Древние Греки. Эллины

(около 1200 года до н. э.) повлекло распад этих государств и восстановление родовых отношений. К IX в. до н. э. население Древней Греции было следующим: эолийцы - Северная Греция, дорийцы - Средняя Греция и Пелопоннес , ионийцы - Аттика и острова.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы между демосом (земледельцев и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта , Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф , Афины и др.) широко распространилось рабство , в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя.

V-IV вв. до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

В середине IV в. до н. э. на севере Греции происходит возвышение Македонии . Её царь Филипп II , одержав победу при Херонее (338 до н. э.) над коалицией греческих государств, фактически подчинил Грецию. Его сын Александр Македонский возглавил поход объединённого греко-македонского войска в Азию. Он взял Персию и часть Индии . После распада его державы в III-II вв. до н. э. возникает ряд эллинистических государств со смешанным греко-восточным населением и культурой. В самой Греции в это время преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз , Этолийский союз), оспаривавшие гегемонию над Грецией. В 146 до н. э. римляне наносят поражение Ахейскому союзу и подчиняют Грецию. В 27 до н. э. на её территории была образована провинция Ахайя . В IV в. Греция стала основной частью Восточной Римской империи - Византии .

История греко-восточных эллинистических государств завершается завоеванием Римом последнего эллинистического государства - Птолемеевского Египта в I в. до н. э.

Периодизация

В наиболее общем виде в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

  1. Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит , где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса , широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Микенская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.
  2. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
    1. Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) . Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
    2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
    3. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
  3. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
    1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
    2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
    3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Раздробленная Греция

За всё время независимого существования Греции , она никогда не была единым государством и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города, с примыкающими к нему полями или деревенскими поселениями. Каждое такое город-государство было полностью политически независимо, наподобие нынешней обширной монархии или республики, или неуклонно стремилось к такой независимости. Только эта маленькая область и была отечеством для эллина; все прочие эллины были чужие, иноземцы, и взаимными отношениями между государствами были отношения международные. На пространстве, например, одной Казанской губернии могло бы вместиться около 30 таких республик, как знаменитая афинская. Объединявшая несколько посёлков, система учреждений обеспечивала каждому гражданину сознательное, деятельное участие во всех делах общины и разностороннее личное развитие путём частого совместного обсуждения и окончательного решения разнообразнейших вопросов внутреннего управления и внешней политики.

Этим же дроблением эллинской расы на мелкие автономные общины, со всеми правами верховенства, воспитаны были те чувства привязанности к родине и её политическим учреждениям, которые находили себе многократное выражение в подвигах самоотверженной храбрости и благодаря которым из всех древних народов Европы один эллинский удержал за собою до настоящего времени главную часть своей территории, с прежним именем, и способное к дальнейшему развитию политическое устройство. Однако, неизбежным спутником дробления эллинов была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо жажды независимости, различие в степени гражданского и умственного развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всём складе жизни. Бытовая и умственная рознь в среде эллинов не ослабевала с течением времени, а скорее усиливалась, по мере того как республики преуспевающие всё дальше уходили вперёд от состояния поселений, остававшихся верными архаическим условиям жизни. Могло ли быть достигнуто в III веке до н. э. прочное единение между Афинами или Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещёнными городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных деревенских поселений? Тем не менее многочисленным разветвлениям эллинской расы присуще было с древнейших времён чувство кровного родства, внешним образом выражавшееся в едином имени (сначала ахеян, или данаев, или аргивян, потом эллинов), в единстве языка, в общности религиозных верований и некоторых преданий, наконец, в обособлении себя от прочих народов, не-эллинов, обозначаемых термином «варвары». Выражением того же чувства служили издревле некоторые положения обычного международного права, охрана которых принадлежала самим богам, признаваемые всеми эллинами празднества, союзы племён, наконец общенародные предприятия, каким была, напр., Троянская война. Эллинам не чуждо было и понимание выгод, какие могло доставить им объединение разрозненных общин в борьбе с варварами, от времени до времени угрожавшими свободе всей Эллады, были ли эти варвары мидяне, македоняне или римляне.

Первая 10-летняя война, известная под именем Архидамовой , велась с переменным успехом, и в 421 до н. э. воюющие стороны заключили так называемый Никиев мир на 60 лет. Но едва прошло 6 лет, как гнилой мир был нарушен, и военные действия возобновились: в 416 до н. э. афиняне отправили превосходное войско против Сиракуз в Сицилию под начальством Алкивиада , Никия, Демосфена ; но Алкивиад был отозван с дороги и бежал в Спарту . По его совету спартанцы послали сильное подкрепление Сиракузам и повели войну морскую, в водах Эгейского моря , и сухопутную, на территории самой Аттики , где они заняли посёлок Декелею и непрестанно угрожали самим Афинам. На стороне Спарты были теперь деньги и корабли персидского царя. Сицилийская экспедиция кончилась для афинян полным уничтожением их флота (413 до н. э.) и отпадением сильнейших союзников. Возвращение Алкивиада в Афины (411 до н. э.) сопровождалось олигархической революцией, но правление 400 просуществовало не более 4 месяцев, и демократия мало-помалу была восстановлена. Афины снова стояли во главе союза, располагали значительным флотом, кораблей в полтораста, и неоднократно проявили чудеса храбрости и самоотвержения.

Но в 405 до н. э. в Геллеспонте , при Эгоспотамах , флот афинян был уничтожен, и войска спартанцев , под начальством Лисандра , заперли их с суши и с моря. Голод и происки олигархов вынудили афинян согласиться на капитуляцию: укрепления города были срыты, все корабли, кроме 12, выданы неприятелю, союз расторгнут, демократия заменена олигархическим правлением тридцати (апрель 404 до н. э.). В следующем году тирания тридцати была низвергнута изгнанниками-демократами, с Фрасибулом во главе, и в архонство Эвклида (осенью 403 до н. э.) между партиями состоялось соглашение. По словам Аристотеля , восстановленное теперь демократическое управление сохранялось без переворотов до его времени; происходившие в нём перемены клонились к расширению прав народа . Народная партия в Афинах в торжестве своём выказала необычайную умеренность, терпимость и великодушие по отношению к противникам.

Гегемония Спарты и Фивы

Следовавшая за разгромом Афин вторичная гегемония Спарты имела мало общего с первой спартанской гегемонией, до греко-персидских войн . С одной стороны, Спарта запятнала себя теперь насильственными переворотами в союзных общинах в смысле олигархическом, продажностью и хищениями; с другой - эллинские общины, наученные опытом и ревниво охранявшие свою независимость, находили спасение от ига Спарты в союзной организации и в поддержке персидского царя. Отчасти материковые, но главным образом малоазийские греки вовлечены были в междоусобную распрю Кира Младшего , наместника Малой Азии, и брата его Артаксеркса , царя персов (401 до н. э.). Сочинение Ксенофонта «Анабасис» обессмертило поход 10000 греков, совершённый под начальством Кира в глубину Азии, и обратный путь их к малоазийскому побережью, под командою

В основе миропонимания древних греков лежала красота. Они считали себя красивым народом и без стеснения доказывали это соседям, которые чаще всего верили эллинам и со временем, порой не без борьбы, перенимали их представления о прекрасном. Поэты классического периода, начиная с Гомера и Еврипида, рисуют героев высокими и светловолосыми. Но то был идеал. Кроме того, что в понимании человека того времени высокий рост? Какие локоны считались золотыми? Рыжие, каштановые, русые? На все эти вопросы нелегко найти ответы.

Когда географ Дикеарх из Мессены в ГУ в. до н. э. восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял мужество белокурых спартанцев, он лишь подчёркивал редкость светловолосых и светлокожих людей . С многочисленных изображений воинов на керамике или стенной росписи из Пилоса и Микен на зрителя смотрят бородатые мужчины с чёрными вьющимися волосами. Также тёмные волосы у жриц и придворных дам на дворцовых фресках Тиринфа. На египетских росписях там, где изображены народы, живущие «на островах Великой Зелени», предстают люди небольшого роста, стройные, с кожей более светлой, чем у египтян, с большими, широко открытыми тёмными глазами, с тонкими носами, тонкими губами и чёрными вьющимися волосами.

Это древний средиземноморский тип, который до сих пор встречается в данном регионе. Золотые маски из Микен показывают некоторые лица малоазийского типа - широкие, с близко посаженными глазами, мясистыми носами и сходящимися у переносицы бровями. При раскопках встречаются и костяки воинов балканского типа - с удлинённым торсом, круглой головой и крупными глазами. Все эти типы перемещались по территории Эллады и смешивались друг с другом, пока, наконец, не сложился тот образ эллина, который зафиксировал римский писатель Полемон во II в. н. э: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, - мужчины довольно рослые и широкоплечие, статные и довольно светло-кожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза».

Изучение скелетов позволяет сказать, что средний рост эллинских мужчин составлял 1,67-1,82 м, а женщин 1,50-1,57 м. Зубы почти у всех погребённых прекрасно сохранились, что не должно удивлять, поскольку в тс времена люди питались «экологически чистой» пищей и умирали сравнительно молодыми, редко перешагивая за 40-летний юбилей.

Психологически эллины представляли собой довольно любопытный тип. Помимо черт, присущих всем средиземноморским народам: индивидуализма, вспыльчивости, любви к спорам, состязаниям и зрелищам, греки были наделены любознательностью, гибким умом, страстью к приключениям. Их отличали вкус к риску и тяга к путешествиям. Они пускались в дорогу ради неё самой. Гостеприимность, общительность и драчливость также были их свойствами. Однако это лишь яркий эмоциональный покров, скрывающий глубокую внутреннюю неудовлетворённость и пессимизм, присущий эллинам.

Раздвоение греческой души давно отмечено историками искусства и религии. Тяга к веселью, стремление вкусить жизнь во всей её полноте и скоротечности призваны были лишь заглушить тоску и пустоту, разверзавшиеся в груди у эллина при мысли о нематериальном мире. Ужас от понимания, что земная жизнь - лучшее, что ожидает человека, был неосознанно велик. Дальше путь человека лежал в Тартар, где иссушенные жаждой тени скитаются по полям и лишь на мгновение обретают подобие речи и разума, когда родные приносят поминальные гекатомбы, изливая жертвенную кровь. Но и в солнечном мире, где человек ещё мог наслаждаться, пока ходил по земле, его ожидали тяжкий труд, эпидемии, войны, скитания, тоска по родным местам и потери близких. Обретённая с годами борений мудрость говорила эллину, что вечное блаженство вкушают только боги, они же заранее распоряжаются судьбой смертных, их приговор не изменить, как ни старайся. Таков вывод из популярнейшего, наделённого философским значением мифа об Эдипе.

Эдипу было предсказано, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. Разлучённый с семьёй, юноша вернулся на родину через много лет и по незнанию совершил оба преступления. Ни его благочестие перед богами, ни справедливое правление в качестве царя Фив не отменили предопределения. Настал роковой час, и всё начертанное судьбой исполнилось. Эдип выколол себе глаза в знак слепоты, на которую человек обречён бессмертными богами, и отправился скитаться.

Ничего нельзя сделать, а потому радуйся, пока можешь, и вкушай полноту жизни, которая утекает между пальцами, - таков внутренний пафос греческого мироощущения. Эллины в полной мере осознавали себя участниками огромной трагедии, разворачивавшейся на подмостках мира. Гражданские свободы полисов не компенсировали душе отсутствие свободы от предопределения.

Итак, эллин - смеющийся пессимист. Ему становится тоскливо на весёлом пиру, он может в порыве минутного помрачения убить товарища или близкого или по воле бессмертных отправиться в странствие, не ожидая за совершённые подвиги ничего, кроме каверз небожителей. Если же человеку повезло пожить у родного-очага с милой семьёй, он станет таить счастье, не выставляя напоказ, ибо боги завистливы.

Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия.

Фибулы

Фибула - это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято - они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра - для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска - для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов.

Ткани для одежды

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть - ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта - стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион - жезл Гермеса, розетка - круг из распустившегося цветка, меандр - непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался - горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра - длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона - не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Дорийский хитон

Дорийский хитон - одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани - на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга - чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров - тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина - около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками - получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос - одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды - его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна - укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс - большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий - обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия - 1,7 м, а длина - 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

Хламида

Хламида, или хламис - мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис - неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае - пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды - также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки - пилосы, крестьяне, кожаные - кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями - петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями - фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом - калиптрой.

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

Нет никаких сомнений, что Древняя Греция является важной частью истории человеческой цивилизации, давшей многое для будущих поколений. Ведь именно там и тогда закладывались основы современных знаний о математике, политике, культуре, медицине, философии.

Сама Древняя Греция оставила нам немало мифов о богах и героях. Но даже и вокруг истории и культуры той цивилизации существует немало заблуждений. А ведь мы верим в эту правду, которая на самом деле не имеет под собой никаких оснований. В истории Древней Греции есть некоторые заблуждения, которые настала пора развенчать.

Мифы о древних греках.

Троянская война. Эта история воспета знаменитым Гомером. Кто же не наслышан о знаменитой войне греков с троянцами, в которых проявили себя Ахилл и Гектор. Даже боги приняли участие в той эпопее, разделив симпатии. Само же понятие «троянский конь» стало известным афоризмом, означающим подарок со скрытым тайным смыслом. Да и легенда об ахиллесовой пяте появилась именно отсюда. Только вот кто сказал, что такая война вообще была? Ученые долгое время вообще не могли обнаружить . Когда же остатки предположительно этого древнего города и были найдены, стало ясно, что его в какой-то момент действительно атаковали и разграбили. Но были ли это греки с их огромным войском? Исторических подтверждений всей этой истории и рожденных ею мифов попросту нет. Троя, возможно, осаждалась кем-то, только это и можно точно сказать.

Битва при Фермопилах. Подвиг трехсот спартанцев мы все изучали в школе. А благодаря появившемуся недавно творению Голливуда люди смогли и увидеть, как это примерно было. Но этот кинофильм еще больше укрепил историческую неправду. Ошибкой будет считать, что горстка спартанцев защитила проход и тем самым спасла всю Грецию. Войска Ксеркса в результате битвы действительно были остановлены на какое-то время. Тем не менее захватчики нанесли Греции большой ущерб, отойдя лишь после поражения в морском сражении. Ошибкой будет считать, что именно триста спартанцев сражались против целой армии. На самом деле к началу битвы силы обороняющихся состояли из семи тысяч человек. В последний же день сражения осталось тысяча четыреста человек, триста были действительно спартанцами, но ведь четыреста воинов представляли Фивы, было восемьдесят микенцев и семьсот феспийцев. Никто не отрицает боевую доблесть именно спартанцев, просто не стоит преувеличивать их заслуги и значение.

Воины-спартанцы. Сегодня мы знаем, что спартанские воины были какими-то супер солдатами. Породила этот миф в том числе и вышеупомянутая история. Нам кажется, что все мужчины в Спарте ничего не делали, кроме как тренировались, готовясь к сражениям. Домой же эти воины возвращались или со щитом, или на щите. О какой-то иной жизни в молодости, любви к женщинам и речи быть не могло. На самом деле это - миф. Молодые спартанцы действительно часть своего времени отдавали военному делу, зато остальное время проводили вместе с ровесниками и ровесницами. Воины-спартанцы не только тренировались, но еще и выступали в пьесах, пели и танцевали. А когда солдаты становились такими старыми, что уже не могли сражаться, то они начинали обучать подрастающее поколение. Так что не стоит думать, что в Спарте мужчины только и делали, что воевали.

Женщины-спартанцы. На фоне предыдущего мифа кажется, что женщины должны были находиться чуть ли не положении рабынь у таких сильных воинственных мужчин. Но в Спарте дела обстояли совсем иначе. Пока мужчины воевали, женщины выполняли практически всю работу. Поэтому этот труд очень ценился в спартанском обществе. Даже Аристотель говорил о высоких местах женщин в Спарте и даже об их праве владеть землей. «Слабый пол» нес практически полную ответственность в вопросе воспитания детей, общество поощряло умственные занятия и упражнения в искусстве. И да, именно женщины и владели большей частью земли. Есть даже легенда, что однажды женщины в Афинах спросили спартанскую королеву, почему той дозволяется править мужчинами. На что правительница Спарты ответила, что именно в этом городе женщины рожают настоящих мужчин.

Греция и гомосексуализм. Считается, что Греция является не только родиной искусств, но и различных форм любви. Греков и особенно афинян обвиняли в том, что они активно культивировали гомосексуализм, занимаясь сексом с юношами и мальчиками. Мужчины Древних Афин стали прочно ассоциироваться для многих с педофилей. На самом деле это довольно сложный вопрос, тут нельзя пытаться четко выяснить - было это или нет. В те времена педерастия или интимные отношения между опытным мужчиной и молодым подростком носили интеллектуальный характер. Так учитель более откровенно и глубоко мог наладить отношения со своим учеником. Взрослые мужчины в итоге помогали молодежи найти свое место в обществе. Говорить же о массовой и поощряемой педерастии вовсе не приходится. Некоторых особенно рьяных поклонников тесного общения с учениками даже судили.

Древнегреческий театр. Нам кажется, что древнегреческий театр являлся местом, куда приходили большие группы людей, чтобы отметить какой-то праздник. О том, какими на самом деле были древние драмы, вообще мало кто имеет представление. Театральные постановки в Древней Греции были весьма символичными. Чтобы понять пьесу, надо было иметь определенные знания о том, какие мифы лежат в основе каждой части диалога, понимать все используемые символы. Зачастую в постановке принимали участие и сами зрители, как это принято в современном стенд-апе. А театральные постановки вообще первоначально были частью религиозных обрядов.

Олимпийские игры. Традиция проводить зародилась в Греции. Эти масштабные состязания были настолько популярными, что проводятся и сегодня, просто изменив свой формат на современный. Но и касательно истории Олимпийских игр люди имеют различные заблуждения. Прежде всего ошибочно считать, что Олимпиады проводились только в древности. Эта традиция сохранялась на протяжении многих лет, даже во времена правления римлян. Только Феодосий покончил с Олимпиадами, в целях окончательного утверждения христианства, как официальной религии на всей территории Римской империи. Известно, что женщинам строго-настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Но были и исключения - жрицы Деметры. А чтобы женщины не проникали на арену в мужских нарядах, олимпийцы со временем стали соревноваться полностью обнаженными. К тому же атлеты намазывали себя оливковым маслом, что помогало им улучшить качество кожи и сделать ее блестящей, привлекательной чисто визуально.

Греческие статуи. Сегодня во многих музеях мы любуемся блестящими мраморными древними статуями. В свое время англичане вывезли немало ценных экспонатов в свои музеи, попросту отобрав их у греков. Происходило это на протяжении XIX века. Неосторожная транспортировка, военные действия или просто время испортили многие шедевры античного искусства. Вспомним хотя бы Венеру Милосскую с отсутствующими руками. Но и тут присутствует миф - нам кажется, что образцы греческой архитектуры и статуи в те времена блестели мрамором на солнце. На самом деле и храмы, и статуи вовсе не были белоснежными в те времена - они покрывались краской. Со временем она просто стерлась. Можно только представить, какими яркими и красочными были статуи столетия назад. К тому же многие из них имели еще и бронзовые приложения. В статуи часто инкрустировали черный камень, которые позволяли эффектно выглядеть глазам героев.

Греческие технологии. Мы знаем, что древние греки хорошо разбирались в искусстве, математике, философии и других жизненных сферах. А вот в том, насколько они были технически развитыми, часто забывается. В начале XX века один дайвер, изучавший дно рядом с островом Андикитира, нашел несколько позеленевших каменных глыб. Оказалось, что они были частью некоего механического устройства. Ученые назвали его «Антикитерский механизм». Оказалось, что этот удивительный прибор мог делать довольно интересные вещи. Устройство могло предсказывать солнечные затмения и следить за циклами Олимпиады. Механизм обладал сложным циферблатом, который синхронизировался с Луной и Солнцем. По сути, это был первый в истории компьютер. По некоторым данным создателем этого устройства вполне мог быть Архимед, чей математический гений не подвергается сомнению.

Афинская демократия. Сегодня современную демократию называют наследницей греческого устройства общества. На самом деле это мнение ошибочно - не греки придумали современную демократию, как считают многие. А афинская демократия заметно отличается от любого современного демократического института. Та древняя форма правления была одним из немногих в истории образцов прямой демократии. Все политические вопросы должны были выноситься на голосование, в котором принимали участие все граждане Афин. Правда, не стоит спешить считать такую форму общества разумной, ведь права голоса лишены были женщины и рабы. Не могли голосовать также те граждане, которые появились на свет за пределами города. Хотя формально бедняки имели права голоса, фактически мало кто из них мог оставить свои дела, чтобы повлиять на политические дела. Так что фактически в голосовании принимали участие только взрослые и свободные афиняне, относительно богатые. Интересов всего населения они, естественно, представлять просто не могли. Да, у этой формы правления были свои плюсы, особенно с учетом тирании, которая была во многих городах Греции. Но сам факт того, что принятия важнейших для города решений не обходилось без простых людей, стал важным политическим нововведением. Теперь судьбу Афин определяли не только богачи или аристократы.

В 1833 г. на Лондонской конференции трёх великих европейских держав, королём только что получившего независимость от Оттоманской империи Греческого государства, был назначен Оттон I Баварский.

Когда молодой король прибыл в Афины - город, избранный им для своей столицы, там не нашлось ни одного более‑менее приличного здания для королевской резиденции.

Таковы были последствия кровопролитной, долгой и разрушительной войны за независимость страны.

Население Афин составляло в то послевоенное время едва ли больше 12 тыс. жителей. Но самыми страшными последствиями почти 400‑летнего турецкого ига и практически беспрерывных военных действий были непоправимые разрушения множества исторических памятников.

А до них тут «поработали» венецианцы, и крестоносцы‑франки. Немалую роль сыграла и раннехристианская борьба с язычеством, а также набеги южных славян. Да и в античные времена не пощадили Элладу захватнические походы римских легионов диктатора Луция Корнелия Суллы.

Но по счастью, одним из главных исторических достижений «золотой эпохи» античного классицизма было создание эллинами, помимо материальных памятников, небывалых до того свидетелей духовных: театра, литературы, скульптуры и живописи, благодаря чему мы сегодня можем, сопоставляя результаты археологических раскопок древних городов с художественными бытописаниями жизни их населения, много лучше узнать и понять как жили в древней Греции…

Литературные источники - свидетели эпохи

Историю древней Греции принято делить на несколько исторических периодов , в каждый из которых жизнь эллинов разительно отличалась от другого, более позднего времени:

1. Архаический крито‑микенский , о котором мы знаем, в основном, по мифологическим сюжетам да из двух гениальных поэм великого Гомера.

2. «Тёмное» античное средневековье , когда новые завоеватели - дорийцы хлынули на греческие земли, поделившее культуру древней Эллады на две ветви: ахейскую и дорическую, а историю страны на две эпохи: архаическую и классическую.

Этот переходный период оставил значительно меньше культурных свидетельств, но зато в это время, были сохранены и записаны для потомков воспоминания о более древних эпохах, ставшие связующей нитью и подготовившие почву к последовавшему затем стремительному духовному расцвету.

3. К наивысшим материальным, духовным и культурным достижениям классического периода , подготовленным предшествующими законодательными и общественными реформами, Эллада поднялась сразу после побед в греко‑персидских войнах. Небывалый подъём национального духа, позволивший одержать победу над сильнейшим противником, стал источником величайшего духовного взлёта. Это выразилось в появлении множества художественных произведений, которые стали для нас свидетелями эпохи.

Великолепные описания образа жизни, быта, привычек и традиций древних эллинов можно найти во множестве сочинений античных авторов, начиная от «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или «Трудов и дней» Гесиода до наполненных бытописательными деталями комедий Аристофана , всеохватывающего «Описания Эллады» Павсания или энциклопедического «Пира мудрецов» Афинея .

Жизнь в древней Греции

Летосчисление

Есть разные мнения, какую дату принять за точку отсчёта, которой можно зафиксировать начало наиболее интересного для нас классического периода древней Эллады.

Логичнее всего последовать за самими эллинами, которые определили началом своего нового времени дату проведения , соответствующую в нашем календаре 776 г. до н. э . и ставшую первым объединительным символом Эллады.

До этого момента в каждом полисе была своя, порой очень запутанная, система измерения времени. А начиная с этой даты все они стали повсеместно отмерять время четырёхлетними отрезками , называвшимися номером соответствующей Олимпиады.

То было время стремительного роста новых городов‑государств, колонизации территорий Малой Азии, Апеннинского полуострова и Сицилии, развития торговли и ремёсел, совершенствования законодательства и судебной системы, зарождения наук, философии и искусства, переходя от власти царей и тиранов к общенародным, демократическим, принципам управления.

Семейная жизнь

Культ семейных отношений, достаточно сильный и в современной Греции, в античной был одним из устоев древнего общества.

Основа этого, конечно же, лежит в родовой общине раннебронзового века.

Например, описывая в «Илиаде» дворец троянского царя Приама, Гомер, рассказывающий о гигантском его размере, перечисляет всех многочисленных родственников, проживавших в этих покоях.

Безусловным главой родового клана являлся отец семейства, после которого власть переходила к старшему сыну, причём даже если тот был не рождённым в этой семье, а усыновлённым.

Власть главы семейства была настолько сильной , что он мог даже принести кого‑то из своих детей в жертву богам, если те её требовали. Такова, например, история Ифигении из той же «Илиады».

Если глава семейства попадал в нужду, он мог продать своих дочерей, а сына изгнать из дома за непочтительность, что даже было закреплено законодательством.

О чувствах молодых при заключении брачного союза никто не спрашивал: определяющей была цена выкупа , подаренного женихом будущему тестю, а иногда на невесту устраивался настоящий аукцион, а основным мотивом создания семьи было продолжение рода .

Считается, что женщина в греческой семье не имела права голоса. Это не совсем так: она имела свой определённый круг обязанностей по дому, за который отвечала, распоряжаясь рабами, продуктами, запасами и всеми домашними делами. За всё остальное отвечал мужчина.

Так, в «Одиссее» Телемах, сын Агамемнона, говорит своей матери Пенелопе: «Занимайся, как должно порядком хозяйства, пряжей, тканьём, наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе были своей: говорить же - не женское дело, а дело мужчины, и ныне моё. Сам у себя я один повелитель…»

Но при этом имущество семьи , особенно земля, не принадлежало единолично её главе: оно рассматривалось, как общая собственность и принятое от предыдущего поколения должно было передаваться потомкам не уменьшенным, а преувеличенным.

Понятию же рода придавалось огромное значение. Сегодня многие из нас вряд ли смогут вспомнить своих предков раньше третьего колена, греки же вели и помнили собственную родословную , исчисляемую порою веками.

Многие трагедии античного театра, особенно у Эврипида, начинались с описания родословной героев, и это нисколько не удивляло зрителей: каждый мог найти среди действующих лиц своего дальнего родственника. Отголоски такой клановости можно найти даже в современном греческом обществе.

Религия, церемонии и ритуалы

Свои жилища древние эллины строили из дешёвой глины, которой было в избытке в этих местах.
Лучшие же строительные материалы посвящались домам богов - храмам, которые вначале строились из довольно дорогого здесь дерева.

Но дерево - материал недолговечный, к тому же горючий, а многие проводившиеся в храмах церемоний сопровождались большим количеством открытого огня.

Одним из толчков к строительству шедевра классической архитектуры - великолепного комплекса Акрополя, стало сожжение старых деревянных построек на нём, захватившими Афины персами.

Поэтому, постепенно дерево стало повсеместно заменяться известняком , а затем и мрамором .

В свою очередь, массовое строительство храмовых комплексов дало мощный импульс развитию античной архитектуры , как искусства.

Значение религии в жизни эллинов было огромным. Без совета богов, выраженного в предсказаниях оракулов не начиналось ни одно важное дело.

Показателен полумифический сюжет захвата Пелопоннеса дорийцами , которые по совету оракула ждали, пока не сменятся у них три поколения, прежде чем начать завоевательный поход, окончившийся, как известно, быстрой победой и образованием государства Спарты.

Учитывая, что эти три поколения были заняты подготовкой к походу и созданием мощной армии, следует признать мудрость совета оракула.

Обряд бракосочетания

Немалый интерес для общего понятия о религиозной жизни эллинов представляет брачная церемония , которая совершалась не в храме, а у домашнего алтаря и символизировала переход девушки из одного семейства в другое: в отцовском доме совершалось жертвоприношение богам у алтаря, в конце которой глава семьи передавал установленной формулой свою дочь жениху, отрывал её от своего рода, отдавая другому.

Затем в сопровождении вестников, укрытая покрывалом и с венком на голове, в белых одеждах, её перевозили в сопровождении свадебных гимнов на колеснице в дом жениха.

Молодой вносил наречённую, изображая похищение, на руках в своё жилище. Невеста же должна была кричать, показывая, что входит сюда не по собственной воле, а, подчиняясь своему новому хозяину - мужу.

Тут уже проводилась настоящая свадебная церемония, где молодую представляли домашним богам у семейного алтаря жениха. Проводился обряд очищения водой и огнём, молодые делили между собой хлеб и фрукты, совершая затем совместную молитву богам.

Культ почитания мёртвых

Огромное значение в жизни эллинов имел культ почитания мёртвых , которые не считались умершими навсегда, а только лишь перешедшими в другое царство, причём по легендам некоторым, например, Гераклу даже удалось вернуться оттуда. Посещая могилы предков, родственники приносили им еду и питьё, как живым, чтобы те не чувствовали себя обделёнными в другой жизни.

Общественная жизнь

Замечательной особенностью античных эллинов, отличавшей этот народ от других и позволившей им справиться с многократно превосходившим их количественно противником, было значение роли и превосходства общественного сознания над личным .

Изрядная часть жизни мужского населения страны происходила не в домах, куда они приходили только для вечерней трапезы и сна, а в общественных местах, большей частью на Агоре , где торговля и производство совмещались, «не отходя от кассы», с политикой.

Искусство убеждения - риторики — почиталось на уровне поклонения. Общественный деятель, способный доказать, убедить, повести за собой удостаивался прижизненного почитания. Диспуты представителей различных философских школ на площадях собирали огромные толпы зрителей.

Безусловное подчинение законам , какими бы несправедливыми они ни казались, было в крови у жителей Эллады.

Так, великий Сократ, в несправедливости приговора которому были убеждены все его ученики, предлагавшие учителю бежать, безоговорочно подчинился вердикту суда и выпил приготовленную чашу с ядом. Ведь не сделай он этого, становились бессмысленными идеалы учения великого философа и огромный авторитет его среди граждан Афин.

Армия и флот

Греки - большие почитатели геометрического порядка и гармонии были одними из первых, кто стал применять в военных действиях боевые построения.

Железная дисциплина греческих воинов , стоявших насмерть, заставляла противника позорно покидать поле боя даже при многократном численном превосходстве. Это достигалось полноценным боевым воспитанием мужского населения с малолетства, особенно в .

Значение же флота в жизни древней Эллады трудно переоценить. Мало того что бόльшая часть страны была расположена на островах: превосходство на море позволяло иметь бесконкурентную торговлю во всём регионе Средиземноморья. Наилучший пример тому - Афинский морской союз, созданный по окончании персидских войн.

Искусство строительства кораблей , которого достигли античные мастера, поражает: в течение нескольких недель они могли построить и спустить на воду полноценный боевой флот. Плоды этого мастерства не затерялись во времени - греки и ныне одни из лучших мореплавателей и обладатели крупнейшего в мире торгового флота.

Одежда

Простота греческого костюма восхищает. Все его разновидности и детали строились из обычных прямоугольных кусков льняной или шерстяной ткани, скрепляемой на плечах и по бокам пряжками‑фибулами.

Богатый костюм от бедного отличала лишь раскраска , да богатство геометрического узора‑каймы. Основными типами узоров были классический меандр и критская волна.
В большей степени благородство происхождения владельца костюма подчёркивали различные ювелирные украшения. Женщины богато использовали косметику : румяна, сурьму, различные кремы, маски и смеси для волос.

Основу древнегреческого костюма составляла нательная рубаха: хитон - у мужчин, туника - у женщин, которые надевались дома, при выходе же наружу к ним добавлялись различные виды плащей: длинный гиматий и короткая хламида, а также накидки: калиптра и пеплос.

Одежда же рабов , а зачастую также и крестьян, рыбаков, охотников, пастухов, городской бедноты могла состоять только лишь из набедренной повязки.

Хождение босиком отнюдь не считалось признаком бедности, хотя самой популярной обувью были всё‑таки сандалии , состоявшие из привязываемой к ноге ремнями деревянной, пробковой или верёвочной подошвы. Кроме того, популярными были кожаные или войлочные сапоги‑эндромиды.

Головные уборы из фетра или соломы использовались чаще всего в непогоду либо для защиты от солнца при длительных прогулках. С этой же целью брали в дорогу различные вееры и опахала .

Большое значение во внешнем виде античными греками, особенно женщинами, придавалось причёске и украшению волос шпильками, диадемами, лентами и т. п.
Для мужчин же основным украшением, можно даже сказать, деталью костюма, была борода , считавшаяся признаком достоинства и мудрости.

Мебель

Самым распространённым типом сидений были полускамейки‑полулежанки , на которых располагались во время ужинов‑симпосиумов.
Этой же цели служили низкие столики на коротких ножках . Также в большом ходу были складные стулья‑дифры с ножками в виде буквы «Х» и полотняным либо плетённым из верёвки сиденьем.

Кресла с подлокотниками - троносы — имелись только в знатных домах, да в царских дворцах, служа одним из символов верховной власти.

Большое значение придавалось изготовлению и украшению кроватей . Они производились из дерева и украшались богатой резьбой, а порой и настоящими скульптурами. Для хранения одежды и ценных вещей служили различные сундуки , которые также украшались резьбой или инкрустацией.

Другой мебели в домах практически не было , даже в кладовых съестные запасы хранились в глиняных сосудах, стоявших прямо на полу. На кухнях также имелся очаг для приготовления пищи.

В холодное время года для отопления жилищ применялись глиняные или металлические жаровни с углями, которые растапливались на улице, а затем вносились в дом. Они же служили и примитивными светильниками. Если требовалось больше света, зажигались масляные лампы, либо факелы.

Посуда

Керамическое искусство в древней Греции достигло небывалых до того вершин.
Недаром крупнейшим и старейшим районом древних Афин был гончарный квартал Керамикос, практически примыкавший к центральной торговой площади Агоре.

Но самой замечательной особенностью гончарного искусства древней Греции стал переход от простых геометрических узоров на ранних стадиях развития к украшавшим изделия из керамики настоящим художественным произведениям.

Благодаря этим потрясающим картинам, порой настоящим шедеврам, ставших свидетелями эпохи, мы можем узнать множество мелких деталей из бытовой жизни античных греков, а некоторые изображения сопровождались надписями, как, например, хранящаяся в Эрмитаже ваза .

Кстати, даже по раскраске изображений на посуде можно было определить время её создания: черные фигуры на красном фоне - более ранние, чем красные на тёмном.

Разнообразие форм греческой посуды также впечатляет. Это пифосы и скифосы, амфоры и фиалы, лекифы и килики, кратеры и гидрии, инохойи и киафы, канфары и ритоны. Даже археологи порой долго ломают голову над предназначением того, или иного предмета.

Были в ходу у эллинов и всевозможные шуточные приборы : чаши, обливавшие вином того, кто начинал из них пить либо, наоборот, не позволявшие утолить жажду, как их не наклоняй.

Другой особенностью древнегреческой посуды было наличие, помимо обычной бытовой утвари, большого количества всевозможных разновидностей крупнообъёмных сосудов для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов. Несомненно, их появлению способствовало всемерное развитие торговли в Средиземноморье.

Еда и вино

Многие продукты, ставшие символом современного греческого стола, например, помидоры, в античные времена ещё не были известны в Европе. Это касается и картофеля, баклажанов, перца, риса и некоторых других растений.

Столь любимые греками табак и кофе также появились значительно позже. Тем не менее другие овощи: огурцы, морковь, лук, капуста, кабачки, редис, были широко представлены на столах греков.

Основой же повседневного рациона были различные бобовые: многочисленные виды фасоли, горох, чечевица и др. Большое значение имели дары моря: рыба и морепродукты, имевшиеся в каждом доме. Мясо употреблялось повседневно только в богатых семьях, а в просто зажиточных, или тем более бедных, лишь по праздникам, когда совершались жертвоприношения богам.

Исключительную роль в рационе играли всевозможные виды сыров. Надо сказать, что искусство сыроделов в Греции достигло очень высокого уровня, а широко известно и распространено оно было уже во времена Гомера. Так, в «Одиссее» циклоп Полифем, захвативший в плен мореплавателей, занимался изготовлением сыров из овечьего молока.

Огромное значение в рационе древних эллинов имел хлеб из пшеничной или ячменной муки , видов которого было множество. Его роль была столь значительной, что трапеза без хлеба даже считалась греховной, неугодной богам. По сути хлеб составлял основу стола, остальные же блюда были к нему просто добавкой. Кроме пресного хлеба, был уже известен и дрожжевой, который считался деликатесом из‑за своей дороговизны.

А специальной формы сосуды для закваски назывались, кстати, «клибанос» . Возможно, от этого слова произошло и русское - хлеб.

Бесценный дар богини Афины - оливковое дерево было предметом постоянного почитания и благодарности за этот подарок любимой и мудрой богини. Ценность же оливы состояла в том, что её использование не имело никаких отходов: всё, начиная от плодов, и, заканчивая древесиной и листьями, шло в дело. Масличные плоды и оливковое масло занимали в повседневном рационе подавляющее место.

Культ виноградной лозы и вина, выражавшийся в поклонении одному из любимых греческих богов - Дионису, был из наиболее распространённых в древней Элладе. Вино же в рационе эллинов занимало одно из ведущих мест. Употребляли его трижды в день, с каждым приёмом пищи.

Кстати, известная многим процедура разбавления вина водой играла совершенно противоположную роль. Древние не вино разбавляли водой, а добавляли его в последнюю с целью её дезинфекции.

Торговля и ремесло

Первым народом древнего времени, жившим в основном за счёт торговли были финикийцы - знатные купцы и мореходы. Эллины позаимствовали у них очень многое, в том числе, взяв за основу своего алфавита финикийскую письменность. И не просто позаимствовали, а значительно развили и усовершенствовали в дальнейшем.

Значение торговли в жизни эллинов было столь велико, что центральной площадью многих крупных городов была рыночная Агора. Но здесь не только занимались торговлей. В Афинах, например, на Агоре находилась высшая скала Совета и Верховного суда - Ареопаг .

Тут же проводились народные собрания свободных граждан, принимавшие эпохальные решения. Здесь выступали ораторы, и читали лекции философы… Всё, ради того, чтобы, занимаясь общественной жизнью, не отвлекаться от главного дела - купли‑продажи.

Рядом с Агорой, а то и прямо в торговых павильонах располагались мастерские ремесленников: ткачей, кузнецов, краснодеревщиков, ювелиров и др., а чуть поодаль, для защиты от сильного запаха, находилось кожевенное производство. Многие изделия древних ремесленников до сих пор пленяют красотой и изяществом ценителей прекрасного.

Развитие торговли потребовало создания товарных эквивалентов - денежных знаков.

Именно древнегреческие меры веса: талант и драхма, ставшие затем названиями монет были первыми получившими повсеместное распространение валютными единицами древнего мира.

Наука и образование

О том что Греция - родина большинства наук известно всем, и эта тема требует отдельной большой статьи. Большинство граждан Эллады были довольно образованными людьми. А недостаточное образование считалось даже пороком.

Например, существовал закон, позволявший сыну не заботиться об отце в старости, что в общем случае считалось огромным грехом, если младший смог доказать, что его родитель, имея на то возможность, не дал своему отпрыску какого‑либо образования.

Священный остров Крит с подробной историей о жизни богов — читайте