Основной принцип русской графики. Три принципа русской графики

Буквы русского алфавита обозначают не звуки, а фонемы. Так, в формах слова Пётр, о Петре, Петру на месте буквы р произносятся звуки [р], [р’], [р°]. Но буква р обозначает не эти звуки, а фонему <р>, воплощенную в этих звуках. Один из самых частых звуков русского языка - [ъ], но у него нет «своей» буквы, так как [ъ] не представляет особой фонемы. Например, в слове травяной он вариант фонемы <а> а, в слове водяной - вариант фонемы <о>, которая обозначается буквой о.

Если алфавитные значения букв сопоставить со звуковой системой современного русского языка, то обнаружится следующее:

1) в алфавитных значениях букв отражены лишь основные варианты фонем; только одна буква й обозначает не основной, а слабый вариант фонемы йот - [и] неслоговое;

2) количество букв не совпадает с количеством фонем: 33 буквы при 42 или более фонемах - не хватает около 10 знаков. Но такое соотношение для алфавита в целом сложилось только за счет согласных; у гласных же, напротив, букв больше, чем фонем:

а) согласных букв 21, фонем 36; не хватает 16 знаков, так как нет специальных букв для мягких парных согласных;

б) гласных букв 10, а фонем 6; «лишних» букв 4. Если считать, что гласных фонем шесть (звук [ы] - самостоятельная фонемы), то каждая гласная фонема имеет двоякое буквенное обозначение: (1) буква обозначает только соответствующую фонему (ее основной вариант) - буквы а, о, у, э, и; (2) буква обозначает соответствующую фонему с предшествующим йотом - буквы я, ё, ю, е - или вариацию соответствующей фонемы - буква ы. При шестифонемной системе соотношения будут несколько иными.

Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных и звуков слабых позиций является «объективным пробелом» алфавита.

Данный пробел алфавита восполняется графикой, ее позиционным принципом.

Позиционный принцип графики (слоговой и буквосочетательный)

Позиционный принцип графики заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции - соседних букв и других графических знаков.

Так, ё может обозначать сочетание фонем (ёлка ); <’о>, т.е. гласную фонему и часть предшествующей согласной фонемы - ее мягкость (тётка <т"отка>); <о> (шёлка <шолка>). Значение буквы ё определяется занимаемой ею позицией - предшествующими буквами и пробелом.

Некоторые буквы обозначают фонему только вместе с другими буквами. Так, в обозначении фонемы <в"> в слове вёл принимают участие буквы в и ё , а в обозначении фонемы <в> в слове вол - буквы в и о . Поэтому, если видна только буква в , то мы не сможем определить, какая фонема - <в> или <в"> - выступает в слове. Это можно сделать, только увидев, что стоит после буквы в, т. е. определив ее позицию.

Позиционный принцип графики проявляется в тех случаях, когда буква многозначна или передает не все содержание фонемы. Таковы почти все буквы.

Таким образом, если фонематический принцип графики связан с тем, чтó обозначают буквы, то позиционный принцип связан с тем, как обозначаются фонемы на письме.

Орфография (< гр. orthos - правильный + grapho - пишу; буквально означает "правописание") – это наука о правильном, нормативном написании значимых единиц (морфем и слов). Но значения слов «орфография» и «правописание» не совпадают: второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Буквенное обозначение звукового состава слова - э то основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой, также устанавливающей зависимость между буквами и фонемами. Но графика определяет значения букв в их сочетаниях друг с другом вне зависимости от конкретных слов, а орфография дает правила написания букв в конкретных словах и морфемах. Кроме того, графика устанавливает соответствие букв и фонем в сильных позициях, а область орфографии - слабые позиции фонем.

В отдельных случаях орфография «вмешивается» и в область графики - область сильных позиций. Так, в соответствии с и с <о> под ударением после парных мягких согласных графика устанавливает написание ё: ёлка, мёд, а орфография разрешает написание е: елка, мед; в соответствии с <о> под ударением после шипящих графика требует написания о: шов, чопорный, а орфография «добавляет» написания с е: шел, печенка; с точки зрения графики <э> после парных твердых согласных должна передаваться на письме буквой э: мэр, Улан-Удэ, но орфография в большинстве подобных случаев устанавливает написание е: модель, тире; по законам графики <и> после согласных фонем, полностью отраженных соответствующими буквами, передается на письме буквой и : цинк, вакцина, как и шило, ножи, а орфография вводит правило написания с ы: цыкать, отцы.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.

Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и т.д.

На следующем этапе развития письма — в идеографии — рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак — иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (ср.: дорожные знаки как идеограммы: зигзаг — «поворот», крест — «перекресток», восклицательный знак — «осторожно!» и т.п.).

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков — букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями — буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо — звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, —, ×,: , Δ и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.

Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.

Графика представляет инвентарь, которым пользуются при письме (буквы алфавита, условные обозначения: стрелки, отточия, скобки и т.п. знаки препинания). Орфография регулирует средства графики при письменной передаче речи.

Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Графика русского языка и графика латинского языка различны, хотя имеют значительное число букв, внешне сходных. Внешне сходные буквы в русской и латинской графике обозначают различные звуки. Поэтому слова, написанные по-русски, читаются по-латыни по-иному: русские слова репа, сироп, роса могут быть прочитаны по-латыни как пена, купон, пока.

Принципы русской графики

Русская графика опирается на два основных принципа — фонематический и позиционный.

Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип — позиционный (слоговой, буквосочетательный), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней.
Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж — мягкий л, ш — мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем и для обозначения lt;jgt.

Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:

  1. на конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость — пробелом: уголь_- угол_;
  2. мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна — волна;
  3. мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные — на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.

Соотношение букв и звуков

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки:

  1. [с] (суда, сад),
  2. [с"] (сюда, сядь),
  3. [з] (сдача, сбор),
  4. [з"] (косьба, сделка),
  5. [ш] (сшить),
  6. [ж] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать — «здать», косьба — «козьба», сшить — «шшить», сжать — «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома — во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

  1. буквы, лишенные звукового значения;
  2. буквы, обозначающие два звука;
  3. буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е [э], ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики — наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым — имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц — твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся:

  1. все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;
  2. буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики — именно со слоговым принципом ее.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] — (ср.: станут — стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы — я, ё, ю, е, и — на мягкость (ср.: рад — ряд, мол — мёл, тук — тюк, сэр — сер, был — бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой — пойте, лей — лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я — , ё — , е — , ю — . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить — обезьяна, объём — собьём, съезд — устье, конъюнктура — вьюга).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа — обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] — твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон — бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш — йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ["] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

Соотношение букв и звуков

Хотя графика изначально создавалась для закрепления речи на письме, между буквами и звуками нет прямого (однозначного) соответствия. Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у — только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука — безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб — глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь — сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, современная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

Фонематический принцип графики

Буквы русского алфавита обозначают не звуки, а фонемы. Так, букве ц в слове спецодежда соответствует звук [ц], а в слове спецзадание - [дз]. Но эти разные звуки - вариации одной и той же фонемы /ц/, которая обозначается буквой ц. В формах слова Пётр , Петра , Петру на месте буквы р произносятся звуки [), [р], [р°]. Но буквар обозначает не эти звуки, а фонему /р/, воплощенную в этих звуках.

Один из самых частых звуков русского языка - [а], но у него нет "своей" буквы, так как [э] не представляет особой фонемы. Например, в слове травяной он вариант фонемы /а/, которая обозначается буквой а , в слове водяной - вариант фонемы /о/, которая обозначается буквой о.

Позиционный принцип графики

Если фонетический принцип графики связан с тем, что обозначают буквы, то позиционный принцип связан с тем, как обозначаются фонемы на письме.

Почти все русские буквы многозначны: рядом с одними буквами они обозначают одни фонемы, рядом с другими буквами - другие. Так, ё может обозначать сочетание фонем /)о/ (ёлка /]олка/); /о/, т.е. гласную фонему и часть предшествующей согласной фонемы - ее мягкость (тёлка /толка/); /о/ (шёлка /шолка/). Значение буквы ё определяется занимаемой ею позицией - предшествующими буквами и пробелом.

Некоторые буквы обозначают фонему только вместе с другими буквами. Так, в обозначении фонемы /в"/ в слове вёл принимают участие буквы в и ё, а в обозначении фонемы /в/ в слове вол - буквы в и о. Поэтому, если видна только буква в, то мы не сможем определить, какая фонема выступает в слове - /в/ или /в"/. Это можно сделать, только увидев, что стоит после в , т.е. определив позицию буквы.

П о з и ц и о н н ы й принцип графики (его называют также слоговым и буквосочетательным) заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом се позиции - соседних букв и других графических знаков.

Позиционный принцип графики проявляется в тех случаях, когда буква многозначна или передаст не все содержание фонемы. Таковы почти все буквы. Только буква й всегда передает одну и ту же фонему /]/ независимо от позиции. Эта буква - вне

действия позиционного принципа графики. (Одно значение и у ъ, но само наличие этой буквы в алфавите определяется не графикой, а орфографией.)

Позиционный принцип графики связан с двумя ее особенностями: обозначением на письме фонемы /]/ и обозначением твердости/мягкости согласных фонем.

Обозначение на письме фонемы

В исконно русских словах фонема /)/ обозначается тремя различными способами в зависимости от позиции, занимаемой этой фонемой. В начале слова перед гласной и между гласными /)/ вместе с последующей гласной /а/, /у/, /э/, /о/ обозначается буквами я, ю, е, ё: яма /]ама/, юг /)"уг/, ель /)*эл"/, ёж /)ож/ моя /мо)"а/, мою /мо)у/, моей /мо)э)/, моё /ио]о/.

После согласной перед гласной фонема // вместе с последующей гласной обозначается буквами я, ю, е } ё у и, перед которыми пишется разделительный ь или ъ: обезьяна, изъян, ладья, адъютант, судье, подъезд, побьём, объём, чьи .

После гласной перед согласной и на конце слова /]/ обозначается буквой й : стройка, чайник, сарай, мой.

В заимствованных словах й может обозначать /]/ и перед гласной: йод, Йошкар-Ола, Йемен, район, майор, майонез, фойе, фейерверк . Так передается /)/ в начале слова и после гласной. После согласной сочетание фонем /уо/ передается буквами ьо: бульон, павильон, почтальон, шиньон, синьор, гильотина.

После гласной перед /и/ фонема // на письме не обозначается. Поэтому одинаково передаются на письме сочетания фонем /щ/, /щи/ у /о]/, /ууи/у /э}и/ окраина, арии, доилка, струит, клеит и /аи/, /ии/, /ои/, /уи/, /эи/: заискивать, антиисторизм, проиграть, полуимя, неискренний. Чтобы узнать, есть ли между гласными /)/, нужна специальная проверка. Графика не дает на это ответа.

Основной задачей графики является восполнение одного из пробелов современного русского алфавита - отсутствия специальных букв для парных мягких согласных.

Общая особенность правил графики - их независимость от конкретных слов или частей слов, пригодность для всех слов. Правила графики поэтому являются исходными и основными правилами письма, а звуковые значения букв, устанавливаемые графикой, как и алфавитные, - основными их значениями.

Свою главную задачу - восполнение указанного пробела алфавита- графика решает с помощью так называемого слогового принципа. Слоговой принцип русской графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог , точнее, сочетание звуков и соответственно букв. С учетом этого и сам слоговой принцип можно назвать также буквосочетательным.

Слоговой принцип графики можно разъяснить с помощью ряда примеров. Так, в словах мал и мял буква м читается по-разному: в первом слове - твердо, во втором - мягко, и это зависит от непосредственно следующих за ней букв - а в первом слове, я во втором, т.е. согласные буквы в составе слов можно читать лишь с учетом непосредственно следующих за ними букв, в данном случае - с учетом следующих гласных. А это означает, что единицей чтения (рассматривалось пока только чтение) является не отдельная буква, а сочетание букв, условно - слог. То же самое, но как бы в перевернутом виде проявляется и при написании слов: зная, например, что в слове пять согласные звуки мягкие, мы, употребляя соответствующие согласные буквы, которые сами по себе не могут обозначать мягких согласных, используем после них буквы я и ь, которые и указывают на мягкость этих согласных, а буква я при этом обозначает соответствующий гласный звук.

Рассмотрим еще действие слогового принципа на примере чтения гласных букв: в слове тюль и в словах вьюга и поют. Буква ю в них читается по-разному - без йота и с йотом: [т"ул "] - [в"йу́га ], [пайу́т ]. Это зависит оттого, какая буква ей предшествует; после согласных букв ю и аналогичные буквы читаются без йота, а после гласных и разделительных знаков - с йотом.

В том и другом случае, т.е. применительно к гласным и к согласным, имеет значение и отсутствие букв - пробел; согласные перед пробелом, т.е. на конце слов, читаются твердо: дом , а гласные типа я после пробела, т.е. в начале слов, читаются с йотом: яма - [йама ]. Это значимое отсутствие букв представляет собой как бы особую букву - "букву пробела".

Все это для наглядности можно подытожить следующим образом: путь - п читается твердо, так как далее у ; т - мягко, так как далее ь, в целом - [пут" ];

мял - м читается мягко, так как далее я; л - твердо, так как далее пробел; я - без йота, так как впереди согласная, в целом - [м"ал ];

ель - е читается с йотом, так как после пробела; л - мягко, так как далее ь , в целом - [йэл" ].

Таким образом, при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы - предшествующая или последующая. Поэтому и сам принцип можно охарактеризовать еще как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове.

Нарушения и ограничения слогового принципа графики

Правила слогового принципа действуют не всегда: имеются случаи отступления от них (нарушения слогового принципа); имеются также ограничения сферы его действия.

Нарушения слогового принципа создаются орфографией и наблюдаются в сфере обозначения йота. Перед гласными йот обозначается вместе с этими гласными буквами типа я, а во всех других положениях - буквой й : ёлка , моё , объём , бельё , но край , гайка. Однако есть такие узаконенные орфографией написания, в которых эти правила нарушаются: вместо букв типа я фактически пишутся другие буквы или сочетания букв. Это наблюдается в заимствованных словах и в собственных именах, тоже большей частью иноязычных:

  • 1) вместо ё , полагающегося по слоговому принципу, фактически пишется буквосочетание йо: йод , йодный , йот , йотированный , йоги , йоркширский (в начале слов), майонез , майор , район (после гласных); Йозеф , Нью-Йорк (в собственных именах) и т.п.;
  • 2) вместо ё после ь фактически пишется о: батальон , бульон , медальон , павильон , почтальон , гильотина; синьор , синьора , синьорина , а также сеньор , сеньора , сеньорина (заимствования из итальянского и испанского языков) и т.п.;
  • 3) вместо букв типа я пишутся сочетания этих букв с предшествующим й - йе (буква ё здесь не представлена): йеменский , фейерверк , фойе; йя - Майя , Гойя и т.п.

Написания, содержащие нарушения слогового принципа, устанавливаются орфографией в словарном порядке.

Отступления от правил слогового принципа графики, определяющих соотношение соседних букв в слове, наблюдаются в области употребления гласных букв, мягкого знака и "буквы пробела" после шипящих и ц.

Звуки [ч, щ ] - мягкие, а [ж , ш , ц ] - твердые, поэтому, казалось бы, по предписаниям слогового принципа после букв, обозначающих эти звуки, гласные буквы, а также знаки мягкости и твердости должны были бы быть дифференцированы: после ч , щ следовало бы писать гласные буквы типа я , а на конце слов - мягкий знак; после ж, ш, ц - гласные типа а , а конец слов оставлять без мягкого знака.

Фактически же после всех этих букв - и после ч , щ , и после ж , ш , ц - пишутся то гласные типа а (а , у , о , пробел, а после ц еще и ы), то гласные типа я (е , и , иногда ю , а после шипящих, но не после ц , еще ё и ь ); не пишется только буква э . Например:

ч : час , чудо , плечо и челка , честь , чан , врач и ночь ;

щ: пощада , щука , плащом и щетка , щебень , щи , плащ и помощь;

ж: жар , жук и жюри , поджог (сущ. ) и поджег (гл. ), жест , жить , еж , рожь;

ш: шаг , шум и брошюра , хорошо и шел , шест , шило , шалаш и глушь;

ц: цапля , цугом , письмецо , цель , цыган и цирк , огурец.

Еще одним отступлением от слогового принципа (его можно, пожалуй, назвать временным) является написание заимствованных слов с буквой е после твердых согласных: дельта - [дэ ], кашне - [нэ ], пенсне - [нэ ], фонема , отель , тембр и т.п. Такое написание установлено потому, что твердые согласные в заимствованных словах постепенно, по мере обрусения, заменяются соответствующими мягкими согласными, например: тема , газета , шинель , портфель и т.п. Написания по произношению с э , во-первых, задержали бы этот в целом прогрессивный процесс, а во-вторых, в дальнейшем пришли бы в противоречие с новым произношением; потребовалось бы их изменение. Можно сказать поэтому, что написание с е здесь установлено как бы авансом, а само нарушение принципа лишь временное.

Опорные написания

Написания, устанавливаемые графикой, называются опорными. Они создаются по правилам слогового принципа графики на основе произношения, с опорой на произношение (отсюда и их название), т.е. буквами обозначается то, что произносится и слышится, например: слышится в начале слова [йа ] - пишется я (яблоко ); слышится на конце слова [л" ] - пишется ль (соболь ); слышится [м"а ] - пишется мя (мята ) и т.п. Опорными считаются написания отдельных букв и их сочетаний (буквосочетательный принцип), но опорными могут быть и написания целых слов: дом , сон , дым , гарь , руль , конь , ель и т.п. - речевой основой таких написаний является только произношение. Надо знать, что и в каких положениях можно писать по произношению, т.е. надо знать сами опорные написания. Орфографические написания создаются на основе опорных написаний с помощью проверки: гора - го́ры , сад - сады́ и т.п. К опорным написаниям относятся:

  • 1. Обозначение ударных гласных - в начале слов, после гласных, после парных твердых и мягких согласных (буквы типа а и типа я), после непарных твердых и мягких (исключения - орфографические написания типа цирк , шел , плечом и т.п.), после йота (буквы типа я).
  • 2. Обозначение согласных - перед гласными, сонорными и [в ]: д ом - т ом , з нак - с нег и т.п.
  • 3. Обозначение йота - перед гласными (буквами типа я), на конце слов и перед согласными (буквой й ): маяк , сарай , гайка.
  • 4. Обозначение мягкости парных согласных мягким знаком (опорные написания мягкого знака) - на конце слов: голубь , кровь , площадь , мазь , боль , семь , конь , сыпь , корь , высь , кость , верфь. Исключение: написание близ при произношении [блис" ]; перед твердыми согласными: возьму , письмо , коньком , тьма , весьма и т.п.; обозначение мягкости [л" ] перед любыми согласными: больно , больнее , мальчик , больше , пильщик (ср. банщик ), сельдь , фальшь ,нельзя и т.п.

(трех принципов графики реально нет, есть принципы орфографии)

Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Графика русского языка и графика латинского языка различны, хотя имеют значительное число букв, внешне сходных. Внешне сходные буквы в русской и латинской графике обозначают различные звуки. Поэтому слова, написанные по-русски, читаются по-латыни по-иному: русские слова репа, сироп, роса могут быть прочитаны по-латыни как пена, купон, пока.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место:

1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель);

2) после гласных (моя, моё, поеду, мою);

3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами. Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука [ "] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

Основной принцип русской орфографии – морфемный , в некоторых пособиях он называется морфологическим. Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов.

Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю. В этих случаях проявляется традиционный принцип русской орфографии. На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц, употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.

Фонетический принцип заключается в том, что написание соответствует произношению; правил, которые основываются на указанном принципе, немного: правописание приставок на з/с, а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание и/ы в корне после приставок на согласный.

6. Особенности русской графики.

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская Графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными , могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки:

1) [с] (суда, сад),

2) [с"] (сюда, сядь),

3) [з] (сдача, сбор),

4) [з"] (косьба, сделка),

5) [ш] (сшить),

6) [ж] (сжать).

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков . В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

1) буквы, лишенные звукового значения;

2) буквы, обозначающие два звука;

3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п. Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е , ё . К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв : к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц]. К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22