Художественное время в рассказе студент. Чехов А.П

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. «Студент» поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными образами. Предлагаем анализ рассказа, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - неизвестен, вероятно, 1894

История создания - Исследователи считают, что в основе рассказа воспоминания А. П. Чехова о детстве. Антон Павлович работал в церковной лавке отца, пел в церковном хоре.

Тема - В произведении раскрывается традиционная тема смысла жизни, связи между прошлым, настоящим и будущим.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр - Рассказ, в котором есть признаки проповеди и притчи.

Направление - Реализм.

История создания

Год написания «Студента» точно неизвестен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, что и было опубликовано - в 1894. Тогда писатель пребывал в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин». В письмах А. Суворину Антон Павлович рассказывал, что в Крыму писал прозу. Впервые произведение увидело мир в журнале «Русские ведомости». Позже студент вошел в сборник «Повести и рассказы», но перед изданием автор доработал свой рассказ.

Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к написанию стали воспоминания А. П. Чехова о детстве, проведенном в церковной лавке отца, о пении в церковном хоре.

Тема

В рассказе «Студент» анализ следует начинать с характеристики основных мотивов.

Мотив взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего традиционен для русской и мировой литературы. Тем не менее, не каждый писатель брался за него, так как дело это не из легких. Удивляет, насколько оригинально подошел к раскрытию вечной темы сатирик А. П. Чехов. В проблематике произведения отобразились библейские, философские и повседневные вопросы человеческого бытия.

События рассказа разворачиваются осенью в деревне. Сама атмосфера вдохновляет на размышления о вечном. В первых абзацах читатель знакомится со студентом духовной семинарии. Молодой человек возвращается домой. Хмурая погода не радует его, а грусть-тоска усиливается, когда герой вспоминает о бедности своей семьи. Он осознает, что так было и будет всегда. Безысходность угнетает парня.

Невеселые мысли улетучиваются, когда студент замечает на огороде вдову Василису и ее дочь Лукерью. Между героями завязывается разговор. Студент рассказывает женщинам библейскую историю об апостоле Петре. Он замечает, что его рассказ задевает души собеседниц. В душу студента пробивается лучик светлых мыслей. Молодой человек вдруг осознает, что все эпохи связаны одной ниточкой, а он способен прикоснуться и к прошлому, и к настоящему, да еще и приоткрыть этот занавес другим. В этом и есть, по его мнению, смысл жизни.

В произведении реализуется идея о том, что все события прошлого и настоящего связаны, память о минувшем может уберечь от многих ошибок.

Основная мысль – каждый из нас должен помнить, что он пришел в этот мир не просто так, что его жизнь - дар Божий.

Композиция

Смысловая и формальная организация рассказа А. П. Чехова «Студент» имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. Начинается рассказ пейзажной зарисовкой, которая постепенно подводит читателя к главным проблемам. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр

Жанр «Студента» - рассказ. В произведении раскрывается одна сюжетная линия, система образов неразветвленная. Исследователи считают, что в произведении есть признаки притчи и проповеди. Автор учит человека помнить о смысле жизни, а делает он это посредством пересказа библейского сюжета. А. П. Чехов был представителем реализма, в этом направлении написан и «Студент».

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.

3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.

...из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.

А.П. Чехов

Учитель. Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Когда рассказ был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Рассказ этот все считают великолепным, но написано о нём мало, так как его трудно связать с какими-либо историческими обстоятельствами. Это рассказ о духовности. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. Поэтому люди размышляют о прошлом, анализируют настоящее и мечтают о будущем.

Чтение рассказа учителем или подготовленным заранее учеником.

  • Где происходит действие рассказа? (Россия, современная Чехову; глухость, голод, тоска. Это судьба всех русских деревень.)
  • В какое время года происходят события? Какая стоит погода? (Весна; перемена погоды – холод, мрак пришли на смену тёплому дню.)
  • Прочитайте первый абзац. Найдите опорные слова. (Хорошая, тихая, весело, некстати, неуютно.)
  • Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”. (“ ...этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, ...самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо.)

Учитель. Мы видим и местность, по которой идёт Иван Великопольский, и его маршрут; прослеживаем его настроение, и нам сразу ясно: замёрз, голоден. Отсюда и мысли у него такие. Но так как он не крестьянин, а студент духовной академии, человек образованный, начитанный, он думает не просто о горшке каши или щей, а об Иване Грозном и Рюрике, о проблемах счастья и его возможности не только для себя – для всех. Это исконная тема размышлений и споров всей русской интеллигенции.

  • Что такое страстная пятница ? (Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.)

Учитель. Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.

  • Почему ему не хочется возвращаться в дом отца?
  • Иван видит костёр, подходит к нему по вспаханной земле. Почему автор обращает наше внимание на вспаханную землю?
  • Кого студент видит у костра?
  • Красивы ли эти женщины? Почему? Найдите в тексте их портреты.

Учитель. Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.

  • О чём рассказывает студент этим женщинам? (Об апостоле Петре и его отречении от Христа.)
  • Зачем он начинает этот рассказ? Обратите внимание, что после слов приветствия наступает пауза. Она передана коротким предложением: “Поговорили”. Какой смысл несёт эта фраза?
  • Как начинает студент свой рассказ? Почему именно так?

Учитель. “Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно”. Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
“– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!”
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
“Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...”
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом потёмки . Сказано: не “в потёмки посмотрел”, а “на потёмки”. В предлоге здесь большой смысл. Если бы было сказано в потёмки , то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков. Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
“– Небось, была на двенадцати евангелиях?”

  • Что такое двенадцать евангелий ? (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)

Учитель. Иван рассказывает с переживанием, как будто сам был там в эту длинную ночь. Он рассказывает о Петре по Евангелию от Иоанна. (Аналогия: три апостола в Гефсиманском саду – в рассказе три действующих лица, так же, как и в ту ночь, горит костёр, у которого греются люди.)

  • Что вы знаете из Библии об отречении Петра? (Три раза вопрошает Иисус Христос Петра о любви к себе. Пётр отвечает: “Ты знаешь, господи!”)
  • Но почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Учитель. Вот как об этом сказано в “Библии для детей”: “Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл.
...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя”.

  • Как называет Иван Петра? Почему? (Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям.)
  • Найдите в рассказе слова, которые подтверждают ваш ответ. (“...около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь”.)
  • Можно представить, чтобы Иван сказал: “Иисус, как я” или “Иуда, как я”? Почему?
  • Почему студент не рассказывает женщинам о страстях господних? (Он переживает отречение от бога и чувствует вину перед ним.)

Учитель. Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц. Найдите эти слова в тексте. (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)

  • Как вы думаете, о чём задумался Иван?
  • Почему после рассказа Ивана одна из женщин заплакала, да и другая как будто сдерживает боль, хотя эти женщины, на первый взгляд, особой духовной утончённостью не отличаются?
  • Читаем текст от слов “Работники возвращались с реки...” до слов “...происходило в душе Петра”.
  • Почему “теперь студент думал о Василисе”? Почему он пришёл к выводу, что происходившее девятнадцать веков имеет отношение ко всем людям ? (Может быть, Иван пришёл к мысли о том, что эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.)

Учитель. Чехов не хотел, чтобы подумали, будто речь идёт только о персонажах этого рассказа. Он хотел, чтобы читатель понял: женщины почувствовали то, что должны ощутить в подобной ситуации все люди, что передаётся через поколение к поколению, идёт от души к душе: созвучие нравственной боли за когда-то кем-то совершённое нравственное преступление, это созвучие идёт из глубины веков, передаётся искусством. Именно искусство связывает концы воспоминаний, разрываемых естественной человеческой смертью, связывает эти концы в единую нить. Говорить о единстве нравственных ценностей в масштабе всей истории человечества и есть главная цель искусства.
Не эпопею автор “Студента” писал, не роман, не повесть и даже не большой по объёму рассказ, а поднял огромную тему – тему связи времён, нравственной преемственности поколений.

  • Студент уходит – и опять ветер, и не похоже, что через три дня Пасха. Он оглянулся на костёр, но никого не увидел. Как вы думаете, почему?

Учитель. Эта мимолётная встреча в страстной вечер заставила студента размышлять о том, почему заплакала Василиса, и истина открывается ему: прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван “думал о том, что правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”. Слово по-видимому в первой редакции рассказа отсутствовало.

  • Зачем Чехов добавил это слово? (Жизнь кажется студенту прекрасной. Но мало ли что может произойти с этим человеком в будущем. Может, когда-нибудь и он, как Пётр, не найдёт в себе силы остаться верным высокому идеалу, может, и он от чего-нибудь отречётся, как Пётр. Ничего не известно. Чехов оставляет вопрос открытым.)
  • Студент смотрит на закат и думает о красоте. Почему на закат? (Век кончается.)

Учитель. Но Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь). Имя Иван Великопольский ассоциируется с именем Иоанн Богослов , который был апостолом любви, учеником Христа, ему тоже 22 года, он самый молодой из апостолов.

  • Почему Чехов изменил название рассказа?

Учитель. Чехов говорит, что с Россией то же случится, что и с Петром, но она найдёт свой путь в истории.

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева “Эти бедные селенья...” .

  • О чём это стихотворение? Можно ли его соотнести с рассказом А.П. Чехова “Студент”?

Учитель. В своих воспоминаниях о том, как читал этот чеховский рассказ В.Я. Качалов, В.Я. Виленкин, современник великого артиста, пишет: “В этом небольшом рассказе с тоскливым пейзажем и почти неуловимым сюжетом в передаче Качалова с необыкновенной трепетностью звучало то, что, в сущности, составляет лейтмотив всего чеховского творчества: способность ощущать сквозь тоску, мрак и мертвящий холод безвременья “невыразимо сладкое ожидание счастья”, пронести нерастраченную веру в иную, новую жизнь, “полную высокого смысла”. Одним словом, Виленкин утверждает, что Качалов главной темой “Студента” считал веру в правду и красоту.

  • Считаете ли вы, что главная тема рассказа “Студент” – вера в правду и красоту? Докажите свою точку зрения.
  • Вернёмся к эпиграфу урока. Почему Чехов называл этот рассказ самым любимым?

Учитель. Чехов, как и любой другой русский писатель, не мог быть в стороне от поисков и утверждения высоких нравственных идеалов. Он не хотел, чтобы люди превращались в “петров”, трусливых и не умеющих держать своё слово, таких, которым своя рубашка ближе к телу, таких, которые не могут совершить благородный поступок.

Домашнее задание:

  1. Прочитать стихотворение Б. Пастернака “На Страстной” .
  2. Соотнести это стихотворение с рассказом “Студент”: что общего вы нашли, в чём разница?

"Студент" - один из любимых рассказов самого автора. Несмотря на его небольшой объём, открывает много смыслов. Понять глубину рассказа и его философское содержание помогает библейский подтекст, который понять ученику без помощи учителя и комментированного прочтения сложно. такой урок можно использовать и 10 классе, во время изучения творчества Чехова, в 11 классе на уроке внеклассного чтения. На его примере хорошо обучать учащихся примеру анализа прозаического текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.П.Чехова «Студент»

Комментированное чтение.

Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе. С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов. Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения, духовное содержание «Студента» остаётся для многих закрытым.

Задача: раскрыть духовное содержание рассказа

Цели урока:

Продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание на лексике, синтаксисе, символике текста

Помочь увидеть глубокий смысл рассказа благодаря знакомству с библейским сюжетом и его толкованием, помочь раскрыть замысел использования его в данном рассказе

Сегодня наш разговор и наша встреча с А.П. Чеховым особенные. Мы сегодня прикоснёмся к рассказу, который, по воспоминаниям родственников и современников писателя, был его самым любимым. Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость - сестра таланта”, - сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства. До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию. После прочтения этого рассказа Л.Н.Толстой скажет о том, что Чехов – это «Пушкин в прозе» . Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все - от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, - так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.

С чего же начинается рассказ?

Кто его главный герой?

(Главный герой данного произведения - 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное).

В каком он находится настроении, из чего это видно?

(Аанализируем пейзаж, находим ключевые слова. Делаем вывод: все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, - буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное)

Меняется ли его настроение на протяжении рассказа?

( В конце рассказа всё преображается - освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского).

Что же так повлияло на Ивана Великопольского?

Встреча с женщинами-вдовами? Евангельский рассказ? Слёзы и смущение женщин?

(Именно эмоции женских персонажей в связи с рассказом студентом библейского сюжета переворачивают всё в душе Ивана)

Почему Иван рассказывает именно этот сюжет из Библии?

Необходимо задать ряд вопросов-подсказок.

Где учится студент? Что такое «страстная пятница» и что должны делать верующие люди в этот день?

Подвести ребят к пониманию того, что Иван совершает грех как будущий священник уже потому, что не участвует в богослужении. Грех уныния и безысходности овладевает им, становится понятно, почему именно этот сюжет так волнует его.

Подготовленный учащийся рассказывает о смысле этого эпизода из Евангелия.

Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?

(Иван именно теперь вдруг увидел в Петре усталого, невыспавшегося, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Пётр отрёкся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения.

Какое слово помогает почувствовать и понять это?

(Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом «очнулся». Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, тоже раскаялся).

Реакция женщин на рассказ Ивана?

(Василиса заплакала, Лукерья покраснела. Было видно, что она словно сдерживает сильную боль)

Зачитайте, о чём после этого размышляет Иван.

(Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (зачитать текст от слов: «Работники возвращались с реки» до слов: «…имеет к ней какое-то отношение».) Результатом общения Ивана с женщимами стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Что думает студент о Василисе?

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.

Где, по-вашему, кульминация рассказа?

(Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа).

Изменилось ли что-то внешнее вокруг главного героя? Докажите.

(Вокруг него ничего внешне не изменилось).

Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха»).

В чём, по-вашему, мастерский замысел автора?

Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Обратимся к тексту.

«Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Почему так? (Есть что-то общее и очень важное для всех людей, независимо от их возраста, социального положения). Обратимся к тексту.

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».

С чем связана его радость?

Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи: «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Как вы понимаете, что понял всё-таки Иван и отчего ему стало очень хорошо?

Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем .

Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота. Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя?

(В последнем фрагменте текста)

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

В чём же обретает смысл жизни наш студент, так разочарованный в ней в начале рассказа?

(В поисках этой самой правды, в красоте человеческой души и красоте человеческих взаимоотношений)

- В чеховском рассказе очень важен мотив света.

Где мы можем это наблюдать в тексте? Как вы его понимаете?

(Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу. Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии. Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу. А в конце рассказа он уже видит зарю и идёт в этом направлении – к свету…)

Вернёмся к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…». Как вы понимаете эти символические детали?

(Гора – это символ восхождения, а река – символ обновления, новой жизни…)

Сообщение подготовленного ученика о преображении на горе Фавор(сюжет из Евангелия). Восхождение на гору напоминает нам о горе Фавор, куда взошёл Господь со своими учениками и преобразился.

Что произошло с Иваном с этой точки зрения?

(Преображением можно назвать и всё, что произошло с Иваном в этом рассказе).

А теперь обратимся к названию рассказа, которое первоначально звучало «Вечером». Почему автор изменил название?

За вечером наступает ночь, а в рассказе всё иначе. Название студент более глубоко отражает идею произведения. Студент - это вера. Это надежды. Это устремлённость в будущее.

Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопрос:

Как вы понимаете процитированные строки из стихотворения Тютчева?


Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей. — Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте! Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо. — Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть. Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой. — Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: — Небось, была на двенадцати евангелиях? — Была, — ответила Василиса. — Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били... Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. — Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение... Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Литература»

Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент»»


Залог счастья – в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое,

к вечным понятиям добра, любви, красоты

В умении прикоснуться к этому вечному…

Октябрьский район п. Качкан

2015 год

Учебно-методическое пособие согласовано на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»,

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РО ОАТТ Макарова Н.И.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине «Литература» и предназначено для обучающихся по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения творчества А.П. Чехова.

Содержание

1. Рассказ А.П. Чехова «Студент»….……..………………………...…..……..4

2. Анализ рассказа «Студент»……………………..…………………….……..8

3. Приложения …………..……………………………………………….……18

4. Список источников информации и литературы ……………………….….19

А. П. Чехов
Студент

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.
– Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

– Не узнала, бог с тобой, – сказала она. – Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.
– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.
Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…

Анализ рассказа «Студент»

    Каково значение слова «концепция »? (Взаимоотношения личности и мира – мироощущение)

Стремление русских писателей найти единственно правильную позицию в жизни чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания.» С Булгаков писал: “В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть”

2. Как вы понимаете смысл слов “искание веры”. Для чего эту нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?

3.Обратимся к эпиграфу. « Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…»

Героиня Чехова также говорит о значимости веры. Отсюда, можно сделать вывод, что для писателя поиски смысла жизни, вера, прежде всего в человека, была главной в жизни. О поиске смысла жизни, о вере человека человеку, в Бога рассказ Чехова “Студент”

3.Обратимся к определению жанра новеллы

Новелла - (от шпал, novella - новость) близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки "новелла ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие" (Гете). Тип малой формы повествования, возникший в эпоху Возрождения, характеризующийся динамичной интригой и вниманием к личности героя, его индивидуальному сознанию и поступкам. Новелла - один из жанров эпического рода литературы.

(краткий словарь литературных терминов М.И. Мещеряковой. М., 1998г.)

Никто ни до Чехова, ни после него не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанной новелле, и пусть девизом нашего сегодняшнего разговора станут слова В.Г.Белинского: "Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нельзя заставить всех думать одинаково".

4. Смысл названия

Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия, в котором заложена свёрнутая информация обо всём тексте. Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок.

Вечером” - вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни. Такова цепочка ассоциаций, выстраивающаяся в связи со смыслом этого слова. Сумерки и ночь - движение в темноту, пустоту, безжизненность, что никак не могло стать знаками этого рассказа.

Студент” - это вектор, направленный к духовному росту, это стремление познавать и познать; студент - человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания (метафорически путь обозначен в рассказе словом “тропинка” - дорога).

-Какие проблемы затрагивает автор в данном произведении?

5.Герой

-Кто и что является предметом изображения в новелле?

Обратим особое внимание на то, что герой рассказа - студент именно духовной академии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.

Главный герой называется по имени лишь один раз - в самом начале: «Иван Великопольский, студент духовной академии». В этом имени - колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский. Но далее герой везде именуется просто «студентом», вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и самим названием рассказа.

-Что означает имя главного героя?

Символику божественного откровения выражает и имя главного героя (Иван - Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально “Бог милует”. Момент уныния, которое переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно - Бог милует его верой в благодатность и богосотворённость

- Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа ?
(Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять как и почему)

-Перескажите кратко сюжет рассказа.

6. Пейзаж. Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа.

-Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.

-Что перевешивает на чаше природных весов : добро или зло?

7. «Добро и Зло»

-Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий "с тяги домой" и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий?

- Почему героя охватило мрачное настроение? Опишите мироощущение героя.

В начало произведения Чехов помещает безрадостные мысли студента о «лютой» бедности русской жизни: «...такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше». Зло, как видится чеховскому персонажу, не только лежит в основе общественного устройства, печатью несовершенства отмечен также царственный мир природы: «Ему казалось… не станет лучше» Подобный угрюмый пессимизм, исторический и философский, писатель объясняет не только реальным состоянием русской жизни, но и плохим настроением самого студента. Он с утра ушёл из дома на охоту и за целый день одинокого блуждания по лесу устал и очень проголодался. Однако «ему не хотелось домой», потому что там, он знал, ему не дадут горячего ужина. В Страстную пятницу Великого поста должно вспоминать страдания Христа и поститься самым строгим образом - и мать Ивана целый день ничего не варила. Кроме того, погода стояла не по-весеннему холодная, «по лужам протянулись ледяные иглы».

Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана,

Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: “дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха”. Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории - стоят вечные "ветер", "голод", "чувство гнёта".

Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические конструкции: "точно такой же ветер ", "точно такая же лютая бедность ", "такая же пустыня кругом". Подчёркивают эту неизменность и три глагольные формы: "были, есть и будут". Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями.

Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Это открытие леденит душу и сердце героя. Однако остановиться на этом выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий: для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине мира? Если не смогли избавить людей от "ужасов" ни Рюрик, ни Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить? Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в которой он ничего не может изменить. "Ему не хотелось домой" – поистине страшная фраза.

Тоска, безысходность, уныние – так можно описать состояние юноши. Герой впадает в уныние.

В воображении героя предстает мрачная картина.

- А как вы себе нарисовали бы образ мира, представшего перед студентом? Язык имеет свои краски, и прежде чем вы сформулируете мысль, вы, вольно или невольно, создаете в воображении образ или картину того, что потом оформите словесно.

8. «Дерево». И. Ганиковский. 1988 г.

Репродукция картины художника-авангардиста И. Ганиковского «Дерево». Попробуйте выразить философскую концепцию автора. Как вы воспринимаете картину? Попробуйте охарактеризовать репродукцию одной фразой, что приходит на ум? (Цветовая гамма - темная, черная, мрачная. Приличный хаос, красивое месиво, изображение целого мира через нагромождение стволов и веток. Мир, в котором все дополняет друг друга. Мир - хаос и он разнообразен и един; и все в нем, и плохое и хорошее, и жизнь и смерть, взаимосвязано. Зеленый листочек справа - символ зарождения новой жизни, надежды на возрождение, зерно новой жизни) .

Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего “жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю”. Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя. Почему герой идет к костру?

После своих мрачных размышлений о беспросветных и нескончаемых ужасах жизни герой разговорился с двумя бедными вдовами, встреча с которыми должна была, по логике вещей, лишь подтвердить его угрюмую убежденность в неизбывной нищете и нескончаемых бедствиях русского народа.

9. . Василиса и Лукерья.

- Сопоставьте облик вдовы и её дочери. Что подчёркивает автор в их облике: сходство или различие?

(Внешний облик женщин изображен контрастно)

За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.

10 . Притча.

-С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?

Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана, и он, греясь у вдовьего костра, вспомнил, что девятнадцать веков назад «точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. (...) Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь (...)! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!». Иными словами, библейский эпизод появляется в рассказе по ассоциации, которая родилась в голове студента духовной академии. Иван рассказывает вдовам, как апостол Пётр из страха трижды отрёкся от Иисуса.

Прошлое, настоящее, будущее объединены ветром, голодом, страданием. Иван стремится доказать своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. Излагая канонический сюжет, Иван пытается найти оправдание Петру, пересказывая, пытается пропустить евангельскую историю через себя. Он стремится доказать себе и своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. (Вспомним 10 нравственных заповедей. ) Если даже «страстно, без памяти» любивший Иисуса ученик трижды отрекается от своего Учителя, значит, утрачены важнейшие общечеловеческие представления о нравственности, без которых человек перестает быть человеком. Холод словно выстудил людские сердца, оттого миром правит подленькое и трусливое себялюбие.

Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)

Как назвать то, что произошло между Студентом и двумя бедными вдовами? Он им рассказал историю Петра. Но они давно ее знали, тем более что не далее как вчера вечером слушали в церкви чтение Двенадцати Евангелий. (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)

Они вспомнили события той трагической ночи? Но чего же и вспоминать, если не далее как вчера уже вспоминали?

(Да, он так же как и Петр усомнился в силе Христа. Иван Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли - разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр?)

Потому, кстати, и заговорил герой с женщинами об отречении Петра, а не о самой казни Христа (которая и составляет главное содержание евангельских чтений Великих четверга и пятницы). Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, раскаялся.

11. «Поцелуй Иуды » , Е.Келлер 1989 г.

-Определите идею автора, философский аспект картины.

(Цветовая гамма холодная, зеленый – ядовитый. Идея предательства – укус змеи, предательство строится на расчете, отсюда цифры на картине, предательство превращает человека в ноль. Бесцветный предатель (змея белого цвета, т.е. никакая) – его трудно выделить в толпе, он безликий, он трудно узнаваем. Предательство бывает добровольное (Иуда) и невольное (от слабости человеческой); предательство от сатаны, поэтому фон –черный, ибо с молчаливого согласия окружающих, от их равнодушия совершаются все предательства).

12. Отречение Петра.

-Какова реакция на рассказанную легенду двух различных женщин? Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?

История о том, что имело место несколько веков тому назад, одинаково потрясла этих таких непохожих друг на друга женщин. События далекого прошлого в легенде о Петре, воспринимаются Василисой и Лукерьей как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания Петра для них не историческое "далеко", не мифологическое прошлое. Муки Петра тревожат их так же, как заботы сегодняшнего дня. И Петр для них не вымышленный персонаж древней легенды, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый "ближний", которого, по заповеди Христовой, следует "возлюбить как самого себя". Для них это непреложный жизненный принцип. Не мудрствуя лукаво и даже не осознавая в полной мере своей нравственной высоты, они живут в согласии с учением Христа. Исполнение первейших заповедей для них - нечто само собой разумеющееся, ведь они люди, поэтому должны жить и чувствовать по-людски.

13. Чудо воскрешения. Лукерья.

-Когда и под влиянием чего возникло духовное единение героинь?

Героям, выхваченным светом пламени из обступившей весь мир тьмы, предначертано авторской волей испытать «момент истины».

Если в Евангелии на слёзы несчастного Петра («И исшед вон, плакася горько») никто не реагирует, то в чеховском рассказе, «всем своим существом» сочувствуя Петру, плачет Василиса, а у Лукерьи такой вид, будто она с трудом сдерживает сильную боль. Направляясь домой и обдумывая реакцию вдов на свой рассказ, Иван приходит уже к оптимистическому взгляду на окружающий мир: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». А если так, то, думает студент, «прошлое (...) связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого», значит, человек не отделён, а включён в мир природы и людей. Так Иван преодолевает чувство одиночества, и, хотя сумерки, усталость, холод, голод, Страстная пятница никуда не исчезают, жизнь начинает представляться студенту «чудесной».

Очевидно, что пересказ библейского сюжета разграничил в произведении философский пессимизм и оптимизм студента. Что же понял молодой человек в вечер Страстной пятницы, что заставило его столь кардинальным образом поменять своё отношение к миру? Пессимизм Ивана был связан с тем, что он смотрел на жизнь со стороны, отделяя себя от окружающего мира, то есть как эгоист. При такой точке зрения всё хорошее сосредоточивается в самом эгоисте, а мир, конечно, из рук вон плох, причём неизменно и всегда плох. Оптимизм появился у Ивана тогда, когда он поместил свою неповторимую личность внутрь мира и, подобно Пьеру Безухову, почувствовал своё бессмертие , потому что окружающий мир - «всё это моё, и всё это во мне, и всё это я» (Л.Н.Толстой «Война и мир», 4, 2, XIV). Так человек, не теряя своей индивидуальности, оказывается связан со всем миром и со всеми людьми, бывшими, настоящими и будущими, то есть становится необходимым звеном в великой исторической цепи человечества.

- Что же объединяет людей? Вывод: Всех героев объединяет необыкновенная чуткость, сострадание, острое восприятие событий далекого прошлого и чувство своей личной сопричастности к ним.. В саду первосвященника Христос страдает за своё гуманистическое религиозное учение (правда) и, несмотря на побои и грозящее распятье, не отрекается от него (красота). Апостол Пётр, отрекаясь от учителя во дворе первосвященника, убеждается, что сам - слабый человек (правда), хотя несколько часов назад гордо отделял себя от обыкновенных смертных и говорил Христу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». Понимая своё малодушие и ничтожность по сравнению с Христом, Пётр одновременно сочувствует учителю, плача о нём (красота). Василиса не разумом, а душой постигает подвиг Христа и поведение Петра (правда) и плачет о них, жалея обоих (красота).

- Но в самом ли деле героя волновали безответные переживания Василисы? Или он искал ответы на собственные вопросы?

- Как и почему изменяется его умонастроение? Почему он испытывает радость?

После разговора с вдовами об апостоле Петре Ивану «показалось, что он только что видел оба конца... цепи», соединяющей всех людей в мире - и выдающихся героев (любимого ученика Христа), и заурядных деревенских жителей (Василису, Лукерью, да и самого студента): Иван «дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» конец цепи. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Финал рассказа подтверждает, что молодой человек (хотя бы на время) выбирает оптимистический взгляд на мир, потому что по дороге домой «жизнь казалась ему восхитительной».

- Какими красками вы выразили бы возвращение души из мрака к свету?

14. « Ангел пересек мою душу» , репродукция картины Е. Горчаковой. 1986 г

- Каков философский смысл этой картины?

(Цветовая гамма - теплая, жизнерадостная. Прекрасное в наших душах – это что – то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Но прекрасное – это и сама жизнь, ее истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет. Встреча с ангелом наполняет душу прекрасными, возвышенными чувствами.)

15 - В чем же залог счастья, по мнению Чехова?

Студенту пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что все поколения до нас и что будут после нас несчастны потому, что не горят тем божественным огнем души, огнем сострадания и духовного совершенствования.

И залог счастья, похоже, не в вещном, материальном мире, а в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое, к вечным понятиям добра, любви, красоты В умении прикоснуться к этому вечному

16.- Итак, какова философская концепция рассказа А.П. Чехова “Студент”? О чем хотел поведать миру А.П.Чехов, написав свою короткую новеллу?

(Примерные выводы. Связь времен собирают воедино человеколюбие и сострадание. Человек не может жить без веры. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века “направлявшая человеческую жизнь”, составлявшая “главное в человеческой жизни и вообще на земле”.)

17.- Почему же Чехов называл этот рассказ любимым?

Именно в этом рассказе Чехов сумел представить своё оригинальное понимание «вечных» мировоззренческих вопросов. Человек не одинок в мире - он связан с множеством людей в пространстве (Иван и вдовы) и во времени (Иван и апостол Пётр). Эта духовная связь придаёт отдельному человеку силу и наполняет его жизнь высоким смыслом. Иван Велико-польский специально не задумывается над смыслом жизни, подобно героям Л.Н.Толстого или Ф.М.Достоевского, но сами жизненные обстоятельства наталкивают чеховского героя на философские размышления, внешне (но только внешне) очень простые и неокончательные.

Чеховские герои из рассказов, более поздних, чем «Студент», пытаются обрести эту общую идею-опору в любви («Маленькая трилогия»), в семье («Душечка»), в труде («Ионыч»), но всё безрезультатно. Поэтому в некоторых литературоведческих работах можно даже прочитать, что Чехов вообще не нашёл свою «общую идею»

-Как вы думаете, наш герой раз и навсегда укрепился в своей вере? В финале чеховского рассказа выражено сомнение, что герой раз и навсегда определил для себя смысл жизни. Достаточно обратить внимание на авторские оговорки - «ему было только двадцать два года», «жизнь казалась ему...» - и на тот факт, что молодой человек так и не доходит до дома: писатель оставляет его на пути к родной деревне. Так Чехов подчёркивает относительность философской идеи рассказа и, следовательно, не навязывает читателю понимание жизни, сформулированное студентом духовной академии Иваном Великопольским.

Рассказ очень короткий, но вмещает в себя очень важные для автора размышления и яркие образы, какими же языковыми средствами это достигается?

Выписать в тетрадь примеры, зачитать. Например:

    метафоры: цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле;

    эпитеты: пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья, ледяные иглы;

    олицетворения: природе жутко;

    сравнения: …что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…

Дать развернутый письменный ответ на один из вопросов:

    «Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова «Студент»

    Роль контрапункта в новелле «Студент».

Приложение 1

«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»

Саади

«Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить»

Ф.М. Достоевский

«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей»

Ф.М.Достоевский

«Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся»

Л. Н. Толстой

«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека»

М.М. Пришвин

«Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...»

А.П.Чехов. «Три сестры»

«Погубивший единую душу – губит весь мир, а спасший невинного - спасает все человечество»

Библия

Приложение 2

Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не сотвори себе кумира; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его.

Почитай отца твоего и мать твою.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего.


Источники информации

    Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.

    Головачева А.Г. К жизни, полной высокого смысла. Рассказ Чехова “Студент” // Литература в школе. – 1998. - №4. – С. 45-51.

    Харитонова О.н. Философская новелла А.П. Чехова “Студент” на уроке литературы в 10 классе // Литература в школе. – 1993. - №6. – С. 51-54.v

Интернет- ресурсы: