Интересные факты из истории мореплавания. Интересные факты о христофоре колумбе

Один из самых известных мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Он считается первооткрывателем Америки - в 1492 году Колумб достиг берегов американского континента, проплыв поперек Атлантического океана. Его открытие положило начало исследованию Центральной и Южной Америки.

1. Знаменитое открытие нового континента произошло 12 октября 1492 года. После долгого путешествия по Атлантическому океану матрос, наблюдавший со шхуны «Пинта», закричал заветное «Земля!». Колумб и его команда искали короткий путь в Азию, при котором не пришлось бы огибать всю Африку, и были уверены, что они его нашли. Это было бы очень полезным открытием, так как в то время Великий шелковый путь был перегорожен Османской империей, и Европе приходилось искать новые способы попасть в Азию. Плавать вокруг Африки было опасно и долго, новые торговые пути очень пригодились бы европейским купцам, которых манили азиатские сокровища. Колумб прекрасно знал, что Земля круглая и справедливо решил, что доплыть до Азии можно с другой стороны. Только в расчетах ее размеров он существенно ошибся - от нового континента до Азии оставалось еще около пятнадцати тысяч километров. Но сам мореплаватель даже не узнал, что стал первооткрывателем. Впрочем, это звание тоже приписано ему незаслуженно, так как еще в Средние века в Америке побывали викинги из Исландии. Но никому за пределами Скандинавии не было известно об этих северных походах, поэтому открытие Колумба стало сенсацией.

2. Христофору Колумбу понадобилось более семи лет, что убедить королевскую чету Испании в необходимости экспедиции. Король Фердинанд и его супруга Изабелла, а также все чиновники и сановники не могли понять, каким образом можно попасть на восток, двигаясь при этом на запад. Мореплаватель столкнулся с множеством предубеждений - например, многие считали, что он не сможет подняться на огромную водяную гору, образованную выпуклостью земного шара. Ему пришлось подбирать подходящие аргументы и всяческими способами уговаривать испанского короля, и в конце концов - в 1491 году - ему это удалось, и король одобрил экспедицию.

3. До Колумба ни один корабль не заходил так далеко в открытое море. В основном все корабли двигались вдоль береговой линии, а океана все боялись. Обычные моряки отказались принимать участие в такой рискованной экспедиции - если король не верил в шарообразную форму Земли, то неграмотные моряки и подавно считали, что Земля плоская, и они обязательно упадут к черту на рога. Поэтому Колумбу пришлось набирать команду из заключенных - они предпочитали рискнуть в страшной экспедиции, чем умереть в тюремной камере.


4. Неудивительно, что в те времена никто не отваживался выйти в открытый океан - судна пятнадцатого века были маленькими и неподходящими для дальних плаваний. Экспедиция Колумба двигалась на трех каравеллах - это слово является уменьшенным от испанского «карава», что означает небольшое судно на парусах. «Санта-Мария» была крупнейшим кораблем Христофора Колумба, но ее длина составляла всего около сорока метров - необычайно маленькое судно по современным меркам. А две других каравеллы, «Пинта» и «Нинья», были еще меньше - около двадцати метров, даже для тех времен очень маленькие корабли.

5. Матросы-бывшие заключенные, осознав рискованность предприятия, часто впадали в панику. Они были полны суеверий и предубеждений: видя альбатросов и водорослей, они думали, что земля близко. И Колумб не хотел их огорчать, тем более правда посеяла бы большую панику среди команды. Поэтому мореплаватель значительно уменьшал цифры, рассказывая морякам о пройденном расстоянии - так они считали себя в безопасности.

6. Во время экспедиции первооткрыватель обнаружил, что стрелка компаса начала показывать не на север (на Полярную звезду), а немного в сторону. Колумб сильно нервничал по этому поводу, но команду не стал пугать и промолчал. В то время еще никто не знал, что компас показывает магнитные полюса Земли, а не географические.


7. Колумб был настолько убежден, что открыл путь в Индию, что многие верили в это. Поэтому американских коренных жителей назвали индейцами (в русском языке названия различаются, но в английском они произносятся и пишутся одинаково «indians»).


8. После экспедиции Колумба индейцы впервые увидели коров, лошадей и виноград. А мореплаватель привез в Европу картофель, кукурузу и помидоры. Еще несколько последующих веков между Америкой и Европой велась сельскохозяйственная торговля, которая была известна под названием «Колумбов обмен».


9. Всего Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Америку. Во время последней он с командой попал в сложную ситуацию - у него сломались корабли, закончилась еда, а местные жители были враждебно настроены по отношению к европейцам. И Колумб решил пойти на хитрость - приближалось лунное затмение, которое можно было использовать для внушения уважения индейцам. Мореплаватель рассказал местным вождям, что белый бог может наложить страшную кару на индейцев - отнять луну. Вскоре началось затмение, и луна стала темнеть. Коренные американцы были испуганы и согласились на мир, предоставив Колумбу и его команде необходимую провизию и материалы.

Какой мальчик в своём детстве не мечтал стать моряком? У любого человека эта профессия ассоциируется с мужественностью и романтизмом.

Профессия моряк: описание

Моряк - это работник, служащий на судне или на корабле. Эта профессия достаточно широкого профиля и имеет много направлений. Таких как капитан судна, лоцман, штурман.

Профессия моряк дальнего плавания

Отправляющихся на длительные рейсы называют "моряк дальнего плавания". Продолжительность срока таких рейсов обычно составляет более одного года. Служить моряком дальнего плавания сложно как физически, так и психологически.

Это постоянная оторванность от родного дома, огромная вероятность разводов в семье, за период такого плавания человек может кардинально измениться, к тому же эта работа считается одной из самых рискованных. Всем известно, что в последние годы случаи пиратства и похищения людей значительно участились, а оружие экипажу выдавать запрещено. Пожарный шланг - единственное оборонительное оружие на морском судне.

Плюсы и минусы профессии моряк

Но почему же молодых людей постоянно так тянет постигать морские просторы? Что привлекательного в этой профессии? Бесспорно самым главным преимуществом профессии моряка является её романтизм. Это чувство известно ещё с детства, когда с трепетным чувством перечитывали книги Жюль Верна, которые воспитывали в детях любовь к морским приключениям, желание увидеть огромный мир своими глазами. Но вся романтика улетучивается в первый же день работы на судне.

К тому же профессия моряка воспитывает в людях стойкость характера и боевого духа. Море - закаляет дух человека, помогает справляться с трудностями, учит ценить жизнь и человеческие отношения.

Но всё бы было прекрасно, если бы не присутствие незначительных минусов, как и в любой другой профессии.

Первый минус и самый тяжёлый - это долгая разлука с любимыми и близкими людьми. Не каждый способен жить вдали от родного дома. Но как говорится разлука - самая верная проверка отношений. Кто-то выдерживает эту проверку, а кто-то остаётся с разбитыми мечтами и чувствами.

Второй минус - сильная психологическая нагрузка. Морское судно - это как "плавучая тюрьма" более лёгкого режима, новсё равно никуда не выйти. Работники судна постоянно находятся в одном коллективе, поэтому очень важно сохранять дружеские отношения со всеми, чтобы работа была в радость, и не доставляла дополнительных стрессов и психологических нагрузок.

Здоровье очень сильно подрывается на морском судне из-за тяжёлых условий труда. Здесь нет чёткого распределения графика работы и иногда приходится работать сверхурочно, а от этого постоянные недосыпы , усталость, излишняя нервозность.

Как уже отмечалось работа в море это большой риск. Можно вернуться с поездки и не заработать никаких денег, или ещё хуже попасть в пиратский плен, остаться инвалидом, риск умереть с острым приступом аппендицита посреди Тихого океана, риск заразиться малярией. Впрочем риск присутствует в любой профессии, а кто не рискует - упускает шанс осуществить свою мечту.

Востребованность профессии моряк

Профессия моряка востребована до тех пор, пока у человека на то есть физические силы и здоровье. Иначе эта работа приобретёт сухопутную направленность и ему останется лишь писать не воплотившиеся мечты в своих мемуарах. Поэтому, если уж человек решился поступить в морской ВУЗ, желательно ещё освоить какую-нибудь земную профессию, на всякий случай. В нынешней жизни бывает всякое.

Профессия моряк обучение

Чтобы стать матросом достаточно окончить один год мореходных курсов. После этого уже выпускники попадают на российские судна, либо на иностранные, если имеется отличное знание английского языка.

Решившие стать морскими офицерами заканчивают высшие мореходные учебные заведения, где получают базу теоретических знаний и набираются опыта на практике.

Отличительной чертой любого мореходного учебного заведения является высокая стоимость обучения. Но, как говорится это плата за возможность в будущем получать неплохие деньги.

Профессия моряк зарплата

Начальная заработная плата матросов в российских компаниях составляет около 1000 долларов в месяц. В иностранных, конечно же, выше. Но не каждого человека море зовёт исключительно из-за тяги к деньгам. Есть люди, для которых море - это призвание.

Возможно Вас заинтересуют.

В душе каждый из нас исследователь. Почему люди поднимались на Эверест? Почему пускались в опасные путешествия через океан? Просто потому, что могли. Конечно, слава и богатство также играли свою роль, но, невзирая на мотив, путешествия сыграли важную роль в развитии человечества.

25 фактов Отсюда

Сначала люди изучали свои континенты, затем переплывали океаны, чтобы исследовать другие земли. Сегодня мы опускаемся на дно океанов и всматриваемся в звездное небо над головой. И хотя объекты наших исследований постоянно меняются, мы всегда остаемся людьми, которыми всё так же движет любопытство.

Итак, давайте вернёмся в прошлое и вспомним истории великих путешественников и отважных мореплавателей былых времен. Некоторые из них просто невероятны, хотя эти люди совершали множество ошибок. Их время наполнено войнами, вероломством и золотом (и, конечно же, пиратами!), да и в наше время мало что изменилось.

В 1503 г. Колумб сел на мель на Ямайке по пути в Новый свет. Зная, что близится лунное затмение, он сказал местным жителям, что если они не помогут ему, то Луна исчезнет.


Чжэн Хэ был китайским адмиралом, дипломатом и путешественником Он достиг выдающегося положения в 1300-е годы, хотя прежде был оскоплённым рабом.


У знаменитого британского путешественника Дэвида Ливингстона однажды в Африке похитили все снаряжение и припасы. Чтобы получить еду от местных жителей, он был вынужден есть на огороженной веревками площадке, что служило дикарям развлечением.


В 1951 году на ежегодном обеде Общества Следопытов к столу был подан кусок мяса шерстистого мамонта возрастом 250 тысяч лет.


В 1911 году британский исследователь Джордж Мюррей Левик наблюдал факты некрофилии у антарктических пингвинов. Эти наблюдения не были опубликованы до 2012 года, т.к. в то время их сочли слишком нескромными.


Первые поселенцы Плимутской колонии были очень удивлены, когда американский абориген приветствовал их по-английски. Его звали Самосет и он обучился основам английского у рыбаков на побережье.


Когда Джеймс Кук впервые прибыл на Гавайи, туземцы приняли его за бога. Когда он приплыл второй раз, его корабли были повреждены штормом, что очень оскорбило местных жителей. Впоследствии они убили и съели Кука.


Лоуренс Отс, исследователь Антарктиды, получил обморожение и гангрену во время экспедиции. Чтобы не обременять своих товарищей, подвергая опасности их жизнь, он вышел из палатки в метель и погиб.


Остров Адмиралти на Аляске равен по размеру половине Йеллоустоунского парка и является обиталищем вдвое большего количества медведей гризли. Первые русские исследователи называли этот остров «Остров страха».


Арабский исследователь Ибн Фадлан однажды наблюдал похоронный ритуал викингов, во время которого молодая рабыня занималась сексом со всеми воинами племени, после чего была принесена в жертву, чтобы служить погибшему военачальнику в загробной жизни.


Труман Эвертс заблудился во время Йеллоустонской экспедиции. Он потерял лошадь, снаряжение, упал в гейзер и получил обморожение. Он был едва жив, когда его нашли 37 дней спустя.


Голландский исследователь Абель Тасман открыл Новую Зеландию и Тасманию во время своей первой экспедиции, но пропустил Австралию. И только во время второй экспедиции он понял, что именно он не заметил.


Во время арктической экспедиции в 50-х годах Питер Фрейхен смастерил зубило из своих экскрементов, чтобы высвободиться из-под лавины. Он также ампутировал сам себе обмороженные пальцы ног.


Когда английский исследователь сэр Уолтер Рэли взял в плен португальский корабль «Мадре де Деус», стоимость груза на этом корабле была сравнима с половиной национального достояния Англии.


Шотландский исследователь Дэвид Дуглас на Гавайях упал в яму-ловушку и был растоптан быком, упавшим в ту же яму.


Греческий путешественник Пифей был первым, кто увидел полярные льды и полярный день. Также он первым предположил, что Луна влияет на морские приливы.


В 1962 году французский исследователь Мишель Сифр два месяца прожил в ледяной пещере в полной темноте, чтобы доказать, что у человека есть внутренние биологические часы.


В Австралии есть гора Разочарование, получившая своё имя после того, как путешественники нашли вид с этой горы неидеальным.


Венесуэлла получила своё имя благодаря домам аборигенов, поднятым над водой, как в Венеции. Америго Веспуччи назвал это место «Маленькая Венеция» или «Венесуэлла».


10 место : Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.


9 место : Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.


8 место : В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.


7 место : А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.


6 место: А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".


5 место: Термин "небоскреб" – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.


4 место: Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.


3 место : Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.


2 место: Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.


1 место: И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов о мореплавателях и об их морских путешествиях.

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo», но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн, где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный путь к Молуккским островам и возвратиться назад. Лишь угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад и в итоге обогнуть земной шар, сам же Магеллан погиб в сражении на Филиппинах в ходе плавания.

Прибыв к северному побережью Южной Америки, в лагуне Маракайбо конкистадоры увидели построенные на сваях и соединённые между собой мостиками индейские хижины. Уроженцу Италии Америго Веспуччи, прибывшему с испанцами, они напомнили Венецию, и он назвал свайный посёлок маленькой Венецией, по-итальянски Венесуэлой.

Португальский принц Генрих Мореплаватель никуда не плавал в качестве капитана и вообще мало куда выбирался из Португалии, а прозвище получил потому, что являлся организатором многих португальских экспедиций, приведших к открытию новых земель.

На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке нет ни одного вулкана. Своё название он получил от Магеллана, увидевшего с корабля многочисленные огни, которые были кострами индейцев.

Вконтакте