Народный мазохизм и сапог на лице.

В Москве появился памятник Ивану Грозному. Трехметровую бронзовую скульптуру привезли из Владимирской области. Как говорят в Российском военно-историческом обществе, монумент является музейным экспонатом, который решили выставить на всеобщее обозрение.Монумент в тихом столичном переулке наделал много шума. Москвичи глазам не верят, тянутся за фотоаппаратами, звонят друзьям. Кто не знает картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына, а тут вдруг памятник.

"Это спорное решение. Сразу понятно, что это Иван Грозный. Я периодически прохожу мимо и была удивлена тому, что такая интересная фигура появилась", — рассказала местная жительница.

Скульптор Василий Селиванов свое творение готовил не для Москвы. По замыслу автора, во Владимирской области. Ведь именно там в период опричнины фактически был центр государства. Но современные жители Александрова оказались настолько против, что на уже сооруженный постамент памятник так и не поставили. Бронзовый Грозный переехал в столицу. В российском военно-историческом обществе настаивают: это не памятник, а именно экспонат. И так он временно хранится, но почему-то не в запасниках, а у всех на виду.

"Это яркий период нашей истории, о котором все знают, многие говорят о нем. Он затрагивает души людей. Конечно, мы решили, что этот экспонат, коли скульптор нам его передает на ответственное хранение, должен быть доступен для всеобщего обозрения", — пояснила руководитель Департамента информационной политики Российского военно-исторического общества Надежда Усманова.

В музее, кстати, есть так называемая аллея правителей. 33 бюста руководителей государства от Рюриковичей до Керенского. Автор — Зураб Церетели. Его, кстати, сразу после открытия обвиняли едва ли не в плагиате — образы, по мнению искусствоведов, были позаимствованы у скульпторов XIX века. Среди бюстов Грозный уже есть. А теперь он есть прямо у входа в музей — еще и в полный рост. Смотрит сурово и показывает на гостей пальцем.

Для одних историков Грозный — великий завоеватель. Для других — дикарь, после правления которого государство погрузилось в смуту и хаос.

"Такой памятник я точно буду обходить стороной. Мы помним чудовищный поход опричников, зверства, казни, кровь и ужас", — сказал историк Алексей Юдин.

"Я считаю, что повальное увлечение постановкой памятников именно сейчас не вносит спокойствия в наше общество, потому что у нас общество расколото. Когда всё устаканится, мы разберёмся, кому поставить памятник и зачем. И надо, конечно, писать объективную историю правления Грозного, показывать многомерность этой фигуры", — отметил историк Евгений Спицын.

Символично, что Петроверигский переулок, где установлен монумент, в годы правления Ивана Грозного был по современным меркам элитным загородным районом. Здесь жили бояре, с которыми царь конфликтовал. У музейщиков есть опасения, что и c современными москвичами монумент может не ужиться. Не исключено, что даже штат охраны увеличат.

12 ноября 2017 года в Калуге торжественно открыли памятник Ивану III . Это первый в истории России памятник царю Ивану Великому, как подчеркнул на открытии министр культуры РФ Владимир Мединский . Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом на главной площади Калуги перед зданием областного правительства.

Иван III изображен припавшим на одно колено, мощным движением он простирает правую руку вперед, а в левой держит скипетр с орлом. Надпись на монументе гласит:

Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла.

Участники митинга назвали открытие памятника историческим событием. Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом (РВИО) . За четыре года РВИО установлено около 200 памятников, но этот, как прозвучало на митинге, особый.

Работа над памятником шла четыре года. Автор идеи художественного решения памятника — Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе скульптор Андрей Коробцов . А. Кончаловский не смог приехать в Калугу, но прислал видеообращение к калужанам, которое транслировалось на большом экране.

Жаль, что я не могу присутствовать на открытии. То, что в России не было памятника основателю государства, — вопиющая несправедливость. Наконец, эта несправедливость устранена. Я всей душой с вами.

Андрей Кончаловский рассказал о создании монумента. По его словам, много художников старались создать образ Ивана Великого, но не у всех получилось. В конечном итоге была одобрена работа молодого талантливого скульптора Андрея Коробцова. О возвращении справедливости по отношению к «одному из самых великих, мощных, эффективных, но почему-то недооцененному правителю» говорил и министр культуры РФ Владимир Мединский.

По сути, он был создателем того государства, наследниками которого мы все являемся. Когда мы говорим о последующих победах нашей страны, мы говорим о России, созданной Иваном Великим. Только три правителя получили имя «великих» — Петр, Екатерина и Иван III. Установка этого памятника — яркий исторический жест единства и преемственности истории, — подчеркнул Мединский.

В свою очередь глава региона Анатолий Артамонов подчеркнул, что установлен памятник человеку, который заставил весь мир признать территорию ранее раздробленных княжеств как единое государство.

Споры вокруг установки памятника Ивану Великому в Калуге были, но не о необходимости самого монумента, а о месте его установки. Большинство горожан согласились перенести памятник Ленину с главной площади в сквер по соседству, где тот исторически и стоял до 80-х годов прошлого века, и установить перед зданием областного правительства памятник Ивану Великому.

Установлен на справедливом месте. Месте самоутверждения России, подчеркнул Анатолий Артамонов.

На открытие памятника Ивану III пришли сотни калужан.

Настоятель о. Курбацкий так прокомментировал открытие этого памятника:

Вообще отрадно, что и в историографии, и на государственном уровне стали обращать внимание на фигуры и события из Древней Руси. В советское время отмечали 50 лет комсомола и СССР, в романовскую эпоху тоже были новые ориентиры, а древняя Русь была забыта. При всем масштабе сделанного Иваном III, он оказался в тени Грозного и Петра, фактически забыт, нет ни одного памятника, кроме памятника Тысячелетия России в Новгороде.

В последние годы мы видим неподдельный интерес, обращение государства и общества к древнерусскому наследию. Достаточно вспомнить, как широко отмечали 1000-летие преставления князя Владимира или 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В 2020 году на общегосударственном уровне в России будет отмечаться 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума. Иван III — безусловно, в одном ряду с этими великими личностями. Причем надо отметить, что при нем Церковь была едина, народ был един, не было расколов (ни духовных, ни политических), не было классового расслоения между народом и элитой, которое возникло в России в XVIII-XIX вв., когда знать оторвалась от народа: стала говорить на другом языке, одеваться в иностранную одежду и насаждала чуждые нашему народу ценности.

Кроме общерусского значения, великий князь Иван III сыграл роль и в истории нашего края. Его сын Симеон был первым и единственным Калужским удельным князем. Калуга была удельным княжеством всего 13 лет с 1505 (смерть Ивана III) до 1518 (смерть Симеона). Кстати, князь Симеон покоится в Архангельском соборе Кремля, и на фреске у его надгробия он изображен с нимбом и надписью «Благоверный князь Симеон Калужский». В следующем году будет 500 лет со дня его преставления.

Хорошо бы в новых районах называть улицы в честь выдающихся личностей Древней Руси, а не только безликие Садовые, Березовые, Механизаторов и т.п. Почему не назвать проспект имени Ивана Третьего?

Это тот самый памятник, который собирались поставить в городе Александров Владимирской области, но установку отменили из-за разгоревшейся вокруг памятника общественной дискуссии. Поэтому его поставили в Москве -- безо всякой дискуссии.

На «Аллее Правителей» в Москве (Петроверигскийпереулок, дом 4, стр.1) появился новый экспонат - памятник Великому князю Московскому и всея Руси, Государю, первому царю всея Руси - Ивану IV Васильевичу.

Российскому военно-историческому обществу передан на ответственное хранение уникальный экспонат - памятник Ивану Грозному (скульптор - Василий Селиванов). Монумент должен был стоять в г. Александров Владимирской области, но установку отменили из-за разгоревшейся вокруг памятника общественной дискуссии.

Теперь скульптура стала музейным предметом и выставлена для всеобщего обозрения перед «Аллеей Правителей» в центре Москвы, на Китай-городе.


фото отсюда

Напомним, что «Аллея Правителей» создана Российским военно-историческим обществом в сквере, облагороженном в ходе реставрации здания в Петроверигском переулке, где ныне расположен «Музей военной формы одежды» РВИО.

Аллея призвана отобразить историю России в лицах ее правителей. Здесь установлены бюсты 33 человек, в тот или иной период осуществлявших верховное руководство страной - от великих князей периода образования Древнерусского государства до деятелей Временного правительства времен революции. Также в граните запечатлено генеалогическое древо рода Рюриковичей и ветви династии Романовых.

Воплотил образы правителей в бронзе Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Планируется, что до конца 2017 года «Аллею Правителей» пополнят еще 8 бюстов - от Владимира Ленина до Бориса Ельцина. Также на благоустроенной территории открыт «КиноСквер», где по вечерам проходят лекции, музыкальные вечера и кинопоказы.

Авторы памятника Ивану Грозному в Александрове увезли скульптуру из города

Руководство фонда «Русский витязь» и скульптор Василий Селиванов забрали у местных властей предназначавшуюся для города Александрова (Владимирская область) скульптуру Ивана Грозного. Сейчас они рассматривают другие варианты для ее размещения. Установка памятника в городе состоится, если районная администрация извинится за снос скульптуры с постамента, сообщает со ссылкой на президента фонда Дмитрия Лысенкова.

По мнению Лысенкова, на территории городского МГУП «Благоустройство», где хранился памятник, никто не гарантировал его сохранность, и авторы переживали за его физическое состояние. Сейчас скульптуру перевезли на склад фонда «Русский витязь».

Лысенков заявил, что ему пришло уже несколько предложений альтернативных мест для памятника, в том числе в Москве, в Тульской области, в Подмосковье и на юге России. Окончательное решение о переносе еще не принято, и представители «Русского витязя» не собираются демонтировать постамент стоимостью около одного миллиона рублей.

Районные власти заявили, что если «Русский витязь» все-таки увезет монумент из города, они найдут других инвесторов, и закончат проект. «Мы сделаем благоустройство набережной и обязательно поставим памятник Ивану Грозному», — заявил агентству глава администрации Александровского района Игорь Першин.

В конце апреля памятник русскому царю исчез с места установки, пока его автор — скульптор Василий Селиванов — ходил на обед. Свидетели произошедшего были уверены, что монумент украли. При этом в администрации города тогда заявили, что памятник увезли с их разрешения, поскольку его открытие перенесли на лето.

***
Там в общем дикая чехарда была: по заявлению мэрии памятник поставили некие лица на пьедестал по собственному почину,

Памятник установлен на главной площади Калуги перед зданием областного правительства. Иван III изображен припавшим на одно колено мощным движением выкинувшим правую руку вперед, в левой он держит скипетр с орлом. На монументе надпись: "Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов", построил Московский кремль, учредил герб России - двуглавого орла".

Участники митинга назвали открытие памятника историческим событием. Памятник, призванный увековечить эпоху правления Ивана III, установлен Российским военно-историческим обществом. За четыре года РВИО установлено около 200 памятников, но этот, как прозвучало на митинге, особый. Работа над ним шла все эти четыре года. Автор идеи художественного решения памятника - Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе талантливый скульптор Андрей Коробцов. Кончаловский не смог приехать в Калугу - он сейчас снимает фильм в Италии, но прислал видеобращение к калужанам, которое транслировалось на большом экране.

Жаль, что я не могу присутствовать на открытии. То, что в России не было памятника основателю государства - вопиющая несправедливость. Наконец, эта несправедливость устранена. Я всей душой с вами.

Андрей Кончаловский рассказал о создании монумента. По его словам, много художников старались создать образ Ивана Великого, но не у всех получилось. В конечном итоге была одобрена работа молодого талантливого скульптора Андрея Коробцова.

О возвращении справедливости по отношению к "одному из самых великих, мощных, эффективных, но почему-то недооцененному правителю" говорил и министр культуры РФ Владимир Мединский.

По сути, он был создателем того государства, наследниками которого мы все являемся, - подчеркнул Мединский. - … Когда мы говорим о последующих победах нашей страны, мы говорим о России, созданной Иваном Великим. Только три правителя получили имя "великих" - Петр, Екатерина и Иван III. Установка этого памятника - яркий исторический жест единства и преемственности истории.

В свою очередь глава региона Анатолий Артамонов подчеркнул, что установлен памятник человеку, который заставил весь мир признать территорию ранее раздробленных княжеств, как единое государство.

Споры вокруг установки памятника Ивану Великому в Калуге были, но не о надобности самого монумента. С этим калужане как раз согласны: место знаменитого стояния на Угре, положившего конец ордынскому игу бескровной "битвой", - вот оно рядом. Дискуссии, опросы общественного мнения велись о месте установки монумента. В конечном итоге большинство горожан согласились с переносом памятника Ленину с главной площади в сквер по соседству, где тот, к слову, исторически и стоял до 80-х годов прошлого века, и установить перед зданием областного правительства памятник Ивану Великому.

Установлен на справедливом месте, - подчеркнул Анатолий Артамонов. - Месте самоутверждения России.

На торжество пришли сотни калужан, соглашаясь с этой восстановленной справедливостью.

«Историческое открытие» орловского губернатора по поводу путешествия Ивана Грозного в Петербург вызвало волну веселья - в сети появилось множество шуток, саркастических наблюдений и остроумных рассуждений по поводу интеллектуального уровня наших правителей.

Но за этой действительно смешной историей пропадает совершенно не смешной факт - конкретный план создания и открытия в Орле памятника Ивану Грозному.

От этого проекта не отказались, он лишь отложен. Сам памятник уже существует, и губернатор Потомский - сторонник его установления. Он, конечно, решил на всякий случай спросить население Орла, но я почему-то догадываюсь, какой будет ответ.

Разговор по этому поводу актуален и не только потому, что есть риск появления в России первого памятника царю-тирану, которому не нашлось места на государственно-историческом памятнике «Тысячелетия России». Если это произойдет, то откроется дорога к установлению памятников многим другим душегубцам. И мы должны с горечью признать, что в обществе, или точнее, части его, существует запрос на подобные памятники.

Когда я только узнал об этом проекте, сначала не поверил, а потом первое, что мне пришло в голову были слова из пушкинской драмы: «Нельзя молиться за Царя Ирода, Богородица не велит». Думаю, у многих в памяти гениальная сцена с Юродивым в знаменитой опере Мусоргского.

Хотя эти слова были обращены к другому правителю, а не к царю Ивану, но христианский смысл от этого не меняется. Можно ли молиться за царя Ирода (а порой, как хотят некоторые сограждане, и царю Ироду), памятуя не только его преступления, но и некие заслуги перед державой?

Иван Грозный - был человек яркий, неординарный, глубоко образованный, и в первый период своего правления много обещал и много сделал, как государственный деятель… Значит, можно забыть все остальное?

На днях на улице я купил популярную книжку, которая сейчас продается практически везде (и явно успешно), - называется «Иван Грозный» из серии «Российские князья, цари и императоры», - тираж больше пятидесяти тысяч экземпляров. И был поражен, не обнаружив в этой книге разделов, посвящённых опричнине и массовому террору, текстов про разорение и уничтожению Новгорода.

Таким образом из Ивана Грозного ненавязчиво, путем исторических изъятий, делают «правильного» государственного деятеля, положительный миф, которым нормальный россиянин в принципе может гордиться. Если задуматься о ситуации в целом, то она представляется очень серьезной, поскольку подобную операцию в духе «позитивной истории» можно провести с кем угодно.

Происходит попытка сначала академической, потом народной, а потом в замысле определённых сторонников и православной канонизации (напомню, что в некоторых общинах и сейчас нелегально существуют так называемые «иконы» Ивана Грозного). Надо сказать, что это уже было в нашей истории. И в 30-е годы Сталин потребовал радикально пересмотреть исторический взгляд на Ивана Грозного, которого объявили борцом за создание централизованного государства.

Вождь чувствовал родство с героем, который косвенно оправдывал его собственные преступления и массовые репрессии. Этот новый взгляд был официально закреплен не только в советской исторической науке, но и знаменитом фильме Эйзенштейна, который Сталин лично распорядился переделать.

Кому равны Иван Грозный и Сталин

Практически все государственные деятели разных эпох и разных стран совершали неблаговидные поступки, объясняя их большими государственными интересами, а иногда и своими человеческими слабостями, которые не мешают признанию несомненных достижений. И существует много людей, которые любят выстроить ряд великих правителей России - Иван Грозный, Петр Первый, и Иосиф Сталин.

Однако в этой линейке - большая ложь. Между Петром Первым, с одной стороны, и Сталиным с Иваном Грозным, с другой, существует принципиальная разница, смысл которой может быть сформулирован просто: один был жестоким правителем, ломавшим страну через колено, а двое других преступниками и убийцами, которые не могут быть оправданы никакими реальными или мнимыми достижениями.

Здесь мы можем обратиться к древнеримскому опыту. В Древнем Риме существовала череда ярких императоров, но для римских историков и римского народа всегда была ясна разница между противоречивым государственным деятелем и преступником.

Римляне всегда ясно различали, что есть императоры-государственники, такие как Август, Адриан или Марк Аврелий, и есть преступники, тираны и убийцы, такие как Калигула или Нерон. Последним, как действующим императорам, тоже при жизни ставили памятники, но после их смерти (как правило, насильственной), эти памятники, по решению сената уничтожались, а имена этих императоров были прокляты в памяти народной.

То есть римляне видели существенную разницу между очень сложным и противоречивым, иногда жестоким императором - государственным деятелем, и убийцей, какие бы достижения ему не приписывали (к примеру, Нерон был известным актером и музыкантом, покровителем искусств) .

Ставить памятник преступнику - это тоже преступление. Потому что это не только оскорбление памяти уничтоженных людей, но и развращение следующих поколений. Ведь через этот памятник преступник оправдывается как герой и прославляется в веках. И это не вопрос исторических споров, что сделал или не сделал Иван Грозный, который жил в шестнадцатом веке. Это четкая подмена понятий в сознании людей.

Это тем более важно и болезненно в нашей стране, где не удалось избежать проблемы, в отличие от Древнего Рима, - как ставить и сохранять памятники убийцам и тиранам? Станция метро, носящая имя большевика Войкова, принимавшего участие в убийстве царской семьи, многочисленные памятники Ленину, призывавшего «расстреливать попов чем больше, тем лучше» и далее по списку…

Может быть, нужно разобраться с этим наследством, а не возводить новые памятники тиранам сейчас? Впрочем, уверен, что коммунист Потомский с товарищами хорошо понимает эту связь и, лоббируя памятник «грозному царю», держит в уме памятник другому тирану из его родной партии.

Народный мазохизм и сапог на лице

Однако орловский губернатор опирается и на народную поддержку. И далее главный вопрос: почему существует желание прославлять тиранов, даже если хорошо известно, что эти тираны были инициаторами массовых преступлений? Здесь есть самые разные версии.

Мне недавно встретилась такая, что это - проявления народного мазохизма, что есть люди, которые обожают, когда им лицо попирают сапогом. Еще одна версия, что, несмотря на все преступления, тиран - великий. Как про Сталина - он убил в репрессиях миллионы, зато выиграл войну.

Подобного рода оправдания существуют и для Ивана Грозного. Хотя надо сказать, что все без исключения великие русские «имперские» историки 19 века - Карамзин, Соловьев, Ключевский, чуть позже Платонов, - однозначно негативно оценивали и результаты правления, и саму личность Ивана Грозного.

В результате его действий был разрушен государственный порядок, в том числе благодаря разделению на земщину и опричнину, огромное количество людей было уничтожено (не только бояре со всеми семьями, но и простой люд), разрушены торговые центры страны, в том числе был разорен Великий Новгород. Да и внешнеполитическая деятельность - полный провал, достаточно напомнить, что была начисто проиграна Ливонская война, потребовавшая колоссальных усилий и жертв всей страны.

Правление Ивана Грозного для Московской Руси стало глобальной катастрофой. Этого мнения придерживаются почти все ведущие историки девятнадцатого века, которых я уже назвал. С ними согласно и большинство современных нам историков, можно вспомнить академические и научно-популярные труды Руслана Скрынникова, и работы академика Бориса Флори - его биография Ивана Грозного вышла в серии «Жизнь замечательных людей».

Последняя книга рассчитана на широкого читателя, но основана на детальном изучении всех источников. Там вполне недвусмысленно и неэмоционально рассказано, каким разрушительным преступлением для страны была опричнина и волны террора, в котором погибли тысячи невинных людей.

Общим место в оправдании Ивана Грозного стали разговоры о том, что во Франции или в Англии в ту эпоху погибало не меньше людей. Но это противоестественно - считаться количеством трупов. В Новгороде погибло, как минимум, более трёх тысяч человек, - огромное число для средневекового города, примерно десятая часть населения, остальные были изгнаны и обречены на голодную смерть.

При этом уничтожение происходило с максимальной и символической жестокостью, в жанре, который сегодня иногда называют «иконический перфоманс», потому что Иван Грозный убивал людей в Новгороде «художественно». В его сознании существовал образ адских мучений и Страшного суда, в частности трупы убитых новгородцев засовывали в разломанный лед Волхова, что должно было напомнить о страшных страданиях грешников в аду от нестерпимого холода.

Защитники Ивана Грозного любят поговорить о его благочестии, защите православной веры, регулярных покаяниях за преступления, правда забывают вспомнить, что покаявшись за одни преступления и разослав милостыню по православным монастырям вплоть до Синая, он немедленно совершал новые злодеяния.

Забывают и об исторических фактах, как «христианнейший правитель» лично участвовал в жестоких казнях, и хвастался иностранным гостям, что самолично растлил сотни девственниц. О его «православном» самосознании, пожалуй, точнее всех написал Василий Ключевский: «Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания…» («Курс русской истории»).

Итак, и объективные заслуги правления Грозного более чем сомнительны, и общий итог его правления сугубо негативный для страны. Но, повторяю, не в этом дело. Государственный деятель имеет право на ошибки, и не всегда правление заканчивается внешними успехами. Однако преступление - это понятие абсолютное, а не относительное.

От памятника недалеко до канонизации

Особенно странно, когда православные люди, христиане, стремятся не только оправдать тех же Ивана Грозного или Сталина, но и даже канонизировать их: мы знаем, что предложения по канонизации Ивана Грозного и Сталина существуют.

Русская Православная Церковь всегда давала на это отрицательный ответ, и объясняла, почему это невозможно, есть даже небольшая книга, посвящённая этому вопросу, в которой свое недвусмысленное мнение высказал покойный патриарх Алексий Второй. Но, тем не менее, такие предложения возникают постоянно и участились в наше время. На мой взгляд, открытие памятника Ивану Грозному может оказаться первым шагом к канонизации Ивана Грозного и Иосифа Сталина.

Подобное стремление некоторой части православных можно объяснить сложным синтезом в сознании многих людей, когда вера в Христа соединяется с обожествлением самодержавной власти, и это оказывается очень удобной доктриной для многих.

Эта тема прозвучала в фильме Павла Лунгина «Царь», где святой митрополит Филипп (Колычев), который приходит и принимает сан, чтобы верно служить царю, помазаннику Божьему, и одновременно другу его детства. Но в какой-то момент святитель понимает, что перед ним стоит выбор, потому что служение царю и служение Христу оказались несовместимыми.

Он выбирает Христа и идет против царя Ивана, сознательно отдавая себя на поругание и мученическую кончину. И этот выбор не выдумка современного режиссера, а реальный факт, отраженный в исторических источниках.

У властолюбцев, стремящимся совместить веру в Христа с обожествлением власти, есть даже своя эстетика. Когда христианство превращается в некую государственную идеологию, это воплощается в определённых формах.

Если мы сравним архитектуру, пространство византийского храма Софии Константинопольской и, к примеру, московского храма Христа Спасителя, мы увидим что в последнем тоже выдающимся архитектурном сооружении речь идёт не про Бога, а про сакральную, обожествленную власть, про прославление христианской империи.

Про то, что Власть и вера в Христа - это в сущности разные вещи, говорили и некоторые Отцы Церкви (вспомним свт. Иоанна Златоуста). Но речь не идёт о том, что Церковь должна быть в конфликте с Властью. Наоборот, как и в истории с митрополитом Филиппом, есть пути тесных связей, взаимодействия и сотрудничества. Но только с пониманием того, что глобальные цели веры во Христа и царской власти - разные.

Часть наших соотечественников не только не хотят видеть эту разницу, но явно предпочитают «божественное» самодержавие вере Христовой. Конечно, идеальна ситуация, когда ты можешь быть и с царём, и с Христом одновременно. Но, к сожалению, в истории довольно много случаев, когда эти ценности вступают в неразрешимый конфликт. И нужно всегда помнить о разнице глобальных целей.

Поэтому, когда мы отвергаем установку памятника Ивану Грозному, мы не говорим о конкретном проекте губернатора, или любом другом проекте. Мы говорим о гораздо более важном, об ином понимании христианства.

Многие из нас хотят сохранить это подлинное и первоначальное понимание христианства, когда слова Христа, его заповеди смирения и любви к ближнему, - критерий для оценки всех внешних явлений. Хочется помечтать о Власти, которая реально служит Богу и исповедует христианские ценности, а не пытается манипулировать ими в конъюнктурно- политических целях.