История вопроса человек на войне. Аргументы на тему "Война" к сочинению ЕГЭ

1. Новое направление в литературе — лейтенантская проза.
2. Быков — писатель-фронтовик.
3. Человек на войне в «Дожить до рассвета».
4. Человек на войне в «Обелиске».
5. Человек на войне в «Сотникове».
6. Готовность людей погибать за Родину.

О Великой Отечественной войне написано огромное количество книг, исследований и монографий. Серьезные ученые-историки неоднократно пытались оценить и проанализировать события тех суровых лет. Они искали причины неудач первых месяцев войны, изучали стратегические решения генералов и полководцев. Они пытались всему найти объяснение. Но во всех этих серьезных трудах мы не найдем главного — человека на войне.

Об этом нам рассказывают другие авторы. Еще до того, как отгремели последние военные залпы писать о войне стали ее непосредственные участники: солдаты и офицеры не понаслышке знавшие о том, что происходило на передовой, испытавшие на себе все тяготы и лишения военной жизни, разделявшие стремления и надежды любого бойца. Именно об этом писатели-фронтовики стали рассказывать на страницах своих произведений. Появилась так называемая лейтенантская проза. Это собирательное название объединило собой писателей-фронтовиков, независимо от чинов и званий, тех, кто решил рассказать о пережитом, о своих товарищах. Рассказать о войне от имени бойца. Эти произведения сильно отличались от официальных сводок и хроник. В своих рассказах писатели-фронтовики почти не касаются грандиозных сражений Великой Отечественной, в которых решалась судьба страны. Их в первую очередь интересует человек, его поведение перед лицом опасности и готовность на жертву во имя Родины. Они поднимают проблемы верности долгу и предательства, трусости и подлинного героизма.

Одним из таких писателей лейтенантской прозы стал В. В. Быков. На Украине, в Кировоградчине, есть братская могила, в которой покоятся погибшие в боях за эти места советские солдаты. Среди имен, перечисленных на памятнике, значится и имя Быкова. Но это ошибка, так как он не погиб. Тяжелораненый он сумел выползти из хаты, где укрывались пострадавшие.незадолго до того, как ее снес немецкий танк. Раненого Быкова подобрали и вылечили, он вернулся в строй. А впоследствии в своих произведениях он поведал о том, что довелось пережить, и чему он стал свидетелем.

В его произведениях не найти рассказов о битвах под Москвой, под Сталинградом и Курском. Они если и упоминаются, то лишь мимоходом. Действие его произведений происходит под никому неизвестными деревеньками, в лесах и на безымянных дорогах. Именно здесь его герои встречают смерть и совершают подвиги. И подвиги эти кажутся иногда вроде бы незначительными. На пустынном шоссе молодой лейтенант Ивановский, герой повести «Дожить до рассвета» взрывает воз с сеном и одного из двух фашистов, которые его перевозят. Можно ли считать это подвигом? Автор убежден в том, что можно. Он абсолютно не сомневается в этом, когда рассказывает, как тяжелораненый лейтенант в течение нескольких часов борется со смертью, не позволяя себе умереть просто так. Он уверен, что счастливая судьба будущих поколений зависит от того, «как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний лейтенант Ивановский». И не важно, что вместо машины с немецким генералом ему удается взорвать лишь фашистского возницу. Главное то, что даже умирая, он стремиться сослужить последнюю службу Родине. И то, что истекающий кровью герой не сдается и не позволяет себе замерзнуть на ледяном шоссе, — пример подлинного героизма и мужества. Дело не в том, какой урон герой повести нанес противнику, а в том, что он готов жертвовать жизнью во имя Родины.

Еще отчетливее эта мысль высказана в произведении «Обелиск». Герой этой повести — школьный учитель Мороз, который в оккупированной немцами деревне открывает школу, так как боится, что фашисты своей идеологией искалечат детей, уничтожат в них то доброе и светлое, что он заложил. И его мальчишки усвоили уроки своего учителя. Они ненавидят врага всей душой и мечтают бороться с ним наравне со взрослыми. Но они всего лишь подростки. И их попытка подпилить мост через речку, по которому проедет вражеская машина, успеха не имела. Все, кто находился в ней, остались живы, а сами ребята попали в руки полицаев. Палачи обещали отпустить детей в обмен на учителя, который отправился за помощью к партизанам. Все, включая самого Мороза, понимали, что эта жертва напрасна, что ребят фашисты все равно не отпустят. Все убеждали учителя не идти на верную смерть, но он пошел, чтобы поддержать своих мальчишек и погибнуть вместе с ними. В этом его подвиг, его вклад в общее дело победы над врагом. И этот вклад автор ценит необычайно высоко. «Да что он сделал, ваш Мороз? Он не убил ни одного немца!» — восклицает один из персонажей повести. И автор устами другого отвечает, что Мороз сделал больше, чем если бы убил сотню врагов: «Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». Это для автора и является самым главным: готовность жертвовать жизнью во имя Родины. И неважно, где довелось встретиться с противником: в великом сражении, на шоссейной дороге или во вражеском тылу.

Главное всегда быть готовым исполнить свой долг, как исполнил его герой одноименной повести Сотников. Боец партизанского отряда он вместе с товарищем Рыбаком отправляется добывать продовольствие для голодающих партизан. Не сумев выполнить задание, оба партизана попали в руки врага и подверглись допросу и пыткам. Но как по-разному повели они себя в этих условиях! В этом произведении автор не только стремится проследить, как и почему люди идут на предательства, но и вновь возвращается к теме героизма. Легко быть героем, когда ты в бою, когда рядом товарищи, когда ты чувствуешь их поддержку, знаешь, что они видят совершенный тобою подвиг и подхватят выпавшее из рук знамя. Но когда ты в руках противника, обречен на гибель и о твоем мужестве перед лицом смерти никто не узнает, более того, тебя даже могут объявить предателем: «...ты не скажешь, другой скажет, а спишем на тебя», тогда быть героем несравненно сложнее. Но Сотников с честью выдерживает это испытание. Он не идет ни на какие компромиссы с врагом, терпит пытки и мучения, но отказывается отвечать на вопросы. Иначе ведет себя Рыбак. Герой не хочет погибать зря. Он стремится выжить ради одной лишь цели: чтобы бить врага. Но, как и предупреждал Сотников, это желание уводит Рыбака на иную дорожку. На допросе он признается, что они из партизанского отряда и шли за продуктами. Рыбак пытается быть осторожным, не говорить лишнего, а сообщать лишь ту информацию, которая врагам и без того известна. Но эта готовность идти на компромисс с врагом и своей совестью превращает его в предателя и палача и, в конечном счете, приводит к гибели.

Так по-разному рисует Быков человека на войне. Но все его герои стоят перед сложным выбором, который каждый из них делает сам. Своими произведениями писатель убеждает нас, что каждый человек на войне, какой бы малой не казалась его лепта, был творцом победы. От каждого в равной мере зависел исход войны. От его готовности сражаться и умирать за Родину. Эта готовность всего народа и отдельного человека отдать жизнь во имя Родины и позволила нашей стране выстоять в этой жестокой войне.

Прошедшего войну – это привычка к насилию. Она формируется и ярко проявляется в ходе боевых действий и длительное время продолжает свое существование после их окончания, накладывая отпечаток на все стороны жизни. В экстремальных ситуациях, когда человек на оказывается перед лицом смерти, он начинает совсем по-другому смотреть на себя и окружающий мир. Все, что наполняло его повседневную жизнь, вдруг становится несущественным, индивиду открывается новый, совсем другой смысл его существования.

У многих на войне формируются такие качества, как суеверие и фатализм. Если суеверие проявляется не у всех индивидов, то фатализм является основной чертой психологии военного человека. Он складывается из двух противоположных ощущений. Первое состоит в уверенности в том, что человек все равно не будет убит. Второе – в том, что рано или поздно пуля найдет его. Оба этих ощущения и формируют солдатский фатализм, который после первого боя закрепляется в его психике как мироощущение. Этот фатализм и связанные с ним суеверия становятся защитой от стресса, которым является каждый бой, притупляют страх и разгружают психику.

Война с ее условиями хронической опасности ежеминутно потерять здоровье или жизнь, с условиями не только безнаказанного, но и поощряемого уничтожения других людей формирует в человеке новые качества, необходимые в военное время. Такие качества не могут сформироваться в мирное время, а в условиях боевых действий выявляются в максимально короткий срок. В бою невозможно скрыть свой страх или показать напускную храбрость. Мужество или совсем покидает бойца, или проявляется во всей своей полноте. Так и высшие проявления человеческого духа в повседневной жизни случаются редко, а во время войны становятся массовым явлением.

В боевой обстановке часто возникают ситуации, предъявляющие человеческой психике слишком высокие требования, что может вызвать резкие патологические изменения в психике индивида. Так вместе с героизмом, боевым братством и взаимовыручкой на войне нередки грабежи, пытки, жестокость к пленным, сексуальное насилие к населению, разбой и мародерство на земле противника. Для оправдания таких поступков часто используется формула «война все спишет» и ответственность за них в сознании индивида перекладывается с него на окружающую действительность.

Сильное влияние на психику человека оказывают особенности фронтового быта: морозы и жара, недосыпание, недоедание, отсутствие нормального жилья и уюта, постоянное переутомление, недостаток санитарно-гигиенических условий. Как и сами боевые действия, чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства есть раздражители необычайно большой силы, формирующие особую психологию человека, прошедшего войну.

Человек на войне

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Человек на войне (По одному из произведений современной литературы)
Война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь».

Когда в жизни людей врывается война, он всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.
Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой, какой она была – в страданиях и крови..
Одним из таких произведений является рассказ «Одна ночь».
Сюжет нельзя назвать простым. Сложность заключается в том, что в развитие сюжетного действия вплетаются чувства – герой разрывается между гражданским долгом и человеческими состраданием.
Центральный персонаж рассказа Иван Волока, спасаясь от немецких пуль, оказывается в подвале под грудой обвалившихся стен. Но самым сложным и необъяснимым становится то, что вместе с ним под завалами остается немецкий солдат. Последний ранен, ему нужна помощь, а из-под завалов самостоятельно не выбраться. Как же поступить Ивану? Сможет ли он убить этого безоружного, пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая того, что он делает, Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать рану.
Целую ночь они пытаются найти выход из каменной клетки. И вот они на свободе. Немец понимает, что оставшись с русским солдатом, он попадет в плен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание ни за что не отдавать врагам этого человека просыпается в Иване. Забывая обо всем, он убивает солдата.
Тема жестокости и бесчеловечности войны красной нитью проходит через всё произведение.
Войне можно дать оценку – захватническая, освободительная, гражданская – но как оценить людей, идущих умирать за что-то идеалы? У войны свои законы. Главные герои военных действий – страх и ненависть. Они движут людьми, заставляя их порой совершать жестокие и негероические поступки.
Что двигало Иваном, когда он стрелял во Фрица – страх перед комиссаром, ненависть к гитлеровцам? Нельзя дать определенный ответ – все смешалось, рассыпалось, как мозаика.
Быков мастерски изображает картины войны через восприятие молодого солдата. По одному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами можно многое сказать о том, какой видит войну автор. «Позади грохнул взрыв…», и когда Волока, «…запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданности едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца, но и немцы тут видно, не ждали его. Передний что-то бормотал заднему, на мгновение в его расширенных глазах блеснул испуг и удивление. В то же мгновение Волока, не целясь нажал на спуск – автомат содрогнулся от беспорядочной очереди – немец выпустил из рук карабин и упал лицом не мостовую…»
Вот истинное лицо войны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним – страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной, -убивать людей.
Поначалу оказавшись под насыпью обрушившихся стен, Иван испытывает жгучую ненависть к немцу «Аа, доняло, собака!» -говорит он, наблюдая тщетные попытки солдата выбраться из-под бетонной глыбы.
Ивану за полгода службы в полку не довелось так близко увидеть немецкого солдата. «Это был четвертый немец попавшийся ему под руку», пишет Быков. Троих он убил даже не задумываясь – так надо. Вот именно: надо. Для Волоки немцы – враги, у которых нет лица и нет лица и нет чувств. И вот, впервые очутившись лицом к лицу со своим врагом, он теряется. «Всего несколько минут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались в этом подвале, полные злобы и ненависть, а сейчас, будто ничего между ними и не произошло, дружно расшатывали кусок бетона, чтобы выбраться из общей беды».
Иван видит немолодое лицо гитлеровца, загорелый лоб, густо изрезанный морщинами, такой же, как и у него рубец возле уха, и понимает, что перед ним- прежде всего – человек. Эта вдруг открывшаяся истина пугает и обезоруживает Волоку. «Иван неясно ощущая в душе, - читаем мы в рассказе, -что застрелить теперь этого человека уже вряд ли сможет. Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который и к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг? Кажется, это был совсем неплохой немец, и Иван даже ощутил неловкость оттого, что недавно едва не задушил его. Всё это было странно и необычно».
Разговаривая с немцем, Иван узнает, что Фриц столяр, так же как и Волока, у него есть семья – жена и трое детей. У Ивана тоже остались дома супруга и две дочки.
Когда на Волоку рушится стена, Фриц имея возможность убежать, остается помогать Ивану, спасаем его от смерти. Волока понимает это, но настороженные чувства не покидают его.
И вот выход из каменной клетки найден. Свобода возвращает героев в «прежние рамки войны». Теперь они уже не два сообщника, вместе курящих русскую махорку, а два солдата – русский и немецкий. Это война. У нее свои законы. Невинные люди гибнут ради достижения чьих-то целей. Увы, это понимают обе враждующих стороны. Немецкие солдаты знают что борются не на жизнь, а на смерть. Им лучше погибнуть, чем попасть в русский плен – тогда их семьи не заберут в контрационный лагерь. Всё это читатель вместе с главным героем узнают из рассказа немецкого солдата Фрица Хагемана.
«Война никс гут!..Фриц Хагеман никс надо война», - говорит немец, прошедший пол-России и мечтающий скорее вернутся домой.
Но, увы его мечте не суждено сбыться. Заставляя своего героя убить, автор показывает механичность и бесчеловечность войны.
Конечно, герой рассказа отнюдь не идеален. Как и многие молодые солдаты, он мечтает красиво умереть. Единственная мысль, заботящая его, пока он находится в каменной клетке завалов – как глупо будет вот так умереть. Разговаривая с немцем, он думает о том, что скажет на это его командир. Очнувшись после тяжелого кошмара и увидев спящего Фрица, он собирается бежать, оставив гитлеровца в подвале.
Но автор не осуждает его списывая всё на молодость и на войну. Писатель – фронтовик не высказывает своей позиции, не становится ни на чью сторону – просто описывает события, давая читателю возможность самому оценить ситуацию. Он пишет о том, что в экстремальных условиях люди могут вести себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. Пожалуй, в этом аспекте интересен нам герой Быкова. Писатель показывает логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, раскрывает его внутренний мир, обнажает душевное противоборство. Он помогает нам понять суровую правду о войне.

Задачи и тесты по теме "Человек на войне (По одному из произведений современной литературы) Война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь»."

  • Сложноподчинённое предложение с одним придаточным - Сложное предложение 11 класс

Тема урока: « Человек на войне»

Цели урока:

образовательные:

Раскрыть трагическую и одновременно триумфальную историю нашего народа во время Второй Мировой войны с наибольшей полнотой и научной объективностью;

Показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;

воспитательные:

Показать антигуманную сторону войны и показать, что люди должны быть противниками военных споров в решении политических вопросов;

Воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, принимавшему участие в Великой войне;

развивающие:

Продолжить развитие навыков отбора и обработки научной информации, умение работать с несколькими источниками;

Развивать навыки публичных выступлений, умение работать в группах.

Эпиграф урока:

« Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку… Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии, повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.»

Г.К. Жуков

Учитель: Вторая Мировая война была самой тяжелой из всех войн, в которых пришлось сражаться нашим соотечественникам. На фронте воины проявляли массовый героизм, который удивлял и продолжает удивлять многих. Победа в войне, это победа солдата, воина – труженика войны.

Большой вклад в победу внесли те, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков.

Нельзя забывать тех, кто проявлял бесстрашие, борясь с фашистами на оккупированной территории.

Мы должны чтить тех, кто не согнулся под пытками, выстоял в невыносимых условиях плена.

Тема сегодняшнего урока: «Человек на войне». Сегодня мы рассмотрим роль человека на войне в разных аспектах – человек на фронте, человек в тылу, человек в оккупации, человек в плену.

Наша задача к концу урока составить обобщающий портрет человека на войне. По ходу выступлений учащихся нужно делать записи, которые помогут в выполнении задания.

Была проведена предварительная подготовка к уроку. Класс был разделен на четыре группы. Каждая группа получила блок вопросов, которые нужно было проработать, используя дополнительную литературу, документы, справочный материал.

( Выступление по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М.МОЛОТОВА 22 июня 1941 года , известившего о начале Великой Отечественной войны.)

Учитель: Так тревожно началась Великая Отечественная война. Граждане СССР поднялись на защиту своего Отечества. Они принадлежали к поколению, чья сознательная жизнь пришлась на социалистический период отечественной истории.

Какой был он – воин Красной Армии, первым встретивший врага 22 июня 1941 года.

Работа первой группы « фронт».

(из рассказа о защитниках Брестского вокзала).

«Согнувшись в три погибели, я пробираюсь в полутьме. Стены толстенные, по два-три метра в толщину. В первые же минуты лицо покрывается каплями пота, становится трудно дышать. И вот в таких ужасных условиях люди умудрились продержаться неделю – почти без еды и сна, стоя по горло в воде. С 22 по 29 июня 1941 года в подвалах Брестского вокзала против батальона вермахта сражались семьдесят советских людей – солдат, милиционеров, железнодорожников. Они еще не знали, что помощь не придет. Брестская крепость была окружена, а сам город Брест взят».

Солдаты и офицеры, первыми встретившие врага, были обучены в духе советской военной доктрины, и готовности сражаться «малой кровью на чужой территории». Героическое сопротивление пограничников, а потом и отступление не вписывались в теорию, и побудило растерянность. Конечно, в первые дни и даже месяцы войны отчаянье было характерным для бойцов, нежели уверенность в своих силах, зачастую и мужество солдат было мужеством отчаяния. Победы 1942 – 1943 годов укрепили боевой дух войск. Огромные и зачастую неоправданные потери не повергли солдат в уныние.

Учитель: Призывник 1941 года. Опишите его.

Учащийся:

Основу довоенной кадровой армии 1941 года составляли призывники 1919-1924 года рождения. Но уже к концу лета в результате двух первых военных мобилизаций (в июле и августе 1941 г.) были призваны военнообязанные старших возрастов вплоть до 1890 года рождения (т.е. 50-летние) и молодежь 1923 года рождения. Вторая мировая война была характерна тем, что рядом с молодыми воевали люди старше по возрасту – и отцы, и деды. Одни приходили на фронт со школьной скамьи, не успев приобрести ни профессии, ни семьи. Сколько было молодых добровольцев в первые месяцы войны! Другие были опытнее, понимающие цену жизни. Что же из себя представлял командный состав? - В результате репрессий конца 30-х годов армия лишилась своей наиболее образованной части. К началу ВО войны лишь 7% командиров имели высшее военное образование, а более 1/3 не получили даже законченного среднего военно-специального образования. В армию приходили старшие – малограмотные, студенты и старшеклассники, молодые специалисты в разных областях. В состав ополчения входила даже профессура, не имеющая военной подготовки. Нередки были случаи, когда высокообразованные люди служили рядовыми под началом не только не опытных, но и малограмотных командиров.

Учитель: Подведем итог. Составим портрет воина Красной армии. Какие факты вы зафиксировали для выполнения задания?

Учащиеся: - на войну шли разные люди – по воспитанию, по характеру, по судьбе. Но именно война всех сближала, объединяла общей бедой. Без такого духовного, нравственного единения победить было невозможно.

Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования и для этого даже жизнь свою положить.

Учитель: Как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку?

За что же, в конечном счете, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

Ученик: - война – это смерть, жестокость, страдания, черное от пожаров небо, перепаханная взрывами земля. В таких условиях без лозунгов воевать нельзя и они возникали сами собой уже в 1941 году. «Смерть немецким оккупантам!» - один из самых массовых. «За нашу советскую Родину!» - он призывал бороться до последней капли крови за Родину. Конечно же в бой шли со словами «За Сталина!» Не потому, что все так любили товарища Сталина, как личность. Напротив, многие не могли ему простить репрессий и коллективизации. Но в лозунгах значение имеет не сама личность, а символ. Термин Родина символизировал нашу землю, наш народ, семью, близких людей. А Сталин? Это тоже Родина, это будущее. Рвавшиеся на фронт парни и девушки были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому. Они были воспитаны в духе идеологии, присущей советскому обществу и в минуту опасности встали на его защиту и жертвовали собой без колебаний.

Работа с документом «Из выступления по радио И.В. Сталина» от 3 июля 1941 г.

Учитель: С какими словами обращается Сталин к народу?

Как вы думаете, боятся ли смерти на войне? (Обсуждение. Примеры.)

Михаил Дмитриевич Скобелев – герой русско-турецкой войны сказал: « Нет людей, которые не боялись бы смерти; а если тебе кто скажет. Что не боится, он лжет. И я, точно так же не меньше других боюсь смерти. Ног есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показать, тогда, как другие не могут удержаться и бегут перед страхом смерти».

Стремление идти на фронт было всеобщим. А почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии?

Конституция ( Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом)

(Учащиеся приводят заранее подготовленные примеры о мужественных поступках в наши дни)

Учитель: Человек на фронте не только воевал, ни одно сражение не могло продолжаться бесконечно. Солдатские письма… О чем они? Кому адресованы они?

Ученик: - Наступало затишье и в часы отдыха солдат мог написать письмо домой. Письма писали родителям, женам, любимым, друзьям, родственникам. О чем они? Обо всем. Перед ответственным боем, когда солдат не знал, останется ли жив – писал о ненависти к фашистам, о желании жить, о бесстрашии. «Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечесть. И, если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее». (Из письма артиллериста-разведчика А. Полуэктова. Октябрь 1941 г.)

«Настроение прекрасное…- писал Василий Клочков перед боем на разъезде Дубосеково, … я всем детям обещал побольше побить фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей». Василий не увидел больше свою семью. В этом бою он погиб.

Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости. «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь…» (Из письма В.И. Занадворова жене. 19 октября 1942 г.)

Учитель: В условиях прорыва немецко-фашистских войск к Волге в 1942 году появился приказ № 227. Этот приказ известный как «Ни шагу назад!» - предмет дискуссий в современной исторической науке. Одни историки утверждают, будто подобный приказ давно ждали, ибо он был просто необходим. Другие усматривают в нем правдивую характеристику тяжелого положения на фронтах. Третьи осуждают приказ за излишнюю жестокость.

Работа с документом. Когда и в связи с чем он был принят? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови?

Ученик: приказ №227 был призван жесткими мерами навести в войсках порядок, организованность и дисциплину, когда дальнейшее отступление означало, по сути, утрату национальной и государственной независимости.

Война показала готовность людей защищать свое Отечество ценой своей жизни, о чем свидетельствует массовый героизм. История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков.

Учащиеся приводят примеры подвигов советских воинов. (Каждая группа готовит материал по данному вопросу).

Учитель: Женщина и война…

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь. В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь. В мир приходит женщина, чтоб любимой быть. В мир приходит женщина, чтоб детей родить. В мир приходит женщина, чтоб цветком цвести. В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, выносили с поля боя раненых, уходили в партизаны… С 1941 года производился массовый призыв женщин в армию.

Нужны ли женщины на войне, ведь война – «мужское дело»? Каково ваше отношение к этому?

Ученик: «Война – дело мужское». Однако с ее началом сотни женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы. 17-18-летние девушки осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское оружие, тяжелые физические нагрузки – все это явилось нелегким испытанием. Был и фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и вечно преследующим, но скрываемым страхом. После войны женщины будут сами удивляться тому, что смогли все это выдержать. И послевоенная психологическая реабилитация у женщин будет проходить сложнее, чем у мужчин. Женщине трудно было на войне. Она сильнее ощущала перегрузки войны – физические и моральные, она труднее переносила мужской быт войны. Не все женщины оказались на передовой: были и вспомогательные службы: женщина-телефонистка, радистка, связистка, врач и медсестра, повар или пекарь, шофер и регулировщица – те профессии, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина – летчик, снайпер, зенитчица, танкист, разведчица – жестокая необходимость толкнула ее на этот шаг, желание защитить от беспощадного врага ее дом, детей, родную землю.

Учитель: Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не только героизмом на фронтах, но и трудовым подвигом в тылу.

Работают учащиеся 2 группы «Тыл».

В тылу возникла серьезная нехватка рабочих рук. На военных заводах трудились получившие освобождение от армейской службы квалифицированные рабочие и инженеры. Но это не решало кадровую проблему. Более простую, хотя порой и очень тяжелую физическую, работу выполняли женщины, подростки, старики.

Работают учащиеся 3 группы «Плен».

Учитель: « … но мы не можем скрывать и того, что в последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу» - это строки Приказа № 270, изданного Ставкой Верховного Главнокомандования 16 августа 1941 года.

На войне люди раскрываются по разному. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело? Расскажите о положении советского солдата в плену.

Работа с документами. Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснить такое отношение?

Ученик: - Советский Союз не подписал Конвенцию 1927 г. о правилах обращения с пленными, что давало немцам основания для того, чтобы не применять положения этой Конвенции к захваченным на Восточном фронте военнослужащим. Немцы, планировавшие уничтожение значительной части населения СССР (план «Ост»), сознательно обрекали советских военнопленных на смерть от голода и лишений. Расстреливали по приказу Гитлера на месте военнопленных евреев. Политработники Красной Армии не рассматривались как военнопленные и так же уничтожались немедленно по выявлении.

Учитель: Какую позицию заняло советское руководство в отношении военнопленных?

16 августа 1941 г. Сталин подписал приказ № 270, объявивший всех сдавшихся в плен предателями.

Ознакомьтесь с выдержками из Приказа № 270 и приведите подтверждения жестокого отношения к военнопленным со стороны нашего руководства.

Работа с документом.

Ученик: бежавшие из немецкого плена и пробивавшиеся к своим направлялись советскими властями в фильтрационные лагеря для «проверки». Вчерашние узники немцев порой оказывались в советских лагерях. ГУЛАГ в годы войны пополнялся не только теми, кому посчастливилось бежать из немецкого плена, но и теми, кто вызвал подозрения карательных органов.

Немцы пытались привлечь часть пленных к сотрудничеству с властями Рейха. Особенно активно нацистские пропагандисты убеждали перейти на свою сторону генералов, офицеров. А так же представителей других нерусских народов. В каких-то случаях вчерашние красноармейцы и командиры соглашались – кто-то из ненависти к сталинскому режиму, иные с целью спасти свою жизнь. Отказ от сотрудничества мог повлечь за собой смерть. Примером того, как попадали в плен, служат две жизни, два генерала, две судьбы.

Андрей Андреевич Власов. Попав в окружение в составе 2-ой ударной армии в 1942 г. генерал-лейтенант власов сдался в плен. Как советский генерал Власов стал на путь предательства? Решение, по всей вероятности, было принято в окружении, когда погибло много людей. В бессильной злобе проклинал он равнодушие высшего руководства армии и страны, бросивших их на произвол судьбы: «Нигде так не сказалось пренебрежение Сталина к жизни русских людей, как на практике 2-ой ударной армии» - писал Власов. Власов пошел не на Восток, а на Запад. При встрече с немцами не пытался представиться простым солдатом, а назвал настоящую фамилию и воинское звание. И лишь потом, оказавшись в лагере под Винницей не устоял перед искушением поменять концлагерь на комфортный особняк в Берлине. Долгое время сотрудничал с фашистами. В конце войны Власов был арестован и доставлен на Лубянку. 2 августа 1946 г. – казнен.

А вот другое имя – Дмитрий Михайлович Карбышев – генерал-лейтенант инженерных войск. Отечественная война застала Карбышева в Белоруссии, где он был с проверкой. Ему предлагали срочно вернуться, но старый воин не захотел оставлять солдат и вместе с ними отходил на Восток, прорывая окружение. В августе 1941 г. он был тяжело ранен и контужен, потерял сознание. В таком состоянии он был захвачен фашистами в плен. С этого времени начинается героическая биография Д.М. Карбышева. Несмотря на издевательства и террор лагерной администрации, он не пал духом. Гитлеровцы старались приручить генерала, но он не шел на компромиссы. Они убедились, что советский генерал не приклонен. В документах значится: «Можно считать безнадежным использование Карбышева у нас как специалиста по военно-инженерному делу». Резолюция: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы. Не делать никаких скидок на звание и возраст» (В 1941 году ему был 61 год). Карбышева переводили из лагеря в лагерь. Вот его маршрут: Хаммельбург, Нюрнберг, Лангвассер, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен. В последнем лагере, Маутхаузене, было решено уничтожить советского генерала. Ночью, на февральском морозе его поливали из пожарного шланга водой, пока он не превратился в ледяную глыбу. (Скульптор В. Цигаль изваял в 1962 г. Карбышева непобежденного, встающего изо льда.)

Учитель: Известно, что война унесла более 27 млн жизней советских людей. Сколько их погибло в плену?

По данным Министерства обороны РФ, опубликованным в 2005 году, во время Великой Отечественной войны всего в плен попали 4млн. 559 тыс. советских военнослужащих. Погибли в плену 2 млн. 665 тыс. 935 советских военнопленных.

Работает 4 группа «Оккупация».

Учитель: В 1941-1942 гг. немцы оккупировали значительную часть территории Советского Союза – почти 2 млн. кв. км.

Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях. (Выступление четвертой группы)

Ученик: - На оккупированной территории под контролем гражданских и военных властей действовали органы самоуправления. В каждой деревне был староста, в городах из местного населения назначались бургомистры, обладающие, конечно, лишь номинальной властью. Создавались также полицейские отряды из местного населения. Кое где местных жителей использовали в качестве вспомогательного персонала – переводчиков, стенографисток, шоферов и т.п. Во многих случаях речь шла о вынужденном сотрудничестве с нацистами. Были, конечно, и те, кто служил немцам не за страх, а за совесть из идейных соображений – ненависть к сталинизму, например.

Учитель: На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Каковы были цели, методы борьбы партизанских отрядов? Какой вклад внесли партизаны в победу над врагом?

Подводим итог урока. Проверка выполнения задания по созданию образа человека на войне.

Войну не смогли бы выстоять слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбу страны. Они выстояли, они победили. Цена Победы была очень высокой. Погибли миллионы молодых людей, только вступивших в жизнь. Современное молодое поколение россиян должно понимать трагизм войны для всего народа. У народа не было выбора, и во имя Победы и будущего России были принесены огромные жертвы.

Документы для урока:

    Обращение Сталинградского городского комитета обороны к жителям города.

    Письма солдат Красной армии.

Блок вопросов для 1 группы «Фронт».

    Привлекая дополнительный материал опишите облик призывника 1941 г. (во что он был одет, чем и как вооружен, как обучен, как был устроен быт солдат).

    Прочтите воспоминания фронтовиков. Как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку. За что воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

    Стремление идти на фронт было всеобщим. А как бы вы поступили в тех условиях? Почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии?

    Прочитайте солдатские письма. О чем они?

    Изучите приказы № 270 и 227 «Ни шагу назад». Когда и в связи с чем они были приняты? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови? Найдите примеры героических подвигов советских солдат.

    С 1941г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому? Нужны ли женщины на войне, ведь войне «мужское дело»? Приведите примеры героизма женщин в годы войны.

Блок вопросов для 2 группы « Тыл».

    Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием?

    Каково было положение с рабочей силой в тылу?

    Как изменились во время войны условия труда и жизни людей? Как работа в тылу отразилась на здоровье людей?

    Какой вклад в работу тыла внесли подростки?

Блок вопросов для 3 группы «Плен».

    На войне люди раскрываются по разному. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?

    Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснить такое отношение? Расскажите о положении советского солдата в плену.

    Какую позицию заняло советское руководство в отношении наших военнопленных? Изучите приказы № 270 и 227 «Ни шагу назад». Когда и в связи с чем они были приняты? Приведите подтверждения жестокого отношения к военнопленным со стороны нашего руководства.

    Андрей Андреевич Власов. Дмитрий Михайлович Карбышев. Познакомьтесь с военной судьбой этих людей. В чем разница в их поведении в плену?

    Выясните, сколько советских людей погибло в плену?

Блок вопросов для 4 группы «Оккупация».

    Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях.

    Как фашисты осуществляли управление на оккупированной территории?

    Что вы знаете о массовом уничтожении евреев в годы Второй мировой войны?

    На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Каковы были цели, методы борьбы партизанских отрядов? Чем вы можете объяснить причины массового партизанского движения в нашей стране в годы войны? Какой вклад внесли партизаны в победу над врагом?