Методы диагностики поведения конфликтной ситуации. Методики диагностики поведения личности в конфликтной ситуации

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени - не более 15-20 мин.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.

  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.
  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.
  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

2

3

4

5

А Б

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Интерпретация результатов.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: определение предрасположенности личности к конфликтному поведению.

Описание. Для характеристики типов поведения людей в конфликтных ситуациях применяется двухмерная модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям выделяются следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов, ради другого человека;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Тест можно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15–20 мин.

Инструкция. Выберите из двух высказываний то, которое вам больше подходит.

Опросник

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов партнера и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого человека.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я всегда стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого человека и сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому человеку свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы, совместно с другим заинтересованным человеком, могли добиться успеха.

Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Ключ

Продолжение таблицы

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня социальной фрустрированности.Инструкция. Прочтите каждый вопрос и отметьте один, наиболее подходящий ответ.Опросный лист Продолжение

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Методика диагностики показателей и форм агрессии Применяется для обследования подростков. Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:1) использование физической силы против другого лица –

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Эту методику необходимо использовать в сочетании с методиками «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску». Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. Вам будет предложен 41 вопрос,

Из книги Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет.Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно слово, наиболее точно вас

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Методика диагностики степени готовности к риску Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени готовности к риску.Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый вопрос

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Методика диагностики психических состояний С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Методика диагностики личности К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Из книги автора

1.8.1. Методика «Склонность к виктимному поведению» Инструкция для испытуемого:Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей Вашего характера, Вашей личности, Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь и т. п. Если Вы

Из книги автора

Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева) Особенности проведения методикиДля проведения методики Т. С. Воробьевой необходимы три полоски бумаги (сложенные гармошкой) и восемь цветных карандашей.Перед началом обследования составляется список

Из книги автора

Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению» ИнструкцияВам предлагается ряд ситуаций. Подчеркните тот вариант их разрешения, который наиболее характерен для вас.Текст опросника1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного

Из книги автора

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) Автор: О. Ф. Потемкина.Цель. Выявление степени выраженности социально-психологических установок. Инструкция. Ответьте на каждый вопрос

Из книги автора

Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению» Инструкция. Вам предлагается ряд ситуаций. Подчеркните тот вариант их разрешения, который наиболее характерен для вас.Текст опросника1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного

Из книги автора

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие

Из книги автора

Физиологические факторы предрасположенности к тревожному типу личности К числу трех самых важных факторов, от которых зависит наша предрасположенность к повышенной тревожности, можно отнести: низкое или колеблющееся содержание в крови серотонина –

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственные интересы.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы заносятся в бланк.

Инструкция:

Тест состоит из ряда утверждений, которые помогут определить некоторые особенности поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых нужно выбрать один, в большей степени соответствующий испытуемому, его мнению о себе. В бланке для ответов ставится отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику:

Соперничество: 3А, 6Б, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, 11А, 14А,19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, 30В.

Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

Приспособление:1В, 3В, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А

Обработка результатов:

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

В тестировании принимали участие учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ № 744 имени П.Н. Еремеева в количестве 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Возраст ребят 15-16 лет. Класс достаточно дружный, с хорошими умственными способностями, коммуникабельный и спокойный. Мне было очень интересно с ними работать. На момент самого тестирования они были довольно сосредоточены, поэтому внимательно слушали вопросы и отвечали на них.

После обработки данных выяснилось, что в большей степени подростки регулируют конфликты при помощи соревнования. Этот стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным людям с мотивацией активно-оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Соперничество часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования определенных форм психологической защиты.

Из всего это следует, что в подростковом возрасте действительно повышенная конфликтность. Все это делает область взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми более сложными и напряженными. Учитывая все эти аспекты, проявление агрессии, а иногда и жестокости может быть неизбежным. Именно для того, чтобы избежать эти трудности или хотя бы попытаться их сгладить необходимо знать как это сделать правильно и не довести ситуацию до предела.

Шкалы: стили решения конфликтов - жесткий, примиренческий, компромиссный, мягкий, уходящий

Назначение теста

Инструкция к тесту

Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации:

Часто - 3 балла,
. от случая к случаю - 2,
. редко - 1 балл.

Тест

1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромисс.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).

Интерпретация результатов теста

. А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
. Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
. В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
. Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
. Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Источники

Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.210-211.

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Психолого-педагогическая диагностика

на тему: «Диагностика особенностей поведения в конфликтных ситуациях учащихся»


Выполнил: Студент группы ЗВТ-404с

Лебедев В.В.

Проверил Жданова Н.Е.


Екатеринбург 2006г.

Анализ особенностей межличностных конфликтов в подростковой среде


Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов.

Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов управления ими имеют такую же давнюю историю, как и само существование человечества. Конфликт как, сложное явление общественной жизни изучается многими научными дисциплинами: философией, социологией, этикой, педагогикой, социальной психологией, психологией управления, психологией труда, медицинской психологией и др.

Общаясь и сталкиваясь во взаимном общении, взрослые люди - родители, учителя - и подростки постоянно находятся в ситуации взаимных ожиданий. Взрослые ждут от подростков такого поведения, которое бы минимизировало его психические и интеллектуальные затраты, позволяло бы контролировать ситуацию и жизнь ребенка, а подросток ждет от взрослых понимания его особенностей, помощи в процессе саморазвития, принятия подростков в круг равных.

Конфликты в подростковой среде - факт общепризнанный, является реальностью жизни.

Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное поведение подростком является проблемой, которая волнует родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

Особенности межличностного конфликта таковы:

·Противоборство людей происходит непосредственно здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

·В конфликте проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

·Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным местом проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

·Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

·Такие конфликты часто затрагивают интересы окружающих.

В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии - антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом:

Типы межличностных конфликтов:

·Взаимно-положительные;

·Взаимно-отрицательные;

·Односторонне-положительно-отрицательные;

·Односторонне-противоречиво-положительные;

·Односторонне-противоричиво-отрицательными;

·Взаимопротиворечивыми;

·Безразличными.

Также стоит отметить, что школьные педагоги часто рассматривают конфликты как нежелательное явление, как стихийное бедствие, как нечто неуправляемое и выходящее из-под контроля. На основании сказанного выше можно сделать вывод, что в течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения. Однако если говорить о подростковой среде, то там конфликт не всегда отрицательное явление. С точки зрения интереса данного феномена для педагогики, можно предположить, что учащиеся, склонные к соперничеству, могут быть легче мотивированы на обучение в ситуации соревнования, тогда как склонные к сотрудничеству - в командных методах обучения.

Целью исследования в данной работе является диагностика особенностей поведения в конфликтной ситуации учащихся по «методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация И.В. Гришиной)».


Организация и процедура психолого-педагогического исследования


Сведения о месте проведения исследования.

Экспериментальная часть данной курсовой работы проходила в профессиональном училище № 40 г. Ирбита.

Данное профессиональное учреждение:

1.Дает начальное профессиональное образование;

2.Дает среднее профессиональное образование;

Экспериментальная часть проводилась в группе № 6. Учащиеся получают специальность: каменщик, штукатур-маляр.

Обследование учащихся проходило в групповой форме во время занятий с 11.00 до 11.45 в одной из учебных аудиторий указанного лицея.

Во время проведения диагностической процедуры все участники эксперимента чувствовали себя хорошо, были положительно настроены на проведение эксперимента. Диагностическая процедура затруднений не вызвала, так как у учащихся ранее проводились занятия по психологии и они принимали участие в диагностических процедурах.

В экспериментальной группе 10 девушек и 7 юноши (средний возраст группы от 15 до 16 лет). Взаимоотношения в семьях у большинства хорошие. Всё дети из средне обеспеченных семей.

Успевающие ученики:

1.Берсенева Таня

2.Веретенников Анатолий

Жильцов Максим

Игнатова Катя

Казанцев Петр

Катъкало Ирина

Кибис Елена

.Колясников Федор

.Красноперова Ольга

.Лагунова Светлана

Леонтьева Яна

.Омельченко Наташа

Попова Юля

Пятышев Роман

Неуспевающие ученики:

15.Сурин Денис

16.Тихонова Вика

.Черкасов Леонид.

Описание методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация И.В. Гришиной)

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. К. Томас считал необходим сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

К. Томас выделяет пять способов урегулирования конфликтов:

1. Соперничество. Его отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего, во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить окружающих принять свою точку зрения; мнение других его не интересует.

Сотрудничество. Предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.

Компромисс. Снятие противоречия осуществляется на основе взаимных уступок. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Есть вероятность того, что через некоторое время могут появиться и негативные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема осталась неразрешенной.

Избегание. Для того, кто придерживается этой стратегии, характерно уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает) и если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.

Приспособление. Этот стиль проявляется в односторонних уступках: действуя совместно с кем-либо, человек уступает другому и не пытаясь отстаивать собственные интересы, приносит их в жертву ради интересов противоположной стороны. «Приспособленец» старается не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не «выплескиваются», но они накапливаются. Рано или поздно нерешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции все-таки приведут к конфликту.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый их пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях сгруппированы 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Изходя из всего выше сказанного, нами была выбрана данная методика, как наиболее полно отвечающая нашим задачам.

Инструкция по методике исследования: «Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта утверждений (А, В), из которых Вам необходимо выбрать один, в большей степени соответствующий Вашему мнению о себе и отметить его в бланке ответов».

Обработка полученных результатов ведется с помощью ключа.


ТЕСТ «СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ»


а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение,

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.



Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание: 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.


Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.


Анализ результатов диагностики


Анализ результатов, полученных в ходе диагностической процедуры, целесообразно начать с описания особенности межличностных отношений в учебной группе.


Таблица 1. Официальная структура группы

Ф.И.О.Должность, ответственностьОбязанностиЛеонтьева ЯнаСтароста группы №6Следит, чтоб на каждом уроке был журнал; Назначает дежурных; Собирает деньги на различные нужды группы;Игнатова Катя, Омельченко НаташаОтветственные за стенгазетураз в месяц выпускают стенгазету о жизни группы;Веретенников Анатолий, Пятышев РоманОтветственные за сохранность имущества классаследят за целостностью стульев и парт; ремонт поломанных стульев и парт;

Все относятся к своим обязанностям добросовестно, кроме Романа.

Неформальные лидеры: Красноперова Ольга, Леонтьева Яна, Берсенева Таня.

-Ольга - отличница, умная. Разносторонне развитая девушка. В группе пользуется уважением, авторитетом. Где-то её даже боятся, т.к. Оля не может быть неправой.

-Яна считается самой красивой девушкой в группе, поэтому к ней многие тянутся.

-Таня - очень спокойная и тихая девушка, к ней многие обращаются за помощью в учебе, потому что мало кто решается побеспокоить Ольгу.

Изолированный в группе один - Максим, Одноклассники его не уважают и не воспринимают, потому что считают, что у него нет силы воли, он не умеет постоять за себя, и также спокойно смотрит на то, когда его друзей обижают, оскорбляют. Стараются не дружить с Максимом, т.к., по их словам, он «может предать».

Для того, чтобы определить стратегию поведения подростков экспериментальной группы в конфликтной ситуациях в группе нами была использована адаптированная Н.В. Гришиной, методика американского социального психолога К.Н. Томаса (1973).

Для изучения способов реагирования была использована таблицу первичных результатов, которая была составлена нами на основании полученных данных и представлена в таблице 2.


Таблица 2. Результаты диагностики по стратегия поведения в конфликтной ситуации

№Ф.И.СоперничествоСотрудничествоКомпромиссИзбеганиеПриспособление1Берсенева Таня4116362Веретенников Анатолий157983Жильцов Максим6281054Игнатова Катя3103775Сурин Денис178776Казанцев Петр349687Катъкало Ирина388748Кибис Елена399369Колясников Федор2886610Тихонова Вика0896711Красноперова Ольга3948512Лагунова Светлана39106213Черкасов Леонид91411514Леонтьева Яна9936315Омельченко Наташа7877116Попова Юля3794717Пятышев Роман957184,067,067,006,295,59

Стратегия поведения в конфликтной ситуации


Рис. 1. Диаграмма показателей выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации.


На основании данных таблицы была построена диаграмма, которая позволяет сделать вывод о том, что в группе преобладают такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях, как сотрудничество (7,06), избегание (6,29) и компромисс (7,0). При чем, все три лидера, выявленные по итогам социометрии, как ведущий, использую стиль сотрудничество. Что оказывает несомненное влияние на остальных участников экспериментальной группы и сплоченность коллектива в целом.


В целом у группы просматривается положительный настрой на отношения в коллективе. В группе преобладает хорошее настроение, она обладает высокими коммуникативными способностями. Группа ориентируется на общее мнение, работу выполняет дружно.

В группе наблюдается высокий показатель тревожности, озабоченного настроения. Группа не уверена в своих силах недооценивает свои способности, возможности, знания, эмоционально неустойчива, что определяется влиянием окружающей среды, прежде всего, общая атмосфера.

Большинство учащихся ориентировано на внешнюю реальность (счастливую семейную жизнь). По статическим данным у студентов недостаточно сформирована система ценностных ориентаций.

Чтобы улучшить дисциплину в группе, надо обратить внимание на Анатолия, Романа, Дениса, Леонида. Для этого, с ними надо обращаться как со взрослыми, давать все более сложные и ответственные задания. Успеваемость в группе высокая. Можно «подтянуть» неуспевающих учеников, для этого необходимо чтобы учителя с ними дополнительно занимались и одногрупники разъясняли непонятный материал. Можно назначить наставников, которые будут помогать в учебе.

Поскольку в группе явно выделились аутсайдеры, необходима работа на сплочение коллектива, на повышение социальной значимости отвергаемых людей. Также возможно проведение занятий на развитие коммуникативных навыков, умения разрешать и предотвращать конфликтные ситуации, понижения уровня тревожности в группе в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В подростковом возрасте заметно увеличивается число сложных ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. В активной реакции подростков на противоречивые события окружающей жизни, на поведение взрослых и сверстников проявляется потребность быть участником, а не только свидетелем происходящего, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к окружающему. Эта основная потребность активизирует целый ряд связанных с ней потребностей, характерных для подросткового возраста - потребность в самовыражении; усиление половой идентификации; потребность уметь «что-то делать», а не только учиться; потребность что-то значить для других, быть кому-то нужным, не чувствовать себя ничтожеством в глазах взрослых и сверстников.

Межличностные конфликты в подростковой среде являются темой многих исследований в социологии, психологии, педагогике зарубежными и отечественными учеными.

В разрешение межличностных конфликтов в подростков возрасте значительную роль играет тактичное, продуманное, взвешенное поведение родителей и педагогов, которые должны повышать свой уровень знаний о подростках, об особенностях их социализации.

На основе проведенной диагностики можно сделать следующие выводы:

Использование неформальных лидеров такой стратегии поведения, как сотрудничество, позволяет снизить количество конфликтов в группе, но, при этом необходима работа на сплочение коллектива, на повышение социальной значимости отвергаемых людей.

Также необходимо работать с внутренней агрессией некоторых членов коллектива, возможно проведение занятий на развитие коммуникативных навыков, умения разрешать и предотвращать конфликтные ситуации, понижения уровня тревожности в группе в целом.

Данные умения целесообразно развивать при помощи тренинговых занятий, проводимых либо на уроках психологии, либо в свободное от учебы время. На мой взгляд, увеличения часов по психологии, позволить наиболее эффективно проводить тренинговые занятия подкрепляя их теоретическими знаниями.

конфликт подростковый ценностный тревожность

ЛИТЕРАТУРА


1.Андреева Г.М. Социальная психология. М. 2003. 314 с.

2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Спб.:Питер, 2002.- 567 с.

3.Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: ПИТЕР, 2004.

4.Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. / Под ред. В.Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей. 1994. - 280 с.

5.Первишева Е.В. Межличностные конфликты как фактор социализации подростков: Дис.канд. псих. наук. - М., 1989

.Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.1. М.,. 1990. - 424 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.