Максимилиан волошинпервооткрыватель киммерии. Историко-культурный заповедник «Киммерия М

«Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского ((Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического)».
М.Волошин.

Когда в молодые годы нам с мужем удавалось время от времени, скопив деньжат от скудных заработков гуманитариев средней руки (он - музейный работник, я - литературный сотрудник многотиражной газеты), вырваться «дикарями», то есть без наличия льготных профсоюзных путёвок в дом отдыха или пансионат,

с проживанием в частном секторе, на Черноморское побережье Крыма, нам хотелось всего и сразу.

Замечу, что мы всегда отдыхали с детьми.

Сначала их было двое (сын Дима и дочка Лена, на два года младше его).

Мы предпочитали Алушту, где жили наши дальние родственники.

Сами мы, родители, были полны энергии, любознательности, страстной охоты к «езде в незнаемое».

Не только самостоятельно совершили морские путешествия во все достопримечательные места от Алушты до Алупки, посетив Золотой пляж и Поляну сказок в Ялте, и домик А.П.Чехова, и сказочный Никитский Ботанический сад, и пушкинский Гурзуф, и Русалку с Али - Бабой в Мисхоре, и «Ласточкино гнездо» с одноименным рестораном, и Воронцовский дворец с прудами грациозно плавающих белых и чёрных лебедей в Алупке, но и съездили на автобусе в Бахчисарай, помолчав у «фонтана любви, фонтана печали».

Дети (с трёх лет) впитывали впечатления вместе с нами. Когда подросли, по фотографиям воскрешали в памяти счастливые денёчки.
Первой вылазкой на «дикую природу» было освоение холодной пещеры Чуфут-Кале.

Неотступно притягивал к себе Чатырдаг, возвышавшийся над Алуштой и впрямь, как шатёр.

Оставив четырёхлетнюю дочку на попечение родственников, совершили с экскурсоводом восхождение до самой вершины, называемой Экклези-Бурун. На обратном пути попали в сильнейшую грозу.

Вся группа пряталась под деревом, страшась безжалостных молний. Что поразило - когда вернулись после 18-километрового путешествия восвояси, шестилетний сын, как ни в чём ни бывало, сел на двухколёсный велосипед и бодро покатил по парковой аллее.

В следующий приезд - восхождение на фантастическую гору Демерджи, всю в гладких скалах с устрашающими названиями типа Чёртов палец - уже в полном составе. Шестилетняя дочка, как козочка, опережала всех.
Решив, что Тавриду мы относительно познали, вторую половину отпуска решили посвятить Киммерии и направились в Феодосию.

Правда, дышать морским воздухом мешала близлежащая железная дорога. Видимо, поэтому там жильё оказалось чуть дешевле, нежели в Алуште и Ялте. Снова путешествия - героическая Керчь, омываемая Азовским морем, Генуэзская крепость в Судаке, пещеры и завод по производству шампанских вин князя Юсупова в Новом Свете.

пейзаж с озеро, 1922 по Konstantin Fyodorovich Bogaevsky (1872-1943, Ukraine)

Уютный Старый Крым с незабываемым визитом в домик любимого романтика Александра Грина к его вдове - худенькой, лёгкой, как пушинка, с седыми волосами, но молодыми глазами, Нине Николаевне.
На закуску оставили Коктебель (тогда именовался Планерское) и остывший вулкан юрского периода - гору Карадаг.

Волошин М."Вид на "Сюрю-Кая"

Совершаем с гидом восхождение уже как «бывалые» туристы.

С виду невысокая, гряда Карадаг коварна оползнями скалистого грунта и гальки. Наш гид выбрал опасный участок и, положившись на русское «авось», велел всем взяться за руки, подстраховывая друг друга, и медленно, цепочкой следовать за ним. Мы, человек двадцать туристов, таких же пленников правила «авось пронесёт», двинулись.

Эти метров двадцать - двадцать пять по почти отвесному склону я помню по сей день.

Сердце сжимал страх за детей, камешки то и дело сыпались из-под обутых в кеды ног. Но пронесло.

Зато какие лунные или марсианские пейзажи нас ожидали! Воистину «разметавшееся пламя окаменелого костра».

Волошин М.Киммерия

Позже, вникая в непростую поэзию и суровую нежность воздушных акварелей и рисунков М.А.Волошина, не раз вспоминала острые ощущения и красоту созерцания неземных красот.
Шёл 1969 год. Имя Максимилиана Александровича едва стало приобретать легитимность и воскресать из полу-запрета, породившего полу-забвение.

Я не изгой, а пасынок России,
Я в эти дни её прямой укор.
И сам избрал пустынный сей затвор
Землёю добровольного изгнанья,
Чтоб в годы лжи, падений и разрух
В уединеньи выплавить свой дух
И выстрадать великое познанье.

В те годы ещё была жива Мария Степановна - вдова Волошина, чуть-чуть не дожившая до его столетия (1877-1932). Она жила на первом этаже дома оригинальной архитектуры, разработанной самим Максом, как называли поэта друзья.

На втором этаже в эти полные смуты лихолетья ей чудом удалось сохранить мемориальную обстановку и библиотеку. Рядом с историческим домом Литфонд построил дачу для членов Союза писателей СССР. Свободно войти, да ещё с детьми, как в домик А.Грина, не было возможности.

Мы издали вглядывались и в необычный дом, и в профиль Волошина на вулканическом массиве.

По складкам гор, по выгибам холмов
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой -
И сих холмов однообразный строй,
И напряжённый пафос Карадага.
……………………………………….
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой. (6 июня 1918)

Не оставив мечты о посещении священного для нас места, мы понадеялись на «потом».

Но повторения свидания с Коктебелем не случилось. В 1972 году у нас родился третий ребёнок - сын Лёня. Впятером побывали на Черноморье всего один раз - в 1975 году.

Жили в Алуште, ходили пешком в Рабочий (бывший Профессорский) уголок по живописной дороге, где аромат сложного букета лесного массива Крымских гор волшебно сочетался с морским озоном.

Волошин М.Киммерия

Отвергая путь, по которому шло развитие европейского искусства, Максимилиан пытается найти альтернативу. Он много рисует Крым.

Правда, часто не на пленэре, а по памяти, в результате чего пейзаж теряет конкретность: предстает обобщенным изображением чудесной Киммерии. Колорит — бледные «тона жемчужной акварели».

Порой картины кажутся почти монохромными: лиловое, с рыжими всполохами небо, на горизонте — сиреневые контуры гор, передний план — темная, почти черная земля. Поражают тончайшие оттенки красок и филигранная проработка деталей.

Подобную технику рисования Волошин позаимствовал у японских художников. Наследие Страны восходящего солнца казалось Максу более интересным, чем находящееся в тупике европейское искусство. Запад до сих пор болен Возрождением, считал художник. Забыты уроки цвета, преподанные готикой с ее красочными витражами. При том, что цвет — надежный самостоятельный инструмент.

Волошин М.Киммерия

Самое дальнее путешествие с трёхлетним сынишкой, часто болевшим, было до Грушевой поляны на склоне Чатырдага. Правда, в школьные годы ему посчастливилось отдыхать в «Артеке» у подножия горы Аюдаг. Но это совсем другая история.

А Дом-музей М.А.Волошина был открыт 1 августа 1984 г. в мемориальном здании. Этим культурным центром европейского масштаба, как и филиалом - Музеем сестёр Цветаевых в Феодосии, заведовала тонкий знаток творчества поэтов и других деятелей искусства серебряного века Наталья Михайловна Мирошниченко.

К 120-летию М.Цветаевой (2012 г.) домом-музеем Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии стала заведовать Зоя Александровна Тихонова.
В 2013 г. исполняется сто лет с момента завершения постройки Волошинского Дома Поэта.

Он входит в состав созданного в 2001 г. Коктебельского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А.Волошина» во главе с генеральным директором, отзывчивым и внимательным, судя по моей переписке с крымчанами, Борисом Петровичем Полетавкиным.

Заповедник проводит не только обширную массовую работу, но и, с помощью спонсоров, научную и издательскую деятельность.

Логотип музея-заповедника

Недавно Н.М.Мирошниченко прислала мне ряд красочных, содержательных буклетов и проспектов, что, наряду с личным архивом и привезённой при репатриации книгой поэзии, акварелей и статей М.Волошина «Коктебельские берега» (Симферополь, «Таврия», 1990), кстати, приобретённой мною в 1991 г. в Москве на «чёрном» книжном рынке, помогло при работе над данным очерком.
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 16 мая 1877 г. в семье юриста.

В 2007 году, к 130-летию со дня рождения, на средства киевского мецената В.Филиппова на доме, где родился поэт, была установлена мемориальная доска работы Заслуженного художника Украины, скульптора Николая Рапая.
В «Автобиографии», написанной в 1925 году, читаем: «Моё родовое имя Кириенко-Волошин и идёт оно из Запорожья. Я знаю из Костомарова, что в 16 веке был на Украине слепой бандурист Матвей Волошин, с которого с живого была содрана кожа поляками за политические песни, а из воспоминаний Францевой, что фамилия того молодого человека, который возил Пушкина в цыганский табор, была Кириенко-Волошин.

Я бы ничего не имел против того, чтобы они были моими предками.
На своей родине я никогда не жил. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.

С 4-х лет до 16-ти - Москва… С 16-ти лет - окончательный переезд в Крым, в Коктебель…».
Отец Александр Максимович умер в 1881 г. По материнской линии предки М.Волошина - немцы, прибывшие в Россию при Анне Иоанновне и обрусевшие с 18 века. Расставшись с мужем, когда Максу было всего два года, молодая немка-дворянка доверяет сына бабушке и едет в Кишинёв, где работает на телеграфе.

Выслужив пенсию, в 1895 году мать Волошина Елена Оттобальдовна, урождённая Тиц, переезжает в Крым, покупает по дешёвке в татарско-болгарской деревушке Коктебеле небольшой участок пустынной земли у самой кромки моря и переводит Макса в Феодосийскую гимназию.

Он ездил в Феодосию и обратно на велосипеде, преодолевая ежедневно по 50 километров.

Через много лет Волошин вспоминал:

«Коктебель не сразу вошёл в мою душу: я постепенно осознал его, как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность.
Я окончил феодосийскую гимназию и сохранил на всю жизнь нежность и благодарность к этому городу, который в те годы мало напоминал русскую провинцию, а был, скорее, южноитальянским захолустьем…».

Он поступает на юридический факультет Московского университета, но, бунтарски настроенный, вскоре исключён «за агитацию».
«На гроши, пешком» обойдя почти всю Европу, бывший студент серьёзно занялся самообразованием.
Свою автобиографию Макс делит на семилетия.

Первое - «Детство» (1877 - 1884).

Второе - «Отрочество» (1884-1891).

Третье - «Юность» (1891-1898).

Четвёртое семилетие он назвал «Годы странствий» (1898-1905).

«В эти годы я только впитывающая губка, я весь - глаза, весь - уши». Днём - музеи, вечером - библиотеки, художественная академия Коларосси. Вот перечень, который даёт сам Волошин: «Рим, Испания, Болеары, Корсика, Сардиния, Андорра, Лувр, Прадо, Ватикан, Уффици…

Национальная библиотека. Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша».

Макс общается с выдающимися французскими литераторами 20 века от М.Леклерка, Г.Апполинера до А.Франса, М.Метерлинка, Р.Роллана. А также с художниками А.Матиссом, Ф.Леже, П.Пикассо, А.Модильяни, Д.Риверой, скульпторами А.Бурделем, А.Майолем и многими другими выдающимися личностями от хамба - ламы Тибета Агвана Доржиева до теософов, масонов и окультистов.
М.Волошин переводит с французского на русский язык поэзию Поля Верлена, Анри де Ренье, Жозе-Марии де Эредиа, Стефана Малларме, Эмиля Верхарна и прозу Вилье де Лиль Адана, Поля Клоделя, Поля де Сен-Виктора.

Его поэтические переводы признаны самыми взыскательными критиками и считаются наиболее удачными. Переводит также с немецкого языка.
Парижане отдали дань уважения русскому поэту ещё при его жизни.

Скульптор польского происхождения Эдвард Виттиг изваял бюст М.Волошина в виде геммы.

По решению мэрии Парижа бюст установлен в нише дома номер 66 на бульваре Эксельман ещё в 1909 году.
Пронзительно волошинское признание в любви к столице Франции:

Но никогда сквозь жизни перемены
Такой пронзённой не любил тоской
Я каждый камень вещей мостовой
И каждый дом на набережной Сены.

В 1903 г. Волошин возвращается в Коктебель и начинает строить свой собственный дом. Отныне он навсегда связан с этим уголком земли, всегда будет возвращаться сюда. Его дом стал своеобразным средоточием русской культуры.

Это фактически был первый дом творчества, где работали, отдыхали, мыслили люди искусства.

От перечня имён дух захватывает. Сёстры Цветаевы, Горький, Мандельштам, Андрей Белый, Брюсов, Грин, А.Толстой, Эренбург, Поленов, Кругликова, Остроумова-Лебедева, Петров-Водкин, А.Бенуа…

Список можно продолжить. Для краткости у каждого было своё прозвище. Елену Оттобальдовну звали Пра.

В очерке «Живое о живом» М.Цветаева пишет:

Праматерь здешних мест, её орлиным оком открытых и её трудовыми боками обжитых. Верховод всей нашей молодости, Прародительница Рода».
Первым настоящим волошинским стихотворением о Крыме принято считать написанное в 1904 г. стихотворение «Зелёный вал отпрянул», которое приведу целиком:

Зелёный вал отпрянул, и пугливо
Умчался вдаль, весь пурпуром горя…
Над морем разлилась широко и лениво
Певучая заря.

Живая зыбь, как голубой стеклярус,
Лиловых туч карниз,
В стеклянной мгле трепещет серый парус,
И ветр в снастях повис.

Пустыня вод… С тревогою неясной
Толкает челн волна.
И распускается, как папоротник красный,
Зловещая луна.

Богаевский К Ф Киммерийские сумерки

В 1907 г. появится цикл «Киммерийские сумерки» - 15 стихотворений, лучшее, что написано о пейзаже восточного Крыма в мировой поэзии. Цикл посвящён художнику Константину Фёдоровичу Богаевскому, близкому по восприятию живописи воззрениям Волошина.

В гранитах скал - надломленные крылья
Под бременем холмов - изогнутый хребет.
Земли отверженной - застывшие усилья.
Уста праматери, которым слова нет.

………………………………………………
О, мать-невольница! На грудь твоей пустыни
Склоняюсь я в полночной тишине…
И горький дым костра, и горький дух полыни
И горечь волн - останутся во мне. (1907, Петербург)

Этот цикл создавался во время больших личных переживаний поэта, связанными с перипетиями отношений с художницей и поэтессой, утончённой красавицей Маргаритой Васильевной Сабашниковой.

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…
По нагорьям тёрн узорный и кустарники в серебре.

Знакомые с 1903 г., влюблённые обвенчались в апреле 1906 г., но уже через год расстались, сохраняя, впрочем, дружественные отношения до конца жизни. М.Сабашниковой посвящён цикл «Amori amara sacrum» (Святая горечь любви).

Константин Богаевский - "Киммерии печальная область" .

В 1910 г. в Москве, в издательстве «Гриф», выходит первый сборник стихов М.Волошина.

Иллюстрирован К.Богаевским, обложка А.Арнштама.
Интересны рассуждения М.Волошина в его статье «К.Ф. Богаевский - художник Киммерии».
«Некрасивая женщина может быть любима только страстно».

Эта максима Деларошфуко применима и к земле.

Богаевский Константин Федорович .Киммерийская область

…Чтобы понять творчество Богаевского - надо почувствовать Киммерию.
Киммерия…Кермен…Кремль…Крым. Ряд однозначных имён, возникших из древнееврейского корня «КМР», имеющего значение неожиданного мрака, затмения, замкнутого места, крепости, угрозы - незапамятного, баснословного.

Последние лучи., Богаевский Константин Федорович.

«Тёмная область Киммерии» - обычная Гомеровская тавтология - перевод еврейского

(т.е. финикийского) имени греческим эпитетом.

Киммерийцы и тавры - древнейшие племена, населявшие Крым, оставили свои имена восточной и западной его части: Киммерия и Таврида.

Гора Св.Георгия., Богаевский Константин Федорович.

… Вглядываясь в её лицо, этой «страны, измученной страстностью судьбы», вспоминаешь слова поэта: «В сумерках проходят женщины молодые и старые. Прекрасны молодые, но старые ещё прекраснее» (Уолт Уитмен).
В созерцании этого лика, в магической атмосфере могильников, безымянных камней и древних пристаней родился и осознал себя Богаевский».
Эти рассуждения о корнях творчества друга помогают понять и глубинные течения творческого процесса самого М.Волошина - и как Поэта, и как Художника.

Он на многие годы становится голосом этой «глухой и древней» земли, «где в поздних сумерках грустнее и напевней звучат пустынные гекзаметры волны».
В первый сборник 1910 г. вошло много киммерийских стихов, но не включены стихи нового цикла «Киммерийская весна», в котором меньше исторических образов Киммерии, но больше реальных пейзажей радостной природы:

Солнце! Прикажи
Виться лозам винограда,
Завязь почек развяжи
Властью пристального взгляда! (5)

Этот цикл Волошин продолжит вплоть до 1926 г.:

Фиалки волн и гиацинты пены
Цветут на взморье около камней.
Цветами пахнет соль…Один из дней,
Когда не жаждет сердце перемены
И не торопит преходящий миг. (20)

Волошин.Киммерия

В 1913 г. Волошин пристраивает к своему дому в Коктебеле мастерскую, а сверху дом завершает квадратная «вышка». Дом сразу становится центром коктебельского ландшафта, и отныне посёлок немыслим без него.

Этот, уже окончательный, вариант дома стал местом рождения Максимилиана Волошина - художника.

Он много рисовал в своих первых заграничных путешествиях, работал темперой и карандашом.

Но с 1914 г. переходит на акварель. Именно с этого времени он начинает свою тему в живописи - тему киммерийского пейзажа.
Свои прозрачные акварели с безукоризненно чистым рисунком Волошин подписывал строками собственных стихов, следуя примеру классических японских художников.

Он участник выставок «Мир искусства», «Жар-цвет», одесского общества имени К.К.Костанди и других прижизненных вернисажей в Москве и Ленинграде (1927).

Его акварели приобретали Третьяковская галерея и провинциальные музеи.
В годы революций и гражданской войны в творчестве Волошина происходит коренной сдвиг.

Среди созерцательных лирических стихов набатом зазвучали строки страстной гражданской лирики. Созвучная Времени, насколько она не созвучна «гражданской поэзии» многих и многих…

В заключительном разделе автобиографии - 7-ое семилетие. «Революция» (1919-1926) Волошин пишет: «Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чём не разочаровали: я их ожидал давно и в формах, ещё более жестоких.

…Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека (стихотворение «Потомкам»). Эти же годы являются наиболее плодотворными в моей поэзии, как в смысле качества, так и количества написанного.
Но так как темой моей является Россия во всём её историческом единстве, т.к. дух партийности мне ненавистен, т.к. всякую борьбу я не могу рассматривать иначе, как момент духовного единства борющихся врагов и их сотрудничества в едином деле, - то отсюда вытекают следующие особенности литературной судьбы моих последних стихотворений: у меня есть стихи о революции, которые одинаково нравились и красным и белым.

Я знаю, например, что моё стихотворение «Русская революция» было названо лучшей характеристикой революции двумя идейными вождями противоположных лагерей (имена их умолчу).
В 1919 г. белые и красные, беря по очереди Одессу, свои прокламации начинали одними и теми же словами моего стихотворения «Брестский мир».

Эти явления - моя литературная гордость, т.к. они свидетельствуют, что в моменты высшего разлада мне удавалось, говоря о самом спорном и современном, находить такие слова и такую перспективу, что её принимали и те, и другие.

Поэтому же, собранные в книгу, эти стихи не пропускались ни правой, ни левой цензурой.

Поэтому же они распространяются по России в тысячах списков - вне моей воли и моего ведения.

Мне говорили, что в восточную Сибирь они проникают не из России, а из Америки, через Китай и Японию».

При советской власти изданы лишь две книги М.Волошина: «Иверия» (М.,Творчество, 1918)

и «Демоны глухонемые» (Харьков, Камена, 1919).

И только 57 лет спустя (!!) власть предержащие позволили опубликовать «Стихотворения»

(Л., Советский писатель, 1977).

Дорого платили несгибаемые мыслители - пророки за право оставаться самими собой.

Если бы Макс не умер в 1932 г., репрессии Большого террора его, вероятно, не миновали бы…

Своё кредо Волошин выразил в стихотворении от 17 октября 1925 г. «Доблесть поэта»:

Творческий ритм от весла, гребущего против теченья.
В смутах усобиц и войн постигать целокупность.
Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой - ты не актёр и не зритель,
Ты соучастник судьбы, раскрывающей замысел драмы.

В дни революции быть Человеком, а не Гражданином:
Помнить, что знамёна, партии и программы
То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома.
Быть изгоем при всех царях и народоустройствах:
Совесть народа - поэт. В государстве нет места поэту.

Свой поэтический символ веры М.Волошин подкрепляет практической деятельностью, мужественно вставая на защиту людей, памятников, книг.

В 1918 г. он предотвращает разгром имения Э.А.Юнге, где хранилось множество произведений искусства, редкая библиотека. В 1919 г. с мандатом «комиссара по охране памятников древности и искусства» колесит по Феодосийскому уезду, оберегая его культурные и художественные ценности.

Летом этого же года он спасает от белогвардейского самосуда генерала Н.А.Маркса, видного учёного-палеографа, участвовавшего в революции на стороне народной власти.

В мае 1920 г., когда белой контрразведкой был настигнут подпольный съезд большевиков, собравшийся в Коктебеле, один из делегатов нашёл приют в доме Волошина.

В том же году помог освобождению поэта Осипа Мандельштама, арестованного белогвардейцами в Феодосии. А сколько жизней и судеб спас Волошин в годы «красного» террора в Крыму!

О трагических раздумьях поэта в этот переломный период свидетельствует стихотворение 1922 г. «На дне преисподней» (Памяти А.Блока и Н.Гумилёва):

С каждым днём всё диче и всё глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь, -
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,
Но судьбы не выберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.

худож.Степан Бородулин "Киммерия"-акварель

Кончились «расплавленные года» гражданской войны - и с 1923 г.

Дом Поэта постепенно оживает. Как прежде, начинают приезжать в Коктебель столичные гости.

«Из любой пятёрки московских и ленинградских художников кисти и слова один непременно связан с Коктебелем через дом Волошина», - писал в 1933 г. Андрей Белый.
В декабре 1926 г. родилось стихотворение «Дом поэта», в котором раздумья Волошина о собственном творческом пути слились воедино с размышлениями о судьбах Крыма.

Завершающие строки звучат завещанием Максимилиана Александровича грядущим поколениям:

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни, всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

В 1919 г. состоялось знакомство Волошина с фельдшером М.С.Заболоцкой, которая в 1922 г. очень облегчила жизнь поэта, ухаживая за его больной мамой.

После смерти Елены Оттобальдовны в январе 1923 г.

Мария Степановна осталась жить в доме и в 1927 г. официально стала женой М.А.Волошина.

Весь жемчужный окоём
Облаков, воды и света
Ясновиденьем поэта
Я прочёл в лице твоём.

Всё земное - отраженье,
Отсвет веры, блеск мечты.
Лика милого черты -
Всех миров преображенье.

Умер Мастер 11 августа 1932 г., прожив всего 55 лет.

Похоронен по его завещанию на горе Кучук-Енишары, откуда и сегодня открывается вид на воспетую им Киммерию - холмы, долины, бухты, Карадаг, Коктебель.

На много лет пережила мужа Мария Степановна, сохранившая Дом Поэта в грозные годы и немного не дотянув до 100-летия Макса. В дни юбилея Волошинские чтения собрали в Коктебеле культурную элиту страны. Присутствовал и работавший в тот период на областном радио крымский поэт Борис Эскин, ныне живущий в израильском городе Нацрат-Илит.

В литературном приложении «Семь дней» к газете «Новости недели» за 14 февраля 2002 г. он описал символический эпизод, произошедший в один из дней конференции. На сцену непонятным образом залетели с улицы две ласточки.

Они загадочно парили над членами президиума, улетали в зал и возвращались. Со своего места поднялся известный ленинградский поэт Михаил Дудин и сказал, что должен зачитать экстренное сообщение.

Его серьёзнейший вид исключал шуточный подвох.
- Друзья, к нам в президиум поступила записка, которая исчерпывающе объясняет появление на сем высоком собрании влюблённой птичьей пары.

Вот эта записка.
И Дудин показал залу только что переданный в президиум листок бумаги, на котором были нарисованы две ласточки, а под ними стояла подпись: «Макс и Маруся».
- Я думаю, - с тем же непроницаемым выражением лица продолжил Дудин,

«Души Макса и Марии Степановны, слетев с небес, побывали на Волошинских чтениях».

Зал громыхнул овацией.
По окончании Юлия Друнина заметила: «Такое мог придумать только Каплер».

Действительно, под рисунком стояла подпись А.Я., то есть Алексей Яковлевич, любимый и любящий муж Юлии Владимировны.

Между прочим, когда каждому из них пришла пора быть унесёнными в Вечность, супружеская чета нашла последний приют тоже в Киммерии, на погосте в Старом Крыму, по соседству с могилой А.Грина …
Сам будучи автором невообразимых розыгрышей (чего стоит нашумевшая история с Черубиной де Габриак - поэтессой Елизаветой Дмитриевой!),

Максимилиан Александрович забавную сценку на посвящённых ему юбилейных литературных чтениях оценил бы по достоинству.

************************************

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

Дополнение,от меня уже...

Одно из последних изданий стихов поэта

Культурное пространство "Киммерия Максимилиана Волошина". Выпуск 1

Издание представляет читателю культурное пространство волошинской Киммерии в историческом ракурсе и возможном перспективном развитии.

Опираясь на сохранившиеся традиции Дома Поэта, творческое наследие Максимилиана Волошина, уникальные природные ландшафты и их литературно-художественное отражение в произведениях нескольких поколений литераторов и художников, авторы книги показывают преемственность волошинских замыслов в современных международных культурных проектах и важность сохранения "места памяти" мирового культурного наследия.

В книге также представлены избранные произведения М.А.Волошина и воспоминания о нем современников. Издание иллюстрировано материалами, хранящимися в Доме-музее М.А.Волошина. Более 150 цветных иллюстраций, часть из них публикуется впервые. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Цена: 1399 руб.

Елена КНЯЗЕВА

Киммерия
Максимилиана Волошина

М. Волошин. Библейская долина. 1926. Частное собрание

О Максимилиане Волошине (Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин, 1877–1932) вспоминают чаще всего как о собирателе русской культуры. В революционные годы он занимался охраной культурных ценностей, организовал Феодосийские художественные мастерские, его дом в Коктебеле стал приютом для поэтов, художников, ученых. Вместе с тем он был человеком талантливым: в его акварелях, стихах и искусствоведческих работах видны артистичная кисть и легкое перо.

Основной темой творчества Волошина стала природа восточной части Крыма, от Коктебеля до Керчи. Этой земле он придумал название «Киммерия» (киммерийцы - легендарное племя, кочевавшее в Северном Причерноморье).

Травою жесткою, пахучей и седой
Порос бесплодный скат извилистой долины.
Белеет молочай. Пласты размытой глины
Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой.

По стенам шифера, источенным водой,
Побеги каперсов, иссохший ствол маслины,
А выше за холмом лиловые вершины
Подъемлет Карадаг зубчатою стеной.

И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,
И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,
И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц -

Мутят сознание. И зной дрожит от крика…
И там - во впадинах зияющих глазниц
Огромный взгляд растоптанного Лика.

(«Полдень» , 1907)

Волошин разработал метод односеансного законченного изображения, позволявший быстро писать безукоризненные по форме и светотени крымские пейзажи. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, - говорил художник, - и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

На пленэре, изучив местность и сделав контурный карандашный рисунок, он работал сильно разведенной гуашью, напоминающей акварель, строил изображение тонким сочетанием пятен, а не мазков. «В методе подхода к природе… я стою на точке зрения классических японцев (Хокусая, Утамаро), - писал Волошин в статье «О самом себе». - В акварели не должно быть ни одного лишнего прикосновения кисти. Важна не только обработка белой поверхности краской, но и экономия самой краски, как и экономия времени… Художнику, уже подготовленному, надо исполнить отчетливо и четко свободный танец руки и кисти по полотну…» И дальше: «Акварелью я начал работать с начала войны (Первой мировой. - Е.К. )… Всякий, рисовавший с натуры в те годы, естественно бывал заподозрен в шпионаже и съемке планов. Это меня освободило от прикованности к натуре и было благодеянием для моей живописи. Акварель непригодна к работе с натуры. Она требует стола, а не мольберта…»

К. Богаевский. Берег моря. Скалы. 1903
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Отношение Максимилиана Волошина к изображению крымской природы нашло отражение не только в стихах и картинах, но и в критических статьях. В журнале «Аполлон» (№ 6, 1912) Волошин опубликовал работу о творчестве феодосийского художника, ученика А. Куинджи, Константина Федоровича Богаевского (1872–1943).

«Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился, - писал Волошин. - Земля Богаевского - это «Киммерии печальная область». В ней и теперь можно увидать пейзаж, описанный Гомером. Когда корабль подходит к обрывистым и пустынным берегам этих унылых и торжественных заливов, то горы предстают повитые туманом и облаками, и в этой мрачной панораме можно угадать преддверье киммерийской ночи, какою она представилась Одиссею… Константин Богаевский увидел Киммерию опустошенной и печальной, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым».

Вслед за Волошиным современные искусствоведы называют К. Богаевского мастером исторического пейзажа.

В статье о Богаевском Волошин исследовал эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» и сделал вывод, который может помочь в понимании некоторых аспектов психологии творчества, волнующей человечество. Он писал: «Некрасивая женщина может быть любима только страстно». эта максима французского философа Ларошфуко применима и к земле. Плох тот художник, который станет по доброй воле писать портрет патентованной красавицы, и не много стоит тот пейзажист, который облюбует красоты какой-нибудь прославленной Ривьеры или южного берега.

Красотой в просторечии именуется нечто, напоминающее один из общепризнанных канонов: Венеру ли Медицейскую, Лину ли Кавальери (певица и фотомодель начала XX в. - Е.К. ) - безразлично. Та же красота, которая захватывает художника, есть красота живая, в этот момент им творимая из некрасоты, из безобразия. «Безобразие» - то, что еще не обладает образом. Раз это явление нашло подлинный лик в творчестве художника - оно становится из безобразия новой красотой. Поэтому те страны, которые обладают пейзажем слишком «живописным»… не способны создать ни своей школы живописи, ни своего художника. Напротив, местности скудной природы, как Аттика, опустошенные - как римская Кампанья, туманные - как берега Англии, плоские - как Голландия, - запечатлевают в сердцах своих любовников миражи бессмертной красоты…»

Попробуйте посмотреть на пейзаж с точки зрения Максимилиана Волошина, сравнить пейзажи разных художников, и вам, возможно, откроется что-то новое в понимании этого на первый взгляд простого жанра.

ЛИТЕРАТУРА

Л. Фейнберг. О Максимилиане Волошине и Константине Богаевском // Панорама искусств. - Вып. 5. - 1982.

Максимилиан Волошин. Стихотворения и поэмы. - СПб, 1995.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.maxvoloshin.ru

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/lt_bog.htm

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_bog.htm

Красота крымских пейзажей всегда привлекала людей искусства. Многие из них сами со временем стали составляющей неповторимой атмосферы полуострова. Случилось это и с поэтом, художником и просто эрудитом М. Волошиным. Еще при жизни он превратил свой крымский дом в особую творческую лабораторию, в место встречи для тех, кто посвятил себя музам. И ныне дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле – одна из самых притягательных крымских достопримечательностей.

Где находится дом-музей в Коктебеле?

Он стоит на окраине поселка, но хорошо заметен благодаря необычной архитектуре. Строение это – единственное, что осталось в первозданном виде от дачного населенного пункта, возникшего в на рубеже XIX-XX вв.

Музей на карте Крыма

История появления: место, где живут музы

Приобретя участок земли в Коктебеле, М.А. Волошин в 1903 г. начал строить на нем домик по собственному проекту. Первоначально он был несколько меньше нынешнего, приобретя законченный вид в 1913 г., когда к нему пристроили мастерскую. Тогда и возникла гармония строения с окружающим пейзажем, а в его облике появилось нечто от корабля. В 1908 г. по соседству с сыном на его участке построилась и мать поэта, Е.О. Волошина. Ее дом сохранился ныне только внешне, в середине тут сделаны значительные переустройства.

Еще при жизни Максимилиан превратил свое жилище в своеобразный дом отдыха для людей искусства. Многие поэты, писатели и художники – М. Горький, К. Чуковский, М. Булгаков, А. Толстой, К. Петров-Водкин, И. Эренбург – приезжали сюда на отдых. В 1931 г., незадолго до своей смерти, деятель официально передал Союзу советских писателей часть собственной обители и домик матери с целью обустройства там Дома творчества. Так и было сделано – в таком качестве он функционировал до 1975 г.

При этом до 1976 г. в нескольких его комнатах продолжала жить супруга поэта – М.С. Волошина. Она обеспечила сохранность жилых помещений в первозданном виде, сберегла архив и личные вещи мужа даже в годы, когда гитлеровцы оккупировали Коктебель. Дом-музей Волошина – ее детище.

В 1975 г. она обратилась к властям с просьбой о создании музея, и дом поэта признали литературным отделом . Однако его почти сразу же закрыли на реконструкцию – необходимо было сформировать экспозицию и обеспечить надлежащую работу всех коммуникаций. Заведение открылось в 1984 г. С 1988 г. оно перестало быть отделом и начало функционировать как отдельное учреждение. А в 2009 г. – в связи с празднованием 25-летия музея – на площади перед ним установили памятник поэту работы А.И. Григорьева.

Чем интересен дом-музей Максимилиана Волошина?

В доме Волошина нашел свое отображение его специфический образ жизни, происходящий из творчества и обширных знаний. Жена поэта сумела сохранить эту атмосферу, а теперь ее берегут сотрудники музея. Фото могут дать представление о внешнем виде здания или отдельных помещений, но не обо всей полноте экспозиции. Здесь ныне около 60 тыс. единиц хранения, включая библиотеку, полную старинных и редкостных изданий, собранную Максимилианом лично. Многие книги имеют дарственные автографы известнейших людей.

В стенах учреждения сохранились рукописи и переписка Волошина, его личные вещи, домашняя обстановка. Многие ее предметы изготавливались самим хозяином либо по его эскизам,
а также с помощью талантливых гостей. Имеется здесь и художественная коллекция, включающая как работы самого писателя, так и его коллекцию, а также подарки друзей-художников.

Музей Волошина является также базой для нескольких культурных мероприятий общегосударственного и международного масштаба. Здесь проводятся литературный фестиваль, научный симпозиум «Волошинский сентябрь», пленэр для художников, литературный конкурс. Отзывы как участников этих мероприятий, так и посетителей неизменно отмечают ее особую атмосферу.

Цены на посещение комплекса не самые низкие, но мотивированные – ценную коллекцию нужно оберегать и пополнять. Они также могут меняться в зависимости от обстоятельств – организации особого мероприятия или юбилейной даты. Точную информацию предоставит официальный сайт, где несложно найти сообщения о различных конкурсах или научных мероприятиях. Музейная коллекция пополняется постоянно. Основной источник – подарки частных лиц и помощь благотворителей. Надо сказать, что они не оставляют Волошинский дом своим вниманием!

Как добраться до музея Волошина?

Между и Коктебелем налажено регулярное автобусное сообщение, поэтому доехать до дома Волошина не составить труда. Сюда идет транспорт, следующий до Судака и Курортного, а также по прямому маршруту. Выходить нужно на автостанции Коктебеля, от которой до музея рукой подать – порядка 700-800 м в восточном направлении. Ориентиром в данном случае выступает одноименный с городком парк.

На машине добраться до музея из Феодосии можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Морская, 43, п. Коктебель, городской округ Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.960005, 35.252080.
  • Телефон: +7-06562-2-45-06.
  • Официальный сайт: http://киммерия-волошина.рф/index.php/muzei-zapovednika/dom-muzej-m-voloshina
  • Режим работы: в летнее время – с 10:00 до 17:30, в зимнее – с 10:00 до 16:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 50, для детей – 15 рублей.

Культурное богатство Крыма ничем не уступает его богатству природному. И крымчане стремятся его сохранить для будущих поколений и ознакомить с ним современников. Достойную роль в этом святом деле играет Коктебель. Дом-музей Волошина – главный центр высокой культуры региона. Он доступен для всех, призывая каждого расти над собой, превращаясь из обезьяны в подлинного гражданина вселенной!

Киммерия

лирике

Максимилиана Волошина

Выполнил ученик11 «А» класса Шемякин Виталий

Учитель

Как в раковине малой – Океана

Великое дыхание гудит.

Как плоть ее мерцает и горит

Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены

В движении и завитке волны, -

Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,

Заключена и преображена…

«Коктебель»

Имя поэта, художника, литературного и художественного критика Максимилиана Александровича Волошина неразрывно связано с Крымом, Киммерией, Коктебелем. Здесь он прожил большую часть своей жизни, здесь были написаны его знаменитые акварели , созданы его лучшие стихотворения.

«Чтобы понять поэта, надо отправиться в страну поэта», - эти слова Гете как нельзя лучше применимы к Максимилиану Волошину. Такой страной для Волошина был Крым.

Из русской совести, отстоянной как хмель,

Из знойного песка в полынном кругозоре,

Из скифских пажитей и эллинского моря

Он изваял страну и назвал: Коктебель!

Так писал в 1929 году Всеволод Рождественский.

Можно ли предположить, что Коктебель, «найденный» Волошиным и превращенный им в один «из культурнейших центров не только России, но и Европы», живший и поныне живущий в благодарной памяти многих поколений творческой интеллигенции, - самое крупное и самое значительное произведение Волошина.

Волошин вспоминал: «Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его, как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность».

Первым, по-настоящему волошинским стихотворением о Крыме принято считать написанное в 1904 году стихотворение «Зеленый вал отпрянул – и пугливо…» И это справедливо, ведь только в 1907 году появится цикл «Киммерийские сумерки» - 15 стихотворений – лучшее, что написано о пейзаже восточного Крыма в мировой поэзии. Этот цикл создавался Волошиным во время больших личных переживаний поэта:

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…

По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.

По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,

И лежит земля страстная в черных ризах и орарях…

В стихах этого цикла впервые перед читателем возникает скорбная и величественная Киммерия. Древняя страна, которую М Волошин вывел из забвения и стал ее певцом. В стихах Волошина Киммерия жива памятью о прошлом:

Здесь был священный лес. Божественный гонец

Ногой крылатой касался сих прогалин.

На месте городов ни камней, ни развалин.

Завязь почек развяжи

Властью пристального взгляда!

Сборник Волошина 1910 года был иллюстрирован рисунками Константина Федоровича Богаевского – художника, чье творчество тоже связано с Киммерией.

В годы революций и гражданской войны в творчестве Волошина происходит коренной сдвиг. Среди созерцательных лирических стихов, певучих и раздумчивых, медным голосом набата зазвучали строки страстной гражданской поэзии. Но как она отличалась от «гражданской поэзии» многих и многих поэтов!

Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.

В дни революции быть Человеком, а не гражданином.

Помнить. Что знамена, партии и программы

То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома.

Быть изгоем при всех царях и народоустройствах.

Совесть народа – поэт. В государствах нет места поэту.

(«Доблесть поэта»)

Все «волны гражданской войны» - в Крыму особенно жестокой – проходят над головой поэта, но из ее огня он выносит лишь еще более острую, почти мучительную любовь к своей Киммерии.

В эти годы Киммерия предстает перед поэтом совершенно иной: в крови, в страданиях, в беспощадной борьбе. И в торжественные видения древней земли врываются новые тревожные образы, сам ритм стиха становится из привычно плавного ломаным и напряженным:

Войны, мятежей, свободы

Дул ураган;

В сраженьях гибли народы

Далеких стран;

Шатался и пал великий

Имперский столп;

Росли, приближаясь, клики

Взметенных толп.

Суда бороздили воды

Борт о борт.

Заржавленные пароходы

Врывались в порт.

На берег сбегали люди,

Был сильный треск

Винтовок и гул орудий.

И крик, и плеск –

Выламывали ворота,

Вели сквозь строй,

Расстреливали кого-то

Перед зарей…

В эти годы появился ряд новых киммерийских стихов Волошина. Обращаясь к неизменной, целительной красоте природы, поэт отдыхал от кипевшего вокруг него «круговорота битв». Тогда и возникали и певучие, классически строгие строфы:

Сквозь облак тяжелые свитки,

Сквозь ливней косые столбы

Лучей золотистые слитки

На горные падают лбы.

Пройди по лесистым предгорьям,

По бледным полынным лугам

К широким моим плоскогорьям,

К гудящим волной берегам,

Где в дикой и пенной порфире,

Ложась на песок голубой.

Все шире, все шире, все шире

Развертывается прибой!

А летом 1917 года рождается стихотворение «Коктебель», в котором Волошин особенно проникновенно сказал о своей кровной связи с этим уголком земли:

С тех пор, как отроком у молчаливых,

Торжественно пустынных берегов

Очнулся я – душа моя разъялась,

И мысль росла, лепилась и ваялась

По складкам гор, по выгибам холмов…

Моей мечтой с тех пор напоены

Предгорий героические сны

И Коктебеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поет в волнах его прилива.

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой…

Кончились «расплавленные годы» гражданской войны – началась мирная жизнь. С 1923 года Дом Поэта – уже несколько лет «слепой и запустелый» - постепенно оживает. Волошин создавал свой Дом как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников». И благодаря своему хозяину Дом был духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивавшим к себе всех творческих, мыслящих людей, попадавших в его «силовое поле».

В декабре 1920 года возникло стихотворение «Дом поэта», в котором раздумья Волошина о собственном творческом пути слились воедино с многолетними размышлениями о судьбах Крыма. В чеканных, торжественных строках развертывается перед слушателем вся летопись древней Тавриды.

Строки, завершающие стихотворение, звучат итогом жизненных раздумий поэта, дарованных ему Киммерией, его завещанием грядущим поколениям:

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля,

Люби далекий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни, всех веков и рас

Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

У древних римлян было следующее определение: genios loci, то есть гений места, Дух-хранитель природного дара, хранитель определенного места или вещи. Вот таким хранителем был Максимилиан Волошин для людей, их дарований, их судьбы.

Удачное понятье: гений места.

Здесь Макс творил себя, свой мир и дом..

(С. Шервинский «Коктебельские октавы»)

Последнее пристанище Максимилиан Волошин нашел на самой высокой горе близ Коктебеля. К этому месту ежедневно стекаются люди.

Как и при жизни, Макс Волошин слился с природой родной Киммерии.

Любимый холм – его надгробный храм,

Несокрушимый; скудный; строгий…

Он спит, как жил: открытый всем ветрам

И видимый с любой дороги.

Его гора. Он завещал на гребне

Себя на вечный отдых положить.

Так он хотел… Провидец и волшебник,

Поэт, который жил и будет жить.

(В. Мануйлов «Памяти Максимилиана Волошина»)

Литература

Ø Волошин стихотворения. М., Сов. Россия,1988

Ø Коктебельские берега: поэзия, рисунки, акварели, статьи. Симферополь, «Таврия»,1990

Ø Волошин по вселенным. М., Сов. Россия, 1990

Ø Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., Сов. писатель, 1990

Ø Крым Максимилиана Волошина. Фотоальбом. Киев, «Мистецтво», 1994

Ø Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников. Феодосия – Москва, Издат. Дом «Коктебель», 1997

Дом-музей // Воспоминания о М. Волошине – М., Сов. писатель, 1990

Дом Елены Оттобальдовны

Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

(М. Волошин, “Коктебель”)

Коктебель, Планерское — это не просто одна из достопримечательностей Крыма. Волошинская Киммерия — веха в истории культуры нашей страны, ведь эта древняя земля стала духовным центром, очагом Серебряного Века — последнего всплеска высокого и нравственного искусства России.

Великий поэт и художник Максимилиан Волошин переехал в Крым вместе с матерью в 1893 году и поначалу жил в Феодосии. Местная природа, древние руины, вечные нагромождения скал произвели на него неизгладимое впечатление, поэтому сколько бы он не странствовал в юности (тут и Россия, и Западная Европа - “блуждания духа”, как называл свои путешествия сам поэт), его всё равно тянуло в Крым. Ведь на это место ему будто бы указала сама судьба — обращённый к морю склон потухшего вулкана Кара-Даг удивительным образом в точности повторяет профиль Волошина. И, склонный к мистицизму, поэт видел в этом особый промысел.

И вот, в 1903 году 26-летний Максимилиан начинает строительство дома на самом берегу моря в татарском посёлке Коктебель, название которого переводится как “Долина голубых вершин”. Надо сказать, что в те времена это было отнюдь не такое гостеприимное место, как теперь. Отсутствие нормальных дорог, соединяющих Коктебель с крупными городами Крыма, и дефицит пресной воды делали его малопригодным для жизни. И, тем не менее, эта земля пленила Волошина.


В разработке проекта поэту активно помогала его мать Елена Оттобальдовна, которая купила землю в Коктебеле одной из первых. Дом задумывался не только для проживания самого Максимилиана, но и в качестве места отдыха многочисленных друзей, которых он планировал тут принимать. За основу архитектурного проекта берутся парижские салоны, однако дому придается некая первозданная суровость, призванная передать древность воспетой Гомером Киммерии.

Впрочем, первоначальный проект был Волошиным забракован, и только после перестройки дом принял тот вид, который мы можем сегодня наблюдать, приехав в Коктебель. Он получился уютным и просторным, а в светлой, обращённой к морю мастерской так хорошо было писать крымские пейзажи. Не удивительно, что сразу после завершения строительства в 1913 году в доме поэта начал собираться весь цвет тогдашней творческой интеллигенции: В. Брюсов и А. Толстой , М. Цветаева и Н. Гумилёв , О. Мандельштам и М. Булгаков — пожалуй, не было поэта, писателя или художника, который бы хоть раз не стал бы гостем Максимилиана (или, как его называли друзья, Макса) Волошина. И уже потом, после смерти поэта, на базе его усадьбы Союз писателей СССР учредил Дом творчества, где творили многие знаменитые литераторы советского времени.


Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина , мать поэта, воспитавшая его самостоятельно после ранней смерти мужа, поселилась совсем рядом, в особняке, получившем шуточное название “Дом Пра”, что означало “дом праматери всех, живущих в нём”. Собственно, одно строение от другого отделял только неширокий проход. Здесь, как и в доме её сына, останавливались выдающиеся деятели культуры.

- Мы знаем, где находится комната Николая Гумилёва, где жили сёстры Цветаевы и другие , - рассказывает Наталья Мирошниченко , заместитель генерального директора дома-музея. - Именно с крыльца этого дома написана картина К. Петрова-Водкина “Землетрясение в Коктебеле”. Этот дом с 30-х годов на продяжении всего ХХ века, да и по сей день, являлся корпусом 2 Дома творчества писателей “Коктебель”, то есть, помнит всех. Поэтому именно здесь, кроме экспозиций известных персоналий напрашивается постоянно действующая выставка “От Дома Поэта к Дому творчества”.

Сегодня дом Максимилиана Волошина — это музей. Такой статус он получил в 1984 году, а в 2001 вошёл в состав историко-культурного заповедника “Киммерия М.А. Волошина “. Здание дома-музея несколько раз реставрировалось.

Однако лихие девяностые не обошли стороной и Коктебель. После Перестройки Дом творчества, где в течение десятилетий жили и работали многие выдающиеся советские писатели, был распродан — часть зданий перешла в частные руки, часть была переоборудована под отели, в которых теперь проводили лето не деятели культуры, а те, кто мог заплатить за отдых у моря. Не миновала чаша сия и усадьбу матери Максимилиана Волошина, которая также была превращена в гостиницу. И по сей день на ограде можно увидеть табличку “Сдаются номера”.


Впрочем, в отличие от некоторых других крымских культурных объектов, судьба дома-музея Волошина не так печальна. Ему уже возвращён ряд ранее отнятых объектов, а главное, на стадии завершения находятся переговоры о передаче музею “Дома Пра”. По крайней мере, по словам генерального директора заповедника “Киммерия Волошина” Бориса Полетавкина , препятствий со стороны правительства Крыма и России к этому нет никаких. Министерство культуры РК и Госсовет полностью поддерживают проект передачи музею дома матери Волошина, однако здание долгое время использовалось как частная гостиница, поэтому ему требуется экспертное обследование и, возможно, капитальный ремонт.


- Состояние, в котором сейчас находится “Дом Пра” , - это настоящая катастрофа, - говорит Борис Петрович, - там грязь, мусор. Всё это необходимо приводить в порядок. Однако это проблема решаемая, и правительство Крыма полностью на нашей стороне .

Но проблем всё равно хватает. В частности, Министерство культуры Крыма отказалось от планируемой ранее очистки парков-памятников Южного Берега от незаконных строений (при Украине исторические земли безбожно распродавались), да и не стоит забывать, что сдача номеров в “Доме Пра” приносит кому-то существенный доход, потерять который собственник вряд ли захочет.


Так что пока Дом творчества, включающий в себя строения и парк, и являющийся культурно-историческим памятником, отражающим огромный пласт русской культуры ХХ столетия, по-прежнему остаётся в чьих-то частных руках.