Есенин но люблю тебя родина кроткая. Сергей Есенин — Русь: Стих

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки за ветками,
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ.
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой -
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой,-
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут ро́дные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,

Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Анализ стихотворения «Русь» Есенина

Есенин редко упоминает в своем творчестве военную тему. Поэт был носителем крестьянского мировоззрения, согласно которому война – величайшее бедствие. Браться за оружие крестьянин мог только в самом крайнем случае. Есенин был далек от великодержавного патриотизма. Он с презрением относился к тем, кто громче всех призывал к победоносной войне. Такие агитаторы не принимали участия в боевых действиях. Своими жизнями расплачивалось многомиллионное крестьянство, к которому поэт питал огромное уважение. Свои взгляды Есенин выразил в стихотворении «Русь (Потонула деревня в ухабинах…») (1914 г.). Оно стало откликом поэта на начавшуюся Первую мировую войну и массовый призыв в армию.

Автор описывает необъятную крестьянскую Русь, наполненную волшебством и суевериями. Простой народ живет в таинственной и загадочной атмосфере. Крестьяне продолжают наивно верить в нечистую силу, которой приписывают все беды и несчастья.

Есенин понимает все ограниченность крестьянского мышления, но именно за эту простоту безгранично любит сельских жителей. В патриархальном образе жизни он видит сохранение вековых устоев, которые не подверглись разрушительному влиянию цивилизации. Автор с восторгом наблюдает за нехитрыми деревенскими развлечениями на фоне родной природы.

Разразившуюся войну поэт сравнивает с пророчеством «черных воронов». Известие сопровождается зловещими признаками в природе («грянул гром», «тучи… кутают лес»). Крестьяне никак не выражают своего недовольства или нежелания идти на войну. В их сознании это событие приравнивается к стихийному бедствию. Простые люди в глубине души понимают, что только они являются «опорой в годину невзгод».

Для высшего командования рядовые бойцы становятся пушечным мясом, которым никогда не оскудеет русская земля. Но каждого из них с надеждой ждут дома. На чтение редких писем собираются всей деревней. Есенин разделяет боль своего народа. Он чувствует свое кровное родство с ним. Поэт убежден, что русскому народу всегда помогала искренняя вера в торжество справедливости. Простые солдаты чувствуют поддержку своих матерей и жен. В своих воспоминаниях они обращаются к родным местам, и это позволяет им в условиях жестокой войны оставаться людьми.

Есенин не высказывает прямо антивоенных взглядов. Но в описании родной природы и горе оставшихся в деревнях женщин чувствуется глубокая неприязнь автора к войне.

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ...
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой -
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, -
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Примечания

На обороте автографа (ЦГАЛИ) рукой Есенина даны объяснения к ряду слов стихотворения: В погорающем инее - облетающем, исчезающем инее. Застреха - полукрыша, намет соломы у карниза. Шаль пурги - снежный смерч (вьюга) (зга) (мзга). Бласт - видение. —

«Русь (Потонула деревня в ухабинах…)» Сергей Есенин

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь – везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ…
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой –
Как то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Анализ стихотворения Есенина «Русь (Потонула деревня в ухабинах…)»

Юный Есенин был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914 году, когда поэтом было написано стихотворение «Русь», идеи свержения самодержавия уже активно внедрялись в народные массы. Молодой поэт не стал исключением среди своих сверстников, которые выступали за отмену самодержавия. Однако если будущие революционеры преследовали лишь цель захватить власть, то Есенина гораздо больше волновала судьба обнищавших сел, находящихся на грани вымирания. Поэт рассчитывал, что именно революция вернет людей к земле и позволит им честно трудиться на собственных полях и лугах. Пока же автору остается лишь с горечью констатировать: «Потонула деревня в ухабинах», Причем, речь идет не только о не обустроенном быте сельских жителей, но и об их дремучести . Автор убежден, что из-за своих суеверий люди сами лишают себя возможности жить счастливо и пользоваться плодами прогресса. Действительно, трудно вести речь о механизации деревни, когда ее жителям в каждой проруби мерещатся колдун, а пеньки ассоциируются с лесной нечистью.

Тем не менее, Есенин признается, что очень любит свою родину, которая не лишена первозданной красоты, хотя и не понимает, почему испытывает столь теплые чувства, когда слышит сельские песни и видит, как танцуют девушки у костра.

Однако поэт понимает, что деревенские будни не располагают к праздности. Особенно в это сложное время, когда все мужское население сел демобилизуют и отправляют на фронт. Но так было испокон веков, и Есенин отмечает: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод».

Действительно, участь мужчин – защищать свой дом, а судьба женщин – ждать их возвращения. И к подобному Есенин относится вполне спокойно, считая, что по-другому быть просто не может. Иначе рухнут вековые устои, и русское село перестанет существовать. Поэтому поэт с особым трепетом относится не только к тем, кто уходит на войну, но и к тем, кто остается ждать их возвращения. «Я люблю эти хижины хилые с поджиданьем седых матерей», — подчеркивает автор. Тем не менее, сам он мечтает о том, чтобы война, которая уже обескровила его родину, закончилась как можно скорее, и в села вернулись землепашцы. «Я хочу верить в лучшее с бабами, тепля свечку вечерней звезды», — отмечает Есенин. Для него село – это постоянный труд, поэтому автор воздает должное русским крестьянам, восклицая: «Мир вам, грабли, коса и соха!». И в этом восклицании слышится не только подлинная любовь к родной земле, но и благодарность всем тем, кто хранит древние традиции Руси в столь непростое для нее время.

Поэма «Русь» была написана в 1914 г., когда Есенин жил в Москве. Работая в типографии, он познакомился с членами Суриковского кружка, объединявшего поэтов, музыкантов из народа. На их собрании была публично прочитана «Русь» в начале 1915 г. С точки зрения одного из членов кружка, С. Фомина, этим стихотворением Есенин приобрёл себе известность и имя. Произведение восхитило многих, Клюев назвал его «прекрасной белой Русью».

Поэма была напечатана в мае 1915 г. в «Новом журнале для всех», а в июле-августе 2017 г. в журнале «Северные записки».

В поэме отражено отношение Есенина к началу войны.

Литературное направление и жанр

Поэма тяготеет по тематике и образным средствам к так называемой новокрестьянской поэзии, которая, впрочем, полноценным направлением не стала. Современники называли произведение большим стихотворением, с современной точки зрения это поэма, имеющая лиро-эпическую природу. Современная классификация жанров относит произведение к малой поэме. Малая поэма, имея выраженный эпический сюжет, характеризуется небольшим для поэмы размером. При этом она не имеет примет баллады (героических и фантастических элементов).

Тема, основная мысль и композиция

Поэма состоит из 5 частей. Первая часть – пейзажная зарисовка деревни вьюжной зимней ночью. В этой же части появляется мотив опасности и наваждения: волки, нечисть, колдуны. Русь представляется страшным, дремучим в прямом и переносном смысле местом.

Вторая часть – признание лирического героя родине в любви. То, за что герой любит Русь, связано с весенне-летним циклом крестьянских работ и перемежающихся с ними развлечений.

Третья, центральная часть начинает эпический сюжет, связанный с пейзажными зарисовками первой и второй строф. В ней описан уход деревенских ополченцев на войну.

Четвёртая строфа сообщает о приходе весточек с войны и о том, как их читали и слушали в деревне. Единство и родственность всех жителей деревни, с точки зрения лирического героя, характерно для русского человека. Одна деревня и поведение её жителей олицетворяет всю Русь.

В последней строфе содержится лирическое размышление героя о том, что именно он любит в своей родине. Это характеристика сильных и слабых сторон любимой родины.

Тема поэмы отражена в названии - родная земля.

Основная мысль состоит в ответе на вопрос, за что лирический герой любит родину. Оказывается, любят не за что-то и не вопреки чему-то (например, дремучести и забитости). Лирический герой просто перечисляет те общечеловеческие или, наоборот, немудрящие ценности, которые дороги его сердцу. Прежде всего, это природа и народ, единения с ними желает поэт.

Тропы и образы

Есенин использует привычную для себя образную систему. Описывая зимнюю деревню в первой части, поэт создаёт образ утонувшего, гиблого места. Метафора «потонула деревня в ухабах» в остальных строфах усиливается: небеса синеют не над нею, а кругом, словно вода, зла и колдовства лирический герой тоже ожидает из воды, из проруби.

Для описания деревни писатель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (избёнки, огоньки). Горящие окна сравниваются с совиными глазками. Этому вызывающему сочувствие и умиление миру противостоит зимняя природа, описанная с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: леса заслонили избёнки, кочки и впадины, тощие поля окружили их. Сумерки вокруг долгие и зимние, мглистые , волки грозные , заморозь злая . Но не природа – враг деревни. Есть что-то более страшное – неизвестность, которую крестьянское сознание связывает с колдовством. Пеньки подобны лесной нечисти, колдуны запугали людей, как волки – лошадей.

Вторая часть противопоставлена первой. Русь характеризуется как милая и кроткая родина, которую лирический герой любит безотчётно. Русь в этой части олицетворяется и описывается с помощью синекдохи, то есть редкие радости («твоя радость короткая») русского народа переносятся на Русь. Радость связана с крестьянским трудом (покос) или с народными забавами (громкая песня, «отдых в шелку купырей»). Вторая часть стихотворения наполнена резкими и радостными звуками, движениями, которые передаются глаголами или отглагольными существительными: гуд комаров, «гаркнут ребята тальянкою», «выйдут девки плясать». В этой же части описана народная красота: очи сравниваются с чёрной смородиной и углями, брови метафорически называют подковами.

Третья часть начинается описанием вселенской катастрофы, которая охватывает всё живое. Чёрны вороны приносят беду (фольклорный мотив), а остальная природа страдает. Леса – от «вихоря», пена с озёр машет саваном (метафора), сообщая о смерти. Чаша неба расколота (метафора), сами небесные устои метафорически соотносятся с церковным потолком, на котором раскачиваются лампадки.

Беда для крестьян – это война. Мирные пахари превращаются в добрых молодцев, не изменяя своей мирной сущности, но всё же являясь опорой Руси «в годину невзгод». Забота о них слободских баба проявляется в такой детали, как пышки на сахаре.

Крестьяне принимают уход на войну как должное, со смирением: «Без печали, без жалоб и слёз».

Четвёртая часть о том, что оставшиеся жители деревни, объединённые общей бедой, начинают действовать как единое целое. Эта часть начинается с вопросов об ушедших воинах, которые тревожат каждого. Чтение писем от воинов чётницей Лушей действительно напоминает церковное чтение Писания, когда все молятся вместе, но каждый о своём.

Пятая часть лирическая. Герой перечисляет те предметы и явления, которые делают его родину любимой. Она нравится ему в своей печали, разрушении и несовершенстве: хилые хижины, берестяные лапоточки, символы мирного труда пахаря – грабли, коса и соха. Важен для автора и образ вечно ждущих матерей – сквозной образ есенинской поэзии.

Любовь лирического героя так велика, что он готов слиться с родной природой, буквально превратиться в куст (это уже не метафора, а метаморфоза). Лирический герой ощущает себя частью своего народа, он разгадал «их думы несметные». Все народные чаянья связаны с мирной трудовой жизнью. Эти мысли даже пересиливают думу «разлуки с родимыми». Последнюю нарисованную в воображении читающих письма картинку природы Есенин создаёт с помощью эпитетов и метафор: весёлый покос в мягких травах с бусами рос.

Последняя строфа почти повторяет первую строфу второй части. Эта деревенская идиллия закольцовывает композицию.

Размер и рифмовка

Вся поэма написана трёхстопным анапестом, прекрасно имитирующим живую речь. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Русь
Сергей Есенин

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.
Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны. ..................

Читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.