Материалистическая теория происхождения государства и права. Основные теории происхождения государства и права

К представителям материалистической теории обычно от­носят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникнове­ние государственности прежде всего социально-экономически­ми причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а сле­довательно, и для появления государственности, имели три круп­ных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствова­ние орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственно­сти выступает выделение публичной власти, уже не совпадаю­щей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих эко­номических интересов новую политическую структуру - госу­дарство, которое прежде всего служит инструментом реализа­ции воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологиче­ской теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление го­сударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стрем­лением одних подчиняться, подражать, а других - подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал пле­менным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магиче­ская сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного обще­ства от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписывае­мой этой элите, и возникает власть государственная.

Государство, по мне­нию представителей данной теории, - продукт разрешения пси­хологических противоречий между инициативными (активны­ми) личностями, способными к принятию ответственных реше­ний, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

10. 0Бщие закономерности возникновения и развития государства и права.

Государство - политическая структура особого рода, воз­никшая на определенном этапе социального развития, представ­ляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Формирование государства - длительный процесс, кото­рый у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная общи­на, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одно­временно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в резуль­тате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это самая чистая, классическая форма возник­новения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри ро­дового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бес­правных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значитель­ной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной госу­дарственности - закреплением крестьянства и крупной част­ной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохра­няли и свободу, и собственность на землю).

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечи­вать эффективность действия друг друга. Как невозможно су­ществование государства без права (последнее организует по­литическую власть, выступает зачастую средством осуществ­ления политики конкретного государства), так и права без го­сударства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение пра­вовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и вы­ражало прежде всего волю и интересы экономически господ­ствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмот­реть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодаль­ной эпох).

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеоб­щего сведения.

Возникновение права - следствие усложнения со­циальных связей, обострения противоречий, с регулировани­ем которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

    перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой го­сударства;

    правотворчество государства, которое выражается в из­дании специальных документов - нормативных актов (зако­нов, указов и т. п.);

    прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения дру­гих аналогичных дел).

К представителям материалистической концепции происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государства прежде всего социально-экономическими причинами.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.

Для марксистской теории характерен последовательный ма­териалистический подход. Она связывает возникновение госу­дарства с частной собственностью, расколом общества на клас­сы и классовым антагонизмом. В. И. Ленин в лекции «О госу­дарстве» характеризовал его как аппарат для систематического применения насилия, как машину для поддержания господства одного класса над другим.

Суть марксистской теории выражена в формуле «государство есть продукт и проявление непримири­мости классовых противоречий».

Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточ­ный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуати­руемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности вы­ступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обще­ством и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управ­ляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое, прежде всего, служит как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение эконо­мическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одно­временной недооценке национальных, религиозных, психологичес­ких, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Марксистская теория (представители: К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственно­сти и государства. На определенной стадии общественного раз­вития возникает потребность и необходимость охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, что­ бы отдельный человек подчинился общим условиям производ­ства и обмена (Ф. Энгельс).


Основные идеи:

1) Мононормы постепенно заменя­ются правилами поведения общего характера, закрепляемыми в письменных нормативных актах, обеспеченных принудительной силой государства;

2) право понимается как возведенная в закон воля господству­ющего класса, т.е. как классовое явление;

4) право представляет собой социальное явление, в котором клас­совая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

в связи с тем, что представители данной теории право пони­мали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправ­ного;

показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб нача­лам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

жёстко связывали право с материальными фактора­ми, экономическим детерминизмом.

Договорная теория происхождения государства.

Г. Гроция, Б. Спиноза, Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо.

Ее сторонники исходили из того, что государству предшествует естественное состояние. В это время не существовало ни государства, ни права. Люди жили в соответствии со своими естественными правами. Однако в таком состоянии каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне против всех». В связи с чем и возникла потребность в формировании института, способного оградить и защитить интересы каждого. Ради мира и благополучия заключался общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти, и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять права человека (право собственности, свободу, безопасность). В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воли.

Эта теория не отвечает на вопросы где, когда и как состоялся договор, кто был его участником или свидетелем, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей, это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывающий влияние на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Эта теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом государственно-властных структур, их сменяемости. Сегодня договорная теория актуальна.

Органическая теория происхождения государства.

Органическая теория сформирована древними мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство напоминает живой организм, и на этом отрицал возможность существования человека как существа изолированного. «Руки и ноги, отнятые от тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства».

В данной концепции доказывается, что государство возникло так, как возникает живой организм, т.е. после появления клеток (людей) постепенно по законам живой природы развивался сам организм (государство). В этом государстве-организме функции мозга выполняет правительство, высшие сословия выполняют внешние функции организма, а нижние сословия – внутренние функции.

Окончательно была сформирована в XIX веке Спенсером – государство организм. Важной стороной является утверждения о том, что государство образовалось одновременно со своими составными частями – людьми – и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально.

Экономическая (классовая) теория

происхождения государства.

Маркс, Энгельс, Ленин.

Государство возникло в силу экономических причин: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономики господствующего класса.

Ленин писал: «По Марксу государство есть орган классового угнетения одного класса другим, есть создание порядка, который узаконят и управомачивает это угнетение, умеряя столкновение классов». Ленин подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

Суть теории: государство возникает в результате раскола общества на классы. Следовательно, государство – есть исторически переходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Деятельность государственной власти, по сути, деятельность насильственная, подавляющая интересы той или иной социальной группы общества, защищает интересы господствующего класса.

Отрицать влияние классов, на возникновение государства нет оснований, но также нет оснований, считать классы единственной первопричиной его появления. Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов: кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие глубинные и общие факторы.

психологическая теория происхождения государства.

Петражицкий считал, что основы права коренятся не в деятельности государства, а в психики человека, в эмоциях долга. Государство служит праву, обеспечивает осуществление определенной системы правовых норм, и изменяется в соответствии с ее потребностями.

Гард считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает ценности, нормы и нововведения.

Психологическая модель дает определение государства и общества как объединение психических взаимодействий людей и их различных объединений. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль в образовании государства и права.

Суть теории – психологическая потребность человека жить в рамках организационного сообщества, а также чувство необходимости коллективного взаимодействия. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Все люди делятся на две группы:

2. сильные личности, склоненные повиливать.

Из последних формируется группа людей, исполняющие для общества важные функции, из них образуются институты государственного управления. Право же исходит из индивида, и существует как интуитивное, наряду с ним существует и позитивное. Таким образом, право состоит из двух частей: императивно-атрибутивных переживаний и определенных символов – правовых учреждений, суда. В связи с этим особое положение имеет политика права, которая призвана очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение на общее благо.

Недостаток теории в том, что ее сторонники придавали большое значение психологическим факторам в сложном процессе – формирование государства. Общеизвестно, что психологические качества людей сами формируются под влиянием экономических, политических, социальных, религиозных факторов.

До начала XIX столетия люди верили в непрерывный процесс спонтанного зарождения определенных форм жизни из неживой материи. Этот взгляд сочетался с теорией гетерогенеза, то есть образований одной формы жизни из других форм, например происхождения пчел от цветов. В классическом понимании спонтанной генерации живые организмы образовываются при разложении органических субстанций.

По мнению Аристотеля, тля произошла от росы, падающей на растения, мухи – от гнилостных веществ, мыши – от грязного сена, крокодилы – от гниющих на дне водоема стволов деревьев и так далее. В своей теории Аристотель синтезировал труды философов прежних лет и пришедшие из древности описания внешнего вида различных организмов.

Два тысячелетия теория спонтанного зарождения считалась вполне научной, но в XIX веке она была полностью опровергнута экспериментами Луи Пастера. На сегодняшний день жизненный цикл различных форм живых организмов достаточно хорошо изучен, и дискуссии по теории спонтанного зарождения уже не ведутся, однако вопрос о биопоэзе и абиогенезе, то есть о процессе зарождения живых организмов из неживой материи, остается открытым.

Глина

Модель происхождения жизни на основе глины выдвинул в 1985 году шотландский химик из университета Глазго A. Грэм Кэрнс-Смит, вполне вероятной данную теория находили и другие ученые, в частности Ричард Доукинс.

Согласно «глиняной» тории сложные органические молекулы постепенно формировались на базе уже существующей неорганической репродуктивной платформы в виде кристаллов кремния. Проще говоря, Кэрнс-Смит полагал, что в глине содержались разные органические компоненты, которые находились на определенном расстоянии друг от друга, и глина выступила соединительным механизмом, объединив эти элементы в структуры, сходные с нашими генами.

Теория катастроф и воссоздания

Идея об исчезновении вида в определенной степени положила начало теории катастрофизма или последовательного создания. Эту теория некоторые считают одной из предшественниц современной теории эволюции .

Согласно теории катастрофизма в далеком прошлом Земля стала ареной каких-то бурных, но не продолжительных процессов, затронувших весь мир. Из этого следует, что в настоящем находится ключ к прошлому, и все в этом мире продолжатся с начала времен. Исходя из данной теории выходит, что каждая глобальная катастрофа уничтожала на Земле все живое, а новая жизнь, появившаяся впоследствии, была представлена формами, кардинально отличающимися от существовавших ранее. Известными сторонниками данной теории выступали французские ученые Жорж Кювье (1769-1832) и А. Д"Орбиньи (1802-1837).

Материалистическая теория происхождения жизни

Согласно теории материализма происхождение жизни на Земле есть процесс медленной и поэтапной химической эволюции, имевшей место примерно 3,8 миллиардов лет назад. Химическая эволюция в данном случае подразумевает молекулярную эволюцию на уровне ДНК, РНК и белков.

Молекулярная эволюция в 1960-е была выделена в отдельное научное направление, чему особенно поспособствовали изыскания ученых в области молекулярной биологии, эволюционной биологии и генетики, детальной изучавших структуру и функции рибонуклеиновых кислот и белков. Среди ключевых тем, подстегнувших развитие этого направления, стали эволюция функций энзимов, использование дивергенции нуклеиновых кислот в качестве «молекулярных часов», и происхождение некодирующих ДНК.

Органическая эволюция

Видообразование на Земле началось почти 3,5 миллиарда лет назад. Согласно теории органической эволюции этот процесс отличался многообразием и осуществлялся медленно, постепенно, но непрерывно или проходил в виде резких скачков от одного статического периода до другого.

Эволюция – это изменение по ходу времени в одной или нескольких наследственных чертах, присущих живым организмам Наследственные качества, по сути, являются отличительными характеристиками организма и включают в себя анатомические, биомеханические и поведенческие особенности, которые передаются из поколения в поколение. Эволюция привела к разнообразию и множественности живых организмов, населяющих нашу планету. Самым известным пропагандистом теории Эволюции является Чарльз Дарвин.

Божий промысел

Говоря о теориях происхождения жизни, неправильно было бы не упомянуть о теории Божьего промысла, согласно которой все живое на этой планете было создано по умыслу Бога. Всем известна легенда о первых людях, Адаме и Еве, созданных Богом для продолжения жизни на Земле. Эта концепция поддерживается практически всеми основными религиями мира: христианством, исламом и иудаизмом. В этих религиозных традициях на создание вселенной у Всевышнего ушло семь дней, а на шестой день пришелся венец его творений – появление на Земле первого человека.

Седьмой день Бог посвятил отдыху. После того, как Бог подарил Адаму компанию в виде животных, Всевышний задумался о создании более подходящей пары своему созданию. Из ребра Адама была создана Ева, а далее следует всем известная история о запретном плоде, грехе и об изгнании из райского сада.


Основной смысл и содержание данной теории заключается в том, что на процесс возникновения и развития государства, а вместе с ним и права решающее воздействие оказывают материальные и социальные условия развития общества.

Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений, происходивших в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства и ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

По этому поводу еще в глубокой древности писал Гай Юлий Цезарь (100-44 г. до н. э.). Во всей Галии "существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами".

Об аналогичной ситуации, складывающейся между различными классами и слоями населения в связи с имущественным неравенством, во все последующие столетия писали многие авторы. Но особое значение данному фактору, оказавшему огромное влияние на процесс возникновения государства и права, уделялось в период становления капитализма и в последовавшие за этим годы. Так, в частности, всемирно известный английский экономист Д. Рикардо (1772-1823) обращал внимание на то, что "продукт земли - все, что получается с ее поверхности путем соединенного приложения труда, машины и капитала, - делится между тремя классами общества, а именно землевладельцами, собственниками денег или капитала, необходимого для ее обработки, и рабочими, трудом которых она обрабатывается"1 .

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что с возникновением и существованием классов неразывно связано возникновение и существование государства и права. Государство, писал Энгельс, существует "не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью"2.

В. И. Ленин рассматривал государство как "продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Государство, писал он в работе "Государство и революция", "возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены"3.

В отличие от многих буржуазных авторов, считавших, что государство и право существуют на всех стадиях развития человеческого общества, пролетарские ученые и идеологи придерживались иного мнения. С их точки зрения, государство и право имманентны лишь классовому обществу. Что же касается доклассового, первобытного общества, то в нем существуют лишь зачатки государства и права. "Доклассовое общество - без государства и классовое общество - с государством", - заключал В. И. Ленин4.

При первобытном строе начавшееся расслоение общества первоначально ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытно-общинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, - оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.

"Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством"1. Государственные органы и организации частично появились в результате преобладания органов и организаций, сложившихся в рамках первобытно-общинного строя. Частично - путем полного вытеснения последних.

О появлении признаков государства в любой стране свидетельствуют прежде всего о выделении из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствуют наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровно-родственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой - вести самим новые территориальные завоевания.

0 появлении признаков государственной организации общества и вытеснении его первобытно-общинной организации свидетельствуют и другие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется. "Все древнейшие государственные организации, - писал в середине XIX в. немецкий историк Г. Ландау, возникли не из человеческого произвола, не благодаря организационным эдиктам... Как раз наоборот. Они выросли, словно растение из зерна, брошенного в землю, в силу объективной необходимости, в силу неизменных, самой природой данных законов"2.

Аналогично обстоит дело и с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, право в силу тех же причин, что и государство, появляется в мире и под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов изменяется.

До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин, регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появлении, стали, по мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе, появление классов-антагонистов - бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление наряду с имущественными семейно-брачных и иных правоотношений; придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов; и др.

Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников.

Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось, о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.

В статье поговорим о материалистической теории происхождения государства. Это довольно интересная тема, которая будет рассмотрена нами со всех точек зрения. Мы поговорим о преимуществах и недостатках этой теории, а также рассмотрим её основные положения. Если вас интересуют вопросы происхождения государства и права, читайте статью ниже.

Немного о теме

Материалистическая теория происхождения государства связывает появление такой структуры с тем, что в обществе появилась частная собственность. Именно из-за этого произошел раскол на классы, что в итоги породило классовые противоречия, которые лежат в основе множества революций. Специалисты считают, что материалистическая теория происхождения государства отличается большей ясностью своих исходных положений и четкости их формулировки, логической последовательностью. Но при этом надо отметить, что данная теория является огромным достижением всей теоретической мысли.

Базовые положения

Основные положения этой теории происхождения государства наиболее полно изложены в труде Фридриха Энгельса под названием «Происхождение семьи, частной собственности, государства». Также хорошую исходную базу можно получить, читая труд Владимира Ленина под названием «Государства и революция».

Согласно твердым убеждением Фридриха Энгельса, государство не может существовать постоянно. Отметим, что действительно в истории были общества, которые могли обходиться без такого аппарата власти. Однако на определённой ступени своего развития, который сопровождался экономическим ростом и неизменным расколом общества на слои, государство стало некой необходимостью для свершения такого раскола.

При этом противостояние классов необходимо всегда регулировать, чтобы не произошел глобальный конфликт, который приведет к массовым разрушениям. Именно для этого и нужна сила, которая будет стоять выше и контролировать всё происходящее. Другими словами, необходимо государство, которое будет определять силу противостоящих сил и сдерживать их в определенных границах. При этом такая сила должна выйти из самого общества, но суметь поставить себя выше него. Только тогда, благодаря отчуждению, можно будет построить государственную власть.

Отличия

Какие же отличия между государствами и родоплеменной организацией выделяет Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи частной собственности и государства»? Автор говорит о том, что различие состоит его дележке подданных по территориальному признаку. Как мы знаем, основа существования родовых общин базировалась на связи членов рода с определённой территорией, на которой люди вели хозяйство и жили годами. Мы понимаем, что время шло и мир развивался. Из-за того, что увеличивалась мобильность населения и из-за движущих экономических причин родовому обществу больше не было места в мире, так как оно не могла выполнять свои функции. Появилось общество, состоящее из граждан, которые уже могли принимать участие в выборе верховной власти. Люди получили общественные права и обязанности, которые не относились к родам или же племени, как было ранее.

Власть как принуждение

Следующая отличительная черта, согласно материалистической теории происхождения государства, заключается в том, что государство - это, по сути, публичная власть, которая не всегда может совпадать с мнением населения. При этом цель такой власти состоит том, что она будет держать людей в повиновении. В современном мире публичная власть существует абсолютно в каждом государстве. Она состоит не только из армии, как основной принудительной силы, но и из различных учреждений, которые при надобности могут оказывать влияние и давление на граждан посредством различных ограничений. Понятное дело, что подобные рычаги влияния были недоступны в родовом обществе.

Управление

Основные положения теории мы разобрали, теперь уделим внимание публичной власти как особому явлению. Это сила усиливается в том случае, если классовые конфликты обостряются. Благодаря этому на международной арене государства становятся более контактными и населенными. Чтобы вся эта система работала, необходима финансовая поддержка, которую можно получить от граждан. Для этих целей и были придуманы налоги. Но цивилизация развивалась и в какой-то момент этих взносов стало недостаточно, поэтому в современном мире государство может делать займы или же иметь государственные долги.

Люди, которые имели достаточно власти, конечно же, имели право взыскивать налоги. Таким образом, даже обычные чиновники являются органами государства и становятся над обществом, защищают его авторитет и законы. Это замкнутый круг, потому что чиновники будут всегда защищать закон, так как он обеспечивает их неприкосновенность.

Кто руководит?

Однако кому же достанется власть согласно материалистической теории происхождения государства? Кратко ответить здесь можно и нужно. Власть достанется самому могущественному классу, который при этом обязательно имеет экономическое превосходство. Таким образом, политический класс формируется из самых богатых граждан, таким образом укрепляя свои позиции и приобретая новые средства для того, чтобы подавлять и эксплуатировать низшие классы.

Параллели с историей

Отметим, что в античном обществе власть была представлена рабовладельческим строем. То есть, все его основные рычаги давления были направлены на подавление рабов, как самого низшего, но очень полезного класса людей для богатых. Феодальное общество было государством власти, которое ставило перед собой тоже одну очень важную похожую цель, а именно - подавление крепостных и зависимых крестьян.

Но что же происходит сейчас? Государство нового времени представляет собой не что иное, как усовершенствованное и очень продуманное орудие для эксплуатации наемных работников при помощи капитала.

Исключения

При этом отметим, что критика теории основывается не только на теоретических доводах, но и на некоторых примерах из истории, которые являются исключением из общих правил. Так, истории известны случаи, которые нарушали всю эту систему. Были периоды, когда между противостоящими классами устанавливалось некое равновесие. Благодаря этому, государственная власть на некоторое время начинала отдаляться от обоих классов и действовать более самостоятельно, независимо от их интересов. Таким примером была абсолютная монархия в XVII-XVIII веках, благодаря которой было достигнуто некое равновесие между буржуазией и дворянством, хотя полностью конфликт исчерпан, конечно же, не был.

Категории людей

Но были и более негативные примеры. Даже сам автор материалистической теории происхождения государства рассказывает о случае, когда известные государства предоставляли людям права касательно выборов, исходя из их имущественного положения. Таким образом, мы понимаем, что главная цель государственной системы заключается в том, чтобы защищать богатых от неимущих. Например, в Риме и в Афинах людей делили на имущественные категории, из которых исходили определенные права и ограничения. Во времена средневекового феодального общества возможности политического влияния напрямую соотносились с размерами земельных участков. А что касается нового времени, то этот принцип выражается в избирательном цензе при выборе кандидатов в высшие государственные органы.

Демократия

Для современной демократии не существует никаких ограничений. Однако всё равно люди с деньгами пользуются своей властью косвенно. С одной стороны, они могут просто подкупать высокопоставленных лиц, а с другой стороны - заключать довольно хитрые союзы между крупными предприятиями и правительственными органами, таким образом вынуждая последних действовать по их интересам. Современные представители материалистической теории происхождения государства говорят, что в начале прошлого века общество наконец-то начало приближаться к тому уровню, когда существование конфликтных классов уже не является необходимостью, а становится настоящей помехой для развития. Это ведет к тому, что последует социальная революция, которая уничтожит государство как аппарат управления.

Плюсы и минусы материалистической теории происхождения государства

Рассмотрим положительные и негативные стороны данной теории. Перед этим напомним, что основной постулат заключается в том, что государственный аппарат возник благодаря экономическим причинам. То есть появилось разделение труда, частная собственность, что привело к расколу общества на противоборствующие слои, которые мотивированы разными экономическими интересами.

Достоинства материалистической теории происхождения государства заключаются в том, что материальная сторона жизни и всего общества занимает очень важное место. На возникновение самого аппарата управления влияют такие факторы, как ведение хозяйства, форма трудовой деятельности и собственности. Благодаря переходу к производящей экономике дифференциация людей происходит по существенному признаку, а не по размеру кошелька. При этом в такой модели государства очень четко раскрываются его истинные признаки.

Минусы теории заключаются в том, что влиять на функционирование государственного аппарата может не только экономика, но и различные политические и социальные интересы других граждан или государств. Также в таком случае роль управленческого аппарата сильно недооценивается, что, естественно, влияет на его работу. И последний минус заключается в том, что даже по этой модели все государства всё равно развиваются по-разному.

Критика

Критики В. Корельский и С. Алексеев считают, что нельзя считать экономические причины двигательной силой возникновения государственного аппарата. Свои умозаключения они подтверждают тем, что истории известны случаи, когда такие аппараты управления возникали и формировались в доклассовом обществе. В подтверждение своих взглядов исследователи приводят различные факторы, когда на образование государства оказывали влияние совершенно разные, а иногда противоположные причины.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что причины возникновения государства могут быть разные. На данный момент такой аппарат управления есть, действует и пока не планирует исчезать. При этом ответственность за эффективность работы этого аппарата лежит не только на выбираемых кандидатах, но и на обычных людях, которые делают тот или иной выбор.

Чтобы подбирать кандидатов, необходимо иметь хотя бы минимальное понимание всей этой системы и разбираться в возможностях политических претендентов, а также стратегиях, которые могут использоваться для создания благоприятного образа.