Евгений Ямбург: биография и деятельность.

Заслуженного учителя России, доктора наук и академика, директора «Центра образования № 109» Евгения Ямбурга знают почти все. Сам он начинал работать учителем ещё при Брежневе, а теперь его школа уже много лет реализует идею интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Он называет свою воспитательную систему «адаптивной школой», поэтому здесь есть место каждому ребёнку вне зависимости от способностей, особенностей развития и социального круга. «Мел» поговорил с Евгением Ямбургом об управлении школой, семейном обучении и о том, почему не нужно воспитывать детей-диссидентов.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сейчас, как никогда, заметна разница в суждениях теоретиков и практиков. Первые пугают, что если школа не откажется от классно-урочной системы, то погибнет как институт. Вторые уверены, что эта форма организации ещё долгое время будет незаменимой, если не сказать ведущей.

Ну вот смотрите. С одной стороны, я директор школы с 40-летним стажем, я всё время нахожусь в школе и общаюсь с детьми и учителями - практик. С другой стороны, я академик и доктор наук - теоретик. Уроку 400 лет, и когда его начинают хаять, я обычно говорю: «А колесо ещё древнее!». Вопрос нужно ставить иначе: не либо то, либо другое, а и то, и другое.

Кроме урока существует проектная деятельность, у ребят очень много возможностей экспериментировать за рамками урока

Знаете, у замечательного русского философа Владимира Соловьёва есть книга «Оправдание добра». В ней он писал, что образование должно быть консервативно-революционным. Потому что если оно будет совсем революционным, мы разрушим в пух и прах все традиции, а если только консервативным - мы отстанем.

Урок меняется. Вы, наверное, знаете, что сейчас часто применяется перевёрнутый урок. Детям даётся задание в интернете, с которым он справляется дома самостоятельно, проводит какие-то исследования. А на школьном уроке проходит дискуссия. Конечно, при участии учителя-модератора, который помогает не скатиться ребятам на гавканье, как обычно происходит в телевизионных ток-шоу.

Умение планировать и распределять свободное время сегодня определяют как важнейший навык ХХI века. Кто этому должен научить - школа или семья?

Во ФГОСах (федеральные государственные образовательные стандарты - Прим. ред.), которые, к сожалению, до сих пор не все понимают, включая учителей, написано просто и сложно одновременно: наряду с предметными компетенциями (частицу «не» с глаголом всё-таки надо писать отдельно, а уравнения первой и второй степени всё-таки нужно научиться решать) мы должны давать детям метапредметные компетенции. Они включают в себя умение работать с информацией, умение работать в команде, умения планировать и распределять своё время. И много чего ещё. В этой ситуации есть тонкая и сложная вещь.

Обучая детей, мы должны формировать личностные смыслы, которые сделают эти знания необходимыми и осознанно воспринимаемыми

Осуществить это в отрыве от семьи невозможно. Сейчас даже в стандартах дошкольного образования написано, что создание «детско-взрослого сообщества» - одна из главных задач. Так что ответ на ваш вопрос такой: и семья, и школа несут ответственность за формирование этих действительно необходимых навыков.

Что вы думаете о модном направлении «хоумскулинг»? Может ли семейное обучение конкурировать с традиционным?

Первыми лет 15 назад это явление пережили скандинавские страны, а мы сейчас догоняем. Школа для всех разная. Для кого-то - тюрьма, для кого-то - демократичное место социализации. Но каждого может коснуться такая объективная вещь, как усталость от школы как от института. И тогда можно говорить о семейном образовании как о временной мере. Оно также допустимо, когда семья уезжает за границу, а при посольстве нет русской школы. Или существует непреодолимый страх перед школьным буллингом.

Заменит ли семейное обучение традиционную школу? Нет, не заменит. Потому что у него есть тёмные стороны

Я доктор наук, но я бы ни за что не взялся обучать самостоятельно ни детей, ни внуков, потому что не считаю себя корифеем всех наук. Я очень хорошо помню, как моя мама-учительница, чтобы определить меня в детский сад, вынуждена была устроиться туда же воспитательницей. Когда она приходила к нам в группу - я становился неуправляемым. Приходила чужая тётя - шелковым. Это же старая истина - нет пророка в своём отечестве.

Или возьмём, к примеру, сложных социопатических детей. Я разрешаю их родителям при необходимости присутствовать на уроках. Вы думаете, дети довольны? Они воспринимают это как наказание, заговор против себя.

Когда начинаешь задавать конкретные вопросы сторонникам семейного обучения, конкретных ответов не получаешь

Да, они очень любят своих детей. Но тут сразу напрашивается ещё один пример. Помните Бенджамина Спока? Одно время все его читали. Америка содрогнулась от двух поколений истериков, которых воспитал доктор Спок. Залюбленные детки, которые ни в чём не знали отказа. Выйдя в социум, они получили фрустрацию, стресс вплоть до суицида. Поздний Спок, конечно, осознал свои заблуждения. Теперь у него есть главы об авторитете, принуждении, без которых невозможно воспитать и выучить человека. Ведь учение - это труд и самопреодоление. Не может быть всё сладеньким в образовании! Но кто же читает позднего Спока?

Также сегодня многие уповают на дистантное обучение. Но это тоже миф. Лишь 15-20% мотивированных взрослых людей доходят до конца какой-нибудь программы или курса. А мы говорим о детях. Ведь надо взять себя за уши, освободить время и заставить выполнять все эти задания. Здесь много опасных вещей. Но хозяин - барин. Это не запрещено.

Однажды я оказалась на мероприятии, где увидела в концентрате молодых московских директоров. Честно скажу, я не ожидала, что их так много. Вот как в 25 лет возможно управлять не только детским, но и взрослым коллективом? Какие для этого нужны качества?

Меня назначили директором ещё при Брежневе, в 26 лет. Потом я написал книгу «Педагогический декамерон», в которой рассказывал о своих ошибках и о том, сколько дров наломал, когда был молодым директором. Надо понимать, что это не вкусненькая, а сложная и довольно скучная работа. И результат своей работы ты не получишь сразу, а, дай бог, через 20 лет. Ты вечно на острие пересечений - дети, родители, коллектив. И твой кабинет - это, простите, сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо.

Я лишь сейчас сформулировал, что такое управление. Управление - это умение перевести себя в режим обеспечения. То есть засунуть своё творчество подальше

Книжки и сценарии я пишу по ночам. Это для удовольствия. А остальные 90% - это финансы, материальная база, снабжение здания теплом. Директор отвечает за всё. Люди возрастные с трудом выдерживают, тем более условия труда изменились. Я работал и в СССР, и при перестройке, и при перестрелке. Мне есть с чем сравнить. Поэтому меня радует, что приходят молодые, в хорошем смысле наглые и дерзкие директора. Многие из них мне очень нравятся этими качествами.

То есть сейчас крен в сторону директора-управленца, нежели в сторону директора-педагога?

В начале моего пути директор был прежде всего первым педагогом школы. Тогда о финансах голова не болела, потому что вся система работала иначе. Но когда ты молодой и коллеги старше тебя, это довольно сложно. Нужно заслужить авторитет и доказать, что ты не медведь. Я устраивал открытые уроки для педагогов школы. В общем, всячески работал над этим.

Спустя какое-то время на директора возложили обязанности менеджера, а педагогические вещи оставили его заместителям. Это была ошибка, и очень серьёзная

Если ты не овладел менеджментом - ты просто погубишь школу. Но в грамотном пособии по менеджменту вы прочтёте одно жесточайшее положение: управление должно быть объектно-ориентированное. В переводе на простой язык это означает, что после общих законов управления - холдинг, банк, школа, - начинается специфика. Не зная объекта, ты - паршивый управленец. А какая была задача? Обучить директора менеджменту. Вот тут и возник перекос: одно дело распределение финансового потока (чисто менеджерская задача), а другое - знание объекта, то есть контингента учащихся. Ведь все школы разные. В гимназии, лицеи с тройным отбором, где учатся, условно говоря, продвинутые дети, при финансовых потоках нужно купить 3D-компьютеры, интерактивные доски и прочее сверхсовременное оборудование. А в другие - где, извините, полно невротиков, психотиков и так далее - интерактивное яйцо (специальная инсталляция), чтобы вести психологическую работу, потому что учеников опасно подпускать к технике. Деньги и там, и там большие. Но что-то будет использоваться, а что-то - стоять.

Но надо сказать, что ситуация выравнивается. В школе появился специальный человек - заместитель по ресурсам, который следит за финансовыми потоками, тендровыми вещами. Поэтому теперь у меня более-менее развязаны руки для любимой педагогической деятельности и театра. Но стратегическую линию всё равно определяет директор, который должен быть в курсе, каким образом устроена менеджерская система.

В общем, нелёгкая эта работа - быть директором, тем более таким, который всегда на виду и на слуху. Всем не угодишь и хорошим для всех не будешь. Кстати, а известность вам мешает или помогает?

Знаете, мне очень повезло. Меня жизнь сводила с такими людьми, по сравнению с которыми я очень средний человек. Это не кокетство. Меня судьба свела с Булатом Окуджавой, Аркадием Стругацким, Зиновием Гердтом, священником Александром Менем и далее по списку. Обращаю ваше внимание на то, что это были абсолютно не амбициозные, в хорошем смысле простые люди - без настройки сверху. Они никогда не надували щёки, с кем бы ни беседовали.

Как-то я, будучи мальчишкой, сказал, что даже мечтать не мог о знакомстве и дружбе с такими людьми. На что Булат мне ответил: «Каждый в своей жизни должен познакомиться с тем, с кем должен».

Важно в жизни иметь людей, перед которыми хочется встать на цыпочки. Но я своё место понимаю хорошо. Я - посредник, переводчик

С языка высокой культуры я перевожу на язык учителей. Это важная миссия. Культуролог Григорий Померанц, с которым мы дружили много лет, использовал такую метафору: «Лестница Якова, по которой он поднимался к Богу, высока, но с каждой ступени видны звёзды». Поэтому я смотрел вверх на них. А кто-то снизу - на меня. И это правильно. Это ликвидирует ситуацию, когда понты дороже денег. А вот детям вообще наплевать, кто перед ними - академик, доктор наук. Я каждый раз захожу в класс «голым». Расслабляться нельзя, а упиваться величием пошло. Я до сих пор делаю глупости, как любой человек. Но надо тянуться к звёздам.

Как только ты перестаёшь карабкаться наверх, то сразу начинаешь падать вниз. Это бодрит

Но я хочу сказать, что любая публичность - это мука. И вы правы, для всех хорошим не будешь. У всех свои представления, о том, что такое хорошо. И я не обязан всем делать хорошо. Да и невозможно это. Вот одна мама просит, чтобы её ребёнку врезали, как следует, потому что она с ним сама не справляется, а другая родительница готова за двойку подать на нас в суд.

А как научить ребёнка не пытаться быть хорошим для всех, не поддаваться стадному чувству, не ломаться под общественным мнением? И можно ли научить - или стержень либо есть, либо его нет?

Можно. Знаете, есть прекрасная книга Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Там ответ на ваш вопрос. Я не буду пересказывать книгу, но убедительно прошу вас её прочесть, если вы не читали. Попав в нечеловеческие условия, мама-инвалид занимается со своей шестилетней дочкой. Она делает всё возможное и невозможное, чтобы сохранить в ребёнке достоинство, силу духа и веру в людей. Эта книга должна быть настольной в каждой семье.

Сегодня идёт борьба «за горстку благ» - не за кусок хлеба, а за икру. Очень много делается, чтобы развратить детей. Я не про порнографию. Я про карьерные проекты, конкуренцию, манипуляции. А помните, как у Окуджавы?

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь, как человек.

Я никогда не стремился воспитывать детей-диссидентов. Всегда был против их выхода на площади и баррикады.

Это опасно, так как они склонны к виктимному поведению и использовать их - преступление. Но наращивать степень внутренней свободы, которая поможет потом не поддаваться манипуляциям и не соблазняться вкусным куском, надо. И это главная работа семьи.

Напоследок поинтересуюсь: как вам неожиданные министерские перестановки перед самым началом учебного года?

Есть два постулата, которые должен соблюдать интеллигентный человек. Первый - не бросать камней вслед уходящему (а Ливанов очень много сделал на своём посту). Второй - судить о пришедшем не по словам и слухам, а по его реальным делам. Поскольку Васильева только начинает свою работу, я не готов давать ей оценку заранее и меня мало интересуют чьи-либо заявления. Будем жить - посмотрим.

Адаптивная модель школы Ямбурга

4.Школа Ямбурга

Официальное название этого государственного среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова.

За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом Российской академии образования и вообще сделался знаменит. Сама же школа из экспериментальной площадки, где обкатывалась "адаптивная модель" (приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не наоборот), превратилась в многопрофильный центр образования: детский сад, начальные классы, гимназия, лицей, классы педагогической коррекции... Школа Ямбурга - это еще и собственный театр, конюшня, флотилия с двумя пароходами и несколькими морскими ботами, мастерская художественных ремесел, кафе, парикмахерская, медицинские кабинеты... Это, если угодно, Ямбург-Сити, где чего только нет.

Директор столичного Центра образования № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Александрович Ямбург еще и веселый человек. В коридорах на стенах в рамках не классики, а карикатуры на учителей. В приемной директора - раскрашенное скульптурное изображение самого Ямбурга, уменьшенного раза в полтора. Наверное, чтобы каждый, даже первоклашка, смог почувствовать себя с ним на равных.

ЦО N 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной модели школы (самому заведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся). Однако директор Ямбург говорит: "Я совсем не считаю, что мы схватили бога за бороду. Нам еще работать и работать".

В советские времена эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизованную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно и так же подпольно внедрялся в практику.

Сегодня адаптивные школы работают в 60 регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Сам автор системы Евгений Ямбург подсчетом своих последователей не занимается и подчеркивает, что прочие адаптивные школы не являются копиями ЦО N 109 - педагоги там могут применять другие методики. Главное - сохранение основных принципов.

Каждая школа в идеале должна иметь свое лицо. В этой - никаких серо-зелено-голубых стен, атмосфера, в которой проводят время дети, не должна отдавать казенщиной. Другой принципиальный момент - есть все, что нужно для учебного процесса. Однако в ЦО о количестве компьютеров и прочего оборудования упоминать не принято, главное - техника обучения. Между тем недавно центр приобрел партию ноутбуков для учеников коррекционных классов. Достаточно показательно. Если речь идет о частной школе, тот тут уж сам бог велел организовать "удобства" на уровне выше среднего. А вот государственные учебные заведения, как правило, в этом отношении не блещут. В прямом и переносном смысле. Евгений Александрович говорит, что сам, приезжая с инспекциями в другие школы, в первую очередь обращает внимание на состояние сантехнических помещений, и специально показывает мне туалеты и умывальники - светлые кафельные полы, цветы, рыбки в аквариуме...

Школа обзаводится фирменными "фишками". Например, не так давно появился кусочек Старого Арбата - в него превратили один из холлов: почти настоящие фонари, макет фасада здания, где жил Окуджава, скамейки и небольшая площадка, которую можно превратить в импровизированную сцену.

На стенах - шаржи на учителей, видимо, для создания неформальной атмосферы. Естественно, никто не обижается - так принято. Уменьшенная копия директора школы, изготовленная из папье-маше, - прямо перед его кабинетом.

Несмотря на внешнюю и внутреннюю презентабельность, эта школа, говоря языком персонажей книги Чуковского "От двух до пяти", самая что ни на есть "всехняя". В том смысле, что "резать" вашего ребенка при поступлении никто не будет. Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положения семьи. И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, так называемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми. "Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее, что к школе мы ребенку поможем прийти в норму", - объясняет Евгений Ямбург. Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобы не взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы. На практике предпочтение отдают все же жителям близлежащих районов.

Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.

В детском саду ЦО N 109 есть группы, работающие по методике развития Монтессори, традиционные группы, были группы, использовавшие элементы вальдорфской педагогики, и т. д. Как будут учить вашего ребенка и в какой группе, зависит от его знаний, навыков и способностей.

Вопрос, волнующий родителей сразу после поступления, - в какой класс попадет ребенок? Система на первый взгляд сложная - обычные, коррекционные, гимназические, лицейные классы... Но она как раз и нужна для того, чтобы детям с разным уровнем развития нашлось место в школе и чтобы при этом они чувствовали себя комфортно.

Понятно, что коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, на тех, кому учиться в обычном классе будет трудно. Учиться в гимназическом или лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, но и гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранных языка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.

Бывает, что в коррекционный класс идти не хочется. Причем сопротивляются родители. По словам директора школы, в таких случаях приходится долго доказывать, что коррекционный не значит плохой. Работа с родителями - удел не только дирекции, но и психолого-педагогической службы, без которой, по мнению Евгения Ямбурга, адаптивной школу сделать невозможно. Упрямцам разъясняют, что в коррекционном классе ребенку дадут те же знания - согласно государственному стандарту, но с применением других педагогических техник. Что в таком классе вдвое меньше учеников и потому педагог имеет возможность уделять каждому больше внимания. И что некоторым детям лучше на первых порах заниматься здесь и затем, подтянувшись, перейти в обычный класс, нежели изначально попасть в ситуацию постоянного неуспеха.

В гимназию поступают на конкурсной основе и по желанию: хочешь - сдавай туда экзамены, не хочешь - иди в общеобразовательный класс. Задачу поступления в лицей ЦО N 109 усложняет то, что туда принимают не только учеников центра - поступать может любой. Равно как и готовиться к поступлению на специальных курсах при центре. Обучение в лицее начинается с девятого класса.

Примечательно, что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимально щадящи. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то есть поступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той же схеме - на территории начальной школы.

Кстати, обучение в гимназических классах начинается не с пятого года обучения, как в других российских школах, а с шестого. На пятом же дети привыкают к новым педагогам, новой системе построения учебного процесса и т. п. Для учеников и это - достаточно серьезный стресс, подчеркивает Евгений Ямбург.

Занятия В ЦО N 109 продолжаются примерно до часа-двух дня. А после начинается самое интересное.

Например, у школы есть своя конюшня с 27 лошадями. Дело в том, что администрация ЦО решила ввести в школьный обиход иппотерапию. Показаний к ее применению множество. Так, даже у детей с ДЦП, которые регулярно ездят верхом, улучшается координация движений, появляется чувство уверенности в себе. Действенна иппотерапия и при менее серьезных проблемах со здоровьем.

Однако это не все. При ЦО функционирует клуб путешественников "Зюйд-Вест", члены которого зимой разрабатывают маршруты походов по Волге (эту реку ямбуржцы осваивают уже 15 лет), ищут информацию в интернете о каждом участке пути, шпаклюют плавсредства - школьный флот насчитывает 15 шестивесельных ялов (у ЦО есть еще и два собственных теплохода). В плавание по Волге отправляются летом. С одной стороны - это все интересно и, безусловно, познавательно. С другой - есть еще одна возможность перемешать самых разных детей и подростков. В походе ведь все в одной команде, кто, как и в каком классе учится, уже большого значения не имеет.

Речные путешествия, лошади - вещи уже привычные и для школьников, и для учителей. Но педагогика на марше: ЦО N 109 реализует новый проект - совместно с питомником собак. Ученики центра теперь там частые гости. "Статистика свидетельствует, что в большинстве случаев ребенок, у которого есть дома собака, учится лучше, - рассказывает Евгений Ямбург.- Причина проста: уход за собакой - кормление, выгуливание - дисциплинирует, вырабатывает ответственность. Кроме того, мы учим наших учеников общаться с разными детьми. В том числе и с инвалидами. Первая реакция наших ребят, впервые появившихся в интернате, - шок, они никогда не видели детей на колясках. Хозяева смущены, но мы пришли с собаками, и через них, как через посредников, дети все-таки начали общаться. В общем, это довольно серьезная научная работа, которую мы планируем продолжать".

Вопрос, сколько все это стоит, не может не возникнуть в голове современного, уже привыкшего всегда и за все платить родителя. ЦО N 109 - государственное учебное заведение. То есть базовое школьное образование здесь дается бесплатно.

Тем не менее часть услуг платная. Тем, кто выбрал более серьезный путь подготовки к поступлению в вуз - лицейские классы, часть предметов читают преподаватели из вузов - партнеров учебного центра. Например, из Высшей школы экономики. Эта статья расходов государством не финансируется. Также платным является изучение второго иностранного языка в лингвистическом классе и всевозможных углубленных учебных курсов. Например, изучение одного предмета на курсах подготовки к поступлению в лицей в месяц стоит в пределах 300 рублей.

Евгений Александрович признает, что периодически приходится прибегать к помощи родителей: содержание лошадей, плавсредств и прочей продвинутой школьной инфраструктуры - дело дорогое. Но, безусловно, стоящее.

адаптивный модель школа ямбург

Визнання на державному рівні доцільності запровадження іноземної мови у початковій школі змушує замислитись, над завданням раннього шкільного навчання цього предмета і можливостями їх реалізації. Як відомо...

Врахування вікових психологічних особливостей та інтересів у навчанні іноземної мови

Говорячи про учнів середньої школи, слід відмітити перш за все, що саме на основі знань, здобутих у початковій школі, вони мають оволодіти іншомовним мовленням у межах того мовного і мовленнєвого матеріалу...

История коррекционной педагогики

Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики...

Новые средства и методы образования

Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании...

Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Малокомплектная школа - это школа, которая имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся Малокомплектная школа имеет много отрицательных моментов, но в тоже время большие преимущества...

Освіта Румунії

Прийом в середні навчальні заклади: В кінці 8-го року навчання (у віці 14-15 років) всіма учнями здається загальнонаціональний тест. Починаючи з 2004 року цей тест носить назву Testarea Naюionalг і може бути зданий тільки один раз - у червні...

Представитель зарубежной реформаторской педагогики Вильгельм Август Лай

Лай считал что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала ХХ века...

Проектная разработка программы непрерывного образования

Целью нашей проектной разработки является обеспечение высокого уровня поступления выпускников в высшие учебные заведения...

Развитие социальных способностей детей в педагогике С. Френе

Создавая школу, сориентированную на ребенка, С. Френе вовсе не склонен считать, что взрослые во всем должны полагаться на сиюминутные желания детей...

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игры к чтению, письму...

Социально-педагогические особенности образовательной системы США

После окончания 5-го класса дети переходят в среднюю школу. Обучение в средней школе составляет 7 лет. Учащиеся 9-12 классов посещают high school, а более младшие - middle school. По окончании 12-го класса школьники получают сертификат...

Социально-педагогические особенности образовательной системы США

Американское образование в очередной раз подходит к заключительной фазе самооценки своих реформ. Это случается почти каждые десять лет. 18 апреля 2001 года президент выпустил программу "Стратегия образования". Это был смелый, комплексный...

Сравнительный анализ национальных систем образования Италии и Франции

В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени - 1 и 2 - бесплатны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе - чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. - являются обязательными...

Ян Коменский: педагогическое наследие

В своей книге "Материнская школа" Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище." и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.". "Золото, серебро...

Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Место работы:

Центр образования № 109

Учёная степень: Учёное звание:

Член-корреспондент РАО

Альма-матер : Известен как:

Выдающийся педагог

Награды и премии


Отличник народного просвещения,

Евгений Александрович Ямбург ( (1951 ) ) - советский и российский педагог и общественный деятель.

Биография

Воспитательная система Е.А. Ямбурга

В центре образования № 109 под руководством Е.А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е.А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой» . В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности. В центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребёнка создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье. Компенсирующими средствами реабилитирующего пространства являются педагогическая любовь к ребёнку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, каков он есть; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции.

Виды педагогической поддержки реализуются в следующих принципах: обучение без принуждения; понимание урока как системы реабилитации; адаптация содержания; одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; взаимообучение (в принципе оптимальности темпа) с позиции полного усвоения.

В образовательном центре применяются следующие виды индивидуальной помощи: опоры различного типа (плакаты, конспекты, обобщающие таблицы), алгоритмы решения задач или выполнения заданий, разделение сложного задания на составляющие, предупреждение о возможных ошибках.

В образовательном процессе реализуется государственный стандарт, используются как традиционные, так и инновационные программы, методики и технологии, в частности: программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа»; методика Монтессори, предусматривающая интенсивное сенсорное развитие ребёнка; элементы вальдорфской педагогики; экономика и экология для шестилеток, информационные технологии и основы экономики с выходом в реальные проекты. Имеет место разнообразная совместная и индивидуальная внеурочная деятельность: театрализация, обучение игре на музыкальных инструментах, охрана и укрепление здоровья детей (физиотерапевтический кабинет, бассейны, оборудованный спортивный зал); разнообразные кружки, секции (ухода за животными, занятия конным спортом и др.)

Основными направлениями работы являются:

Источники

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 24 марта
  • Родившиеся в 1951 году
  • Родившиеся в Москве
  • Педагоги по алфавиту
  • Педагоги СССР
  • Педагоги России
  • Заслуженные учителя школы РСФСР
  • Награждённые медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Награждённые медалью «В память 850-летия Москвы»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Евгений Александрович (Шоломович) Ямбург (1951) - советский и российский педагог и общественный деятель.

Биография

Е. А. Ямбург - Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон». Разработчик и автор адаптивной модели школы - новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения - не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Так, например, помимо серьёзной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.

В 1997 году Евгений Ямбург защитил докторскую диссертацию в виде научного доклада на тему «Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы».

Е. А. Ямбург - участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век XX».

Воспитательная система Е. А. Ямбурга

В центре образования № 109 под руководством Е. А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е. А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой». В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности. В центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребёнка создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Компенсирующими средствами реабилитирующего пространства являются педагогическая любовь к ребёнку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, каков он есть; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции.

    ✪ Профессия: учитель.

    ✪ Евгений Ямбург: чему и как нужно учить наших детей

    ✪ Евгений Ямбург. Угол зрения: «Об образовании в РФ»

    Субтитры

Биография

Воспитательная система Е. А. Ямбурга

В центре образования № 109 под руководством Е. А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е. А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой» . В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности. В центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребёнка создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Компенсирующими средствами реабилитирующего пространства являются педагогическая любовь к ребёнку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, каков он есть; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции.

Виды педагогической поддержки реализуются в следующих принципах: обучение без принуждения; понимание урока как системы реабилитации; адаптация содержания; одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; взаимообучение (в принципе оптимальности темпа) с позиции полного усвоения.

В образовательном центре применяются следующие виды индивидуальной помощи: опоры различного типа (плакаты, конспекты, обобщающие таблицы), алгоритмы решения задач или выполнения заданий, разделение сложного задания на составляющие, предупреждение о возможных ошибках.

В образовательном процессе реализуется государственный стандарт, используются как традиционные, так и инновационные программы, методики и технологии, в частности: программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа»; методика Монтессори, предусматривающая интенсивное сенсорное развитие ребёнка; элементы вальдорфской педагогики; экономика и экология для шестилеток, информационные технологии и основы экономики с выходом в реальные проекты. Имеет место разнообразная совместная и индивидуальная внеурочная деятельность: театрализация, обучение игре на музыкальных инструментах, охрана и укрепление здоровья детей (физиотерапевтический кабинет, бассейны, оборудованный спортивный зал); разнообразные кружки, секции (ухода за животными, занятия конным спортом и др.)

Основными направлениями работы являются.