Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе абрамов, константин валерьевич. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе абрамов, константин валерьевич Константин абрамов

К.В. АБРАМОВ, первый заместитель генерального директора ВЦИОМ

Особенности социальнопсихологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе

Социальные трансформации, как процессы радикального изменения российского общества, кардинальным образом влияют на все сферы жизнедеятельности представителей различных социальных страт. В подобных социально-экономических условиях возникает такой феномен, как социально-психологическая адаптация, т.е. приспособление человека к существованию в изменившемся обществе в соответствии с требованиями этого общества и исходя из собственных потребностей, мотивов и интересов. Смысл социальной адаптации заключается в освоении норм, ценностей, образа жизни, новых стратегий социального взаимодействия.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, молодежь, качество жизни, социальное самочувствие, удовлетворенность жизнью.

Конец ХХ в. ознаменован для России радикальными политическими и социальноэкономическими преобразованиями. Большая часть населения России была вынуждена менять образ жизни, перестраивать свою систему ценностей, поведенческих стереотипов, менять профессии. Через двадцать лет после начала реформ произошел мировой финансово-экономический кризис, который существенным образом отразился на политической и социальной жизни страны.

Специфика современной ситуации в России характеризуется значительным снижением уровня и качества жизни, что порождает негативное социальное самочувствие людей, ведет к росту психосоматических нарушений и другим разрушительным последствиям. Особенно неоднозначно последствия этих социально-экономических, культуральных и духовных трансформаций отражаются на молодежи. Уже целое поколение молодежи выросло в нестабильных социальных условиях, что весьма существенно отразилось на формировании его жизненных позиций. Возникает необходимость в разработке стратегий конструктивной социально-психологической адаптации людей к социально-экономическим изменениям в стране.

Под социально-психологической адаптацией в литературе понимается «процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной стратегии для деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой (своими интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой » .

Исходя из данного определения, мы можем утверждать, что в качестве основного регулятора процесса адаптации в изменяющихся социальных, культурных, техногенных и природных условиях выступает сама личность. То есть специфика личностных свойств определяет характер течения адаптационного процесса, и эти особенности формируют его индивидуальный стиль. К ним относят: направленность личности, ведущие стратегии поведения в конфликтах, локус-контроль, уровень тревожности, особенности рефлексии, специфику мотивационной и эмоциональная сферы.

Определенный интерес для целей нашего исследования представляет классификация С.Т. Посоховой, предложившей выделять два доминирующих вида стратегий адапта-

Социология образования

ции: стратегию самораскрытия личности и стратегию самосохранения личности. Суть первой стратегии заключается в том, что при изменении привычных внешних и внутренних условий существования личность отказывается от устаревших стереотипов взаимодействия с обществом, культурой, предметами, природой и самим собой. В основе этого вида стратегий лежит реалистическое отношение к жизни. Суть стратегии самосохранения заключается в использовании такого способа взаимодействия с изменяющейся окружающей реальностью, которая обеспечивает личности прежде всего сохранение себя как биологической единицы .

Если учесть тот факт, что российское государство практически два десятилетия находится в постоянной реорганизации, в непрекращающемся процессе отмирания прежних социальных норм, ломки устоявшихся стереотипов и создания новых, то молодому поколению приходится непрерывно искать идеалы, образцы для подражания, соответствующие времени. Такая перманентная адаптация к новым условиям формирует весьма своеобразные поведенческие особенности и систему социальных ценностей.

Согласно данным ВЦИОМа за 2009 г., около половины молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет являются учащимися (студентами), остальные либо работают (временно или постоянно), либо не работают. Основными сферами профессиональной деятельности работающей молодежи являются торговля (18%), промышленность (13%), строительство (12%) и транспорт (9%).

Следует отметить достаточно низкую степень самостоятельного участия молодежи в сфере бизнеса (всего 5%) и высокий процент работающей молодежи, которая не стремится менять существующую работу (73%). Подобные факты, скорее всего, свидетельствуют об определенной профессиональной незрелости, нежелании брать на себя ответственность за более динамич-

ное и конструктивное построение своего жизненного пути.

С проявлениями социального инфантилизма мы столкнулись, оценив готовность молодежи к участию в общественно-политической деятельности. 40% молодых людей безразлично относятся к возможности лично участвовать в подобной деятельности; 10% отрицают такую возможность; 22% молодых людей допускают эту возможность и только 4% респондентов считают личное участие в общественно-политической деятельности необходимым.

Молодые люди, рожденные в 80-90-е годы, хотя и имеют различные условия формирования своих личностных качеств, жизненных ценностей, но уже на собственном опыте ощутили тяжесть ответственности за принимаемые решения, трудность самостоятельного устройства своей жизни и т.д. В силу своих возрастных и психических особенностей эта категория эффективнее приспосабливается к системе рыночных отношений, быстрее включается в нее, чувствует себя увереннее и благодаря этому успешнее приобретает новый экономический и социальный опыт. Но такой вариант идентификации имеет и негативную сторону: отсутствие жизненного опыта, обостренного чувства самосохранения приводят к тому, что многие молодые люди не могут правильно оценивать возникающие ситуации и определять перспективу, неоправданно идут на риск, вступают на путь преступности, становятся жертвами чужой воли, политики, безграмотного или корыстного управления.

Произошедший распад советской культуры породил множество субкультур, особенно в молодежной среде, которые можно считать средством поиска наиболее подходящих путей адаптации молодых людей к новым условиям существования.

Согласно некоторым исследованиям, по жизненным планам, целям, нормам поведения, ценностным ориентациям и т.д. молодежная субкультура может быть представлена следующими группами:

■ молодые люди, стремящиеся сделать карьеру в бизнесе, науке, политике, спорте, художественном творчестве и т.д. Они стараются получить в престижных вузах хорошее образование в избранном направлении своей будущей трудовой деятельности, найти работу, соответствующую жизненным планам, следить за здоровьем, создать необходимый имидж. Как правило, молодые люди этой группы начинают работать над собой с подросткового возраста. В этом им помогают родители, родственники и друзья;

■ молодые люди, желающие жить на среднем уровне. Как правило, они не стремятся к высоким результатам в учебе, карьерному росту. Они предпочитают найти стабильную работу, обеспечить себе хороший заработок, благополучие, достаток, иметь время на реализацию своих увлечений;

■ молодежные группы с девиантным и делинквентным поведением. Их характеризует низкий образовательный и культурный уровень, они не проявляют особого интереса к своему будущему, среди них много алкоголиков, наркоманов. В этой группе возникает и экстремизм, который в поведении молодых людей проявляется в виде их «суперсовременного», «оригинального», «альтернативного» и «агрессивного» жизненного стиля, с характерным для него противоречивым смыслом жизни, изощренно-злобным подчеркиванием своей индивидуальности.

На одном из этапов проведенного нами эмпирического исследования респонденты

Молодые люди в возрасте 18-30 лет - осуществляли шкалирование системы показа-

телей своей социально-психологической адаптации (социальное самочувствие, материальное благополучие, социальная защищенность, социальный статус, толерантность к политической и социально-экономической обстановке в стране, семейное благополучие и т.п.).

Кроме того, нами проводилась интегральная оценка качества жизни молодежи по 13 показателям: «социально-личностное качество жизни », «социально-экономическое качество жизни», «качество семьи», «социально-психологическое качество жизни», «качество общества» (социальной среды), «качество эпохи», «качество самореализации», «качество свободы и жизнен-ныхограничений», «качество досуга», «качество жизненных ценностей и предпочтений», «качество потребностной сферы», «качество жизненных перспектив и их реализации».

Интерпретация результатов включала в себя сравнительный анализ полученных данных в подгруппах всей выборки по возрастным категориям (18-21, 22-25, 26-30 лет) и по гендерному признаку. Приведем некоторую обобщенную характеристику отдельных показателей социально-психологической адаптации респондентов, разделенных по гендерному критерию и проживающих в Москве.

В табл. 1 представлены показатели наиболее тревожащих проблем двух групп респондентов, оцененные по пятибалльной шкале в порядке уменьшения значимости.

Оценка респондентами «социально-личностного качества жизни» продемонстрировала следующее. Респонденты-юноши в

Таблица 1

Показатели наиболее тревожащих проблем двух групп респондентов

Юноши Девушки

1 Безденежье 1 Насилие и агрессивность в обществе

2 Кризис морали 2 Безденежье

3 Незащищенность 3 Кризис морали

4 Т рудоустройство по специальности 4 Ослабленное здоровье

5 Насилие и агрессивность в обществе 5 Незащищенность

6 Ослабленное здоровье 6 Отсутствие возможностей для саморазвития

7 Отсутствие возможностей для саморазвития 7 Трудоустройство по специальности

Социология образования

основном оценивают качество своей жизни как удовлетворительное. Они считают, что в ближайшее время жизнь более или менее наладится, в своей жизни ценят более всего здоровье, любовь к родителям, общение с друзьями. Они менее всего испытывают желание помогать другим и занимать лидерские позиции. Наиболее важными социальными ценностями считают социальную защищенность, хорошие жилищные условия, гарантированность работы, материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне, крепость семьи. Респонденты-девушки также в основном удовлетворены качеством жизни. Их приоритетными социальными ценностями являются здоровье, возможность иметь друзей, с которыми приятно проводить время, любовь к родителям, благополучие, уверенность в завтрашнем дне,крепость семьи,интерес к жизни.

Оценивая «качество общества », большинство респондентов обеих групп считают экономическое положение России средним. Морально-нравственная обстановка в стране большинству респондентов-юношей видится как напряженная, а большинству респондентов-девушек - как неспокойная.

Оценка респондентами «качества эпохи » показала, что в настоящее время большинство молодых людей стремятся посвятить жизнь себе, своей семье. Основное количество респондентов полагают, что не стоит тратить свои усилия и время на создание капитала и на служение своей стране (подобные данные не могут не вызывать тревогу). Респондентов-юношей в большей мере беспокоит материальное положение (деньги дают им возможность удовлетворять свои нужды и чувствовать себя в безопасности); респондентов-девушек - царящие в обществе насилие и агрессивность.

Оценка «качества свободы и жизненных ограничений» продемонстрировала следующее. Степень свободы респонден-тов-юношей ограничивается в основном такими факторами, как безденежье и социальная незащищенность. Большинству из них ощущение личной свободы дает воз-

можность быть хозяином своей жизни. Жизненными ограничениями для респон-дентов-девушек являются в большей мере насилие и агрессивность в обществе, а также низкие доходы, алкоголизация и наркотизация молодежи, незащищенность и малая ценность жизни. Чувство личной свободы и возможность быть хозяином собственной жизни респонденты-девушки ценят значительно больше респондентов-юношей.

Можно констатировать, что молодые люди, опрошенные по выборке ВЦИОМ, в той или иной степени удовлетворены своей жизнью. Многие из них рассчитывают на «потепление » социально-экономической ситуации в стране, ожидают позитивных перемен. Но при этом следует отметить доминирование своего рода «потребительской » позиции. В частности, основной контингент молодых людей рассчитывает на социальную поддержку государства, а не на собственную жизненную активность, считая при этом, что у них отсутствуют условия для реализации лидерских способностей. Большинство из них полагают, что деньги способны решить практически все их проблемы. Юношей гораздо меньше, чем девушек, интересует создание возможностей для саморазвития. Главными социальными ценностями молодежи выступают «стабильность», «семья», «достаток», «безопасность ». В качестве основных потребностей названы любовь и общение (реализации которых опять же мешает отсутствие достаточных материальных средств).

В целом можно предположить, что молодым людям в настоящее время более свойственна адаптационная стратегия самосохранения, нежели адаптационная стратегия самораскрытия личности.

Литература

1. Психология адаптации и социальная среда:

современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев.

М.: Институт психологии РАН, 2007.

2. Посохова С.Т. Индивидуальные стратегии ные подходы, проблемы, перспективы /

личностной адаптации // Психология Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.:

адаптации и социальная среда: современ- Институт психологии РАН, 2007.

ABRAMOV K. SPECIFICS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIETY IN TRANSIENT STATE

Social transformations, as processes of radical change in Russian society, are affecting dramatically all life spheres of representatives of various social layers. Such socio-economic conditions cause a phenomenon ofsocio-psychological adaptation, i.e. adjustment of human being (as a person) to existence in the changed environment according to requirements of this society and to his own needs, motives and interests. The meaning of social adaptation lies in mastering the norms, values, lifestyles, new strategies of social interaction.

Keywords: socio-psychological adaptation, youth, life quality, social wellbeing, satisfaction with life.

Е.П. ИЛЯСОВ, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана

Управленческие инструменты деятельности центров содействия занятости выпускников

В статье рассматриваются проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования (УПО), а также пути решения этих проблем. Отмечается, что создание специализированных центров (служб) в учреждениях профессионального образования - это одно из направлений снижения напряженности на рынке труда.

Особое внимание уделено концепции формирования и функционирования общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников УПО, а также внедрению и техническому сопровождению уже созданной новой автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников УПО (АИСТ).

Ключевые слова: система содействия трудоустройству выпускников УПО, информационная система, центры (службы), концепция, учреждения профессионального образования.

В процессе формирования в стране рыночной экономики произошли значительные сдвиги в структурах занятости населения, в спросе на различные категории работников. Система возникающих рынков часто является несогласованной и требует определенных механизмов по её регулированию и приведению к сопоставимости спроса и предложения.

В настоящее время ситуация по реализации одного из главных ресурсов России

Интеллектуального потенциала - остается критической. Ликвидация системы государственного распределения лишила учебные заведения информационной обратной связи. Экономика регионов не получает

необходимых специалистов, выпускники образовательных учреждений вынуждены заново переучиваться под потребности рынка труда, в то время как образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, не пользующимся спросом. Бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого профессионала по конкретной специальности, в таком случае оказываются потраченными с крайне низкой эффективностью.

Проблемы безработицы среди молодежи определяются рядом факторов: низкой конкурентоспособностью на рынке труда, неподготовленностью к новым экономическим отношениям, несоответствием профессио-


Многофакторная концепция оценки инвестиционной привлекательности 2 Потенциал социальной модернизации Социально- экономическое поведение и финансовая грамотность Репутационный аудит Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Индекс бизнес настроений и предпринимательск ой активности Изучение региональных рынков труда Портрет инвестиционной привлекательности региона


Модель компаративного анализа 3 «Экспресс» - зеркало общественного мнения населения Российской Федерации, эффективный инструмент презентации данных широкой общественности, а также отдельным бизнес и политическим элитам. Еженедельное исследование омнибусного типа, проводится уже шесть лет. За это время состоялось около 300 волн. Экспресс» репрезентирует взрослое население РФ по социально-демографическим характеристикам.В опросе участвуют 1600 человек. Опросы проводятся в 46 субъектах страны, в 138 населенных пунктах. Регион Группа регионов – федеральный округ ЭКСПРЕСС Российская Федерация


Социологический мониторинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности регионов 4 Социальный потенциал модернизации и интеллектуальный капитал региона (на примере ЮФО) «Индекс бизнес-настроений МСБ» как инструмент оценки инвестиционного климатаСоциально-профессиональная структура региона и трудовая миграцияУдовлетворённость населения и предпринимательского сообщества властьюНамерение открыть собственное дело: основные мотивы и барьерыОценка эффективности реализации программ по улучшению ситуации на рынке трудаОтношение населения к региональным инфраструктурным проектам Экспертные оценки эффективности программ повышения инвестиционной привлекательности региона Социально-экономическое поведение населения и финансовая грамотность Направления реализуемых исследовательских проектов! !




Методология исследования 6 1. Массовый опрос населения Генеральная совокупность - экономически-активное население ЮФО в возрасте лет. Параметры выборки: многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка, репрезентативная для взрослого населения округа суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – человек Статистическая ошибка не превышает 1,7%. Метод исследования: личное формализованное интервью по месту жительства респондента. 2. Экспертный опрос Представители федеральных и региональных органов власти Представители местных органов власти Представители бизнес-сообщества Параметры выборки: 900 экспертов, в каждом регионе опрошено 50 экспертов каждой группы. География исследования: Астраханская обл., Волгоградская обл., Краснодарский край, Республика Адыгея, республика Калмыкия, Ростовская обл.


Условия успешной модернизации 7 1,5 – 2 % 20 – 25 % 13 – 25 % 50 – 60 % «Креативное меньшинство» «Новая Россия» «Благожелательное большинство» « Дезадаптированное меньшинство» Взаимная адаптация общества и институтов Апробация модернизационных образцов Запрос на «институциональный ремонт» Социальная поддержка, контроль за напряженностью


8 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Готовы мобилизоваться в условиях кризиса Стремятся получить хорошее образование Хотели бы иметь собственный бизнес Стремятся стать богатыми Стремятся сделать карьеру Готовы заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию, оставаясь на той же работе Готовы больше работать, искать дополнительный заработок Готовы переехать на новое место жительства, чтобы найти лучшую работу Готовы при необходимости освоить новую профессию Готовы рискнуть стабильностью, попытаться изменить свою жизнь Уверены, что человек должен сам, (а не государство) позаботиться о своей старости Прилагают много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее Чувствуют себя современными людьми Для них важно достичь успеха в жизни, сделать карьеру количество пунктов соответствия% кумуляти вный % активные умеренно- активные пассивные Социальный потенциал модернизации – активные слои населения










Доверие к власти как условие модернизации 13 НАСЕЛЕНИЕ 80% - одобряют деятельность руководства страны - Президента и Председателя Правительства. 60% - одобряют деятельность Правительства. 49%- одобряют деятельность губернатора области\президента республики. ЭКСПЕРТЫ 87-86% - одобряют деятельность руководства страны - Президента и Председателя Правительства 70% -одобряют деятельность Правительства. 69% -одобряют деятельность губернатора области\президента республики.


Оценка эффективности институтов власти управления 14 НАСЕЛЕНИЕ губернатор\президент работают: 9% - очень эффективно, 40% - довольно эффективно. правоохранительные органы, работают: 6% - очень эффективно, 29% - довольно эффективно; органы местного самоуправления работают: 5% - очень эффективно, 32% - довольно эффективно. ЭКСПЕРТЫ губернатор\президент работают: 29% - очень эффективно, 41% - скорее эффективно. правоохранительные органы, работают: 7% - очень эффективно, 39% - довольно эффективно; органы местного самоуправления работают: 15% - очень эффективно, 43% - довольно эффективно.


Модернизация: информированность, настроения и приоритеты 15 НАСЕЛЕНИЕ 17% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 50% - «что-то слышали, но неточно». 38% - «модернизация важнее, чем стабильность», 42% - «стабильность важнее». 28% -модернизация «снизу», 48% -с модернизация «сверху». Приоритеты: 39% - «общество, в котором гарантированы социальные права граждан» ; 30% - «высокоразвитые отрасли «традиционной» промышленности; 29% – высокоразвитая инновационная экономика. ЭКСПЕРТЫ 66% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 29% - «что-то слышали, но неточно». 60% - «модернизация важнее, чем стабильность». 23% -модернизация -главный приоритет, 66% - один из приоритетов. 53% - модернизацию проводить быстро и энергично, 34% - осторожно и постепенно. Приоритеты: 49% – высокоразвитая инновационная экономика; 29%-создание системы стимулов инновационной деятельности; 25% - выбор и реализация проектов по созданию прорывных технологий, качественно новых продуктов.




Оценка эффективности региональной власти (на примере ЮФО) 17 В какой мере, на Ваш взгляд, руководители региона способны реализовать цели и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (в % от экспертов, считающих модернизацию важным национальным приоритетом)




Способность руководителей реализовать цели модернизации – использование потенциала регионов 19 ТИП РЕГИОНА: 1.ВЫСОКИЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Краснодарский край- 71%; Астраханская область-74%; 2. ВЫСОКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Ростовская область- 72%; Волгоградская область -53%; 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ: Республика Калмыкия-59%; Республика Адыгея -66%. Ростовская область – высокая способность в трудных условиях.








Основные барьеры на пути модернизации 23 Запрос на модернизацию выражает только треть населения, тогда как почти половина предпочитает ей стабильность. Значительная часть населения ориентирована на социальную составляющую модернизации, воспринимает ее как раздачу дополнительных благ, а не как развитие инновационной экономики. Основные ожидания по реализации стратегии модернизации связаны с федеральной властью, а не с собственными усилиями. Важнейший барьер на пути модернизации – коррупция. Две трети экспертов и три четверти населения оценивают ее уровень как «очень высокий или «высокий».




Методология исследования 25 Пре дост авит ь пред при ним ател ям, банк ам и госу дарс твен ным орга нам удоб ный инд икат ор бизн ес- наст роен ий пред прия тий мал ого и сред него бизн еса Цель исследования: Опрос предприятий по всей России Формирование индекса в разрезе округов и отраслей Определение влияния факторов на индекс на основе мнений МСБ Наличие прогноза индекса на среднесрочную перспективу Новизна Объем выборки: предприятий Распределение выборки: микробизнес – 50% опрошенных предприятий малый бизнес – 30% опрошенных предприятий средний бизнес – 20% опрошенных предприятий Выборка Сбор информации: телефонный опрос (CATI) Периодичность: 2 раза в год


Определение факторов Индекса 26 «Как Вы считаете, какие из следующих факторов оказывают наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России?», в % от всех опрошенных * * - сумма ответов больше 100%, поскольку вопрос предусматривал множественный выбор По результатам исследования было отобрано 5 факторов, определяющих значение Индекса в апреле-мае 2011 года.




Текущее и прогнозируемое значение факторов 28 Наиболее высоко российский бизнес оценивает текущий и прогнозный уровень «доступности инфраструктуры» и «доступности финансирования». Но влияние данных факторов на общее состояние бизнес-климата невысоко. Хуже всего оценивается текущее и прогнозное значение «уровня цен на сырьё, материалы и другие издержки производства» (следствие всплеска инфляции в конце 2010 – начале 2011 гг.). Именно этот фактор сильно снижает общее значение Индекса.




Значения индекса: ФО, г. Москва и г. Санкт-Петербург 30 Лучше других текущее и будущее состояние бизнес-климата оценивают предприятия из г. Москвы, ПФО и СКФО. Хуже других текущее состояние оценивают респонденты из СЗФО; наименьшее прогнозное значение – в УФО и СФО.


Значение Индекса по различным отраслям 31 Наилучшие оценки бизнес-климата страны, его текущего состояния и перспектив развития на ближайшие 6 месяцев, дают предприятия, работающие в сферах «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».


Примеры реализованных исследовательских проектов, связанных с развитием бизнеса 32 «Барьеры и риски малого предпринимательства», в 40 субъектах РФ для ИЭПП «Взаимодействие предпринимателей с органами судебной власти и их оценки судов и судей», в 16 субъектах федерации для Фонда Индем «Состояние делового климата в РФ» (крупный, средний, малый бизнес), в 40 субъектах РФ для РСПП «Взаимодействия внутренних и внешних рынков труда» для ГУ- ВШЭ Проведение исследований по оценке эффективности мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в России в 2010 году, и их информационной поддержки для Министерства здравоохранения и социального развития РФ



Начнём с истории. Социологический факультет РГГУ основан в 1996 году член-корр. РАН, доктором философских наук, профессором Жаном Терентьевичем Тощенко.


Первый набор студентов состоялся в 1997 году и состоял из 16 человек.

Первый выпуск состоялся в 2002-м году

Два события предваряли решение руководства университета об организации социологического образования в РГГУ.

Во-первых, открытие в 1990-х гг. подготовки социологов во всех крупных российских университетах и, во-вторых, преобразование в 1991 г. Историко-архивного института в Российский государственный гуманитарный университет. В новом университете были образованы и начали функционировать новые факультеты: экономический, философский, филологический, лингвистики, психологии. Для завершения классического гуманитарного образования не доставало социологического факультета. Поэтому новой кафедре предстояло организовать чтение курса социологии на всех факультетах РГГУ. К этой сложной задаче приступили также к.ф.н. М. Б. Буланова, проф. Л. Г. Юлдашев, к.психол.н. А. Я. Воронов. В самом начале работы первые преподаватели стали работать не только со студентами социологами, но и стали читать лекции и проводить семинарские занятия почти на всех факультетах университета. Особенно тесные контакты сложились с факультетами Историко-архивного института, Института экономики и управления, Институтом лингвистики.

Первая учебная программа курса «Социология», подготовленная кафедрой, включала три раздела. Первый раздел «История социологии» давал представление о предмете, структуре социологии как науке: современной западной и русской социологических школах. Во втором разделе «Теоретическая социология» были включены проблемы построения и применения социологических теорий общества (его структуры, институтов) и личности. В третьем разделе «Прикладная социология» студенты были ориентированы на изучение конкретных проблем внутригрупповых отношений, освоение методики и техники проведения и организации социологических исследований. Кроме того, студенты в данном разделе знакомились с такими вопросами теории и практики социологии, которые были связаны со спецификой подготовки их будущей специальности. Так, экономистам преподавались те аспекты социологического знания, которые связаны с функционированием, экономики, труда, демографии, а музееведов знакомили с социологическими проблемами культуры и искусства.

Интерес к преподаванию социологии постепенно привел к появлению в программе спецкурсов. Например, экономический факультет ввел спецкурс «Экономическая социология» (Ж.Т.Тощенко), некоторые факультеты проявили интерес к спецкурсу «Философия и социология собственности» (А.Х. Бурганов).

Успехи преподавания социологии создали необходимые условия для организации отделения социологии в составе философского факультета (декан – д.ф.н. профессор В.Д.Губин). Такое решение отвечало традиции: после возрождения социологии в начале 1960-х годов, первые социологические отделы появились в составе философских подразделений – в Институте философии АН СССР, на философских факультетах МГУ им. М. В. Ломоносова и ЛГУ, при кафедре научного коммунизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

При выработке концепции социологического образования в РГГУ была поставлена задача - создать собственный вариант модели подготовки специалистов. Эта модель была построена на следующих принципах. Во-первых, изучение всего комплекса социально– гуманитарных дисциплин: философии, истории, экономической теории, права, политологии, психологии. Такая широкая база знаний необходима для специалиста с фундаментальной подготовкой. Во-вторых, глубокая профессиональная подготовка, усвоение теоретических и прикладных знаний по данной специальности. Здесь проявляется специфика специальности: знание теории должно сочетаться с практикой, с реальными потребностями общества и человека. В-третьих, специальная, особая математическая подготовка будущих специалистов как залог их успешной деятельности. Знания теории измерений, математической логики, теории вероятностей и математической статистики, других прикладных областей математики остро необходимо социологам-профессионалам. В-четвертых, языковая подготовка (в первую очередь, по английскому, немецкому, французскому языкам), которая делает возможным для выпускников использовать свои знания не только на постсоветском, но и европейском и других пространствах. Эти четыре принципа дополняются еще одним важным требованием – студенты должны получать систематическую практику: на 1 курсе – ознакомительную, на 2 – учебную, на 3,4 курсах – профессиональную, на 5 курсе – педагогическую.

На основе данной концепции в 1997 г. был проведен первый набор студентов. 1 сентября 1997 г. шестнадцать студентов приступили к профессиональной подготовке по неведомой для многих из них специальности. Состав отделения был усилен известными методологами-практиками профессорами В. Ф. Левичевой и Е. А. Гришиной. В целях организации учебно-научных исследований и практики для студентов, был открыт Центр социологических исследований (рук. О.Н.Козлова, позднее – М.С. Цапко).

В 2000-2001 г. были открыты вечернее и заочное отделение по подготовке специалистов-социологов. Это было во многом новое и сложное дело, для становления которого многое сделала проф. Г.А.Цветкова.

В 2001 г. решением Ученого Совета на базе специальности были открыты две специализации: «Социология маркетинга», «Политический и бизнес- PR, реклама». С этого времени ежегодно начал увеличиваться набор студентов, в том числе и на платной основе.

К 2001 г. созрели условия для организации самостоятельного факультета в составе двух кафедр: истории и теории социологии (Ж.Т. Тощенко) и прикладной социологии (В.Ф. Левичева). В дальнейшем были созданы кафедры: политической социологии (Н.М.Великая), социологии организации и социальных технологий (В.В.Щербина). Общими усилиями кафедр создан модульный курс преподавания социологии на непрофильных факультетах. Были внедрены учебно-исследовательские проекты: поисковые социологические исследования, проводимые студентами под контролем преподавателя.

С 2011-2012 учебного года обучение социологов проводится по программам «бакалавр социологии», «магистр социологии». В 2011 г. открыта магистратура по трем профилям подготовки: «Социальные технологии и управленческое консультирование» (В.В. Щербина), «Политическое консультирование» (Л.Н. Вдовиченко), «Социология маркетинга» (В. В. Солодников).

За годы работы факультета первоначальная модель социологического образования модернизировалась и включает несколько положений: подготовку социологов на широком фундаменте всех социальных и гуманитарных наук; знакомство с основными положениями естественных наук, а также серьезную математическую подготовку; усвоение комплекса дисциплин, которые касаются только социологии. В числе последних: теория, методология и методы познания социальной реальности; генезис идей в истории социологии; специальные социологические теории; отраслевые социологии. Оттачивает полученные теоретические знания и практические навыки студент в ходе социологической практики: сначала – ознакомительной, потом – профессиональной, а на последнем курсе – педагогической. Такая модель подготовки социолога-профессионала построена на соединении научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания. В рамках такой модели можно предложить новые разработки, поиск новых подходов, в том числе приглашение коллег-социологов на мастер-классы. Хорошо сочетается предложенная модель и с требованиями нового (третьего) Государственного образовательного стандарта о том, что только 50% учебного времени отводится федеральному компоненту, а остальное – университетской инициативе.

За прошедшие годы преподавателями факультета были изданы и переизданы учебники и учебные пособия: Ж. Т. Тощенко «Социология» (1994, 1998, 2005, 2012 гг.), «Политическая социология» (4-е изд.) (под ред. Ж.Т. Тощенко), Н.В. Романовский «Историческая социология», О.Н. Козлова «Социология», Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова «Социология труда», М.Б. Буланова «Обществознание» (в составе авторского коллектива) и др. Примером учебного пособия «нового типа», в котором приняли участия большинство преподавателей факультета, стал «Тезаурус социологии»(2009), посвященный понятийному аппарату социологии И «Тезаурус-2, Методология и методы социологических исследований»(2012) (под ред. Ж.Т. Тощенко). Издание реализует две цели: научно-познавательную и учебно-методическую. В основе тезауруса лежит концепция «социологии жизни», которая получила обоснование в работах Ж. Т. Тощенко.

На факультете сложилась самостоятельная научная школа, сосредоточившая внимание на изучение проблем теории и методологии социологии, общественного сознания, духовной жизни общества. В рамках этой целевой установки факультета, начиная с 1999 г. ежегодно проводятся международные научные конференции, посвященные изучению проблем интеллигенции. Результатом этой деятельности стал выпуск сборников, которые объединены в серию «Интеллигенция и современность».

В настоящее время выпущены 20 сборников по различным аспектам жизни и деятельности гуманитарной интеллигенции (в сфере экономических, политических, нравственных и других общественных отношений). Причем, специально выделялись и соответственно обсуждались вопросы, характеризующиеся актуальностью, значимостью и злободневностью.

Еще одним направлением деятельности факультета стало проведение социологических исследований, которые в основном осуществлял Научно-учебный центр социологических исследований. Этот Центр стали регулярно осуществлять исследования внутри университета, которые, с одной стороны, нацелены на изучение будущей гуманитарной интеллигенции (опросы «Первокурсник», «Выпускник»), с другой стороны, помогают регулировать внутреннюю жизнь университета. За эти годы изучались настроения молодых преподавателей и аспирантов университета, свободное время студентов, обстановка в общежитии, отношение к библиотеке, работа книжной лавки «У Кентавра», столовой.

В 1999 г. при РГГУ был открыт диссертационный совет К 064.49.07 по социологическим наукам. Первой диссертацией, защищенной в совете в 2000 г., стала кандидатская работа И.А.Янкиной «Стратификация отношения к сферам «материальное и духовное бытие» (на примере среднего города России) по специальности 22.00.08 – социология управления.

На факультете открыта аспирантура по пяти специальностям: 22.00.01 – история, методология и теория социологии, 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы, 22.00.05 – политическая социология, 22.00.06 – социология культуры, 22.00.08 – социология управления. До 2002 г. комплектование аспирантуры шло за счет выпускников других вузов, с этого момента по настоящее время закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации наши выпускники: Н.Н. Могутнова, И.М. Матасова, А.В. Чеботарева, А.И. Дубинина, Н.Д. Шутенко, А.Е. Творогов, А. Е. Волохов, Н. В. Панкратова, А. Я. Макаров, Т. В. Латышева, Д. Г. Цыбикова. Часть их них - А.Б. Росляков, Р.И. Анисимов, Е.А. Ирсетская, Е. А. Колосова, А.В.Кученкова, Т.В.Стародубцева, Д.Г.Цыбикова - стали нашими коллегами-преподавателями.

В 2004 г. кандидатский совет был преобразован. В РГГУ был открыт совет по защите диссертаций Д 212.198.09. За период с 2004 года в Совете были защищены: по специальности 22.00.01 – теория, история и методология социологии - 3 докторские и 3 кандидатские диссертации; по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы 15 кандидатских и 1 докторская диссертация; по специальности 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни - 5 кандидатских диссертации; по специальности 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии – 1 докторская и 6 кандидатских диссертаций.

На факультете уделяется большое внимание научной работе студентов. Начиная с 1999 г. ежегодно проводятся конференции студентов и аспирантов с участием студенчества других городов России и стран СНГ, которые завершаются изданием сборников «Наша социология. Исследовательские практики и перспективы». Студенты и аспиранты активно участвуют во всероссийских научных конференциях, в конференциях МГУ «Ломоносовские чтения», в конференциях ВЦИОМ и других организациях, неоднократно завоевывая престижные дипломы и призовые места. Мы также гордимся тем, что студенческая жизнь не замыкается в рамках только учебного процесса: регулярно проводится посвящение в студенты, празднуется «День социолога» и другие мероприятия.

Декан социологического факультета - Великая Наталия Михайловна

Места проведения практик:

  • Органы государственной власти и управления
  • Политические партии и общественные организации
  • Исследовательские центры. Рекламные агентства и корпорации(TNS-Russia, КСИЛАБ, ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР-мониторинг, ЦИРКОН, ГФК «Русь», MAR consult, UCPR-Research, IPSOS, ИСПИ РАН и др.)
  • На факультете регулярно проводятся мастер-классы от работодателей.

По данным Пенсионного фонда РФ 76,4% выпускников Социологического факультета РГГУ трудоустроены. Выпускники входят в тройку лидеров по величине заработных плат среди социологов, опередив выпускников ведущих ВУЗов страны.

Профессорско-преподавательский состав включает:

  • 1 член-корр.РАН РФ,
  • 19 докторов наук,
  • 21 кандидата наук.

Наши преподаватели являются:

  • членами международных социологических организаций
  • участниками ведущих международных и всероссийских научных конференций
  • занимают ведущие места в рейтинг цитирования социологов России

В настоящее время в составе социологического факультета работают три кафедры:

  • (зав.кафедрой - чл.-корр. РАН, д.ф.н., проф. Ж.Т. Тощенко);
  • (зав.кафедрой -д.ф.н., проф. В.Ф. Левичева);
  • (зав.кафедрой - д.соц.н, проф. Л.Н. Вдовиченко).

Всего с 1997 года по 2019 год в РГГУ около 1500 специалистов-социологов по трём формам обучения:

  • по очной форме обучения;
  • по очно-заочной форме обучения
  • по заочной форме обучения.

На факультете сложилась самостоятельная научная школа, сосредоточившая внимание на изучении проблем теории и методологии социологии, общественного сознания, духовной жизни, практикуется преемственность поколений.

На факультете в настоящее время действует аспирантура по специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы.

С 2004 года при РГГУ действует совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.09 по одноименным специальностям аспирантуры.

На факультете организована научная работа студентов. Ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся конференции студентов и аспирантов вуза. Выпущены 15 сборников «Наша социология. Исследовательские практики и перспективы».

Выпускники факультета работают по специальности в центрах социологических исследований, возглавляют отделы социологических исследований государственных и частных организаций. Часть выпускников остались преподавать на факультете. В их числе: Р.И. Анисимов, Е.В.Белова, Е.А. Колосова, А.В.Кученкова, Т.В. Стародубцева и др.