Любечский съезд русских князей: дата, решения, значение. Распределение земельных владений

История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.

Роковая ошибка мудрого князя

Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение - разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.

Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.

Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли - от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…

Начало княжеских междоусобиц

Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц. Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя. Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.

В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.

Попытка решения разногласий

Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.

После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» - летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Постановления съезда

Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.

В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.

Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну. Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть. Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.

Распределение земельных владений

В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских - Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей - Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.

Два Святославовича - Давид и Олег - завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич - Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех - Василько Ростиславович - стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.

Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.

Съезд князей в Любече (Любечский съезд) – встреча между русскими князьями во время первой междоусобной войны с целью заключить договор и поделить владения. Съезд князей в Любече состоялся в 1097 году.

Причины Любечского съезда

Конец 11 века для Руси выдался очень тяжелым. Страна находилась в состоянии постоянной войны – с одной стороны половцы постоянно совершали набеги на пограничные территории, с другой стороны внутри шли постоянные междоусобные войны между князьями за право властвовать на Руси. Для того, чтобы избавиться от набегов иностранных захватчиков, враждующие князья должны были наладить мир и создать единое войско. Именно это желание и послужило основной причиной для созыва Любечского съезда князей.

Первый съезд князей в Любече

В съезде приняло участие шесть князей. Собрание было созвано по инициативе Владимира Мономаха , который произнес речь перед собравшимися о необходимости создания единого войска для победы над половцами. Для того, чтобы решить все вопросы, возникшие между князьями, Владимир Мономах предложил заново поделить территории и сферы влияния, чтобы каждому досталось то, что он хочет. После долгих разговоров цель съезда князей в Любече была достигнута – территории были разделены, а государство готово к формированию единой армии для противостояния половцам.

Итоги Любечского съезда князей:

  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль.

Последствия и значение Любечского съезда

Съезд князей в Любече был первым подобным собранием в Киевской Руси и его решения должны были создать прочный фундамент для нового единого и более мощного государства, которое способно отразить атаку захватчиков. Однако этому помешало предательство. Предателем стал князь Давыд Игоревич.

Сразу после завершения собрания, Давыд Игоревич тайно встретился с киевским князем Святополком и сообщил ему о сговоре - будто Владимир Мономах и Василько Ростиславич решили тайно захватить престол в обход других князей. Святополк поверил и пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен Давыдом в предательстве и заключен в темницу. В результате этого предательства разразилась новая междоусобная война.

Основные решения первого Любечского съезда князей должны были остановить войну, но из-за предательства, ситуация лишь усугубилась.

Видя, что князья снова стали воевать, Владимир Мономах решил созвать еще один съезд, который прошел в 1110 году недалеко от Киева. Во время собрания князья постановили, что они прощают поступок Давыда и не собираются ему мстить. В подтверждение этого Святополк подарил Давыду города Черторижск и Дубна, а другие князья выделили значительные суммы денег.

Междоусобица была прекращена, а государство наконец могло следовать решениям первого Любеческого съезда, который провозглашал мир между князьями и единое государство.

Мир велик, чтобы удовлетворить нужды человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече , на берегу реки Днепр, в 1907 году. В нем приняло участие 6 князей.

Любеческий съезд князей - цель

Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев. Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях . Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:

  • Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
  • Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
  • Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
  • Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
  • Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.

Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн. В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Съезд князей в Любече - итоги

Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского. Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев. Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве ". В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза. Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Второй съезд - завершение междоусобицы

Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева. Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна. Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.

В истории России, как, впрочем, и любой другой страны, есть немало мрачных страниц, когда кровопролитные становились причиной великих бедствий для народа и создавали благоприятные условия для захватчиков разных мастей. Именно в такой ситуации Русь оказалась в конце 11 века по причине распрей между Олегом Святославичем, Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем, конец которым был призван положить съезд князей в Любече.

Предыстория

Чтобы понять, что происходило на Руси в период с 1093 по 1097 годы, необходимо начать рассказ с описания войны трех сыновей Святослава Ярославича за наследство. В частности, Олег Святославич, призвав на помощь половцев, смог отобрать у своего двоюродного брата — Владимира Мономаха — Чернигов, который ранее был стольным городом его отца. Далее князь взял Рязань и, убив в бою муромского правителя Изяслава, захватил его столицу, а также Суздаль и Ростов. Такой поступок даже в те времена рассматривался как величайшее преступление, и против Олега ополчились все представители рода Мономахов, которым удалось отвоевать свои вотчины. Но внешняя угроза, нависшая над страной, заставила непримиримых врагов задуматься над тем, чтобы хотя бы на время забыть о противоречиях и не ослаблять Русь междоусобными войнами.

Участники княжеского съезда в Любече

Инициатором сбора наиболее известных удельных правителей того времени стал Владимир Мономах — внук и Византийского императора Константина IX. Этот князь еще в ранней молодости проявлял недюжинный ум и умение идти на компромисс. В частности, в 1093 году, имея возможность взойти на Киевский престол, он уступил его Святополку, чтобы избежать войны, а в 1094-м добровольно оставил Чернигов, так как понимал, что не сможет в одиночку противостоять Олегу Святославичу и половцам. Кроме того, он был чрезвычайно амбициозным человеком с далеко идущими политическими планами.

Среди приглашенных на съезд князей в Любече были внуки Ярослава Мудрого Давыд Игоревич, а также Давыд и Олег Святославичи. Кроме того, из Теребовля был вызван его правнук — Василько Ростиславич.

Год 1097: съезд князей в Любече

Необходимость совещания наиболее влиятельных правителей страны назрела давно. Однако Владимиру Мономаху никак не удавалось уговорить Олега Святославича приехать в Киев, так как тот опасался нападения. Наконец было решено провести съезд князей в Любече. Этот замок также принадлежал Мономаху, однако там давно никто не жил. Как свидетельствуют хроники тех лет, князь Владимир выступил перед братьями и призвал их забыть вражду и встать на защиту Родины от общего врага - половцев.

Результаты съезда в Любече

После бурных обсуждений князья перераспределили княжества следующим образом:

  • Сятополку Изяславичу достался Киев с Пинском и Туровом;
  • Владимир Мономах получил Смоленск, Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро;
  • Давыд Игоревич должен был управлять Владимиром-Волынским с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу вместе с братом Володарем отдали Теребовль, Перемышль и Червень;
  • Давыд и Олег Святославичи стали править в Чернигове, а также в Северской земле, Рязани, Муроме и в Тмутаракани.

Таким образом, съезд князей в Любече провозгласил принцип наследования русскими князьями земель, принадлежащих их отцам, и его важнейшим результатом стало образование на Руси нового политического строя, основанного на сложившемся крупном феодальном землевладении, сосредоточенном в руках разных ветвей

Последующие события

К сожалению, съезд русских князей в Любече не смог привести к установлению прочного мира на Руси, так как Давид Игоревич тайно послал гонца к Святополку с сообщением о якобы готовящемся захвате киевского престола Владимиром Мономахом и Василько Ростиславичем. Этот коварный поступок принес немало бед нашей стране. Дело в том, что поверивший навету Святополк пригласил Василько в Киев, заключил в темницу и ослепил. Причем сохранились свидетельства, что Ростиславича предупреждали о готовящейся западне. Однако он ответил, что князья в Любече “крест целовали”, поэтому он не верит, что ему может угрожать опасность. Результатом действий Святополка и Давида Игоревича стала новая междоусобная война, продлившаяся до 1110 года.

Съезд в Уветичах

Летом 1110 года собрались князья Владимир Мономах, Святополк, Давыд и Олег Святославич и “сотворили мир между собой”. Затем они призвали Давида Игоревича на суд, лишили Владимира-Волынского княжества, но заверили, что не собираются ему мстить. Кроме того, Святополк отдал ему Дубну и Черторижск, а Святославичи подарили крупную сумму денег. Так как были учтены интересы всех сторон, междоусобная война прекратилась.

Таким образом, цель съезда князей в Любече, которая заключалась в достижении прочного мира на Руси, не была достигнута из-за амбиций некоторых его участников.

Приложение 16

«Потомки Ярослава Мудрого на киевском престоле»

Приложение 17

Справочный материал.

Любечский съезд (1097 г.) - съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междоусобных княжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На нем был установлен совершенно новый принцип владения княжескими уделами. "Кождо да держит отчину свою" - гласило конечное определение съезда. Таким образом, Русская земля перестала считаться единым владением всего княжеского дома Рюриковечей, и превратилась в совокупность отдельных "отчин", наследственных владений ветвей княжеского дома.

В « Истории Государства Российского» (Т.1.Гл.VI) , давая характеристику Любечскому съезду, Н.М.Карамзин писал: «Чрез несколько месяцев Россия в первый раз увидела торжественное собрание Князей своих на берегу Днепра, в городе Любече. Сидя на одном ковре, они благоразумно рассуждали, что отечество гибнет от их несогласия; что им должно наконец прекратить междоусобие, вспомнить древнюю славу предков, соединиться душою и сердцем, унять внешних разбойников, половцев, - успокоить Государство, заслужить любовь народную. Нет сомнения, что Мономах, друг отечества и благоразумнейший из Князей Российских, был виновником и душою сего достопамятного собрания. В пример умеренности и бескорыстия он уступил Святославичам все, что принадлежало некогда их родителю, и Князья с общего согласия утвердили за Святополком область Киевскую, за Мономахом частный удел отца его: Переславль, Смоленск, Ростов, Суздаль, Белоозеро; за Олегом, Давидом и Ярославом Святославичами - Чернигов, Рязань, Муром; за Давидом Игоревичем - Владимир Волынский; за Володарем и Васильком Ростиславичами - Перемышль и Теребовль, отданные им еще Всеволодом. Каждый был доволен; каждый целовал святой крест, говоря: да будет земля Русская общим для нас отечеством; а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем. Добрый народ благословлял согласие своих Князей: Князья обнимали друг друга как истинные братья.»

Согласно «Повести временных лет» на Любечском съезде присутствовало 6 князей.

Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя. Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро. Олегу и Давиду Святославичам - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань.

Давиду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком. Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль.

Любечский съезд, провозгласив принцип наследования князьями земель своих отцов, констатировал наличие нового политического строя на Руси – Руси Удельной, основой которой было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Любечский съезд не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Любечского съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Приложение 18

Биография.

Владимир II Всеволодович Мономах (церковное имя Василий) (1052–1125 гг.)

– князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.) великий князь киевский (1113–1125 гг.);

Сын киевского князя Всеволода Ярославича и Анны, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, в честь которого Владимир получил свое прозвище «Мономах».

Родился в 1052 г. Еще начала своего княжения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался народной любовью и влиянием среди других князей.

Его отец, великий киевский князь Всеволод I завещал Владимиру великое княжение в Киеве, но Мономах не хотел возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и, следуя принципа старшинства в роде, провозгласил великим князем киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Завещание Всеволода I осуществилось лишь после смерти Святополка II .

В отношениях с удельными князьями стремился поддерживать мир. Будучи князем смоленским, в 1078 г. Владимир получил от отца в правление Чернигов. Владея им, возвел в своей резиденции замок в Любече, способный выдержать длительную осаду. Но, когда в 1094 г. князь Олег Святославович явился под стены Чернигова во главе половецкого войска с целью вернуть город, в котором когда-то правил его отец, Владимир отказался от сражения и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Активно помогал удельным князьям в борьбе с внешними врагами: черниговскому князю Святославу – с немецким императором Генрихом IV, когда «ходил с дружиною» через Богемию в Силезию. Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097г.) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100 г.).

Владимир Мономах неоднократно участвовал в походах против половцев (в 1093 г., 1094 г., 1095 г., 1101 г., 1103 г., 1107 г., 1110 г., 1111 г. и др.). По его собственным словам, девятнадцать раз заключал с половцами мир, используя для этого любую возможность. Но нередко выступал инициатором ответных нападений на половцев (1095 г.), постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную политику.

В 1113 г. после смерти великого киевского князя Святополка II Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира Мономаха на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту и став киевским князям, Владимир II Мономах увидел необходимость разобраться в причинах волнений. В результате были урегулированы нормы долгового права. Это нашло отражение в «Уставе Владимира Мономаха», который был позднее включен в пространную редакцию «Русской Правды». Согласно «Уставу» было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги, установлен точный размер взимаемых резов (процентов) для ростовщиков (не более 100%). Продолжив законодательную работу Ярослава Мудрого, Владимир Мономах внес в «Русскую правду» много изменений. Их целью была необходимость утверждения «закона» – справедливого («праведного») суда по христианским заповедям.

В период киевского княжения Владимира II возобновилась борьба с половцами – походы 1116 г. и 1120 г. В 1116 г. Владимир Мономах послал в поход против половцев своего сына Мстислава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии.

Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против племени чудь на северо-западе (недалеко от Чудского озера); на северо-востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и мордвы. В 1120 г. были изгнаны с Руси печенеги.

Княжение Владимира Мономаха, хотя и короткое по времени, было периодом политического и экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, князя Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба.

Владимир Мономах был широко образованным для своего времени человеком, обладал литературным талантом. В «Поучении детям» (около 1117г.) Мономах выступил как мудрый государственный деятель, «о земле великой печальник», «заботливый домовладыка», просвещенный мыслитель, отважный воин и начитанный книжник, блестящий мастер слова. Обращаясь к своим наследникам, автор восклицал: «Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить!». И добавлял: «Не забывайте убогих, сирот и вдов»!» Поэтическое «удивление» князя красотами природы сделали его труд достойным предшественником «Слова о полку Игореве». Главное в «Поучении» – это призыв к единству Руси, братолюбию, осуждение междоусобиц.

Владимир Мономах завещал великокняжеский престол в Киеве своему старшему сыну Мстиславу Удалому, установив тем самым новый порядок престолонаследия, направленный на централизацию княжеской власти. Владимир Мономах был одним из последних великих князей киевских, при которых удавалось сохранить единство Руси. После смерти его сына Мстислава, правившего всего 7 лет, летописец записал: «раздрася вся земля русская».

Владимир Мономах умер 19 мая в 1125 г., находясь в походе.По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю».

С.М.Соловьева считал, что Киевская Русь в обстановке междоусобной борьбы на краткий миг вернула при Мономахе свою былую славу: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

Приложение 19

Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» - это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само «Поучение», автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Автор «Поучения» выступает как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит в своем труде.

« Поучение» явилось политическим и нравственным завещанием князя.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха - письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. По мнению Мономаха, беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель... И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской».

Академик Д.С. Лихачев, автор одного из лучших современных переводов «Поучения» ,отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды».

Из «Поучения Владимира Мономаха»:

«…О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», - ложь это. И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный». Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя. Прислал он ко мне мужа своего и грамоту, со словами: «Договоримся и помиримся, а братцу моему божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на бога, когда предстанут они пред богом; а Русскую землю не погубим». И, увидел смирение сына моего, сжалился я и, бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей».

Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш не человек, но бог всей вселенной, - что захочет, во мгновение ока все сотворит, - и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты. Другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери - слезы!»

Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мною». Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, - в тот час отпустил ему согрешенья его бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, - ибо нет в ней ни зла, ни добра, - чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись с отцом», десять раз я бы послал.

Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, ибо я человек.

…Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего…»

См.:Русская Цивилизация - Информационно-аналитический и энциклопедический портал

Приложение 20

«Политическая раздробленность Руси вторая половина XII. – начало XIII вв.»