Обобщенно отвлеченный характер изложения. Научный стиль

ВСЕНАРОДНАЯ ПАМЯТЬ

В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая еще женщина. У нее добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей. Шли годы, ребятишки учились, взрослели и расходились из лесного пристанища по своим неизведанным дорогам. И вот настала минута, когда она распрощалась с последним из младших и осталась в этом доме одна. Она не жалеет о своей нелегкой судьбе, которую во многом определила ее доброта, проявившаяся в трудный час…

Все дальше уходит война в невозвратное прошлое, эта самая большая война, но шрамы от ее страшных когтей нет-нет да и проглянут в привычном благополучии нашей сегодняшней жизни. Минуло столько лет, а память о ней жива в сознании народа, в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - немецким фашизмом! Четыре военных года по концентрации пережитого не сравнимы ни с какими другими годами нашей истории. Кроме того, война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием.

Но память человека, к сожалению, ограничена в своих возможностях. То, что недавно еще было памятно тебе, по прошествии лет постепенно затягивается туманной дымкой забвения, и уже требуется усилие, чтобы вспомнить имена иных фронтовых товарищей, даты некогда так хорошо памятных боев, названия сел и урочищ, которые, казалось бы, на всю жизнь врезались в твою память. К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям.

В этом смысле огромнейшая задача ложится на наше искусство и литературу, обладающие, как известно, завидной способностью остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа. Действительно, за послевоенные годы всеми видами искусства создано немало замечательных произведений на темы минувшей войны, а литература обогатилась книгами, которые, можно надеяться, явятся надежным свидетельством о ней на многие грядущие десятилетия. Но все необозримое многообразие народного подвига в огневые годы войны, героизм сражающихся миллионов, полная не меньшего героизма и самоотверженности работа советского тыла таят в себе немало неосвещенных, а то и забытых страниц. Нужно как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств об этой небывалой в истории войне, рассказанных по радио и телевидению, написанных воспоминаний, очерков, статей.

Надо отдать должное нашей прессе и нашим издательствам - за послевоенные годы напечатано множество материалов о прошлой войне, принадлежащих перу видных военачальников, партизанских и партийных руководителей. Среди них немало интересных воспоминаний, освещенных незаурядностью личности авторов.

Читающая общественность отметила появление необычной книги рассказов о злодеяниях оккупантов на белорусской земле «Я из огненной деревни», записанных А.Адамовичем, Я.Брылем и В.Колесником. Совсем недавно тот же А.Адамович в соавторстве с Д.Граниным опубликовали «Главы из Блокадной книги» о людях осажденного Ленинграда. Несколькими годами ранее наша литература обогатилась чрезвычайно содержательными военными дневниками К.Симонова.

Трудно переоценить значение того дела, которое делают вышеназванные и другие авторы. Большая заслуга в этом жанре принадлежала С.С.Смирнову с его «Брестской крепостью». Эта и последующие его книги, построенные на скрупулезной фактической достоверности, свободные от всегда сомнительного в таких случаях беллетристического элемента, страстно ратующие за воздание должного непризнанным, а то и забытым героям войны, явились откровением для своего времени.

Разумеется, литература не может не сознавать свой долг как по отношению к забытым страницам войны, так и по отношению к ее героям, ветеранам многих сражений, обладающим уникальным опытом, но, по ряду причин, не имеющим возможности должным образом запечатлеть его на бумаге. При Союзах писателей ряда республик созданы и работают комиссии по военной литературе, опытные авторы разбирают рукописи воспоминаний, помогают их доработке. Немало книг ежегодно выходит в литературной записи профессиональных литераторов. И в данном случае весьма важным является не только профессиональное мастерство литературного помощника автора, но так же и его жизненный и военный опыт, степень владения материалом.

Но, к сожалению, бывает и так, что автор литературной записи, должно быть, не располагая добротным оригиналом и не обладая личным военным опытом, ограничивается в своей работе более или менее грамотным изложением фактов и впадает в еще больший, на мой взгляд, грех - насильственную беллетризацию материала. И тогда на протяжении многих страниц читателю предлагаются бесконечные разговоры персонажей, поданные в их прямой речи, якобы имевшей место в действительности, что само по себе уже вызывает сомнение.

Каждый литературный жанр имеет свои законы, присущие ему одному особенности, и многое из того, что обязательно для художественной литературы, совершенно противопоказано литературе документальной. И уже совсем непозволительно, когда имя такого литературного помощника значится на обложке книги рядом с именем ее настоящего автора, а то и вместо него. Возможно, подобная трансформация не преступает юридические или литературные нормы, но, кроме них, существуют же и этические нормы, так что простая замена первого лица третьим в данном жанре еще не дает права на авторство.

Довольно распространенной, как и не менее огорчительной ошибкой пишущих о пережитом в годы войны является стремление создать на ее материале роман или повесть, вместо того чтобы подробно, строго придерживаясь фактов, и без малейшего вымысла написать о том, что было и что хорошо запомнилось. Не обладая должными литературными навыками, эти люди при всей похвальности их намерений затрачивают массу времени на создание произведения, заранее обреченного на неудачу, после чего следуют неизбежное разочарование, необоснованные обиды на редакторов и консультантов. Всего этого можно и должно избежать, если автор будет ясно сознавать стоящую перед ним задачу и разумно соизмерять с ней собственные литературные возможности.

Не следует, конечно, полагать, что все написанное в различных видах и формах воспоминаний будет опубликовано в печати. Многое останется в рукописях, станет документом семьи либо будет сдано в музеи и архивы, где сохранится на длительное время и в конце концов найдет своего благодарного читателя.

Планы и возможности наших издательств, как известно, ограниченны, но нельзя не признать также, что издательства еще недостаточно работают с ветеранами, стимулируя их к созданию книг о войне, недостаточно ведут поиск интересных рукописей, а из того, что самотеком поступает в издательства, многое так и не находит дороги к читателю по причине производственной трудоемкости или необычности материала. Особенно если автор такой рукописи - рядовой участник войны и после нее не так уж много преуспел.

Я знаю живущего в Гродно бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, человека, действительно прошедшего всю войну от первого ее дня до последнего, много пережившего и много на ней повидавшего. Обладая удивительной памятью относительно всего, что касается той поры, он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц на машинке. Это искренний и правдивейший документ - свидетельство о величайшей из войн, увиденной глазами ее рядового участника, но пока еще не нашедший своего издателя.

Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, сделать это в любой доступной для него форме.

Мы, литераторы, а также издатели, журналисты должны помочь тем, кто не имеет достаточных для того возможностей. И старый заслуженный генерал, прошедший свою дивизию от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и безвестная женщина, воспитавшая шестерых сирот, могут и должны поведать истории и человечеству о пережитом ими в лихую годину.

Многие уже написали, другие пишут. Отрадно, когда за перо берутся не только люди, обладающие определенным досугом, но и чрезвычайно занятые люди, для которых несколько свободных часов в неделю - трудноразрешимая проблема. Недавно мы с другом журналистом были на приеме у одного из белорусских министров, который в конце разговора доверительно сообщил, что собирается написать книгу. Мы, конечно, дружно поддержали это намерение, и один из нас, подумав о постоянном дефиците его времени, сказал, что надо подыскать помощника.

А нет! - решительно заявил министр. - Такое дело я не могу доверять никому. Только сам!

Что ж, похвальное решение!

9 февраля в Минске закончилось всесоюзное совещание, созванное Союзами писателей СССР и БССР. Несколько дней известные писатели и литературоведы обсуждали проблему «Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны и современная документальная литература». Определены задачи, стоящие не только перед документальной, но и художественной литературой о войне. Главный же вывод таков: все мы, участники минувшей войны, каждый в меру своих сил и возможностей должны неустанно свидетельствовать перед народом и историей о нашем уникальном опыте, явившемся для многих также и огромным жизненным опытом, а для народа в целом - величайшим из испытаний, когда-либо выпадавших на его долю. Это наш писательский, гражданский и воинский долг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Публицистика автора Быков Василь

1975 г. ПОЛОТНА, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙТворчество Михаила Савицкого глубоко драматично в своей основе, любая тема на его полотнах обретает черты заостренной важности, истинности, порой подчеркнутой трагедийности. Начиная с одной из первых своих работ - «Партизаны», он не

Из книги Антикопирайт автора Вербицкий Миша

1975 г. ВСЕНАРОДНАЯ ПАМЯТЬВ неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая еще женщина. У нее добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг

Из книги Письма автора Лесков Николай Семенович

Психоделия и пост–структурализм 1968–1975 Человечество не будет знать счастья, пока последнего бюрократа не удавят кишкой последнего капиталиста. «Situationist International» В первой половине 1970–х ни ситуационизм, ни антикопирайт никакого влияния не имели. Учение об иллюзорности

Из книги Набоков о Набокове и прочем. Интервью автора Набоков Владимир

Л. Н. МИЛЮКОВУ 27 сентября 1975 г., Петербург Мне было очень приятно получить от Вас, уважаемый Александр Петрович, письмо, в котором Вы выражаете готовность поспешить на помощь несчастному Панютину. Он действительно в ужасном положении, и я ума не приложу, как ему помочь, тем

Из книги Голгофа России. Схватка за власть автора Козенков Юрий Евгеньевич

Май 1975 Телеинтервью Бернару Пиво {234}БЕРНАР ПИВО: Он автор знаменитой «Лолиты», а также множества других книг, например романа «Ада, или Эротиада», который выйдет на этой неделе во французском переводе. Русский, получивший высшее образование в Англии, а гражданство в

1975 …В это мгновение в гостиную вошел человек среднего роста, классический дачник в потрепанных брюках и свитере со стоячим воротником. Он держал за гриф поцарапанную во многих местах гитару и почесывал седеющую бороду.Базаров в безупречном костюме, на котором странно

Из книги автора

Записка КГБ в ЦК КПСС Секретно № 2004-А, 26 июля 1975 года Оперативный документ № 16 Антисоветскими кругами на Западе периодически инспирируются пропагандистские кампании вокруг царской семьи Романовых, и в этой связи упоминается бывший особняк купца Ипатьева в г.

Из книги автора

ВЗАИМОСВЯЗИ Эссе об Израиле. Концепция 1975 Университету Бен-Гуриона в Беэр-Шеве с благодарностью

1. В научных текстах широко применяется отвлеченная, абстрактная лексика : равновесие , знание , атрибуция .

Среди абстрактных существительных много:

– слов, образованных от глаголов: преобразование , исследование ;

– слов среднего рода: свойство , явление , восприятие (академик В.В. Виноградов утверждал, что формам среднего рода, в отличие от форм мужского и женского рода, свойственно «общее отвлеченное значение вещной предметности»).

2. В научном стиле слова обычно используются для обозначения общих понятий , а не конкретных предметов. Это касается даже конкретных существительных (обозначающих в языке предметы, которые можно увидеть, потрогать, посчитать): В средней полосе России распространена липа сердцелистная ; Береза хорошо переносит мороз . В подобных случаях форма единственного числа обозначает множество (т.е. происходит контекстуальный переход конкретных существительных в собирательные).

Впрочем, отмечается и обратное явление: слова, которые обычно не образуют форму множественного числа (абстрактные и вещественные существительные) встречаются в данной форме – также со значением обобщения: частоты , длины ,теплоты , климаты .

3. Краткие прилагательные , которые обычно называют временный признак , в научном тексте (как и в официально-деловом) указывают на постоянный признак: Окись меди нерастворима . Краткие причастия также могут использоваться со значением постоянного признака.

4. Глаголы (такие, как идти , следовать , носить , составлять , указывать ) в научном тексте используются не в своих основных, конкретных значениях, а во вторичных, переносных, обобщенно-отвлеченных . Ср.: следуйте за мной отсюда следует вывод ; носить дрова заключение носит приблизительный характер .

5. Обобщенность достигается за счет использования наречий , прилагательных и местоимений , которые обозначаютпостоянное или общее качество, действие, состояние : обычно , регулярно , всегда , любой , каждый , весь ; Каждый металл обладает способностью проводить электрический ток ; Каждый современный литературный язык представляет собой систему стилей .

6. Преобладают глаголы и личные местоимения в форме 3 лица , которая позволяет сделать акцент на предмете рассмотрения, а не на личности ученого и т.п.: Особого комментария требу ет употребление глагола предати .

7. Личное местоимение мы употребляется вместо местоимения я (соответствующую форму получает глагол-сказуемое):Таким образом, мы можем заключить, что … Подобное использование числовых форм также способствует тому, что личность исследователя на первый план не выдвигается.

8. Среди немногочисленных глаголов 70% приходится на глаголы настоящего времени ; из них 98% имеетвневременное значение : Ртуть переходит из жидкого состояния в твердое при температуре –79°С (всегда переходит).

9. Используются также формы будущего времени с вневременным значением: Запишем условие задачи (типичное действие при решении задач).

10. Глаголы чаще (в 80% случаев) употребляются в формах несовершенного вида , которые являются более абстрактными по сравнению с формами совершенного вида.

11. Используется много возвратных глаголов : считается , рассматривается , относится .

12. Пассивные конструкции преобладают над активными.

Сказуемые в таких конструкциях могут быть выражены:

– возвратными глаголами в форме страдательного залога: По окончании опыта отсчитывается остаток кислот ;Диссонансное соотношение формы и содержания наблюдается лишь в области пермиссивных значений императивных высказываний ;

– страдательными причастиями: Точка удалена от плоскости ; Среди источников прецедентных текстов были выявлены названия произведений живописи .

Субъект действия в таких конструкциях, как правило, не называется.

13. Часто употребляются безличные предложения . Сказуемые таких предложений обычно выражены безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении или сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) и инфинитива: В современном русском языке насчитывается около 150 цветоообозначений ; Нужно заметить, что контекстуальная маркированность символических значений не регулярно присутствует в тексте .

Обобщенно-отвлеченный характер может также придаваться научному тексту за счет использования неопределенно-личных предложений : Бром получают подобно хлору .

    ЛОГИЧНОСТЬ КАК СВОЙСТВО НАУЧНОГО СТИЛЯ: СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.

Научный стиль речи принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

Предварительное обдумывание высказывания,

Монологический характер речи,

Строгий отбор языковых средств, стремление к нормированной речи.

Данная функционально-стилевая разновидность литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, научных докладаx, лекциях, учебной и научно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т.д.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

Функции научного стиля речи:

а) эпистемическая − отражение действительности и хранение знания;

б) когнитивная − получение нового знания;

в) коммуникативная − передача специальной информации.

З адачи научного стиля речи:

Объяснить причины явлений,

Сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Разновидности (подстили) научного стиля речи:

а) собственно научный,

б) научно-технический (производственно-технический),

в) научно-информативный,

г) научно-справочный,

д) учебно-научный,

е) научно-популярный.

Основной формой реализации научного стиля является письменная речь , хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. В связи с этим, современный научный стиль имеет различные виды текстов :

Учебник,

Справочник,

Научная статья,

Монография,

Диссертация,

Лекция,

Доклад,

Аннотация,

Реферат,

Конспект,

Тезисы,

Резюме,

Рецензия,

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах :

Сообщение,

Ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

Рассуждение,

Языковой пример,

Объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуется рядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации. Поскольку главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений, мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля , как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность изложения .

Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные , более частные, стилевые черты : смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безобразность, скрытую эмоциональность.

Доминирующим фактором организации языковых средств и научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы. Обобщенность и отвлеченность придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску.

Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами , обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются.

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения .

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность .

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий .

Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки - однозначно и терминологично.

Сравните:

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(С. Есенин.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является .

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются :

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).


Адресат цель

Академический
Ученый, специалист
Выявление и описание новых фактов, закономерностей


Научно-учебный

Учащийся
Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом


Научно-популярный

Широкая аудитория
Дать общее представление о науке, заинтересовать

Отбор фактов, термины

Академический
Отбираются новые факты.
Общеизвестные факты не объясняются
Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Научно-учебный
Отбираются типовые факты

Все термины объясняются

Научно-популярный
Отбираются интригующие, занимательные факты

Минимум терминологии.
Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие

Академический

Рассуждение
Отражает тему, проблему исследования
Кожина М.Н.
«О специфике художественной и научной речи»

Научно-учебный
Описание

Отражает тип учебного материала
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Научно-популярный

Повествование

Интригует, вызывает интерес
Розенталь Д.Э.
«Секреты стилистики»

Лексические особенности научного стиля речи

Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В научной речи выделяют три пласта слов:

Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает .

Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Использование средств выразительности

Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

Сравнение – одна из форм логического мышления.

Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

Развернутое сравнение

…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Образное сравнение

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

Проблемные вопросы

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

(П. Сорокин. Общая социология)

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

– Недопустимость внелитературной лексики.

– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

– Ограниченно используются неполные предложения.

– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Все сказанное можно представить в таблице

Особенности научного стиля речи

В лексике

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

В составе слова

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;

В морфологии

а) преобладание существительных;

б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

В синтаксисе

а) прямой порядок слов (предпочтителен);

б) широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

г) редкое использование неполных предложений;

д) обилие сложных предложений;

е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Основной тип речи
Рассуждение и описание

Образец научного стиля

Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

Общая характеристика научного стиля речи

Научный стиль относится к книжным стилям литературного языка, «которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, тяготение к нормированной речи» [Розенталь, 2004, с. 21].
Специфика научной речи в значительной степени связана с экстралингвистическими факторами. Назначение научных работ состоит в изложении материала исследований и знакомстве читателей с научной информацией, что предопределяет монологический характер языка данной функционально-стилевой разновидности книжной речи. Научный стиль обладает тремя основными функциями: коммуникативной, эпистемической и когнитивной, что позволяет отражать действительность, сохранять и передавать полученную информацию, приобретать новые знания.
Сфера научного общения «отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логического, однозначного выражения мысли» [Кожина, 1983, с. 164] . Поскольку мышление носит обобщенный характер, языковое воплощение динамики мышления выражается с помощью научных понятий, суждений и умозаключений, расположенных в строгой логической последовательности. Это обусловливает такие черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, логичность изложения. Указанные экстралингвистические признаки систематизируют все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, частные, стилевые черты. По мнению М.Н. Кожиной, типичными для научной речи являются «смысловая точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость его, не исключающие, однако, своеобразной экспрессивности» [Кожина, 1983, с. 165] . Особая экспрессивность и эмоциональность зависят от жанра и темы, формы и ситуации общения, а также авторской индивидуальности. Выразительность научной речи, как считает М.Н. Кожина, «достигается прежде всего точностью употребления слов и логичностью изложения (так называемая интеллектуальная экспрессивность)», для чего привлекаются усилительные и ограничительные частицы, местоимения, количественные наречия, эмоционально-экспрессивные прилагательные, суперлятивы (простая форма превосходной степени прилагательного) и др. [Кожина, 1983, с. 172] . Образные средства в научной речи имеют общеязыковой характер и обозначают не индивидуальные, а общие свойства предмета.
Письменная речь — основная форма реализации научного стиля, хотя с расширением научных контактов и развитием средств массовой коммуникации в обществе возрастает значение устной формы общения. Однако следует учитывать, что разные формы изложения объединены общими экстралингвистическими и интралин-гвистическими особенностями и являются единым функциональным стилем.
Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Под логичностью понимается наличие смысловых связей между частями курсовой или дипломной работы, последовательность изложения, т. е. движение мысли от частного к общему или от общего к частному, отсутствие внутренних противоречий в тексте. Логическим следствием изложенного научного материала являются выводы.
Главным средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи. Самым распространенным и типичным для научной речи видом связи предложений является повтор существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями этот, тот, такой.
Четкая логическая структура научной речи обусловливает широкое использование в связующей функции прилагательных и причастий, наречий, наречных выражений, а также других частей речи и сочетании слов: названные, указанные, поэтому, потому, сначала, затем, впоследствии, в заключение, наконец, сверх того, в то время как, тем не менее и др.
В научных текстах, представляющих собой выводы или обобщения, частотны вводные слова, указывающие на следующее:
. последовательность развития мысли (прежде всего, во-первых, во-вторых и др.);
. противоречивые отношения (однако, наоборот, с одной стороны, с другой стороны и др.);
. причинно-следственные отношения или вывод (следовательно, итак, таким образом, значит, наконец и др.);
. источник сообщения (например, по мнению ученого А.А. Иванова).
Монологический характер изложения в письменной научной речи предполагает безличное рассуждение (использование глаголов третьего лица единственного числа), так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. В научном монологе ограничено использование формы первого лица единственного числа личного местоимения «я», что является не следствием этикета, а проявлением отвлеченно-обобщенной стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления. Практически не используются и формы второго лица единственного и множественного числа как наиболее конкретные, обычно обозначающие автора речи и адресата. Адресуется научная речь обычно не конкретному собеседнику или читателю, а неопределенно широкому кругу лиц. Однако в дискуссионных статьях и в той части текста, где содержится полемика, допускается так называемая интеллектуальная экспрессивность научной речи, степень которой зависит от авторской индивидуальности.
Таким образом, авторское «я» как бы отступает на второй план. При этом становится правилом, что автор научной работы говорит о себе во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свой взгляд на проблему как мнение определенной научной школы или научного направления. Это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризует комплексный подход к решению проблем, что как нельзя лучше передают местоимение «мы» и его производные (например, по нашему мнению).
Строгий отбор языковых средств научного текста определяется стилеобразующими чертами научного стиля, среди которых выделяют следующие: обобщенно-отвлеченный характер изложения, подчеркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность.
Значительную часть лексических средств научной речи составляют слова общенаучного употребления, абстрактная лексика и термины. Точность в научном изложении предполагает однозначность понимания, поэтому в научных текстах не допускается использование многозначной лексики и слов в переносном значении. Терминологическая лексика составляет наиболее существенный признак языка науки. Согласно словарной статье «термин (лат. terminus — предел, граница, пограничный знак) — слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственна также экспрессия» [Розенталь, 1976, с. 486]. Термин не только обозначает то или иное понятие, но и обязательно основан на определении (дефиниции) понятия. Например:
Лексикология — раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка (Лингвистика).
Фразеологические сочетания научного стиля также характеризуются специфическими особенностями. Здесь употребляются общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции, например глухой согласный. В отличие от других типов словосочетаний, терминологические сочетания утрачивают образно-метафорическую экспрессию и не имеют синонимов. К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к... и т. п.
Весьма типичны для языка науки отказ от образных выражений, некоторая сухость и строгость изложения. Однако степень проявления этих черт может колебаться в зависимости от темы, жанра, ситуации общения. Например, «появление экспрессивных элементов в научной речи может быть вызвано полемическим содержанием текста», или «филологические исследования в большей мере тяготеют к эмоциональной речи, чем исследования в области точных наук» [Голуб, 2002, с. 39].
Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с разговорной окраской, слова ограниченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т. д.).
Существенно влияют на языковое стилистическое оформление текста морфологические особенности научной речи. Стремление к обобщению и абстракции на морфологическом уровне проявляется как в выборе морфологических категорий и форм, так и в особенностях их функционирования. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над глаголом, использованием большого количества имен существительных с абстрактным значением и отглагольных существительных на -ние, -ие, -ость, -ция, -фикация и т. п. со значением признака действия, состояния, изменения. Большинство имен существительных употребляются только в форме единственного числа: единственное число имени существительного в значении множественного числа служит для обозначения целого класса предметов с указанием их характерных признаков или собирательного значения.
Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые выступают в функции определения: норма литературного языка, средства художественной выразительности, филологический перевод поэтического текста. После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы творительного падежа: введено А. П. Квятковским, установленный Н.М. Шанским.
Широко представлены относительные имена прилагательные, потому что именно они, в отличие от качественных, способны предельно точно выражать признаки понятий. При необходимости использования качественных имен прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходительной степени, образованных путем сочетания исходной формы имени прилагательного с наречиями более, менее, наиболее, наименее. Синтетическая форма превосходной степени имени прилагательного с суффиксами -ейш-, -айш- в силу ее эмоционально-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи.
Особенность научного стиля — использование кратких прилагательных, которые выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Они выступают в отвлеченном временном значении (настоящее вневременное): Методика Б.А. Гончарова базируется на...; Понятие языковой наивной картины мира представляет... и др. Отвлеченность значения распространяется на формы глаголов будущего и прошедшего времени, приобретающие вневременное значение: Выделим номинации...; Входе исследования установили... и др.
Из видовых форм глаголов наиболее частотны в научной речи формы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченно-обобщенные по значению. Поданным М.Н. Кожиной, в научной речи они составляют около 80 % [Кожина, 1983, с. 169].
Глаголы совершенного вида часто используются в форме будущего времени, синонимичного настоящему вневременному, видовое значение таких глаголов оказывается ослабленным, в результате чего совершенный вид в большинстве случаев возможно заменить несовершенным: проведем (эксперимент) — проводим, сравним (результаты) — сравниваем, рассмотрим (изменения в законодательстве) — рассматриваем.
Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко — сослагательное и почти совсем не используется повелительное наклонение.
Стремлением к абстракции, к обобщению обусловлена тенденция глагола к десемантизации. Во-первых, научному стилю свойственны глаголы абстрактной семантики, поэтому широко используются возвратные глаголы и пассивные конструкции: иметь(ся), изменяться), наблюдать (ся), проявлять (ся), кончать(ся), обнаруживаться), существовать. Во-вторых, многие глаголы в научном стиле выступают в роли связки: быть, стать, являться, служить, обладать, называться, считаться, заключаться, отличаться. В-третьих, ряд глаголов выполняет функцию компонентов глагольно-именных словосочетаний (вербономинантов), в которых основную смысловую нагрузку несут имена существительные: находить применение, осуществить передачу, оказывать влияние и др.
В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении и др.
Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются.
Синтаксис научной речи обусловлен строгой логической последовательностью, стремлением к информационной насыщенности, что приводит к преобладанию простых распространенных и сложноподчиненных союзных предложений.
Среди простых односоставных предложений наиболее употребительны неопределенно-личные с прямым дополнением в начале предложения, синонимичные пассивным конструкциям; обобщенно-личные предложения с главным членом, выраженным глаголом в форме первого лица множественного числа настоящего или будущего времени во вневременном значении; безличные предложения разных типов (за исключением тех, которые выражают состояние человека и природы). Использование номинативных предложений в научных текстах довольно ограниченно. Они употребляются обычно в заголовках, формулировках пунктов плана, в названиях таблиц.
Из двусоставных предложений наиболее частотны предложения с составным именным сказуемым, что тесно связано с отмеченными выше морфологическими особенностями научного стиля. Причем в таком сказуемом в настоящем времени характерно употребление связки есть: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения».
В научной речи отдельные предложения и части сложного синтаксического целого очень тесно связаны друг с другом. Поэтому для научного текста, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем, что связь между частями сложного предложения с помощью союзов выражается более точно и однозначно. В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные предложения с причинными, временными, условными, следственными и др. придаточными, а не сложносочиненные предложения. Причина в том, что подчинительные конструкции, выражая причинные, временные, условные, следственные и т. п. отношения, более тесно связаны между собой. Отсюда разнообразие составных подчинительных союзов: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Среди сложноподчиненных предложений самыми распространенными являются предложения с придаточными определительными и изъяснительными, в которых основная информация заключена в придаточной части.
Предложения часто осложняются причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями, уточняющими членами, обособленными оборотами.
Такова в общих чертах характеристика научного стиля.