«Особенности обучения гиперактивных детей. Работа с гиперактивным ребёнком

Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе или существуют специализированные учебные заведения для такой шустрой ребятни? Справедливости ради надо отметить, что по умственным способностям эти ребята ничем не уступают своим сверстникам. Поэтому каких-то специальных школ для непосед не предусмотрено. И на вопрос может ли гиперактивный ребёнок учиться в нормальной школе , можно с уверенностью ответить, конечно!

Тем не менее, для такой малышни процесс обучения немного затруднён в силу психологических особенностей. Поэтому преподавателям и родителям рекомендовано исполнять предписания и рекомендации детского психотерапевта касательно некоторых нюансов обучения такого школьника. В этой статье мы попробуем объяснить кто такой гиперактивный ребёнок, а также дадим рекомендации родителям школьников-непосед .

Как проявляет себя СДВГ?

Гиперактивность можно смело обозначить приставкой «сверх». Такая детвора отличается повышенной потребностью в активном движении. Они сверхактивны, импульсивны, отличаются нестабильным настроением, громко разговаривают, неспособны концентрироваться на одном действии или предмете, имеют плохую память. Могут быть агрессивны и плаксивы если не получают желаемого. Все эти показатели - следствие неправильной работы отдельных участков мозга, отвечающих за поведенческие реакции.

Как определить учащегося с СДВГ?

Нередко взрослые путают банальную невоспитанность и избалованность с СДВГ. На самом деле, немного пристальней присмотревшись к учащимся, такого ученика определить, будет несложно:

  • Отвлечённость от занятий. Даже самой интересной деятельностью такого малого нельзя заставить сконцентрироваться. Он постоянно переключается, на что-либо другое.
  • Излишняя эмоциональность выражается буквально во всём. Может плакать без причины или громко смеяться, когда повода для веселья нет.
  • Громкая и быстрая речь. Даже после замечаний малый не убавляет громкости своего голоса.
  • Пишут такие непоседы, зачастую, совершая типичные ошибки; не дописывают окончаний, забывают писать с заглавной буквы, обходят стороной даже явные знаки препинания. Не способны исправить текст даже с помощью подсказок.
  • Отличаются суетливостью и массой совершенно лишних телодвижений. Неспособны усидеть на одном месте больше двух минут. Постоянно ёрзают и мнутся.
  • Обладают плохой памятью и забывчивостью. Забывают записывать домашнее задание, могут пойти домой без ранца или сменной обуви.
  • У них постоянно что-то падает, ломается, теряется.
  • Неспособны внятно что-либо объяснить или выстроить диалог.
  • Непоседу постоянно окружает беспорядок. Даже прейдя в учебное заведение опрятным, не способен сохранить соответствующий вид и 45 минут.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать егозу за излишнюю активность. Тем более что это не спасёт положения, а ещё больше усугубит его.
  • Не запрещайте крохе двигаться. Конечно, в рамках школьного заведения беганина и стояние на голове не очень приветствуются. А вот на улице пускай бегает, прыгает и резвиться. Ведь вашему "вулканчику" необходимо, куда девать свою неудержимую энергию и пускай это лучше происходит за стенами школы.
  • Непоседу желательно записать в какую-либо спортивную секцию или кружок. Это может быть футбол, плаванье, лёгкая атлетика и т. д. В общем, что угодно, лишь бы он расходовал не иссекаемые запасы энергии.
  • Нужно попросить учителей задействовать егозу в активных действиях. Это может быть раздача инструментов на уроке, помощь в вытирании доски и т. д.
  • Не заставляйте сразу же после прихода домой садиться за домашнее задание. Делайте минимум час активного перерыва между занятиями дома и в школе.
  • Рекомендовано ввести в рацион малого продукты, требующие большой затраты энергии на переваривание (разные виды орехов, мясные блюда и т. д.).
  • Придерживайтесь рекомендаций детского психотерапевта и неукоснительно соблюдайте все предписания.
  • Составьте режим дня и следите за его выполнением. Причём распорядка дня должен придерживаться каждый член семьи.

СДВГ - не приговор, а всего лишь проблема, которую можно легко решить, соблюдая все рекомендации и пожелания врачей и психологов.

Гиперактивный ребёнок школьник, что делать родителям советы психолога

Как-то ещё можно выносить проделки егозы, когда он ходит в детский сад. Но когда гиперактивный ребёнок школьник что делать родителям? Советы психологов помогут вам справиться с этим непростым периодом в жизни малыша. Эта статья расскажет, как ведёт себя гиперактивный ребёнок в школе, разъяснит, что делать родителям, поможет советами психолога.

Нужно сказать, что младшие классы для ребятни с синдромом дефицита внимания - самые непростые. Ведь появляются новые обязанности, которые нужно неукоснительно выполнять. Непоседам непросто усидеть долго на одном месте, внимательно слушать учителя, сосредотачиваться и придерживаться норм поведения. Нередко по этой причине возникают проблемы с успеваемостью. Но не надо впадать в панику и думать, что теперь светлое будущее вашему малому не светит. Существуют специальные программы и методики воспитания , разработанные психологами специально для такой детворы.

Особенности обучения

К сожалению, не во всех учебных заведениях педагоги знают как вести себя с трудными детками. А родные теряются в догадках как усмирить егозу дома и заставить выполнять домашнее задание. Но если в стенах школы преподаватель всегда может прибегнуть к помощи штатного психолога что же делать родным егозы? Понимающие мамы и папы знают, кто такой гиперактивный ребёнок и прислушиваются к рекомендациям психологов родителям трудных школьников.

Итак, самым главным пунктом программы является составления распорядка дня для крохи. Режим следует составлять таким образом, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. А также в дневном распорядке должны быть прописаны специальные уроки, направленные на развитие усидчивости и внимательности. Конечно, задания можно корректировать в зависимости от индивидуальных качеств маленького человека. Но существуют рекомендации, выполнение которых обязательно для всех трудных школьников:

  1. Желательно отдать егозу в класс с минимальным количеством учащихся;
  2. Выполняя домашнюю работу, делайте активные пятиминутки каждые 20 мин;
  3. Помогая делать уроки, предоставляете обучающий материал в интересной и красочной форме;
  4. Выполняйте ежедневно упражнения на развитие внимательности, усидчивости и ответственности;
  5. Приучайте работать в коллективе.

Избавляемся от лишней энергии

Избавиться от излишней энергии помогут физические упражнения и спортивные игры. При этом психологи советуют отдавать предпочтение играм, в которых нужно применять лишь физические способности. Помните - такие малыши очень впечатлительные и, например, соревновательные виды игр могут вызвать в них повышенную тревожность и страх.

Запреты и ограничения

Нельзя запрещать что-либо перед этим, не обосновав, свой запрет фактами и примерами. Любое замечание должно иметь под собой почву и быть разъяснено спокойным и размеренным тембром голоса. Не стоит также вводить табу сразу на все проказы озорника. Вводите свои правила постепенно. Так, крохе будет проще понять, что от него хотят, и он будет планомерно привыкать к новым нормам поведения.

Учимся успокаиваться

Когда вы начинаете замечать, что ваш "вулканчик" становиться неуправляемым, смените окружающую его обстановку, на более спокойную и тихую. На такую малышню очень успокоительно действует мамин голос, её объятия и поцелуи. Чадо нужно обнять, пожалеть, приласкать, успокоить тихим нежным голосом. В вечернее время можно принять расслабляющую ванну с успокоительными отварами. А также поможет массаж, чтение любимых сказок и книг.

Попробуйте настроиться с чадом на одну волну. Тогда вам будет намного проще понять, как себя вести, чтобы он начал вас слушать и выполнял ваши просьбы. Психику малого с СДВГ характеризует недостаток внимательности. Поэтому, общаясь с чадом, нужно говорить не спеша, чётко проговаривая каждое слово. Давая ребятёнку какое-либо задание, необходимо сформулировать просьбу в короткой и понятной форме. Слишком длинная формулировка запутает непоседу, и он через минуту попросту забудет о чём шла речь.

Учимся понимать время

Таким озорникам крайне важно научиться ориентироваться во временных рамках. Чтобы научить своё чадо чувствовать время ставьте перед ним задачи выполнять какое-либо поручение чётко по времени. Например, выполняем задачку 15 минут потом 5 минут прыгаем на месте. Или чистим зубы ровно 5 минут, кушаем 20 минут и так далее. Не забывайте напоминать чаду сколько осталось минут до окончания того или иного задания.

Наказание

К наказаниям такая детвора относится крайне чувствительно. Даже незначительное замечание в их сторону они воспринимают как глубокое оскорбление. Укоры мамы и папы «не делай этого» или «так нельзя», скорее всего, не будут поняты, а, напротив - чадо станет ещё более неуправляемым.

А вот к похвале такая ребятня относиться очень даже хорошо. Если мама хочет, чтобы ребятёнок, например, убрался в комнате - нужно похвалить его, сказав какой он чистоплотный, хозяйственный и ответственный. После таких эпитетов чадо побежит убираться в комнате, доказывая всем, что мамины слова непустой звук и он на самом деле такой прекрасный и хозяйственный.

Диагноз СДВГ не должен становиться стеной перед светлым и счастливым будущим маленького человека. И родные как никто другой способны направить энергию крохи в правильное русло и помочь ему стать достойным и уважаемым представителем социума.

Пройдите тест


Тест: Тест на СДВГ подросткам

Бывает, что ребенок плохо адаптируется к школе. По разным причинам он не вписывается в школьные правила, не может учиться сам и мешает другим. Родители в отчаянии: вроде ребёнок как ребёнок, совсем неглупый, но при этом сплошные двойки и разочарования. Вооружившись исследованиями, литературой и собственным опытом, рассказываем о поведенческих проблемах гиперактивных детей и о том, что с ними делать.

Для описания этой проблемы нередко используется «модный диагноз» — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Мы, однако, не будем пользоваться этим клиническим штампом.

Во-первых, гиперактивность и нарушения внимания далеко не всегда идут рука об руку. Проблемы это совершенно разные, и о дефиците внимания нужно говорить отдельно. Во-вторых, даже у самых передовых медиков на данный момент нет консенсуса ни по поводу критериев СДВГ, ни по поводу того, что делать, если диагноз поставлен.

В США используется протокол WWK3, по которому детей с диагностированной гиперактивностью лечат риталином (метилфенидат — препарат-психостимулятор). Но по некоторым исследованием (например, по данным австралийских ученых) риталин при СДВГ долгосрочно неэффективен.

Другой основной препарат для лечения СДВГ — атомоксетин, известный у нас под названием страттера. Лекарство это достаточно эффективное, но вызывает значительные побочные эффекты, заставляющие многих родителей от него отказаться (тошнота, резкое снижение аппетита, замедление роста мышечной массы).

В странах СНГ гиперактивность практически не лечат лекарственно, назначая разве что ноотропы, по поводу которых полноценных, масштабных исследований не проводилось, или в тяжелых случаях нейролептики, что уж совсем необоснованно.

Каким же образом лично мы можем сгладить проявления гиперактивности у ребенка и помочь ему адаптироваться в школе, если его особенности мешают учиться и общаться так, как это делает большинство его сверстников?

Вот экстремальный непоседа. Он бегает, раскачивается на стуле, машет руками, все время болтает, не хочет и не может слушать учителя, читать учебник, нормально писать в тетради. Зато отлично мешает учиться другим. При этом он нередко отстает в эмоциональном развитии: умеет только «бегать с ребятами», но ему не хватает терпения, чтобы хоть как-то подстроиться, выслушать товарища. И потому у него не получается завести друзей.

Учителя от него стонут, сверстники быстро начинают считать шутом или вообще изгоем. Интеллект у него может быть высоким или нормальным — но бесконечная суета, бег, прыжки и вопли просто не дают ребенку проявить себя.

Как же определить свою позицию по поводу обучения нашего активного ребенка в школе? И что надо делать? Эти советы базируются как на личном опыте автора, воспитывавшего гиперактивного ребенка, так и на различной литературе. В частности, — отличной книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» петербургского психолога Екатерины Мурашовой.

1. Режим

Гиперактивному ребенку нужно продолжать вести «дошкольный образ жизни» лет до десяти. Ему нельзя быть маленьким менеджером, у которого все дни расписаны по кружкам и секциям. Нельзя оставлять его на продленке, если там нет дневного сна. Послеобеденный отдых, прогулка, приготовление уроков, тихие игры и сон — только так.

При подъеме в 7.30 гиперактивный младшеклассник должен «выключать свет» максимум в 21.00. А перед этим — 20-30 минут лежать в постели и читать, рисовать или слушать аудиокнигу.

2. Никакого спорта

Распространенное заблуждение о гиперактивном ребенке — ему просто «надо дать выбегаться и устать», что если его «отдать в спорт, то он будет тратить свою чрезмерную энергию, и станет как шелковый». На самом деле сил у него не так уж много, просто он не может остановиться. А уж выносливости нет и вовсе никакой.

Если такого ребенка дополнительно возбуждать и «выбегивать», можно получить только вечерние истерики: дико устал, но все равно бешусь, пока не свалюсь.

Кроме того, спорт как раз требует не неуправляемого, а точно отмеренного энергетического потока. Гиперактивный ребенок и на бытовом-то уровне не способен направлять свою энергию. Лучше выбирать такие секции, где главным предметом внимания является не результат, а процесс, чередование нагрузки и расслабления. Они могут быть и спортивными, но уж точно не профессиональными.

3. Не медленнее, а ритмичнее

У гиперактивного ребенка импульсы между корой и подкоркой головного мозга, регулирующие активность и торможение, проводятся медленнее, чем надо.

Как ни парадоксально это звучит, гиперактивный ребенок — в чем-то тормоз. Он быстро соображает, но еще быстрее выдыхается, и потому просто не успевает сам за собой

Это быстрый, но «рваный» контакт, мигающий свет. Наши основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы что-то замедлить или целенаправленно успокоить, а на то, чтобы сделать ребенка во всех отношениях более плавным, ритмичным. Менее «дёрганым».

Этому служит и тот же режим (мерно, циклически повторяющийся круг дел — обязанностей, практик, видов отдыха), и маленькие циклы во время приготовления уроков (если каждый три или пять минут отвлекаться по плану, а не самопроизвольно — то постепенно учишься работать эти три минуты уже не отвлекаясь).

Главная идея в том, чтобы находить ритм во всякой деятельности, заменять ритмом непроизвольные судорожные «включения» в активность и «выключения» из неё.

4. Работа с ритмом в школе

Здесь у опытных учителей обычно есть свои приемчики. Они знают, что ребенку надо трижды за урок под каким-нибудь предлогом выдернуть с места — к доске или в коридор. И что Антон будет меньше мешать, если дать ему отдельное поручение и не обращать внимание на то, что он качается на стуле во время контрольной.

Если учитель ничего такого не придумывает, возьмем инициативу в свои руки. Договоритесь с учителем, например, о том, чтобы ребенок во время урока мог пару раз на пять минут выйти из класса. А ребенку поставьте на телефон таймер — но не со звуковым сигналом. Иногда уже этого «короткого ритма» бывает достаточно, чтобы поведение существенно улучшилось.

5. Как можно бережнее с оценками

Это нужно всем детям, но тем, у кого проблемы с поведением и прилежанием — в первую очередь. Внушите ребенку, что он — это не то, что ему поставили, будь то оценка или диагноз. И не то, как его назвали или прозвали. Он — не сумма своих особенностей и странностей, не «тот самый Иванов».

Нужно обязательно противопоставить школьной репутации ребенка что-то сильное и весомое. Конечно, идеально учить ребенка так и в таком месте, чтобы подобная репутация у него вообще не начинала складываться. Но получается не всегда. Во всяком случае, за порогом дома — никаких оценок, упреков и бесконечных «какой же ты…». Какой есть, такой и слава Богу!

Если гиперактивный ребенок растет в атмосфере постоянного недовольства, ему труднее компенсировать свои особенности.

И к ним начинают добавляться другие: тяга к опасному экстриму, агрессивность, аддикции, сильные перепады настроения. Так что от школы его надо беречь, служить буфером, и по возможности выбирать мягких, бодрых и понимающих учителей.

6. Вовремя отдать пульт управления

Гиперактивный ребенок не может обеспечить сам себе постоянную включенность (см. пункт второй). Поэтому родитель должен формировать вокруг него волшебную коробочку, включая и выключая его вручную, но позволяя постепенно сформировать выносливость и усидчивость. Эти вещи действительно крепнут путем долгих тренировок.

Вот мы завели помидор на десять минут, и точно знаем, что эти десять минут ребенок будет сидеть тихо и с нашей рукой на голове решать уравнения. Помидор зазвенел, ребенок получил маленькое поощрение, затем пять минут покувыркался на кольцах — и снова десять минут математической отсидки под гипнозом родителя.

Но как только родитель замечает, что ребенок уже в состоянии обеспечить себе этот ритм сам, он вручает пульт управления самому ребенку. Крайне важно помочь ему самостоятельно поддерживать свои ритмы. Для этого можно приспособить самые разные приемы. От доски, где можно плюсиками отмечать сделанные дела, до упомянутого помидора или таймера на телефоне.

Крайне важная задача — перевести гиперактивного ребенка на самообеспечение.

Ведь если мы продолжим управлять им вручную, то неизбежно задолбаемся до крайности, да и дитятко инфантилизируем. А если просто махнуть рукой, то… кто-то выплывет, а кто-то съедет так, что потом трудно будет наверстать. Нет, я не про оценки, а про психическое здоровье, зависимости, образ жизни. Гиперактивные дети в группе риска по многим параметрам.

7. Посмотрите на себя

Очень часто гиперактивные дети рождаются у гиперактивных родителей. Если это про нас, то поразмыслим над собственными привычками и над теми приемами, которые помогают нам все-таки адаптироваться в обществе.

В гиперактивности на самом деле масса плюсов, особенно по нынешним временам.

Адаптированный гиперактивный человек быстрее соображает, легко переключается (в то время как неадаптированный гиперактивный переключаться вообще не умеет). И хотя быстро устает, но быстро и отдыхает.

Работающий короткими циклами проект-менеджер, intraday-трейдер, легкий на подъем журналист, фрилансер, которого «ноги кормят», любитель постоянных командировок (приехать и отоспаться сутки) — гиперактивные живчики при умелом управлении своим неровным потоком энергии способны быстро и легко сворачивать разнообразные горы. Но очень важно научиться правильному обращению со своими особенностями, чтобы они не перерастали в патологию, а, наоборот, делали человека более эффективным.

Как помочь ребенку с нарушением внимания .

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания.

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

Цель проекта: исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и разработка индивидуальных и групповых форм работы с гиперактивными детьми, способствующих благоприятному обучению детей в школе.

Задачи проекта:

  • Дать понятие СДВГ.
  • Выделить признаки гипердинамического синдрома.
  • Описать вероятные причины синдрома.
  • Указать основные и вторичные проявления синдрома.
  • Показать главные моменты помощи психолога при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью.
  • Обозначить педагогические условия обучения гиперактивных детей.
  • Дать рекомендации родителям и педагогам по лучшему взаимодействию с гиперактивными детьми.
  • Разработать индивидуальные и групповые формы занятия с гиперактивными детьми.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств.

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания».

Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Одной из специфических черт гиперактивного синдрома является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гипердинамический ребенок импульсивен. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Самая большая проблема гиперактивного ребенка - его отвлекаемость. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут остаться у него на продолжительное время, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет значение причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • Органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
  • Перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
  • Генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • Особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
  • Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
  • Окружающая среда (ухудшающиеся экологические обстоятельства ведет к всевозможным нарушениям здоровья, психического в том числе);
  • Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).

Специалисты выделяют следующие психические проявления синдромов дефицита внимания у детей.

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
  5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. Сложности при выполнении предложенных заданий.
  7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  9. Неумение играть тихо, спокойно.
  10. Болтливость.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим.
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдромом дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы: признаки гиперактивности (симптомы 1, 2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Пик проявления гипердинамического синдрома - 6-7 лет. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Первостепенная трудность в данной области - это способность сосредоточить внимание на долговременный период. Подразумевается умение выполнять односложное, неинтересное или требующее повторное задание. Дети с СДВГ обладают способностью концентрации внимания на непродолжительный период, и утрачивает интерес и сосредоточенность быстрее других детей. В результате, они «перескакивают» на другое задание, в другую область и расположены разыскивать раздражители (удовлетворяющие их на короткое время) и задания, которые приносят им незамедлительное удовлетворение.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняется, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Какую помощь могут оказать психологи при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью?

Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления.

Во-вторых, следует объяснить педагогам, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.
В-третьих, при проведении встреч с родителями детей, страдающих СДВГ, психологу следует описать причины и признаки синдрома, убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния.

В-четвертых, психологу необходимо настроить родителей на длительную работу с ребенком, иногда вплоть до подросткового возраста, дать каждому «Рекомендации для родителей гиперактивных детей». Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профессий и обязательным привлечением родителей и учителей.

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не может справиться с существующими у него трудностями.

Прежде всего, необходимо объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им надо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозвольности с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Педагогические условия обучения гиперактивных детей

В организации помощи гиперактивным детям необходимо и участие педагогов. Выполнение ряда рекомендаций психолога позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Прежде всего, психолог предоставляет учителю подробные сведения о природе гиперактивности, о характере поведения детей с этим синдромом.

Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

Во время уроков важно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в классе за партой - в центре помещения напротив стола педагога, классной доски.

Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки). На определенный промежуток времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивных упражнений.

От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы.

Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети. Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

Необходимо добиваться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Педагог должен определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

  1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
  2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.
  3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  4. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  6. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
  7. На определенный отрезок времени давать только одно задание.
  8. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  9. Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.
  10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
  11. Для удержания внимания гиперактивных детей учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.
  12. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
  13. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Гиперактивные дети - «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние, как родителей, так и учителей». В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе психологу необходимо наладить совместную работу с его родителями и учителями.

Для организации занятий с гиперактивными детьми педагог и психолог могут использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы, а также упражнения и игры в индивидуальной форме работы.

Игра как эффективная терапия для детей с СДВГ

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное - подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

Специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Кроме того, взрослый в игре с ребенком может открыть для себя совершенно незнакомый мир ребенка, установить с ним более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства. Играть с гиперактивным ребенком нужно много.

Известно, что в любой игре есть правила, которым должен подчиняться каждый участник. Необходимо помнить, что когда ребенок научится регулировать собственную активность, ему будет легче общаться со сверстниками. Ведь если дети не умеют соблюдать правила и постоянно их нарушают, найдется немного желающих с ними поиграть.

Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Рекомендации по коррекции внимания для индивидуальных занятий с гиперактивными детьми

§ Развитие концентрации внимания.

Корректурные задания.

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты, карандаши и ручки. Для детей младшего школьного возраста желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Инструкция . В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п., все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация.

  1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере.
  2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.
  3. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
  4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
  5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Развитию концентрации внимания служит также игра «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

«Найди слова»

На доске или на отдельных листочках написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-х сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 минут, показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

§ Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить ребенку перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить ребенку определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).

§ Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке - свое дело».

Ребенка просят левой рукой медленно перелистовать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Игра может быть предложена на уроке математике.

Счет с помехой.

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой.

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания.

Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи радуют его.

§ Развитие навыка переключения внимания.

Курс, состоящий из 12 коррекционных занятий, предназначен для детей младшего школьного возраста.
Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-6 человек. Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, наблюдения, отзывы учителя, диагностика психолога, пожелания родителей.

Цель занятий - это научить детей управлять своим поведением, а также помочь преодолеть проблему невнимания, чтобы достичь успехов в учебе.

В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.

Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания или контроля за импульсивностью.

Продолжительность группового занятия - 30 минут. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необходимость введения последних объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела).

Психокоррекционная работа требует длительного времени и поэтому из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические процессы.

По незнанию гиперактивного ребенка можно принять за непослушного, хулиганистого, упрямого либо попросту невоспитанного, то есть неудобного для воспитателя или учителя. Однако это не так.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение , вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ - трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи.
Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат , между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность , уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

    Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

    Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

    Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

    Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

    Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

    Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

    Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

    Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

    Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

    Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

    Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

    Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

    Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. - СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160с.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, Астрель. - 240 с.
  3. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997. - 336с.