Конспект урока чтения. IX

Государственное бюджетноеспециальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школа № 8 VIII вида г.Лабинска Краснодарского края

Урок чтения во 2 классе

А.Аксёнова «В парке».

Подготовила

Дворецкая Любовь Николаевна,

учитель начальных классов

Тема урока : А.Аксёнова «В парке».

Цели урока: учить правильно и осознанно читать рассказ;

развивать речь, активизировать словарь учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: новые слова на карточках, картина «Школьники вешают скворечники», м/проектор, ноутбук.

Ход урока.

I . Оргмомент.

Ребята, какой сейчас урок?

II . Проверка домашнего задания.

Какое время года сейчас?

Назовите весенние месяцы.

Какой сейчас по счёту весенний месяц?

Ребята, назовите признаки весны.

(Удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, прилёт птиц, распускание листьев, появление насекомых, первые грозы.)

Что было задано на дом?

1. Прочитайте, как пошутил апрель.

Словарная работа: прикинулся .

2. Прочитайте, что решили делать скворцы и грачи.

3. Прочитайте, о чём подумал апрель.

4. Прочитайте, о чём кричал апрель.

Словарная работа: надул.

6. Прочитайте, какие полезные дела делает Апрель.

Словарная работа: взламывает .

Ребята, а вам нравится весенний месяц Апрель? Почему?

Давайте по календарю посмотрим, какие дни были в апреле.

Физминутка под музыку с флажками.

    Согнуть руки к плечу и выпрямить вверх. Скрестное движение над головой.

    Наклон вправо, выпрямиться и влево.

    Руки вперёд, руки скрестно, присесть и выпрямиться.

    Волна рукой.

    Одну руку на плече, другую в сторону, приседание.

    Руку на голову, затем вверх и приседание.

    Руки перед грудью и в сторону.

    Руки к плечам, последовательное вращение вперёд и назад.

    Вдох-выдох.

III . Сообщение темы урока.

    Ребята, каких диких птиц вы знаете?

(Сорока, галка, дятел, снегирь, синица, клёст, воробей, грач, скворец, жаворонок, ворона и другие.)

    Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете и покажете на картинке.

Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день. (Скворец.)

Словарная работа: шест – длинная палка.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет на лету, резвится.

Не орёл – а всё же птица!

Чик-чирик! За зёрнышком прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей.)

    Почему этих птиц называют дикими птицами?

(Диких птиц человек не разводит. Они разводятся сами. Они сами устраивают свои жилища и сами добывают себе пищу.)

    – Какую пользу приносят птицы?

(Птицы – друзья человека, так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество вредителей лесов, полей, садов.)

- Тема сегодняшнего урока: Чтение рассказа «В парке» А.Аксёнова.

IV. Новый материал.

    Чтение рассказа учителем:

    Беседа по вопросам.

Понравился ли вам рассказ?

Что делали ребята в парке?

Какие птицы к нам прилетают весной?

(Скворцы, грачи, ласточки, жаворонки.)

Какое стихотворение вы знаете о скворцах?

Ученик читает стихотворение.

Везде ручьи журчат.

Весна смеётся весело,

Скворечники развесила

Для тысячи скворчат.

Вернутся к нам на родину

К черёмухам, к смородинам,

На гнёздах запоют.

Как вы подготовились к встрече птиц?

(Сделали скворечники, дуплянки, синичники.)

Показываю скворечники, дуплянки, синичники.

Кто залетел в скворечник? (Воробей.)

Правильное ли решение приняли ребята? Почему?

    Самостоятельное чтение рассказа учащимися.

Откройте учебники, найдите рассказ «В парке». Читая рассказ, найдите непонятные слова, которые вы не понимаете.

4. Словарная работа.

Какие слова вам непонятны?

5.Чтение хором вопросительных предложений.

Если бы строили, то зачем им в чужой лезть? Правда же?

Как вы прочитали эти предложения?

6. Чтение рассказа учащимися вслух. Работа по содержанию.

Что делали школьники в парке?

Для кого развесили скворечники?

Что сначала стали делать ребята?

Что решили школьники?

7. Чтение рассказа целиком 1 учащимся.

8. Пересказ рассказа учащимися.

9. Обобщающая беседа.

Как называется рассказ, который вы читали?

Кто его написал?

О каких птицах говорится в рассказе?

Правильное ли решение приняли ребята? Почему?

Ребята, развешивайте весной для птиц гнездовья: скворечники, синичники, дуплянки. Птицы – надёжные защитники полей, огородов, садов. Птицы поедают вредных гусениц и червяков. Птицы – наши друзья. Берегите птиц!

Ребята, о скворцах, воробьях и других птицах вы можете прочитать в этих книгах. (Выставка книг.)

V . Подведение итогов.

Оценки за урок.

VI . Домашнее задание.

Цели: продолжить знакомство учащихся с зарубежным фольклором; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование : выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадку, разгадайте ее. (Бабочка.)

Вот загадка непростая.

Разгадай секрет!

Тело нитью обмотает,

И появится на свет

Чудо разноцветное,

Волшебство заветное.

О. Дружкова

— Прочитайте загадку с разной интонацией.

— Прочитайте выразительно.

— Расскажите, что вы знаете о бабочках. (Ответы детей.)

Материал для учителя

Бабочки — отряд насекомых. Крылья (2 пары) покрыты различно окрашенными чешуйками. У крупных особей крылья в размахе до 30 см, у мелких — около 3 мм. Взрослые (имаго) живут от нескольких часов до нескольких недель (зимующие — несколько месяцев). Около 140 тысяч видов, распространены широко. Многие бабочки способствуют опылению растений. Личинки многих бабочек (гусеницы) повреждают сельскохозяйственные и лесные культуры, продовольственные запасы, изделия из шерсти и меха. В России многие виды охраняются.

III. Постановка целей урока. Проверка домашнего задания

— Прочитайте выразительно народные песенки.

Сегодня мы продолжим знакомство с зарубежным фольклором. Будем учиться читать громко, выразительно, отгадывать загадки и находить соотношение между ними и произведениями.

IV. Работа по теме урока

Песенка «Сюзон и мотылек»

— На с. 177 прочитайте название французской народной песенки. Что вы знаете о мотыльках?

Мотылек — небольшая бабочка.

— Кто перевел эту песенку?

— Как вы думаете, о чем она?

— Прочитайте ее самостоятельно. Подготовьтесь к выразительному чтению.

V. Физкультминутка

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется, —

Бабочка кружит и вьется.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Песенка «Знают мамы, знают дети»

— Нас. 179 есть немецкая народная песенка. Прочитайте, как она называется.

— Кто ее перевел?

— Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей.)

— Проверим, так ли это. Прочитайте ее самостоятельно, подготовьтесь к чтению вслух.

(Первичное, а затем выразительное чтение песенки.)

2. Сравнение и чтение песенок

— Вы познакомились с народными песенками. Какими?

— Какая из них вам больше всего понравилась?

— Можете ли вы воспроизвести ее по памяти?

— Прочитайте особенно понравившуюся песенку выразительно.

3. Загадки

(Загадки у детей на карточках.)

— Прочитайте загадки, отгадайте их и соотнесите с прочитанными песенками.

1. Тонкая Марфушка

Проткнула ушко,

Сережку вдела

Легко и умело.

Длинная сережка

Упала на дорожку.

(Иголка с ниткой. Песенка «Знают мамы, знают дети».)

2. Что за дом такой:

Прозвенит звонок —

Тишина и покой.

А другой прозвенит —

И начнется снова крик.

(Школа. Песенка «Сюзон и мотылек».)

3. Очень медленно ползет,

На спине свой дом несет.

(Улитка. Песенка «Храбрецы».)

4. Пять амбарушек, одни ворота.

(Перчатка. Песенка «Перчатки».)

5. Хмурый Антипка

В доме сидит,

Из окна глядит.

Лохматая шуба.

Острые зубы,

На кого рявкнет —

Тот задрожит.

(Пес. Песенка «Бульдог по кличке Дог».)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— С чем вы познакомились на последних двух уроках? (С зарубежным фольклором.)

— Что такое фольклор?

Домашнее задание

Выучить песенку, которая понравилась, нарисовать к ней иллюстрацию.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.

2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе

по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.
  2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Ход урока

  1. Орг.момент. Разминка.

1. Дыхательная гимнастика

  1. Вдох носом выдох через рот
  2. Нюхаем цветок
  3. Тушим свечи
  4. Читаем на выдохе

ВДФХФГМНБСКТФМН

2. Отработка дикции

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

  1. Работа со скороговоркой

От топота копыт

Пыль по полю летит.

  1. Прочитать медленно, тихо.
  2. Прочитать медленно громко.
  3. Прочитать с ускорением.

Почему пыль по полю летит?

Что летит от топота копыт?

Где пыль летит?

Что делает пыль?

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

1. Тест (выбрать правильный ответ).

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;
б) Васька;
в) Матроскин.

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович;
б) Толя и Коля;
в) Володя и Вадик.

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;
б) Картофель;
в) Помидоры.

Ключ к тесту:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

2. Пересказ.

III. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнём
(потягиваются).
Вправо, влево повернитесь,
(повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(наклоны)
Руки вверх и руки вбок
(движения руками),
И на месте прыг да скок!
(прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку
(бег на месте),
Молодцы вы, ребятишки!

IV. Сообщение темы урока.

а) Угадайте, о каком времени года пойдёт речь –

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница … (Зима)

А зима не может быть без холодов и без …

Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. (Снег)

А если много снега, то есть чем позабавиться детворе зимой.

(Зимой дети, строят снежные крепости, устраивают снежные бои, катаются на санках и на лыжах и на коньках, играют в снежки, лепят снеговиков).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР

Правильно. Произведение называется «На горке»

Вступительное слово учителя.

Это произведение написал Н.Носов.

Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист?

Да, его рассказы смешные, но поучительные.

V. Первоначальное чтение рассказа (учитель).

VI. Первоначальная проверка понимания.

Понравился ли вам мальчик Котька? Почему?
- Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу?
- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и взобраться на неё невозможно. Как бы вы себя повели?

VII. Физкультминутка для глаз.

VIII. Чтение по цепочке вслух.

IX. Выборочное чтение.

Прочитайте, как ребята строили горку.
- Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились во дворе?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что он сделал Котька, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
- Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из рассказа.

X. Итог урока.

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
- А кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам рассказ?

XI. Домашнее задание.

Прочитайте, что вам будет задано на дом:

АЗАКССАР ЕИНЕТЧ ЕОНЬЛЕТИЗАРЫВ ЬТИВОТОГДОП

(Подготовить выразительное чтение рассказа).

Конспект урока по литературному чтению по теме:

Н Носов «На горке» (2 урок)

Цель :

Совершенствовать навык беглого и правильного чтения

Учить делить текст на части, находить главную мысль

Учить пересказу по плану

Развивать творческое мышление, образное воображение, речь детей

Воспитывать уважение к чужому труду.

  1. Орг.момент. Разминка.
  1. Зарядка на артикуляцию.

Ба – бо – бу – бы – би – бэ

АОУЫЭ АИУОЭ

  1. Работа со скороговоркой

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

  1. Прочитать медленно тихо.
  2. Прочитать медленно вслух.
  3. Прочитать медленно громко.
  4. Прочитать быстро тихо.
  5. Прочитать быстро громко.
  6. Прочитать с разной интонацией:

Кто в лукошках?

Кошки где?

Что делают кошки?

Что шьют кошки?

Кому шьют кошки сапожки?

II. Проверка домашнего задания

Чтение текста учащимися по цепочки.

Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Понравился ли вам рассказ?

Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?

III. Физкультминутка.

IV. Работа в парах.

Ребята, я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.

Отвечаем на вопросы.

Что делали ребята?

А как они это делали?

Кто с ребятами не строил горку?

Почему он не вышел? Какой он? Хитрый

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

А зачем он посыпал горку песком?

Что из этого вышло?

Как на это отреагировали ребята?

Чем дело кончилось?

Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?

V. Составление плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.

План

  1. Строительство горки ребятами
  2. Хитрый Котька на скользкой горке
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята недовольны
  5. Заставили работать

Ребята, а это что у нас получилось? (словесный план)

Что нам помогает делать план?

По какому плану легче пересказывать?

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. Прочитайте.

Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. (Пересказ)

VI Групповая работа.

А) А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

(Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним).

б) Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Каждому ряду дается задание.

1 ряд: Ребята строят горку

2 ряд: Котька не может взобраться на горку

3 ряд: Ребята обнаруживают испорченную горку

VII. Домашнее задание я вам предлагаю на выбор.

Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки.

VIII . Итог урока .

Ребята, вам понравился урок?

Что вам запомнилось больше всего?

Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.


Урок чтения во 2 классе

«Хлеб всему голова»

Урок подготовила

Носова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

стаж работы 27 лет

Тема: «Хлеб всему голова»

Цель : познакомить учащихся с литературными произведениями о хлебе;

Расширить и углубить знания детей о важности труда в жизни человека;

Воспитывать уважительное отношение к людям труда и бережливое отношение к хлебу;

Совершенствовать технику чтения;

Развивать речь учащихся;

Обогащать словарный запас.

Оборудование: выставка детских рисунков; карточки с пословицами.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала

1.Беседа с детьми

1) «Дело мастера боится» - как понять это выражение?

2) О чем вы уже прочитали в разделе (название раздела)?

3) Какой рассказ или стихотворение больше запомнилось?

2.Продолжите пословицы:

Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда.)

Кто не работает, …(тот не ест.)

3.Отгадайте загадку

Твои помощники - взгляни-

Десяток дружных братьев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся

4. Ответьте на вопрос:

Что же могут человеческие руки?

5.Слушание отрывка из статьи Л.Кассиля «Своими руками»

Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню - дикарку приносить сладкие плоды.

Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки…Создали удивительной красоты картины и статуи, которыми вечно будут любоваться люди. Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки.

Ответьте на вопрос-Что умеют делать человеческие руки?

5.Творческая работа над стихотворением Е.Серова «От чего ты рожь, золотая?»

Ветерок спросил, пролетая:

От чего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

-……(Золотые руки растят).

Слова для справок (золото, руки, делают, золотые, пальцы, растят)

3. Сообщение темы урока:

На уроке мы познакомимся со стихотворением Я. Дегутите «Руки человека», рассказами «Все здесь», «Хлеб», сказкой «Два плуга», узнаем, как хлеб пришел на наш стол и как нужно обращаться с хлебом.

4. Восприятие и осознание нового материала:

1. Чтение учителем стихотворения «Руки человека»

2.Лексическая работа: рожь

янтарный

3.Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.

Как понимаете выражение:

Склонила тяжелую голову рожь

Ласковый дождь

4.Выборочное чтение

Кому говорит рожь спасибо?

5.Работа над рисунком с.100 (чтение стихотворения «Вот он хлебушко»)

6.Загадка

Вырос в поле дом-полон дом зерном

Стены позолочены, ставни заколочены.

И стоит новый дом на столе золотом.(колос)

7.Физминутка

8.Чтение рассказа «Все здесь»

-«Жужжащее чтение»

Беседа на тему (вопросы под текстом)

Чтение по ролям

9.Изготовление колосков из цветной бумаги.(каждый говорит что прячется в его колоске)

10.Слушание рассказа «Как пекут хлеб»

11.Чтение пословиц о хлебе.

Без хлеба сыт не будешь.

Без хлеба куска – везде тоска.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

12.Слушание стихотворения С.Михалкова «Булка»

13.Чтение рассказа «Хлеб»

14. Работа над текстом:

Почему мальчик заплакал?

Почему он бросил хлеб?

Что решили сделать с куском хлеба?

15.Работа в тетради с.20 №9

16.Чтение сказки «Два плуга»

Аудирование

Из чего сделаны два плуга?

Куда пошли плуги?

Какой плуг блистал, а какой заржавел.Почему?

5. Обобщение:

Какая тема сегодня на уроке?

О чем узнали?

Как нужно относиться к хлебу?

КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс: 2 класс

Учебник: Кубасова О. В. «Литературное чтение», УМК «Гармония».

Активные формы обучения : форма сотрудничества ученика с учителем, игровая деятельность.

Оборудование: компьютер, электронное сопровождение.

Тип урока: комбинированный

Тема урока: В. Осеева «Плохо», Д. Хармс «Удивительная кошка».

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению учащихся с произведениями В. Осеевой и Д. Хармса о кошках.

Задачи урока:

Совершенствовать навык правильного осознанного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас детей, формировать умение различать литературные жанры;

Развивать устную речь, творческие способности учащихся, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять;

Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к живым существам, чувство ответственности за домашних питомцев.

Формирование УУД.

Личностные результаты:

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Формировать умение оценивать нравственное поведение литературных персонажей и прогнозировать своё поведение в аналогичной ситуации.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

Определять и формулировать учебную задачу на уроке;

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Находить ответы на вопросы в тексте;

коммуникативныеУУД:

Слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

- формировать положительную мотивацию к чтению;

Развивать воссоздающее воображение;

Обучать адекватному восприятию прочитанного;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

I .Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, скажите

Почему корабли не садятся на мель?

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Итак, спешим начать урок чтения, потому что и вам оно, несомненно, поможет стать образованными, умными и уважаемыми людьми.

Отвечают хором

Потому что, потому что без сомнения

Капитанам помогает чтение.

Приветствие учителя, самоорганизация

II .Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

У доски выставка книг А. Барто.

Назовите жанр произведений, которые находятся в этих книгах. (слайд 1)

О ком писала Агния Барто свои стихи?

Ребята, возьмите свои книги и подготовьтесь к выступлению.

Кто подготовил чтение стихов наизусть?

Молодцы, вы сегодня хорошо подготовились к уроку!

Диалог с учителем

Выразительно читают стихи наизусть

III . Постановка учебной задачи.

1. Упражнение для дикции

Прочитайте стихотворение. Все ли слова вам понятны?

Стихотворение записано на доске.

Откр-ройся двер-рь!

Я добр-рый звер-рь.

Я не пантер-ра и не р-рысь,

Пр-ришёл погр-реться, р-распахнись!

Какой звук нужно выделять в словах?

Давайте прочитаем стихотворение хором, выделяя звук [р].

2.Подведение к формулированию

цели урока

О каком добром звере говорится в стихотворении?

Кто догадался, о ком будут произведения, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке?

3. Формулирование цели урока.

Читают стихотворение самостоятельно шёпотом.

Звук [р]

Читаюм стихотворение хором.

О кошке

Произведения о животных.

IV . Работа над рассказом В. Осеевой «Плохо».

1. Подготовка к восприятию:

а) (слайды 2,3) ;

б) лексическая работа (слайд 4) ;

в) анципация

Можно ли по заглавию и по словам из упражнений догадаться о характере рассказа?

Как вы считаете, каким будет это произведение? (слайд 5)

2. Знакомство с текстом

Прочитайте название произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.

3. Обсуждение прочитанного

а) словесное рисование:

Какую картину вы представили?

(Наводящие вопросы:

Где происходили события?

Как выглядит котёнок?

А какой вы представляете собаку?)

Оправдалось ли наше предположение о характере произведения?

б) игра-пантомима

Изобразите котёнка;

Изобразите собаку;

в) беседа по содержанию:

Почему женщина рассердилась?

Что вы можете сказать о мальчиках?

Как вы считаете, что должны были сделать эти мальчики?

Как бы вы поступили, оказавшись на их месте?

Наблюдали ли вы в своей жизни похожее событие? Если да,расскажите об этом.

4. Перечитывание и работа с текстом

Прочитайте рассказ ещё раз и найдите слова, которые подсказывают, каким голосом нужно читать слова женщины и мальчиков.

Дома, при подготовке к выразительному чтению этого рассказа, не забудьте об этих словах.

Физминутка

Выполняют упражнения.

Читают объяснение слов вслух.

Выбирают слова для характеристики.

Чтение рассказа.

Рисуют словесную картину. При затруднении опираются на наводящие вопросы.

Желающие дети изображают испуганного котёнка и злую собаку.

Диалог с учителем

Находят слова: «сердито крикнула», «гневно»; «удивились».

V . Работа над стихотворением

Д. Хармса «Удивительная кошка».

1. Подготовка к восприятию

Мы прочитали рассказ, в котором один из персонажей -испуганный котёнок. Главный персонаж следующего произведения - кошка. Послушайте стихотворение.

2. Знакомство с текстом

Стихотворение читает учитель.

После прочтения двух первых строк задать вопрос:

Как можно помочь кошке?

3. Обсуждение прочитанного

Почему чудодейственное «лекарство», предложенное автором стихотворения, вызывает улыбку?

Почему стихотворение называется именно так?

4.Подготовка к чтению и самостоятельное чтение стихотворения

а) упражнения технического характера (слайд 6)

б ) лексическая работа

Поясняет значение слова «отчасти».

Отчасти -не полностью, в какой-то мере.

5. Работа с текстом

Зачем понадобились воздушные шарики? Выбери правильный ответ (слайд 7).

Каково общее настроение стихотворения?

Физминутка (гимнастика для глаз)

6. Чтение стихотворения вслух

Прочитай те стихотворение вслух и постарайтесь передать радостное настроение кошки.

Дети высказывают своё мнение

Стихотворение веселое.

Чудодейственным лекарством являются воздушные шарики

Выполняют упражнения.

Читаю стихотворение молча или тихим шепотом.

По настроению стихотворение веселое.

Читают стихотворение вслух.

VI. Сопоставление произведений

Как вы думаете, почему после рассказа В. Осеевой «Плохо» вы сразу читали стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка»?

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Диалог с учителем.

Похожи темой: о кошках, отличаются по настроению (грустное и весёлое) и жанру (рассказ и стихотворение)

VII . Итог урока

Ребята, а на кого вам хотелось бы быть похожими: на мальчиков из рассказа «Плохо» или на автора стихотворения «Удивительная кошка»? Почему?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа и стихотворения (У. с. 59-60, 61.); дорисовать и раскрасить рисунок в тетради (с.33), либо нарисовать рисунок на отдельном листе бумаги (У. с.61 задание 3).

Дети высказывают свое мнение

VIII . Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке я поняла, что вы уже многому научились. А как вы думаете, что у вас на уроке получилось лучше всего?