группу продленного дня с________до_________
Из школы возвращается самостоятельно
Из школы ребенка забирает______________в___________
Посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________
Раз в неделю
Делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
Делает уроки дома с_________до__________
Гуляет с___________до____________
Смотрит телевизор с__________до___________
Играет с______________до______________
Ложится спать в ___________________
Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
Имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________
6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Довольно часто
Затрудняюсь ответить
7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
В основном отрицательные впечатления
Положительных и отрицательных примерно поровну
В основном положительные впечатления
8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
Довольно часто
Бывает, но редко
Затрудняюсь ответить
9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
Довольно часто
Бывает, но редко
Такого практически не бывает
Затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Затрудняюсь ответить
11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?
12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно ___________________________________________________________
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
- Лист ответов
- Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначения домиков:
· №2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
· №3 – твое настроение на уроке чтения,
· №4 – твое настроение на уроке письма,
· №5 – твое настроение на уроке математики
· №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
· №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
· №8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
· №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
· №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.
Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
- 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
- 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
- 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
- Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
- Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
- 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
- Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:
· Счастье\горе – блок базового комфорта,
· Справедливость\обида – блок личностного роста,
· Дружба\ссора – блок межличностного взаимодействия,
· Доброта\злоба – блок потенциальной агрессии,
· Скука\восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
- с положительным отношением к школе
- с амбивалентным отношением
- с негативным отношением
Лист ответов к тесту «Домики»
Фамилия, имя класс дата
Задание
1 2 3 4 5 6 7 8
Задание
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации.
Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие:
во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность;
во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.
Нами были предложены следующие методики для исследования адаптации первоклассников:
- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина);
- Методика «Изучение интеллектуальной готовности к школе»;
- Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург);
- Методика «Составление рассказа по картинке»;
- Рисуночная методика «Что мне нравится в школе»;
- Тест Тулуз-Пьерона;
- Тест «Домики» (О.А. Орехова).
- Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5-10 лет и используется при определении готовности детей к школьному обучению.
Цель исследования : определить способность ребенка копировать сложный образец.
Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
- Методика «Изучение интеллектуальной готовности школе».
Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые можно судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов. За каждый правильный ответ на каждый вопрос ребенок получает 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.
- Методика «Определение мотивов учения» направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Для детей 6-7 лет наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); «внешние» по отношению к самой учёбе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п. Игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой оценки (отметка).
В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Дети последовательно осуществляют три выбора. Из ответов-выборов первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Интерпретация мотивов:
Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.
Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
- Методика «Составление рассказа по картинке». Ц ель- оценить активный словарный запас, связность и грамматический строй ребенка.
- Рисуночная методика «Что мне нравится в школе» позволяет определить отношение ребенка к школе.
- Тест Тулуз-Пьерона.
Цель методики: выявление способности к произвольной концентрации внимания
Увелечение массовой доли легких церебральных нарушений – новая реальность последнего десятилетия. 40-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют функциональные нарушения в деятельности мозга, в принципе, обратимые и нормализуемые по мере роста ребенка и созревания головного мозга. В нашей стране эти нарушения получили название минимальных мозговых дисфункций (ММД). Обучение, не учитывающее индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, порождает обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.
Тест Тулуз-Пьерона позволяет исправить эту ситуацию. Тест является модификацией корректурного теста - невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания. Применение этой методики для диагностики ММД обосновано канд. психол. наук Л.А. Ясюковой.
- Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» позволил провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе (к себе в новой роли, к учителю, к одноклассникам).
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
1-е задание определяет вегетативный коэффициент , который характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
- 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.
- 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Рекомендация: необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
- 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам.
- Свыше 2,0 – перевозбуждение. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
2-е задание расшифровывает эмоциональную сферу первоклассника.
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.
По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
- с положительным отношением к школе
- с амбивалентным отношением
- с негативным отношением
Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:
- достаточный
- частичный
- недостаточный (или дезадаптация)
Цель: получить информацию о физическом и эмоциональном компоненте здоровья первоклассников в период адаптации.
Блоки вопросов: физическое здоровье, отношения с одноклассниками, отношения с учителем, эмоциональное отношение к школе, трудности, связанные со школьным обучением.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
Материалы:
Лист ответов
Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Процедура исследования: методика состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Назначение: методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Обработка результатов: Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент. Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.
Методика исследования мотивации учения у первоклассников
Цель: исследование мотивации учения у первоклассников.
Процедура исследования: перед ребенком выкладываются картинки с изображением детей, и зачитывается рассказ. После прочтения психолог задаёт вопросы:
А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Карта Дж. Скотта для анализа адаптации учащихся
Цель: изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы.
Шкалы: Недоверие к людям, депрессия, уход в себя, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к взрослым, тревожность по отношению к детям, недостаточная социальная нормативность (асоциальность), враждебность по отношению к детям, неугомонность, эмоциональное напряжение, невротические симптомы, неблагоприятные условия среды, умственное развитие, болезни, физические недостатки.
Процедура исследования: карта одновременно является и бланком для заполнения. В нем классный руководитель отмечает наличие у того или иного школьника особенностей поведения, указанных в содержании шкал.
Обработка результатов: Процедура обработки карт состоит в подсчете количества баллов, набранных по каждой шкале и суммарного балла по всем шкалам, который и характеризует степень адаптации того или иного школьника. За каждый ответ «да» выставляется один балл. Чем большее количество баллов набрал школьник по той или иной шкале, тем ниже его возможности по адаптации к условиям школы.