Перегрузки на работе и их последствия для здоровья. Что делать, если ваш босс перегружает вас работой

Сегодня я хотел бы разобрать вот такую распространенную ситуацию: аврал на работе, много работаю, но ничего не успеваю . По моим наблюдениям такая картина встречается ну очень часто, причем у самых разных людей, занимающихся самой разной работой: начиная от офисных работников, заканчивая домохозяйками. Почему так происходит, и как это исправить – об этом вы узнаете, ознакомившись с данной статьей.

Итак, в последнее время в обиход начинает входить пока еще малоизвестный термин “фаффинг”, обозначающий процесс какой-либо деятельности, не приносящей результата (от английского to faff – заниматься чем-либо неорганизованно, суетиться, валять дурака).

Так вот, я постоянно замечаю людей, которые пытаются изобразить очень бурную деятельность (я всегда занят, много работаю), но по сути это есть не что иное как тот самый фаффинг. На русском языке это можно назвать так: деловое ничегонеделание. Потому что реальных результатов их работы никогда не видно, либо же они очень несущественны, совершенно несопоставимы с затраченным временем занятости.

“Я много работаю, но ничего не успеваю!” – считают такие люди. Потому что очень много дел, очень много работы. “Я работаю в авральном режиме 10/12/15/ваш вариант часов в сутки, но все равно ничего не успеваю!”. “Но я же молодец, я трудяга!”. “Чтобы чего-то достичь – надо много работать!”. И т.д.

Спешу вас разочаровать…

Чтобы чего-то достичь, надо работать не много, а продуктивно! То есть, на результат! И если одного и того же результата один человек достигает за час, а другой – за рабочий день в авральном режиме, то кто лучше поработал? Кто дольше или кто эффективнее? Думаю, ответ очевиден…

А если же ситуация “аврал на работе, много работаю, но ничего не успеваю, результата нет” уже стала вашей верной спутницей, то тут радоваться нечему. Нужно искать причину и устранять ее, чтобы . Что это может быть за причина? Я вижу несколько основных, которые и рассмотрю далее.

Причина 1 . Вы не планируете свой день. Если вы много работаете, но ничего не успеваете – скорее всего, причина кроется в отсутствии . Вы делаете все хаотично, беспорядочно, хватаетесь за все подряд, естественно, так вы никогда не сможете показать хороший результат. Вы будете постоянно чем-то заняты, будете работать в авральном режиме, нервничать, раздражаться, жаловаться всем и себе на чрезмерную занятость, но так ни к чему существенному и не придете, пока не начнете грамотно планировать свой день и действовать согласно намеченному плану.

Причина 2 . Вы не умеете расставлять приоритеты. Следующая распространенная причина авральной и безрезультатной работы – это неправильная . Допустим, вы спланировали свой день, но при этом неправильно выделили главные приоритеты, основные цели и задачи. Например, запланировали в первую очередь все то, что сделать проще и легче, вместо того, чтобы начать с выполнения самых важных, глобальных задач. Естественно, на эти важные задачи потом не хватает времени, а выполнение мелких, второстепенных не дает какого-либо существенного результата.

Причина 3 . Вы слишком много отвлекаетесь. Допустим, у вас все хорошо с планированием и приоритетами, но все равно всегда “аврал, ничего не успеваю!”. В этом случае у вас, скорее всего, очень плохо обстоят дела с самоорганизацией, вы слишком много отвлекаетесь на всевозможных . Во время работы вы то и дело переписываетесь в социальных сетях, болтаете по телефону, обсуждаете что-то с коллегами, пьете кофе, курите и т.п. Время идет, и вам кажется, что вы много работаете, что вы перегружены работой, но по сути, вы просто занимаетесь фаффингом – деловым ничегонеделанием.

Причина 4 . Закон Парето. И, наконец, последний важный момент, на который я настоятельно рекомендую обратить внимание – это так называемый . Этот принцип говорит о том, что только 20% затраченного труда и времени приносят 80% результата и наоборот, 80% затраченного труда и времени приносят только 20% результата. Закон Парето успешно работает в самых разных сферах деятельности человека и даже в природе, что уже доказано многочисленными исследованиями. Ваша задача – выявить те самые эффективные 20% своего труда и сконцентрироваться именно на них. Вот тогда вы увидите хорошие результаты своей работы. А если будете сосредотачиваться на неэффективных 80% – результат будет соответствующий.

Вот примерно так я вижу ситуацию “аврал на работе, много работаю, но ничего не успеваю”. Если у вас есть какое-то другое видение данной проблемы – буду рад выслушать его в комментариях.

А пока прощаюсь с вами до следующих публикаций на . Повышайте свою финансовую грамотность и будьте продуктивны!

Если в своей работе вы должны выполнять множество дел одновременно, держать всё под контролем и постоянно быть на связи, то уж кому как не вам понимать насколько важно среди этого хаоса оставаться в отличной психологической и физической форме. Ведь вы не можете позволить себе ! Порой необходимость перерыва является очевидной, но в большинстве случаев мы осознаем это слишком поздно.

Когда работаешь больше часов, чем положено, а также на законных выходных - ощущение переработки становится нормой. Но в конечном итоге выдыхаешься. Когда это происходит, могут потребоваться дни или даже недели на восстановление былого энтузиазма к работе, а также на возвращение утраченного креатива и мотивации.

Подобно тому, как спортсмены используют определенные методики для выявления необходимости в отдыхе для и увеличения своей работоспособности, можно определить тот момент, когда нужно подзарядить свои батарейки.

Профессиональные спортсмены заботятся о том, чтобы не перенапрягаться на тренировках. Слишком большая нагрузка приводит к плачевным результатам: снижается выносливость, мощность и скорость. Порой чем больше спортсмен работает, тем меньше результатов он получает.

То же самое происходит и когда мы слишком много работаем. Стараемся проработать , а в итоге сделанного получается меньше. Итак, как можно различить состояния, когда вы просто много работаете и когда действительно изнуряете себя работой.

Чтобы устоять под давлением большого рабочего потока и не выдохнуться, рекомендуем вам оценить 4 методики, представленные ниже. Они позволят вам всегда оставаться в отличной профессиональной форме!

Проверяйте частоту своего пульса (ЧСС) в покое

Каждый день, прежде, чем встать с кровати, измеряйте свой пульс (ЧСС - частоту сердечных сокращений). К счастью, в наш безумно технологичный век, сделать это можно с помощью различных приложений, как для , так и для . Большинство из них платные , но встречаются и бесплатные , и даже русифицированные . Большую часть времени ЧСС остается одинаковой, плюс-минус несколько ударов в минуту. Но когда вы перегружены работой и пребываете в стрессе, тело посылает мозгу сигналы о том, что оно нуждается в большем количестве кислорода. В результате чего и увеличивается частота сердечных сокращений.

Если утром ваш пульс учащён, то вам просто необходим дополнительный отдых и, как минимум, хороший сон. Не откладывайте их (особенно сон) на завтра или выходные! Не обманывайте себя.

Контролируйте свои эмоции

Не очень удачный день? Вы раздражительны и вспыльчивы? Если вы не можете точно назвать причину такого своего поведения, то, вероятнее всего, - так реагирует ваше тело на стресс и усталость. В такой ситуации мозг вырабатывает больше кортизола (принимает участие в развитии стрессовых реакций) и меньше дофамина («поощряет» мозг, вызывает чувство удовольствия, влияет на процессы мотивации и обучения).

Самоподбадривание, чтобы попытаться улучшить своё настроение, не способно справиться с влиянием . Поэтому в запущенном состоянии лучшим и единственно верным лекарством является перерыв.

Следите за своим весом

Теряете или прибавляете более одного процента от веса тела от одного дня к другому - значит, что-то не так. Возможно, вчера был невероятно напряженный день, и вы даже не обратили внимание, что забыли пообедать или выпить чашечку чая. Или может быть, вы даже не заметили как много вы фактически умяли.

Если вы будете контролировать в течение определенных периодов времени каждый из перечисленных выше 4-х параметров, то вскоре вы выявите, какие параметры являются нормальными для вас. Особое внимание следует уделить выходным и отпускным дням: если вы заметили серьезные изменения, особенно положительные, - это верный признак того, что вам нужно срочно менять порядок вашей работы.

« И не говорите, что не хватает времени на небольшой перерыв или на то, чтобы больше спать. Вы должны пообещать себе и своей компании найти способ сделать это!»

В противном случае ваш разум выдохнется, тело вымотается, и организм даст сбой. Так почему бы не позаботиться о себе и не повысить свою производительность на своих же условиях?

Производственный календарь, утвержденный правительством, указывает: если у вас 40-часовая рабочая неделя, то в 2017 году вы отработали 1973 часа. HeadHunter поговорил с теми, кто давно перевалил за эту отметку. Рассказываем, как живут трудоголики и что об этом думает психолог.

Аня Варежкова, редактор в Atlas Biomed, удаленная работа, Москва - Бали

Я работаю удаленно в основном. Иногда это 12–14 часов, иногда - около 5. Почти всегда работаю в выходные. Не полный день, но что-то по работе делаю. Меньше 5 часов, пожалуй, не бывает. В отпуске могу поработать 1–2 часа в день.

Задач всегда много. В моем случае переработки - это невротический кейс. «Я все смогу, я буду много работать и даже еще больше, без остановки». Потом я загоняюсь. И ресурс, который нужен, чтобы перераспределить время, взять себя в руки и начать говорить «нет» каким-то задачам и проектам, я тоже трачу на работу. По сути, тебя завалило - и ты внизу придавлен этим грузом.

Одно время переработки были связаны с личными обстоятельствами. Мне не хотелось идти домой, поэтому я с большим удовольствием оставалась еще поработать. Тем более что это такой хороший повод - я много работаю, чтобы зарабатывать деньги.

Больше всего страдает мой молодой человек. Я сама сейчас понимаю, что ситуация с работой неадекватная. При этом, если я не сделаю какой-то объем, меня не уволят. Всегда можно договориться, отказаться от каких-то задач.

Не в России у меня нет друзей. И очень мало мотивации этим заниматься. А когда я в Москве и перегружена, то кучу всего отменяю. Потому что я очень устала и у меня нет ресурсов на социальное общение. Лучше никуда не пойти и остаться дома работать.

Надежда Андрианова, графический дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, Москва

Работа - это самая серьезная часть моей жизни. Даже если это какие-то хобби, они так или иначе связаны с тем, что я делаю по работе. Вне работы я могу посмотреть что-то в кинотеатре или дома - сериалы. При этом если я смотрю что-то дома, то могу параллельно работать. 7–10% времени в день занимают дела, которые с работой не связаны. Свободного времени в этом месяце у меня почти не было.

Мне очень нравится работа, которую я делаю. Но появляется ощущение, что ты не можешь отказаться. Я перестала учитывать себя как важный проект, на который тоже нужно тратить время жизни. Весь возможный пул времени забивается задачами, и это уже нельзя контролировать. Это форменная зависимость. Сейчас я поняла, что проекты мечты не получается сделать так, как хотелось бы. Потому что их много и на все просто не хватает времени.

Ты всегда кому-то что-то должен. И никогда нет чувства удовлетворения. Доделал один проект, а на тебе висят другие. Есть секундное ощущение радости, а потом понимаешь, что еще столько всего делать. Поэтому нужно сознательно отказываться, когда набираешь слишком много.

Десять лет назад я была «боевой белкой». Мне было в кайф постоянно работать, я сидела ночами. Меня миллион раз выдирали с семейных вечеров, встреч и свиданий. Но когда тебе 25, ночная работа - это один разговор. А когда тебе за 30 - уже совсем другое дело. Ты переживаешь эту бессонную ночь не один день, а неделю.

Тогда у меня был определенный мотив много работать - я зарабатывала деньги, покупала квартиру. Сначала кажется, что ты можешь сделать очень много и есть куча ресурсов. На самом деле это будущие ресурсы. Я сейчас понимаю, что работаю гораздо медленнее, чем могла бы. Не знаю, что у меня будет лет через 10 - как я буду расплачиваться за этот расход своих сил.

Чтобы сберечь себя, надо соблюсти два момента. Первый - выбитое на камне и записанное в календаре время для отдыха, даже принудительное решение отдыхать. Я так выделяю время на общение с семьей. Если не поставить его в календарь, оно растворится в других делах. Второй - понять, что степень срочности иногда несколько преувеличенная. Например, есть дедлайн, а ты уже понимаешь, что сдох. Сидишь такой в 6 утра и впахиваешь из последних сил. А потом оказывается, что можно было сдать завтра, послезавтра или еще когда-то. Гонка часто бывает напрасной именно из-за переоценки важности конкретного срока.

Для любого трудоголика нормальное время отдыха нужно умножить на два. Потому что ресурсы истощены и обычного времени уже не хватит. Хватит только на то, чтобы немного протрезветь. А чтобы начать работать нормально - нет. Если отпуск, то не две недели, а месяц. Это помогало мне перезагрузиться.

Насиба Кучкарова, директор отдела по работе с клиентами, креативно-коммуникационное агентство Dibar, Казахстан, Астана

Я считаю, что работа - это как минимум половина нашей жизни. Поэтому занимать неважное место она не может. Я живу работой. Мой рабочий день начинается в 9:30 и заканчивается часов через 12. Остальное время, где-то с 10 вечера, трачу на личные дела. В выходные, если знаю, что нужно поработать, выделяю на это 4 часа.

Я не считаю, что переработки - это что-то суперплохое. Собраться командой, сесть ночью и закончить проект, пока есть вдохновение, - это круто. Когда это становится ежедневной нормой, нужно притормозить и дать себе месяц, чтобы восстановиться.

Друзья, знакомые, родители постоянно говорят, что я много работаю. Но, если я вижу результат работы, меня это мотивирует продолжать. У нас в агентстве есть девиз: work hard play hard. После любого крупного проекта обязательно выбираемся куда-то и отдыхаем вместе. Это негласная традиция.

Если я выжата, мне просто нужен тет-а-тет с шефом. Я рассказываю про какие-то вопросы, которые не могу решить, делюсь эмоциями. Меня могут поругать в ответ, могут похвалить. Но в любом случае эмоция передастся - и я смогу работать дальше. Если пришла усталость, я доживаю до выходных и просто стараюсь ни о чем не думать.

Я разделяю для себя понятия «трудоголик» и «результатоголик». У меня в прямом подчинении три девочки, и они очень много работают. Но я за это часто ругаю. Потому что их сидение до 2 часов ночи на работе не приносит результатов. Они делают это за идею, за команду - «все сидят, и я посижу». В таких случаях я насильно отправляю их домой. Они нужны мне завтра утром со свежей головой.

Нужно понимать, почему человек перерабатывает и отчего он устает. Если причина в том, что он загружен работой - это вопрос планирования, нужно подключать других сотрудников к нему в помощь. Иногда люди перерабатывают, потому что они неэффективны из-за личных проблем. Когда девочки в плохом состоянии или болеют, я перераспределяю их задачи, что-то беру на себя. Отправляю их отдыхать и высыпаться.

Мой начальник сейчас продвигает такую идею: он хочет, чтобы к Новому году мы стали агентством, которое будет работать не 8, а 6 часов в день. По его мнению, нужно больше учиться, уделять время саморазвитию, а не сидеть на работе. Я надеюсь, у нас получится.

Екатерина Гончарова, ведущий архитектор, крупное архитектурное бюро, Москва

Работа занимает самое главное место в моей жизни, я так расставила приоритеты. Потому что я понимаю, что другого времени у меня в жизни не будет на это. Когда-то надо выходить замуж, рожать детей, заводить семью. У меня осталось буквально пара лет, чтобы добиться успеха, стать экспертом. Я смогу остаться в сфере и при этом не быть погруженной целиком. Работать на фрилансе, например.

Я сплю часов 7. Бывает, что я прихожу домой в 9 вечера и меня уже так все достало, что я решаю помыть посуду или убраться - поделать что-то монотонное, чтобы меня немного отпустило. Бывает, прихожу в час ночи или приезжаю на такси в 3. Обычно я не успеваю сделать что-то вечером для себя.

Когда мой муж работал по графику с 8 до 6, он говорил, что я очень много работаю. Сейчас, когда он сам работает допоздна, уже так не говорит. А больше со мной говорить и некому. Мама постоянно говорит, что я много работаю.

Я очень страдаю от того, что не успеваю делать другие вещи. Например, проводить время с близкими. Я разочаровываюсь в этом ударном труде. Однажды мы с мужем не поехали в свадебное путешествие сразу после свадьбы. Потому что мне надо было возвращаться на работу и доделывать проект. Мы смогли уехать только через 2 недели.

Сейчас у меня в подчинении 4 человека. Я отправляю их домой, не поощряю работу по ночам. Специально в пятницу снимаю с них менее важные задачи. Стараюсь сделать так, чтобы они жили в нормальном режиме.

Я думаю, это признак плохого руководителя, если человек работает по ночам. И надо брать еще одного человека или давать в помощь интерна, если этот объем реально требует таких сил.

Мнение психолога: Елена Литягина, кандидат психологических наук, преподаватель

Трудоголизм – это одна из форм негативной зависимости. Часто люди начинают работать больше для того, чтобы поправить материальное состояние: больше работаешь - больше зарабатываешь. Или на результат, например на повышение по службе. Человек имеет цель улучшить условия жизни семьи или свои собственные. Парадокс заключается в том, что, работая больше, чем позволяют ресурсы организма и психики, он дорабатывается до плохого самочувствия, отсутствия сил и мотивации и тратит деньги на восстановление работоспособности, а потом снова работает.

Как любая форма зависимости, трудоголизм - это уход от чего-то. Например, от тревог за будущее, которые очень тяжело переживать, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы не нуждаться. Человек может уходить в работу от отношений с близкими и друзьями: задерживаться на работе, приходить домой очень поздно и без сил, чтобы не было претензий со стороны супруга: «Я же работал(а)», «Я зарабатываю деньги, давай ты будешь работать, а я с удовольствием посижу дома…» Усталостью можно оправдать неучастие в воспитании детей, отказ от контактов с родственниками, уход от интимных отношений.

В эмоциональной сфере звоночком может быть раздражение. Оно постепенно нарастает и может превратиться в «меня все бесит», «как меня все/всё достало». Сначала это относится к рабочим моментам, а потом может перейти на взаимоотношения с близкими и членами семьи.

Работа переживается как рутинная деятельность, хотя раньше нравилась. Из процесса уходит радость, а остается только результат. Положительные события, например семейные праздники или встречи с друзьями, поездки, которые раньше приносили радость, теперь не вызывают таких ярких эмоций. В крайней степени - из жизни уходят краски, а постепенно из объемного переживания жизни она может стать как будто не настоящей, черно-белой картинкой.

Психика начинает сопротивляться чрезмерному воздействию и трате ресурсов. Например, вы можете начать забывать о важных встречах, дедлайнах, осознанно «увиливать» и откладывать дела, которые накапливаются и создают сильный уровень стресса, заставляют работать еще больше. Образуется порочный круг и усиливается чувство безнадежности, бессмысленности происходящего. Возникает желание «все бросить и уехать/спрятаться».

В физическом самочувствии появляются признаки усталости: ощущение, что постоянно хочется спать, прилечь, сил хватает на несколько часов, возможны набор или потеря веса, головные боли, обострение хронических заболеваний.

Если вы подозреваете в себе признаки трудоголика, то есть два варианта: выбираете ли вы жизнь или нет. Если - жизнь, то задача ваша простая. Надо повысить качество собственной жизни, максимально сохранив при этом здоровье. Если вы выбираете не жизнь, а, например, работу, то здесь психология бессильна. Психолог может помочь человеку решить задачи жизни, но заставить жить не может.

Во многих культурах есть такое утверждение, что много работать - это хорошо само по себе. Люди хвастаются, как много они работают, даже если сознают, что выглядят очень уставшими. Кажется, что много работать - это действительно хорошо, это ведет нас к результату. Но законы продуктивности говорят иначе. Важно не то, сколько мы работаем, а как и зачем мы это делаем.

Работать много - недостаточно

Любая стоящая цель, конечно, требует работы. Что-то может занять, дни, недели и даже годы. В книге Outliers есть такое предположение: чтобы стать экспертом, вам нужно провести примерно 10000 часов за каким-либо занятием. Это примерно три часа в день, десять лет подряд.

Возможно, вам кажется, что чем больше вы работаете, тем большего вы достигнете. Это, конечно, логично, но это не так.

Вы можете работать много: отвечать на все письма и звонки, выполнять все задачи из своего списка и даже помогать коллегам в процессе. Но, работая таким образом, вы никогда не возьметесь, скажем, за новый проект. И, разумеется, вы не сможете вырабатывать в себе новые умения, делать новые личные достижения. А раз так, то и никакого продвижения, кроме мнимого продвижения в карьере, вы не увидите.

Если вы студент, вы можете провести ночи напролет за книгами, но так ничего и не понять. Если вы открываете свой бизнес, вы можете часами настраивать внешний вид своего сайта, но так и не привлечь ни одного клиента.

Видите? Важно не то насколько много и долго вы работаете. Важно то, над чем вы работаете.

Работать много - губительная привычка

Работать слишком много действительно опасно для здоровья. Во-первых, вы получаете ежедневный стресс, во вторых проблемы с сердцем и, наконец, повышенную чувствительность к инфекциям, а также хроническую усталость.

Мы живем в таком мире, где нам постоянно напоминают, что мы можем делать больше. Чтобы чувствовать себя успешными, мы стремимся к карьерному продвижению и большой зарплате. Это, конечно, нормально. Но пожнем ли мы плоды своей работы, если она портит наше здоровье?

Много и долго работать - не всегда хорошо. Вам действительно пора завязывать, если:

Постоянные задержки на работе создают проблемы в семье

Вы вспыльчивы и ругаетесь с коллегами

Вы делаете ошибки, потому что слишком устали

Вы теряете видение перспективы, работа заменяет личную жизнь

Живите сегодняшним днем

Вы можете любить свою работу, но работа - это же не вся жизнь. Нужно открыть для себя ценности окружающего мира. И не забывать об отдыхе и расслаблении.

Если вы работаете на износ сейчас, чтобы хорошо жить в будущем - это, простите, глупо. Если вы работаете, чтобы получить что-то, попробуйте понять, насколько вам действительно это нужно. Если вы работаете, потому что вас мучает чувство долга, то вспомните, что это ваша жизнь и вам решать, как ее прожить.

Так или иначе, совет простой: живите сейчас, сегодняшним днем. Поймите над чем вы работаете, как и почему вы это делаете. Это гораздо эффективнее, чем много работать, изнашивая себя понапрасну.

Лиза опоздала на свадьбу младшей сестры. Пропустила и регистрацию, и традиционную фотосъемку новой ячейки общества у памятника Победы, и даже пару тостов на свадебном банкете. Появилась в зале ресторана только в разгар первого танца молодоженов, сгорая от стыда и то и дело нервно поглядывая на экран телефона. «Кручусь, как стадо белочек в маленьком колесе, — поделилась Лиза, — почти не сплю ночами, только и жду, что там с ним еще случится». При этом говорила она совсем не о дежурстве у кроватки больного младенца и даже не о переживаниях за героя любимого сериала. Речь шла всего лишь об электронной переписке с важным корпоративным клиентом, который вторую неделю не мог решить, сколько дюбелей № 5 ему нужно закупить в дополнение к трем тысячам квадратных метров сайдинга. Отдавшись работе с головой, Лиза сама не заметила, как стала жертвой новомодного вируса — превратилась в офисную мученицу.

Железные леди

Такие люди есть повсюду. Оглянись вокруг и ты наверняка увидишь одного(а то и парочку) прямо сейчас у себя на работе. Они приходят сюда первыми и задерживаются до поздней ночи. Не умеют делегировать полномочия(«Никто, кроме меня, не может с этим справиться, они же все перепутают»), но при этом постоянно жалуются на свою загруженность(«Одна тут за всех вас, бездельников, отдуваюсь»). Отсутствием личной жизни(а откуда ей взяться — «Я же днюю и ночую на работе») хвастаются с такой гордостью и энтузиазмом, как будто это медаль« За заслуги перед Отечеством» или бриллиантовое колье от Tiffany.

« Офисные мученики — чаще всего люди с низкой самооценкой, — объясняет психолог Юлия Масленникова. — Чтобы хоть как-то подпитать веру в себя, им необходимо постоянное подтверждение своей нужности и незаменимости. Не удивительно, что такие люди хотят все делать самостоятельно: если они делегируют часть обязанностей своим коллегам, то перестанут быть незаменимыми».

Популярное

Переступить опасную черту очень легко. Продолжишь в том же духе — и рискуешь однажды обнаружить, что работа буквально поглотила твою жизнь: тебе некогда съездить в отпуск, сходить пообедать и даже больше! Маша, ассистент большой начальницы, как-то пожаловалась нам, своим подругам: «Как-то под вечер понимаю: ну вот мне совсем нехорошо, хотя голова не болит, руки-ноги в порядке… Так я же в туалет ни разу за день сходить не успела!» Про такие клинические случаи статистики пока нет, а вот про отпуск — есть, и красноречивая: опрос портала Superjob.ru показал, что у 39% работающих россиян накопилось от 15 до 28 дней неиспользованного отпуска, а у каждого десятого — больше 41. Нам просто некогда отдыхать! Работодатели стремятся минимизировать расходы и хотят, чтобы каждый сотрудник отрабатывал свою зарплату по максимуму. А высокая конкуренция на рынке труда дает им возможность выбора. В результате многие из нас готовы на все, лишь бы показать себя незаменимым работником. В том числе годами обходиться без законного отдыха и отвечать на рабочие письма в два часа ночи.

Офисные мученики искренне считают себя солью земли и спасителями мира — мол, без них вся работа компании развалится.

Объединитесь и попробуйте поговорить с этим человеком. Возможно, его сверхзанятость объясняется элементарным неумением правильно распределять время. Ирония в том, что, если еще раз посмотреть по сторонам, в твоем офисе наверняка найдется человек, который выполняет даже больший объем работы, но умело балансирует между трудовыми подвигами и отдыхом. И при этом не кричит на каждом углу о том, как поставил крест на личной жизни.

Если же ты диагностировала синдром мученицы у самой себя, задайся вопросами: откуда у тебя потребность что-то доказывать себе и миру? Почему ты должна отрабатывать свое право на жизнь работой на износ? Разобраться с самооценкой тебе поможет психолог, а вот если у тебя нет интересов и увлечений за пределами работы, самое время начать их искать!

Босс-мученик(он же босс-мучитель) — самый сложный случай. Поговори с ним о том, как много ты делаешь, покажи, что хорошо справляешься со своей работой. Объясни, что его постоянные звонки, письма, размывание границ между рабочим и свободным временем влияют на тебя негативно, ты теряешь концентрацию. Если руководитель действительно настолько ценит тебя, что не может прожить без твоей помощи и часа, то пойти тебе навстречу в его интересах.

В самых запущенных случаях единственное спасение — бежать с такой работы. Альтернатива — принести свою жизнь на алтарь великой цели, вознестись на небеса и стать настоящей святой великомученицей. Что вряд ли соответствует твоим представлениями о карьере мечты(даже при возможности повышения зарплаты).

Тест

Трудно признаться себе в склонности к мученичеству. Если ты ответила« да» хотя бы на четыре вопроса, задумайся.

  • Ты часто обнаруживаешь, что, кроме тебя, в офисе никого уже не осталось?
  • Приходишь на работу, даже если заболела?
  • Отвечаешь на несрочные электронные письма в нерабочее время?
  • Тебе кажется, что ты единственная в этом офисе, кто делает всю работу?
  • Ты часто жалуешься на свою загруженность?
  • Ты когда-нибудь замечала, что коллеги держатся от тебя немного в стороне?