Низкая грамотность населения. Грамотность населения

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.

А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913)
Статистические очерки

ГЛАВА 11

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ В XIX И НАЧАЛЕ XX вв

Настоящая глава ставит своей задачей систематизацию и анализ основных статистических данных о грамотности населения в дореволюционной России по материалам за 1880-1914 гг.

Развивающиеся капиталистическая промышленность и сель­ское хозяйство предъявляли требования на грамотного работ­ника. Поэтому в послереформенный период можно отметить неко­торый рост образовательного уровня населения, хотя в общем он продолжал оставаться весьма низким.

Для более конкретного представления о культурной револю­ции, происшедшей в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, весьма важно сопоставить совре­менное состояние народного образования с уровнем его в цар­ской России. Известна исключительная необеспеченность населе­ния царской России школами. В. И. Ленин в статье «К вопросу о политике министерства народного просвещения» на основании анализа официальных данных за 1908 г. писал: «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти, впятеро меньше! Это значит, что около четырех пятых детей и под­ростков в России лишено народного образования!!

Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков, захвативших десятки и де­сятки миллионов десятин земли, захвативших и государственную власть » .

В царской России основная масса населения оставалась не­грамотной, а среди лиц со школьной подготовкой резко преобла­дали получившие лишь начальное образование. Учитывая это явление, основное внимание в исследовании мы сосредоточиваем на характеристике начального образования в стране.

Следует отметить, что по рассматриваемому вопросу мы не располагали сплошными сопоставимыми динамическими показа­телями за длительный период.

Соответствующие исчисления были нами произведены по материалам правительственной, земской и городской статистики народного образования. В дальнейшем изложении указаны де­фекты правительственной статистики народного образования. На­ряду с данными текущей статистики важнейшими источниками оказались также материалы специально проведенных переписей и обследований народного образования. В частности, для харак­теристики состояния начального образования в России за пре i-революционный период ценными оказались материалы переписи начальных школ, произведенной в 1911 г. под руководством ста­тистика В. И. Покровского.

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

В этой главе сгруппированы основные показатели, характери­зующие развитие грамотности населения России с 60-х годов XIX в. до 1913 г. Так как в течение всего рассматриваемого периода наблюдаются весьма значительные различия в грамотности город­ского и сельского населения, то мы считаем целесообразным при­вести раздельно соответствующие показатели.

Обратимся к основным показателям грамотности сельского населения, количество которых в пореформенный период до на­чала 80-х годов было ограничено. Данные о грамотности населе­ния за период 1880-1913 гг. имеются по значительному числу губерний. Для 60 и 70-х годов, помимо весьма подробных данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, заслуживают внимания также и показатели по Воло­годскому уезду, Области Войска Донского, Псковской, Вятской и Харьковской губерниям.

Таблица 236

В 1867 г. в Костромской губернии, в которой уже в течение многих лет были значительно распространены разнообразные от­хожие промыслы, грамотных среди сельского населения было 8,6%, в том числе среди мужчин-16,2% и среди женщин - 2,0%.

Следует отметить, что по отдельным уездам процент грамот­ных среди сельского населения был различен. Так, среди муж­ского населения Чухломского уезда грамотные составили 33,9%, Костромского - 23,1% и Солигаличского-23,1%. В то же время в Макарьевском уезде было всего 9,9% грамотных, в Варнавинском - 9,2% и Ветлужском - 4,8%. Еще более значительны различия в показателях грамотности были в отдельных воло­стях. В частности, в 1867 г. не было грамотных женщин в населе­нии 15 волостей уездов Нерехтского, Юрьевецкого, Макарьевского и Ветлужского. В текстовом обзоре материалов переписи 1867 г. В. Пирогов писал: «Как общий вывод, может быть принято заключение, что грамотность в Костромской губернии наиболее распространена в настоящее время в местностях с промышленным отхожим населением и промышленно-торговыми центрами» .

Обратимся ко второму источнику массовых статистических данных о грамотности сельского населения - материалам по­дворной переписи 1869 г. по Московской губернии .

Таблица 237

Грамотность сельского населения Московской губернии в 1869 г. по полу

В среднем по Московской губернии грамотных среди кресть­янского населения в 1869 г. было 7,5%, т. е. меньше, чем в Кост­ромской губернии. Различия в показателях грамотности по от­дельным уездам были весьма значительны: 11,5% -в Коломен­ском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% -в Верейском и Рузском уездах. Среди женского сельского населения Московской губернии грамотных было лишь 1,8%, а в некоторых уездах и того меньше: в Можайском - 0,5%, Рузском - 0,4%, т. е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная.

Несмотря на существенное значение первых массовых стати­стических данных о грамотности сельского населения Костром­ской и Московской губерний, эти показатели не могут быть при­няты как типичные для характеристики грамотности всего сель­ского населения России. Обе эти губернии были промышленными, и показатели грамотности в них в значительной степени превы­шали соответствующие средние данные по всей России. В част­ности, укажем, что по данным за 1867-1868 гг. грамотных среди принятых рекрутов было в среднем по России 9-10%, в Костромской губернии - 20,6%, в Московской - 19,1%.

В Вологодском уезде, по сведениям земской управы, в 1872- 1873 гг. среди мужского населения грамотные составляли 18,2%, среди женского - 0,7%, среди же всего населения.- 9,5% .

По материалам переписи населения Области Войска Донского в 1873 г. составлена следующая таблица о грамотности насе­ления:

Таблица 238

Грамотность населения Области Войска Донского в 1873 г.

Так как численность городского населения в этой области была незначительной, то в общем можно признать, что грамот­ность сельского населения была близка к этим показателям.

На еще более низком уровне находилась грамотность сель­ского населения некоторых-других губерний. В Псковской губер­нии по данным М. Семевского в 1863 г. среди 601,7 тыс. государственных и временно обязанных крестьян оказалось всего 10,5 тыс. грамотных и учащихся, т. е. 1,7%. Значительно ниже этого среднего показателя был процент грамотных среди времен­нообязанных.

М.Семевский писал, что в Псковской губернии «число гра­мотных казенных крестьян особенно должно показаться ничтож­ным, если мы заметим, что едва 1/3 из этого числа могут быть названы людьми вполне грамотными, остальные же знают молитвы, читают печать церковную, не все читают гражданскую, например, воспитанники и воспитанницы частных старообрядческих школ не читают ее, а только немногие способны разо­брать писанное, а еще реже сами написать письмо. О печальном состоянии грамотности в среде казенных крестьян можно судить и из того, что в числе 30 волостных голов и 2-х сельских старост только 13 могут подписать свое имя»

В отношении Вятской губернии мы располагаем интересными сведениями о числе грамотных среди вступивших в брак за 1870-1872гг. На основании так называемых «обыскных книг», в которых расписывались грамотные при вступлении в брак, С.Нурминским были составлены соответствующие ведомости по всем приходам Вятской губернии. По итоговым данным для сель­ского населения Вятской губернии в среднем за 1870-1872 г. грамотных среди в ступивших в брак оказалось 4,59%, в том числе среди мужчин-8,40%, женщин-0,78%. Но и эти показатели, несомненно,были выше средних показателей грамотности для всего населения Вятской губернии, так как относились к молодым возрастным группам!.

Г.Данилевский писал, что к 1января 1864 г. в Харьковской губернии на 1300 тыс. крестьян было 285 народных школ; всего учащихся в этих 285 школах 2790 человек обоего пола, следовательно, в губернии приходится 1 учащийся на 133 человека крестьянского сословия. И далее он приводил следующие свои примерные подсчеты о грамотности крестьянского населения, основанные на посещениях им до ста сел и деревень Харьковской губернии: «Оказывается, что где бы я ни был, на расспросы мои волостных правлениях палатских и бывших помещичьих крестьян, а также в штабах и канцеляриях южных поселений, мне отвечали, что действительно средним числом на сто душ крестьян каждого посещенного мною селения или волости грамотных, взрослых и малолеток, приходится в настоящее время не более 2- х и редко-редко 3 человека. Есть в действительности села и волости, особенно помещичьи и бывшие военные, где на 300 душ и более жителей нет ни одного грамотного» .

О грамотности сельского населения Симбирской губернии в середине 60-х годов М. Суперанский писал: «В общем грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любви к книгам, которые при том было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» .

Представляется возможным утверждать, что грамотные среди сельского населения России во второй половине 60-х годов со­ставляли примерно 5-6%; грамотность сельского населения от­дельных губерний за рассматриваемые годы была весьма раз­лична.

В статье «Суеверие и правила логики» , опубликованной в 1859 г., Н. Г. Чернышевский отмечал: «По самым щедрым рас­четам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Рус­ской империи, людей, умеющих читать, набирается до 5 миллио­нов. Но эта цифра, по всей, вероятности, слишком велика. Боль­шинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России, не превышающим 4 миллионов».

Таким образом, по этим «самым щедрым расчетам» число грамотных составило около 6% общей численности населения России.

Сельское население составляло преобладающую массу насе­ления России (по данным 1897 г.- 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения являлся и определяющим для общей грамотности всего населения страны.

Для характеристики изменений в грамотности сельского насе­ления, начиная с 80-х годов, мы располагаем уже массовыми данными по трем периодам, а именно: для первой половины 80-х годов (материалы подворных переписей), для 1897 г. (сплошные материалы первой всеобщей переписи населения) и 1910-1913 гг. (материалы подворных переписей населения ряда губерний).

Относительно уровня грамотности сельского населения России в первой половине 80-х годов можно судить по материалам двух сводных работ Н. Бычкова и Н. А. Благовещенского.

Таблица 240

Грамотность крестьянского населения по уездам Московской губернии в 1883 г.

Уезды

Процент грамотных и учащихся к населению

мужчин

женщин

обоего пола

Коломенский.

Сериуховский.

Бронницкий.

Московский.

Клинский.

Подольский.

Богородский.

Волоколамский.

Звенигородский.

Рузский.

Дмитровский.

Верейский.

Можайский.

Следует отметить, что в 42% крестьянских дворов Москов­ской губернии в 1883 г. не было ни грамотных, ни учащихся; среди сельских старост грамотных оказалось лишь 58,6%.

Приведем некоторые данные об отдельных губерниях, где грамотность сельского населения отставала от средней. В Кур­ской губернии по материалам подворной переписи первой поло­вины 80-х годов на 1000 крестьян обоего пола приходилось 47 грамотных (считая полуграмотных) и 15 учащихся. «Во всей губернии, - писал И. Вернер, - на 1000 семей приходится 222 семьи с грамотными членами и 773 семей, в которых нет ни одного грамотного. Подворная перепись обнаружила 823 общины, в ко­торых нет ни одного грамотного. Число грамотных мужчин го­раздо больше числа грамотных женщин: на 100 грамотных обоего пола приходится 96 мужчин и 4 женщины. Из 1000 учащихся - 970 мальчиков и 30 девочек».

Для характеристики грамотности крестьянского населения в начале 80-х годов представляют значительный интерес также расчеты В. В. Покровского в отношении крестьянского населения Тверской губернии, где были весьма развиты отхожие промыслы и где грамотность населения была более высокой по сравнению с другими губерниями.

«Все же громадное большинство крестьянского населения Тверской губернии до сих пор остается безграмотным, что легко можно видеть из следующего расчета: крестьян в Тверской гу­бернии, кроме детей до семилетнего возраста, 1 200 000; из них учится в школах 35 000, кроме того выучившихся грамоте, в шко­лах и дома, по сведениям 1881 г.- 115 500; следовательно, об­щее число грамотных и учащихся лишь немного превышает 150 000, неграмотных же и неучащихся в школах оказывается около 1 050 000 человек. Если допустить, что кроме 35 000 уча­щихся, о которых имеются сведения, еще столько же учится дома (предположение весьма преувеличенное), то и в таком случае число неучащихся, неучившихся и безграмотных крестьян Твер­ской губернии более миллиона»

Обратимся теперь к основным показателям грамотности сель­ского населения по полу и возрасту за 1897 г.

Таблица 241

Возрастные группы (в годах)

Общая числен­ность (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте:

60 и старше

Эти показатели исчислены по материалам разработки данных первой всеобщей переписи населения и относятся свыше чем к 108,8 млн. сельского населения. Грамотные составляли 17,4% всего сельского населения России. Процент грамотных среди женщин был в 2,6 раза ниже, чем среди мужчин (грамотных муж­чин 25,2%, женщин - 9,8%). Показатели грамотности для от­дельных возрастных групп также в значительной степени раз­личны. Так, среди населения в возрасте 10-19 лет (29,1%) и 20-29 лет (25,9%) грамотных было примерно в два раза больше, чем в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше.

При очень низком среднем проценте грамотных среди женщин в сельских местностях (9,8%) различия этого показателя по от­дельным губерниям были в 1897 г. весьма значительными. Так, среди сельского женского населения Ярославской губернии гра­мотных было 21,6%, Московской-14,4%, Воронежской - 4,4 %, Курской - 4,3 %, Орловской - 3,9 %, Пензенской - 4,3%, Полтавской - 4,1% и Харьковской - 4,0%, а в сельских местностях большинства губерний Средней Азии грамотных на­считывалось менее 1 %.

Для третьего периода (1910--1913 гг.) мы располагаем мате­риалами подворных переписей, а также специального обследова­ния по Олонецкой губернии. Эти данные о грамотности сельского населения относятся к населению с общей численностью около 11 млн. чел.

Таблица 242

Губернии

Число уездов

Период обследо­вания (годы)

Грамотные, полуграмотные и учащиеся (в процентах к численности населения)

мужчин

женщин

обоего пола

Московская.

4 (час­тично)

Тверская.

Олонецкая.

Тульская.

Харьковская.

Полтавская.

Вологодская.

Новгородская.

Калужская.

Самарская.

Симбирская.

Пензенская.

В среднем по указанным губерниям за период 1908-1913 гг. грамотных было 24-25% общей численности сельского населе­ния, причем по отдельным губерниям этот показатель колебался от 14,8% (Пензенская) до 41,7% (Московская).

Расхождение в показателях грамотности среди мужчин и жен­щин к 1908-1913 гг. несколько уменьшилось, но для сельского населения оно продолжало оставаться исключительно большим: в среднем по рассматриваемой группе губерний грамотных насчитывалось среди мужчин 38%, а среди женщин - в четыре раза меньше - 9%. Таким образом, 9/10 женщин в сельских местностях России в 1908-1913 гг. были неграмотны. Особенно резко выделяются в этом отношении Вологодская, Симбирская и Пензенская губернии, где процент грамотных среди женщин в 1910-1912 гг. был примерно в семь раз меньше, чем среди мужчин.

Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. по 1908- 1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным.

Изменения в грамотности городского населения России за Пореформенную эпоху представляется возможным проследить на ряде материалов по различным годам и периодам.

На основании материалов переписей городского населения, произведенных в отдельных городах за 1863-1879 гг., нами со­ставлена сводная таблица о грамотности населения ряда го­родов.

Таблица 243

Города

Годы переписи

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург.

Новочеркасск

Харьков.

Новгород.

Города Костром­ской губернии

Екатеринбург.

Николаев.

Ядрино Казанской губернии.

В приведенной таблице представлены города, в которых гра­мотность населения была относительно более высокой.

Колебания процента грамотных среди населения отдельных городов оказались довольно значительными. Сравнительно высо­кие показатели грамотности можно отметить в Петербурге, Мо­скве и Киеве. В среднем же по России на основании приведенных показателей можно считать, что в первой половине 1870-х годов грамотные составляли лишь несколько более трети всего город­ского населения.

Обратимся к сплошным данным о грамотности всего город­ского населения по материалам переписи 1897 г.

Таблица 244

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения в тыс.

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

.мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте: менее 10.

60 и старше.

Расхождение показателей грамотности мужчин (54,0%) и женщин (35,6%) в городах менее значительно, чем среди сель­ского населения. Сравнительно более высокий процент грамот­ности как у мужчин, так и у женщин наблюдается в возрастных группах 10-19 и 20-29лет.

Если сопоставить эти данные с данными за период первой половины 70-х годов, то мы увидим, что за 25 лет рост грамотности оказался небольшим. При этом необходимо учесть тот существенный факт, что за рассматриваемые годы в России про­исходил значительный рост городского населения, главным образом, за счет выходцев из сельских местностей, т.е. людей со сравнительно низким уровнем грамотности. Это обстоятельство сказывалось на показателях общего уровня грамотности в городах.

За последующие годы, после проведения переписи 1897г., отсутствуют сплошные данные о грамотности городского населения, а имеются лишь материалы переписей населения отдельных городов. Чтобы попытаться ответить на вопрос, какова же была грамотность населения в 1910-1913 гг. приходится сгруппировать имеющиеся данные в отношении отдельных городов и про­следить, какие произошли изменения по этим городам по сравнению с 1897 г. К сожалению, таких городов оказалось немного. Соответствующее сопоставление произведено в приводимой ниже таблице

Таблица 245

Города

Годы переписей

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург

Наряду с Петербургом и Москвой, в которых грамотность населения являлась относительно высокой, в таблице представ­лены только Баку, Харьков и Воронеж. Таким образом, эти дан­ные не могут считаться достаточно типичными для характери­стики грамотности всего городского населения в предреволю­ционный период. Но некоторые изменения в грамотности город­ского населения они в общем все же отражают. Грамотность городского населения этих городов с 1897 по 1913 г. увеличилась примерно на 20%.

Дополним приведенные показатели о грамотности городского населения России более подробными данными по отдельным круп­ным городам.

На основании сводных данных, полученных в результате раз­работки материалов ряда переписей населения Москвы, приводим основные показатели изменений грамотности населения Москвы за период 1871--1912 гг.

Таблица 246

Рассмотрим соответствующие показатели по Петербургу.

В статье В. И. Бинштока «Грамотность петроградского населе­ния по переписи 28 августа 1920 г.» приведены данные о гра­мотности населения Петербурга за 1869-1910 гг.

Таблица 247

Из данных таблицы видно, что грамотность женщин в течение всего периода отстает.

На основании материалов переписи 1910 г. нами исчислены следующие показатели грамотности населения:

Таблица 248

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

среди населения в возрасте от 6 лет и старше

муж­чин

жен­щин

обо­его пола

муж­чин

жен­щин

обо­его пола

В среднем.

В том числе в возрасте:

70 и старше

В среднем для всего населения указанных возрастов процент грамотных был равен 75,6, при соответствующих показателях для мужчин - 85,2% и для женщин - 64,3%. Таким образом, даже в 1910 г. около четверти петербургского населения в возрасте старше 6 лет были неграмотны.

Мы располагаем также данными об изменении грамотности среди детского населения Москвы и Петербурга за 1881 - 1910 гг. Приводим соответствующую таблицу, опубликованную П. Быч­ковым.

Таблица 249

Грамотность детского населения Петербурга и Москвы за 1881-1910 гг.

Города и годы переписей

Всего детей в возрасте 8-11 лет (в тыс.)

Из них неграмотных

в тыс.

в процен­тах

Петербург

1881 без пригородов

1897 с пригородами

1900 с пригородами

Как показывает эта таблица, в 1900 г. 22-23% московских и петербургских детей в возрасте 8-11 лет были неграмот­ными.

По весьма существенному вопросу о различиях в грамотности коренного и пришлого населения столиц ограничимся отдельными характерными данными.

Пользуясь материалами переписей населения столиц, произ­веденных в начале XX в., В. Михайловский в статье «Грамотность населения г. Москвы» опубликовал интересные данные о разли­чиях в грамотности коренного и пришлого населения. На основа­нии анализа материалов переписи Москвы 1902 г. он пришел к следующему выводу : «Коренное московское население, родив­шееся в столице и в ней проведшее свою жизнь, отличается весьма высоким уровнем грамотности: в возрасте от 8 лет и старше грамотно более 9/10 коренного мужского населения и более 4/5 женского. Напротив, в пришлом населении грамот­ность развита гораздо слабее; из пришлых мужчин неграмотно более ¼, а среди пришлых женщин наблюдается даже ужасаю­щая безграмотность: 3/5, а в- старших возрастах 3/4 пришлого женского населения не умеют ни читать, ни писать. В общем коэффициент безграмотности пришлого населения. слишком в два с половиной раза выше коэффициента безграмотности корен­ного населения Москвы». Необходимо при этом подчеркнуть, что пришлое население резко преобладало в составе всего населения г. Москвы.

Еще более значительной оказалась разница в количестве не­грамотных среди коренного и пришлого населения в Петербурге по данным переписи 1900 г. .

Таблица 250

Грамотность среди родившихся в Петербурге и пришлого населения в 1900 г.

Процент неграмотных среди пришлого населения Петербурга был примерно в три раза выше, чем среди группы родившихся в Петербурге.

Имеются данные об изменении грамотности населения по г. Харькову.

Таблица 251

Уровень грамотности в Харькове увеличился с 36,9% в 1866 г. до 66,6% в 1912 г., причем показатель грамотности среди жен­ского населения повышался в более интенсивном темпе. Не­смотря на эти различия в темпах, все же в 1912 г. грамотных насчитывалось в Харькове среди мужчин 74,2%, а среди жен­щин-58,6%.

Далее приводим показатели грамотности отдельных групп населения России. При исследовании изменений в состоянии гра­мотности населения существенное значение имеют данные о про­центе грамотных среди принятых на военную службу.

В «Военно-статистическом сборнике» были приведены сведе­ния о грамотности примерно 100 тыс. принятых рекрутов.

Таблица 252

Процент грамотных среди принятых рекрутов по отдельным губерниям в 1867-1868 гг.

В среднем среди принятых рекрутов грамотных в 1867-1869 гг. насчитывалось 9-10% со значительными различиями в проценте грамотных по отдельным губерниям. Очень показательно, что губернии с более развитой промышленностью и значительным отходом на заработки (первая группа в таблице) выделяются сравнительно более высоким процентом грамотных. Во второй же группе губерний процент грамотных колебался в пределах 2,8-4,7.

Мы располагаем сопоставимыми массовыми данными о дина­мике процента грамотных групп среди принятых па военную службу за 40 лет (1874-1913 гг.). Приводим эти данные:

Таблица 253

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Следует оговорить, что эти показатели не являлись характер­ными для динамики грамотности всего населения. Существенное значение их состоит в том, что они в общем отразили изменения в динамике грамотности мужчин в возрасте 20-24 лет. Развитие школьной сети за рассматриваемый период не могло, понятно, значительно повлиять на рост грамотности населения старших возрастных групп. Внешкольным путем приобреталась грамот­ность лишь отдельными группами населения. Необходимо также отметить, что процент грамотных среди общей массы призывав­шихся на службу, очевидно, был ниже, чем среди принятых на военную службу. Так, в работе «Народное образование в Курской губернии» были опубликованы данные за 22 года (1874- 1895 гг.) о числе грамотных как среди призывавшихся, так и среди принятых на военную службу по Курской губернии. Грамотные за этот период составляли среди призывавшихся по этой губер­нии 16,8%, а среди принятых - 25,0%. Следовательно, процент грамотных среди принятых был почти в 1,5 раза выше, чем среди призывавшихся. Столь большое расхождение несколько умень­шилось к 1895 г., составив среди призывавшихся 29,2% грамот­ных, а среди принятых - 37,5%. В общем следует считать, что показатели грамотности среди принятых на военную Службу были примерно в два раза выше показателей грамотности, исчисленных для всего населения.

Данные таблицы показывают, что за 40 лет (1874-1913 гг.) процент грамотных среди принятых на военную службу сильно повысился, но и при этом в 1913 г. около одной трети (32,2%) принятых на военную службу были неграмотными.

Рассмотрим данные о проценте грамотных среди принятых на военную службу по губерниям Европейской России на три даты за период 1874-1883 гг. до 1904 г.

Таблица 254

Грамотность принятых на военную службу по 50 губерниям Европейской России за 1874-1883, 1894 и 1904 гг.

Процент гра­мотных

Губернии

Процент гра­мотных

1874 -1883 гг.

1894 г.

1904 г.

1874-1883 гг.

1894 г.

1904 г.

Лифляндская.

Новгородская

Эстляндская.

Костромская.

Курляндская.

Рязанская.

Ярославская.

Тульская.

Петербургская

Калужская.

Московская.

Архангельская

Тверская.

Олонецкая.

Владимирская.

Смоленская

Нижегородская

Гродненская.

Таврическая.

Воронежская.

Вологодская.

Могилевская.

Область Войска Донского.

Минская.

Вятская.

Харьковская.

Орловская.

Пензенская.

Черниговская.

Витебская.

Астраханская.

Киевская.

Симбирская.

Самарская.

Херсонская.

Казанская.

Полтавская.

Оренбургская

Тамбовская.

Ковенская.

Пермская.

Подольская.

Виленская.

Псковская.

Волынская -.

Екатеринославская.

Бессарабская

Саратовская.

Уфимская.

Колебания в показателях за рассматриваемый период оказа­лись весьма значительными. В общем относительно высокие по­казатели наблюдаются в прибалтийских губерниях, а также в группе более промышленных губерний, в частности в Ярославской, Петербургской, Московской, Тверской и Владимирской. Процент грамотных среди принятых на военную службу отставал от сред­него по стране в группе украинских и восточных губерний.

И в 1904-1913 гг. процент неграмотных среди рассматривае­мой группы все еще продолжал оставаться значительным. Часть неграмотных обучалась грамоте во время службы, причем обуче­ние солдат грамоте стало обязательным лишь с начала XX в. Характерно, что одним из основных мотивов введения обяза­тельного обучения грамоте в армии явилось стремление комплек­товать унтер-офицерский состав из среды темных и наиболее забитых элементов деревни. Это стремление достаточно ярко отражено в «Объяснительной записке к проектам положений об обучении нижних чинов». В записке сказано: «По общим отзывам компетентных практиков дела, надежнейшие и наиболее желатель­ные унтер-офицеры - это бывшие землепашцы, сохранившие еще в себе зачатки семенной дисциплины, постепенно исчезающей уже в городах и фабричных районах. Но так как большинство таких новобранцев, происходящих обыкновенно из глухих уездов, неграмотны, то на помощь, для открытия им дальнейшего служебного движения, должны придти войсковые школы, значе­ние которой окажется тогда громадным»

При общем низком уровне народного образования в царской России наиболее отставали по степени развития народного обра­зования нерусские национальности. Царизм упразднял местную школу, чтобы держать массы в темноте.

Исключительно резкое отставание грамотности необходимо отметить для нерусских национальностей Средней Азии. Так, по данным переписи 1897 г. показатели грамотности для 7,7 млн. населения Средней Азии были следующие :

Таблица 255

Показатели грамотности населения Средней Азии в 1897 г.

В заключение приведем дополнительные данные о грамотности всего населения дореволюционной России. Имеются сплошные показатели грамотности всего населения России лишь по данным первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. По этим показателям можно судить об уровне грамот­ности всего населения России к концу XIX в. Основные показа­тели грамотности всего населения России приведены в следующей таблице :

Таблица 256

Грамотность населения России в 1897 г.

Всего грамотных в стране было в 1897 г. 21,1%. Исключи­тельно резко выступает различие в грамотности мужчин и жен­щин, городского и сельского населения. Так, среди мужчин гра­мотных насчитывалось в 2,3 раза больше, чем среди женщин. Показатели грамотности населения Кавказа, Сибири и особенно Средней Азии в значительной степени отставали от соответствую­щих показателей по Европейской России.

В следующей таблице рассматриваемый показатель по губер­ниям колебался в весьма значительных размерах:

Таблица 257

Грамотность населения Европейской России в 1897 г. по губерниям

Губернии

Процент грамотных

Губернии

Процент грамотных

Эстляндская

Владимирская

Лифляндская

Херсонская

Курляндская

Олонецкая

Петербургская.

Витебская

Ковенская

Тверская

Московская

Костромская

Ярославская.

Саратовская

Гродненская

Архангельская.

Виленская

Новгородская

Таврическая.

Область Войска Донского

Самарская.

Волынская

Нижегородская.

Могилевская

Екатеринославская.

Полтавская

Тульская.

Харьковская

Оренбургская.

Уфимская

Рязанская.

Тамбовская

Калужская.

Воронежская

Пермская.

Вологодская.

Черниговская.

Бессарабская

Киевская.

Симбирская

Казанская.

Астраханская.

Подольская

Орловская.

Пензенская

Смоленская.

Псковская

Так, процент грамотных в первых трех губерниях (70-78%) почти в пять раз превышал процент грамотных в четырех послед­них губерниях (14,6-15,5%). Из губерний со сравнительно вы­сокими показателями, помимо трех прибалтийских, отметим также Петербургскую, Московскую, Ярославскую. По данным за 1897 г. в шести губерниях - Бессарабской, Симбирской, Астра­ханской, Подольской, Пензенской и Псковской - процент грамот­ных колебался в пределах 14,6-15,6%.

Основные показатели грамотности всего населения России по полу и возрасту даны в следующей таблице:

Таблица 258

Грамотность населения России в 1897 г. по полу и возрастным группам

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте:

60 и старше.

Если не принимать во внимание первую возрастную группу (менее 10 лет), в которой значительная часть не обучалась еще грамоте, то в остальных группах по мере перехода к более стар­шим мы наблюдаем падение процента грамотности: с 33,5% в возрасте 10-19 лет до 14,8% -в группе 60 лет и старше.

Весьма характерными являются значительные различия про­цента грамотных среди населения различных возрастных групп у мужчин и женщин.

Представляет интерес исчисление грамотности населения России в годы, непосредственно предшествующие Великой Октябрьской социалистической революции . Так как за этот период мы не располагаем материалами о грамотности населения, то соответствующие показатели о грамотности нам пришлось исчислить, в основном используя для этого имеющиеся массовые данные в отношении грамотности сельского и городского населе­ния. Если полученные нами показатели и не абсолютно точны, то все же они дают общее представление о прошедших за 16-17 лет сдвигах.

По данным подворных переписей 12 губерний, произведенных преимущественно в 1910-1913 гг., грамотных среди сельского населения оказалось 24,0%. В этих же губерниях среди сельского населения в 1897 г. было учтено 17,8% грамотных (рост по сравнению с 1897 г. на 3.8,2%). Процент грамотных среди город­ского населения за эти же годы увеличился примерно на 20%. Общий процент роста грамотности определяется в 34,8%. При­нимая во внимание, что грамотность всего населения России в 1897 г. составляла 21,1%, мы исчисляем грамотность населения для 1910-1913 гг. примерно в 28,4%. Но данные подворных пере­писей относились главным образом к 1910-1913 гг., а частью даже к 1908-1909 гг. Поэтому процент грамотности для 1913 г. следует повысить примерно до 30%, а для населения России в возрасте от 8 лет и старше он может быть исчислен в 38-39 %.

Все эти данные свидетельствуют о том, что за 50-летний с лишком период развития капиталистической России успехи в об­ласти роста элементарной грамотности среди населения были весьма незначительны. В 1913 г. свыше 60% всего населения страны в возрасте старше 8 лет были неграмотными, а грамот­ность среди нерусских национальностей находилась на еще более низком уровне. По переписи 1911 г. только 23,8% детей в воз­расте 7-14 лет обучалось в сельских начальных школах. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции была ликвидирована эта исключительная культурная отсталость страны.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

За ряд лет пореформенного периода первые сводные данные о числе школ и учащихся были опубликованы за 1863 г. , согласно которым численность учащихся в 1863 г. превышала 1 млн. чел. (1 155,8 тыс.), в том числе в народных школах (без частных школ) обучалось 928 тыс. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг. было сказано: «…более половины названных училищ принадлежит к категории школ, содержимых при церквах православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще ничем не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Ниже мы приводим официальные данные о числе низших учебных заведений и учащихся в них по ведомствам и видам училищ за 1863 г.

Таблица 259

Помимо безусловно значительного преувеличения числа школ и учащихся в них, следует также принять во внимание и то обстоятельство, что вновь созданные школы не имели хороших преподавательских кадров и обслуживались преимущественно учителями весьма невысокой квалификации.

Нельзя не отметить также широкое развитие в 60-х годах крестьянских школ грамоты.

Важнейшим источником при исследовании динамики численности начальных школ и учащихся в них в течении пореформенной эпохи являются ежегодные отчеты министра народного просвещения, которые неоднократно подвергались критике в печати.

Так, Г. Фальборг и В. Чарнолусский писали: «Способ составления отчетов министра -исключительно бюрократический: инспектора народных училищ представляют свои годовые отчеты директорам, директора- попечителям, а попечители министерству.

Каждая из этих инстанций ограничивается простой механической сводкой получаемых отчетов, без всякого критического к ним отношения. Ни у попечителей, ни у министерства нет точных данных о классификации»народных» училищ, отчеты о которых они получают» .

В общем сопоставимыми данными о динамике числа начальных школ мы располагаем по отчетам Министерства народного просвещения с 1871 г.

Таблица 260

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг.

Число учащихся в этот период увеличилось на 130,7%, а среднегодовой прирост численности учащихся составил 63 тыс. Однако качество обучения в начальных народных школах находилось на очень низком уровне. Даже в официальных отчетах министра народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока…полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения ».

Народное образование в последующие годы характеризуется следующими данными:

Таблица 261

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1885-1900 гг.

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Как видно из таблицы, число начальных школ увеличилось на 11 635, а численность учащихся в них возросла на 1035 тыс., или на 66,4%. Средний годовой прирост учащихся составил 67 тыс. человек и почти совпадал с соответствующими показате­лями за предыдущие 1871 - 1885 гг.

Усиленное насаждение царским правительством церковно­приходской школы в 80-90-е годы XIX в. в значительной степени повлияло на то, что за все десятилетие 1885-1895 гг. число уча­щихся в школах Министерства народного просвещения увеличи­лось лишь на 420 тыс., или на 27%. Но во второй половине 90-х годов рост численности учащихся был более значительным.

На основании данных, опубликованных в издании «Стати­стические сведения по начальному образованию в Российской империи» , составлена следующая таблица о сравнительной динамике численности учащихся в начальных городских и сель­ских школах за 1885 и 1898 гг.:

Таблица 262

Характерно, что число учащихся в городских школах за эти годы увеличилось па 43,5%, в сельских школах - на 99,3%. Но несмотря на это отсталость народного образования в дореволю­ционной России оставалась печальным фактом.

Так, по исчислению В. И. Фармаковского, в 1898 г. учащиеся в начальных школах составляли 3,2% численности всего населе­ния страны, причем для мальчиков - 4,8% и для девочек - 1,6%. Численность неучащихся детей в 1898 г. Фармаковский определял в 7486,5 тыс. чел., или в 64,5% общей численности детей школьного возраста (8-11 лет).

Особый интерес представляют данные о развитии народного образования в России за 1900-1914 гг.

Казалось бы, с грамотностью в XXI веке особых проблем возникать не должно. Однако, по данным ЮНЕСКО, сегодня около 781 млн. взрослых в мире не умеют правильно читать и писать. Причем неграмотное население есть и в развитых странах. Мы решили подробнее узнать о статистике, основных факторах и географии неграмотности на планете.

Показатели грамотности среди взрослых и молодежи

Как уже отмечалось, на планете 781 млн. неграмотных взрослых людей. Такие показатели по состоянию на 2012 год в сентябре прошлого года обнародовал Институт статистики при ЮНЕСКО. К категории взрослых статистики относят людей старше 15 лет. Исследователи также выделяют среди них группу молодежи — людей в возрасте от 15 до 24 лет, неграмотных среди которых 126 млн. За последнее десятилетие эти показатели стали меньше, однако вопрос остается актуальным, особенно в гендерном аспекте, ведь в обоих случаях — среди взрослых в целом и молодежи в частности — две трети (более 60%) неграмотных являются представительницами женского пола.

Почему неграмотных женщин больше?

Среди причин такого неравенства культурные и социальные нормы той или иной страны, низкий уровень качества жизни и т.д. Так, к примеру, в Индии только одна из трех девушек заканчивает начальную школу. Они бросают учебу, потому что вынуждены помогать по хозяйству дома, ухаживать за меньшими братьями-сестрами или больными родственниками, устраиваться на работу, чтобы заработать на жизнь. Кроме этого, многие родители скорее инвестируют в обучение своих сыновей, чем дочерей, учитывая сложившиеся в обществе традиции и нормы. Также во многих развивающихся странах преградами на пути обучения девушек становятся ранние браки и материнство.

Обычно представительницы слабого пола в таких странах просто не имеют возможности ходить в школу. В то же время, даже если такая возможность существует, то социальный и семейный уклад влияет на уровень полученных знаний. Из-за нерегулярного посещения занятий и невыполнения домашних заданий успешность девушек падает, что часто также ведет к исключению из школы.

Правительства стран, в которых существуют проблемы с грамотностью среди женского населения, пытаются повлиять на ситуацию. Так в Азербайджане попытка улучшить статус женщин заключалась в обеспечении бесплатного образования, реформы о равенстве прав и активной поддержке лидерства среди женщин. Однако такие шаги могут быть эффективными в городах, но в отдаленных сельских районах сложнее противостоять древним традициям патриархальных сообществ. В Эфиопии, например, запрещается заключать браки до 18 лет. Несмотря на это молодые девушки часто становятся жертвами «похитителей», которые таким образом получают невест для своих сыновей, причем похищая учениц прямо по дороге в школу. Сам страх перед такими действиями ведет к тому, что родители запрещают своим дочерям ходить в школу. По Африке стоит также отметить, что в некоторых странах континента хорошее образование девушки повышает, так сказать, «цену» за нее как за невесту (речь идет о своеобразном для этих стран выкупе).

География грамотности

Уровень грамотности зависит также от уровня достатка страны, поэтому самые низкие показатели грамотности в развивающихся странах. Так меньше 50% грамотных насчитывается в 14 государствах, принадлежащих преимущественно к Субсахарной Африке, Южной и Западной Азии. Среди них Афганистан, Бенин, Буркина-Фасо, Гаити, Гвинея, Эфиопия, Кот-дИвуар, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Сьерра-Леоне, Центральноафриканская республика, Чад.

В то же время за последние двадцать лет страны арабского мира, Южной и Западной Азии существенно улучшили ситуацию с грамотностью. Так за период между 1990 и 2012 годами количество грамотного населения в арабском мире выросло с 55% до 78% среди взрослых в целом и с 74% до 90% среди молодежи в частности. В Южной и Западной Азии эти показатели изменились следующим образом: с 47% до 63% среди взрослых в целом и с 60% до 80% среди молодежи.

Отдельно хочется сказать об Афганистане, который в 2011 году впервые за последние более чем тридцать лет обнародовал свои новые показатели, и где можно наблюдать значительный прогресс, ведь, по новым результатам, доля грамотного взрослого населения в стране достигла 32%, по сравнению с 18% в 1979 году. Если рассматривать отдельно возрастную группу от 15 до 24 лет, то в ней этот показатель вырос с 30% в 1979 году до 47% в 2011. В то же время гендерное неравенство остается в Афганистане высоким: только 18% взрослых женщин умеют читать и писать, по сравнению с 45 % среди мужчин. У молодежи ситуация несколько лучше: 32% грамотных представительниц женского пола и 62% мужской.

Больше всего неграмотного населения проживает в Индии — 287 млн., что составляет 37% от общего количества неграмотных в мире. Такие цифры обнародовало ЮНЕСКО в еще одном исследовании — The EFA Global Monitoring Report. В целом уровень грамотности в Индии вырос с 48% в 1991 году до 63% в 2006 (последние показатели были предоставлены именно в этом году). Однако рост численности населения нивелировал достижения, поэтому количество неграмотных взрослых индийцев осталось без изменений. За период между 1985-1994 и 2005-2011 годами выросли показатели неграмотности, преимущественно так же в результате роста населения, и в Бангладеш, Нигерии, Эфиопии. В то же время Китай за этот же промежуток времени сумел достичь значительных результатов в борьбе с неграмотностью, уменьшив количество неграмотных на 130 млн. или на 71%.

Есть неграмотные и в развитых странах, таких как США, Германия. Например, в Германии проживает 7,5 млн. неграмотных людей, что составляет около 9% от общей численности населения страны.

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Одним из лживых мифов о царской России начала ХХ века остаётся миф о «тёмной крестьянской массе» и «почти поголовной неграмотности». Это не так. Уровень грамотности очень быстро рос во всё время правления Николая II, и особенно быстро в 1906-1917гг. Об уровне грамотности иолодых крестьян можно судить по данным призывников в армию, более 80% которых составляли крестьяне – уже к 1913 году более 70% призывников были грамотны. Но обо всём по порядку.

Грамотность по переписи населения 1897 года

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год , признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) - 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин.

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. . К началу XX века Россия сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.

По экстраполяционым оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX и начала XX века грамотность сельского населения росла на 1,8% в год.

Грамотность в Российской империи в начале XX века

Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена, однако, из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена. Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года)(с.146).

Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями.

БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев):

Процент неграмотных призывников в России:

Процент неграмотных призывников в России

Годы 1896 1900 1905 1913

% неграмотных 60 % 51 % 42 % 27 %

Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).

Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать) При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).

По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко, написанной по результатам социологических исследований (конца XIX - начала XX вв) нескольких групп учёных Императорских научных обществ царской России, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин (c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года. Средства на формирование фондов сельских библиотек, включая покупку книг и подписку на периодику, собирались со всех крестьян, включая неграмотных..

Меры по развитию начального образования в России а начале XX века

Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.

Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году , и окончательно к 1910-1912. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе числе школ неуклонно уменьшалась).

Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». В 1896-1904 гг издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ(с.128).

Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX- XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся начиная с царствования Николая Первого представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны)(с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии, и затем в вузы (с.119-120).

К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С.Волкова, доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.

ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ 1907 ГОДА

Проект всеобщего начального образования

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил, и, вопреки некоторым не опирающимся на факты предположениям, закон о всеобщем, обязательном и бесплатном начальном образовании в царской России принят не был. - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут:

«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».

Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным.

Новый энциклопедический словарь 1916 года(с.127) отмечает также:

«С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения» .

«В течение 1908-1915гг кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 - на 6 900 000 р., в 1909 - на 6 000 000 р., в 1910 - на 10 000 000 р., в 1911 - на 7 000 000р., в 1912 - на 9 000 000 р., в 1913 - на 10 000 000 р., в 1914 - на 3 000 000 р., в 1915 - на 3 000 000 р.»

Как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ . Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года

Необходимо отметить, что не только в России, но и в других странах Европы законы об обязательном начальном образовании вводились не «одномоментно» (с даты принятия Закона правительством, или парламентом), а на протяжении десятков лет, с бурными дебатами в парламентах: «Законы о всеобщем начальном образовании в разных странах были приняты в разное время и их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой.

Например, в Англии пакет соответствующих законодательных актов введен в действие между 1870 и 1907 годами после того как была преодолена серьезная оппозиция (настаивавшая на невмешательстве государства в этот вопрос). Следует отметить, что формальное законодательное введение всеобщего обучения вовсе не всегда означало реальное его введение»(c.55) – и далее Д. Сапрыкин приводит в пример Италию, где, хотя Закон был официально введен в 1877 году, на практике он не соблюдался вплоть до окончания Первой мировой войны.

В РИ наоборот, хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917г еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек) (с.708-709).

Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению - к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход.

На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года, был следующий:

губернии Московская и Петроградская 81-90% , 7 губерний 71-80% , 20 губерний 61-70% ...."

Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914\1915гг, а при таких темпах к 1924\1926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России .

Конечно, уровень грамотности и развитие школ в регионах с преимущественно инородческим населением (как в Средней Азии) значительно отставали.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей. В педагогических вузах и семинариях МНП обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся . Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82.8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных)профессионально подготовленных учителей, то к 1914 - уже соответственно 96 и 98.7%

ПЕРСПЕКТИВЫ ВСЕОБЩЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОСЛЕ 1917 ГОДЕ

Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России? – По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство»(с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем, по сострянию на 1914 год «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году) .

Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет

«Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую:

1) 3-4 летний цикл начального образования,

2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,

3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),

4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. …

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности» .