Какие позиции человека в обществе. Как оценить свое положение в обществе

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный - все это статусы.

Статус сравнивали с готовым костюмом. В определенных рамках будущий покупатель выбирает ткань и фасон. Однако русский человек не может выбрать одежду африканского шамана или индийского раджи: он будет исходить из того, что имеется в русской культуре. Более того, наш выбор ограничивается размером и нашими финансовыми возможностями. Сделав выбор в данных рамках, мы можем внести некоторые изменения. Но купить мы все-таки можем лишь то, что нам предлагает торговля. Статусы тоже поступают готовыми, и диапазон выбора здесь ограничен. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности. Например, если смотреть на вещи реально, не каждый русский может быть избран президентом. Женщины, национальные меньшинства и представители низших слоев общества с самого начала сталкиваются с серьезными препятствиями в борьбе за более высокий социальный статус. Эти наблюдения подводят нас к рассмотрению приписываемого и достигнутого статуса.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист - все это примеры достигнутого статуса.

Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус - это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

В социологии наряду с категорией социального статуса используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т.п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Компонентами социального статуса являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (напр., пол, возраст, образование, профессия, национальность и т.д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также их упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д. Социальные позиции с помощью нормативных и эмоциональных регуляторов -- норм, социальных чувств, стереотипов и т.д.-- приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияние, возможности, свободы и др. показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т.д.

Значительное место в социологии и социальной психологии личности занимает ролевая теория личности. В этой теории социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Статус--это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением .

Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т.д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т.д.).

Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью человека. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, зрелость, старость). Профессионально-должностной -- это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности молодежи. Это своеобразный магнит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредоточиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «я».

Социальный статус означает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Общество неоднородно, в нем имеются высшие и низшие слои. А это предполагает неравномерное распределение прав и обязанностей, привилегий и ответственности. Большое влияние на структуру общества оказывает социальная стратификация (рис. 1).

При этом любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными.

Социальная стратификация существовала на всех уровнях развития человечества. Среди аграрных и в особенности индустриальных обществ, она становится ясной и заметной. Не составляют исключения из правила я все современности демократии. Хоть в их конституциях написано, что «все люди равны», тем не менее социальная стратификация в этих обществах также существует Достаточно вспомнить ступени градации от Генри Форда до нищего, от президента США до полицейского, от ведущего авторитета до простого обывателя, от командующего армией до солдата.

При этом следует подчеркнуть, что не только большие социальные агрегаты, но и любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется. Семья, церковь, секта, политическая партия, шайка разбойников, научное общество -- любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности .

Статусные группы - группы людей, в разной мере пользующиеся почетом и уважением и имеющие неодинаковый престиж.

Рис. 1.

Основные формы социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Малоимущие же, как правило, находятся в низших слоях профессиональной иерархии.

Положение в обществе - это основная потребность в престиже. У животных это проявляется как желание привлечь к себе внимание. Птенцы и различные животные требуют к себе внимания, чтобы заставить своих родителей удовлетворить их потребности. Если у птенца потребность во внимании особенно сильна, это может повысить его шансы на выживание по сравнению с другими обитателями гнезда. У людей положение в обществе также имеет определенное значение для выживания, потому что оно обеспечивает лучшее питание и состояние здоровья, а также дает преимущество при появлении опасности. Например, когда «Титаник» начал тонуть, пассажирам первого класса дали возможность занять места в спасательных шлюпках в первую очередь.

Роли в обществе

Люди, поведение которых определяет положение в обществе, стремятся продвинуться «наверх» в этом мире. Они хотят «кем-то» стать; они надеются стать богатыми и поражать других людей тем, насколько они богаты. На людей с высокой потребностью добиться положения в обществе производят впечатление дорогие дома, одежда с этикетками от известных дизайнеров и шикарные автомобили. Их приводят в восхищение члены королевской семьи, знаменитости и так называемое высшее общество. Они чрезмерно заботятся о своей репутации, и для них весьма важно, что думают о них другие. Они ощущают себя значительными и испытывают чувство превосходства над другими людьми. Они могут наслаждаться тем вниманием, которое им обеспечивает их положение в обществе. С другой стороны, на людей со слабой потребностью занять определенное положение в обществе не производят впечатления дорогие вещи и статус знаменитостей. Их не трогает, если другие люди неправильно судят о них, потому что они не столь сильно заботятся о своей репутации.

Поскольку в большинстве культур положение в обществе ценится высоко, богатые люди редко вступают в брак с бедными. Хотя богачи иногда и влюбляются в бедняков, их потребность иметь высокое положение в обществе и их отношение к принадлежности к определенному социальному классу могут воспрепятствовать вступлению в брак, который может рассматриваться их современниками как мезальянс. С другой стороны, бедные люди часто мечтают о браке с богатым человеком. Один из самых неподвластных времени сюжетов в художественной литературе - это история о богаче, влюбившемся в бедную девушку, - победит ли любовь богача его стремление к высокому положению в обществе? В сказке о Золушке именно так все и произошло.

Положение в обществе настолько важно для некоторых людей, что они ищут его даже, когда речь идет о смерти. Я когда-то подслушал беседу двух человек, пришедших на похороны. Один из них объяснял родственнику, что его родители должны быть похоронены в престижной части кладбища. Он заметил, что там участки, конечно же, стоят дороже, но его родители считают, что для места вечного пристанища нужно выбирать самое лучшее. Они заранее отложили деньги, которые могли бы потратить еще при жизни, для того, чтобы их похоронили на престижных участках. Что может служить лучшим доказательством того, что положение в обществе относится к категории внутренних ценностей (которого добиваются ради него самого)?

Вообще, люди стремятся занять такое положение в обществе, которое обеспечивает им ощущение комфорта. Карьеристы стремятся к высокому статусу, а сторонники равноправия ищут статус пониже. У этих двух групп противоположные потребности в отношении статуса - у одной из них имеется сильная мотивация к высокому положению в обществе, а другая - стремится избежать его. Большинство людей стремится к умеренности, старается уравновесить ощущения значимости (высокий статус) и скромности (низкий статус). Когда люди достигают более высокого положения в обществе, чем им хотелось бы, они ищут скромных занятий, чтобы гармонизировать свои ощущения; если же они чувствуют, что им приходится повиноваться гораздо более, чем им хотелось бы, они ищут более высокого положения в обществе.

Положение в обществе - это психологически важная потребность, которая воздействует на многие области жизни. Хотя все человеческие общества имеют иерархии статусов, в которых каждому определено свое место, в некоторых обществах эта классификация может быть гораздо более четкой и подробной, чем в других. Кастовая система в Индии поразительно точно иллюстрирует сказанное. Там принадлежность к касте определяет то, какой работой могут заниматься люди, с кем сочетаться в браке, чем разрешается питаться и с кем можно общаться.

Существует примерно 3000 каст, которые образуют четыре больших класса. Во главе этой иерархии стоят брахманы (священники или ученые), за ними идут кшатриасы (воины и правители), васиасы (купцы, крупные торговцы и земледельцы) и судрасы (ремесленники, лавочники, слуги, и рабы).

Как показано в книге Поля Фасселя «Класс», американцы высоко ценят положение в обществе. Например, на стоянках компании людям высокого ранга выделяются места, расположенные ближе к зданию офиса, чем людям низкого ранга. Людям с высоким статусом предоставляются офисы большей площади, расположенные ближе к начальнику, чем людям с низким статусом. Почти у всех крупных корпораций существует перечень должностей, согласно которому человек занимает соответствующее положение в корпорации. В нашей частной жизни высокое положение в обществе подтверждается проживанием в престижном квартале, принадлежностью к местному клубу, дорогой одеждой и роскошным автомобилем.

Предприниматели зачастую пользуются названиями должностей, чтобы повысить или понизить их статус. Когда квалифицированным специалистам с сильной потребностью достичь высокого положения в обществе предлагают новую работу, они могут потратить больше времени на согласование названия своей должности, чем на величину зарплаты и количество льгот. Многие люди обращают больше внимания на название своей должности, чем на размер своей зарплаты, чтобы оценить, насколько хорошо развивается их карьера. В университетских кругах колледжи Лиги Айви хорошо известны тем, что зарплата преподавателей там меньше, чем в любом другом университете. Разность в зарплатах, возможно, восполняется престижностью преподавания в таком колледже.

В 50-х годах люди, жившие в пригородах, считали, что они ни в коем случае не должны «отставать от Джоунсов». Когда соседи увидели, что у рядом жившей семьи появился «Олдсмобиль» новой марки, они тут же решили, что им тоже необходимо купить новую машину, просто для того, чтобы показать остальным жителям квартала, как хорошо у них идут дела. В последующие годы такая игра распространилась на членство в местном клубе, профессионально выстриженные лужайки перед домами, открытые бассейны возле дома и балконы, выходящие на задние дворики.

Еще один фактор значимости престижа заключается в том, что он увеличивает стоимость потребительских товаров. И «Мерседес-Бенц», и «ФордКраун Виктория» - превосходные автомобили, которые доставят вас, куда вы захотите. Но «Мерседес» обойдется вам где-то в три-пять раз дороже, чем «Форд». Почему? Частично стоимость повышается за счет более качественных компонентов автомобиля, но большей частью это объясняется фактором престижа. Многие люди готовы заплатить больше за престижную продукцию или за изделие известной фирмы, даже если покупка более дешевых товаров обеспечивает примерно такое же качество. Это говорит о том, что положение товара на рынке высоко ценится очень многими людьми.

Королевское звание занимает самое высокое социальное положение из всех возможных. Положение людей «королевской крови» в обществе не связано с их достижениями, король получает власть по праву рождения. Поскольку для того, чтобы добиться положения в обществе, необходимо привлечь к себе внимание, жизнь королевского двора превращается в спектакль. Они строят пышные, шикарные дворцы, надевают дорогие ювелирные изделия, носят экстравагантную одежду. Если вы сомневаетесь в том, что между положением в обществе и вниманием к человеку имеется связь, постарайтесь попасть на прием к лицу королевского ранга. Я однажды попал на прием, который давал принц Чарльз. Каждый присутствовавший, включая меня, смотрел на него, как будто он был в какой-то мере человеком совершенно другого рода. В этой ситуации меня поразило чувство собственного достоинства, с которым держался принц Чарльз, когда все глядели на него, не отрывая глаз, пристально изучали его. Я вспоминаю, как подумал тогда: так вот в чем заключается смысл принадлежности к королевскому роду - видеть, как все эти люди уставились на тебя, и не испытывать при этом ни малейшего смущения, словно в этом нет ничего особенного.

Как оценить свое положение в обществе

1. Вам почти всегда хочется покупать только самые лучшие или самые дорогие вещи.

2. Часто вы покупаете вещи только для того, чтобы произвести впечатление на других людей.

3. Вы тратите уйму времени, стараясь вступить или поддерживать членство в престижных клубах или организациях.

1. Обычно вас не волнует, что думает о вас большинство людей.

2. Богатство производит на вас значительно меньшее впечатление, чем на большинство людей, которых вы знаете.

3. На вас вообще не производит впечатление принадлежность к высшим слоям общества или королевской семье.

Оцените вашу потребность добиться положения в обществе как потребность средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, что эта потребность является для вас одновременно и очень важной и менее важной.

После того как вы оценили себя, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.

4. Почему секретарь боялся высоты

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соот­ветствиис возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Социальные статусы и роли

Вспомните:

чем характеризуется понятие «личность»? Как происхо­дит профессиональное самоопределение личности? Како­ва роль семьи в воспитании детей? Как влияет межгруп­повое общение на становление личности?

Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория


ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

Вы уже знаете, что положение социальных групп в об­ществе определяется многими показателями. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре общества.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.

Попытайтесь определить свой главный статус.

Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них - пол^ расовая принадлежность, возраст - не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.

В открытых, динамично развивающихся обществах до­стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье.


Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­мии, что было для того времени величайшим позором.

С понятием социального статуса связано другое поня­тие - «престиж».

Престиж (от франц. prestige - влияние, уважение, кото­рыми пользуется кто-либо) - это оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.

Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas - власть, влия­ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным - вполне определенный, конкретный человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ной группе.

От человека, занимающего определенное социальное по­ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до­статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе­ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце­нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле­дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан­ного социального положения.

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит зани­мать формальный (социальный) статус. Иными словами, за­нимать определенное место в системе общественного разделе­ния труда.

Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус "муж" и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции обще­ство закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисципли­ной, т.е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой - нет, один применяет мягкие методы воспитания, а другой - жесткие, один доверителен с учениками, а другой держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в од­ной и той же позиции, т.е. придерживаются разных моделей по­ведения (ролей).

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называет­ся ролью.

Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, при­держивается одной роли. Хотя тот же самый человек может об­ладать множеством статусов: мужчина, русский, православ­ный, военнообязанный, муж, студент и т.д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей.Роль - дина­мическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль нет.

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, об­разует СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, муж­чина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д. - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных от­ношений более 200 (деверь, сноха, кузина... продолжайте пере­чень сами), многие сотни политических, религиозных, эконо­мических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.

Итак, сделаем первое обобщение: первокирпичики предмета социологии - статусы и роли. Первые дают статическую, а вто­рые динамическую картину общества. Совокупность незаполнен­ных статусов дает нам социальную структуру общества.

Ее можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество пу­стых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом - социальными фун­кциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учи­теля? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дис­циплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Конечно, это знако­мые нам права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность оз­начает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему соци­альная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не толь­ко с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязан­ности, учитель вступает в определенные отношения с учени­ком, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связа­ны социальными отношениями, личные статусы связаны межлич­ностными отношениями. Общество опутано огромной сетью соци­альных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное - социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справ­ляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первого уволят. Начальник и подчиненный - соци­альные роли.

Итак, наш второй вывод: статусы связаны между собой соци­альными функциями, которые проявляются через социальные. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала много­слойной: статусы, права и обязанности, функции, социальные отношения. Что мы забыли? Конечно,роли. Как и договори­лись, роли, в отличие от статусов, дают динамическую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека ничто. Роль требует своего актера.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между со­бой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова - динамика и статика. Если человек однажды научил чему-либо подростков, то какой же он учитель? Учитель - постоянная функция (т.е. соци­альная позиция в обществе), так же, как обучение, - регуляр­ное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписан­ным нормам и обязанностям.