История создания эйфелевой башни краткое содержание. Высота эйфелевой башни

Эйфелева башня, символ Парижа, имеет непростую историю. Сначала ее категорически не принимали, затем привыкли, а теперь невозможно представить столицу Франции без этого удивительного сооружения.

Местоположение

Знаменитый символ Парижа, придающий городу знакомый всему миру вид, располагается на бывшем военном плацу, который превращен в красивый парк. Он разделен на аллеи, украшенные небольшими водоемами и цветочными клумбами. Напротив башни находится Йенский мост. Изящная ажурная конструкция видна со многих точек в Париже, хотя Эйфель изначально этого не планировал. Башня должна была выполнить одну функцию - стать необычным входом на Всемирную выставку.

Утверждение проекта и назначение конструкции

История Эйфелевой башни началась в конце XIX века. В 1889 году в столице Франции должна была состояться Всемирная выставка. Это событие имело огромное значение для страны. Оно было приурочено к столетию со дня и должно было продолжаться в течение 6 месяцев.

Одна из задач выставки - демонстрация технических новинок, поэтому создатели павильонов соревновались, чей проект будет более всего отражать будущее. Входом на выставку должна была служить арка. Архитекторам дали задание подготовить проект сооружения, которое будет демонстрировать техническую мощь страны и достижения инженерной мысли.

Предложение об участии в конкурсе от парижской администрации поступило во все инженерные и конструкторские бюро города, в том числе и к Гюставу Эйфелю. У него не было готовых решений, и он решил поискать что-нибудь подходящее в проектах, которые были отложены. Там-то он и нашел эскиз башни, созданный Морисом Кешленом, его сотрудником. С помощью Эмиля Нугье проект сооружения был доработан и представлен на конкурс Эйфелем. Предусмотрительный инженер сначала получил совместно с создателями проекта патент на него, а потом выкупил его у Кешлена и Нугье. Таким образом, владения на чертежи башни перешло к Гюставу Эйфелю.

На конкурс было предложено много интересных и неоднозначных проектов, и история Эйфелевой башни могла так и не начаться. Инженер внес в конструкцию изменения, чтобы придать ей большую декоративность, и из четырех оставшихся в конце конкурса претендентов комиссия выбрала его.

Эйфелева башня - год начала строительства и этапы возведения

К строительству гигантского сооружения приступили 28 января 1887 года. Оно продолжалось в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней. По тем временам это была невиданная скорость. Объяснялось все высочайшей точностью чертежей, в которых был скрупулезно точно указан размер более 18 тысяч деталей конструкции. Кроме того, чтобы максимально ускорить темп работ, Эйфель применял заранее изготовленные части башни. Для соединения всех деталей конструкции было использовано два с половиной миллиона заклепок. В подготовленных заранее частях отверстия для заклепок уже были высверлены, а большая часть из них была установлена, что значительно ускоряло сборку.

Эйфелем было предусмотрено, чтобы ни одна из заготовленных заранее балок и других частей конструкции не весила более 3 тонн - так их легче было поднимать кранами. Когда же высота башни переросла размер подъемных устройств, на помощь пришли сконструированные архитектором специально для этого мобильные краны, которые двигались по рельсам, созданным для будущих лифтов.

Самым сложным для были не работы на самом верху, на 300-метровой высоте, а возведение первой платформы башни. Наполненные песком металлические цилиндры удерживали вес четырех наклонных опор. Постепенно выпуская песок, их можно было установить в правильном положении. Когда это было сделано, первую платформу установили строго горизонтально.

Стоимость работ по возведению башни составила почти 8 миллионов франков. Затраты на строительство удалось окупить в течение времени работы выставки (6 месяцев).

Вес и размер сооружения

Сколько метров Эйфелева башня имела в высоту сначала? Она составляла 300 метров и была намного больше поражающей воображение своими размерами (93 метра вместе с гранитным пьедесталом).

А сколько метров Эйфелева башня в высоту имеет сейчас? После установки новой антенны она стала на 24 метра выше. Общий вес башни составляет 10 тысяч тонн. С каждой покраской вес здания увеличивается еще на 60 тонн.

Судьба башни после выставки и отношение к ней парижан

По договору, заключенному с Эйфелем, башню должны были демонтировать через 20 лет после возведения. Успех ее был оглушительным - за время работы выставки более двух миллионов человек захотели посмотреть на гениальное сооружение, не имевшее равных в мире. За год удалось окупить большую часть расходов на строительство. Но восхищение посетителей выставки не разделяла творческая интеллигенция Парижа. Эйфелева башня (Франция не знала более противоречивого мнения о каком-либо другом сооружении) вызывала возмущение и раздражение у художников и писателей. Они считали ее уродливой, похожей на фабричную трубу, и опасались, что она нарушит уникальный облик Парижа, складывающийся столетиями.

История Эйфелевой башни могла закончиться ее демонтажем, если бы не наступившая эра радио. На здании были установлены радиоантенны, и постройка приобрела значительную стратегическую ценность. О сносе башни теперь не могло идти речи. В 1906 году в Эйфелевой башне разместили радиостанцию, а в 1957 году на ее вершине появилась телевизионная антенна.

Описание Эйфелевой башни и причины особенности ее конструкции

Нижний этаж сооружения представляет собой пирамиду. Она образована четырьмя наклонными опорами. На них покоится первая квадратная (65 метров в поперечнике) платформа башни. Опоры соединены арочными ажурными сводами. Выше на четырех опорах лежит вторая платформа. Следующие четыре колонны башни начинают переплетаться и соединяются в огромную колонну. На ней находится третья платформа. Выше ее расположены маяк и небольшая площадка чуть больше метра в поперечнике.

На первой площадке, по задумке архитектора, располагался ресторан. На второй находились еще один ресторан и емкости с машинным маслом для обслуживания лифтов. Третья площадка была отдана под лаборатории (астрономическую и метеорологическую).

За необычную форму башни в свое время Эйфель был раскритикован. На самом деле гениальный инженер и архитектор прекрасно понимал, что для такого высокого строения главную опасность представляет сильный ветер. Конструкция и форма башни призваны выдерживать большие ветровые нагрузки.

Эйфелева башня: интересное о знаменитом символе Парижа

Адольф Гитлер во время оккупации Франции немецкими войсками побывал в Париже и изъявил желание подняться на Эйфелеву башню. Но прямо перед его приездом привод лифта был серьезно поврежден, а чинить его в военных условиях не представлялось возможным. Лидер Германии так и не смог подняться на башню. После освобождения столицы Франции лифт заработал через несколько часов.

Архитектор Эйфелевой башни был очень озабочен вопросами безопасности, поскольку работа велась на очень большой высоте. За всю историю строительства ни один из рабочих не погиб - это настоящее достижение для тех лет.

С Эйфелевой башней связаны и неприятные события - в 2009 году ей присудили третье место по популярности у самоубийц.

Для того чтобы перекрасить башню, понадобится полтора года работы и 60 тонн краски.

В день башня потребляет столько же электроэнергии, как небольшая деревня в сто домов.

Знаменитый символ Парижа имеет собственный запатентованный цвет - «коричневый эйфелевый». Он максимально приближен к настоящему бронзовому оттенку конструкций сооружения.

В мире существует более 300 копий знаменитой башни. Несколько из них находятся на территории России: в Москве, Красноярске, Перми, Воронеже и Иркутске.

Эйфелева башня в культуре

Знаменитое сооружение не раз становилось объектом интереса художников, поэтов, писателей и режиссеров.

История Эйфелевой башни зафиксирована в документальных источниках, а ее возможное будущее не раз было показано в апокалиптических лентах. Один из наиболее интересных фильмов - документальная лента «Будущее планеты: жизнь после людей». В ней показано, что без обслуживания Эйфелева башня долго не сможет противостоять своим главным врагам: ржавчине и ветру. Примерно через 150-300 лет ее верхняя часть на уровне третьей платформы разрушится и упадет.

Но чаще всего Эйфелеву башню можно увидеть на полотнах художников. Жан Беро, известный своими жанровыми работами, изображающими повседневную жизнь Парижа, создал картину «Около Эйфелевой башни», на которой парижанка с удивлением рассматривает огромное сооружение. Очень много работ творению Эйфеля посвятил Марк Шагал.

Заключение

Одной из самых узнаваемых построек мира является Эйфелева башня. Франция по праву гордится этим удивительным символом Парижа. Вид, который открывается с вершины башни на город, великолепен.

Полюбоваться им можно в любой день - гениальное творение Гюстава Эйфеля открыто для посетителей и в выходные дни.

Уникальная металлическая конструкция, созданная выдающимся архитектором и инженером Гюставом Эйфелем, является символом красивейшей столицы в мире. Большое количество туристов ежегодно посещают Париж только для того, чтобы увидеть это чудо. Восхищаться можно не только самим грандиозным сооружением, но и потрясающими видами города. Башня имеет три уровня, каждый из которых предоставляет посетителю возможность увидеть потрясающую панораму. О том, где находится Эйфелева башня, знает каждый, а вот история создания грандиозной конструкции известна не всем. В данной статье рассмотрим о главном символе Парижа.

История создания башни

Для оформления всемирной выставки в Париже руководством города было принято решение о создании знакового и грандиозного объекта. Он должен был поразить приехавших на выставку иностранцев. Разработать и создать объект было поручено знаменитому инженеру, который вначале растерялся, но затем представил городским властям необычный проект высокой башни. Он был одобрен, и Гюстав Эйфель взялся за его осуществление.

В каком году была построена Эйфелева башня?

Впервые увидев необычную конструкцию, многие задаются вопросом о том, сколько лет Эйфелевой башне. Она была создана в 1889 году и предназначалась для оформления входа на грандиозную выставку. Это мероприятие было посвящено столетию французской революции и тщательно планировалось. Получив разрешение на строительство уникальной конструкции, Гюстав Эйфель приступил к созданию башни. На строительство было выделено более восьми миллионов франков, на эти деньги можно было возвести небольшой город. По соглашению с главным архитектором, демонтаж сооружения должен был произойти через два десятилетия после открытия выставки. Учитывая то, в каком году была построена Эйфелева башня, разобрать ее должны были в 1909 году, однако из-за нескончаемого потока туристов было принято решение оставить конструкцию.

Как создавался главный символ Парижа?

Строительство главного объекта парижской выставки длилось около двух лет. Триста рабочих выполняли сбор конструкции по великолепно разработанным чертежам. Металлические детали изготавливались заранее, вес каждой из них находился в пределах трех тонн, что весьма облегчало задачу подъема и скрепления частей. Металлических заклепок было изготовлено более двух миллионов, отверстия для них заранее были сделаны в подготовленных деталях.

Подъем элементов металлической конструкции осуществлялся с помощью специальных кранов. После того, как высота сооружения превысила размер техники, главным конструктором были разработаны специальные краны, которые перемещались по рельсам, предназначенным для лифтов. Учитывая информацию о том, сколько метров Эйфелева башня, потребовались серьезные меры безопасности работ, этому уделялось большое внимание. За время строительства не было трагических смертей и серьезных несчастных случаев, что являлось большим достижением, учитывая масштаб работ.

После открытия выставки башня имела колоссальный успех - тысячи людей стремились увидеть смелый проект. Однако творческая элита Парижа совсем иначе относилась к архитектурному шедевру. Большое количество жалоб было направлено в администрацию города. Писатели, поэты и художники опасались, что гигантская металлическая башня нарушит неповторимый стиль города. Архитектура столицы складывалась веками, и видимый из каждого уголка Парижа железный гигант определенно нарушал ее.

Высота Эйфелевой башни в метрах

Гениальный Эйфель создал башню высотой 300 метров. Свое название сооружение получило в честь своего создателя, однако сам инженер называл его «трехсотметровой башней». После строительства на вершине конструкции был установлен шпиль-антенна. Высота башни вместе со шпилем составляет 324 метра. Схема конструкции следующая:

● четыре колонны башни стоят на бетонном фундаменте, поднимаясь вверх, они сплетаются в единую высокую колонну;

● на высоте 57 метров расположен первый этаж, который представляет собой большую платформу, способную вместить несколько тысяч человек. В зимнее время на первом этаже размещается каток, который пользуется большой популярностью. На этом уровне также расположены великолепный ресторан, музей и даже небольшой кинозал;

● четыре колонны окончательно соединяются на уровне 115 метров, образуя второй этаж, площадью чуть менее первого. На этом уровне находится ресторан с прекрасной французской кухней, историческая галерея и смотровая площадка с панорамными окнами;

● высота Эйфелевой башни в метрах поражает воображение, однако максимально доступная для посетителей - 276 метров. Именно на ней расположен последний, третий этаж, способный вместить несколько сотен человек. На смотровой площадке этого уровня можно полюбоваться захватывающим видом. Также на этом этаже располагается бар с шампанским и кабинет главного конструктора.

На протяжении многих лет цвет башни менялся, конструкция окрашивалась то в желтый, то в кирпичный цвет. Последние годы сооружение красят в коричневый оттенок, который практически неотличим от цвета бронзы.

Масса металлического гиганта около 10 000 тонн. Башня отлично укреплена и практически не страдает от ветра. Эйфель хорошо понимал, что возводя свое фантастическое сооружение, прежде всего, нужно обеспечить его устойчивость и противостояние ветровым нагрузкам. Точные математические расчеты позволили спроектировать идеальную форму объекта.

В настоящее время башня открыта для посещения. Все желающие могут купить билет и полюбоваться головокружительными видами прекрасного города.

Где находится Эйфелева башня в Париже?

Конструкция расположена в центральной части Парижа, на Марсовом поле, напротив великолепного сооружения расположен Йенский мост. Гуляя по центру столицы, нужно лишь поднять глаза, и Вы увидите символ Франции, после этого стоит только двигаться в нужном направлении.

Рядом с башней расположены несколько станций метро, у главной достопримечательности останавливаются многие автобусные маршруты, кроме этого, рядом находиться причал для остановки прогулочных катеров и лодок, предусмотрены также парковки для автомобилей и велосипедов.

Оказавшись в прекрасной столице Франции, Вам не придется спрашивать, где находится Эйфелева башня в Париже, ведь великолепную конструкцию видно практически из каждого уголка города. В темное время суток также невозможно пропустить уникальную конструкцию, так как башню подсвечивает несколько тысяч лампочек.

Париж, где находится Эйфелева башня, по праву гордится своей главной достопримечательностью. Великолепные виды, прекрасные рестораны и захватывающая дух высота - все это ждет Вас при посещении грандиозной конструкции. На протяжении многих лет башня была самым высоким архитектурным шедевром в мире. Это великолепное чудо света оставляет незабываемые впечатления. Однажды посетив бар на третьем этаже башни, насладившись прекрасным шампанским и , Вы непременно захотите вернуться сюда снова.

Пожалуй, если провести среди путешественников опрос о том, какая достопримечательность является самой узнаваемой в мире, победит, без сомнения, главный символ Парижа - Эйфелева башня.

Эйфелева башня Парижа - всемирноизвестная достопримечательность Франции

Как и многие необычные достопримечательности, возведение Эйфелевой башни в Париже оценивалось жителями крайне неоднозначно. В период ее строительства (конец XIX века: 1887-1889 годы) многие жители, и особенно интеллигенция Парижа возражали против ее постройки, утверждая, что металлическая башня, возвышающаяся над столицей Франции, нарушит ее облик и не будет вписываться в архитектурный ансамбль Парижа. Среди тех, кто выступал против строительства Эйфелевой башни, были в том числе Ги де Мопассан и Александр Дюма-сын (в частности, называвшие ее «фабричной трубой»).

Примечательно, что первоначально планировалось, что башня просуществует только двадцать лет и потом ее демонтируют (возражения против строительства башни были даже при обещании властей разобрать ее через 20 лет).

Тем не менее, после того, как металлический монумент был построен и открыт для посетителей, он имел невероятный успех среди жителей и гостей Парижа. Всего лишь за первые полгода ее посетили более 2 миллионов человек. Лучшие отели Парижа начали располагаться поблизости от Эйфелевой башни. Эта тенденция в туристическом бизнесе Парижа сохраняется и в наше время - многие считают большой удачей забронировать отель с видом на Эйфелеву башню.

Прибыль от туристов менее чем за два года компенсировала все расходы, связанные со строительством (деньги в строительство вкладывали парижские банки, а также сам архитектор Эйфель - конструктор и создатель этого величественного сооружения).

Потому неудивительно, что срок существования башни был продлен на семьдесят лет, по истечении которых уже никто не осмелился бы поставить вопрос о демонтаже башни.

Площадь перед Дворцом Шайо с Эйфелевой Башни, каждый парижский турист обязан это увидеть!

Стоимость входа в Эйфелеву башню зависит от нескольких моментов. Если вы хотите проехать на лифте до самой вершины, то вам придется расстаться с суммой в 15 евро, а если удовольствоваться проездом лишь до второго этажа - 9 евро. Если же напрячься и пойти пешком по лестнице, то цена билета станет вовсе необременительной - всего 5 евро. Вход в башню на этаж осуществляется через каждые тридцать минут.

Эйфелева башня фото

Башня в Париже

В конце 19 века со стороны Гюстава Александра Эйфеля было неслыханной смелостью замыслить создание 300-метровой башни из металла. На тот момент это было самое высокое сооружение. Многие из современников были против этого, так как считали, что «чудовищная и бесполезная» железная конструкция изуродует изысканный облик столицы. Но руководство страны и власть хотели ознаменовать 100-летие Великой Французской Революции и приуроченную к этому событию Всемирную выставку в 1889 году.

Зима. Металл. Класс!

Строительство началось. Котлованы вырыли ниже уровня Сены на пять метров, в них уложили блоки десятиметровой толщины, в эти фундаменты вмонтировали гидравлические прессы, чтобы точно отрегулировать вертикальное положение башни. Предполагаемая масса башни была 5 тысяч тонн. Вначале Эйфель хотел украсить свое творение скульптурами и украшениями, установленными на платформах, но, в конце концов, из всего этого остались лишь ажурные арки. А в начале века судьба башни вновь оказалась под угрозой, все шло к демонтажу. Но с появлением радио башня стала выполнять практические функции, потом «работала» на телевидение, затем стала выполнять радарные функции.

В сооружении имеется три разных платформы, они находятся на высоте 60, 140 и 275 метров, к ним можно добраться на пяти лифтах, которые когда-то были гидравлическими, но теперь их электрифицировали. В каждой «ноге» башни лифты довезут до второй платформы, а пятый из них может поднять уже и на высоту всех 275 м. Загадочный факт: сам Эйфель спроектировал эти лифты, и пятьдесят лет они исправно работали вплоть до входа в Париж фашистов 1940 году. Они сломались неожиданно и ровно на тот период, пока продолжалась немецкая оккупация. Вход в башню был закрыт. Врагам так и не пришлось посмотреть на город сверху вниз. Никакие берлинские инженеры не могли исправить механизмы, а французскому технику это удалось за полчаса. Трехцветный флаг вновь поднялся над городом именно на Эйфелевой башне.

Первая платформа в основании более 4 тысяч метров, вторая - 1,4 тысячи, третья - небольшая двухэтажная квадратная площадка 18х18 метров, один из этажей открытый. На самом верху расположена маленькая лаборатория, в которой трудился еще Эйфель, а уже над ней галерея, где включается фонарь. Ведь прожекторы-маяки башни являются ориентиром для воздушных и морских судов, в ней также расположена специальная метеостанция, занимающаяся изучением атмосферного электричества, загрязнения среды и радиации.

Интересные факты о Эйфелевой башне в Париже

В каком году построили Эйфелеву башню, высота Эйфелевой башни и другая справочная информация

  • Сколько строили Эйфелеву башню : начало строительства Эйфелевой башни: 28 января 1887 года. Строительство длилось чуть больше 2-х лет и 2-х месяцев. Дата: завершением строительства считают 31 марта 1889 года.
  • Сколько лет Эйфелевой башне : в 2014 году символ Парижа отпраздновал 125 лет. За эти годы любой житель Земли уже не представляет себе Франции без легкой кружевной башни, рвущейся вверх.
  • Сколько метров Эйфелева башня : высота башни 324 м до кончика шпиля антенны. Высота Эйфелевой башни в метра без антены - 300,64 м.
  • Что выше: Эйфелева башня или статуя Свободы : Высота Статуи Свободы от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.
  • Сколько весит Эйфелева башня : Вес металлической конструкции - 7 300 тонн (полный вес приблизительно 10 100 тонн). Башня полностью сделана 18 038 металлических деталей, для крепления которых было использовано 2,5 млн заклёпок
  • Кто построил Эйфелеву башню : Гюстав Эйфель - руководитель инженерного бюро, которое выиграло патент на проектирование и строительство башни. Разработчиками и архитекторами проекта были: Морис Кёшлен, Эмиль Нугье, Стефан Совестр.

Эйфелева башня - не просто символ Парижа или Франции. Это - достопримечательность с мировым именем. Сооружение, названное автором «300-метровой башней», сегодня входит в число объектов, обязательных для посещения туристами.

Ежегодно башню посещает более 7 миллионов человек. Она, бесспорно, является самым известным рукотворным объектом Парижа. Если спросить людей, никогда не бывавших в столице Франции о том, что они знают о городе, большинство с уверенностью ответит: «Там находится Эйфелева башня».

Эйфелева башня: памятник сотому юбилею французской революции

Главный символ французской столицы сегодня считается наиболее популярной «коммерческой» (то есть той, посещение которой оплачивается) достопримечательностью в мире. А ведь во время проектирования и строительства - это сооружение не только не пользовалось вниманием, но и было объектом насмешек для горожан. Конструкция настолько не вписывалась в архитектурный ансамбль города, что ее возведение вызвало волну критики.

Гюстав Эйфель, кстати, не является единоличным «отцом» башни. Приуроченная к сотому юбилею французской революции Всемирная выставка 1889 г. вызвала широкий ажиотаж. На Марсовом поле, в центре Парижа, организаторами было решено установить монумент в честь значимого события в истории страны. Он же должен был служить и входом на выставку. Консалтинговая и строительная фирма, принадлежавшая известному в то время по строительству мостов Эйфелю, среди других представила собственный концепт.

Автором идеи был сотрудник фирмы, с которым владелец инженерного бюро ранее уже сотрудничал - Морис Кешлен. Вместе они трудились за несколько лет до этого над созданием металлической арматуры для не менее знаменитой Статуи Свободы в США. Чертежи Кешлена были доработаны другим наемным архитектором, Эмилем Нурье (он, кстати, тоже принимал участие в создании первоначального эскиза, разработанного еще в 1884 г).

В объявленном правительством конкурсе принимало участие 107 работ, многие из которых были достойны внимания. После того, как представленный Эйфелем проект был утвержден в качестве победителя, архитектор Стефан Совестр внес в него ряд правок, чтобы обеспечить «художественную ценность» проекта.

Изначально представленный вариант Эйфелевой башни не обладал особой изысканностью и представлял собой перенос принципов мостостроения в вертикальную плоскость. На чертежах до момента внесения конструкторских правок была изображена пирамидальная колонна, четыре опоры которой, поднимаясь вверх, постепенно объединялись. Благодаря Совестру башня получила декоративные элементы, арки, стеклянные залы, каменную обшивку опор и т.д.

Судьба уникального проекта

Интересно, что в первой половине XIX в. строительство из металла только начинало набирать популярность, отвоевывая «поле» у каменной архитектуры. Появившийся в середине века прочный чугун стал одним из ключевых этапов в преображении строительства. Стоит понимать, что выбравший этот материал Эйфель был еще и предпринимателем, одной из задач которого было намерение продемонстрировать пригодность материала для масштабных работ. Заметим, что перед всеми участниками конкурса стояли и две цели, поставленные организаторами: самоокупаемость проекта и возможность сноса после окончания выставки.

Эйфель был человеком весьма предприимчивым, поэтому грамотно смог оценить перспективы проекта. В результате, получив совместно с Кешленом и Нурье патент, он затем выкупил у них все права на конструкцию.

Забегая вперед, скажем, что заработать на Эйфелевой башне пытались весьма оригинальными способами. Например, целых девять лет (по 1936 г.) сооружение использовалось как гигантский билборд: 125 тысяч разноцветных лампочек, вспыхивая поочередно, на Рождество 1925 г. складывались в изображение самого здания, звездного дождя, знаков зодиака и, наконец, превратились в надпись «Citroën», которая вспыхивала в последующие годы регулярно после заката. Название автопроизводителя демонстрировалось с трех сторон башни.

От опор до флагштока: «рождение» Эйфелевой башни

Казалось бы, строительство столь значимого объекта для события, на которое планировалось привлечь миллионы гостей со всего света, должно было быть профинансировано правительством. Но нет, Исполнительным комитетом Выставки на работы выделено лишь 25% от требуемой сумм. В итоге, при бюджете в 7,8 миллиона франков 2,5 миллиона вложены лично Эйфелем. Значимая часть всех средств были привлеченными и кредитами.

Эйфель не был человеком, готовым на жертвы в ущерб себе. Он заключил с представителями государственной власти и муниципалитетом столицы договор, по которому здание отходило ему на 25 лет в эксплуатационную аренду. В течение этого срока архитектор получал и все доходы от работы Эйфелевой башни.

Само строительство весьма сложной для конца прошлого века конструкции велось ударными темпами. Благодаря привлечению 300 рабочих, а также оригинальному решению по подготовке деталей конструкции, работы удалось завершить в срок. Строительство Эйфелевой башни напоминало сбор конструктора: заранее были подготовлены заклепки, просверлены отверстия для них в балках, а сами балки были таких размеров, чтобы вес их не превышал 3 тонн. Это позволяло использовать мобильные краны, перемещавшиеся по рельсам будущих лифтов. Из 18 тысяч деталей не было ни одной, которая бы ни была заранее рассчитана с точностью до миллиметра. В итоге за два года и два месяца (и еще пять дней) строительство было завершено. Даже сегодня этот результат выглядит впечатляющим, с учетом масштабов: только металлические элементы Эйфелевой башни весят – 7,3 тысячи тонн, а вес всего строения достигает 10 тысяч тонн.

Первая прогулка к вершине детища Эйфеля была совершена парижскими чиновниками. Среди них отобрали несколько наиболее физически выносливых - визит к вершине не был легким, ведь предстояло преодолеть подъем по 1710 ступеням.

Конечно, обычным гражданам такое испытание не предлагалось - наверх гостей должен был поднимать лифт. Первая подъемная конструкция была весьма неудобной: работала она благодаря гидравлическим насосам. Давление в них создавалось с помощью двух больших емкостей с водой. В зимний период они работать не могли, что создавало сложности с попаданием на верхние ярусы. В настоящее время на Эйфелевой башне установлены электромоторы для лифтов, но старые конструкции также сохранены, и желающие могут их осмотреть.

Эйфелева башня - строительство
Эйфелева башня - После открытия

Выше - только звезды

Трехсотметровое сооружение, построенное в период с 26 января 1887 по 31 марта 1889, вплоть до 1930 года считалось высочайшим зданием в мире. Сам автор назвал свой проект «самым высоким флагштоком». Общая высота в 300 м на тот момент почти вдвое превышала «рекорд» предыдущего гиганта - 169-метрового монумента Вашингтона. Через 31 год после открытия «Железной дамы» нью-йоркский Крайслер-Билдинг возвысился на 304 м, опередив «француженку». Восстановить статус-кво удалось в 1957 г., когда на вершине Эйфелевой башни появилась телевизионная антенна. Общая высота конструкции достигла отметки в 320,75 м. Но к тому времени первенство уже захватил выросший на Манхэттене Эмпайр-стейт-билдинг. Между тем, «рост» Эйфелевой башни и сейчас весьма впечатляет - ее можно сравнить с 81-этажным небоскребом.

Нужно отметить, что эта высота с первых лет существования башни привлекала экстремалов, некоторые из которых платили жизнью за безумные трюки на одной из самых узнаваемых достопримечательностей Европы. Уже в 1912 г. здесь погиб Франц Райхельт - портной, попытавшийся взлететь с первого этажа с помощью изобретенного им «плаща-парашюта». А еще через 14 лет здесь погиб пилот Леон Колло, попытавшийся пролететь на самолете под ярусом Эйфелевой башни, но зацепивший антенну.

Удивительно, что при своей огромной высоте Эйфелева башня почти не подвержена влиянию даже самых сильных ветров. Так, во время урагана 1999 года был зафиксирован 12-сантиметровый наклон конструкции. Подобная цифра на самом деле - отличный показатель для столь оригинальной постройки. Она показывает мастерство архитектора, который сумел обеспечить подвижность сооружения по причине бурь не более чем на 15 см. Достижение безопасности при ветровой нагрузке было весьма важным моментом, поскольку мир еще помнил крушение самого длинного на то время моста Тай Бридж. Эта переправа, не выдержав порыва ветра, упала вместе с находившимся на ней поездом. А ведь нельзя забывать, что Эйфель демонстрировал своей башней надежность и перспективность металлических каркасов для высотного строительства.

При этом весьма занятно, что куда большее воздействие на Эйфелеву башню оказывает солнце. Обращенная к светилу сторона сооружения расширяется от нагрева, что приводит к отклонению вершины в сторону до 18 см.


Эйфелева башня - символ Парижа, главная достопримечательность Франции

Первые критики Эйфелевой башни

Планы строительства воодушевили далеко не всех. Сегодня мы считаем Эйфелеву башню одним из символов романтики. А век назад парижане отнеслись к чужеродному элементу в ансамбле городской архитектуры весьма настороженно. Еще до начала работ по возведению, 300 представителей французской интеллигенции подготовили манифест, в котором излагали свое возмущение по поводу появления в столице «бесполезной и чудовищной» Эйфелевой башни. Скульпторы, архитекторы и просто «страстные поклонники красоты» отмечали, что под угрозой оказываются парижское искусство и история города. «Жемчужина» мирового градостроения, Париж, по мнению авторов манифеста, должен был лишиться своей изящности. «Гигантская черная заводская труба» , предполагалось, станет угнетать столь дорогие сердцу жителей столицы здания, как Нотр-Дам и Дворец инвалидов. Послание было опубликовано в газете «Ле Темпс» на День св. Валентина.

Тот факт, что Эйфелева башня все же была построена, несмотря на протест, к которому присоединились именитые граждане Французской республики, показывает, сколь высок был авторитет автора проекта в глазах властей. И он оказался прав - результат мужественного труда сотен рабочих на протяжении двух лет уже в течение нескольких дней стал известен едва ли не всему миру.

Несмотря на замечания современников, именовавших сооружение «самым высоким фонарным столбом», «железным монстром» и «скелетом колокольни», на свои места все расставило время. Уже в первый год работы сооружение посетило более 2 миллионов человек. При этом расходы на строительство полностью окупились в течение 10 месяцев, только за 1989 год туристы возвратили 2/3 всех затрат. И сегодня Эйфелева башня не уступает по популярности у туристов знаменитым и холму .

Практическая значимость Эйфелевой башни

Конструкция оказалась настолько удачной, что буквально с первых лет ее используют для разного рода экспериментов. Парижское правительство планировало получить свою долю выгоды от существования Эйфелевой башни после ее демонтажа, разобрав сооружение на металлолом. Но сам Эйфель спас свое детище от возможного уничтожения, предложив городу использовать самое высокое здание города в качестве радиоантенны.

А еще раньше для своих опытов с беспроволочным телеграфом использовал верхний ярус генерал Феррье. Кстати, именно здесь состоялся один из первых в стране сеансов телефонной связи - между Эйфелевой башней и , в 1898 году. При этом Эйфель, понимавший, что ему нужно найти аргументы в пользу дальнейшего сохранения здания, на свои деньги финансировал эксперименты с беспроводной телеграфией. В результате возможность отправки и приема сообщений была по достоинству оценена представителями городских властей. Понимая значимость такого способа связи, они продлили концессию с архитектором, хотя договор истекал в 1909 г.

Сегодня Эйфелева башня служит не только местом для паломничества туристов, но еще и опорой для десятков различных антенн, в том числе и телевизионных. Более 100 из них обеспечивают прием и передачу сигналов по всему миру. Антенны на башне при этом принесли практическую пользу вооруженным силам. Французские военные использовали их, чтобы перехватывать сообщения, отправляемые врагами из Берлина в ходе Первой мировой войны. Именно благодаря им французы сумели провести контрнаступление при битве на Марне, когда стало известно, что немцы остановили продвижение в этом направлении.

В 1917 г. с Эйфелевой башни было перехвачено закодированное сообщение между Германией и Францией с подробным описанием «Operative H-21». Это сообщение стало одним из доказательств виновности Маты Хари, обвиненной в шпионаже в пользу Германии, а позже казненной.

Эйфелева башня - первый уровень
Интерьер ресторана Жуль Верн
Эйфелева башня - лифт и лестницы

Эйфелева башня: Исторические факты

Кстати, о Германии. Пожалуй, единственным человеком, побывавшим рядом с Эйфелевой башней и не сумевшим на нее подняться, был «турист», не испытывающий проблем со здоровьем. Во время войны, прямо перед визитом этого гостя, «случайно» порвался трос лифта, поэтому Адольф Гитлер увидеть Париж с высоты 300 метров так и не смог. Именно Гитлер хотел прекратить существование конструкции: при отступлении немецкой армии, парижскому военному коменданту был отдан приказ взорвать это сооружение, как и многие другие достопримечательности Парижа. Тому, к счастью, хватило благоразумия не выполнить приказ фюрера.

Эйфелева башня долгое время служила и объектом научных исследований. На вершине конструкции была организована лаборатория, в которой французские ученые и сам автор башни проводили эксперименты и изучали астрономию, метеорологию, аэродинамику и физиологию. В 1909 г. у подножия здания была установлена аэродинамическая труба, в которой провели тысячи тестов. В том числе самолетов братьев Райт и автомобилей Porsche.

В память о французских ученых и инженерах под первым балконом были выгравированы на металле имена «Списка 72», в который, в основном, вошли представители точных наук. Кстати, с ним был связан весьма громкий скандал со стороны представительниц феминистических движений: в числе увековеченных имен нет ни одного женского. В начале XX в. имена закрасили, но компания Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffe в 1986 г. надписи восстановила.

Эйфелева башня - вечерняя иллюминация
Эйфелева башня - подсветка в цветах флага ЕС

Уход за «Железной дамой»

Раз в семь лет - это гигантское сооружение подвергается окраске. За свою историю оно перекрашивалось в различные цвета. Первая краска, которой была полита конструкция, имела красновато-коричневый цвет. В последующие десятилетия «Железная леди» была последовательно покрыта желтым, желтовато-коричневым и каштановым. Последние несколько десятков лет башня красится в специально для нее разработанный и запатентованный оттенок «коричневый-эйфелевый» - похожий на естественный оттенок бронзы. Этот колер смешан в 1968 г. и с тех пор не менял свой состав. За время работ по покраске Эйфелевой башни затрачивается до 60 тонн красящих веществ, а времени на их нанесение требуется от 15 до 18 месяцев.

Поскольку Эйфелева башня открыта для туристов 365 дней в году, не удивительно, что здесь проводятся регулярные уборки: чтобы провести очистку всех ярусов от мусора и следов присутствия гостей, требуется 4 тонны чистящих тканей, 400 литров моющего средства, 25 тысяч пакетов для мусора. Все это делается для того, чтобы посещать главную достопримечательность французской столицы было и интересно, и приятно. Кстати, позаботились здесь и об инвалидах. Так, прикованные к коляске гости могут на лифте подняться до второго уровня. При этом никаких ограничений в перемещении не предусмотрено. Удивительно, но каждый из лифтов за год проезжает более 100 тысяч км. общего пути.

Сегодня Эйфелева башня принадлежит городу, и управляется нанятой мэрией Парижа специальной компанией. В 2010 году на вершине установили новую антенну, и высота конструкции достигла 324 метров.

Тысячи фонарей Эйфелевой башни

В момент постройки башни ее освещение состояло из двух прожекторов на верхушке и 10 тысяч газовых фонарей. В 2003 году подсветка конструкции была в очередной раз модернизирована. Сегодня Эйфелева башня окутана почти 40 километрами проводов, которые питают 20 тысяч специально разработанных для башни ламп. Новая подсветка обошлась в 4,6 млн евро. Иллюминация Эйфелевой башни включается с наступлением темноты, а в начале каждого часа, в течение трех минут, башня сверкает потрясающим сиянием - вспыхивающими серебристыми огнями. С верхушки башни светит маяк, вращающийся вокруг своей оси и испускающий два мощных световых луча.

Кстати, подсветка нередко используется во время праздничных, или, напротив, трагических событий. Тогда иллюминацию полностью отключают в знак солидарности с пострадавшими после террористических актов, либо проецируют на сооружение флаг страны, в которой случилась трагедия.

Что посмотреть внутри Эйфелевой башни?

На первом этаже Эйфелевой башни, который находится относительно невысоко над землей (всего в 57 м), гостей ждут невероятные ощущения от передвижения по стеклянному полу. Бояться не нужно, он совершенно безопасен. Но незабываемые впечатления гарантированы. Здесь расположились буфет, скромный музей с экспонатами из истории «Железной дамы», кинозал, транслирующий фильм о башне. В специальном магазине можно запастись сувенирами, полюбоваться видом Парижа из зоны отдыха и увидеть часть старой лестницы, некогда провожавшей к кабинету Эйфеля. На первом этаже есть и ресторан - знаменитый «58 Tour Eiffel ».

Второй этаж находится на уровне 115 м. над землей. Подняться на него можно также на лифте или по лестнице. Любителям пеших прогулок стоит быть готовыми к тому, что их ждут 674 ступени. Почти такое же количество ступенек нужно пройти, чтобы подняться на 25 этаж в стандартных высотках. Здесь тоже есть ресторан, буфет и сувенирный киоск. Но особого внимания заслуживает обзорная площадка с панорамными окнами. Любители истории могут посетить «историческое окно» - выставку, повествующую об этапах строительства Эйфелевой башни, а также об особенностях работы ее лифтов.
Подъем на третий этаж ограничен для гостей лишь стеклянным лифтом (хотя лестница есть и сюда). Здесь, на высоте в 300 м., уникальная смотровая площадка, уступающая в Европе по высоте только своей «сопернице» в Останкинской башне. Поскольку площадь этажа весьма скромная, всего 250 кв.м., объектов на нем немного: кабинет Эйфеля с восстановленным интерьером и фигурами из воска, бар, модель этажа с дизайном 1889 г. и панорамные карты. С помощью последних можно определить, где относительно Эйфелевой башни расположены другие достопримечательности.

Эйфелева башня: посещение

При посещении Эйфелевой башни стоит учитывать ее популярность у туристов. Время ожидания в очередях в билетные кассы, а затем на лифт может достигать нескольких часов. При этом попасть на первый этаж можно пешком, поднявшись по лестнице из 347 ступеней, что полезно для здоровья и кошелька - билет на лифт обойдется в 1,5 раза дороже.
Несмотря на то, что за комфортом и удобством посетителей регулярно наблюдают 500 служащих (включая персонал ресторанов, музеев и т.д.), большое количество желающих посетить достопримечательность практически не дает очередям сократиться.

На официальном сайте башни можно заранее приобрести билеты online на нужное время и дату. Билеты доступны за 90 дней до даты посещения, но чаще всего билеты быстро раскупаются уже за несколько дней до планируемого визита их может не быть.

В Эйфелевой башне действуют два ресторана ««58 Tour Eiffel » и «Жюль Верн ». При бронировании столика подъём на нужный ярус осуществляется через отдельный лифт, вне очереди.

Лайфхак
Наиболее физически подготовленный посетители, могут попытаться сэкономить время стояния в очередях поднявшись на первый ярус башни по лестнице. Обычно очередь в кассы на подъем по лестнице намного меньше нежели к билетным кассам лифтов. Билетная касса и вход на лестницу находятся в правой дальней опоре башни, если смотреть на нее от реки.
Поднявшись по лестнице, уже на первом уровне можно купить билет для подъёма на верхний ярус на лифте (очереди здесь могут быть меньше).

Эйфелева башня Время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Зимой 9:00 - 23:00
Летом 9:00 - 00:00

Стоимость:

От 3 до 17 евро в зависимости от этажа и возраста посетителя.
Стоимость уточняйте на официальном сайте Эйфелевой башни.

Задуманная изначально как временная постройка, Эйфелева башня стала символом Франции и объектом восхищения. Однако история создания и строительства впечатляющего сооружения была драматичной. У многих парижан башня вызывала только негативные эмоции, - горожане полагали, что такая высокая конструкция не впишется в облик их любимой столицы или вообще разрушится. Но со временем французы оценили Эйфелеву башню и полюбили её. Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюблённые, чтобы провести незабываемые мгновения. Каждая девушка, которой назначили свидание на Эйфелевой башне, надеется, что именно там, взяв в свидетели весь Париж, любимый сделает ей предложение руки и сердца.

История Эйфелевой башни

1886 год. Через три года в Париже начнёт работу Всемирная промышленная выставка EXPO. Организаторы экспозиции объявили конкурс на временное архитектурное сооружение, которое служило бы входом на выставку и олицетворяло собой техническую революцию своего времени, начало грандиозных преобразований в жизни человечества. Предполагаемая постройка должна была отвечать следующим требованиям - приносить доход и быть легко демонтируемой. В творческом соревновании, стартовавшем в мае 1886 года, приняло участие более 100 конкурсантов. Некоторые замыслы были довольно причудливы - например, огромная гильотина, напоминавшая о революции, или башня, полностью выстроенная из камня. Среди участников конкурса был инженер и конструктор Гюстав Эйфель, предложивший совершенно необычный для того времени проект 300-метрового металлического сооружения. Саму же идею башни он почерпнул из чертежей сотрудников своей компании Мориса Кёхлена и Эмиля Нугье.


Строительство Эйфелевой Башни, 1887-1889

Изготовить сооружение предлагалось из ковкого чугуна, бывшего в то время самым прогрессивным и экономичным строительным материалом. Проект Эйфеля вошёл в четвёрку победителей. Благодаря некоторым изменениям, внесённым инженером в декоративное оформление башни, организаторы конкурса отдали предпочтение его «Железной леди».

Разработкой художественного облика Эйфелевой башни занимался Стефан Совестр. Для придания чугунной конструкции большей изысканности архитектор предложил добавить арки между опорами первого этажа. Они символизировали собой вход на выставку и делали сооружение изящнее. Кроме этого, Совестр задумал на различных этажах сооружения расположить просторные застеклённые залы, а верх башни немного закруглить.

На строительство башни требовалось 7,8 млн франков, но государство выделило Эйфелю лишь полтора миллиона. Инженер согласился внести недостающую сумму из собственных средств, но взамен потребовал отдать ему башню в аренду на 25 лет. В начале 1887 года французские власти, мэрия Парижа и Эйфель заключили соответствующее соглашение и строительство началось.

Старые фото Эйфелевой Башни

Все 18 000 деталей конструкции изготавливались на собственном заводе Гюстава в местечке Леваллуа недалеко от французской столицы. Благодаря тщательно выверенным чертежам работа по монтажу башни продвигалась очень быстро. Масса отдельных элементов сооружения не превышала 3 тонн, что значительно облегчало его сборку. Сначала для поднятия частей использовались высокие подъёмные краны. Затем, когда башня стала выше их, Эйфель применил специально сконструированные им небольшие передвижные краны, перемещающиеся по лифтовым рельсам. Через два года, два месяца и пять дней усилиями трёх сотен рабочих возведение сооружения было завершено.

С 1925 по 1934 годы Эйфелева башня была гигантским рекламным носителем

Эйфелева башня моментально привлекла к себе тысячи любопытствующих - только за первые полгода работы экспозиции полюбоваться на новую достопримечательность пришло более двух миллионов человек. Появление нового огромного силуэта на фоне Парижа вызвало ожесточённые споры во французском обществе. Многие представители творческой интеллигенции были категорически против появления башни, равной по высоте 80-этажному дому, - они опасались, что железная конструкция разрушит стиль города и подавит его архитектуру. Критики творения Эйфеля называли башню «самым высоким фонарным столбом», «грилем в виде колокольни», «железным монстром» и другими нелестными, а подчас и оскорбительными эпитетами.

Но, несмотря на протесты и недовольство определённой части французских граждан, Эйфелева башня почти полностью окупилась уже за первый год работы, а дальнейшая эксплуатация конструкции принесла её создателю солидные дивиденды.

Гитлер на фоне Эйфелевой башни

К окончанию срока аренды стало понятно, что демонтажа башни удастся избежать - к тому времени она активно использовалась для телефонной и телеграфной связи, а также для размещения радиостанций. Гюстав смог убедить правительство и генералитет страны, что в случае войны Эйфелева башня будет незаменима как передатчик радиосигналов. В начале 1910 года аренда башни её создателем была продлена на 70 лет. Во время немецкой оккупации в 1940 году французские патриоты сломали все подъёмные механизмы, чтобы отрезать путь Гитлеру на вершину башни. Из-за неработающих лифтов агрессоры не смогли установить на железной француженке свой флаг. Немцы даже вызывали из Германии своих специалистов для ремонта лифтов, но и те не смогли наладить их работу.

Гюстав Эйфель

С развитием телевидения Эйфелева башня становится востребованной в качестве места для размещения антенн, которых в настоящее время насчитывается на ней несколько десятков.

Конструктор, поначалу использовавший своё сооружение для извлечения выгоды, впоследствии передал права на него государству, и в наши дни башня является собственностью французского народа.

Эйфель не мог вообразить, что его творение станет туристическим магнитом наряду с другими «чудесами света». Инженер называл её просто «300-метровой башней», не предполагая, что она прославит и увековечит его имя. Сегодня ажурная металлическая конструкция, возвышающаяся над французской столицей, признана самой фотографируемой и посещаемой достопримечательностью мира.