История и этнология. Факты

Николай Гулаев входил в тройку самых результативных лётчиков Великой Отечественной войны. На борту его самолёта красовалось 57 звёзд. Именно столько вражеских машин сбил Гулаев. Он остался в истории как дважды Герой Советского Союза. Но на самом деле Николай Дмитриевич был представлен и к 3-й Золотой звезде.

Вылет без разрешения

Николай был первенцем супругов Гулаевых, простых рабочих, которые проживали в станице Аксайской Ростовской области. Николай, как и многие его сверстники, в юности увлёкся самолётами и даже посещал занятия в местном аэроклубе. Когда пришла пора службы в армии, Гулаев решил стать лётчиком. В 1938 году он поступил в авиационное училище в Сталинграде. Через 2 года Гулаев его окончил и войну встретил уже в звании лейтенанта.
Интересно, что свой первый результативный вылет Николай Гулаев совершил, даже не имея соответствующего допуска. Августовской ночью 1942 года под Сталинградом лётчик сбил самолёт противника. Вернувшись назад, он получил сначала выговор, а затем повышение в звании и награду. Как человек без опыта, который не имел понятия даже о том, какую набрать высоту, смог в темноте уничтожить самолёт противника, остаётся загадкой.

Дерзкий нрав дважды героя

Между тем именно в описанном выше поступке прекрасно виден характер лётчика. Журналист Сергей Доморощенов, который изучал биографию аса, рассказал в одной программе, что Гулаев отличался дерзким нравом. Именно это качество и стало впоследствии причиной лишения лётчика 3-й Золотой звезды.
Впервые Гулаев получил звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда» в сентябре 1943 года. К тому времени на его личном счету уже было 13 немецких самолётов. Через год Николай Гулаев сбил 42 машины противника и удостоился второй аналогичной награды. Примечательно, что в одном из боёв за 4 минуты он уничтожил сразу 11 вражеских самолётов.

Скандал в столичном ресторане

Летом 1944 года Гулаева отозвали в Москву для обучения в военно-воздушной академии. Тогда наряду с Николаем Дмитриевичем в столицу прибыло ещё несколько таких же талантливых лётчиков. К концу войны власти решили поберечь их жизни для мирного времени и последующей службы на руководящих должностях. Перед началом учёбы Гулаев должен был получить свою 3-ю Золотую звезду. Указ об этом уже был обнародован, но непримиримый характер лётчика оказался сильнее тяги к славе.
По одной из версий, выдвинутой журналистом Андреем Сидорчиком, прибыв в Москву, Гулаев решил зайти с товарищами в ресторан одноимённой гостиницы. Однако сотрудник ресторана сообщил лётчикам, что мест в зале больше нет. На свою беду Николай Дмитриевич заметил среди посетителей румынских военнослужащих, которые, как известно, некоторое время были союзниками Германии. Гулаев разозлился и устроил скандал. После того, как о произошедшем узнало командование, приказ о награждении воздушного аса отозвали.

После войны

Гулаев окончил академию уже после войны. Несколько лет он прожил в Ярославле, где командовал 133-й авиационной истребительной дивизией. С середины 1960-х годов Николай Дмитриевич руководил 10-й армией ПВО в Архангельске, которая в то время считалась одной из самых сильных в мире. В 1979 году, уже будучи генерал-полковником, Гулаев ушёл в отставку. Через 6 лет гениального лётчика не стало.

Н. Гулаев родился в известной на Дону станице Аксайской, неподалеку от Ростова, там, где Аксай впадает в Дон, 26 февраля 1918 г. В семье главенствовала мать - высокая волевая казачка, черные глаза и косы которой говорили о присутствии турецкой крови... Окончив семилетку, он отправился в Ростов-на Дону, где был принят в школу ФЗУ, а затем и в аэроклуб. С призывом в Красную Армию в 1938 году получил направление в Сталинградское военное авиационное училище, которое окончил в 1940 г.

Войну он встретил в составе 423-го иап. В июне 1942 г. был переведен в 487-й полк, где вскоре, 3 августа 1942г., принял свой первый бой. Первую победу он одержал без приказа, впервые в жизни взлетев ночью, под вой воздушной тревоги и подбадривающие реплики механиков. Ему повезло. На фоне лунного неба он увидел знакомые по таблицам и схемам силуэты - "хейнкели". Форсируя мотор своего "яка", сблизился с неприятельской машиной так, что отчетливо стали видны пламенеющие выхлопы двигателя, и нажал на гашетки. Очередь оказалась удачной: трасса засверкала быстрыми красными стрелами, вдруг расцветшими в ночи растущим огненным хвостом, бомбардировщик скользнул на крыло, извергавшее багровые клубы горящего топлива и, беспорядочно штопоря, устремился к земле... Реакция командира на его победу была неординарна: ему объявили о взыскании и представили к награде. Так началась одна из самых ярких ратных судеб.

В феврале 1943 г., после окончания курсов командиров звеньев, лейтенант Гулаев был направлен в 27-й иап. В составе этого полка он прожил свой "звездный" год, сбив в воздухе 58 неприятельских машин, "создав" десяток асов, став дважды Героем. Говорить о "школе" Гулаева не принято, однако его особенная, вдохновенная и рискованная, внешне начисто лишенная какого бы то ни было практицизма, манера ведения боя делает его по меньшей мере "символом" романтического направления в искусстве воздушного поединка. Как никто другой, он умел быть результативным: трижды (5.7.43 г., 25.4.44 г., 30.5.44 г.) он одерживал по четыре победы в день, еще дважды (7.7.43 г., 18.4.44 г.) уничтожал по три самолета и в 7 боях (14.5.43 г., 12.7.43 г., 24.10.43 г., 28.10.43 г., 15.12.43 г., 17.12.43 г., 8.1.44 г.) делал дубль. На его счету 9 двухмоторных бомбардировщиков (5 Хе-111 и 4 Ю-88), 5 "рам", 15 "штук" - пикировщиков Ю-87. Столь весомый расклад трофеев не характерен для летчиков фронтовой авиации, список побед которых главным образом составляли истребители.

Свою каждодневную боевую работу он начал в мае 1943 г. на Белгородском направлении. Накануне Курской битвы Люфтваффе сосредоточило там около 1000 самолетов для поддержки 4-й танковой армии генерала Гота и оперативной группы "Кемпф". Наряду с новинками бронетехники Вермахт впервые широко использовал здесь новейшие истребители ФВ-190 А-4, А-5 и А-6, несшие, как правило, 4-6 пушек и 2 пулемета.

Взлетев на перехват бомбардировщиков 14 мая 1943 г., Гулаев на бреющем полете разогнал свой "як" до предельной скорости, вышел в хвост вражескому звену и, выполнив из-под него короткую резкую горку, затруднившую прицеливание неприятельских стрелков, сверху сбил лидирующую "штучку". Без промедления он попытался атаковать второго, однако огонь с борта Ю-87 долго не позволял ему выйти на дистанцию эффективного огня. Несколькими очередями Гулаеву удалось повредить "лаптежника", убить стрелка и, наконец, зайти ему в хвост, но боезапас был исчерпан. Серый, в размытых пятнах камуфляжа фюзеляж "юнкерса" совсем рядом, ненавистная свастика жиреет на рубленой трапеции подрагивающего от скорости хвоста... Левая рука резко двигает вперед сектор газа, правая толкает ручку, ноги сдвигают педали, задавая самолету левый крен, и тот консолью разбивает плоскость вражеской машины. Обескрыленный "юнкерс" нелепо взмахивает оставшимся крылом, так что рядом мелькает протектор утопленного в обтекателе колеса и срывается вниз.

Земля и небо все быстрее вращаются вокруг. Газ, нога, ручка - отработанными движениями Гулаев пытается вывести машину из штопора, но та лишь чуть задирает нос и на мгновение замедляет вращение... Собрав все силы, летчик сумел выброситься из кабины неуправляемого самолета и, ощутив леденящую пустоту бездны, поспешно раскрыл спасительный парашют.

Артиллеристы, на позицию которых приземлился Гулаев, были свидетелями боя и оказали ему самый радушный прием, который хваткие политработники позднее назвали митингом. Это боевое приключение стало широко известно, и Гулаев вернулся в часть уже известным бойцом, героем, совершившим таран, уничтожившим 3 немецких бомбардировщика. Сознание собственного авторитета не только укрепило его уверенность, но значительно повысило внутреннюю дисциплину и самоконтроль, усилило требовательность к самому себе. Внимательным образом он изучал попадавшую ему в руки литературу, если позволяло время, мог часами обсуждать перипетии проведенных или представляемых воздушных боев. Он одерживает победы в каждом втором своем перехвате: 22 мая сбивает Ю-88, 29-го - Ю-87, 8 и 25 июня - 2 Ме-109. День начала Курской битвы, ставший самым кровопролитным днем второй мировой войны, он ознаменовал четырьмя личными победами, одержанными в 6 боевых вылетах на прикрытии аэродромов. На следующий день он сбил ФВ-190, 7 июля - Ю-87, а также Хш-126 и ФВ-189, записанные как групповые победы, 8-го - Ме-109, 12-го - 2 Ю-87. 12 июля он сделал свой "дубль", уже будучи назначенным командиром 2-й эскадрильи 27-го гиап. К середине июля, когда сильно поредевший полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения, на счету ст. лейтенанта Гулаева были 16 личных и 2 групповые победы, он был представлен к званию Героя Советского Союза. В его летной книжке записано, что к тому времени он совершил 147 посадок на Як-1 и 4 посадки на Як-7.

9 августа 1943 г., после краткого инструктажа, он совершил свой первый полет на "Аэрокобре". В первом же боевом вылете на новой машине он уничтожил очередного "лаптежника", через два дня мощной очередью по кабине сбил Ю-88, назавтра - 2 Ме-109, 29 октября - еще одного "мессера" и закончил месяц, сбив модифицированный Хе-111 с усиленным вооружением и бронированием. Заметим, что все свои победы Гулаев одержал отнюдь не в режиме "свободной охоты": большинство его боевых вылетов записаны как прикрытие наземных войск, реже - аэродромов или переправ, на его официальном счету также до 10 перехватов и разведок.

В ноябре с аэродрома Зеленая, что неподалеку от Пятихаток, ему удалось уничтожить 2 особенно ненавистные для солдат "рамы" и в последний день месяца сбить свой 3-й "хейнкель".

В новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы и сбил Ю-88. В ходе Корсунь-Шевченковской операции и под Уманью сбил Ме-109, "раму" и транспортный Ю-52, записанный ему как сбитый в группе. В марте гвардии капитану Гулаеву был предоставлен отпуск для поездки на Родину... Мать и сестра пережили оккупацию, а вот отца, его тихого всегда занятого хозяйством отца, фашисты повесили.

Мрачным и нелюдимым вернулся в часть прежде веселый и озорной комэск. В апреле 1944 г. он был особенно неукротим, еще никогда с таким упорством и неистовством он не искал встреч с противником, и никогда - ни до, ни после этого периода - ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолетов за 2 недели. Тогда же он провел два своих сверхрезультативных боя: 18 апреля, прикрывая наземные войска в районе Шера, сбил 2 Ю-87 и Ме-109, а 25-го под Дубоссарами изрядно "пощипал фоккеришек" (выражение Гулаева), уничтожив 4 неприятельские машины. Вот как вспоминал об этом бое год спустя сам Гулаев:

"В 15.30 шесть самолетов "Аэрокобра" вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма. Набрав по маршруту высоту около 4000 м, я пришел в заданный район и установил связь с радиостанцией наведения. При выполнении задания я ходил с правым кругом, углубляясь на территорию противника километров на 10.

Сделав два круга и пройдя с курсом 260-270¦, я обнаружил группу самолетов, идущих под облаками с курсом 90¦, на высоте от 2000 до 2500 м в строю колонны, состоящей из трех девяток. Боевой порядок девяток был клин. Выше и сзади шли, по-видимому, с опозданием 8 Ме-109. Поровнявшись на встречных курсах, я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2/4 с дистанции 150-200 м и сбил один ФВ-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал самолет ФВ-190, который загорелся и отвесным пикированием пошел к земле.

Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла четыре ФВ-190: два сбил я и по одному лейтенант Букчин, мой ведомый, и старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолеты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230-250". При развороте один самолет подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил третьего ФВ-190...

Имея все же превосходство в высоте и скорости, мы продолжали вести бой, несмотря на близкий исход горючего и боекомплекта. Младший лейтенант Гуров атаковал Ме-109 на встречных курсах в лоб; в результате атаки самолет резко накренился, задымил, вошел в отвесное пикирование и врезался в землю недалеко от нашей радиостанции. В это время меня атаковали 2 Ме-109 сверху-сзади; но благодаря моему ведомому, своевременно предупредившему меня, мне удалось выйти из-под удара быстрым движением рулей. При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один ФВ-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит. Таким образом, на моем счету еще один сбитый самолет - четвертый.

Бой все разгорался. Ст. лейтенанту Козлову энергичным разворотом удалось зайти Ме-109 в хвост и с дистанции 100-150 м короткой очередью зажечь его. Мл. лейтенант Акиншин, ведомый капитана Никифорова, на вираже, с дистанции 50-70 м, сбил один Ме-109. Ввиду исхода горючего и боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи. Командир, находившийся на радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолетов "Аэрокобра". Не прошло 3-4 минут, как эти самолеты вступили в бой, что облегчило положение нашей шестерки. Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких летчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить еще один ФВ-190. ...Наша шестерка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений... В этом воздушном бою было сбито 7 ФВ-190 и 4 Ме-109".

При прочтении отрывка возникает ощущение органичной легкости, с которой Гулаев проводит воздушный бой. Все протекает как бы само собой: "один самолет подставил мне живот", другой "свалился из облаков, подставив свой хвост", из-под удара пары Ме-109 удается выйти "быстрым движением рулей". Эта внешняя легкость и является, наверное, проявлением высочайшего мастерства, искусства, будь то воздушный бой, музыкальное произведение или спортивный поединок.

30 мая над Скулянами Гулаев вновь сбил 4 вражеских самолета за один день: Хш-126, 2 Ме-109 и Ю-87. Ю-87 и Ме-109 сбил в одной атаке своим "фирменным приемом": резко развернув, "кобру" после смертоносной очереди по "юнкерсу" навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьезно ранен в правую руку; сконцентрировав все силы и волю, сумел привести истребитель на свой аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Он пришел в себя только в госпитале, после операции. Здесь же узнал о присвоении ему звания дважды Героя Советского Союза.

Свой последний боевой вылет он выполнил с аэродрома Турбя в Польше, 14 августа 1944 г., уже будучи майором штурманом 129-го гиап. Накануне, три дня подряд - 10, 11, 12 августа, он сбивал по "фоккеру".

Всего за войну гвардии майор Гулаев провел 240 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 57 и в группе 3 самолета противника. Его "производительность", 4 вылета на сбитый, стала одной из самых высоких в советской истребительной авиации.

Вскоре Гулаев был направлен на учебу. Исход войны был ясен, и прославленных асов берегли, в приказном порядке направляя их в ВВА.

В 1950 г. он окончил ВВА. Командовал полком, с 1954 г. - авиадивизией в Ярославле, потом в Ельце. В 1960 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1961 г. был назначен командиром корпуса в Ржев, а с 1964 по 1974 гг. командовал 10 ВА, базировавшейся под Архангельском. В 1972 г. ему было присвоено звание генерал-полковника. В 1974 г. Гулаев назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны.

Он освоил многие типы реактивных боевых машин. Летал на МиГ-21 до 1967 г., пока П. Батицкий, в то время главком ПВО страны, не запретил ему летать.

Генерал-полковник Гулаев был отправлен в отставку в 1979 г. Талантливый военачальник, он не пришелся ко двору во времена, когда наверху ценились отнюдь не деловые качества.

Список известных побед

Дата Сбитый самолет на чем одержана Примечания
1. 3.8.1942 He-111 Як-1
2. 14.5.1943 Ju-87 Як-1
3. 14.5.1943 Ju-87 Як-1 тараном
4. 22.5.1943 Ju-88 Як-1
5. 29.5.1943 Ju-87 Як-1
6. 8.6.1943 Bf-109 Як-1
7. 25.6.1943 Bf-109 Як-1
8. 5.7.1943 Як-1
9. 5.7.1943 Як-1
10. 5.7.1943 Як-1
11. 5.7.1943 Як-1
12. 6.7.1943 Fw-190
13. 7.7.1943 Ju-87
* 7.7.1943 Hs-126 в группе
* 7.7.1943 Fw-189 в группе
16. 8.7.1943 Bf-109
17. 12.7.1943 Ju-87
18. 12.7.1943 Ju-87
* 24.10.1943 P-39
* 24.10.1943 P-39
* 27.10.1943 Ju-88 P-39
* 28.10.1943 Bf-109 P-39
* 28.10.1943 Bf-109 P-39
* 29.10.1943 Bf-109 P-39
* 31.10.1943 He-111 P-39
* 11.1943 вражеский самолет P-39
* 11.1943 вражеский самолет P-39
* 30.11.1943 He-111 P-39
* 15.12.1943 P-39
* 15.12.1943 P-39
* 17.12.1943 P-39
* 17.12.1943 P-39
* 8.1.1944 P-39
* 8.1.1944 P-39
* ??.??.44 Ju-88 P-39
* Bf-109 P-39
* вражеский самолет P-39
* Ju-52 P-39 в группе
* 18.4.1944 Ju-87 P-39
* 18.4.1944 Ju-87 P-39
* 18.4.1944 Bf-109 P-39
* 25.4.1944 Fw-190 P-39
* 25.4.1944 Fw-190 P-39
* 25.4.1944 Fw-190 P-39
* 25.4.1944 Fw-190 P-39
* 30.5.1944 Hs-126 P-39
* 30.5.1944 Bf-109 P-39
* 30.5.1944 Bf-109 P-39
* 30.5.1944 Ju-87 P-39
* 10.8.1944 Fw-190 P-39
* 11.8.1944 Fw-190 P-39
* 12.8.1944 Fw-190 P-39

Истребитель Р-39N Николая Гулаева, весна 1945 г.


26.02.1918 - 27.09.1985
Дважды Герой Советского Союза


Гулаев Николай Дмитриевич – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт), старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская Черкасского округа Области Войска Донского (ныне город Аксай Ростовской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в Аксайской, в 1935 году – школу ФЗУ в Ростове-на-Дону. В 1935-1938 годах работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В декабре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Западном особом военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – лётчик 162-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года проходил переподготовку в 13-м запасном истребительном авиационном полку (город Кузнецк Пензенской области).

В апреле-августе 1942 – командир звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО, в августе-октябре 1942 – командир звена 487-го истребительного авиационного полка ПВО. На истребителях МиГ-3 и Як-7Б участвовал в воздушном прикрытии важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО.

В январе 1943 года окончил Курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрильи при 3-й запасной авиационной бригаде (город Саратов).

В январе 1943 – апреле 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 27-го (с октября 1943 – 129-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Воронежском (май-июль 1943), Степном (октябрь 1943), 2-м (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м (июль 1944 – апрель 1945) Украинских фронтах.

Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской и Сандомирско-Силезской операциях. 14 мая 1943 года в районе села Крюково (Яковлевский район Белгородской области) на истребителе Як-1 таранил вражеский бомбардировщик Ю-87, после чего спасся на парашюте. 31 мая 1944 года был ранен в правую руку.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитан награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

Всего за время войны совершил более 200 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-7Б, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в 69 воздушных боях сбил лично 55 (один из них тараном) и в составе группы 5 самолётов противника.

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1950-1951 – командир истребительного авиаполка Высших офицерских лётно-тактических курсов (город Таганрог Ростовской области).

С 1951 – старший лётчик-инспектор по боевой подготовке Инспекции Войск воздушной обороны приграничной линии, в июне-декабре 1952 – старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Главного руководства по организации воздушной обороны в странах народной демократии. В 1952-1955 – старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Истребительной авиации ПВО страны. В феврале 1955 – сентябре 1958 – командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Ярославль).

В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В мае 1960 – декабре 1963 – командир 15-й дивизии ПВО (в Московском округе ПВО; город Елец Липецкой области). В декабре 1963 – ноябре 1966 – командир 2-го корпуса ПВО (в Московском округе ПВО; город Ржев ныне Тверской области).

С ноября 1966 – 1-й заместитель командующего, а в сентябре 1968 – ноябре 1974 – командующий 10-й отдельной армией ПВО (город Архангельск).

В 1974-1976 – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке, в 1976-1979 – помощник командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. С ноября 1979 года генерал-полковник авиации Н.Д.Гулаев – в запасе.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва (в 1971-1975 годах).

Генерал-полковник авиации (1972). Награждён 2 орденами Ленина (28.09.1943; 8.10.1943), орденом Октябрьской Революции (4.03.1975), 4 орденами Красного Знамени (15.05.1943; 21.01.1944; 29.04.1957; 23.02.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (22.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1955; 26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями, румынским орденом Тудора Владимиреску 2-й степени, польским золотым «Крестом Заслуги», иностранными медалями.

Бронзовый бюст Н.Д.Гулаева установлен в городе Аксай Ростовской области. В городах Москва, Архангельск и Ярославль на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы улица и гимназия в городе Аксай, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапа Краснодарского края.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 95 боевых вылетов, в которых сбил лично 13 и в составе группы 5 самолётов противника (на июль 1943 года);
2) Награждён за выполнение 125 боевых вылетов и участие в 42 воздушных боях, в которых сбил лично 32 и в составе группы 5 самолётов противника (на февраль 1944 года).

Воинские звания:
Младший лейтенант (6.01.1941)
Лейтенант (16.08.1942)
Старший лейтенант (7.06.1943)
Капитан (10.05.1944)
Майор (30.04.1945)
Подполковник (6.05.1949)
Полковник (30.12.1952)
Генерал-майор авиации (25.05.1959)
Генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
Генерал-полковник авиации (15.12.1972)

Источники
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998
Бодрихин Н.Г. Сталинские соколы. М., 1997
Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Великая Отечественная война 1941-1945: Энцик.-М.: Сов.энциклопедия, 1985.
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои и подвиги. Книга 3. М.: Воениздат, 1965
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Гречко С.Н. Решения принимались на земле. - М.: Воениздат, 1984.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Красовский С.А. Жизнь в авиации. - Минск: Беларусь, 1978.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945.Кр.спр.-М.:Республика,1995.
Лейпник Д.Л. Як-9: рядовые небес. - Киев: Архив-Пресс, 2000.
Личное дело
Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

ГУЛАЕВ Николай Дмитриевич (26 февраля 1918, станица Аксайская Черкасского округа Области Войска Донского, ныне город Аксай Ростовской области — 27 сентября 1985, Москва) — лётчик, дважды Герой Советского Союза(1943, 1944), генерал-полковник авиации(1972). В феврале 1955 — сентябре 1958 — командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО(город Ярославль).

Родился в семье донского казака. Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в станице Аксайской, в 1935 году — школу ФЗУ в Ростове-на-Дону. В 1935—1938 годах работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В декабре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка(в Западном особом военном округе).

В июне 1941 — лётчик 162-го истребительного авиационного полка(Западный фронт), боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года проходил переподготовку в 13-м запасном истребительном авиационном полку(город Кузнецк Пензенской области). В апреле-августе 1942 — командир звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО, в августе-октябре 1942 — командир звена 487-го истребительного авиационного полка ПВО. На истребителях МиГ-3 и Як-7Б участвовал в воздушном прикрытии важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО. В январе 1943 года окончил Курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрильи при 3-й запасной авиационной бригаде(город Саратов).

В мае 1943 — августе 1944 — заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 27-го(с октября 1943 — 129-го гвардейского) истребительного авиационного полка(205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия). Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской и Львовско-Сандомирской операциях. 14 мая 1943 года в районе села Крюково(Яковлевский район Белгородской области) на истребителе Як-1 таранил вражеский бомбардировщик Ю-87, после чего спасся на парашюте. Всего за время войны совершил 205 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-7Б, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в 69 воздушных боях сбил лично 55(один из них тараном) и в составе группы 5 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали« Золотая Звезда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитан Гулаев Николай Дмитриевич награждён второй медалью« Золотая Звезда».

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию(Монино). В 1950—1951 — командир истребительного авиаполка Высших офицерских лётно-тактических курсов(город Таганрог Ростовской области). С 1951 — старший лётчик-инспектор по боевой подготовке Инспекции Войск воздушной обороны приграничной линии, в июне-декабре 1952 — старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Главного руководства по организации воздушной обороны в странах народной демократии. В 1952—1955 — старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Истребительной авиации ПВО страны. В феврале 1955 — сентябре 1958 — командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО(город Ярославль).

В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В мае 1960 — декабре 1963 — командир 15-й дивизии ПВО(город Самарканд, Узбекистан), в декабре 1963 — ноябре 1966 — командир 2-го корпуса ПВО(город Ржев ныне Тверской области). С ноября 1966 — 1-й заместитель командующего, а в сентябре 1968 — ноябре 1974 — командующий 10-й отдельной армией ПВО(город Архангельск).

В 1974—1976 — заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке, в 1976—1979 — помощник командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. С ноября 1979 года генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев — в запасе.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва(1971−1975).

Награждён двумя орденами Ленина(28.09.1943; 8.10.1943), орденом Октябрьской Революции(4.03.1975), 4 орденами Красного Знамени(15.05.1943; 21.01.1944; 29.04.1957; 23.02.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени(22.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды(22.02.1955; 26.10.1955), медалью« За боевые заслуги»(20.06.1949), другими медалями, румынским орденом Тудора Владимиреску 2-й степени, иностранными медалями.

Бронзовый бюст Н. Д. Гулаева установлен в городе Аксай Ростовской области. В городах Москве, Архангельске и Ярославле на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы улица и гимназия в городе Аксай, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапе Краснодарского края.

(26.02.1918-27.09.1985) - летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944), генерал-полковник авиации (1972). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 27 иап, 129 иап. Совершил 250 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 57 самолетов (2 тараном) и 4 в группе.

После войны был на командных должностях в ПВО. Был делегатом XX съезда КПСС. Бронзовый бюст установлен в г. Аксае Ростовской обл. Гулаев, Николай Дмитриевич Род. 1918, ум. 1985. Летчик-истребитель, в годы Великой Отечественной войны командир эскадрильи и штурман полка. Дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В 1972 г. Г. присвоено звание генерал-полковника авиации.

Гулаев, Николай Дмитриевич (26.2.1918-27.9.1985). Летчик-истребитель.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.

Русский.

Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов.

Вечерами улился в аэроклубе.

В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военной авиационное училище в 1940 году. Великая Отечественная война застала Гулаева под Могилевом.

Служил в авиации ПВО, прикрывал крупный промышленный центр в тылу. Боевое крещение принял в Сталинграде, где в ночном бою 3 августа 1942 года с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик He-111 (это был его первый боевой вылет). Летчик 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительна авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Гулаев Н. Д. особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода.

В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налет на аэродром Грушка, в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми 4 Me-109. Разогнав самолет на малой высоте, сделал "горку" и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго "Юнкерса" открыл по нему огонь. Тогда Гулаев сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и Гулаев решил его таранить.

Левым крылом своего Як-1 ударил по правой плоскости "Юнкерса" и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошел в штопор.

После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края в расположении 52-й стрелковой дивизии.

Прибыв в полк, на другом самолете вновь вылетел на боевое задание.

За свой подвиг награжден орденом Красного Знамени.

В июле 1943 года четверка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала большую группу из 100 самолетов противника.

Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на свой аэродром.

В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолетов. 9 июля в районе Белгорода совершил второй таран. Приземлился на парашюте.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командира эскадрильи того же полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Николаю Дмитриевичу Гулаеву присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолетов противника.

Всего на Курской дуге Гулаев уничтожил 17 вражеских самолетов.

В начале 1944 года становится командиром эскадрильи.

Принимал участие в освобождении Правобережной Украины.

В одном из боев над рекой Прут во главе шестерки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей.

За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Гулаев Н. Д. удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолета противника и 3 в группе.

В одном из боев был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвел 250 боевых вылетов.

В 69 воздушных боях лично сбил лично 57 самолетов противника и 4 - в группе.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.

Одним из первых освоил управление реактивным самолетом.

В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского Н. Е., а в 1960 - Военную академию Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1979 года генерал-полковник авиации - в отставке.

Жил в Москве.

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Умер 27 сентября 1985 года. Бронзовый бюст установлен в городе Аксае, мемориальная доска - в Ростове-на-Дону.