Формы и методы обучения информатике. Методы обучения информатике

Методы обучения информатике

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы обучения информатике
Рубрика (тематическая категория) Технологии

В общей дидактике принято различать учебную деятельность учащегося (учение) , деятельность учителя (преподавание ) и их совместную деятельность (обучение) . Метод (от гр.
Размещено на реф.рф
methodos - ʼʼисследованиеʼʼ) - это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определœенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинœенных решению конкретной задачи.

В литературе существуют различные подходы к определœению понятия метода обучения: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по ко­торому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся и т.д. Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педа­гогически целœесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определœенного круга задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данном определœении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия. Метод обу­чения - это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению какой-либо задачи.

Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся:

‣‣‣ соответствие методов обучения содержанию означает отражение в обучении логики и методов той части науки, которая составляет предмет школьного обучения;

‣‣‣ соответствие методов обучения уровню мыслительной деятельности учащихся (учет психологического факто­ра) означает не просто обеспечение доступности изучае­мого материала, но и максимальное использование уже имеющихся возможностей мыслительной деятельности учащихся.

Преподавание основ информатики наследует всœе дидактическое богатство отечественных и зарубежных школ: урочную систему, домашние задания, лабораторные работы и т. д.

В обучении информатике целœесообразно параллельно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

‣‣‣ словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной базе или электронным);

‣‣‣ наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

‣‣‣ практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

‣‣‣ активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Методический прием (синонимы: педагогический прием, дидактический прием) - ϶ᴛᴏ составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определœенных дидактических приемов. Многообразие методических приемов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики и ИКТ. К примеру:

§ показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);

§ постановка вопроса;

§ выдача задания;

§ инструктаж.

Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие-то одни определœенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов не существует, в связи с этим на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.

В структуре метода обучения выделяют целœевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную , организующую , обучающую , развивающую и воспитывающую . Эти функции взаимосвязаны. Выбор метода обучения определяется следующими факторами:

  • дидактическими целями;
  • содержанием обучения;
  • уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков;
  • опытом и уровнем подготовки учителя.

По дидактическим целям методы обучения делятся на методы приобретения новых знаний, методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике, методы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Каждая из этих групп состоит из подгрупп, в которые входят методы обучения по иным классификациям. Классификация по Ю.К.Бабанскому рассматривает в единстве методы организации учебной деятельности, стимуляции и контроля. Такой подход позволяет целостно учитывать всœе взаимосвязанные компоненты деятельности учителя и учащихся.

Приведем краткую характеристику базовых методов обучения.

Объяснительно-иллюстративные , или информационно-рецептивные методы обучения , состоят в передаче учебной информации в готовом виде и восприятии (рецепции) ее учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует ее восприятие.

Репродуктивные методы отличаются от объяснительно-иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.

При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод еще называют частично-поисковым .

Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе ее решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.

Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Проблема возникает лишь тогда, когда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему. В случае если противоречие не возникает, то тогда это не проблема, а просто задача. В случае если учитель на учебных занятиях будет показывать, создавать противоречия, то он будет применять метод проблемного обучения .

Рассказ - ϶ᴛᴏ последовательное изложение учебного материала описательного характера. Обычно учитель рассказывает историю создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п.

Объяснение - ϶ᴛᴏ изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. К примеру, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.

Беседа - ϶ᴛᴏ метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, катехизические (с целью проверить усвоение учебного материала) и эвристические (поисковые). К примеру, метод беседы используется при изучении такого важного понятия, как информация. При этом, применение этого метода требует больших затрат времени и высокого уровня педагогического мастерства учителя.

Лекция – устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах.

Наглядные методы обеспечивают всœестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала. Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

Дидактическая игра - ϶ᴛᴏ вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Ее цель – стимулирование познавательного интереса и активности. Игра готовит ребенка к труду и учению. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.

Блочно-модульное обучение - ϶ᴛᴏ метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определœенное время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтинговой системой контроля знаний. В старших классах модульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.

Частнодидактические методы обучения

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традицион­ных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинœения и пр.).

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

3. Учитывая зависимость отконкретных дидактических задач (Б. П. Есипов): подготовка к вос­приятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;

4. По принципу расчленения или соединœения знаний: аналитический, синтетический, срав­нительный, обобщающий, классификационный;

5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

Методы обучения информатике - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы обучения информатике" 2017, 2018.

Бизнес-информатика. Методика преподавания информатики. Изучение курса информатики. Обучение информатике в начальной школе. Курс информатики в начальной школе. Информатика в системе образования. Преподавание информатики в начальной школе. РЕБУСЫ по информатике. Внеклассное занятие по информатике. ЦОРы в образовательном процессе.

Кафедра бизнес-информатики. Методическое объединение математики и информатики. Дисциплина: «Экономическая информатика». Современный курс информатики. Раннее обучение информатики. Информатика и синергетика. Веселая информатика. Проверочная работа по информатике. Предыстория информатики. Методическое объединение учителей математики и информатики.

Использование ЭОР в процессе обучения основной школы. Неделя математики и информатики. Использование интернет ресурсов на уроках математики. Использование интернет – ресурсов на уроках математики. Элективные курсы по математике и информатике. Направление «Бизнес-информатика» (080500). Нормативные документы по преподаванию информатики.

Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Базовые сведения информатики. Использование мультимедиа- и Интернет-ресурсов для проектирования учебных заданий. Подготовка учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по информатике. Информатика в условиях реализации ФГОС в основной школе. Здоровье в России: использование Интернета.

Актуальные вопросы преподавания информатики в школе. Использование интернет-технологий в работе школьной библиотеки. Особенности организации обучения информатике в начальной школе. Система КуМир - новые возможности. Особливості конкурсу з информатики. Информатика в начальную школу пришла….

Модуль 1. Обучение работе на персональном компьютере:

Модуль 2. Офисные прикладные программы MS Office 2007:

Учебные материалы для студентов очной и заочной форм обучения

Обучение информатике и компьютерной технике

Основные понятия и структура учебной дисциплины

Цель обучения студентов дисциплине "Информатика и компьютерная техника" - обеспечить знание теоретических и практических основ в области обработки информации и умение использовать современное прикладное программное обеспечение.

Информатика - это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и предоставления с помощью компьютерной техники. Объектом информатики выступают как компьютеры, так и информационные системы.

Компьютер – это устройство или комплекс устройств, предназначенных для обработки информации. Информационная система – совокупность программно-аппаратных средств, способов и людей, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку и выдачу информации для достижения определенных целей.

Термин информатика (informatique) введен во Франции. Информатика происходит от двух французских слов: information (информация) и automatique (автоматика). т.е. автоматическая обработка информации. Термин информатика (computer science) введен в США. В настоящее время эти термины широко используются в технической литературе.

Учебная дисциплина «Информатика и компьютерная техника» является нормативной и входит в цикл профессиональной и практической подготовки бакалавра в вузах Украины.

Учебная программа курса "Информатика и компьютерная техника" объемом 234 академических часов разделена на два содержательных (учебных) модулей объемом 3,0 и 3,5 кредитов (объем кредита ECTS составляет 36 академических часов) и состоит из аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Предмет дисциплины "Информатика и компьютерная техника" - теоретические и практические основы в области обработки информации, основ программирования, операционных систем, прикладного программного обеспечения.

В процессе обучения студентов дисциплине "Информатика и компьютерная техника" решаются две основные задачи:

  • обучение основам информатики как науки об информации и данных;
  • обучение работе на персональном компьютере (в ОС Windows) с наиболее распространенными пакетами прикладного программного обеспечения Microsoft Office.

Структура современной информатики:

  • Теоретическая информатика;
  • Вычислительная техника;
  • Программирование;
  • Информационные системы;
  • Искусственный интеллект.

В настоящее время обучение информатике ведется с помощью традиционных средств обучения: традиционных учебников, лекций, лабораторных работ. Необходимо отметить, роль лекций в формировании знаний студентов, так как во время лекций идет передача знаний непосредственно в подсознание студентов, и студенты, которые пишут лекции, автоматически приобретают определенный процент знаний.

В процессе обучения дисциплине "Информатика и компьютерная техника" применяются и компьютерные средства, к которым следует отнести: обучающие программы, электронные учебники и тестирующие программы.

Одним из современных направлений в обучении является Интернет – обучение или онлайн – обучение с применением HTML – учебников и учебников, созданных в формате PDF, мультимедийных обучающих онлайн - программ и онлайн – тестов для выявления объема знаний, сформированных у обучаемых.

Интернет - обучение в традиционном образовании может использоваться как средство поддержки учебного процесса очного и заочного обучения.

Используемая литература:

  1. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. - СПБ.: Питер, 2002 640с.
  2. Microsoft Office System 2007/ Русская версия. Серия "Шаг за шагом"/ Кокс Дж., Фрай К.Д., Ламберт С., Преппернау Дж., Мюррей К.; пер с англ. - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2007. - 928 с.: ил.
  3. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 592 с.
  4. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. - М.:ИНФРА - М, 2005.- 958с

В современном мире изучение данного предмета в школе является уже необходимостью, ведь компьютеризация проникла уже практически во все сферы жизнедеятельности человека. Вот почему знание хотя бы основ компьютерной грамотности позволит детям чувствовать себя уверенно в наше время.

Изучать информатику онлайн вы можете, зайдя на наш сайт, который содержит практически все темы по информатике, составляющих школьную программу, в видеоформате. Поэтому, располагая достаточным временем, компьютером и доступом в Сеть, вы можете обратиться к видеоурокам и разобрать нужную тему.

Дисциплина строится на принципах и методах обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютера и компьютерных сетей. Одним из приоритетных направлений в современном преподавании информатики в школе является направление «Глобальная сеть Интернет». Данный факт обуславливается популяризацией интернет-коммуникаций и общей информатизацией общества.

Программа по информатике

Уроки информатики в формате видео, представленные на нашем портале, помогут ребенку в освоении школьного курса по данному предмету. Во всех школах изучение начал информатики начинается в 5 классе, где рассказывается, как устроен компьютер, как им пользоваться, ребенок также знакомится с наиболее распространенными компьютерными программами. В разделе информатики 5 класса вы сможете найти интересные видеоуроки по всем этим темам. Информатика 6 класса знакомит школьников с основами программирования, что способствует развитию логического мышления у ребенка, этому также помогает изучение теоретических вопросов о формах мышления. Изучение программирования, в частности, на языке Basic, продолжается также и в следующем классе. На нашем сайте в доступной форме объясняются все нюансы этих непростых вопросов, которые изложены в видеоуроках по информатике 7 класса . В 8 классе школьники узнают о таких понятиях, как информационные модели, изучают архитектуру компьютера, узнают, что такое алгоритмы , знакомятся с их свойствами. Все это вы тоже можете найти на нашем портале в разделе информатике 8 класса .

Далее на уроках информатики начинается детальное изучение компьютерной графики, компьютерной анимации, средств и технологий обработки числовой информации, а также трехмерного моделирования и технологий хранения информации, в том числе баз данных. Эти сложные темы могут быть непонятны школьнику с первого раза, именно поэтому на сайте сайт представлены видеоуроки по информатике 9 класса в простой и наглядной форме изложения. С каждым классом курс становится все сложнее: на уроках по информатике 10 класса школьники будут осваивать понятия моделирования живой и неживой природы, логико-математические модели, а также информационную деятельность человека с использованием в ней компьютерных технологий. На уроках информатики 11 класса школьники продолжают изучение вопросов информационной деятельности человека, а еще повторяют и углубляют свои познания, касающиеся особенностей операционных систем и программного обеспечения..

ГИА по информатике является необязательным экзаменом для учеников 9 класса. Экзамен состоит из трёх частей: части А (подразумевает выбор правильного ответа), части B(подразумевает краткий ответ на вопрос) и части С (подразумевает развёрнутое решение). При сдаче экзамена по данной дисциплине ученик должен сообщить, на каком языке программирования он будет выполнять задание С. Эта часть выполняется при помощи компьютера. Чтобы успешно сдать ГИА по информатике, нужно готовиться систематически и подойти к процессу изучения материала серьёзно, используя учебники, лекции и конспекты, а также проверочные материалы по всем темам курса, решать диагностические и тренировочные контрольные.

В процессе изучения тем в рамках программы по информатике важна не только теоритическая составляющая, но и практический компонент. Потому что информационные технологии и процессы невозможно полностью осмыслить и понять, изучив лишь только теорию - как правило, навык приобретается на практике. Грамотное использование компьютера способно превратить невероятно сложную задачу в простейший алгоритм действий и тем самым упростить имеющуюся задачу.

Курс начальной информатики призван расширить кругозор младшеклассников, развить мыслительный процесс и познакомить с базовыми понятиями предмета.

При преподавании информатики в школе в старших классах должны достигаться следующие цели:

1. Приобретение навыков работы со средствами информационно-коммуникационных технологий.

2. Знакомство с различными видами информации и умение работать с ними при помощи ПК.

3. Выполнение и разработка проектов разной сложности.

4. Получение основополагающих теоретических знаний.

5. Развитие творческих способностей.

Роль компьютерных технологий в жизни человека растет с каждым днем. И на данный момент ПК применяется практически во всех сферах нашей повседневности. XXI век - эпоха глобальной информатизации общества, поэтому залогом успешной профессиональной деятельности любого человека является компьютерная грамотность. Следовательно, важно, чтобы школьник, изучая информатику в школе, в полной мере овладел основами компьютерной грамотности.

Изучать материал и повторять знания вы сможете с помощью нашего ресурса. Здесь содержится большое количество материалов, которые помогут изучить самостоятельно информатику онлайн.