Испугался грома рома заревел он громче. Основные причины картавости

Картавость – дефект речи, которым страдают многие люди. Он никак не влияет на здоровье человека. Однако дефект речи у ребенка может сделать его объектом для насмешек, а у состоявшегося взрослого – понизить самооценку. Человек, страдающий недугом, становится замкнутым и старается свести общение с окружающим к минимуму. Главной проблемой становится поиск ответа на вопрос “Как избавиться от картавости ?

Картавость: причины возникновения

В медицине под картавостью понимают термин “дислалия”. Люди, страдающие этой проблемой, неправильно произносят звуки, хотя обладают нормальным слухом. По причинам возникновения данное нарушение речи разделяют на 2 типа:

  • Увулярный ротацизм. У страдающих данным типом нарушений речи во время произношения начинает вибрировать маленький язычок мягкого неба.
  • Велярный ротацизм. У людей, имеющих проблемы с произношением по этой причине, во время разговора начинает вибрировать весь край мягкого неба.

Существует и другая классификация причин картавости . Выделяют виды:

  • Полиморфная. Человек неправильно произносит звуки С, Р, К, Ш.
  • Возрастная. Появляется у детей в процессе взросления. При нормальных обстоятельствах должна исчезнуть после 5 лет.
  • Функциональная. Нарушенное произношение, при отсутствии проблем с основными системами организма.
  • Органическая. Приобретается наследственным путем.
  • Психологическая. Встречается у людей, которые росли в семье с неблагоприятной внутренней обстановкой. Иногда причиной может стать проживание рядом с ребенком человека, который долгое время картавит. В этом случае может помочь комплексная система по . Система освобождает, а не затушевывает (как это делают многие психологические приемы) от множества негативных психологических факторов. Это действительно ценная вещь, обратите внимание.

Дислалия проявляется неправильным произношением шипящих, сонорных, заднеязычных, а также мягких и звонких звуков. Сама картавость не передаются по наследству. Предается лишь особенное строение рта, что и может послужить причиной дислалии. Причины появления картавости могут быть различны. С проблемой сталкиваются дети из двуязычных семей. Произношение звуков смешиваются и представляет для детей сложность. Причина может скрываться и в психологии.

В детском возрасте недуг можно исправить с помощью обращения к специалисту. Логопед научит ребенка правильно произносить звук “Р”. Но в некоторых случаях может понадобиться несложное оперативное вмешательство. Чем раньше начать бороться с картавостью, тем выше шанс исправить произношение.

Однако в детстве люди не придают должного значения этому недугу. С возрастом справиться с этой проблемой сложнее. Но если приложить упорство и уделить занятиям достаточное количество времени, устранить картавость можно и в домашних условиях. Решив , необходимо провести несколько занятий со специалистом, а затем продолжить выполнять показанные им упражнения в домашних условиях.

Как вылечить картавость?

Решив избавиться от картавости, человек должен обратиться к специалисту . Логопед поможет выявить причину появления недуга и составит рекомендации по ее устранению. Следует помнить, что если после 5 лет картавость не исчезла, то она уже не пропадет сама собой.

С возрастом недуг может только усугубиться и привести к тому, что без операционного вмешательства устранить проблему не удастся. Операция по избавлению от картавости хирургическим путем не сложная, однако в зрелом возрасте переносится намного сложнее, чем в подростковом. По этой причине начинать лечение следует как можно раньше.

Если вовремя заняться картавостью, можно обойтись и без операции. Для исправления недуга у детей, логопеды применяют:

  • массаж языка;
  • логопедический массаж;
  • воздействие механическими вибрациями на переднюю часть языка;
  • артикуляционную гимнастику.

Чтобы методы имели ощутимый эффект, из необходимо использовать регулярно.

Устранение картавости дома

Специалисты утверждают, что при должном усердии картавость можно устранить, в домашних условиях . Существует ряд упражнений, выполняя которые каждый день, человек сможет самостоятельно исправить дефект речи.

Начинать работу над устранением картавости следует с работой над языком. Человек должен научиться управлять им. Затем следует переходить к корректировке произношения звука “Р”.

Начинать занятия следует с разминки. Для этого необходимо выполнить несколько упражнений:

  1. Необходимо раскрыть рот в улыбке и попробовать дотянуться до верхних зубов. При этом следует двигать языком влево – вправо.
  2. Не закрывая рта, следует погладить небо языком, а затем коснуться им основания верхних зубов. Затем требуется дотянуться до нижней губы и облизнуть ее. Движение следует повторить несколько раз.
  3. С открытым ртом следует начать ударять языком по верхним альвеолам, произнося звук “Д”.

Завершив разминку, следует перейти непосредственно к тренировке произношения. Основными упражнениями являются:

  • Повторение звука “Р” в различных вариациях. Во время выполнения упражнения следует добавлять к звуку согласные и гласные буквы.
  • Произношение звука “Р” с гласной 3 раза, а затем 2 – х слов, начинающихся на этот слог, и 1-ого на него заканчивающегося. Пример: Ра-ра-ра. Работа – рама – нора.
  • Произношение скороговорок, в которых делается упор на звук “Р”.

Артикуляционная гимнастика , которую применяют логопеды для исправления картавости, может быть выполнена в домашних условиях. Основными упражнениями методики являются:

  • «Воздушный бой». Для выполнения упражнения следует распахнуть рот на максимальную ширину, а язык держать плотно прижатым к нижней губе. Зафиксировав положение, нужно начать с силой выдыхать воздух и попытаться произнести звук “Ф”.
  • «Алфавит». Для выполнения упражнения следует попытаться нарисовать в воздухе символы русского алфавита.
  • «Сластена». Для выполнения упражнения требуется слегка придерживать челюсть ладонью. Затем расслабленным языком нужно несколько раз облизнуть губы, выполняя при этом круговые движения сверху вниз. Рот должен быть все время открыт. Расслабив язык, выполняющий упражнение должен положить его на нижнюю губу. Затем следует начать ее облизывать, все время ускоряя темп. Движение должно выполняться в направлении вперед и назад. Правильность выполнения можно проверить. Если добавить голос, то должно получиться индюшачье гоготание.
  • «Рычание». Упражнение направлено на освоение вибрации языком и ртом для правильного произношения звуков. Приступая к выполнению, следует широко распахнуть рот и дотронуться кончиком языка до верхнего неба. Приняв положение, требуется попробовать произнести звук “Д”. Подходя к завершающей стадии, звук “Д” следует заменить на “Р”. Упражнение считается освоенным, когда оба звука начнут получаться правильно.
  • «Набор слов». Освоив звук “Р”, можно переходить к изучению “набора слов”. Упражнение должно выполняться после предыдущего. Под конец занятия человек должен попытаться правильно произнести несколько слов, в которых содержится звук “Р”. Их количество за 1 сеанс должно составлять не менее 10 – 15.

Эти упражнения считаются стандартными. Выполнить их не так просто, как кажется на первый взгляд. Делать упражнения необходимо не менее 5 минут в день , но лучше увеличить время выполнения до 15 – 20 минут.

Чтобы устранить картавость, необходимо выполнять упражнения каждый день . Результат может появиться не сразу. Для корректировки речи придется потрудиться. Картавость не пройдет сама. Но упорство будет вознаграждено, и вскоре человек может научиться говорить правильно.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.

Осип орёт, Архип не отстает -
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип - охрип

Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Во мраке раки шумят в драке.

Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.

Пётр Синявский

Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!

Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!

Г.Кружков

У реки
Росла
Рябина.
А река
Текла,
Рябила.
Посредине -
Глубина,
Там гуляла
РЫ-БИ-НА.
Эта рыба -
Рыбий царь,
Называется
Пескарь.

Г.Сапгир

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

Сорок сорок
Для своих сорочаи
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок.

Ю.Кушак

Не боится Рома
Ни грозы, ни грома.

Пётр Синявский

Кра! -
Кричит ворона. -
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
- Стой, ворона,
Не кричи!
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана.
У тебя ведь
Нет кармана.
- Как! -
Подпрыгнула ворона
И моргнула
Удивленно. -
Что ж вы раньше
Не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
Укр-р-рали!

В.Орлов

Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась:
"Раскрась, Карасёнок, сказку!"
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят!

М.Яснов

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

Я.Козловский из книги "О словах разнообразных, одинаковых, но разных"

Клара-краля кралась к Ларе.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

Дpозд пpост - упорный хвост, проворный нос.

На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

Дpозд, дpозд,
Пpост, пpост,
Ковaный нос,
Железный хвост.

Город Нерль на Нерли-реке.

Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

Смотри как просто устроена рама:
прямые углы и квадратные грани.

Проворонила ворона воронёнка.

Дыбра - это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

За горою холм с кулями,
Выйду на холм куль поправлю.

На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.

В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Адмирал дев обмерял, обривал и обмирал

Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Инцидент с интендантом,
прецедент с претендентом,
интрига с интриганом.

В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.

Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Будьте бережны к изображению.
Поражено оно.
Порушено временем.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

Рододендроны из дендрария.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов.

Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.

Пришел Прокоп
кипит укроп,
ушел Прокоп
кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.

Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос.

Рака буква Р нашла,
Раку ракушку дала.
Как пришел к реке рыбак.
Вполз в ракушку бедный рак.

У пруда в траве во мраке
Шуршат раки в шумной драке

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Рапортовал, да не дорапортовал,
а стал дорапортовывать, зарапортовался.

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки

У Вероники ведро брусники,
А у Сережки ведро морошки.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Роет крот у ворот свой подземный переход.

Шустрая норка юркнула в норку.

На горе Арарат растёт крупный виноград.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Загорелся светофор, мы проехали во двор.

Дpозд пpост - упорный хвост, проворный нос.

На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры

Проворонила ворона воронёнка.

Макароны ел Макар
В рот ему влетел комар.

Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Барабашка шебуршит.

Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Пол двора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

За деревней с утра тарахтят трактора

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Краб забрался на трап
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Карл клал лук на ларь.
Клара крала лук с ларя.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Круглов и Круглова крутили, крутили
Круглыми кружками круглые гири.

Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:
Грабь граблями гравий, краб.

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Я бродил один у горки,
собирал скороговорки.

Бравый корнет взошёл на корвет,
Корнет с корвета шлет всем привет.

В поле полет Фрося просо,
сорняки выносит Фрося.

Все бобры добры для своих бобрят.

Кромсал короед кору карельской берёзы.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Гроза гремит, гремит гроза,
гроза гремит пока грозна.

Крута гора, в горе - дыра,
в дыре кротовая нора.

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Скороговорки на Р

  • У тропинки, у тропы за ночь выросли грибы.
  • Топор стучит - дрова колю, пила звенит - дрова пилю. Чем больше слов - тем больше дров.
  • Хитрую сороку поймать - морока, а сорок сорок - сорок морок.
  • Хорош пирожок - внутри творожок.
  • Испугался грома Рома, заревел он громче грома, от такого рёва гром притаился за бугром.
  • На лугу под горкой лежал сырок с красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
  • Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
  • Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.
  • Егор шёл через двор. Нёс Егор с собой топор. Егор шёл чинить забор.
  • Пуст бредень в пруду, с бреднем из пруда не выбрести.
  • На грядке у пряхи растут гречка и просо.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
  • В огороде старика редька рыросла крепка.
  • На воротах сорока, на заборе ворона, на дороге воробей.
  • В карете корнет в лорнете играл на кларнете.
  • Рака в руку не бери - рака другу подари.
  • Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы.
  • Во мраке раки шуршат в драке.
  • За тараканом с барабаном, за комодом с топором.
  • Гром по горам прокатился, комар с дуба свалился.
  • Гордец горбушкой поперхнулся.
  • Летят три пичужки через три пустых избушки.
  • Прорубь рубили - рыбку ловили.
  • Солил Терентий грибочки - сразу тридцать три бочки. Съел Терентий грибочки - сразу тридцать три бочки.
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла, срыла полрыла, до норы не дорыла.
  • Карасик красит кораллы краской.
  • Тройка тронулась от околицы с колокольцами.
  • Топоры стучали до поры, до поры стучали топоры.
  • У боярина бобра нет богатства, нет добра. Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра.
  • Перепел перепёлку и перепелят в перелеске спрятал от ребят.
  • На дворе дрова топорами рубят.
  • Через рвы, через горбочки шли мы в рощу по грибочки.
  • Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка маргаритки на дворе.
  • Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. И спит Прокоп - кипит укроп.
  • Три вороны на воротах, три сороки на заборе.
  • До города - дорога в гору, от города - с горы.
  • У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры - там на грядке помидоры.
  • Проросли ростки повыросли, да ростом ростки не выросли. Проросли ростки повыросли, ростом ростки равхвастались.
  • У Тамары-тараторки тридцать три скороговорки.
  • У барана рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.
  • У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика торчат.
  • В реке большая драка - поссорились два рака.
  • Дорожка торная, местами косогорная.
  • Крута гора, в горе дыра, в дыре кротовая нора.
  • На реке Роман поймал руками рака.
  • Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  • В хлеву у Фроси хрипло хрукает Хавронья.
  • На горе Арарат растёт крупный виноград.
  • Уточка вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  • На Ерёму напала дрёма, от дрёмы задремал Ерёма.
  • Две горлинки в горенке курлыкали: курлы-курлы-курлы.
  • Рыбы в проруби - пруд пруди.
  • Разминали кони ноги - неслись аллюром по дороге.
  • Воротилась Варвара из города и привезла новостей с три короба.
  • Кирюша-Кирилл огород долго мерил. Мерил, мерил, перестал, лег под деревом - устал.
  • С природой не спорят, погоды не просят.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, варыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
  • Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поёт.
  • По осинке росинки засверкали утром перламутром.
  • На рынке Кирилл кружку-крынку купил.
  • Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
  • В озере - карп, а в море краб.
  • Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки. Из-за леса, из-за горки едут к ним ещё Егорки.
  • У Андрея и Арины растут георгины.
  • Жили-были раки, раки-забияки. Жили раки шумно, затевали драки.
  • Под гармошечку трёхрядку Прошка бросился в присядку.
  • Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
  • Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
  • На брёвнышке пёрышко, под пёрышком брёвнышко.
  • Посоли и поперчи, да попробуй не пересолить да не переперчить.
  • Ворон рвал во вру ревено, рвал проворно целый день.
  • Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
  • Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипу.
  • Громко порох грохнул, Прохор в страхе охнул.
  • Привез Пров Егору во двор дров гору.
  • Дал Макару Роман карамель, а Макар Роману - карандаш.
  • Рак в реке рюкзак отрыл.
  • Бурундук грызёт фундук, фундук грызёт бурундук.
  • Вороны друг другу дарили подарки - вороны дары подбирали на свалке.
  • После росы росли розы.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку, но не лезет корка в норку: велика для норки корка.
  • Откуда на просеке посо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса всё просо склевали.
  • Крот агроном разрыхлял грядку граблями.
  • Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот.
  • Усядемся на пригорде да расскажем скороговорки.
  • Кашевар кашу варил, переваривал, доваривал, да не доварил.
  • Зубр к зебре брёл с веткой вербы.
  • Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
  • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  • В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.
  • Роет землю серый крот, разоряет огород.
  • Под горой бугор, на бугре Егор, у Егора кол, на колу колокол.
  • Ходит грач с грачихой черной в огороде на гряде.

Как исправить картавость, и какие упражнения могут помочь в процессе работы над «правильным «р»»?

Не у всех детей процесс освоения речи проходит гладко. У некоторых из них возникают проблемы с произношением слов и звуков. Одна из таких проблем – картавость – неправильное произношение звука «р». В дальнейшем, дефект речи может стать причиной ребенка. Для того чтобы избежать этого, лучше всего своевременно обратиться к специалисту – врачу-логопеду.

Какую помощь может оказать логопед

Логопеды помогают не только детям, но и людям всех возрастов устранить различные дефекты . Но все-таки чаще пациентами логопеда являются дети.

При первом посещении логопеда, ребенку предстоит устный экзамен. Не волнуйтесь, это не похоже на школьные тесты и никак не отразиться в табеле успеваемости. Тест – это лишь способ узнать, какие типы проблем с речью имеются у ребенка. Ему всего лишь предложат сказать определенные звуки и слова. Тест поможет выяснить потребности ребенка и решить, какая терапия необходима в каждом конкретном случае.

Данные статистики говорят, что у многих малышей проблемы с произношением звука «р» со временем проходят сами собой. Но приблизительно два процента процентов остаются «картавыми» навсегда.

«Картавость» - это понятие народное, на научном языке проблема называется ротацизмом. Известно, что языковые навыки ребенка формируются до семи лет, и до этого времени желательно исправить ротацизм.

Основные причины картавости:
  • нарушения фонематического слуха
  • ограничение движения кончика языка и передней части спинки языка вверх из-за укороченной уздечки
  • отсутствие навыка выполнения языком целенаправленных движений
  • слабость мышц языка

Среди традиционных способов исправления картавости, компенсации отсутствия звука «р» и грассирования, следующие:

  • Массаж языка
  • Осуществление механической вибрации передней части языка
  • Регулярные упражнения на автоматизацию звука «р».
  • Специальная артикуляционная гимнастика
  • Тактильный контроль

Комплекс логопедических упражнений должен назначить врач-логопед , исходя из причин возникновения дефекта, возрастных критериев, функциональных особенностей артикуляционного аппарата и других факторов.

Как бороться с проблемой самостоятельно

Поскольку для произношения звука «р» необходима хорошая подвижность языка, можно использовать специальные упражнения, которые помогут укрепить мышцы языка, участвующие в процессе произношения звука «р».

Упражнения:
  • «Барабан»: открываете рот, нащупайте языком альвеолы (бугорки на небе за передними зубами), ударяете по альвеолам языком, стараясь произнести звук «д».
  • «Воздушный бой»: Откройте рот, поместите язык на нижнюю губу, после чего попытайтесь произнести звук «ф» таким образом, чтобы струйка воздуха была узкой. Это поможет выработать непрерывную, длительную воздушную струю, идущую по центру языка.
  • «Индюк»: откройте рот, положите на нижнюю губу широкой язык. В быстром темпе облизывайте губу вперёд-назад, добавляя голос – получается звук, изображающий болботание индюка.
  • «Лошадка»: при выполнении этого упражнения нужно щелкать (цокать) кончиком языка, изображая стук копыт лошадки. Следите за языком, звук должен быть щелкающим, а не чмокающим.
  • «Сладкоежка»: откройте рот, зафиксируйте руками нижнюю челюсть таким образом, чтобы она не шевелилась. После этого широким языком облизывайте верхнюю губу по направлению сверху - вниз.
  • «Чистка зубов»: широко улыбнитесь, кончиком языка пройдитесь по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда (последовательно). Сначала выполняйте упражнение медленно, постепенно ускоряйте темп. Челюсть должна оставаться неподвижной, а работать должен кончик языка.

Вы можете повторять с ребенком и такие «чистоговорки», как по частям, так и целиком. При помощи такого упражнения у ребенка развивается слуховое восприятие, речевую память и внимание.

Ра-ра-ра-ра-ра радуга, рама, гора.

Ру-ру-ру-ру-ру ручки, руки, кенгуру.

Ры-ры-ры-ры-ры рыба, рынок, комары.

Ро-ро-ро-ро-ро родина, роза, ведро.

Ир-ир-ир-ир-ир зефир, пассажир, кефир.

Ар-ар-ар-ар-ар сахар, повар, санитар.

Ор-ор-ор-ор-ор топор, помидор, забор.

Эр-эр-эр-эр-эр вечер, ветер, офицер.

Ур-ур-ур-ур-ур контур, шнур, абажур.

Исправление картавости у взрослых

Взрослому человеку сложнее помочь избавиться от проблемы картавости. Потребуется долгая и кропотливая работа, связанная с перетяжкой мышц. Для полного устранения дефекта нужна комплексная реабилитация, во время которой человеку предстоит заново пройти все этапы речевого, физического и психического развития. На медицинском языке такой процесс называется социально-речевая, адаптивно-физическая и психолого-педагогическая реабилитация.

Проводить работу по устранению дефекта картавости нужно под контролем специалиста, с учетом состояния органов артикуляционного аппарата. Если у вас нет возможности встречаться с логопедом регулярно, многое вы можете сделать самостоятельно. Но в выборе речевого материала вам должен помочь специалист, который также обучит вас основным принципам автоматизации звуков.