Одаренный ребенок в современной школе. Начальная школа как старт формирования личности

Однажды я посмотрел фильм об одном юном музыканте. После очередного прослушивания известный педагог подошел к нему и сказал: "Молодой человек, хочу вас огорчить. Вы талантливы!" Что же такое дар? Высокая способность к творческому мышлению, неустанный, кропотливый труд, правильное воспитание?.. Похоже, точный ответ человеку знать не дано. Однако известно, что можно создать условия, которые будут способствовать развитию таланта.

Согласно представлениям современной психологии одаренность включает в себя: способность порождать модели объективного мира, максимально приближающиеся к реальности; высокую познавательную активность, которая не обязательно порождена решением сиюминутных проблем; способность к активному воображению, то есть возможность "в уме" создавать, удерживать и работать с различными образами.

Не важно, насколько ярко выражена каждая из этих составляющих одаренности, опосредующая высокие результаты творческих достижений. Способность к творческому мышлению - не набор психических способностей, а единый, не разложимый на составные части талант. Но этот дар - всего лишь некая возможность, которая не обязательно осуществится. А вот его развитие зависит от системы воспитания.

К сожалению, среди родителей и педагогов часто можно встретить мнение, что отлично успевающим по большинству предметов ученикам не нужна какая-либо специальная подготовка для развития творческого мышления. Они и без нее станут прекрасными мыслителями. Заранее предполагается, что у отличников и так высокие способности к творческому мышлению. А вот плохо успевающим ученикам вряд ли что-то поможет - они не смогут совершенно мыслить. Однако мы забываем или не знаем, что связь мышления со скоростными способностями анализировать и синтезировать информацию, обобщать полученные данные - такая же, как между компьютером и его пользователем. Можно неумело работать на мощной машине, а можно великолепно программировать и на скромном компьютере. Конечно же, эта способность помогает успешному усвоению школьной программы. Но знания ради знаний никогда не приводили человека к прогрессу. Наверное, всем известны печальные примеры круглых отличников, которые становились полными "банкротами" в "послешкольной" жизни. Недаром известный китайский философ Лао Цзе говорил, что надо меньше читать и меньше знать, а больше думать. Так что потенциал ума, так же как мощность компьютера, нужно умело использовать.

К сожалению, результатом большинства учащихся на сегодня чаще всего являются заученные знания. А вот осмыслением, адекватным пониманием окружающей нас реальности могут похвастаться единицы.

Более того, большинство далеко неглупых людей, выработав однажды свою точку зрения, используют всю мощь своего интеллекта на ее защиту. И обычно это им неплохо удается. У них просто не возникает потребности глубже разобраться в предмете. Это и есть образец негативного мышления - "школьная ловушка интеллекта".

В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века. Ни до, ни (увы!) после не было такого всплеска выдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и культуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого, либо связаны с ним через своих наставников.

Считаю, что подобный феномен связан со следующими факторами:

  • Семейное воспитание девятнадцатого века в России - образец психолого-педагогического сопровождения развития способности к творческому мышлению.
  • Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной семейной среды, в которой выделю лишь одно - доступность даже для средних слоев общества "общения" с выдающимися образцами цивилизации.
  • Уважение и социальная защищенность талантливых педагогов (коих было немало).
  • Социальный заказ и протекция творческой личности со стороны государства.

Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодых людей с семейным воспитанием налицо. А поэтому попробую предложить вашему вниманию необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию в человеке его интеллектуальной одаренности:

  • С раннего возраста создание условий поиска ребенком своей успешности для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение языков, танцы, спорт и т.п.
  • Раннее знакомство одаренного ребенка с шедеврами человеческой культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения - путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от созданного подлинным талантом породит потребность создать свое чудо.
  • Организация своевременной встречи с наставником - талантливым педагогом.

    Так, если я не глух, не ослеплен
    И творческий огонь во мне бушует -
    Повинен тот, кем сердце зажжено.

  • Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте одаренного ребенка в организацию и проведение традиционных семейных капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает ценность для человека, только если он сам принял активное участие в его создании.
  • Важно научить ребенка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и загадочном мире. Незнание является уникальной для одаренного ребенка научно-педагогической "лабораторией". Именно стремление к осознанию своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-мыслителе.

Каков же вклад школьного образования в процесс развития талантливой личности? Ведь без стройной системы знаний о мире попытки создать нечто новое бесплодны. Поэтому роль школы в воспитании одаренной личности огромна.

Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания творческой личности.

Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребенка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, а следовательно, и творческое мышление.

Юрий Белехов,
кандидат медицинских наук,
руководитель окружного центра по работе
с интеллектуально одаренными учащимися
"Школа сильного мышления"
Статья из газеты

Н. КОНОПЛЕВА.

На этой фотографии Павлику Коноплеву 6 лет. <...>

Восьмилетний Павлик решил задачу об освещенности планеты Плутон, когда Солнце в зените. <...>

Оттиски первой страницы научной статьи тринадцатилетнего Павла "Исследова ние переменных V1076 и V1077 Змееносца", опубликованной в журнале Академии наук "Переменные звезды". Эта работа была сделана под руководством ученого-астронома ГАИШ П. Н. Холопова.

В это же время он создал графики оптического поглощения, отражения и пропускания (к сожалению, информация об объекте исследования утеряна).

Павлу Коноплеву 16 лет. Он студент Московского университета.

Время от времени, еще с советской поры, в газетах и журналах появлялась информация об одаренном мальчике (интересно, почему именно о мальчике?), ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе, его окружающем, и главное - что с ним стало, когда вырос...

Мечта многих родителей - одаренный ребенок. "Вундеркинд" - дословно "чудо-дитя". Его основные признаки - любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способнос тей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!

ИНВАЛИДЫ ОБЩЕНИЯ

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя - бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат - таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: "Красивое решение". Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, "подпольно" занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально "зашкалило". Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них - обучение по индивидуальной программе.

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими "делами"), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они...

В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность - и того раньше.

Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была "мала". Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически. Они становились как бы "инвалидами общения". "Ребята меня гонят, я не знаю их правил", - всхлипывал маленький Паша.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали "товарищей по несчастью". И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на "отлично" заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: "Студент в красном галстуке..."

ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 - в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в "группу риска": такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, - безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.

В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось - у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных... Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь…

"Синдром бывшего вундеркинда" - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

"Талант - это поручение от Господа Бога", - сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, - трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле.

Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром - и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский... - перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из "Ностальгии" Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула - "горе от ума". Ее автор "бывший вундеркинд" Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум - это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

Другая опасная ошибка - стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное - благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.

Шизоид, шизик - в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды - превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни - шизофрения, - они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.

Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак... Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже - среди более конкретных физиков.

ПОЧЕМ ГЕНИАЛЬНЫЕ МОЗГИ?

Высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.

Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище - Homo sapiens - экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений - именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?

По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести - 70, а к восьми - 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый "brain drain" ("утечка мозгов") направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.

История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды - большая ценность для общества.

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии "Словаре национальных биографий" из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.

Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих - Андрей Вознесенский.

"Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо", - сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.

Самый благоприятный вариант - так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное - хорошим воспитанием. Про таких говорят: "Брось счастливчика в воду - и он выплывет с рыбой в зубах". Дай им Бог еще больше удачи!

Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь - от общества: нужны ли ему его таланты?

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

"Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой", - пишет о своей жизни "чудо-ребенка" в книге "Бывший вундеркинд" создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитар ное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?

ЛИЦЕЙ ДЛЯ СОКРАТОВ - ШТУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Одно из самых больших зол для одаренных детей - интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду - им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались "мускулы воли".

Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых - с пяти). Но самое главное - уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, "выполнить себя".

Обучение одаренных детей - дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину "штучное производство". Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных - многим из них приходится "доучиваться" по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!

А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?

Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.

А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.

В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.

Потом появился еще один вундеркинд - Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.

Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.

Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе "Итон" в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои "волевые мускулы". Умственная работа должна быть трудной.

Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети - "как все", - ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, "как все". Наш долг - поддержать их хотя бы потому, что им трудно.

КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ. И ТАЛАНТУ ЕСТЬ МЕРА

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы - около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении - всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.

Тестирования на одаренность по тщательно разработанным методикам проводят в Лаборатории психологии развития одаренности детей Психологического института Российской академии образования.

«Большой талант требует большого трудолюбия».
П.И.Чайковский

Одно из приоритетных направлений работы современной школы - создать условия для оптимального развития одаренных детей.

Цель данного направления: необходимость выявлять, поддерживать и развивать талантливых детей.

Задачи:

  • содействовать самореализации одаренных детей,
  • сохранять психологическое и физическое здоровье,
  • содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоуважения, самопринятия, самоотношения),
  • развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (участие в конкурсах, олимпиадах, публичных выступлениях),
  • содействовать социализации, формировать коммуникативные навыки.

«Одаренные дети», какие они? Как их выявить в большом коллективе детей?

«Одаренный ребенок» - это обычный ребенок, но чем, же он отличается от своих сверстников? Произнося его, мы предполагаем возможность существования особой группы детей.

Эти дети отличаются от своих сверстников. Чем же?

Обычно у таких детей отличная память, гибкое мышление, они способны классифицировать информацию, имеют большой словарный запас и грамотную речь, умеют пользоваться накопленными знаниями, много читают и задают на уроках интересные вопросы, часто забегая вперед при изучении какой-либо темы. У некоторых детей преобладают математические способности, у других - творческие, как правило, эти дети активны (хотя приходится преодолевать и стеснительность, и неуверенность, различные «страхи», особенно при публичных выступлениях), иногда занимают себя делами, которые не всегда относятся к уроку. Но зато такие дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им «не по зубам», у них сильно развито чувство справедливости.

Следует отметить, что «одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Одарённость - это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, поскольку речь идёт об успехах в социально значимой сфере деятельности человека. Чем шире круг знаний учащихся, чем богаче их предшествующий практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в решении сложных творческих заданий, достигая тем самым более высокого уровня самоутверждения в образовательной деятельности.

Как выявить одаренного ребенка среди его многочисленных сверстников? Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • Художественная одаренность.
  • Общая интеллектуальная одаренность.
  • Творческая одаренность.
  • Лидерская одаренность.

Для работы с одаренными и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимо иметь определенные знания, умения, навыки, способствующие развитию детской одаренности. Педагог должен обладать такими личностными качествами, как чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, высокий интеллект, уверенность в себе и др.

Также нельзя забывать, что одаренные дети нуждаются в обратной связи, как и все остальные. Им важно, чтобы педагог проявил к ним доброжелательность при оценке их деятельности, но при этом нельзя перехваливать таких детей за их прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми. Педагогу не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми, успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.

Вывод: одаренные дети приходят в школу, как и любые другие школьники, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, сможет разглядеть в каждом ребенке его высшие потенциальные возможности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Литература

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
  2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - 402 с.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: «Начальная школа» №29, №30 2003.
  4. Фото: http://socpatron.ru/

Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью -стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.

В педагогике хорошо известен тезис Я.А. Коменского о том, что обучение должно быть природосообразным, должно отвечать природе ребенка и сообразовываться с законами ее развития.

Мы знаем, что обучение это один из видов человеческой практики, а любая практика может быть успешной только тогда, когда она отвечает объективным законам природы и общества. Еще древние говорили, что природу побеждают только повинуясь ей. Никакая практика не может быть успешной, не может привести к положительным результатам, если она не согласуется с объективными законами бытия, и тем более, если она противоречит им.

А педагогическая практика не может составлять здесь исключения.

В свое время Я.А. Коменский обратился к поиску законов умственного развития ребенка за которым, как он считал, должно следовать обучение.

Нет сомнений, что со времен Я.А.Коменского обучение стало гораздо более природосообразным, и овладение детьми, например, навыками чтения, началами математики и естественных наук требует сейчас значительно меньшего времени и усилий. Многие дети с успехом овладевают обширными знаниями в средней и высшей школе, что раньше было невозможно не только по общественно-социальным, но и по педагогическим причинам.

Это очевидно каждому, кто сталкивается с практикой современной массовой школы, которая вместо того, чтобы развивать в детях естественную любознательность, потребность в познании, широту интересов, способность к интеллектуальному сотрудничеству, сплошь и рядом только убивает в них эти качества, отбивает охоту к учению и к умственным усилиям.

Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение.

Как отмечает Е. И. Щебланова, ссылаясь на зарубежные и отечественные источники, было показано, что «традиционное обучение сдерживает развитие таких детей и для раскрытия их потенциала необходимы специальные модификации программ и методов обучения в соответствии с их психологическими особенностями видом и уровнем одаренности, интересами, мотивационно-личностными характеристиками)» Так или иначе мы разделяем тот подход к пониманию одаренности, который опирается на понятие потенциальной одаренности и фактически отвечает «прагматико-гуманистической» ориентации - одаренных детей столько, сколько не могут раскрыть свою индивидуальность, достигнуть потенциально возможных для них высоких результатов в том или ином виде деятельности в условиях традиционного обучения.

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности»

Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.

Так, например, Барбара Кларк считает, что одаренные дети - это такие дети, «которые показывают или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития способностей, а не их потерю или снижение»

Еще один из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области изучения одаренности - Дж. Рензулли, в отличие от Барбары Кларк, не делает акцента на биологическом созревании и особенностях функционирования мозга как основы развития одаренности ребенка. Согласно его представлениям, одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных «кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня, высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных учебных программах», - отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия одаренности.

Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей.

Хотелось бы отметить и еще одно основание в пользу разработки программ и специального обучения одаренных детей. Как отмечают многие зарубежные исследователи, специальные программы для одаренных являются фактически настоящими «лабораториями», создающими передовой опыт обучения. Их дальнейшая судьба - использование в обычном учебном процессе. «Приемы работы, бывшие ядром многих специальных программ для одаренных, включаются в обычный учебный процесс с целью развития всех учащихся», - пишут Дж. Рензулли и С. Риз. Таким образом, хорошая программа для одаренных детей сегодня - перспектива хорошей программы для большинства детей «завтра».

В чем же заключается специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Мы уже говорили о том, что традиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. И если мы признаем, что одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.

Известно, что большинство одаренных учащихся способно к самостоятельному изучению интересующих их тем, обнаружению связей между предметами и идеями, высокому уровню рассуждения и обобщения. В результате они уже до начала школьного обучения обладают информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, а ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывать скуку и нетерпение. Такие учащиеся нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей вызов их способностям. Одна из стратегий помощи в таких ситуациях - это применение системы индивидуальных заданий, в которых учащиеся могут сами регулировать уровень сложности материала, выполняя проверочные задания до и после изучения тем, причем методы такого обучения должны соответствовать сложности материала.

Например: как бы ни было велико количество учащихся, желающих изучать диких животных, растения или освоение космоса, для ряда детей эти темы не будут представлять никакого интереса - в силу ли их изученности (ведь одаренные дети часто знают значительно больше своих сверстников), излишней конкретности (их интересуют объяснения, абстрактные идеи и теории) или увлеченности другой темой, не предусмотренной планом. Каждая же из этих частных тем «накладывает» жесткие содержательные рамки, которые препятствуют подлинной индивидуализации обучения с учетом интересов, потребностей и уровня развития каждого ребенка.

Важный шаг в решении возникающих проблем - «расширение», раздвижение содержательных рамок, т. е. переход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных «тематических разделов» как способу организации содержания обучения по предметам. Например, вместо тем «Растения» и «Животные» возьмем проблему «Исчезновение растительного и животного мира» или, еще шире, «Выживание». Такая формулировка темы, основанная на содержательной интеграции многих более узких тем и проблем, отвечает стихийному интересу одаренных детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать конкретные сведения о динозаврах и других видах животных и растений, а наряду с этим дает возможность другим детям заниматься изучением климатических изменений, способствующих или препятствующих сохранению окружающего мира, космических влияний, исторических эпох и т. п. Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему, соответствующую его индивидуальным интересам. А если мы возьмем еще более широкую или глобальную тему, например «Выживание» или «Изменение», то легко продемонстрировать, как стремительно расширяются и становятся практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов, традиционно «разбросанных» по различным дисциплинам.

Легкость понимания учебного материала одаренными детьми связана также с потребностью его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных интеллектуальных возможностей. Нелюбовь к повторению уже понятых правил, принципов, теорий может восприниматься их менее способными сверстниками, а часто и учителями, как проявления «всезнайства» и отрицательно влиять на отношение к ним.

Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов.

Обеспечивая же развитие и раскрытие индивидуальности не только 1-2 % вундеркиндов, а широкой «прослойки» детей, составляющей около 20 % от всей возрастной выборки, мы создаем условия для больших и малых открытий в области науки и техники, расцвета культуры и искусства. Ведь творения столь редко встречающихся гениев опираются на те потребности и возможности, которые были созданы благодаря безымянной творческой работе множества изобретателей, ученых, художников и т. п. Это хорошо проанализировал Л. С. Выготский, который показал, что, «как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества».

Действительно, особенностей этих детей, таких как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления и многое другое, вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одаренных детей, происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс.

Детская одаренность - одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.

Необычные способности детей к обработке информации позволяют воспринимать разнообразные идеи одновременно на нескольких уровнях. Этому соответствуют стратегии обучения, которые включают выполнение исследовательских проектов по самостоятельно выбираемым темам с выдвижением гипотез и их проверкой и развитие исследовательских навыков. Окружающие могут воспринимать таких детей как не по возрасту серьезных. В то же время рутинные упражнения, натаскивание, зубрежка часто вызывают у одаренных детей острое неприятие и нарушения поведения.

Высокая скорость мыслительных процессов у таких детей требует соответствующей скорости предъявления идей, возможности самостоятельно регулировать скорость учения. Эффективным является использование в обучении «мозгового штурма», «быстрого чтения», тогда как отсутствие активности и прогресса в обучении может вызывать фрустрацию - переживание «чувства крушения», ведущее к формированию отрицательных черт поведения.

Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия - одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Где граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения?

Существует большое количество основных признаков одаренности, в которых отражаются особенности одаренных детей, проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Как правило, наличие таких признаков можно оценить при наблюдении за особенностями поведения ребенка. Трудность заключается в том, что сами признаки одаренности весьма разнообразны и сильно зависят от социокультурной среды. Это порождает значительные расхождения в представлениях о том, что должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей, а что нет, какие признаки обязательно должны проявляться, а какие нет и т. п. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, можно считать такую позицию в этом вопросе, согласно которой наличие хотя бы одного из выделяемых признаков должно привлекать внимание специалиста и побуждать его к тщательному и продолжительному анализу конкретного случая.

Анализ существующих признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик, связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности деятельности ребенка. Многие отмечают наличие некоторых общих, абсолютных, или универсальных, атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах (практически вне зависимости от культурного контекста), и специфических признаков, которые наблюдаются в одних и не наблюдаются в других социокультурных слоях.. Так, например, в очень известной во всем мире книге Барбары Кларк приводится пять таких признаков, характеризующих умственную (интеллектуальную), академическую, творческую, лидерскую одаренность и одаренность в области визуального и исполнительского искусства (музыка, живопись, танец, драма).

Существует недостаток в подготовке педагогических кадров - их невладение методами диагностики уровня развития личности и прежде всего умственного развития детей. Поэтому одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагога к практической работе - вооружение его не только знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития детей, но и умениями выявлять их и измерять с помощью современных психодиагностических методик.

Психодиагностика необходима современному учителю для того чтобы:

  1. наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребенка;
  2. иметь возможность ему определять программу дальнейшего развития детей с тем, чтобы создавать оптимальные условия развития как для слабых, так и для сильных;
  3. осуществлять индивидуальный подход к школьникам при оказании им помощи в случае затруднений.

Известный педагог Ш.А.Амонашвили в одном из интервью говорил, что, хотя педагогика как наука, конечно, существует, но строго научно обоснованного в ней так мало, что на ладони поместится, а если говорить о педагогической мудрости, то ее еще меньше.

Подобное положение дел было всегда ясно Л.В.Занкову. Он писал, что когда он приступал к разработке своей системы развивающего начального обучения, он не имел возможности опереться на какую-либо психологическую теорию, так как хорошей, полной, обоснованной фактами теории развития просто не было.

Тем не менее система развивающего начального обучения была создана.

Сейчас она явно вызывает интерес у педагогов, которых не удовлетворяют традиционные программы и методики и которые видят, какие положительные результаты дает данная система.

Цель системы - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л. В. Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребенка, его нравственных представлений в их нерасчлененном единстве. В таком случае движущими силами психического развития школьников становятся не только внешние факторы (особенности системы обучения), но и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания).

Ведущим понятием методологии такого обучения является целостность педагогической системы, соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними.

В исследованиях учителей и методистов показано, что у детей, обучающихся по системе Л. В. Занкова, лучше, чем у других, развита наблюдательность, способность к обобщению, к самостоятельному выполнению разного рода заданий.

В обычной школьной программе возможность выражать свои идеи визуально и интегрально, в пространственной форме сильно ограничена. Дети с опережающим развитием визуальных и пространственных способностей часто с трудом воспринимают строго последовательный и фрагментарный материал, избегают таких заданий или требуют целостного представления изучаемой темы, что часто воспринимается как нарушения поведения и неуважение учителя. В системе же Л.В.Занкова дело обстоит иначе.

Современная практика работы с одаренными детьми весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные или слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является поддержка и развитие детей с общей (умственной) одаренностью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе. Именно эта категория детей часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна быть основным местом развития таких детей. В самом деле, ребенок, демонстрирующий те или иные специальные способности, может успешно развивать их как в системе дополнительного образования, имеющей большой опыт работы с такими детьми, так и в процессе обучения в школе по специальным программам повышенной сложности - математической, лингвистической и г. д. А для ребенка с признаками общей одаренности не остается ничего другого, как «учиться как все» или «присоединиться» к тем, кто проявляет повышенные способности и склонности к определенной области. Проблема усугубляется также тем, что ранняя специализация обучения для детей с общей одаренностью, как правило, является неприемлемой ни с точки зрения удовлетворения их широких познавательных потребностей, ни с точки зрения задач их развития.

Мы можем сформулировать четыре организации содержания обучения для одаренных школьников:

  1. Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.
  2. Крупные содержательные единицы; изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.
  3. Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.
  4. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

Таким образом, одним из важнейших источников трудностей одаренных детей в школьном обучении служит расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одаренности и предлагаемыми конкретной структурой образования. Достижение этого соответствия призвано обеспечить специально создаваемые программы обучения и поддержки детей с разными видами одаренности, многие из которых доказали свою полезность и эффективность. И все же вне сферы внимания таких программ остаются как раз те, кто больше всего нуждается в помощи, поскольку отбираются для них главным образом самые успешные в той или иной деятельности дети. Предлагаем опросник для выявления одаренности детей младшего школьного возраста.

  1. Мне нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает нам учитель на занятиях. (+)
  2. Больше всего мне нравится, когда на уроке мне надо самому (самой) додуматься до чего-то, открыть какую-то закономерность или прийти к новой идее. (+)
  3. Я люблю отгадывать слова (понятия), строить догадки о смысле каких-то непонятных изображений, высказываний. (+)
  4. Мне нравится изучать проблему с разных сторон. (+)
  5. Я люблю находить разные пути (варианты) решения одной и той же проблемы или задачи. (+)
  6. Мне нравится оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. (+)
  7. Больше всего мне нравится, когда на уроке есть возможность самому (самой) сформулировать проблему для изучения. (+)
  8. Я люблю тратить много времени на решение проблемы, которую я не смог (смогла) решить сразу (+)
  9. Мне нравится, когда учитель все подробно объясняет и рассказывает и не надо много думать самому (-)
  10. Я люблю, когда мне приходится самостоятельно искать необходимую информацию или объяснение чему-либо. (+)
  11. Больше всего мне нравится, когда учитель помогает нам думать, а не делает это за нас. (+)
  12. Я предпочитаю работать один (а не в группе). (-)
  13. Мне интересно изучать глобальные темы и проблемы (такие, как «Влияние», «Изменение», «Порядок»). (+)
  14. Мне нравится, когда на уроке у меня есть возможность выступать или отвечать перед классом, представляя найденные мною новые факты, мысли и идеи своим одноклассникам или друзьям. (+)
  15. Мне нравится находить что-то общее, связь между различными явлениями и процессами. (+)
  16. Мне трудно учиться в школе.
  17. Мне неинтересно учиться в школе. (-)
  18. Больше всего я люблю выполнять такие задания, когда нужно что-либо запомнить, а не ломать голову над сложной задачей. (-)
  19. Я предпочитаю готовить домашние задания по междисциплинарному обучению и другим предметам самостоятельно, не рассчитывая на помощь родителей. (+)
  20. Я не очень люблю слушать выступления своих товарищей, мне это кажется неинтересным. (-)

Примечание: знак «плюс» или «минус» после каждого высказывания означает тот вариант ответа («согласен» или «не согласен»), который оценивается в два балла, как соответствующий положительному отношению к особенностям обучения.

Сегодня для нашей страны актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны.

В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок в школе.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей. При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и так себе по-другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

3. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

4. Успешный учитель для одаренных – прежде всего, прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому, он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других
  • предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  • тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей даренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они не спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям.

Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы она развивала у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.